Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ГУТО ГА в г. Тобольске – Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске

ЕТГМ – Ежегодник Тобольского губернского музея

ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения

ЗСОИРГО – Западно-сибирское общество Императорского Русского географического общества

ИЕВ – Иркутские епархиальные ведомости

ОЕВ – Омские епархиальные ведомости

ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи

ПСПиР – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи

РГАДА – Российский государственный архив древних актов

РГИА – Российский государственный исторический архив

РГО – Российское географическое общество

СЗ – Свод законов Российской империи

ТГВ – Тобольские губернские ведомости

ТГИАМЗ – Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

ТМКП – Тобольский музей книгопоступлений

ТЕВ – Тобольские епархиальные ведомости

ЧОИДР – Чтения в обществе исторических древностей Российских



ПРИЛОЖЕНИЯ
Текст вопросов, используемых священником на исповеди, на русском и остяцком (хантыйском) языках
Русский текст
Рцы ми чадо: веруеши ли во апостольскую церковь?

Верую.


Не сумневаешися ли въ коем предании?

Не сумневаюсь.

Не был ли еси еретик?

Не держался ли еси с ними их капища посещая? Не любиши ли богатства паче Бога?

Не лжесвидетельствовал ли?

Не преступил ли еси коего обета Богу обещаннаго?

Писания Божественныя не справедливо не толковал ли?

Не прелюбодействовал ли?

Не соблудил ли с родствен­ницею?

Не пался ли еси со скотом?

Не пался ли еси с женою чрез естество?

Человека не убил ли?

Не украл ли?

Не принимал ли краденаго?

Напрасно не божился ли?

Не отдавал ли немощнаго в руце сильнаго?

Не обманывал ли кого?

Не чародействовал ли?

Чародействуя, воск или олово не лил ли?

Не призывал ли чародея в дом твой?

Не портил ли кого?

Не носиши ли хранительная от былия?

Не укорил ли родителей или священника?

Не имееш ли на кого злобы?

Мертвечины или волкохищнаго и птицею пораженнаго не едал ли?

В посты, постные дни мяса или молока не едал ли?

Человека не проклинал ли?

Не укорил ли еси веру?

Не упивался ли до безумия вином?

Завещание

От сих всех впредь должен ты блюстися: понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому, и да положиши начало благое, помогающему тебе Бо­гу, паче же не поглумися на тожде обращаяся, да не твориши человеком смеха: сия бо христианом не суть при­лична, но честно и право пожити, да поможет тебе Бог”.


Остяцкий текст
Пюв латтен амнане: элпын апостольской торымквалне шуншан?

Шуншам.


Аетан эрын шохын торым лавым ашьне?

Аетам.


Пупине эрын ат шуншан?

Ат эрын сатхталсын пупи квалт?

Пойлахме эрын Торым нумпалне ат эрптилын?

Холес халт хаярыл эрын ат тонухлесын?

Торымне лавктам ашин панкынт эрын ат холтилеслын?

Торым ханшым аш таритал эрын ат латтилеслын?

Ат эрын хаерлесын?

Оймех иотъ эрын ат олсын?

Лусагыр иотъ крех эрын ат варсын?

Мате нэ иот лусагыр xoйтыл ат эрын олсын?

Холес эрын иоле ат алесын?

Ат эрын тулментесын?

Тулментам хар ат эрын выглесын?

Хаярыл эрын ат нюльсын?

Ат эрын мыслын пашьтал харме ваын катне?

Ат эрын ретталсын мате холесме?

Ат эрын няйтыхлалсын?

Няйтыхлам полвыс вой, манчь атпуш ат эрын шошынталсын?

Квалынне ат эрын няйт вовынталсын?

Мате холесме чиркыл ат эрын варлеслын?

Чиркыл сатым матер эрын ат ончилалгын?

Егын анпунме амне попне люль лях ат эрын лавсесын?

Холес иот ат эрын шимтахтан?

Холым, амне чешь пурым, амне маркын уй алым хар ат эрын течинталсын?

Пишьт, тошым хотелт ниоуль амне чахвит ат эрын течинталсын?

Холесме ат эрын ерыслын?

Торымне агтне ашьву тари люль лях эрын ат лавсесын?

Орох номт иорулана ат эрын айсалан?



Холтне аш
Ан те ачитныл урхатен элаль: тонъмос, иормант наг мотынтаг ан перныл пунктан, пойрыхш ханшым ашь хочетаг, воен Кеурне иомас номт нагын якылимлап Торым тари, эс тал имтым пари ул ионхен люль ашитне, холесытне ул варен вакнитане ат: те те ашь холохне ат тай, лани и сяришь олух Торым пыл нагнане ниот.


Жалоба дьякона Обдорской Петропавловской церкви Николая Силина Тобольскому епископу на игумена Аверкия288

Ваше Преосвященство, Милостивый Архипастырь Отец!


1 Л. Конфиденциальное и весьма острое письмо, Отца Игумена Аверкия, на Вашего Преосвященства, от апреля месяца, настоящего года – к прискорби возбудило много толков не щадя и самого автора письма, на нелепое содержание которого в смыслить долга и совести отвечать или протестовать, формально было бы возбудительно и крайне не согласно с правомыслием человека, ибо оно проникнуто ни духом того ордена, к которому автор принадлежит, ни духом христианской любви и правды; но духом противным заповедям: Закона и блаженств, - основано на вражде, клевете, властолюбии, самолюбии и буквальном понимании слов, а не на высоком Значении Отца Миссионера - Миролюбивого Пастыря. Не это письмо, собственно, меня вызвало встать и во имя Чести, положи руку на сердце, всенижайше осмелиться взяться за перо, чтобы с бросить с себя Личину, доселе не мало зрителя несправедливых действий

обр. 1 Л. автора, указать как на причину его враждебных отношений к человеку, которого он ненавидит; а собственно сказать сущую справедливость, пока она не отозвалась в более резких формах и не была бы возмутительна для лиц, с усердием относящихся к благому делу, пожертвованиями и трудом. Читая обращики отчетов, Обдорской Миссионерской деятельности Отца Игумена Аверкия, приходорасходные книги этой миссии, писанные Отцом Игуменом Аверкием. Невольно приходишь к мысли и даже думаешь, что излагаемые в них действия вытекают не из чистого источника, что они крайне возмутительны и что автор из коих видно, не весьма хорошо знает обязанности справедливости, притом он не постарался в них уклониться от лжи, вероятно с надеждою, пройдет; все это было бы смешно, если бы не было очень грустно. Долгом считаю Преосвящениейший Владыко начать процедуру о Обдорской Миссионерской школы вообще, о ея средствах, и ея крайне вопиющих потребностях и не внимательности к ней. Имя

Миссионерские школы имеют важное значение в деле христианского образования детей. Правда они и не забываются добрыми благотворителями лишь бы улучшить их со всех сторон, им приносится в дар и деньги, и книги духовно-нравственного содержания, а так же и священно библейские картины и прочие; для безвозмездной раздачи ученикам школ Миссии, из коих как видно выделяется часть тем и другим на долго Обдорской



2 Л. Миссионерской школы – и все это получает, и всем, как и должно быть, - распоряжается этим его Преподобие Отец Игумен Аверкий, а благотворители без сомнения утешаются тою мыслию: что школа Обдорская цветет в материальном отношении и пользуется достаточными источниками преподавания – к прискорбию ни того, ни другого. Книги продаются за деньги в какие угодно руки, а за не прикосновенность денег, кто может ручаться, после этого где же без возмездия, раздача источников образования? Смело можно ответить, в крепких руках г-на начальника миссии. Чем же подвизается школа, даже не имея никаких чернил, ни листа прописей, ни страницы бумаги, ни куска карандаша, ни четверти линейки. Стыд сказать, а грех утаить: из устным источником и куском глины; а это по мнению моему весьма не согласно с улучшением и в деле преподавания очень недостаточно. Кроме тех средств коими ранее школа обладала к ним, в 1876 году, она получила 210 рублей, назначенных ей в ежегодное пособие, положением главного управления Западной Сибири, в 1874 году, имеет получить или даже получила еще другие 210 рублей, а теперь почти наступает 1878 год; но улучшения школы невидно пристоль достаточных средствах, школа никакого преобразования не получила, даже не имеет дров и неужели деньги эти пожертвованы для того, чтобы мальчики были не учениками, а сторожами и

