Перейти на главную страницу
Здесь хочется отметить следующее. В принципе, практически все библиотеки работают со школами, средними специальными и высшими учебными заведениями. В этом отношении и мы не остались в стороне. Но работу свою пытаемся построить на том ресурсе, которым обладаем – это информация.
В 2008 году мы заключили договор о сотрудничестве с Педагогическим колледжем №1 им. Куратова, отделением «социальная работа». Работа была построена на обмене информацией, проведение мероприятий - согласно учебного плана и создании совместных печатных и электронных продуктов. Нами были проведены лектории - «Молодежная культура как социальное понятие», «Система библиотечного обслуживания социально незащищенных групп населения», «От глиняной таблички до бумажного кодекса» и т.п.
Результатом совместной работы явился выпуск CD- диска «Солнечный город». Идея его создания была такова. Студенты педагогического колледжа каждый год проходят социально-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях, социальных центрах, им нужна методическая база, которая бы облегчила прохождение практики. Назрела необходимость создать такой ресурс, в котором было бы все необходимое для вожатого, воспитателя или педагога. Такой материал был накоплен студентами колледжа и библиотекой, его нужно было только оформить. Вот этим мы и занялись. Придумали разделы с учетом пожеланий руководителей колледжа и тех требований, которые были предъявлены.
Что в нем интересного, спросите Вы? Об этом расскажет сам ресурс. Кто-то отнесется к нему скептически, кто-то найдет для себя что-то особенное. Открыв диск, вы совершите небольшое путешествие по стране детства, побываете в домиках «Винтики и шпунтики», «Знайки и кнопочки», «Гусли», «Медуница и Пилюлькины», не останутся без внимания домик под названием «Огонек» и «Книжкин дом».
В этом году мы обрели нового партнера - это Коми республиканский институт развития образования и повышения квалификации.
Каким образом мы строим свою работу здесь. Мы выяснили, что в КРИРОиПК преподают курс «Информационные технологии в педагогической деятельности» и многие педагоги, которые приезжают на курсы из разных уголков республики, особенно из сел испытывают трудности в работе с компьютером, с прикладными программами MS Word, MS Power point, MS Easel и т.д. Проанализировав наши возможности и умения, мы предложили свои услуги в качестве консультантов. Для курсантов консультации носят индивидуальный и обзорный характер. Мы также разрабатываем буклеты-подсказки, которые могут помочь в самостоятельном изучении проблемы. Серия буклетов так и называется «Помоги себе сам».
Мы нашли интересную форму работы и с общеобразовательными учебными заведениями города, где учащиеся школ являются не только дисциплинированными слушателями, а равноправными участниками и соведущими любого мероприятия.
И в заключение хочется сказать об организациях, компаниях, которые ни в коем случае нельзя терять из поля своего зрения. Это «Консультант Плюс», «Гарант», Центр специальной связи и информации ФСО России в Республике Коми. Благодаря их участию все библиотеки нашей системы используют в своей работе справочно-правовые системы. Наиболее плодотворно в этом отношении мы, работаем с «Консультант Плюс Коми». Специалисты компании охотно откликаются на наши приглашения поучаствовать в мероприятиях и семинарах, организованных библиотекой. При их содействии мы имеем возможность следить за изменениями, происходящими в программном обеспечении, и выгодно вкладывать финансовые средства в его приобретение.
Наш город маленький, но любая организация, компания, учреждение, на мой взгляд, открыты для сотрудничества. Надо просто однажды постучаться в нужную дверь и сделать предложение, от которого им невозможно будет отказаться.
зав. отделом редких книг и рукописей
Научной библиотеки СыктГУ
В современный период развития общества существует повсеместный интерес к подлинным памятникам, подлинным источникам. Сегодня одним из инструментов видения исторического процесса и места в нем своего поколения является именно работа с подлинными памятниками, чему способствуют максимальное использование фондов вузовских библиотек, аккумуляция лучшего, что они имеют. Естественно, что интерес науки, общества в первую очередь обращается к отделам редких книг и рукописей, музеям книги, в которых хранятся наиболее важные для понимания корней и истоков нашей культуры - книги. Именно редкая книга является памятником истории и культуры и дает богатейшую информацию об истории, культурных процессах, проходивших в обществе. Поэтому мы являемся наследниками огромного духовного богатства, источником которого являются старые, редкие и ценные издания. Ведь книга является не просто текстом, не только «сосудом», с помощью которого накапливаются и передаются человеческие знания, но и материальным предметом, который несет в себе художественные вкусы и духовные ценности той эпохи, в которой она создавалась.
