Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»
Епифанов А.А., аспирант МГТА;
Селиванов П.В., канд. экон. наук
Инструменты принятия управленческих решений при переходе к инновационной экономике
Аннотация
В процессе функционирования организаций перед руководящими специалистами ежедневно встают проблемы выбора рационального управленческого решения в уникальных ситуациях (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований и разработок, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.). Методы принятия управленческого решения представляют собой конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Для выбора наиболее эффективного метода принятия решения необходимо знать, что собой представляют каждый из методов. В статье анализируются основные методы принятия управленческих решений при переходе к инновационной экономике.
Ключевые слова
Инновации, управление, рациональность решения, инновационная экономика.
Инновационная экономика – это экономика новых идей, разработок, интеллектуальной собственности и инновационных продуктов. Особенностью является тот факт, что идея разработки новых продуктов влечёт за собой стимулирование различных рынков. Интерес к новой идее или продукту подогревается путём рекламы в средствах массовой информации. Благодаря этому инвесторы направляют средства в приобретение новых акций в надежде получить доход в будущем. Таким образом, новая идея ещё до воплощения в конкретный продукт приводит к стимулированию информационного рынка, увеличению котировок акций и затрагивает иные отрасли экономики как напрямую, так и опосредованно связанные с новым продуктом.
Проведенные исследования показали, что в процессе функционирования организаций перед руководящими специалистами ежедневно встают проблемы выбора рационального управленческого решения в уникальных ситуациях (выбор плана капиталовложений, выбор проектов проведения научных исследований и разработок, выбор плана производства изделий, выбор перспективного плана развития предприятия и др.). Список подобных проблем довольно обширен, но все они имеют следующие общие черты:
– уникальность, не повторяемость ситуации выбора;
– сложный для оценки характер рассматриваемых альтернатив;
– недостаточная определенность последствий принимаемых решений;
–наличие совокупности разнородных факторов, которые следует принять во внимание;
– наличие лица или группы лиц, ответственных за принятие решений.
Проблемы рационального выбора в уникальных ситуациях существовали всегда, но по ряду причин в последние десятилетия важность их значительно возросла. Прежде всего, резко возрос динамизм окружающей среды и уменьшился период времени, когда принятые раньше решения остаются правильными. Во-вторых, развитие науки и техники привело к появлению большого числа альтернативных вариантов выбора. В-третьих, возросла сложность каждого из вариантов принимаемых решений. В-четвёртых, увеличилась взаимозависимость различных решений и их последствий. В результате всего этого резко возросли трудности рационального решения проблем уникального выбора. Эти проблемы существенно усложнились, и люди, руководители организаций, встречаются с ними всё чаще. В будущем можно ожидать ещё большего разнообразия трудных и ответственных проблем уникального выбора.
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Любое управленческое решение проходит через три стадии работы:
-
Постановка проблемы, включающая:
сбор информации;
анализ полученной информации;
определение условий, при которых эта проблема будет решена.
-
Составление плана решения, включающее:
разработка альтернативных вариантов решения;
сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
составление программ решения;
разработка и составление детального плана решения.
-
Реализация решения, включающая:
доведение решений до конкретных исполнителей;
разработка мер поощрений и наказаний;
контроль за выполнением решений.
Методы принятия управленческого решения представляют собой конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Для выбора наиболее эффективного метода принятия решения необходимо знать, что собой представляют каждый из методов.
Ниже представлены основные инструменты принятия управленческих решений:
-
Декомпозиция - сложная проблема представляется как совокупность простых вопросов.
-
Диагностика - выявление наиболее важных деталей в проблеме, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
-
Экспертные оценки - формируются какие-либо идеи, а затем они рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
-
Имитационное моделирование - моделирование процессов так, как если бы они проходили в действительности. При этом реальный процесс заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, и с ней проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. К имитационному моделированию прибегают в случаях, если:
дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте;
невозможно построить аналитическую модель - в системе есть время, причинные связи, последствия, нелинейности, стохастические (случайные) переменные;
необходимо сымитировать поведение системы во времени.
-
Теория вероятности - выявляются закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними.
-
Теория игр - задачи решаются в условиях полной неопределенности. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу - в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.
Проанализировать любое управленческое решение, рассмотреть его под разными углами зрения, для выработки эффективной альтернативы позволяет
классификация управленческих решений по различным признакам (табл.1).
Таблица 1
Классификация управленческих решений
Классификационный признак
|
Виды управленческих решений
|
Примеры решений
|
Масштаб воздействия
|
Глобальные
|
Структурная реорганизация бизнеса (в том числе слияния и поглощения), качественное изменение направления деятельности (продуктового ряда), выход на новые рынки, мероприятия по развитию бренда
|
Локальные
|
Текущие кадровые вопросы (приём и увольнение «неключевых» специалистов и т.п.), текущие хозяйственные вопросы (обустройство рабочих мест и т.п.)
|
Характер цели
|
Коммерческие
|
Решение об изменении объёмов продаж, установление ориентиров роста капитализации компании
|
Некоммерческие
|
Направление средств на благотворительность (прямую помощь, социальную рекламу и т.п.)