обр. 2 Л. школьными истопщиками, выметали сор – собирали на улице дрова и топили печь в школе, ради самосохранения от простуды. Положим нельзя допустить ни той, ни другой мысли, а на самом деле так, - мальчики сторожа школы. Ежегодные же 210 рублей не помогают им соделаться в полном смысле слова учениками, и великое участие главного управления Западной Сибири в судьбе Обдорской школы, пока в соответственном кармане Отца Игумена Аверкия; на конец школа и школьный шкаф вместо склада книг, представляет из себя склад кухонных снарядов и съестных припасов. Прислуга его Преподобия, состоящая из женщин, возрастных девиц и малолетних при них детей, живущая за одной ширмой, мною препятствуют занятию в школе, соблазняют мальчиков пением разных песен, пляской детей, а нередко и лаем собак, которые живут в Миссионерском доме; очень часто запираются в комнате соседней с училищем и производят драку и еще хуже: прислуга – женщина дозволяет себе входить в училище и делать физическую расправу с учениками, а уж почему это так, и г-н начальник Миссии смотрит на все это очень хладнокровно – для меня пока чуждо. Учитель, который усерднейше, почти постоянно, ходатайствовал перед ним обратить внимание на бедственное состояние школы, затратить некоторую часть средств школы, распределить школу на два отделения, приготовительное и последовательное, выдворить прислугу его в ближайшую кухню, ни кем не занимаемую, - но получал в ответ одно: «и ты мне надоедаешь со своей школой» - нелестный отзыв начальника, - а что учитель нередко высылал из училища приостановить

3 Л. песни прислуги на время занятий, зато он и получил к себе всегдашнюю ненависть Отца Игумена Аверкия. Вот плоды: и средств, и трудов, и усердного отзыва к великому делу. И далее не утешительно, я бы с удовольствием сказал: прости его Бог за все и за чужую копейку, да не имею на то права, это значило бы оскорбить доброе и великое дело, стать вопреки стараниям и улучшениям, соделаться слепым бухгалтером его кармана, с вечным пятном корыстолюбия и погребсти свою совесть в купонах государственных серий.

Из 50 мальчиков Обдорской школы, действительно 16 самоедских, 2 остяцких, 12 русских и 20 зырянских, а почему же бы Отцу Игумену Аверкию не сказать в своем отчете, правды, зачем же бы так неимоверно врать – говоря: кроме 16 самоедских и 2 остяцких остальные все мальчики принадлежат к русскому сословию. В официальном отчете 20 зырянских мальчиков сделать русскими, не простительная ложь. Солгать – видимо, потому что учителю делает честь, составляет для него важный труд и требует от него много времени, предварительно научить по-русски, выговаривать буквы мальчиков, как инородческих, так и зырянских, для которого необходимо ходатайствовать поощрения, а это-то нашему г-ну начальнику и не нравится, это значило бы задеть свое самолюбие и лишиться части собственных похвал, а еще более быть может кредитных вознаграждений, позволяю себе думать, этой присущей и первостепенной для него важности.

Далее в отчете Отца Игумена Аверкия опять не простительная и выходящая из границ благоразумия ложь; что будто бы Отец Игумен

обр. 3 Л. Аверкий – занимается в Обдорских школах; во-первых, похвалиться этим грех перед Богом, и ему как человеку озабоченному торговлей, закладаемых вещей, приемкой и приобретением первостепенной важности, если можно допустить, с важностью второстепенною, как например: занятие в школе, некогда. Это факт не подлежащий сомнению, а во-вторых в школе Обдорской 50 мальчиков, которые никогда не обманывались в наружности своего учителя Диакона, который по всем предметам в учебное время, ежедневно занимается и трудиться в школе один, без небывалой помощи Отца Игумена Аверкия. Нет, снова бывает, входит иногда в школу и то не Отец Игумен Аверкий, а второй священник Отец Карпов, как соседний со школы не бывали мальчики, а частию тем временем и испытать некоторых из них кое о чем из пройденного. Отец же Игумен Аверкий буквально не занимается и никогда не занимался в школе, он повидемому боится школы, чтобы она не напоминала ему, что она не школа, а амбар, что это холодник и склад грязи, такой в какой иногда заходят животные с пастухом, и чтобы она своим безвыходным положением не напоминала ему, о своих достаточных средствах и тем не вырвала для своего благосостояния, некоторой доли средств из рук Отца Игумена Аверкия. С поступления же в управление Обдорскою Миссию Отца Игумена Аверкия, школа Обдорская ни пред учением, ни после учения, не слыхала в стенах своих молений пред Господом: о ниспослании Духа разума, ведения и благочестия, о помощи: в укреплении и преуспевании юношества, в деле научного образования. Это

4 Л. кажись бы главное и важное и особенно необходимое между инородческими мальчиками принявшими православие, дабы все устроилось воблагое: из этого еще виднее насколько Отец Игумен Аверкий ревнует о благе школы и занимается в ней. В конце, концов, и крайнему моему недоумению, не потому ли Отец Аверкий соделался мнимым преподавателем в школе, что эта школа по успехам оказывается удовлетворительною, а г-н Тобольский Губернатор, посетивший школу в 1876 году, отдал за преподавание в школу официальную благодарность. Равно в 1874 году учитель ее – получил также личную благодарность Г. Благочинного Отца Чемесова, и не потому ли Отец Игумен Аверкий изволил выставить на бумаге свой труд, что он как начальник школы; а не благоволил доказать его на деле. Это по мнению моему есть не простительная клевета на самого себя и на явный захват чужих трудов и какое прискорбие видеть ясно безуспешность труда своего, когда входят в него ложь и самолюбие. По одному только этому, высоко почтеннейший наш начальник, душит в себе чувство благородного сознания и налагает на себя общую недоверчивость подчиненных, впрочем я искренне верю: «необидлив бо Бог забыть дела и труда».

Не отрадно так же читать и отчетное сведение в минувшем году, о содержании мальчиков на казенном счету. Нет слова, что в 1876 году содержалось 5 мальчиков и 3 девочки в одной с мальчиками казенной комнате, а собственно как будто бы на содержании Отца Игумена Аверкия, да в том суть, они поступили на содержание и выбыли с него, да и как содержались и содержатся в другое время? Некоторые мальчики и девочки поступили в сентябре и октябре месяцах, а некоторые в ноябре и содержались по март и апрель, но не в течение всего года, кроме одного



обр. 4 Л. мальчика; Обдорская Миссия имеет в своей собственности, как мне известно, с 1874 года, за 200 оленей, в стаде этом положим до 150 важенок, от них приращение ежегодное: (упадка не бывало во все года), из них ежегодно убивается не более 40 штук, а в стадо почему-то не прибывало, а убывало, а почему именно? Об этом знает только один Отец Игумен: ибо пастуха нанимает он и он же руководит им, словом всего хозяйственного частью заправляет секретно один Отец Игумен; к этим 200 оленей еще назад тому года 4, пожертвовано было как мне известно, 15 оленей, да ведь и от них есть приращение, а олени эти в общем стаде почему-то, а равно и в общей казенной хозяйственной записи, не числятся: но причислены к собственному стаду Отца Игумена Аверкия, у которого откуда-то в не очень продолжительное время развилось громадное стадо. Таким образом, Обдорская Миссия от 200 оленей имеет свой мясной харч; и не нуждается в покупке его, от избытка еще продает по 3 рубля серебра за каждую средней доброты тушу, но лучшие казенные туши стоящие от 5 до 6 рублей. Отец Игумен обращает окончательно в свою собственность, от 40 тушь на угощение инородцев, содержание мальчиков с поселенцами лишенным прав состояния, которых Отец Игумен Аверкий из числа коварных, с посуд рыбопромышленных оставляет у себя, вероятно для разных сутяжничеств и своих спекуляций, помещает их в одной с мальчиками и девочками комнате, кормит за одним столом, выделит на одну зиму положим 15 тушь не более, с головами, ногами и очень бы достаточно. Миссия покупает на угощение инородцев чай, сахар, рыбу, хлеб и соль в достаточном количестве – этим содержится; сам Отец Игумен Аверкий, а некоторую частицу – выделяет и на долю детей, кроме пшеничного хлеба которого будто бы выводится до 40 пудов, но инородцы в глаза его не видят – а в получении за муку денег расписываются Бог весть: материал на белье так же покупается для инородцев на миссионерские деньги, из чего шьется белье и мальчикам