В библиотеке университета хранятся уникальные для региона книжные собрания – коллекции рукописных и старопечатных книг 16 – начала 20 веков, приобретенные в результате археографических экспедиций, проводившихся преподавателями и студентами филологического факультета университета, полученные от жителей старообрядческих селений разных районов Республики Коми. Первой археографической экспедицией, положившей начало рукописному фонду Научной библиотеки СыктГУ, стала поездка на территорию Усть-Цилемского района в 1977 году. Дальнейшая собирательская работа была связана с археографическим освоением территорий Удоры, Верхней и Средней Печоры, Вычегды, где сложились книгописные традиции коми крестьян-старообрядцев.
Самым крупным собранием рукописных и кириллических книг библиотеки является Усть-Цилемская коллекция. К настоящему времени большая часть рукописных книг этого собрания имеет научное описание, изданное в составе первого выпуска каталога-путеводителя «Памятники письменности в хранилищах Коми АССР».Также по этим материалам создана электронная коллекция. Особое место среди усть-цилемских рукописей занимают сборники, переписанные и составленные известными печорскими книжником И.С. Мяндиным (1823-1894), талантливым книгописцем, переписчиком, который выработал свой характерный полууставной почерк, легко узнаваемый среди других печорских почерков. Не менее известным книжником являлся С.А. Носов (1902-1981), переписчик рукописных книг, создавший ряд оригинальных сочинений, сборников энциклопедического характера и эпистолярный архив.
Среднепечорское собрание рукописей было сформировано в результате археографического изучения Вуктыльского и Печорского районов РК. Большую часть собрания составляют книги, входившие в состав крестьянских старообрядческих библиотек. Самой крупной из них является библиотека старообрядческого наставника, книжника С.А. Мамонтова (1905-1979), включающая разнообразные документы из личного архива, переписку с единоверцами, рукописи и кириллические книги 16 - 20 вв. Верхнепечорская коллекция содержит книги, привезенные из старообрядческих сел Троицко-Печорского района РК. В основном, это поздние рукописи, созданные в 19-20 вв.
Вычегодское собрание – одно из немногочисленных книжных собраний. Оно включает книги, привезенные из археографических экспедиций на территорию Усть-Куломского района РК. В составе рукописей этого собрания сохранился список «Повести о Брунцвике», представляющий оригинальную переработку переводного рыцарского романа.
Вашкинская книжная коллекция была составлена по материалам археографических поездок сыктывкарских филологов на Удору. В собрании рукописей особое место занимают сборники, составленные известными удорскими книжниками – И.М. Матевым (1816-1886), старообрядческой наставницей О.П. Коровиной (1888-1937), удорским и каргопольским книжником, наставником, руководителем страннического предела П.Ф. Ильиным (1865-1922), писцом А.П. Сивковым и удорским наставником А.С. Тукоевым.
Книжное собрание Ю.В. Гагарина появилось в фонде библиотеки СыктГУ в 1989г. Эту коллекцию составляют рукописи и кириллические книги, собранные ученым-этнографом в ходе историко-этнографических экспедиций, проходивших в разных районах Русского Севера. В Гагаринском собрании хранится самая древняя рукопись ОРК НБ СыктГУ - «Апостол» 1550г. Здесь же находится оригинальное произведение 18 в. - «Сказание о Мамаевом воинстве», представляющее уникальный памятник Куликовского цикла, известный только в одном сыктывкарском списке. Научное описание рукописей коллекций Ю.В. Гагарина опубликовано в 1989 г. в первом выпуске каталога–путеводителя «Памятники письменности в хранилищах Коми АССР».
Коллекция Текущих поступлений начала формироваться с момента основания ОРК СыктГУ в 1988г., и представляет собой сборники, составленные и бытовавшие на территории старообрядческих районов РК и Русского Севера в целом. Это рукописи, созданные в среде староверов-филипповцев,странников.
Интересной и уникальной по своему составу частью фондов отдела являются редкие издания, насчитывающие около 1700 единиц хранения, которые охватывают все разделы науки и общественной жизни. Это, во-первых, собрание иностранной литературы 17 – 19 вв., составляющее около 700 книг, которые поступили в библиотеку через букинистические магазины, приобретены на книжных аукционах, получены в дар от частных лиц. На книжных экземплярах редких изданий сохранились авторские, владельческие, читательские записи, книжные знаки, позволяющие проследить историю бытования книги.
Большую редкость и научную ценность представляет собрание книг, изданных в 18–19 вв. Особое место занимают прижизненные издания русских и зарубежных классиков и ученых. В их числе произведения Ж.Ж.Руссо, О.Бальзака, Р.Ролана. А.П. Чехова, Д. Мережковского, А. Блока, И. Северянина 1915г. (с пометами автора). Самая старая книга – прижизненное издание М.В. Ломоносова («Собрание разныхъ сочинений въ стихах и прозе» 1757г.), труды Д.И. Менделеева («Органическая химия» 1863 г. с надписью известного русского анатома, врача и педагога П.Ф. Лесгафта (1837 – 1989). Также в фонде находится двухтомник трудов самого ученого – прижизненное издание (1893г.) «Семейное воспитание и его значение» и посмертное издание (1912г.)
