Перейти на главную страницу
В самом начале XX в. появились такие необычного вида постройки, как здание музыкального училища и дворец М.В. Асеева. Первое из них построено в стиле модерн. Внутри здания находились широкая лестница, большой концертный зал с различными украшениями, люстрами па потолке и портретами музыкантов и писателей по боковым стенам. Автором проекта этого памятника архитектуры стал Ф.А. Свирчевский.
Архитектор Свирчевский запомнился тамбовчанам и тем, что построил для себя оригинальные дома на углу современных улиц Советской и Лермонтовской, которые также относились к архитектуре модерна.
Одним из самых красивых зданий Тамбова стал построенный в 1905 г. белоснежный дворец одного из братьев-фабрикантов Асеевых – Михаила Васильевича. Автором проекта этого здания стал известный московский архитектор Л.Н. Кекушев. Дворец особенно хорошо смотрелся в сочетании с окружающей природой и расположился недалеко от высокого берега реки Цны в старом лесном массиве, который стал парком. Поражает внутренний вид: мраморные лестницы, красивые росписи потолков, причудливая лепнина и обивка стен дорогим деревом.
Красивые здания появились и в других городах губернии. В Кирсанове в середине XIX в. был возведён дом купца Митяева, позже ставший Купеческим клубом (здание Кирсановского краеведческого музея). Стены двухэтажного здания были покрыты белой штукатуркой, а под крышей оно украшено зубчатым узором в старинном русском стиле.
В Козлове выделялись здания коммерческого училища (ныне один из корпусов Мичуринского аграрного университета) и городского театра. Первое из них отличалось большими размерами, строгим деловым видом, который придавал ему красный кирпич. Второе, наоборот, имеет светлый и лёгкий вид, красивые колонны и украшения на стенах.
Самые богатые купцы строили себе двух-, а иногда и трёхэтажные дома с большими подвалами для товаров. Многие из таких домов сохранились в тамбовских городах до сих пор: в Тамбове это дома П.С. Яковлева (на углу Советской и Ленинградской улиц), Нагаевых (на углу Интернациональной и Носовской улиц), М.Л. Шоршорова (на углу улиц К. Маркса и Коммунальной); в Моршанске – дома В.И. Каверина (сейчас ул. Советская, здание краеведческого музея) и Смесова (сейчас улица Лотикова, здание библиотечного техникума) и др. В первых этажах этих зданий располагались магазины, а на вторых жили хозяева.
Некоторые купцы имели по нескольку домов. Один или два из них сдавались частично под магазины мелким торговцам, частично – под жилые квартиры. Например, тамбовский купец И.И. Волокитин сам жил в доме на углу современных Советской и Московской улиц (дом не сохранился), а в другом собственном доме (напротив кинотеатра «Модерн») первый этаж сдавал под продуктовый магазин и аптеку, а второй этаж и флигель во дворе – под квартиры (назначение помещений этого строения соханилось до сих пор).
Самым почётным по-прежнему считалось строительство на собственные средства церквей. Во второй половине XIX в. тамбовские купцы В.М. Аносов и М.С. Ашурков внесли большие пожертвования на строительство Христорождественского собора (утрачен). Кроме того, В.М. Аносов дал деньги на обустройство церкви в Вознесенском женском монастыре, а на средства М.С. Ашуркова была выстроена Введенская церковь (утрачена). Почти все церкви Козлова строились на средства купцов Вороновых. Купцы Крюченковы дали деньги на строительство Богословской церкви в селе Рассказово.
Некоторые купцы жертвовали деньги на постройку учебных заведений. Например, в Тамбове были основаны Толмачёвское училище (ныне здание областной прокуратуры на Лермонтовской улице) и Носовское ремесленное училище для мальчиков (в нём располагается автомобильный техникум). На деньги купцов строились также приюты для сирот, богадельни для стариков. Так, к Тамбове в большом здании (напротив современного ГУМа), примыкавшем к Лазаревской церкви, находилась Носовская богадельня.
Мелкие торговцы, ремесленники, другие городские хозяева в конце XIX – начале XX века строили, как правило, небольшие деревянные одноэтажные дома с тремя окнами на улицу и палисадниками. Сейчас эти дома обветшали и многие из них были снесены.
Экономическое развитие городов сопровождалось ростом населения и промышленного производства, что ухудшало санитарное состояние улиц и дворов, приводило к сбросу в водоёмы отходов фабрик и заводов, тесноте и скученности на предприятиях, в учреждениях и т.д.