5 Л. следовательно: на содержание мальчиков должно издерживаться при готовых харчах – белье и квартир в год не более от 25 до 30 рублей, однако за что же Отец Игумен Аверкий берет, сверх всего этого в свою собственность, за каждого мальчика по 6 рублей в месяц, не говоря о девочках и не зато только время когда мальчики живут на казенном счету, но и зато, когда они у своих родителей и родственников – значит за целый год. Наглое обирательство доброхотной и усерден – приносимой денежной лепты, нажить только от 5 мальчиков, не за что в течение года, считая по 6 рублей в месяц, столь почетную цифру, есть факт довольно возмутительный. Содержание мальчиков в частных квартирах за те же 6 рублей серебра в месяц, было бы для казны очень дешевле и выгоднее и для мальчиков нравственнее, во-первых, они избавились бы от круга и сожительства в одной комнате разных переселенцев, модой известных своею безнравственностью, а равно прислуги, зараженной винною продажею, как например: казак Павел Палтырев с своею женою, которых Отец Игумен Аверкий выкупил из штрафа 60 рублей серебра, а тем более не были бы свидетелями и того не менее возбудительного факта, когда сельский Старшина, во время ярмарки с понятыми преследуя винную торговлю, открыл таковую в квартире Игумена и вынес бочонок через парадные ворота, в инородную управу, а еще хуже; когда один из самоедов пришел в квартиру г-на исправника занимаемую в доме купца Андрея Чечурова, с бутылкой в руках, на вопрос: где он купил вино, отвечал: были бы деньги, у большого попа вина много и это не к чести Отца Миссионера, так же и того чтобы мальчики не бегали по тундре, с красными поясами и кольцами на них, не меняли их на песцовые лапы, были бы учениками в благодарность казне и не воспитывались бы на ногу прикащиков Отца Игумена Аверкия. Итак, выдворив мальчиков на частные квартиры, удалив поселенцев, тогда для училища в доме было бы – поместительнее и прислуга Отца Игумена

обр. 5 Л. Аверкия не имела бы в частности особого влияния, ни на улице, ни на членов причта и их семейств, и дом миссионерский был бы избавлен от разных сплетней и нареканий – словом если бы Отец Игумен Аверкий не заправлял всем в одном лице и не секретно, то Обдорская Миссия смело могу сказать и доказать фактично, цвела процветала бы и имела верный остаток за 300 рублей от каждого года, кроме тех остатков которые быть может показываются и который остаток Миссия могла бы употреблять на другие свои более важные нужды, а поэтому в 7 летние служения Отца Игумена Аверкия миссия лишилась безотчетно в пользу Отца Игумена Аверкия верных 2 500 рублей очень видная цифра и лестное приобретение?! Это я имею в виду только мелочные деньги, имеющие остаться от содержания мальчиков и продажи некоторых миссионерских вещей, а когда буду иметь счастье видеть и читать миссионерские книги вообще, тогда можно будет найти еще очень почетную лепту, как неотъемлемую собственность Миссии. Таковое мое писание основано не на обидах, от которых имя Господь до сего дня хранит и не на мщении, в чем я смело умываю руки; но на справедливости и не подать бы повода к охлаждению жертвователей в пособии великому делу.

Дай Бог чтобы Отец Игумен Аверкий, как начальник улучшил свои средства на 300 рублей да не дай Бог, чтобы он прощал труды подчиненных, для прикрытия своих мнимых, письмами; могущими потрясти авторитет, человека еще годного на пользу службы. Дай Бог чтобы для Обдорской Миссии и школы ея, рано или поздно, соделался в полном значении слова начальник и тогда в сете лица, которые и состояли во все начала Отца Игумена Аверкия, и которые и состоят теперь, были бы людьми очень при Миссии, по своим способностям полезными. Но теперь увы! Всенижайшие осмеливаюсь коснуться и общественного положения нашего г-на начальника.

Общественное положение Отца Игумена Аверкия, очень выгодное, посланное ему судьбою или вернее экономическими средствами Миссии, через что вся и все в селении благовейно и с трепетом обращается и

6 Л. преклоняется перед ним, не говоря о самоедах и остяках с оленьими шкурами, гусями, женскими чепчиками их изделий, одеялами, малицами, пимами и всякой всячиной, образующихся к нему как к ростовщику, получить под залог той или другой вещи несколько рублей, впредь до возвращения к несчастью возвращение это бывает очень редко и ценная вещь бедняка остается навсегда в руках займодавца, быть может за треть ея стоимости, так что каждые 3 рубля приобретают ему по 2 оленьих пешка, пешка же продается в любые руки по 1 рублю следовательно 2 рубля на 3, очень изрядный процент, а заниматься спекуляциями торговли и закладов, было бы не в ранге Миссионера начальника и несколько не похоже на минутный семейный спор. Могущий сейчас же обратиться в веселый смех. Теперь очевидно, на сколько пользуются случаем гостеприимства Отец Игумен Аверкий, беседую с инородцами о христианской вере, которая остается без сомнения не бесплодною?!

Экономические средства Обдорской Миссии, в настоящее время, должна быть весьма громадной цифрой, но они не только дойти до этой цифры, не смотря на ежегодное приращение капитала по 600 рублей от казны, от оленьего стада, разных пожертвований деньгами, которых по книгам не значатся до сего года, пожертвований вещами и прочим от разных лиц – положим средним числом: до 300 рублей; но напротив, с каждым годом капитал понижается до трети и почти четвертой части, с 1874 года Обдорская Миссия обладала до 1000 рублей в сериях, при этом с них купоны и притом Миссия в деньгах как я знаю, никакой не имела надобности, а теперь из 20 серий оказалось только 7 серий 350 рублей, остальные 13 серий 650 рублей безотчетно улетучились в месте со своими купонами. При Обдорской Миссии нет таких данных по коим бы какой-нибудь, хотя ничтожная сумма, оставалась в безотчетном распоряжении ея



обр. 6 Л. начальника, я считаю грустным такое явление, которое не есть пустое писание, о частной жизни человека. Но факт на деле. Заплатить то их так же ничего и легко для Отца Игумена, допользоваться то ими противозаконно и грешно; к тому же лишним считаю присовокупить, что Отец Игумен Аверкий есть; и братский безотчено-произвольный кружечник, да такое дело по мнению моему, неесть начальника, от которого школьные – должную копейку удостаиваются получить по усиленным просьбам, а некоторые и совсем провожаются вон из квартиры Отца Игумена, не получив не единой копейки как например: Дьячек Василий Собрин лишился за один раз 15 рублей и не получил их до селе. При просьбе о деньгах Отец Игумен Аверкий пущает в дело обыкновенную свою отговорку: «Я еще не сообразился», не утешительно для его соображения, отвернуть щепы кусок да бросить в горшок. Начальника дело утверждать раздел и следить за правильною записью дохода ходить по домам высказывать о не исполнительных по службе и указывать на шаткую сторону подчиненных – ставить их пред прихожанами, есть низкая черта начальника, который обязан исправлять каждого из подчиненных домашним образом и отеческими внушениями, свойственными миролюбивому пастырю; а тем более не должно вопреки указу Тобольской Духовной Консистории от 29 января 1875 года и статьи 158 устава Духовных Консисторий, обращаться с жалобами духовным лицам и Земским властям таковое действие есть явное неповиновение и не внимание к начальственным распоряжениям и крайне унижение Духовенства в связи прихожан и Замщины, от нашего г-на начальника Отца Игумена Аверкия неотятно ни то, ни другое, он не считает за низкое и не пренебрегает лично обращаться к Земской власти с жалобою ничтожною: из-за 5 и 70 копеек серебра. Этот факт неоспоримый, Отец Игумен Аверкий употребил в свою собственность и растратил 10 тысяч казенного, обозжоного кирпича пожертвованного на постройку Обдорской церкви, Тобольскими купцами, о чем церковным старостою изъявлено фор-

7 Л. мально. 10 тысяч стоит 200 рублей значит, Отец Игумен Аверкий приобрел не ничтожную цифру. Лес казенный за 1000. Лесин, доставленный казенными рабочими на поправку дома, продал за каждую лесину от 50 копеек до 1 рубля серебра и деньги употребил в свою собственность.

