Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II,
Законом РУз от 25.04.2003 г. N 482-II,
Законом РУз от 12.12.2003 г. N 568-II,
Законом РУз от 30.04.2004 г. N 621-II,
Законом РУз от 03.12.2004 г. N 714-II,
Законом РУз от 23.03.2006 г. N ЗРУ-26,
Законом РУз от 18.09.2006 г. N ЗРУ-52,
Законом РУз от 10.10.2006 г. N ЗРУ-59,
Законом РУз от 28.12.2007 г. N ЗРУ-138,
Законом РУз от 31.12.2008 г. N ЗРУ-197,
Законом РУз от 25.12.2009 г. N ЗРУ-240,
Законом РУз от 15.09.2010 г. N ЗРУ-256,
Законом РУз от 13.12.2010 г. N ЗРУ-265,
Законом РУз от 21.04.2011 г. N ЗРУ-288
I. Общие положения (Статьи 1-10)
II. Основы осуществления предпринимательской
деятельности (Статьи 11-17)
III. Гарантии прав субъектов предпринимательской
деятельности (Статьи 18-34)
IV. Защита прав субъектов предпринимательской
деятельности (Статьи 35-40-1)
V. Государственная поддержка предпринимательской
деятельности (Статьи 41-47)
VI. Заключительные положения (Статьи 48-51)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные задачи Закона
Статья 2. Законодательство о гарантиях свободы
предпринимательской деятельности
Статья 3. Понятие предпринимательской деятельности
Статья 4. Субъекты предпринимательской деятельности
Статья 5. Субъекты малого предпринимательства
Статья 6. Индивидуальное предпринимательство
Статья 7. Совместная предпринимательская деятельность
физических лиц без образования юридического лица
Статья 8. Права субъектов предпринимательской деятельности
Статья 9. Обязанности субъектов предпринимательской
деятельности
Статья 10. Объединения субъектов предпринимательской
деятельности
К некоммерческим организациям настоящий Закон применяется в той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.
Отношения, связанные с гарантиями свободы предпринимательской деятельности в Республике Каракалпакстан, регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, то применяются правила международного договора.
Органы государственной власти и управления (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), их должностные лица, а также другие лица, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами предпринимательской деятельности.
Субъектами малого предпринимательства являются:
индивидуальные предприниматели;
микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, - не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях - не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании - не более пяти человек;
малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов - не более ста человек;
машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы - не более пятидесяти человек;
науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы - не более двадцати пяти человек.
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством. При этом учитывается также численность работающих в унитарных (дочерних) предприятиях, филиалах и представительствах.
Юридические и физические лица, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.
Льготы, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются вышеперечисленным коммерческим организациям на основании их обращений в уполномоченные организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность уведомления возлагается на субъектов, представивших уведомление.
В случае превышения микрофирмой и малым предприятием установленной среднегодовой численности работников они лишаются льгот, гарантий и прав, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение, и на последующие три месяца. Данное положение не распространяется в случаях, когда:
при заключении микрофирмой и малым предприятием трудовых договоров с выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан установленная среднегодовая численность занятых работников превышает не более чем на 20 процентов. Превышение численности допускается при условии, что со дня окончания выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан прошло не более трех лет;
при заключении малым предприятием трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), установленная среднегодовая численность занятых работников превышает не более чем на 30 процентов.
Индивидуальное предпринимательство осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно, без права найма работников, на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного вещного права, допускающего владение и (или) пользование имуществом.
В случаях, когда для осуществления индивидуального предпринимательства один из супругов использует общее совместное имущество супругов, требуется согласие другого супруга (супруги), если иное не предусмотрено законодательными актами, брачным договором либо иным соглашением между супругами.
Статья 7. Совместная предпринимательская деятельность
физических лиц без образования юридического лица
Физические лица могут осуществлять совместную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих формах:
семейного предпринимательства, осуществляемого супругами на базе их общего имущества;
простого товарищества;
дехканского хозяйства без образования юридического лица.
При осуществлении семейного предпринимательства на базе имущества супругов, принадлежащего им на правах общей совместной собственности, в деловом обороте от имени супругов выступает один из супругов с согласия другого супруга (супруги), которое должно быть подтверждено при регистрации индивидуального предпринимателя.