Новые городские думы, получившие после 1870 г. немалые возможности для развития местного хозяйства, занимались благоустройством городов. Наиболее заметной эта деятельность была в Тамбове и в развитых уездных городах, таких как Козлов, Моршанск, Борисоглебск, Липецк.
Крупным мероприятием городских властей, как было сказано, стало строительство водопроводов в Тамбове (1880-е), в Козлове, Моршанске, Борисоглебске, Липецке, Лебедяни (1910-е). Появление водопроводов, а также колодцев и скважин, к концу XIX в. во многом спасало города от страшных по массовости вспышек холеры и других желудочно-кишечных заболеваний, связанных с потреблением заражённой воды. На улицах появились водопроводные колонки. А вот собственный водопровод в доме был большой редкостью.
Отсутствие в богатом доме водопровода не мешало хозяевам принимать ванну. Просто красивая мраморная ванна не имела слива. Прислуга наливала ванну из ведер, а потом также её вычерпывала. Однако большинство горожан предпочитало мыться в бане. Коммерческие бани на берегу Цны имели разные классы. В первом классе Андреевских бань и бани Никонова были бархатные диваны, чистые простыни, прохладительные напитки, внимательная прислуга. В третьем классе все было максимально просто
В 1908-1911 гг. в Тамбове, Козлове, Борисоглебске, Моршанске были построены электростанции, центральные улицы стали освещаться электричеством.
Иметь электроосвещение в начале XX века было очень престижно, но дорого. Большинство домов освещали керосиновые лампы самых разных конструкций и отделки. Поэтому торговля керосином была высокодоходным делом. Городская гидроэлектростанция на Цне не могла удовлетворить потребности всего города. Однако и кое-где на окраинах появились уличные электрофонари.
Невысокими темпами, но все же шло мощение городских улиц, главным образом булыжником, очень редко – асфальтом.
В самом конце XIX в. сначала в Тамбове, а затем в других городах губернии появились ассенизаторские обозы, состоявшие из запряжённых лошадьми телег с бочками для вывоза из города различных отходов.
Содержать жильё в чистоте зажиточным горожанам помогала целая армия подёнщиц. После отмены крепостного права даже дворяне обычно не могли позволить себе держать многочисленную постоянно жившую прислугу. В доме обычно жили няня, кухарка и горничная. В менее состоятельных семьях эти функции выполняла одна женщина. Поэтому по мере необходимости приглашали прачек, полотёров и поломоек. Особенно много работы у них было весной накануне Пасхи, когда по традиции полагалось вымыть, вычистить и выстирать всё. Тканые шерстяные одеяла в конце XIX – начале XX вв. были престижны, так как, в отличие от стеганых, их нельзя сделать дома. Фабрики Асеевых производили эту новинку. По цене они не уступали недорогим шубкам, поэтому ломбарды предлагали летнее хранение дорогих вещей из шерсти и меха.
К концу XIX в. возрос престиж покупных вещей. Даже семья среднего достатка стремилась купить комод, трюмо, венские стулья, железные кровати, буфет, этажерку, гардероб. Их делали местные ремесленники. Но были и дорогие магазины, например, в доме Шоршорова. Вошли в моду и стали относительно доступны по цене настенные и карманные часы. Открылись многочисленные мастерские часовщиков.
В домах вошли в моду комнатные цветы, такие как герант, фикус, бальзамин. В городе были частные оранжереи, но их услуги стоили дорого. Букеты оранжерейных цветов продавались рядом с ювелирными украшениями. В городских палисадниках цвели сирень, жасмин, акации, флоксы, золотые шары, георгины. Но ими редко украшали комнаты. Цветочная вазочка была далеко не в каждом доме. В конце XIX в. этикет допускал преподнесение букета цветов женщине и даже девушке. Но он был небольшим, удобным для держания в руках. Появились продающие полевые цветы торговки. Букетик оборачивали листьями ландышей. Подавляющее большинство невест шли под венец без букета.
По традиции большинство женщин занимались рукоделием. Но украшавшие комнаты вышивки все чаще делались по образцам из модных журналов. Своеобразным украшением интерьеров стали вошедшие в обиход в самом конце XIX века почтовые открытки.