В конце концов, и крайнему прискорбию я должен высказать П р е о с в я щ е н н е й ш и й владыко, два факта, от которых возмущается дух и содрогается тело, а особенно от последнего:

1. В недавнее время начальник Обдорской Миссии Отец Игумен Аверкий, кавалер Ордена Св. Анны 3 степени, священнослужитель, монах публично при посторонних свидетелях, колотил палкою и сбил с ног 70 летнего старца и также кавалера Ордена Св. Анны, отставного казака Иоанна Матвеева Старкова, старец Старков лично обращался с жалобою на Отца Игумена Аверкия: о защите своей к местному заседателю, который потребовал от Старкова формальное прошение: о нанесении публичных побоев Старкову, Отцом Игуменом Аверкием – это не есть сплетни прислуги, а есть оскорбление чести, человека стороннего публично, делом.

2. Во время одного из посещений, моей квартиры, немецкою экспедициею, от которой имею приглашение быть членом, общества для содействия Русскому Торговому Мореходству, я узнал сторонне, что Священная Купель нашей Православной Обдорской церкви, в которой помазанный печатью дара Духа Святого погружается для обновления в жизнь нового и которая есть вещь священная и не прикосновенная, соделалось серою ванною: в болезненном состоянии г-на Земского заседателя с дозволения Отца Игумена Аверкия, для которого если не дороги Священные вещи церкви, то могут ли быть дороги меньшие служители ея. В нашей Святой Православной Кафолической церкви от начала ея существования едва ли



обр. 7 Л. был подобного рода, хотя один пример, чтобы Священная Купель когда-либо, была Медицинскою ванною в наружных болезнях; не дай Бог, чтобы этот пример был пищею Западных газет и дай Бог, чтобы он не послужил нареканием для нашей святой церкви и служителей алтаря.

Может быть, не этим ли причины, которых я чужд, побудили Отца Игумена Аверкия, злиться на меня и в успокоение своей совести, искать, повредить мне, а также не нашел нечего по служебной обязанности, то и избрал путь, к этому мою семейную жизнь, в тайне которой он промкнут, как не посвященный в ея и как монашествующий не может и в которую он не имел ни какого права вмешиваться, без особых на то жалоб, ни с той, ни с другой стороны, а за расстройство семейной жизни и насильственное расторжение брака документально, чего ему сделать навсегда благодаря господа не удалось, при всех его возможных хитростях, судя справедливо, не рекомендует почти 70 летнего убеленного сединой старца, священника-монаха.

Вообще Игумен Аверкий ищет только одного, чтобы вывести меня из штата Обдорской церкви; ибо людей с прямым характером он не терпит, а уважает сплетни и коварной наживничевство от чего он сам не прочь, прости его Бог и пусть за обиду меньшего Господь воздаст ему на небе, когда он будет там, и даже праведницы пребывают.

Путешествие, в летние месяца 1877 году Отца Игумена Аверкия, наводит на мысль сомнения, в отчете говорится: предпринимал поездку по течению реки Оби и проехал до 700 верст, тогда как до реки Надыма предполагается до 400 верст, а он далеко не доезжал до нее, если считать и обратный путь, и тут выйдет не более 600 верст – 100 верст недостает, если считать 700 верст по направлению течения реки то, 400 верст, можно отнести к путешествию пера.



8 Л. Потом говорится: совершил много браков и просветил св.: крещением 88 человек язычников обоего пола; но браки и крещение 88 человек почему-то не поступили в отчетном году, ни по обыскной книге, ни по метрической, о родившихся в 1 части и не записаны до настоящего времени. Миссия же не имеет, особых от церкви, книг – я решу это, если будет позволено, так: чтобы подтвердить истину, нужно только справиться за все года, о крещенных; самоедах и остяках в инородной управе, и дай Бог чтобы некоторые из низ не оказались: их же имена Бог весть.

Поверяя, все изложенное в сем, на всемилостивейшее благоусмотрение, Вашего Преосвященства, Всемилостивейшего Архипастыря и Отца

всенижайший послушник: Действительный член, Православного Миссионерского Общества, Дьякон Обдорской, Петра Павловской Церкви, Николай Силин

25 августа 1877 года Резолюция его преосвященства на копии с сего доноса последовала за № 773 в секретном реестре от 10 марта н.г.




Князь Тайшин с сыновьями. (ТГИАМЗ, ТМКП 15655)





Первая сессия Тобольского губернского Земского собрания с представителями хантыйских и ненецких народов 1910 г. (ТГИАМЗ, ТМКП 15656)

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ……………………………………………………………..3.

1. Историография вопроса………………………………………………4

2. Миссионерство как направление национальной политики Российского государства………………………………………………………………11

3. Правовая основа миссионерской деятельности в России………....20 20

4. Распространение идей христианства и методы крещения автохтонного населения в Западной Сибири…………………………………………..32

5. Христианизация аборигенного населения Тобольского Севера в XVIII веке………………………………………………………………………..44

6. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Тобольском Севере в XIX – начале XX вв…………………………….53

7. Критические взгляды религиозных и общественных деятелей на северное миссионерство……………………………………………………………77

Таблицы………………………………………………………………86

Список сокращений………………………………………………….98

Приложения………………………………………………………......90

СОФРОНОВ ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ТОБОЛЬСКОГО СЕВЕРА

Ответственный редактор: Гончаров Ю. М.

Технический редактор: Мозжегорова Н. В.

Корректор: Никитина Т. Ю.


Лицензия на издательскую деятельность

ЛР № 040287 от июля 1997 года
Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать 20 мая 2997 г.

Формат 80х84/16. Усл. печ. л. Тираж 200 экз. Заказ №

Отпечатано в минитипографии

Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева



626150 г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.


1 Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. Новосибирск, 1941.

2 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1788. Ч. 3; Зуев В. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. М.-Л., 1947.

3 Шавров В. Н. Краткие записки о жителях Березовского уезда. М., 1871; Белявский Ф. Поездка к Ледовитому морю. М., 1833; Кастрен М. А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, Северной России и Сибири // Магазин землеведения и путешествий. М., 1860. Т. VI.

4 Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989.

5 Кузнецов Е. В. Николай Алексеевич Абрамов // ТГВ. 1870. № 45-54.

6 Он же. Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и Сибирский // ЖМНП. 1746. № 12. С. 1-18; Он же. Георгий Ящуржинский, архиепископ Тобольский и Сибирский // Странник. 1868. № 8. С. 63-93.

7 Абрамов Н. А. Описание Березовского края // Записки РГО. 1857. Т. XII. С. 327-448; Он же. О введении христианства у березовских остяков // ЖМНП. 1851. № 12. С. 1-22; Он же. Проповедь Евангелия сибирским вогулам // ЖМНП. 1854. Ч. LVII; Он же. Христианство в Сибири до учреждения там в 1621 г. епархии // Странник. 1865. Кн. 8. Отд. II. С. 49-68; Он же. Материалы для истории христианского просвещения Сибири со времени покорения ее в 1581 г. до начала XIX столетия // ЖМНП. 1854. Ч. LXXXI. Отд. V. № 2. С. 15-38; № 3. С. 39-56.

8 Сулоцкий А. Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский // Странник. 1872. Т. II. С. 97-152; Он же Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского // Странник. 1867 (январь). С. 5-7.

9 Он же. Миссионерства Березовского края - Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское // Странник. 1869 (август). С. 102-115.

10 Воронец Е. К вопросу о государственной постановке православных миссий в православной России (Открытое письмо к бывшему Наставнику) // Странник. 1891. Т. II. № 6-7. С. 260-302.