Большой интерес для исследователей представляют издания научных трудов И.И. Срезневского, А. Григорьева, А.Н. Веселовского и других известных русских ученых, академиков 18 – 19 вв.
Интересный раздел фонда редких изданий представляет коллекция книг с записями. Таких книг в фонде более более 100 экземпляров. Основная часть маргиналий – владельческие. Среди владельцев этих книг – лица разных социальных сословий, от студента до ученого, от простого обывателя до представителя дворянского сословия. Многие книги содержат дарственные надписи. В числе дарителей и адресатов – известные ученые, родственники. Наряду с редкими изданиями в отделе собраны личные книжные собрания ведущих российских ученых, представляющие большую научную и культурную ценность – собрание В.И.Лыткина, коллекция книг, географических атласов известного советского географа, контр-адмирала Е.Е.Шведе, собрание А.И.Толмачева, автора более 300 научных трудов по исследованию тундровой зоны нашей страны и др.
Все эти и многие другие памятники книжной культуры, которые находятся в фонде ОРК библиотеки, являются материалом для научных исследований наших преподавателей-ученых и студентов. Они используются в учебном процессе, научных исследованиях, при написании курсовых, дипломных и диссертационных работ.
Само соприкосновение студентов в археографических экспедициях с живой историей, общение с поколением, имеющим редкую возможность передать молодежи связующую нить с поколением предков, с их жизненным укладом, культурой, традициями имеет неоценимое значение в воспитании молодежи, ее моральном и нравственном развитии.
На базе фондов ОРК проводятся культурно-массовые мероприятия – это выставки и экскурсии для учащихся школ и студентов высших учебных заведений Сыктывкара, во время которых рассказывается об истории книги, ее зарождении, о первых рукописных книгах и становлении книгопечатания, о развитии книги в 18–19 вв.
Таким образом, старая книга является неотъемлемой частью культуры в истории общества. Она дает самую разнообразную информацию о духовной и материальной жизни своего времени. В результате изучения и описания старой книги в учебном процессе студенты университета получают колоссальное количество самой разной информации для занятий наукой, для изучения исторического пути развития нашей страны, истории ее культуры. История нашего народа, несмотря на ее коллизии, войны и социальные трагедии, сохранила многие памятники нашей «неоцененной древности». Это имеет исключительно ценное значение в деле воспитания культуры, нравственности, патриотизма студентов, будущих специалистов, школьников. И это вселяет уверенность и надежду, что культура будет сохранена для будущих поколений. И от них зависит, станет ли опыт этой древности опорой их духовных поисков, ибо сказано в Писании «Ищите и обрящете».
МУ «Хасавюртовская городская централизованная библиотечная система», Россия
Вахабова Зульфия Чингизовна,
Болгария
Сегодня ситуация в России требует пристального обращения к проблеме социализации личности, которая обостряется кризисными явлениями в различных сферах.
Наш опыт показывает, что на современном этапе одним из факторов социализации молодежи может стать библиотечно-информационная деятельность, сочетающая ценностные и традиционные особенности общественного развития. Библиотека как один из социальных институтов призвана способствовать успешной интеграции индивида в различные типы социальных общностей через усвоение элементов культуры, норм и ценностей.
В культуре многонационального Дагестана исторически сложились свои способы обучения приемлемому поведению, где главенствуют идеи диалога, взаимного уважения, содружества - того, что может содействовать формированию толерантности и культуры мира.
Однако в последние годы межнациональные отношения в республике обострились, молодые люди при решении спорных вопросов и даже бытовых проблем стали проявлять нетерпимость, агрессивность. Чтобы снять возникшее напряжение, Хасавюртовской центральной городской библиотеке имени Расула Гамзатова, оказавшейся в центре трех террористических актов и понесшей значительные материальные и моральные потери, приходится предпринимать значительные усилия по формированию установок толерантного сознания. Библиотека, продолжая многовековые традиции миротворчества, стала инициатором и организатором активных успешных действий, направленных на достижение согласия между различными социальными группами посредством вовлечения молодых граждан в процесс решения региональных проблем.
С 2006 года библиотека реализует программу «Диалоговое чтение как важнейший инструмент преодоления этнической нетерпимости».
Термином «диалоговое чтение» мы обозначаем совместную работу группы из двух и более человек над текстом художественного произведения или познавательной литературы, в процессе которой собеседники расширяют и обогащают взаимопонимание.