Во многих городских домах были уже печи-голландки и кухонные плиты. На этих плитах можно было готовить любые блюда в кастрюлях и сковородах. Хлеб дома пекли уже немногие. Самыми знаменитыми булочниками в городе были братья Толмачёвы. У них можно было купить всё – от ситного и баранок до куличей, бисквитов и пирожных. Одна из их булочных располагалась на улице Гимназической (сейчас – магазин «Сказка»). Фасад старой лавки был переделан в модном стиле модерн.
Городская торговля в этот период предлагала широкий ассортимент товаров, в том числе одежду и обувь. В дорогих магазинах Патутина, Шоршорова, Гимпельсона покупки упаковывали. Но большинство людей по-прежнему шили одежду дома или у портных, модисток и шляпниц. Шла торговля швейными машинками. Крестьянский костюм на городских улицах воспринимался уже как чужеродный, а его обладатели как приезжие. Особенно это касалось молодежи. У стен Вознесенского женского монастыря в праздники торговали поношенной городской одеждой. Ее покупала не только городская беднота, но и крестьяне среднего достатка. Среди городских ремесленников было много переделывавших старые вещи.
Проложенная к городу железная дорога изменила многое. Подешевели «колониальные» товары (чай, кофе, лимоны, апельсины). Появилось новое развлечение – провожать и встречать московский поезд. Приходили не только провожающие, но и нарядные зеваки. Вход не перрон был платным. Город стал расти вдоль железнодорожных путей. Там строились и промышленные, и жилые здания. На привокзальной площади выросла гостиница (ныне железнодорожная больница). Городской транспорт в Тамбове представляли только извозчики. Их стоянки – биржи были у вокзала, института благородных девиц, кинотеатра «Модерн». Вопрос о строительстве трамвайной линии так и не был решен. Автомобили на улицах встречались редко. Гораздо чаще можно было видеть велосипедистов.
За порядком в городе наблюдали три полицейские части. С пожарами боролись несколько пожарных команд. С высокой каланчи наблюдали за отведенной частью города и при появлении дыма посылали туда конные повозки с пожарными, лестницами, баграми, топорами, паровой помпой. Если пожар был сильным, то на каланче поднимали сигналы о необходимости помощи других пожарных частей. Горожане нередко относились к виду тушения чужого пожара как к бесплатному развлечению. В сильные морозы на каланче поднимали сигналы об отмене уроков в школах.
В 1906 г. в Тамбове было 93 магазина и 586 лавок, т.е. одно торговое заведение приходилось на 78 человек. Это нормально для среднего города тех лет.
Тамбов был административным центром губернии. Губернские учреждения занимали старое здание присутственных мест и новое здание губернской управы (ныне здание ТГТУ на углу улиц Советской и М. Горького). Городская дума (ныне мэрия) разместилась в бывшем жилом доме Г.В. Кондоиди. Губернское земство заняло бывший дом купца Свинцинского (ныне жилой дом на углу улиц Ленинградской и Советской). Развитие банковского дела потребовало строительства специальных зданий для банков. Растущий город нуждался и в новых храмах. Возвели Никольскую, Введенскую, Христорождественскую церкви.
На рубеже XIX–XX веков интеллигенция стала уделять большое внимание повышению культурного уровня простых людей. Силами энтузиастов были основаны краеведческий музей, общество народных чтений, народный дом. Стремящиеся к культурному досугу горожане получили возможность расширять свои познания, заниматься в театральной самодеятельности, петь в хоре, играть на музыкальных инструментах.
Развитие системы образования требовало открытия новых учебных заведений. Здания ремесленных, епархиального и духовного училищ, училища для слепых детей, мужской и двух женских гимназий, приюта для арестантских детей, воспитательного дома были возведены на средства благотворителей. Также были отстроены работный дом, дом трудолюбия, богадельня, приют для неизлечимо больных, народная читальня, народный дом. Наряду с очень состоятельными людьми, жертвовавшими крупные суммы на строительство, – Нарышкиными, Асеевыми, Толмачевыми, Носовыми, Вышеславцевыми, Теннис и другими, – на благотворительные цели отдавали свои скромные пожертвования обычные горожане. В городе действовали несколько добровольных благотворительных организаций.
Важными причинами, породившими благотворительность во второй половине XIX в. были концентрации в городах нищих, преступников, бродяг, калек. Здесь они рассчитывали на какие-то доходы. В города подбрасывали подкидышей. Часть этих людей могла воспользоваться помощью доброхотов, дававших кров, пищу, работу. Но были и профессиональные нищие. Часть трудоспособных людей уходила из перенаселенной деревни в город на заработки, но не находила их. Дававшиеся Носовым сорокарублевые пособия «на приданое бедным невестам, выходящим замуж по любви» распределялись по конкурсу. Щедрость благотворителей в помощи неимущим порождала у некоторых трудоспособных людей иждивенчество.