11 Головин П. Кондинский Троицкий монастырь // ТЕВ. 1892. № 1-2. С. 9-26; №3-4. С. 68-81; № 5-6. С. 93-100; Козлов 3. Исторический очерк одноклассной церковно-миссионерской школы, за 65 лет (с 1844-1909 гг.) ее существования // Школьный листок при ТЕВ. 1910. № 16. С. 121-126; Он же. Об инородческом Севере // ТЕВ. 1911. № 6. С. 123-127; Он же. Из истории обращения инородцев Севера Тобольской епархии в христианство // ТЕВ. 1911. № 15. С. 330-333; Елисеев Е. О епархиальной миссии // ТЕВ. 1911. № 20; Герасимов В. Н. Древний и современный Ляпин // Сибирская торговая газета. 1887. № 113. 28 (ноябрь). С. 3; № 114. 29 (ноябрь). С. 2; № 115. 30 (ноябрь); Иринарх, иером. История Обдорской духовной миссии. 1854-1904 гг. М., 1906; Василий (Бирюков), иером. По поводу «Истории Обдорской миссии» (1854-1904) // Православный благовестник. 1906. № 6. С. 252-259; № 7. С. 308-312; № 8. С. 350-355; Он же. Состояние православного миссионерства в Западной Сибири после митрополита Филофея (Лещинского) до начала XIX в. // Православный благовестник. 1907. № 3. С. 107-115; № 4. С. 165-170; № 5. С. 216-224.

12 Шашков С. С. Сибирские инородцы в XIX столетии. М., 1887; Ядринцев Н. М. Сибирь как колония. СПб., 1892.

13 Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб., 1891; Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. СПб., 1882; Потанин Г. Н. Официальное празднование 300-летия Сибири // Исторический вестник. 1882. Т. X.. № 12.

14 Сумароков П. Миссионерство в Сибири // Христианское чтение. 1883. № 9-10. С. 411-435; № 11-12. С. 561-593; 1884. № 1-2. С. 113-147; № 5-6. С. 639-673; № 9-10. С. 327-347; № 11-12. С. 657-685.

15 Городков Н. Просвещение христианскою верою инородцев Западной Сибири // Томские епархиальные ведомости. 1888. № 15. С. 10-18; № 17. С. 1-16.

16 Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891; Он же. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. Харьков, 1891.

17 Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов при Петре Великом. Харьков, 1893.

18 Догуревич Т. А. Свет Азии: Распространение христианства в Сибири в связи с описанием быта, нравов, обычаев и религиозных верований инородцев этого края. СПб., 1897.

19 Якобий А. И. Угасание инородческих племен Севера // ТЕВ. 1894. № 14. С. 234.

20 Дунин-Горкавич А. А. О деятельности Обдорской духовной миссии // Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908. С. 79-87.

21 Павловский В. Вогулы. Казань, 1907.

22 Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XVIII в. Новосибирск, 1974. - C. 25.

23 Базанов А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере (Тобольский Север). Л., 1936.

24 Огрызко И. И. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII в. М., 1941; Он же. Христианизация народов Тобольского Севера в XVIII веке: Тез. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1940.

25 Свешников Н. А. Христианизация народов Нижнего Приобья // Ученые записки Енисейского гос. пед. ин-та. 1959. Вып. 3. С. 91-111.

26 Хомич Л. В. Ненцы: историко-этнографические очерки. М.-Л., 1966. С. 222; Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Новосибирск, 1986. С. 131-132.

27 Кононенко В. А. Социально-политическая направленность и методы христианизации народностей Обь-Иртышского Севера // Научный атеизм, этика, эстетика. Л., 1971. С. 26-29; Он же. Источники религиозного синкретизма у ханты и манси // Общественная жизнь и религия. Л., 1972. С. 43-46.

28 Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1975. С. 263-282.

29 Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976; Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1986.

30 Никонов А. Б. Критический анализ миссионерской деятельности русской православной церкви (1721-1917 гг.): Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л., 1988; Храпова Н. Ю. Место и роль Алтайской Духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая (1828-1905 гг.) // Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1989; Пакулак Д. Жизнь и деятельность Иннокентия, митрополита Московского. Тюмень, 1994; Поплавская X. В. К вопросу о православном миссионерстве на Алтае (30-60-е гг. XIX в.) // Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 99-109.

31 Смирнов Н. А. Миссионерская деятельность церкви (вторая половина XIX в. — 1917 год) // Русское православие: вехи истории. М., 1989. С. 438-462.

32 Культурное наследие Азиатской России. Материалы I Сибирско-Уральского исторического конгресса. Тобольск, 1997.

33 Илюнечева О. П. Первая библиотека Ямала // Распространение книги в Сибири (к. XVIII-нач. XX вв.): Сб. науч. тр. Новосибирск, 1990. С. 149-156; Она же. Литературное наследие Ивана Семеновича Шемановского.

34 Аблажей А. М. История распространения христианства // Ямал — знакомый и неизвестный. Тюмень, 1995.

35 Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность русской Православной Церкви в Северо-Западной Сибири (XIX - начало XX века). Тюмень, 2001. С. 131.

36 Свод Законов Российской империи (в дальнейшем – СЗ). СПб., 1896.- Т. XI.- Ч. 1.- Раздел 6. С. 1-2.

37 Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. II. М., 1993. С. 1766.

38 Церковные братства // Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. Т.38. СПб., 1903. С. .98.

39 Флеров И. О православных Церковных братствах, противоборствовавших унии в юго-западной России, в XVI, XVII и XVIII столетии. СПб., 1857; Коялович. Чтения о церковных западнорусских братствах //День, 1862, № 36; Скабаланович Н.. Западноевропейские гильдии и западнорусские братства// Христианское. Чтение, 1875, (сент.— окт.); Чистович И. Очерк истории западнорусской церкви. Ч. II, СПб., 1884; Папков А. Древнерусский приход //Богословский Вестник, 1897.

40 Православное церковное Братство Св. Великомученика Димитрия Солунского //ТЕВ, 1890., № 23-24. С. 203-221.

41 Православное Палестинское общество в Тобольске //ТЕВ, 1901., № 8. С. 178.

42 Тобольский Сестричный Союз.// ТЕВ. 1906. № 3. С. 37–41.

43 Инородческая школа: Сб. статей и материалов / Под ред. Г.Г. Тумима и В.А. Зеленко. Пг., 1916. С. 4

44 Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Тюмень, 2000. С. 232-233.

45 Дякин В. С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в.) // Вопросы истории. № 9. 1995. С. 131.

46 Полный свод законов российской Империи (далее – ПСЗ). СПб., 1890.- Т. XIV. С. 70; ПСЗ. СПб., 1892. Т. I.- Ч. 1. С. 40; ПСЗ. СПб., 1896. Т. XI. Ч.1. Раздел 6. С. 1-2; ПСЗ. СПб., 1892. Т. I. Ч. 1. С.40.

47 ПСЗ. СПб., 1892. Т. I. Ч. 1. С. 4; 1890. Т. XIV. С. 70.

48 Устав духовных консисторий. СПб., 1841. С. 32.

49 Арапов Д.Ю. Екатерина II и положение ислама и мусульман в Российской империи/ Сподвижники Великой Екатерины. М., 1997. С. 4.

50 Бобровников Н.А. Инородческое население Казанской губернии. Вып. 1. Татары, вотяки, мордва. Казань, 1899. С. 3

51 Малов Е. А. О татарских мечетях в России // Православный собеседник. 1867. Кн. 12. С. 25.

52 ПСЗ. СПб., 1890. Т. XIV. Примечания 1.

53 ПСЗ. СПб., 1890. Т. XIV.

54 Устав духовных консисторий. СПб., 1841. С. 32.

55 Устав духовных консисторий. СПб., 1841. С. 25.

56 ПСЗ. Т. VI. 1018, 1382, 4123; Т. XI. 8349, 8792.

57 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 218. Лл. 4–4 (об).

58 Акты Археографической экспедиции (ААЭ). Т. 1. № 241.

59 ПСЗ. Т. VI. № 3622, № 3637, № 4048; Т. 8. № 8236 и др.

60 ПСЗ. Т. II. СПб., 1825. С. 521-522, 759.

61 Там же. С. 662.