Идея программы состоит в том, что обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями культуры других народов обогащает личность. С другой стороны, межличностное общение молодых людей способствует взаимодействию культур. Межличностное общение, расширяя источники социальной и культурной информации, тем самым может выступить важным фактором в преодолении стереотипизированного мышления и этим способствует взаимообогащению духовного мира подрастающего поколения.
Одним из проектов программы стала открытая при библиотеке воскресная школа национального языка и литературы для старшеклассников из семей четырех этнических меньшинств. С ними проводятся специальные интерактивные занятия по изучению родных языков, поскольку в школах им не предоставлена такая возможность.
Чтобы понимать язык чужой культуры, человек должен быть открыт к культуре отечественной. От родного - к вселенскому, только так можно постичь лучшее в других культурах. И только в таком случае диалог будет плодотворен.
Формируя позитивную этническую идентичность, библиотека в то же время развивает у молодых читателей толерантное отношение к другим этническим группам. Эта задача решается посредством расширения доступа представителям целевой группы проекта не только к культурным ценностям своего народа, но и к достижениям культуры и традиций других народов Дагестана, их верований и обычаев.
Таким образом, проект, с одной стороны, создает условия самостоятельного и стабильного существования малой этнической группы и, с другой, условия мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом сообществе.
Основным инструментом решения цели проекта является диалоговое чтение. Каждая из четырех групп воскресной школы представляет собой читательскую группу. Куратор школы (это или библиотекарь, или учитель дагестанской словесности) через чтение специально подобранных книг стимулирует интерес членов группы к пониманию различных культурных феноменов.
Наиболее успешными моделями диалогового чтения стали реализованные в 2006-2008 годах программы чтения. Библиотекари знакомили своих молодых читателей с традициями совершенно далеких от них (и географически, и ментально) культур с тем, чтобы воспитать у них уважение и терпимость к незнакомым, чуждым и малопонятным культурным явлениям, снять устоявшиеся, зачастую негативные, клише, пробудить доброжелательный интерес к миру, и, в конечном итоге, сформировать установки толерантного сознания.
В библиотечной деятельности активизируются также и непрямые (интуитивные) методы вовлечения молодого читателя в ситуацию «поликультурности». Наше реальное бытие наполнено различными представлениями, нормами, предрассудками, мифами, обуславливаемыми различиями культур, при этом все эти явления внешней среды не всегда осознаются. В связи с этим в библиотеке создается особая среда всевозможных символьных форм, цель которых исподволь погрузить читателя в обстановку многозначности, разноязыкости, сосуществования различных культурных смыслов с тем, чтобы он «привык» к возможности подобного миропорядка и при встрече с ним в реальности не испытал культурного шока.
Наиболее адекватными с этой точки зрения представляются календарные праздники, имеющиеся во всякой культуре. Вот уже третий год формируется библиотечный поликультурный календарь, куда наряду со значимыми для большинства местных жителей памятными датами включаются такие события, как Валентинов день, Хэллоуин, Сабантуй, День сурка, китайский Новый год, Иван Купала, День Люсии, Ханука, День Синтерклааса, Мэрцишор.
Расширение культурного календаря – способ действенный и естественный: чтя собственные праздники наряду с праздниками других народов и культур, молодые люди привыкают к тому, что их собственная культура не единственна, что на свете существуют и другие события, достойные внимания.
В соответствии с установками программы «Диалоговое чтение как важнейший инструмент преодоления этнической нетерпимости» меняется внутреннее пространство библиотеки: созданы специализированные читальные залы (краеведческий, искусства); осуществлена искусственная «изоляция» определенных предметных областей для более глубокого в них погружения; книжные и художественные выставки организуются как в новых локальных пространствах, так и на границах отдельных локусов; устанавливаются общие столы, за которыми могут работать по 4-8 человек, что позволяет им во время работы свободно общаться, обмениваться мнениями.
В библиотеке поддерживается особый психологический климат, атмосфера гостеприимства, доброжелательности, заинтересованности в каждом пользователе. Это превращает библиотеку в экспериментальную модель многополярной действительности, с которой приходится иметь дело современному человеку. Эта площадка одновременно и пример, и возможность новой практики, она открытое пространство активного социального действия, в котором всякий может принять участие.
В описанных моделях библиотечной деятельности ценностями становятся не отдельные элементы местного сообщества, а связи между ними. При этом коммуникация (в форме обсуждений прочитанного, читательских диспутов, ролевых игр, тренингов межкультурной коммуникации и пр.) помогает усвоению самых «чуждых», «далеких», «неведомых» смыслов.
