Перейти на главную страницу
ГУТО ГА в г. Тобольске – Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске
ЕТГМ – Ежегодник Тобольского губернского музея
ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения
ЗСОИРГО – Западно-сибирское общество Императорского Русского географического общества
ИЕВ – Иркутские епархиальные ведомости
ОЕВ – Омские епархиальные ведомости
ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи
ПСПиР – Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи
РГАДА – Российский государственный архив древних актов
РГИА – Российский государственный исторический архив
РГО – Российское географическое общество
СЗ – Свод законов Российской империи
ТГВ – Тобольские губернские ведомости
ТГИАМЗ – Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
ТМКП – Тобольский музей книгопоступлений
ТЕВ – Тобольские епархиальные ведомости
ЧОИДР – Чтения в обществе исторических древностей Российских
Верую.
Не сумневаюсь.
Не был ли еси еретик?
Не держался ли еси с ними их капища посещая? Не любиши ли богатства паче Бога?
Не лжесвидетельствовал ли?
Не преступил ли еси коего обета Богу обещаннаго?
Писания Божественныя не справедливо не толковал ли?
Не прелюбодействовал ли?
Не соблудил ли с родственницею?
Не пался ли еси со скотом?
Не пался ли еси с женою чрез естество?
Человека не убил ли?
Не украл ли?
Не принимал ли краденаго?
Напрасно не божился ли?
Не отдавал ли немощнаго в руце сильнаго?
Не обманывал ли кого?
Не чародействовал ли?
Чародействуя, воск или олово не лил ли?
Не призывал ли чародея в дом твой?
Не портил ли кого?
Не носиши ли хранительная от былия?
Не укорил ли родителей или священника?
Не имееш ли на кого злобы?
Мертвечины или волкохищнаго и птицею пораженнаго не едал ли?
В посты, постные дни мяса или молока не едал ли?
Человека не проклинал ли?
Не укорил ли еси веру?
Не упивался ли до безумия вином?
Завещание
От сих всех впредь должен ты блюстися: понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому, и да положиши начало благое, помогающему тебе Богу, паче же не поглумися на тожде обращаяся, да не твориши человеком смеха: сия бо христианом не суть прилична, но честно и право пожити, да поможет тебе Бог”.
Шуншам.
Аетам.
Ат эрын сатхталсын пупи квалт?
Пойлахме эрын Торым нумпалне ат эрптилын?
Холес халт хаярыл эрын ат тонухлесын?
Торымне лавктам ашин панкынт эрын ат холтилеслын?
Торым ханшым аш таритал эрын ат латтилеслын?
Ат эрын хаерлесын?
Оймех иотъ эрын ат олсын?
Лусагыр иотъ крех эрын ат варсын?
Мате нэ иот лусагыр xoйтыл ат эрын олсын?
Холес эрын иоле ат алесын?
Ат эрын тулментесын?
Тулментам хар ат эрын выглесын?
Хаярыл эрын ат нюльсын?
Ат эрын мыслын пашьтал харме ваын катне?
Ат эрын ретталсын мате холесме?
Ат эрын няйтыхлалсын?
Няйтыхлам полвыс вой, манчь атпуш ат эрын шошынталсын?
Квалынне ат эрын няйт вовынталсын?
Мате холесме чиркыл ат эрын варлеслын?
Чиркыл сатым матер эрын ат ончилалгын?
Егын анпунме амне попне люль лях ат эрын лавсесын?
Холес иот ат эрын шимтахтан?
Холым, амне чешь пурым, амне маркын уй алым хар ат эрын течинталсын?
Пишьт, тошым хотелт ниоуль амне чахвит ат эрын течинталсын?
Холесме ат эрын ерыслын?
Торымне агтне ашьву тари люль лях эрын ат лавсесын?
Орох номт иорулана ат эрын айсалан?
