Перейти на главную страницу
Вначале
«Я собираюсь полностью настроиться на мысли и чувства моего ребенка, принять их. Я собираюсь получить ту информацию, которую я никогда раньше не слышал».
«Я буду избегать осуждения, оценок и нравоучений. Я не буду убеждать в чем-либо или уверять».
«Я смогу обсудить любые новые идеи, неважно, насколько они будут далеки от меня».
«Я не буду торопиться. Если мы не придумаем быстрое решение, это может означать, что нам надо еще подумать, глубже вникнуть и больше поговорить».
Ключевое слово уважение — уважение моего ребенка, меня и неограниченных возможностей, которые получают два человека, когда они по доброй воле обсуждают что-то.
Предупреждения по поводу каждого пункта метода «Решение проблемы»
Прежде чем начнете, спросите себя: «Я все еще охвачен эмоциями или я сейчас достаточно спокоен, чтобы начать это процесс?» (Вы не можете приступить к методу, если в вас бурлят чувства.) Затем проверьте настроение ребенка. «Ты сейчас готов поговорить?» Если он говорит «да»...
«Что нам нужно предпринять, чтобы реализовать этот план?»
«Кто будет нести ответственность за это?»
«К какому сроку мы это сделаем?»
Родитель. Никаких обвинений или разговоров о том, что было раньше. Сейчас мы стараемся сосредоточиться на будущем!
Вопросы по поводу метода «Решение проблемы»
за тебя твою работу, это мне неприятно. Дадим старому плану еще один шанс? Может, поговорим о том, что мешает его реализовать? Или придумаем другое решение?
Будучи взрослыми, мы понимаем, что мало какие решения соблюдаются постоянно. То, что хорошо для четырехлетнего ребенка, может не работать сейчас, когда ему уже пять. То, что было хорошо зимой, может весной уже стать неактуальным. Жизнь — это непрерывный процесс приспосабливания и исправления. Важно, что ребенок продолжает видеть себя участником решения проблемы, а не частью самой проблемы.
Мать. У нас тут настоящая проблема. Ты хочешь, чтобы мы сейчас пошли покупать тебе кроссовки. А я хочу закончить разбор белья для стирки, после чего мне нужно готовить ужин.
Ребенок. Может, я закончу разбирать белье, пока ты соберешься, а потом, когда мы придем домой, я помогу тебе приготовить ужин?
Мать. Я думаю, это будет неплохо.
«Дорогой Джонни,
я хотел бы услышать твои идеи относительно того, как решить проблему с... Ты, возможно (хочешь, чувствуешь, нуждаешься)... Я (хочу, чувствую, мне нужно).
Пожалуйста, дай мне знать о любых решениях, которые, по твоему мнению, удовлетворят нас обоих.
С любовью, папа».
Метод «Решение проблемы» в действии
«Люльку, которую я одалживала подруге, только что вернули мне. Я поставила ее в спальне. Брайан, двухлетний сын, изучает ее, его завораживает качающаяся корзинка.
Брайан. Мамочка, я хочу залезть в люльку.
Мама. Солнышко, ты слишком большой для нее.
Брайан. Да, я залезу в люльку. {Начинаетзалезать в нее.)
Мама (удерживая его). Брайан, мама сказала, ты слишком большой. Люлька может упасть, если ты залезешь в нее.
Брайан. Пожалуйста, мамочка! Я залезу в люльку СЕЙЧАС! (Начинает хныкать.)
Солнышко, я вижу, как ты хочешь залезть в люльку прямо сейчас. Наверное, тебе кажется, что в ней весело качаться. Я тоже хочу в ней покачаться. Дело в том, что она не выдержит ни меня, ни тебя. Мы слишком большие.
Брайан. Видишь, мамочка, Брайни качает Гувера, хорошо?
Мама (от тебе на!). Гувер правильного размера!»
-Да.
Я начала с того, что внесла в список две мысли:
«Купить табуретку, как у Джимми в уборной.
Мама будет спрашивать Дэвида, не хочет ли он «сходить».
Тут Дэвид заговорил:
На следующий день я купила ему табуретку и кучу тренировочных штанишек. Дэвид был восхищен и тем и другим и показывал их Барбаре и Питеру, которые его подбадривали.