62 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Лл. 24-27(об); Акишин Н. О. Письма и бумаги Филофея Лещинского в архиве Тобольской Консистории// Проблемы административно-государственного регулирования межнациональных отношений в Тюменском регионе: Исторический опыт и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тобольск, 1995. С. 6.

63 ПСЗ. Т. XIV СПб. 1890. С. 41, 44.

64 ПСЗ. Т. II. СПб., 1825. № 662.

65 ПСЗ. Т. XV. СПб., 1885. С. 189.

66 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. СПб., 1885. C. 184.

67 Митров О. Житие священномученика Арсения (Мициевича), митрополита Ростовского 200-летию Рождества Христова посвящается. М., 2001. С. 158.

68 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 7. Д. 1768. Л. 4.

69 Малов Е. А. О новокрещенской конторе. Казань, 1878. С. 82

70 ПСЗ. Т. XI. СПб., 1830. № 8090, 8286.

71 ПСПиР. Сер. 2. Т. IV. СПб., 1876. С. 231.

72 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 1137. Л. 1.

73 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 1. Д. 1137. Л. 3.

74 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 2. Д. 2424. Лл. 1–2.

75 Министерство внутренних дел. Исторический очерк. 1802-1902. СПб., 1901. С.153.

76 Свод законов Российской империи. Устав строительный. Т. 12. Ч. 1. СПб., 1900.

77 Рыбаков С. Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России. Пг., 1917. С. 9-10.

78 Побережников И.В. Материалы по истории распространения слухов о насильственной христианизации среди коренных народов Востока России (XVIII–XIX вв.) // Проблемы административно-государственного регулирования межнациональных отношений в Тюменском регионе: исторический опыт и современность: Материалы всерос. науч.-практ. конф., март 1995 г. Тобольск, 1995. С. 89–93.

79 Миненко Н. А. 1975. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине XIX в. Новосибирск, 1975. С. 266–267.

80 Свод законов Российской империи. Изд. 3. Т. IX. СПб., 1900. С. 154.

81 ПСЗ. Т. XXXVIII. СПб., 1830. С. 401-405.

82 РГИА. Ф. 796. Оп. 109. Д. 1552. Л. 11.

83 Присяга мусульман, поступающих в военную службу. Свод военных постановлений 1869 года. Ч. 2 , кн. 6. СПб., 1907. С.54-58.

84 Очерк просветительской деятельности Н. И. Ильминского. СПб., 1904. С. 13.

85 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 743. Л. 178.

86 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 406. Л. 1-1(об).

87 Там же. Оп. 8. Д. 743. Л. 64(об).

88 Там же. Оп. 150. Д. 406.

89 Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. II. О народах татарского племени и других не решенного еще происхождения северных сибирских. СПб., 1776. С. 106; Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом историческом отношении. СПб., 1892. С. 26.

90 Воробьева Е. И. Христианизация мусульман Поволжья в имперской политике самодержавия. Имперский строй России в региональном измерении. М., 1997.

91 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 801. Л. 22 (об).

92 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 576. Л. 334(об).

93 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 801. Л. 142.

94 РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 801. Л. 154-154(об).

95 РГИА. Ф. 821. Оп. 150. Д. 406. Л. 4.

96 О веротерпимости. Закон 17 апреля 1905 г. М., 1905.

97 Алов А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М.,1996. С. 52.

98 Полное собрание русских летописей. (ПСРЛ). Т. II. М., 1962. С. 222-223.

99 Массон В.М. Великий Шелковый путь как инструмент экономической и интеллектуальной интеграции // Формирование и развитие трасс Великого Шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. Ташкент. 1990.

100 Мамлеева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. С. 53-61.

101 Зольникова Н.Д. Ранние русские известия об Урале и Зауралье. Строгановы и продвижение к Уралу в 1550 –1560-х гг. Омск, http://frontiers.nsc.ru/article.php?id=1. 2002.

102 Бахрушин С. В. Путь в Сибирь в XVI-XVII вв. // Научные труды. Т.III. Ч.I. М.,1955. С. 81.

103 Могильников В. А. Обменно-торговые связи Руси и Югры в XI-XV веках // Тобольский хронограф. Вып. IV. Екатеринбург, 2004. С. 120.

104 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Под. Ред. А. Н. Нассонова. М., 1950. С. 40-41.

105 Карачаров К. Г. Христианский крест и славянский нож X-XI вв. из окрестностей Сургута // Русские старожилы. Материалы Сибирского симпозиума III-го «Культурное наследие народов Западной Сибири. Тобольск-Омск, 2000. С. 58.

106 Равдина Т. В. Погребения X-XI вв. с монетами на территории Древней Руси: Каталог. М., 1988.

107 Могильников В. А. Обменно-торговые связи Руси и Югры в XI-XV веках // Тобольский хронограф. Вып. IV. Екатеринбург, 2004. С. 125.

108 Могильников В. А. Первые русские в Сибири// Тобольский хронограф. Вып. III. Екатеринбург, 1998. С. 145.


109 Полное собрание русских летописей. Сибирские летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. М., 1987. С. 120.

110 Абрамов Н. Киприан, первый архиепископ Сибирский // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 100.

111 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 2. Л. 8(об).; Иринарх (И. С. Шемановский). Хронологический обзор // Православный благовестник. 1912. №1. С. 41; Главацкая Е. М. Политика русского правительства в отношении коренных народов Севера Западной Сибири в XVII в. (На материалах Верхотурского, Пелымского, Березовского уездов) // Автореф. канд. дисс. Екатеринбург. 1992. С. 8.

112 Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. II. М. 2000. С. 25.

113 Герасимов В. Н. Обдорск (исторический очерк). Тюмень.1909. С. 35; Голубинский Е. История русской церкви. Т. II. Ч. 1. М., 1990. С. 263.

114 Абрамов Н. А. Об остяцких князьях // ТГВ. № 24. 1857. С. 220.

115 Абрамов Н. А. О введении христианства у березовских остяков // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 339.

116 Буцинский П. Н. Заселение Сибири и быт первых ее насельников // П. Н. Буцинский. К истории Сибири. Тюмень, 2003. С. 136.

117 Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1, 2. М.-Л., 1937. С. 242-244, 247, 267; Полное собрание русских летописей. (ПСРЛ). Т. 36. Ч. 1. 1987. С. 40.

118 Перевалов В. А. Русская православная церковь в Северо-Западной Сибири в конце XVI – XX начале вв. // Русские. Материалы VII–го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск, 2004. С. 166.

119 Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1. М., 1836. С. 36.

120 Вельяминов-Зернов В. В. Исследования о касимовских царях и царевичах. Ч. III. СПб., 1866. С. 46-54.

121 Бахрушин С. В. Сибирские служилые татары в XVII в. // С. В. Бахрушин. Научные труды. Т. III. Ч. II. М., 1955. С. 156.

122 Тычинских З. А. Об особенностях татарского казачества // Русские старожилы. Материалы III–го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск-Омск, 2000. С. 113.

123 Перевалова Е. П. Обдорские князья Тайшины // Древности Ямала. Екатеринбург-Салехард, 2000. С. 165.

124 ПСЗ. Т. 2. СПб., 1825. С. 662–663

125 Сулоцкий А. И. Сочинения в трех томах. Т. 2. Тюмень, 2000. С. 20.

126 Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. I, II. СПб. 1882. С. 413-414.

127 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 4. Д. 922. Л. 2.

128 РГИА. Ф. 796. Оп. 109. Д. 1552. Л. 11.

129 Малов Е. А. О татарских мечетях в России // Православный собеседник. 1867. Кн. 12. С. 25.

130 ПСЗ. Т. XIV. СПб., 1890. Примечания 1.

131 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 43. Л. 19.

132 Буцинский П. Н. Крещение остяков и вогулов (хантов и манси) при Петре Великом. Харьков, 1893. С. 6.

133 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Д. 1310. Л. 44; ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Смесь.

134 Сулоцкий А. И. Тобольская архиерейская школа – предшественница Тобольской семинарии // ИЕВ. 1875. № 3 - 7, 10.

135 Сулоцкий А. И. Указ. соч. С. 73.