Библиотека, предоставляя свои информационные ресурсы и каналы связи для организации современных «переговорных площадок» с максимальным количеством сервиса для диалога, вовлекает в него в качестве оппонентов и соучастников не только конкретных людей, но и могучий арсенал своего главного богатства – книжный фонд. Таким образом, благодаря контактам с реальными человеческими проблемами и «живыми» участниками диалога «анимируются» накопленные библиотекой документные ресурсы.
Партнёрство
как стиль работы современной библиотеки
Шашкова Ирина Васильевна,
директор Княжпогостской МЦБС
С вступлением в силу Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» все очевиднее становится новая ситуация в организации обслуживания населения, а значит и взаимодействия библиотек и органов местного самоуправления. Опыт работы показывает, что стабильная, устойчивая деятельность ЦБС во многом зависит от совместных усилий глав администраций сельских поселений, директора Княжпогостской МЦБС и специалистов городских и сельских библиотек.
Решения городского поселения «Емва» поступают в Информационно-библиографический отдел ЦБ для дальнейшей информационной работы с читателями района.
Налажена работа МЦБС с администрацией района, Центром занятости населения по привлечению подростков к работе в летний период. Между МЦБС и ГУ РК «Центр занятости населения Княжпогостского района» заключаются договоры на организацию временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. «БООН» - Библиотечный Отряд Особого Назначения. В течение трех лет в Княжпогостском районе работают летние трудовые смены школьников, которые занимаются благоустройством территории нашего города. Трудовые отряды созданы при ОАО «Княжпогостское ЖКХ», станции юннатов, городских школах, детских садах. В 2007 году в эти мероприятия включилась центральная библиотека, организовала отряд старшеклассников «БООН». С 6 июня по 31 июля при ЦБ работали подростки, занимались сбором новой мебели, уборкой территории, посещали должников библиотеки, принимали участие в мероприятиях, проводимых центральной детской библиотекой. Четверым старшеклассникам были заведены трудовые книжки, шестерым – выдана заработная плата из федерального и районного бюджета. В библиотечном отряде особого назначения были подростки и из малообеспеченных семей. Участники «БООН» приняли участие в открытии и закрытии трудовых смен. Ребята подготовили отрядную песню, девиз, речёвку. За активное участие в работе трудовой смены ребятам была объявлена благодарность от руководителя администрации МР «Княжпогостский». В 2008 году работала трудовая бригада «БООН - 2» в количестве 7 человек. В 2009 году работала трудовая бригада «БООН - 3» в количестве 5 человек. Ежегодно ЦБ, ЦДБ, городские и сельские филиалы принимают участие в совместных с администрациями мероприятиях, посвященных Дню Победы, Дню республики, Дню города и района, Дню молодёжи и т.п. Трактовская модельная библиотека является информационно-образовательным центром на селе. Администрация сельского поселения «Тракт» ежегодно заслушивает работу библиотеки по работе с несовершеннолетними, по дополнительному привлечению к чтению, участию в мероприятиях подростков и молодежи, осуществляется организация совместных праздников: Дня Победы, 8 марта. В 2008-2009гг. в Трактовской модельной библиотеке действовали программы для летних площадок: «Литературная поляна», «Школа летних чтений». 5 декабря 2008 г. состоялся 5-летний юбилей модельной библиотеки пст. Тракт с участием Кашекиной Л.Б., представителя Консультант Плюс Сокериным С.А.
Администрации сельских поселений «Шошка» и «Туръя» оказывают помощь библиотекам в организации работы. Шошецкий сельский филиал многие годы ведет работу в тесном взаимодействии с администрацией села. В 2009 году при поддержке главы администрации Пудовой Г.И выполнены ремонтные работы в Д/К и библиотеке. Большую помощь Галина Ивановна оказала в феврале 2008 г. при проведении предвыборных встреч избирателей с начальником отдела МК и НП Матвеевым М.Н. и зав. ОК Тыриной В.А. на базе сельской библиотеки.
В марте 2008 г. на базе ЦБ прошли юбилейные мероприятия Сереговской сельской библиотеки с участием главы поселения «Серёгово» Пономарёвой О.В., участниками художественной самодеятельности Д/К. Четвёртый год проводится выездная библиотечная экспедиция «Библиотека. Информация. Читатель» в сельские школы. В 2008-2009 гг. посетили СОШ пст. Мещура, Иоссер, Чиньяворык.
Во время выездов в Мещурский и Седьюдорский сельские филиалы проходили деловые встречи с главой поселения «Мещура» Стеблиной Л.Н. При первой возможности главы поселения «Мещура», «Иоссер», «Тракт», «Шошка» заезжают в центральную библиотеку за книгами для своих библиотек.