Мы снова поговорили о том, как распознавать, когда ему нужно «сходить», о давлении в животике и о том, что нужно идти в туалет и снимать штанишки вовремя.
Он знал, что я сочувственно отношусь к связанным с этим трудностям.
В любом случае, уже прошло три месяца, и он почти научился. Он гордится собой!»
«Я с нетерпением ждала следующего семинара. У меня назрело кое-что волнующее, чем я хотела поделиться с группой. Я была свободна! Как и моя дочка трех с половиной лет Рейчел. Все началось во вторник утром, когда позвонил телефон.
Я сказала Рейчел:
«Проблема: маме надо купить молока. У нее не будет времени после детского сада, поэтому она должна это сделать во время того, как дочка находится в детском саду.
Варианты решения проблемы:
(Мой) 1. Пойти, пока дочка в детском саду, и быстро вернуться.
(Рейчел) 2. Не покупать молоко.
(Рейчел) 3. Пойти после детского садика.
(Мой) 4. Пока мама в магазине, Рейчел может петь, рисовать и играть.
(Мой) 5. Рейчел останется в садике, пока мама ходит в магазин.
(Рейчел) 6. Мама покупает только одну вещь, а потом быстро возвращается обратно.
(Рейчел) 7. Завтра мы вместе купим жевательную резинку.
(Рейчел) 8. Если Рейчел хочет плакать, она будет плакать.
Мы прочитали наш список, и я объяснила, что, если я не куплю молока, папа и Рейчел расстроятся. Поэтому мы вычеркнули это из нашего списка. Я снова объяснила, что у меня не будет времени идти после садика, поэтому мы вычеркнули этот пункт. Рейчел выглядела довольной.
Мы пошли в детский сад. Рейчел обняла и поцеловала меня на прощание. Она напомнила, что мне нужно идти только в один магазин, а потом села в круг с другими детьми.
Я помчалась в магазин и вернулась так быстро, что смогла понаблюдать, как Рейчел весело поглощена игрой со своими друзьями. Занятия закончились, и она встретила меня словами:
Утро среды.
Рейчел (выглядит напряженной). Сегодня есть занятия в садике?
Я (ожидая фразы «7ы останешься?"). Да.
Рейчел. Мамочка... Если я захочу плакать, я буду плакать. А если не захочу, то не буду!
Я. Давай это запишем.
Я записала. Она прибавила, что будет сидеть с подружкой, а потом сказала:
Через 45 минут я вернулась.
Я. Ты была без меня!
Рейчел. Да, я горжусь собой!
Утро пятницы.
Рейчел. Мам, сегодня есть занятия в детском садике?
Я. Да.
Рейчел. Тогда запиши: я буду сидеть с подружкой. Проблема решена. Рейчел идет в садик. Мама идет в магазин!
«Моему сыну, Майклу Хоуарду, пять с половиной лет, он ходит в «нулевку». Он читает книги, которые проходят с третьего по шестой класс. У него большой словарный запас, и он хочет быть пластическим хирургом. Ему нравится, когда я читаю ему медицинские книжки про разные части тела. Очень часто вечером он приходит и ложится ко мне. Я уже пробовал все, чтобы не пускать его и при этом не давать ему почувствовать себя ненужным. Я уже пробовал не ложиться спать до 2.30. А когда я быстро засыпаю, он берет свою подушку, тапочки, халат и залезает под одеяло на середину моей двуспальной кровати. Я нахожу его там утром, он лежит рядом со мной, свернувшись калачиком. Он даже предлагал мне спать в его кровати, чтобы он спал в моей. Придя домой с семинара, я решил попробовать другой метод.
Я спросил Майкла, что можно сделать, чтобы он не приходил спать ко мне. Он сказал:
пожалуйста, не ходи ко мне ночью.
С любовью, папа».
Он вышел из комнаты и вернулся с линейкой и скотчем. Он измерил 44 дюйма (на обратной стороне моей двери), взял записку и приклеил ее скотчем по нижнему краю бумаги так, чтобы она свисала.