136 Сулоцкий А. И. Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру Великому и ответ сего Государя на нее/ Сочинения в трех томах. Т. 2. Тюмень, 2000. С. 73-74.

137 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 4. Д. 922. Лл. 7-7(об).

138 Главацкая Е. М. Когда умолкнут все бубны … или Сказ о том, как царь Петр решил крестить язычников Сибири// Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. С. 52 - 66.

139 Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Северо-Западной Сибири (XIX – начало XX века). Тюмень, 2001. С. 34 -35.

140 ПСЗ. Т. VI. 1018, 1382, 4123; Т. XI. 8349, 8792. СПб., 1885.

141 ПСЗ. Т. XV. СПб., 1885. С. 189.

142 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2499. Л. 7-7 об; Абрамов Н. А. Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и Сибирский // Журнал министерства народного просвещения. 1846. № 12. С. 3.

143 Иринарх. (И. С. Шемановский). Хронологический обзор // Православный благовестник. 1912 №2. С.87.

144 Герасимов В. Н. Обдорск (исторический очерк). Тюмень.1909. С. 30.

145 Сулоцкий А. И. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. М. 1915. С. 30.

146 Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. I, II. СПб. 1882. С. 413-414.

147 Сулоцкий А. И. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. М. 1915. С. 32-33.

148 Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн.II. СПб., 1885. С. 22-23

149 Абрамов Н. А. О введении христианства у березовских остяков // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 72. 1851. № 10-12. С.15-16.

150 Абрамов Н. А. Указ. соч. С. 8; Сулоцкий А. И. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. М., 1915. С. 38-42.

151 Абрамов Н. А. Указ. соч. С. 15; Он же. Описание Березовского края //Зап. РГО. 1857. СПб., Кн. 12. С. 336; ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 48. Л. 23(об).

152 Сулоцкий А. Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев. М., 1915. С. 49.

153 Аблажей А. Н. История распространения христианства // Ямал – знакомый и неизвестный. Тюмень, 1995. С. 56.

154 Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1. М., 1836. С. 36.

155Огрызко И. И. Христианизация народов Тобольского Севера в 18 в. Л., 1941. С. 48; Миненко Н. А. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине XX в. Новосибирск, 1975. С. 265.

156 Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн. II. СПб., 1885. С.179-180.

157 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 45-а. Л. 1. (об).

158 Памятники Сибирской истории XVIII века. Кн.II. СПб. 1885. С.181-182; Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995. С. 104-105

159 Абрамов Н. А. О введении христианства у березовских остяков // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 72. 1851. № 10-12. С. 20; ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 48. Л. 37-37(об).

160 Герасимов В. Н. Обдорск (исторический очерк). Тюмень. 1909. С. 32-33.

161 Абрамов Н. А. Филофей Лещинский, митрополит тобольский и сибирский // Журнал министерства народного просвещения. 1846. № 12. С. 16; ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 48. Л. 37(об).

162 Герасимов В. Н. Обдорск (исторический очерк). Тюмень, 1909. С. 32-33.

163 Иринарх. (И. С. Шемановский). История Обдорской духовной миссии. 1854-1904 гг. М.,1906. С. 3-4.

164 Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург. 1995. С. 90; Перевалова Е. П. Обдорские князья Тайшины // Древности Ямала. Екатеринбург-Салехард, 2000.

165Абрамов Н. А. Описание Березовского края //Зап. РГО. СПб. 1857. Кн. 12. С. 336

166 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп. 1. Д. 43. Л. 28-28(об).

167 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2499. Л. 1-4.

168 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Оп.1. Д. 43. Л. 28-28(об).

169Абрамов Н. А. Антоний Нарожницкий, митрополит Тобольский и Сибирский (1742-1748) // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998. С. 213.

170 РГАДА. Ф. 462. Оп. 1. Д. 1. Л.401

171 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Д. 2499. Л. 4-6.

172 НА ТГИАМЗ. №84:2.

173 Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири (1742-1823). Кн. 2. СПб., 1844. С. 94

174 РГАДА. Ф. 462. Оп. 1. Д. 42. Л. 1-11.

175 РГАДА. Ф. 462. Оп. 1. Д. 2. Л. 76-91(об).

176 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Д. 45а. Л. 2(об).-3.

177 Зольникова Н. Д. Сельская приходская община в XVIII в. Новосибирск, 1990. С. 25.

178 РГИА. Ф. 796. Оп. 109. Д. 1552. Л. 11.

179 Сулоцкий А. И. Миссионерства Березовского края – обдорское, кондинское и в особенности сургутское // Сочинение в 3т. Т. II. О сибирском духовенстве. Тюмень, 2000. С. 791.

180 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 25. Д. 9. Л. 35.

181 Там же. Л. 35.

182 Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии. Краткие сведения о его жизни и деятельности. СПб., 1892. С. 35.

183 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 25. Д. 9. Л. 61.

184 РГИА. Ф. 796. Оп. 109. Д. 1552. Л. 110 (об).

185 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 25. 25. Д. 9. Л. 118.

186 Сулоцкий А. И. Указ. соч. С. 791.

187 Там же. С. 792.

188 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. . Оп. 25. Д. 9 (1). Л. 102.

189 Там же. Л. 105 (об).

190 Там же. Л. 113 (об).

191 ПСЗ. Собр. 2-е. Т. XI. № 9269.

192 Иринарх, иеромонах. История Обдорской духовной миссии 1854-1904 гг. // Православный благовестник. 1905. № 1. С. 63.

193 Сулоцкий А. Миссионерство Березовского края – Обдорское, Сургутское и Кондинское// Странник. Т. 3. 1869. С. 107.

194 ПСЗ. Собр. 2-е. Т. XI. № 9269.

195 РГИА. 796. Оп. 124. Д. 431. Л. 45-46.

196 Мавлютова Г. Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви в Северо-Западной Сибири (XIX-начало XX века). Тюмень, 2001. С. 52-54.

197 РГИА. Ф. 796. Оп. 118. Д. 118. Л. 3.

198 Сулоцкий А. Жизнеописание Афанасия, архиепископа Тобольского и Сургутского// Странник. Т. 1.1867. - С. 52.

199 Абрамов Н. А. Кондинский Троицкий монастырь// ТГВ. 1867. № 36. С. 201.

200 Там же. С. 200.

201 РГИА. Ф. 796. Оп. 125. Д. 1596. Л. 1.

202 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 25. Д. 350. Л. 1.

203 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 96. Д. 82. Лл. 39-40.

204 Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Св. Синода по духовному ведомству за 1873 год// Странник. Т. 1. 1875. С. 51.

205 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 705. Л. 9.


206 Головин П. Д. Кондинский Троицкий монастырь // ТЕВ. № 3-4. 1892 С. 24.

 От Тобольского комитета Православного Миссионерского общества // ТЕВ. № 18. 1883. С. 186.

207 Там же. С. 187.

208 Головин П. Д. Кондинский Троицкий … // ТЕВ. № 3-4. С. 79.

209 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 705. Л. 11.

210 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 27. Д. 995. Л. 23.

211 Миссионерская деятельность Кондинской женской общины // ТЕВ. 1897.

212 Головин П. Д. Кондинский Троицкий монастырь // ТЕВ. № 5-6. 1893 С. 24.

213 РГИА. Ф. 797. Оп. 86. III отд. 5 ст. Д. 136 б. Л. 141.

214 Абрамов Н. А. Георгий Ящуржинский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1845-1852) // Город Тюмень. Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998 С. 308.

215 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 25. Д. 77. Л. 8.

216 Там же. Л. 39-40.

217 РГИА. Ф. 797. Оп. 134. Д. 2064. Л. 2.

218 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 25. Д. 127 (40). Л. 42 (об).

219 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Д. 10. Л. 16.

220 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 25. Д. 182. Л. 9.

221 Иринарх. История Обдорской духовной миссии // Православный благовестник. 1905. № 5 С. 202.

222 РГИА. Ф. 797. Оп. 96. Д. 45. Л. 5 (об).

223 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 144. Д. 10. Л. 18.

224 Там же. Л. 20.

225 Миссии Тобольской епархии за 1895 год // ТЕВ.1896. № 13. С. 164–170.