При осуществлении семейного предпринимательства, связанного с использованием жилого помещения в качестве объекта предпринимательской деятельности, вступление в деловой оборот одного из собственников жилого помещения производится при наличии нотариально удостоверенного согласия совершеннолетних членов семьи.
Физические лица могут быть сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной предпринимательской деятельности, только после их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Отношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением деятельности дехканского хозяйства и простого товарищества, регулируются законодательством.
владеть, пользоваться и распоряжаться в соответствии с законодательством принадлежащим им имуществом;
самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции (работ, услуг);
получать доход (прибыль) от предпринимательства в неограниченном размере, за исключением субъектов предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг), и распоряжаться им по своему усмотрению;
реализовывать свою продукцию (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
приобретать и (или) получать в аренду здания, сооружения, оборудование и иное имущество, в том числе путем лизинга;
осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.
Субъекты предпринимательской деятельности могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
выполнять обязательства, вытекающие из заключенных ими договоров;
своевременно производить расчеты с работниками, привлеченными по найму;
соблюдать требования безопасности, экологии, санитарии, гигиены и охраны труда;
иметь сертификаты на реализуемые товары в соответствии с законодательством;
своевременно информировать соответствующие государственные органы об изменении почтового адреса и иных реквизитов;
вести бухгалтерский, оперативный и статистический учет в соответствии с требованиями законодательства;
в установленном порядке и сроки представлять в соответствующие органы отчетность о своей деятельности.
Субъекты предпринимательской деятельности могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 10. Объединения субъектов
предпринимательской деятельности
Субъекты предпринимательства в целях защиты своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения в соответствии с законом.
Отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией объединений субъектов предпринимательской деятельности, регулируются законодательством.
предпринимательской деятельности
Статья 12. Особенности государственной регистрации
индивидуального предпринимателя
Статья 13. Лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности
Статья 14. Имущественная основа
предпринимательской деятельности
Статья 15. Кредитование и страхование субъектов
предпринимательской деятельности
Статья 16. Налогообложение субъектов
предпринимательской деятельности
Статья 17. Учет и отчетность
Статья 11. Государственная регистрация субъектов
предпринимательской деятельности
Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется соответствующим государственным органом в порядке и в сроки, установленные законодательством.
Регистрирующие органы не вправе отказать заявителю в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности по мотивам нецелесообразности их создания или устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные законодательством.
Отказ в государственной регистрации заявителя в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также нарушение сроков регистрации могут быть обжалованы в суд. В случае признания судом решения регистрирующего органа, а также действия (бездействия) его должностных лиц незаконными последние возмещают заявителю убытки и компенсируют моральный вред, причиненные отказом в регистрации или нарушением срока регистрации.
Статья 12 утратила силу в соответствии с
Законом РУз от 30.04. 2004 г. N 621-II
Статья 12. Особенности государственной регистрации
индивидуального предпринимателя
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя должна быть произведена не позднее чем в трехдневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя на срок, указанный в его заявлении, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные кредитные организации, принимающие платежи от населения.
Предельный размер ставки регистрационного сбора устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Размеры регистрационного сбора и предоставление льгот по его уплате определяются органами государственной власти на местах.
В случае отказа в государственной регистрации орган, принявший такое решение, в течение трех дней в письменной форме обязан уведомить об этом физическое лицо.
Индивидуальный предприниматель после государственной регистрации обязан встать на учет в налоговых органах в порядке, установленном законодательством. (Часть в редакции Закона РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Основанием для постановки на учет является копия свидетельства о регистрации.
Статья 13. Лицензирование отдельных видов
предпринимательской деятельности
Виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законодательными актами.
Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Имущество, в том числе имущественные права, на основе и посредством которых субъекты предпринимательства осуществляют предпринимательскую деятельность, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением прав, в порядке, предусмотренном законодательством.
При выдаче кредитов субъекту предпринимательской деятельности гарантами могут являться учреждения банков, иные кредитные или страховые организации. Поручителями могут выступать платежеспособные юридические и физические лица, а также органы самоуправления граждан в порядке, установленном законодательством.