В начале XX в. многие тамбовчане занимались сельским хозяйством. В 1906 г. в городе было 92 сада и 5 бахчей, продукция которых продавалась. За пределы губернии вывозили вишню и яблоки, в том числе моченые. К этому времени население привыкло к подсолнечнику. Лузганье семечек на досуге заменило потребление каленых орехов.
Содержали горожане и скот. В 1906 г. в Тамбове было 1176 лошадей, 1143 головы крупного рогатого скота, 47 простых и 25 тонкорунных овец, 709 свиней, 63 козы и 1 осел. Одна корова приходилась на 46 жителей, то есть была в каждом десятом домохозяйстве. Стада паслись на окраинах и на заливных лугах за Цной. Даже на центральных улицах копошились куры. На базаре торговали сеном.
Городским жителям надо было хранить продукты. Погреба и ледники были на каждой усадьбе. Но все же хозяйки и кухарки ходили на базар за скоропортящимися продуктами не менее двух раз в неделю.
К началу XX в. рацион питания горожан зависел от доходов и социальной принадлежности. В домах среднего достатка появились макароны, котлеты, манная каша. В приданое дворянкам, купчихам, поповнам матери стали покупать поваренные книги.
Со второй половины XIX в. в образованных семьях стали гораздо больше, чем раньше, заботиться о развитии детей. Детские книжки и игрушки стали выгодным товаром. Но в Тамбове эта прослойка покупателей была невелика и специального магазина не было. Дорогие игрушки продавались в мебельных магазинах перед Пасхой и Рождеством. Кустарные игрушки покупали на базаре.
В учебных заведениях в конце XIX в. стали устраивать детские праздники. В конце учебного года лучших учеников награждали книгами. Для мальчиков выбирали самые прочные переплеты, а для девочек – самые изящные издания.
В конце XIX в. стало модно наряжать ёлку для детей. Но это делали немногие. Ёлочных базаров в Тамбове не было. Украшения делали сами. На детской ёлке подарки давали всем приглашённым.
В народном костюме детская одежда отличалась от взрослой только размером. В городском костюме со второй половины XIX в. детей одевали особым образом. Но даже в состоятельных семьях детскую одежду от распашонки до пальто шили дома. У портных заказывали только гимназическую форму для мальчиков. Торговля готовой детской одеждой была не очень распространена.
В конце XIX в. фотография на память стала неотъемлемым атрибутом жизни. Наиболее известными фотографами были Цаплин и Енкен. Им заказывали не только семейные портреты, но и коллективные фотографии, выпускные альбомы.
Устоявшийся образ жизни горожан был нарушен в 1914 г. начавшейся Первой мировой войной, а затем и революциями 1917 г.
«Тамбовские губернские ведомости» |
официальная местная газета, начавшая издаваться в 1838 г. при губернаторе А.А. Корнилове в соответствии с указом 1830 г. о провинциальных газетах |
«Тамбовские известия» |
первая провинциальная газета в России. Издавалась в Тамбове в 1788 г. по инициативе и под редакцией Г.Р. Державина |
«Тамбовский летописец» |
исторический памятник, написанный в начале XVIII в. в стиле древнерусских летописей |
«Хождение в народ» |
массовое движение революционной молодежи в деревню. Началось весной 1873 г., наибольший размах достигло весной 1874 г. в основном в Поволжье, на Дону, на Украине (территории с бунтарскими традициями). Цель движения: изучение народа, пропаганда социалистических идей, крестьянское восстание. Народ не поддержал «хождение в народ», движение потерпело неудачу |
Абашевская культура |
археологическая культурно-историческая общность эпохи средней и поздней бронзы (сер. – 2-я пол. II тыс. до н.э.) лесостепной территории Восточной Европы от левобережья Днепра до Зауралья. Названа по могильнику у д. Абашево в Чувашии |
Агоронимы |
названия площадей (от греч. agora – площадь) |
Антропонимика |
(греч. anthropos – человек, onyma – имя) – раздел ономастики, изучающий антропонимы – имена людей и их отдельные составляющие; их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования |
Археологическая культура |
совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности |
Археология (от греч. «архайос» – древний, «логос» – наука, слово) |
это историческая наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей |
Архив |
Учреждение или его часть, хранящая документы; совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий, отдельных лиц |
Ассимиляция |
потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса), этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры. Ассимиляция может носить как добровольный характер – увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер – завоевание, численное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых проявлений |
Белгородская засечная черта |
оборонительная линия на южных рубежах России с XVI в. Служила для защиты южных границ государства от набегов крымских татар и ногайцев |
Биржа (голл. beurs, нем. Borse) |
организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок |
Благотворительность |
оказание безвозмездной (или на льготных условиях)помощи тем, кто в этом нуждается |
Бортничество |
сбор мёда диких пчёл. Был распространён у племён, населяющих территорию Восточной Европы с глубокой древности, в частности, у славян |
Бронзовый век |
археологическая эпоха (сер. III тыс. до н.э. – нач. I тыс. до н.э.), представляющая собой качественно новый этап человеческой истории, характеризующийся развитием металлургии бронзы и появлением в погребальном обряде надмогильных насыпей – курганов |
Вещественные (археологические) памятники |
материальные остатки жизни и деятельности людей. Это орудия производства и созданные с их помощью постройки, оружие, украшения, бытовая утварь, посуда, произведения искусства, целые комплексы (поселения, клады, могильники) |
Винокурение |
технологический процесс изготовления крепких спиртных напитков |
Военный коммунизм |
политика, проводившаяся советским государством в годы гражданской войны 1918–1920 гг. Ее характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней, частично мелкой промышленности, государственная монополия на хлеб и многие другие продукты сельского хозяйства, продразверстка, запрещение частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, введение распределения материальных благ на основе уравнительности, милитаризации труда |
Волостное правление |
орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX – начала XX в. Состояло из волостного старшины, сельских старост и других должностных лиц, избиравшихся волостным сходом |
Волостной старшина |
в России выборное должностное лицо сельского управления второй половины XIX – начала XX в. Возглавлял волостной сход. Избирался на три года сходом, утверждался мировым посредником, затем – земским начальником. Обладал административно-полицейской властью |
Волостной сход |
орган местного крестьянского самоуправления в России второй половины XIX – начала XX в. Состоял из выборных сельских и волостных должностных лиц и крестьян-домохозяев. Осуществлял ограниченные административно-судебные, фискальные и полицейские функции; контролировался мировыми посредниками и земскими начальниками |
Волость |
1) в Древней Руси территория, подчиненная одной власти, преимущественно княжеской; 2) в дореволюционной России и в России до 1929 г. низшая административно-территориальная единица, подразделение уезда, состоящее из нескольких сел и деревень с окружающей их землей |
Волость |
в дореволюционной России и в России до 1929 г. низшая административно-территориальная единица, подразделение уезда, состоящее из нескольких сел и деревень с окружающей их землей |
Вольное экономическое общество (Императорское Вольное экономическое общество) |
старейшее из учёных обществ России, самая первая общественная организация в России. Учреждено в Петербурге в 1765 году Екатериной II. Имело целью изучение положения русского земледелия и условий хозяйственной жизни страны и распространение полезных для сельского хозяйства сведений. Вольное экономическое общество состояло из трёх отделений: 1) сельскохозяйственного; 2) сельскохозяйственных технических производств и земледельческой механики; 3) политической экономии и сельскохозяйственной статистики. |
Воротники |
служилые люди по прибору, обслуживавшие ворота крепости |
Временнообязанные крестьяне |
категория бывших помещичьих крестьян, освобождённых от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 г., но не переведённых на выкуп. За пользование землёй временнообязанные крестьяне несли феодальные повинности (оброк или барщину) |
Гидронимы |
названия рек (от греч. hydros – вода) |
Гласные |
члены городских дум, земских собраний (уездных и губернских) в дореволюционной России |
Годонимы |
названия улиц (от греч. hodos – путь, дорога, улица, русло) |
Городецкая культура |
археологическая культура раннего железного века (8 в. до н.э. – 3 в. н.э.) лесной зоны и северной лесостепи Волго-Окско-Донского междуречья. Названа по городищу у с. Городец (Рязанская обл.) |
Городская дума |
орган городского самоуправления в России в 1785–1917 гг. Занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранением и др., хозяйственными делами. Возглавлялась городским головой. Исполнительный орган – Шестигласная дума; с начала 1870-х гг. – городская управа |
Городская реформа 1870 г. |
одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесословными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными – избранные думами городские управы. Члены городских дум выбирались на четыре года и назывались «гласными» |
Городская управа |
в России в 1870-1917 гг. исполнительный орган городского самоуправления. Избиралась городской думой, возглавлялась городским головой |
Городской голова |