Миссионерские школы имеют важное значение в деле христианского образования детей. Правда они и не забываются добрыми благотворителями лишь бы улучшить их со всех сторон, им приносится в дар и деньги, и книги духовно-нравственного содержания, а так же и священно библейские картины и прочие; для безвозмездной раздачи ученикам школ Миссии, из коих как видно выделяется часть тем и другим на долго Обдорской
Из 50 мальчиков Обдорской школы, действительно 16 самоедских, 2 остяцких, 12 русских и 20 зырянских, а почему же бы Отцу Игумену Аверкию не сказать в своем отчете, правды, зачем же бы так неимоверно врать – говоря: кроме 16 самоедских и 2 остяцких остальные все мальчики принадлежат к русскому сословию. В официальном отчете 20 зырянских мальчиков сделать русскими, не простительная ложь. Солгать – видимо, потому что учителю делает честь, составляет для него важный труд и требует от него много времени, предварительно научить по-русски, выговаривать буквы мальчиков, как инородческих, так и зырянских, для которого необходимо ходатайствовать поощрения, а это-то нашему г-ну начальнику и не нравится, это значило бы задеть свое самолюбие и лишиться части собственных похвал, а еще более быть может кредитных вознаграждений, позволяю себе думать, этой присущей и первостепенной для него важности.
Далее в отчете Отца Игумена Аверкия опять не простительная и выходящая из границ благоразумия ложь; что будто бы Отец Игумен
обр. 3 Л. Аверкий – занимается в Обдорских школах; во-первых, похвалиться этим грех перед Богом, и ему как человеку озабоченному торговлей, закладаемых вещей, приемкой и приобретением первостепенной важности, если можно допустить, с важностью второстепенною, как например: занятие в школе, некогда. Это факт не подлежащий сомнению, а во-вторых в школе Обдорской 50 мальчиков, которые никогда не обманывались в наружности своего учителя Диакона, который по всем предметам в учебное время, ежедневно занимается и трудиться в школе один, без небывалой помощи Отца Игумена Аверкия. Нет, снова бывает, входит иногда в школу и то не Отец Игумен Аверкий, а второй священник Отец Карпов, как соседний со школы не бывали мальчики, а частию тем временем и испытать некоторых из них кое о чем из пройденного. Отец же Игумен Аверкий буквально не занимается и никогда не занимался в школе, он повидемому боится школы, чтобы она не напоминала ему, что она не школа, а амбар, что это холодник и склад грязи, такой в какой иногда заходят животные с пастухом, и чтобы она своим безвыходным положением не напоминала ему, о своих достаточных средствах и тем не вырвала для своего благосостояния, некоторой доли средств из рук Отца Игумена Аверкия. С поступления же в управление Обдорскою Миссию Отца Игумена Аверкия, школа Обдорская ни пред учением, ни после учения, не слыхала в стенах своих молений пред Господом: о ниспослании Духа разума, ведения и благочестия, о помощи: в укреплении и преуспевании юношества, в деле научного образования. Это
4 Л. кажись бы главное и важное и особенно необходимое между инородческими мальчиками принявшими православие, дабы все устроилось воблагое: из этого еще виднее насколько Отец Игумен Аверкий ревнует о благе школы и занимается в ней. В конце, концов, и крайнему моему недоумению, не потому ли Отец Аверкий соделался мнимым преподавателем в школе, что эта школа по успехам оказывается удовлетворительною, а г-н Тобольский Губернатор, посетивший школу в 1876 году, отдал за преподавание в школу официальную благодарность. Равно в 1874 году учитель ее – получил также личную благодарность Г. Благочинного Отца Чемесова, и не потому ли Отец Игумен Аверкий изволил выставить на бумаге свой труд, что он как начальник школы; а не благоволил доказать его на деле. Это по мнению моему есть не простительная клевета на самого себя и на явный захват чужих трудов и какое прискорбие видеть ясно безуспешность труда своего, когда входят в него ложь и самолюбие. По одному только этому, высоко почтеннейший наш начальник, душит в себе чувство благородного сознания и налагает на себя общую недоверчивость подчиненных, впрочем я искренне верю: «необидлив бо Бог забыть дела и труда».
Не отрадно так же читать и отчетное сведение в минувшем году, о содержании мальчиков на казенном счету. Нет слова, что в 1876 году содержалось 5 мальчиков и 3 девочки в одной с мальчиками казенной комнате, а собственно как будто бы на содержании Отца Игумена Аверкия, да в том суть, они поступили на содержание и выбыли с него, да и как содержались и содержатся в другое время? Некоторые мальчики и девочки поступили в сентябре и октябре месяцах, а некоторые в ноябре и содержались по март и апрель, но не в течение всего года, кроме одного
Дай Бог чтобы Отец Игумен Аверкий, как начальник улучшил свои средства на 300 рублей да не дай Бог, чтобы он прощал труды подчиненных, для прикрытия своих мнимых, письмами; могущими потрясти авторитет, человека еще годного на пользу службы. Дай Бог чтобы для Обдорской Миссии и школы ея, рано или поздно, соделался в полном значении слова начальник и тогда в сете лица, которые и состояли во все начала Отца Игумена Аверкия, и которые и состоят теперь, были бы людьми очень при Миссии, по своим способностям полезными. Но теперь увы! Всенижайшие осмеливаюсь коснуться и общественного положения нашего г-на начальника.