В качестве обеспечения обязательств по кредитным договорам субъект предпринимательской деятельности может использовать свое имущество, в том числе вещи и имущественные права, а также страховой полис о страховании риска непогашения им полученного кредита.
Субъекты предпринимательства в случаях, предусмотренных законодательством, имеют право на льготное кредитование.
Страхование субъектов предпринимательской деятельности осуществляется страховыми организациями в порядке, установленном законодательством.
Статья 16 утратила силу в соответствии с
Законом РУз от 28.12.2007 г. N ЗРУ-138
Статья 16. Налогообложение субъектов
предпринимательской деятельности
Порядок налогообложения субъектов предпринимательской деятельности устанавливается законодательством.
В случае если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений. При этом изменение системы налогообложения и ставок налогов, связанное с их индексацией, а также введение фиксированного налога на доходы юридических и физических лиц от осуществления отдельных видов деятельности не являются изменениями, создающими менее благоприятные условия деятельности для субъектов малого и частного предпринимательства. (Часть в редакции Закона РУз от 25.04.2003 г. N 482-II)
Части третья-девятая исключены в соответствии с
Законом РУз от 25.04.2003 г. N 482-II
Микрофирмы и малые предприятия при осуществлении отдельных видов деятельности, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, уплачивают фиксированную сумму налога. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Микрофирмы и малые предприятия при осуществлении видов деятельности, не предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, уплачивают по их желанию либо единый налог, либо совокупность всех налогов, предусмотренных для данной категории налогоплательщиков. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
Микрофирмы и малые предприятия в целях налогообложения обязаны вести раздельный бухгалтерский учет видов деятельности, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи. (Часть введена в соответствии с Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II)
в соответствии с Законом РУз от 12.05.2001 г. N 220-II
Сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога на алкогольную продукцию, уплачивают единый земельный налог.
Порядок уплаты и ставки единого налога, налога на валовой доход, единого земельного налога устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 17. Учет и отчетность
Субъекты предпринимательской деятельности ведут учет и отчетность в соответствии с законодательством.
Субъекты малого предпринимательства представляют отчетность только в органы государственной статистики и налоговые органы по установленным формам.
Органам государственного управления и органам государственной власти на местах запрещается устанавливать для субъектов предпринимательства дополнительные виды отчетности, не предусмотренные законодательством.
III. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 18. Конституционные гарантии свободы
предпринимательской деятельности
Статья 19. Гарантии свободы осуществления субъектами
предпринимательства любой деятельности, не запрещенной
законодательством
Статья 20. Гарантии свободы распоряжения субъектами
предпринимательства собственной продукцией (работами,
услугами) и доходами (прибылью)
Статья 21. Гарантии распоряжения денежными средствами
Статья 22. Гарантии свободы внешнеэкономической деятельности
субъектов предпринимательской деятельности
Статья 23. Гарантии права собственности и других вещных
прав субъектов предпринимательской деятельности
Статья 24. Гарантии права пользования фермерскими
хозяйствами земельными участками
Статья 25. Гарантии права пользования дехканскими
хозяйствами земельными участками
Статья 26. Гарантии права осуществления индивидуального
предпринимательства под своим именем
Статья 27. Гарантии свободного доступа субъектов
предпринимательства на рынки сырья, товаров и услуг
Статья 28. Гарантии свободного доступа фермерских и дехканских
хозяйств к материально-техническим ресурсам, посевным
материалам, саженцам и племенному скоту
Статья 29. Гарантии осуществления водопотребления
фермерскими и дехканскими хозяйствами
Статья 30. Гарантии доступа к кредитным ресурсам
Статья 31. Гарантии доступности информации
Статья 32. Гарантии от национализации,
конфискации и реквизиции
Статья 33. Гарантии использования фирменного
наименования, товарного знака (знака обслуживания)
Статья 34. Гарантии невмешательства в
предпринимательскую деятельность
Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.
Предпринимателям гарантируется судебная защита их прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, общественных объединений, действий (бездействие) их должностных лиц.
30 09 2014
5 стр.
07 10 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
07 10 2014
1 стр.
25 12 2014
4 стр.
13 10 2014
1 стр.
09 10 2014
1 стр.