в дореволюционной России представитель городской думы и городской управы. Должность Г.г. впервые учреждена в 1785 г. По городской реформе 1870 г. избирался на четыре года городской думой и утверждался в должности либо министром внутренних дел, либо губернатором |
Гражданская война |
форма вооруженной борьбы между организованными группами, сражающимися за государственную власть, где одной стороной обычно являются силы, охраняющие существующий режим, а другой – партизанское движение, поддерживаемое частью населения и/или иностранным государством |
Губернатор |
в России до 1917 г. высший правительственный чиновник в губернии |
Губерния |
основная административно-территориальная единица в России с 1708. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства |
Двоевластие |
режим одновременного сосуществования двух властей в одной стране. В России двоевластие возникло в результате Февральской революции в марте – начале июля 1917 г. К власти одновременно пришли Временное правительство и Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов |
Дворянский банк |
государственный I банк Российской империи. Выдавал льготные ссуды дворянам под залог земли. С 1754 г. – Банк для дворянства, в 1885-1917 гг. – Государственный дворянский земельный банк |
Дворянское собрание (иногда Благородное собрание) |
орган дворянского самоуправления в Российской империи, существовавший в период с 1766 по 1917 годы. Дворянские собрания действовали как на губернском, так и на уездном уровнях |
Декабристы |
участники российского оппозиционного дворянского движения второй половины 1810-х – первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 (отсюда их название) |
Дети боярские |
разряд мелких феодалов, существовавший в феодальной Руси в XV—XVIII веках. Дети боярские несли обязательную службу, за которую получали поместья. В ходе реформ Петра I термин потерял актуальность, поскольку все служилые люди были объединены в единый класс – дворянство |
Дикое Поле |
историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI — XVII вв. беглыми крестьянами и холопами, а также заселялось служилыми людьми в условиях борьбы против турецко-татарской экспансии. В границах Дикого Поля сейчас располагаются Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская, Николаевская, Одесская, Харьковская и Херсонская области Украины, а также Тульская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская, Белгородская, Ростовская и Волгоградская области России |
Дромонимы |
названия путей сообщения (от греч. dromos – бег, движение, путь) |
Духовные источники |
выработанная коллективным разумом людей вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передаётся как обязательная информация из поколения в поколение через рассказ или показ, через существующие формы воспитания |
Железный век |
археологическая эпоха появления и широкого распространения оружия и орудий труда из железа (с начала первого тысячелетия до н.э.) |
Засека |
оборонительное заграждение в лесистой местности. Одно из серьезнейших и наиболее трудно уничтожаемых препятствий. Устраивается из деревьев диаметром не менее 15 см, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника. Затрудняет перемещение пехоты и исключает маневр кавалерии. |
Земляной вал |
искусственная насыпь, оборонительное сооружение |
Земские собрания, уездные и губернские |
распорядительные органы земских учреждений в России в 1864-1917 гг. Состояли из гласных, каждые три года избирали земские управы, контролировали их работу, утверждали земский бюджет, ведали раскладкой земских повинностей. Председателем земских собраний был местный предводитель дворянства |
Земские управы |
губернские и уездные, исполнительные органы земского самоуправления, созданные земской реформой 1864 г. Избирались земским собранием на три года из числа гласных в составе председателя и 2-6 членов. Ликвидированы в 1917-1918 гг. |
Земский участковый начальник |
в царской России конца 1889-1917 гг. должностное лицо из дворян, контролировавшее деятельность органов крестьянского общественного управления и являвшееся первой судебной инстанцией для крестьян и другого податного населения |
Земство |
в дореволюционной России система местного всесословного самоуправления, введенная в ходе Земской реформы 1864 г. по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» |
Исторические памятники |
места, здания или сооружения, непосредственно связанные с историческим событием или личностью; а также здания или сооружения, воздвигнутые или установленные в честь какого-либо исторического события или личности. В этой группе особое место занимают историко-героические памятники, связанные с борьбой против иноземных захватчиков |
Источник |
Всё, что непосредственно отражает исторический процесс, дающее возможность изучать прошлое общества, то есть всё, ранее созданное человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде памятников материальной и духовной культуры |