Общественное положение Отца Игумена Аверкия, очень выгодное, посланное ему судьбою или вернее экономическими средствами Миссии, через что вся и все в селении благовейно и с трепетом обращается и
6 Л. преклоняется перед ним, не говоря о самоедах и остяках с оленьими шкурами, гусями, женскими чепчиками их изделий, одеялами, малицами, пимами и всякой всячиной, образующихся к нему как к ростовщику, получить под залог той или другой вещи несколько рублей, впредь до возвращения к несчастью возвращение это бывает очень редко и ценная вещь бедняка остается навсегда в руках займодавца, быть может за треть ея стоимости, так что каждые 3 рубля приобретают ему по 2 оленьих пешка, пешка же продается в любые руки по 1 рублю следовательно 2 рубля на 3, очень изрядный процент, а заниматься спекуляциями торговли и закладов, было бы не в ранге Миссионера начальника и несколько не похоже на минутный семейный спор. Могущий сейчас же обратиться в веселый смех. Теперь очевидно, на сколько пользуются случаем гостеприимства Отец Игумен Аверкий, беседую с инородцами о христианской вере, которая остается без сомнения не бесплодною?!
Экономические средства Обдорской Миссии, в настоящее время, должна быть весьма громадной цифрой, но они не только дойти до этой цифры, не смотря на ежегодное приращение капитала по 600 рублей от казны, от оленьего стада, разных пожертвований деньгами, которых по книгам не значатся до сего года, пожертвований вещами и прочим от разных лиц – положим средним числом: до 300 рублей; но напротив, с каждым годом капитал понижается до трети и почти четвертой части, с 1874 года Обдорская Миссия обладала до 1000 рублей в сериях, при этом с них купоны и притом Миссия в деньгах как я знаю, никакой не имела надобности, а теперь из 20 серий оказалось только 7 серий 350 рублей, остальные 13 серий 650 рублей безотчетно улетучились в месте со своими купонами. При Обдорской Миссии нет таких данных по коим бы какой-нибудь, хотя ничтожная сумма, оставалась в безотчетном распоряжении ея
В конце концов, и крайнему прискорбию я должен высказать П р е о с в я щ е н н е й ш и й владыко, два факта, от которых возмущается дух и содрогается тело, а особенно от последнего:
1. В недавнее время начальник Обдорской Миссии Отец Игумен Аверкий, кавалер Ордена Св. Анны 3 степени, священнослужитель, монах публично при посторонних свидетелях, колотил палкою и сбил с ног 70 летнего старца и также кавалера Ордена Св. Анны, отставного казака Иоанна Матвеева Старкова, старец Старков лично обращался с жалобою на Отца Игумена Аверкия: о защите своей к местному заседателю, который потребовал от Старкова формальное прошение: о нанесении публичных побоев Старкову, Отцом Игуменом Аверкием – это не есть сплетни прислуги, а есть оскорбление чести, человека стороннего публично, делом.
2. Во время одного из посещений, моей квартиры, немецкою экспедициею, от которой имею приглашение быть членом, общества для содействия Русскому Торговому Мореходству, я узнал сторонне, что Священная Купель нашей Православной Обдорской церкви, в которой помазанный печатью дара Духа Святого погружается для обновления в жизнь нового и которая есть вещь священная и не прикосновенная, соделалось серою ванною: в болезненном состоянии г-на Земского заседателя с дозволения Отца Игумена Аверкия, для которого если не дороги Священные вещи церкви, то могут ли быть дороги меньшие служители ея. В нашей Святой Православной Кафолической церкви от начала ея существования едва ли
Может быть, не этим ли причины, которых я чужд, побудили Отца Игумена Аверкия, злиться на меня и в успокоение своей совести, искать, повредить мне, а также не нашел нечего по служебной обязанности, то и избрал путь, к этому мою семейную жизнь, в тайне которой он промкнут, как не посвященный в ея и как монашествующий не может и в которую он не имел ни какого права вмешиваться, без особых на то жалоб, ни с той, ни с другой стороны, а за расстройство семейной жизни и насильственное расторжение брака документально, чего ему сделать навсегда благодаря господа не удалось, при всех его возможных хитростях, судя справедливо, не рекомендует почти 70 летнего убеленного сединой старца, священника-монаха.