|
Продолжительность действия
|
Стратегические
|
Реорганизация бизнеса, качественное изменение направления деятельности (продуктового ряда), выход на новые рынки, мероприятия по развитию бренда
|
Тактические
|
Оптимизация организационной структуры отдельных подразделений, модификация продуктов и услуг
|
Оперативные
|
Проведение маркетинговых акций, совещаний, конференций, определение размеров премий и бонусов «неключевых» сотрудников
|
Количество целей
|
Многоцелевые
|
Решения, направленные на повышение эффективности компании (включает в себя такие цели, как снижение себестоимости продуктов и услуг, повышение профессионализма персонала, рост капитализации компании и т.п.)
|
Одноцелевые
|
Решения о выплате разовых текущих премий, о снятии продукта с производства, о сокращении персонала
|
Участники принятия решений
|
Коллегиальные
|
Решения, принятые собранием акционеров, советом директоров, коллегией, правлением, комитетами, рабочими группами: назначение руководства компании, начало (закрытие) реализации крупных проектов, утверждение документов, устанавливающих нормативное поле работы компании
|
Единоличные
|
Решения, принятые в рамках своей компетенции отдельным руководителем (специалистом): о встрече с клиентом (контрагентом), о назначении специалистов и т.п.
|
Глубина воздействия
|
Одноуровневые
|
Решения непосредственного начальника в отношении подчиненных (в рамках фиксированных квот компенсации): закрепление конкретных функций, установление размера оплаты труда и т.п.
|
Многоуровневые
|
Решение высшего менеджмента в отношении компании: смена направления деятельности, выплата бонусов, передвижение в другой офис и т.п.
|
Ранг управления
|
Верхний
|
Решение высшего менеджмента: выплата дивидендов, утверждение руководства компании, определение направления деятельности и т.п.
|
Средний
|
Решение руководства среднего звена: определение маркетинговой стратегии, распределение людских ресурсов между проектами (в рамках, утвержденных на уровне выше объёмов компенсации персонала) и т.п.
|
Низший
|
Решения руководителей низшего звена и специалистов (в рамках их компетенции): распределение рабочего времени (в рамках, утвержденных руководством выше объёмов компенсации персонала); форма подготовки конкретного вопроса и т.п.
|
Аспект управления
|
Экономические
|
Решения, ориентированные на рост экономической эффективности компании: выбор поставщиков, повышение производительности труда и т.п.
|
Политические
|
Решения, ориентированные на соответствующее позиционирование компании в политике для достижения максимального экономического эффекта: поддержка политических партий, спонсорская поддержка избирательных компаний
|
Организационные
|
Решения по оснащению оборудованием, приему персонала, обеспечению режима работы компании
|
Технические
|
Решения по развитию, приобретению технологий, оснащению оборудованием и т.п.
|
Методические
|
Решения по выбору конкретных методов ведения учёта и проведения анализа, в том числе методов оценки рисков, прогнозирования и т.п.
|
Степень повторяемости проблемы
|
Традиционные (повторяющиеся)
|
Решения о направлении сотрудников в отпуск, выплатах регулярных премий, подготовке регулярной отчетности
|
Нетипичные (разовые)
|
Решения о поощрении отдельных отличившихся сотрудников, об участии в крупных (нетипичных для компании) проектах и т.п.
|
Способ фиксации решения
|
Документально оформленные
|
Решения, зафиксированные в документах:
планы работы, программы развития, приказы, распоряжения, письма о намерениях и т.п.
|
Незадокументированные
|
Решения в форме устных распоряжений и договоренностей: договоренность о встрече, договоренность об обмене информационными материалами и т.п.
|
Методы формализации
|
Текстовые
|
Решения, изложенные в письмах, записках, распоряжениях и т.п.: утверждение устава организации, решение о закупке канцелярских товаров и т.п.
|
Графические
|
Решения, изложенные в презентационной форме: диаграммы и графики, ставящие задачи от имени руководства перед подчиненными
|
Математические
|
Выбор методики расчёта коэффициентов эффективности подразделений, методики расчёта налогов, решения задач по определению оптимального количества запасов и т.п.
|
Способ передачи
|
Вербальные
|
Устные указания, распоряжения: приглашение подчиненных к руководителю, решения по формированию рабочего графика и т.п.
|
Письменные
|
Приказы, распоряжения, деловые письма
|
Электронные
|
Электронная переписка, согласование документов через электронные системы документооборота и т.п.
|
Прогнозируемые последствия решения
|
Корректируемые
|
Смена поставщиков, исправление брака, отказ от невыгодных сделок и т.п.
|
Некорректируемые
|
Потери, превышающие финансовые возможности компании, проблемы вне правового поля
|
Условия принятия решения
|
Принятые в условиях достаточной определенности
|
Решения, принятые на основании достоверных данных: по изменению цены на продукцию при информации о соотношении спроса и предложения, а также о ценах конкурентов, по сокращению штатов, по оборудованию рабочих мест
|
Принятые в условиях неопределенности (риска)
|
Решения, принятые без достаточного объёма данных: как правило, решения по выводу новых продуктов (продуктов на новый рынок) и т.п.
|
Метод разработки решения
|
Формализованные
|
Письма, приказы, распоряжения, утвержденные планы
|
Неформализованные
|
Устные договоренности и заявления, электронная переписка (без электронно-цифровой подписи)
|
Епифанов А.А., Селиванов П.В. Инструменты принятия управленческих решений при переходе к инновационной экономике