226 Миссии Тобольской епархии за 1893 год //ТЕВ.1894. № 14. С. 176–181.

227 Там же.

228 Там же.

229 Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1888 год // ТЕВ. 1889. № 11-12. С. 101-113.

230 Миссии Тобольской епархии // ТЕВ. 1897. № 9. С. 162.

231 Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1900 год // ТЕВ. 1901. № 15. С. 1–16.

232 Феодосий, иеромонах. Записки миссионера // ТЕВ. 1916. № 8. С. 133.

233 Миссии Тобольской епархии за 1893 год // ТЕВ. 1894. № 14. С. 176–181.

234 Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1882 год. Тобольск, 1883.

235 Сулоцкий А. И. Миссионерства Березовского края – обдорское, кондинское и в особенности сургутское //Сочинение в 3 т. Т. II. О сибирском духовенстве. Тюмень, 2000. С. 795.

236 Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1896 год // ТЕВ. 1897. № 11. С. 175–186.

237 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 882.

238 Отчет Тобольского епархиального комитета Высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1886 год. Тобольск, 1887. С. 22.

239 Отчет Тобольского епархиального комитета Высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1886 год. Тобольск, 1886. С. 2.

240 Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1895 год // ТЕВ. 1896. № 8. С. 98–100.

241 Тобольское епархиальное православно-церковное братство св. великомученика Д. Солунского в 1894/5. Миссионерское отделение // ТЕВ. -1896.- № 8. С. 98-108.

242 Отчет Тобольского епархиального комитета Православного Миссионерского общества за 1895 год // ТЕВ. 1896. № 8. С. 98–108.

243 Извлечение из отчета Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1902 год // ТЕВ. 1903. № 10. С. 125–132.

244 Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, с 4 октября 1913 по 4 октября 1914 года // ТЕВ. 1915. № 8. С. 120-124.

245 Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1909 год // ТЕВ. 1910. № 16. С. 4.

246 Разные известия и заметки // ТЕВ. 1910. № 17. С. 406.

247 Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1914 год // ТЕВ. 1915. № 32. С. 398.

248 Тутолмин Г. Назревающая вопиющая необходимость обновления и расширения Березовско-Обдорской миссии // ТЕВ. 1918. № 11. С. 214.

249 Дунин-Горкавич А. А. О деятельности Обдорской духовной миссии// Памятная книжка Тобольской губернии на 1908 год. Тобольск, 1908. С. 82.

250 Путешествие его Преосвященства Преосвященнейшего Антония епископа Тобольского и Сибирского в Обдорск // ТЕВ. 1904. № 23. С. 473–478; № 24. С. 482–491.

251 Деятельность Православного Миссионерского общества в Тобольской епархии // ТЕВ. 1905. № 11. С. 138–140.

252 Отчет Обдорского миссионерского братства во имя святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского Чудотворца, с 4 октября 1913 по 4 октября 1914 года // ТЕВ. 1915. № 6. С. 87-90.

253 Сумароков П. Миссионерство в Сибири // Христианское чтение. 1883. № 9-10. С. 48.

254 РГИА. Ф. 797. Оп. 96. Д. 45. Л. 12.

255 Сулоцкий А. И. Миссионерства Березовского края – обдорское, кондинское и в особенности сургутское // Сочинение в 3 т. Т. II. Тюмень, 2000. С. 799.

256 От Тобольского комитета Православного Миссионерского общества // ТЕВ. 1883. № 18. С. 187.


257 Миссии Тобольской епархии // ТЕВ. 1887. № 15-16. С. 170-181.

258 Отчет Тобольского епархиального комитета высочайше утвержденного Православного Миссионерского общества за 1888 год // ТЕВ. 1889. № 11-12. С. 101-113.

259 Св. Синодом решено с нынешнего года Сургутскую миссию закрыть…// Сибирский листок. 1898. № 14 (8 марта). С. 3.

260 О миссионерском стане в стране Надыма и о возможной постановке христианской миссии в странах русского инородческого севера // ТЕВ. 1895. № 7–8. С. 140.

261 Там же. С. 147.

262 Там же. № 10. С. 180.

263 Там же. № 10. С. 186.

264 О миссионерском стане в стране Надыма и о возможной постановке христианской миссии в странах русского инородческого севера // ТЕВ. 1895. № 7–8. С. 129–147; ТЕВ. 1895. № 10. С. 177–186; ТЕВ. 1895. № 11. С. 193–205; ТЕВ. 1895. № 12. С. 215–223.

265 О миссионерском стане в стране Надыма и о возможной постановке христианской миссии в странах русского инородческого севера // ТЕВ. -1895.- № 12. С. 217.

266 Якобий А. И. Угасание инородческих племен Севера // ТЕВ. 1894. № 14. С. 234.

267 Там же. С. 235.

268 Там же.

269 Там же.

270 Там же. С. 236.

271 Якобий А. И. Угасание инородческих племен Севера // ТЕВ. 1894. № 14. С. 237.

272 Там же.

273 Там же. С. 238.

274 Закомельский П. К вопросу о религиозно-нравственном состоянии остяков // ТЕВ. 1898. № 11. С. 281–290.

275 Там же.

276 Там же.

277 Там же.

278 Тутолмин Г. Назревающая вопиющая необходимость обновления и расширения Березовско-Обдорской миссии // ТЕВ. 1918. № 11, 14-15.

279 Тутолмин Г. Назревающая вопиющая необходимость обновления и расширения Березовско-Обдорской миссии // ТЕВ. 1918. № 11, 14-15. С. 174.

280 Там же. С. 178.

281 Там же. С. 214.

282 Зосима Козлов. Об инородческом севере // ТЕВ. 1911. № 6. С. 123 -127.

283 Зосима Козлов. Об инородческом севере // ТЕВ. 1911. № 6. С. 125.

284 Там же. С. 126.

285 Таблица составлена по данным миссионерских отчетов.

286 Таблица составлена по данным миссионерских отчетов.

287 Тутолмин Г. Назревшая вопиющая необходимость обновления и расширения Березовско-обдорской миссии // ТЕВ.- 1918.- № 13, 14–15.- С. 175.

288 ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 156. Оп. 26. Д. 864



<предыдущая страница


Христианизация тобольского севера

Ю. М. Гончаров в монографии рассматривается история миссионерской деятельности на севере Западной Сибири (конец XVII начало XX вв.). Книга рассчитана на историков, краеведов и всех

1781.61kb.

01 09 2014
7 стр.


-

Севера. Очевидная оригинальность мировоззрения М. В. Ломоносова, уроженца Русского Севера, позволяет увидеть в нем одного из первых метафизиков Севера

202.48kb.

15 10 2014
1 стр.


Выборы депутатов Думы Тобольского района третьего созыва 14 октября 2012 года сведения о кандидатах в депутаты Одномандатный избирательный округ №1

Родился 28 октября 1965 года в селе Байкалово Тобольского района Тюменской области

231.14kb.

16 12 2014
1 стр.


Севера Республики Саха (Якутия) в целях улучшения жилищно-бытовых условий работников традиционных отраслей Севера Республики Саха (Якутия) настоящий закон

Севера, а также порядок финансирования расходов на обеспечение кочевым жильем работников традиционных отраслей Севера

48kb.

25 12 2014
1 стр.


Экология и люди ближнего севера

I. природа ближнего севера в экологической перспективе: вопросы теории и практики

4876.81kb.

10 10 2014
24 стр.


Геоэкологическое состояние компонентов природной среды европейского севера в результате загрязнений нефтепродуктами

Диссертационная работа выполнена в Институте экологических проблем Севера Архангельского научного центра Уро ран

324.61kb.

26 09 2014
1 стр.


Развитие письменности малочисленных народов севера. Обучение детей-нивхов родному языку

Малочисленные народы Севера, с древнейших времен проживающие на территории нашей островной Сахалинской области, до начала XX века относились к числу бесписьменных народов

76.04kb.

01 10 2014
1 стр.


Тесты для зачета по теме: Европейский Север. Учитель: Медовникова Т. В. Район занимает 8% площади России, а какая часть населения России в нем проживает?

Определите, какой из субъектов Федерации Европейского Севера не относится к зоне Севера

57.16kb.

14 12 2014
1 стр.