В 2008-2009 гг. больше информации из СПС «Консультант Плюс» было предоставлено отделу культуры, физической культуры и спорта, бухгалтерии отдела культуры, а так же предпринимателям района. Информацию о работе ЦБС можно найти в Интернете на сайте Княжпогостского района. Библиотекари ИБО используют ресурсы всемирной паутины при подготовке справок, подборе литературы по определенной теме, обращаются к сайту Национальной библиотеки, а так же официальным сайтам РК, сайтам рефератов и т.п. Услуга доступа в ИНТЕРНЕТ остается наиболее спрашиваемой у наших пользователей. К сожалению, на сегодняшний день пока не установлен АДСЛ, поэтому возникают некоторые трудности при использовании Интернета и E-mail в Трактовской м/б и филиале м. Новый. Традиционна для всех библиотек связь со школами и школьными библиотеками, заключаются договоры, составляются совместные планы. «Справочно-правовые системы - удобные помощники в работе», по такой тематике проводятся библиографические уроки для учащихся МСОШ №1 (11 «а», «б»), №2 (11 «а», «б»), ПУ №11.
Налажены партнерские отношения с отделом образования и молодежной политики администрации Княжпогостского района. В 2009 г. совместно с отделом проведен районный литературно–творческий конкурс о ВОВ «Нам мир завещано беречь!» в рамках фестиваля «Салют Победы!». Участниками стали 50 человек, в т.ч. в возрасте от 14 лет до 18 лет – 25 человек.
Проводился конкурс рисунков «Землю, где родились и живем, с детства называем отчим краем» к 70-летию Княжпогостского района. Участие приняли как дети, так и молодежь.
Подписаны соглашения: со Сборным пунктом военного комиссариата РК г. Емва о совместной работе по военно – патриотическому воспитанию призывной молодежи, с Учебным центром М - 222 Министерства юстиции РФ о совместной работе по военно – патриотическому воспитанию и социально – правовому просвещению учащихся кадетских классов. Все мероприятия для кадетов и призывников проходят благодаря деятельности социально-правового центра «Служу Отечеству». Например, «Подросток – будущий защитник Родины»: выставка-обсуждение ко Дню защитников Отечества; «Книга – юбиляр. 40 лет книге Б. Васильева «А зори здесь тихие»: обзорная информация, просмотр видеофильма; «Дорогами фронтовыми» - занятие клуба общения «Опаленные войной» (встреча с Марининым А.М., участником и ветераном ВОВ); «Солдатская память»: выставка-викторина ко дню Победы для учащихся школ, ПУ- 11.
Деловые партнерские отношения сложились у центральной библиотеки с территориальной избирательной комиссией района, с которой проводятся совместные мероприятия.
Абонемент Центральной библиотеки ведет целенаправленную деятельность по повышению правовой культуры молодежи. Библиотечная работа по данному вопросу проводится в следующих направлениях:
Аукцион правовых знаний, посвященный Дню молодого избирателя «Учись жить по закону!» проведен для учащихся ВШ № 1, СШ № 1, ПУ № 11.
Работники ЦБ более 15 лет сотрудничают с преподавателем ВШ № 1 Сель Татьяной Ивановной, директором ПУ – 11 Лютоевой Натальей Декабристовной - 3 года, с председателем избирательной комиссии Княжпогостского района Колосовым Борисом Александровичем более 3 лет. Мероприятия проводятся при финансовой поддержке избирательной комиссии района.
В 2009 году ЦБ приняла участие в республиканском конкурсе на лучшую организацию работы по правовому обучению избирателей «Твой голос, твой выбор, твое будущее!».
Многие годы библиотекари сотрудничают со специалистами районной центральной больницы, ОУР УВД Княжпогостского района, проводятся мероприятия в рамках информационно-правового клуба общения «Право на каждый день!» по профилактике правонарушений и т.п. Эффективная работа библиотеки была бы невозможна без тесного сотрудничества.
В октябре 2009 г. в профилактическом семинаре «Новое поколение выбирает здоровье» приняло участие 70 человек, из них 45 – в возрасте 16 лет, учащиеся 10-х классов средней школы №1. На семинар были приглашены Фролов Алексей Алексеевич, педагог МОУ «Центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции» г. Сыктывкара, Макаров Алексей Вячеславович, оперуполномоченный ОУР УВД Княжпогостского района, Пудова Любовь Алексеевна, врач–психиатр МУ «Княжпогостская ЦРБ» (сотрудничаем 8 лет).
Ежегодно ЦБ принимает участие в Ярмарке профессий, организованной ГУ РК «Центр занятости населения Княжпогостского района». Работники ИБО провели акцию «Профессия – как сделать правильный выбор», раздали среди старшеклассников 40 листовок с тестами.
Для безработных совместно с Центром занятости населения организовывалась встреча «Если Вы лишились работы» (участники до 30 лет).