Вообще Игумен Аверкий ищет только одного, чтобы вывести меня из штата Обдорской церкви; ибо людей с прямым характером он не терпит, а уважает сплетни и коварной наживничевство от чего он сам не прочь, прости его Бог и пусть за обиду меньшего Господь воздаст ему на небе, когда он будет там, и даже праведницы пребывают.
Путешествие, в летние месяца 1877 году Отца Игумена Аверкия, наводит на мысль сомнения, в отчете говорится: предпринимал поездку по течению реки Оби и проехал до 700 верст, тогда как до реки Надыма предполагается до 400 верст, а он далеко не доезжал до нее, если считать и обратный путь, и тут выйдет не более 600 верст – 100 верст недостает, если считать 700 верст по направлению течения реки то, 400 верст, можно отнести к путешествию пера.
Поверяя, все изложенное в сем, на всемилостивейшее благоусмотрение, Вашего Преосвященства, Всемилостивейшего Архипастыря и Отца
всенижайший послушник: Действительный член, Православного Миссионерского Общества, Дьякон Обдорской, Петра Павловской Церкви, Николай Силин
25 августа 1877 года Резолюция его преосвященства на копии с сего доноса последовала за № 773 в секретном реестре от 10 марта н.г.
![]() |
Первая сессия Тобольского губернского Земского собрания с представителями хантыйских и ненецких народов 1910 г. (ТГИАМЗ, ТМКП 15656) |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Историография вопроса………………………………………………4
2. Миссионерство как направление национальной политики Российского государства………………………………………………………………11
3. Правовая основа миссионерской деятельности в России………....20 20
4. Распространение идей христианства и методы крещения автохтонного населения в Западной Сибири…………………………………………..32
5. Христианизация аборигенного населения Тобольского Севера в XVIII веке………………………………………………………………………..44
6. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на Тобольском Севере в XIX – начале XX вв…………………………….53
7. Критические взгляды религиозных и общественных деятелей на северное миссионерство……………………………………………………………77
Таблицы………………………………………………………………86
Список сокращений………………………………………………….98
Приложения………………………………………………………......90
СОФРОНОВ ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ ТОБОЛЬСКОГО СЕВЕРА
Ответственный редактор: Гончаров Ю. М.
Технический редактор: Мозжегорова Н. В.
Корректор: Никитина Т. Ю.
Лицензия на издательскую деятельность
ЛР № 040287 от июля 1997 года
Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать 20 мая 2997 г.
Формат 80х84/16. Усл. печ. л. Тираж 200 экз. Заказ №
Отпечатано в минитипографии
Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева
Ю. М. Гончаров в монографии рассматривается история миссионерской деятельности на севере Западной Сибири (конец XVII начало XX вв.). Книга рассчитана на историков, краеведов и всех
01 09 2014
7 стр.
Севера. Очевидная оригинальность мировоззрения М. В. Ломоносова, уроженца Русского Севера, позволяет увидеть в нем одного из первых метафизиков Севера
15 10 2014
1 стр.
Родился 28 октября 1965 года в селе Байкалово Тобольского района Тюменской области
16 12 2014
1 стр.
Севера, а также порядок финансирования расходов на обеспечение кочевым жильем работников традиционных отраслей Севера
25 12 2014
1 стр.
I. природа ближнего севера в экологической перспективе: вопросы теории и практики
10 10 2014
24 стр.
Диссертационная работа выполнена в Институте экологических проблем Севера Архангельского научного центра Уро ран
26 09 2014
1 стр.
Малочисленные народы Севера, с древнейших времен проживающие на территории нашей островной Сахалинской области, до начала XX века относились к числу бесписьменных народов
01 10 2014
1 стр.
Определите, какой из субъектов Федерации Европейского Севера не относится к зоне Севера
14 12 2014
1 стр.