Катакомбная культура |
археологическая культурно-историческая общность эпохи средней бронзы (1-я пол. II тыс. до н.э.) степной и лесостепной территории Восточной Европы от Днепра до Волги. Названа по типу погребений в специальных боковых ямах – катакомбах |
Клеть |
неотапливаемая часть дома, где хранилась домашняя утварь |
Колонизация |
заселение и освоение окраинных земель страны (внутренняя); поселения за пределами страны (внешняя) |
Краеведение |
Изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов |
Крепостное право (крепостничество) |
форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление к земле и личное подчинение феодалу |
Крестьянская реформа 1861 г. |
главная из буржуазных реформ 1860- 1870-х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений 19 февраля 1861 г.». Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные от помещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещика |
Крестьянский банк (Крестьянский поземельный банк) |
в дореволюционной России государственное кредитное учреждение, выдававшее долгосрочные ссуды крестьянам на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских, земель. Учреждён в 1882 министерством Игнатьева. Находился в ведении Министерства финансов. Возглавлялся управляющим и советом, отделениями руководили управляющие |
Курии избирательные |
особые разряды, на которые делятся избиратели по национальному, профессиональному и другим признакам, а также сами избиратели, составляющие эти разряды. Каждая курия заранее избирает определенное число депутатов независимо от своей численности |
Левые эсеры |
партия левых социалистов-революционеров (ПЛСР). Появились как оппозиционное течение в партии эсеров в годы первой мировой войны |
Макротопонимы; |
названия больших незаселенных объектов (от греч. makros – большой) |
Мануфактура (казенная, вотчинная, посессионная, купеческая, крестьянская) |
форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике, предшествующая крупной машинной индустрии |
Материальные источники |
объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определённые временные периоды. К ним относят: орудия труда, жилища и хозяйственные постройки, пищу (культурные растения и домашние животные), одежду, украшения, транспортные средств и пр. |
Мезолит (средний каменный век, греч. mesos - средний и líthos - камень) |
период между палеолитом и неолитом, X-VI тысяч лет до нашей эры. Начался около Х тыс. лет до н. э. в конце плейстоцена, закончился с распространением земледелия, которое появилось в разных географических местностях в разное время |
Меценат |
человек, материально помогающего искусству и культуре (без цели немедленного получения прибыли) |
Микротопонимы |
названия небольших незаселенных объектов (от греч. mikros – малый |
Мировой посредник |
должность в России, учрежденная «Положениями» 19 февраля 1861 г. для содействия в проведении крестьянской реформы 1861 г. Назначались Сенатом по представлению губернских властей из местных дворян-помещиков (первоначально на 3-летний срок, впоследствии были несменяемы) |
Молокане |
разновидность духовного христианства |
Мордва (среднецнинская мордва) |
народность финноугорских народов Поволжья. Основные группы мордвы – эрзя и мокша, сохранившие племенные и этнические самоназвания и говорящие на разных, хотя и близких языках |
Музей |
Научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры |
Надел |
земельный участок, предоставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государством за различные повинности (надельное землепользование). В России после крестьянской реформы 1861 г. превратился в общинную или подворную крестьянскую собственность (надельное землевладение) |
Надолба |
заграждение из наклонно врытых в землю балок,бревен |
Наместник |
в XVIII - начале ХХ вв. глава наместничества в Российской империи |
Народные училища |
в 1786-1804официальное название малых и главных народных училищ |
Неолит (новый каменный век) |
последняя археологическая эпоха каменного века начала V – середины IV тыс. до н.э., характеризующаяся появлением остродонной и круглодонной глиняной посуды |
Никоновская летопись |
крупнейший общерусский летописный свод, составленный, по мнению исследователей, в 1539-42 гг. |
Оброк |
натуральная и денежная рента, взимаемая с крестьян землевладельцами и государством. Оброчное хозяйство (в противовес барщинному) подразумевало такую экономическую систему, в которой главным методом эксплуатации крестьянина было взимание натуральных и денежных оброков в том или ином их сочетании |
Общинное землевладение |
форма земельной собственности, характеризующаяся принадлежностью определенного земельного участка крестьянской общине |
Овин |
помещение для сушки хлеба перед молотьбой |
Однодворцы |