«Красота, опыт, мастерство» - мероприятие из цикла «День предпринимателя в российской школе» для выпускниц школ, на которую были приглашены предприниматели Ибрагимова Л.В. и Ефремова Л.А. День предпринимателя работниками ЦБ проводится один раз в год, это уже 4 – ая встреча.
В 2007 г. был написан проект «Семья. Книга», который стал одним из победителей в конкурсе социальных проектов «Наш город» в номинации «Наш дом», организованный партией «Единая Россия». 25 декабря 2008 года состоялось открытие социально – информационного центра «Семья. Книга». С появлением современной техники: это компьютер, МФУ (сканер, принтер, ксерокс) стало возможным выполнение информационных и сервисных услуг: поиск и предоставление правовой, социальной информации, распечатка документов, самостоятельная работа на ПК, копирование документов, доступ в Интернет посредством модемной связи и др.
К открытию Центра библиотека получила более 200 экземпляров книг на сумму около 19 тысяч рублей. Это книги из комплекта «Библиотека семейного чтения», каталога «Университетская книга», книги лауреатов детской литературной премии «Заветная мечта», литература по краеведению. Представлены самые интересные серии: «Лучшая новая книжка», «Современные писатели – детям», «Узнай мир», «Любимое чтение», «Большая литература», «Лучшая современная женская проза», «Мои любимые стихи» и другие.
В 2010 году планируется для молодых семей в рамках объединения «Мама, папа, я – читающая семья» провести с сотрудниками ЗАГса конкурсные программы «Мы за чаем не скучаем, книги мы семьей читаем» (ко Дню семьи), «Мамы разные нужны!» (ко Дню матери). В текущем году уже проводились мероприятия совместно с ЗАГСом Княжпогостского района: «Пусть всегда будет мама!», «А ну-ка, мамочки!».
В рамках Республиканской недели молодежной книги работниками ЦБ проведена научно-теоретическая конференция «Он – наш поэт, он – наша слава», посвященная А.С. Пушкину, которая проходила 22 апреля текущего года. В конференции принимали участие: Минина Лилия Андреевна, библиотекарь отдела основного хранения фондов ГУ «Национальная библиотека РК» с сообщением: «Произведения А.С. Пушкина глазами художников»; Ситникова Валентина Игоревна, ведущий библиограф МИО КРЮБ раскрыла тему «Интересно, каким он был: образ Пушкина в сценарных материалах». Активными участниками конференции стали ученики из школ г. Емва, села Шошка. Они прочли отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый...» не только на русском языке (прочитала Некрасова Екатерина), но и на коми (в переводе Якова Рочева) – прочли Горбунова Валентина и Горбунов Антон; стихотворение о природе «Зимнее утро» на русском языке прочитала Лукьянова Алена, на коми (в пер. Михаила Лебедева) - Падласова Ольга и Сокерин Виктор. Их подготовкой занимались преподаватели школ, с которыми у работников ЦБС сложились партнерские отношения.
Стали доброй традицией встречи с Союзом писателей РК. В 2008 году на «Праздник книжкиных друзей» (ЦДБ – 60 лет) у нас в гостях побывали Елена Габова и Петр Столповский.
22 апреля 2009 года в Центральной библиотеке прошло грандиозное мероприятие: приезжала литературная элита Республики Коми: Григорий Спичак, Александр Журавлев, Надежда Мирошниченко, Андрей Канев, Нина Обрезкова, Андрей Попов. Повод был самый подходящий: Союз писателей РК, объединяющий 50 лучших литераторов, отмечал свой 75 – летний юбилей. Неподдельный интерес к встрече проявила творческая интеллигенция района, учащиеся школ и училища. На протяжении трех часов гости, писатели и поэты РК, читали стихи, посвященные своей родине, природе, любви и дружбе.
У библиотек ЦБС сложилось плодотворное сотрудничество с редакцией районной газеты «Княжпогостские вести». Работники библиотек постоянно отправляют информацию о лучших книжных новинках, о выставках. На всех крупных мероприятиях присутствуют корреспонденты газеты.
Ежегодно Княжпогостская МЦБС принимает участвует в проведении Дня молодежи в г. Емва совместно с отделом образования и молодежной политики администрации Княжпогостского района; в Межрегиональных библиотечных юниор чтениях «Библиотека как развивающая среда нового поколения», конференциях, проводимых Коми республиканской юношеской библиотекой РК.
За эти годы было проведено множество мероприятий, но несомненным достижением стало создание устойчивых партнерских отношений. Партнерство призвано обеспечить баланс интересов различных социальных групп населения. Социальное партнерство, сложившееся в нашей библиотечной системе - это система многовариантных, текущих, кратковременных и долговременных взаимоотношений между библиотеками и партнерами, которая направлена на решение конкретных задач социокультурного развития Княжпогостского района.