Дилемма Дженнифер
Во вторник вечером, все еще воодушевленная прошедшим семинаром, я решила начать разговор с Дженни (пять лет) с вопроса:
М а м а. У тебя есть время, чтобы поговорить?
Дженнифер. Да.
Мама. Я бы хотела поговорить о нашей проблеме «середина ночи».
Дженнифер. Хорошо.
Мама. Ты не хочешь мне рассказать, что ты чувствуешь в связи с этой ситуацией, которая так печалит нас обеих?
Дженнифер. Что-то происходит во мне, мама н лице гримаса, кулаки сжаты), и я не могу оставаться в своей комнате. Я просто хочу приходить в твою комнату.
Мама. А, понятно...
Джен нифер. Я знаю, что ты это терпеть не можешь, так?
Мама. Ну, давай я расскажу тебе, что я чувствую. После длинного дня я мечтаю лечь в кровать, свернуться под теплыми одеялами и быстро заснуть. Когда меня будят, я уже не такая приветливая мамочка.
Дженнифер. Я знаю.
Мама. Давай посмотрим, сможем ли мы придумать какое-то решение, которое сделает нас обеих счастливыми, хорошо? (Достает ручку и блокнот.)
Джен нифер. Ты собираешься писать это? Это будет список? (Очень впечатлена.)
Мама. Да, можешь начать?
Джен нифер. Я хочу приходить в кровать к маме и папе.
Мама. Хорошо (пишет). Что-нибудь еще?
Дженнифер. Я могу охранять вас взамен.
Мама. Хм... (пишет).
Джен нифер. Я могу читать при свете ночника, если буду что-нибудь грызть.
Мама. Убеждена, ты могла бы.
Дже ннифе р. Но если бы у меня была лампа... У меня может быть лампа?
Мама (пишет). Что бы ты делала с лампой?
Дженнифер (взволнованно). Я бы могла читать книгу, играть с языкодержателем (папа — врач), писать мои письма...
Мама. Кто-то кажется взволнованным.
Дженнифер. Ладно, как насчет номера 4 (в списке)?
Мама. У тебя еще есть идеи?
Дженнифер. Я бы могла просить попить.
Мама. Хм... (Пишет).
Дженнифер. И пункт 5 — я бы хотела иногда выходить из комнаты, чтобы проверить, все ли у вас в порядке.
Мама. У тебя получился целый список! Давай его перечитаем.
Джен быстро поставила крестик напротив первого и второго пунктов. Она говорила о покупке лампы, блокнота и карандашей на следующий день. Мы выбрали ужасную оранжевую лампу (ее выбор), чтобы она подошла (?) к ее красно-белой комнате. Ночь
прошла отлично. На следующее утро я получила коробку из-под обуви (ее идея), полную ее рисунков. Прошла уже целая неделя, и она дает мне нормально спать. Скрестила пальцы на удачу».
Родители рассказывали нам, что как только их дети привыкали к методу «Решение проблемы», они легче улаживали разногласия со своими братьями и сестрами. Для родителей это была просто награда. Вместо того чтобы вмешиваться, принимать чью-либо сторону, играть роль судьи и решать проблему, они утверждали наличие проблемы и адресовали ее тем, кому она принадлежала, — детям. Вот высказывание, которое, казалось, побуждало детей брать на себя ответственность и разбираться в своих конфликтах: «Дети, это серьезная проблема, но я верю, что вы оба можете ее обсудить и придумать решение, которое устроит вас обоих». Первый пример был рассказан отцом:
«Брэд (четыре года) и Тара (два с половиной) гуляли на улице. Брэд катался на трехколесном велосипеде Тары, Тара же хотела сама на нем кататься. Тара закатила истерику, а Брэд отказался слезать.
Обычно я бы, не колеблясь, сказал:
Но, вместо того чтобы занимать сторону Тары, я сказал:
И так они оба катались до самого захода солнца».
Что не перестает нас удивлять, так это решения, которые придумывают сами дети. Обычно они очень оригинальны и гораздо более эффективны, чем те варианты, которые придумывают родители.
«Когда я вернулась домой после последнего семинара, мои дети были в разгаре спора по поводу красной куртки, которую они оба хотели надеть. Раньше эту куртку носила моя шестилетняя дочь, а теперь носит трехлетний сын. Они оба были готовы выйти на улицу и начали драться и кричать по поводу того, кто должен надеть эту куртку.