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с организациями, учреждениями как Княжпогостского района, так и Республики Коми, и расширение партнерских связей.
Резолюция
V Межрегиональных библиотечных юниор чтений
«Библиотека как развивающая среда нового поколения»
Межрегиональные библиотечные юниор чтения - часть целенаправленной программы объединения усилий библиотек для обновления и развития информационных и библиотечных услуг, рассчитанных на молодых пользователей.
Целью юниор чтений является содействие расширению регионального библиотечного сотрудничества, определение ориентиров и приоритетов библиотечно-информационного обслуживания, поиск наиболее эффективных моделей и форм стимулирования интереса и развития навыков продуктивного чтения молодёжи.
В V Межрегиональных библиотечных юниор чтениях приняло участие более 80 библиотечных специалистов из 7 региональных библиотек (Москва, Архангельск, Казань, Киров, Липецк, Самара, Челябинск), 4 республиканских, 16 ЦБС республики, 12 библиотек учебных заведений.
Юниор чтения зарекомендовали себя как площадка для презентаций творческих идей, проектов, оригинального опыта, обозначения проблем и возможностей их решения, определения профессиональных перспектив и путей развития.
Наглядная и живая картина усилий и неустанных профессиональных творческих поисков предстала перед нами из выступлений коллег.
Налицо стремление библиотек не сдавать свои позиции доступных социальных институтов, центров информации, интеллектуальных центров, очагов культуры.
Участники рассмотрели ряд актуальных вопросов:
Участники юниор чтений, обсудив приоритетные направления деятельности библиотек, обслуживающих молодёжь, предлагают:
Юниор чтения как фактор консолидации
библиотечного сообщества Республики Коми 5
Янков А. В.
Привлечение молодежи к работе в
библиотечных проектах в Великобритании 9
Перевозникова И. В.
Молодёжь — Чтение — Успех: образ
современной библиотеки 16
Шайдуров А. А.
Формирование ресурсной базы справочного
обслуживания в электронной среде 41
Тонкова Г. А.
Молодое поколение в новом пространстве
чтения без границ 44
Лушник Г. О.
Библиотека – центр развития личности гражданина-патриота 48
«Я и другие»: итоги республиканского
социологического исследования 54
Милькова В. Н., Сурсякова М. В.
Партнерское взаимодействие Республиканской
специальной библиотеки для слепых им. Л. Брайля с
библиотеками и другими организациями республики
в обслуживании инвалидов по зрению 65
Семина Е. А.
«Год молодежи» в Корткеросской центральной
библиотеке им. М. И. Лебедева 73
Колегова И. В.
Творческая площадка «Читающий Сыктывкар»:
опыт привлечения к чтению 76
Выборова Е. А., Потапова С. Ю.
PRодвижение чтения в молодежной среде:
из опыта работы 79
Люосева Т. М.
Организация обучения студентов Сыктывкарского
лесного института
информационно-библиографическим знаниям 88
Формирование информационной культуры старшеклассника в условиях современной библиотеки:
из опыта работы Жешартской библиотеки-филиала
им.С.А.Попова МУ «Усть-Вымская МЦБС 102
Партнерство как стиль работы современной библиотеки 106
Социальное партнерство как путь развития библиотеки 112
Использование фондов отдела редкой книги в
образовательной и исследовательской деятельности
студентов СыктГУ 118
Развитие толерантных отношений в молодежной
среде в процессе библиотечной и информационной
деятельности 122
Партнерство как стиль работы современной библиотеки 126
Библиотека как развивающая среда нового поколения: материалы V межрегиональных библиотечных юниор чтений, Сыктывкар, 19-20 ноября 2009 г. / сост. Н. Г. Симанкова, В. И. Ситникова;
25 09 2014
9 стр.
Предметно-развивающая среда – это, то окружение, создаваемое вокруг ребенка с опфр, которая
13 10 2014
1 стр.
А настоящее поколения уже через свою деятельность будут формировать будущие поколения. И чтобы как можно больше снизить факторы, влияющие на развитие будущих поколений с негативной
17 12 2014
1 стр.
Р. Ж. Шварценегер 11 сентября 2000 года сообщил о строительстве первого французского синхротрона третьего поколения, который займет место синхротрона lure1 Научного университета Ор
10 10 2014
1 стр.
Заголовок = Оружие и войны нового типа: в прицеле США и их союзников Иран и террористы 2 части
09 09 2014
1 стр.
Проведение педагогических советов по вопросам введения фгос спо нового поколения в образовательный процесс
06 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
Развивающая цель: развивать умения говорить о традиционной английской кухне и соотносить её с русской кухней
11 10 2014
1 стр.