Я обратила на себя их внимание и сказала:
«У Скотта (восемь лет) была проблема — он не знал, как избавиться от злости. В тот конкретный вечер что-то разозлило его, и он бросился с сжатыми кулаками из-за обеденного стола, не зная приемлемого способа избавиться от своей ярости. По дороге в свою комнату он случайно разбил мою любимую вазу.
Когда я увидела, как она разлетелась вдребезги, я пришла в бешенство и, к сожалению, начала кричать, как маньяк. Он же побежал в свою комнату и хлопнул дверью.
После того как моему мужу удалось склеить вазу, а гнев по прошествии некоторого времени улегся, я пошла к сыну и постучала в дверь. Когда он спросил: «Что?» — я узнала у него, могу ли я войти и есть ли у него время поговорить.
Он посмотрел на меня с благодарностью и сказал: «Да!» Такое ощущение, что одно мое присутствие убедило его в том, что я все еще люблю его и воспринимаю как человека, а не как неуклюжего неуправляемого ребенка.
Я начала с того, что спросила его, что он чувствует, когда так злится. Он сказал мне, что хочет ударить кого-нибудь или разбить что-нибудь, носиться вокруг и как можно сильнее швырять вещи. Я рассказала ему, что, когда он ведет себя подобным образом, мне хочется пойти в его комнату, взять
его любимую игрушку и сломать ее. Затем мы посмотрели друг на друга с таким выражением, как будто сказали «Хм».
С ручкой и бумагой в руке я спросила его, можем ли мы придумать какие-то способы показывать злобу или избавляться от нее так, чтобы мы оба могли с этим мириться. Он дал мне несколько вариантов:
«Папа может повесить боксерскую грушу.
Повесить что-нибудь на стену, чтобы я туда кидал мячиком.
Подвесить пуф.
Включить радио на полную громкость.
Сделать турник.
Бить меня по голове подушкой.
Хлопать дверями.
Активно прыгать на полу.
Прыгать по кровати.
Включать и выключать свет.
Выйти на улицу и десять раз обежать вокруг дома.
Рвать бумагу.
Щипать себя».
Я не произнесла ни слова, но все записала. Интересно, что после того, как он произнес такие вещи, которые, как он знал, ему бы не разрешили делать, он слегка посмеивался, давая мне понять, что это то, чего он бы на самом деле хотел.
Перечитав список, я убрала некоторые пункты и объяснила ему, почему они не нравятся мне. Мы оставили четыре возможности.
Папа потратит .определенное время на то, чтобы починить и повесить боксерскую грушу.
Мы повесим турник в проеме его двери.
Он будет бегать вокруг дома только в дневное время.
Когда мы обсуждали его желание рвать бумагу, я сказала:
17 12 2014
10 стр.
Один из ключевых вопросов в деятельности школьного музея – «как?». Как сделать, чтобы дети пришли в музей, чтобы им было интересно, чтобы они тоже стали заниматься поисковой, а то
14 12 2014
3 стр.
Для того, чтобы у нас росли талантливые, творческие и счастливые дети, дети, которые сами умеют думать и не программируются ни на какую ерунду, им нужно как можно раньше приобщатьс
11 10 2014
1 стр.
Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привы
01 10 2014
1 стр.
Скажем прямо: это не просто. Те, кто предлагают наркотики, обычно прекрасно знают, что и как надо говорить, чтобы затянуть тебя в наркотический омут
09 09 2014
1 стр.
«Дети – с небес. Искусство позитивного воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе.»: София; Москва; 2004
12 10 2014
26 стр.
Не только дети, но и взрослые тоже могут так видеть счастливые мгновения своей жизни. А может, потому, чтобы у вас было просто хорошее настроение. Как это важно в зимние холодные д
18 12 2014
1 стр.
Тогда он находил плоский камушек и, примерившись, кидал его, стараясь, чтобы тот прыгал по волнам как можно дальше. Раньше дети со всего пляжа приходили посмотреть на искусство дяд
09 09 2014
1 стр.