одна из категорий государственных крестьян в России. Образовалась из служилых людей по прибору, оборонительная функция которых на южной границе оказалась ненужной в связи с созданием регулярной армии в 1-й четв. XVIII в. |
Ойконимы |
названия населённых мест (от греч. oikos – жилище, обиталище) |
Ономастика |
(от греч. ὀνομαστική – искусство давать имена) – раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения |
Оронимы |
названия гор (от греч. oros – гора) |
Отрезки |
часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Отрезки в основном производились, если надел превышал высшую норму и составляли около 18% дореформенного землепользования крестьян |
Отруб |
в России в начале XX в. земельный участок, выделенный из общинной земли в результате столыпинской аграрной реформы в единоличную крестьянскую собственность (в отличие от хутора – без переноса усадьбы) |
Отхожие промыслы |
временная сезонная работа крестьян за пределами своей деревни (лесные разработки, сплав леса, обслуживание судоходства на реках и др.) |
Палеолит (греч. παλαιός — древний и греч. λίθος — камень) (древнекаменный век) |
первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 2,6 млн. лет назад) до появления земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. |
Памятники архитектуры и градостроительства |
это произведения строительного искусства, которые отражают в своей конструкции и декоративном оформлении развитие материального производства, эстетические воззрения своей эпохи |
Памятники культуры и искусства |
группа памятников, связанных с именами выдающихся деятелей науки, литературы, искусства; места, где они родились, учились, занимались творчеством, вели общественную жизнь, где они похоронены |
Памятники природы |
отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства |
Пенька |
грубое лубяное волокно, полученное из стеблей конопли культурной. Из пеньки делают канаты, веревки, шпагат и т.п. |
Письменность |
Совокупность письменных средств общения, объединённых системой письма или одним алфавитом, называется |
Письмо |
знаковая система фиксации речи, позволяющая закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние, то есть средство закрепления знаковой информации |
Плотность населения |
число жителей на единицу площади |
Плуг |
сельскохозяйственное орудие труда с изогнутым металлическим лемехом для вспашки, разрыхления почвы. Плуг имеет несколько преимуществ. Основная его задача – перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев |
Погром (от русск. громить «уничтожать, разрушать») |
кратковременная и разрушительная массовая насильственная акция, совершаемая одной частью общества по отношению к другой, как правило, к национальному, социальному или религиозному меньшинству |
Поздняковская культура |
археологическая культура бронзового века, распространённая с середины второго тысячелетия по начало первого тысячелетия до нашей эры в бассейнах рек Оки, Клязьмы, в верхнем и частично среднем правобережном Поволжье. Названа по селу Поздняково близ Мурома |
Половцы (кипчаки, киманы) |
кочевой тюркоязычный народ, входивший в IX – нач. XI в. в Кимакский каганат |
Поневный комплекс |
состоял из понёвы (род юбки), рубахи, запана, завески или фартука, покромки, гаруса, одного-двух монистов и каскада бус, cepeг-янтариков ипушков, головных уборов: кички или сороки, кокошника, комплектов платков, шалей и подшальников – корсетки или летника, шубы дубленой или крытой, куцки или куцынки и набора обуви |
Пореформенный период |
Историографический термин, обозначающий период реформ Александра II после отмены крепостного права (1860–70-е гг.) |
Предводитель дворянства |
в России до 1917 г. выборная должность в системе сословного самоуправления дворянства и одновременно в системе местного самоуправления. Была учреждена в 1785 г. Жалованной грамотой дворянству Екатерины II. Уездный предводитель дворянства выбирался уездным дворянским собранием и утверждался губернатором. Губернский предводитель дворянства избирался губернским дворянским собранием и утверждался императором. |
Провинция |
административно-территориальная единица в России в 1719–75 гг. в составе губернии. Делилась на доли и уезды (дистрикты до 1727 г.) |
Промысел |
занятие с целью получения выгоды. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. Промыслы, по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой |
Пушкари |
русские артиллеристы XVI–XVII вв. Являлись служилыми людьми и подчинялись Пушкарскому приказу. Их служба была наследственной. При вступлении в неё людей из др. сословий с них брали поручительство. Пушкари жили в городах, где селились обычно особыми слободами. За службу получали хлебное и денежное жалованье, а иногда и землю. Занимались также ремёслами и торговлей. Пушкарская служба была ликвидирована в конце XVII в. |
Революция |
радикальное изменение политической ситуации, основанное на смене правящих лиц, структуры, поддерживающей мифологии и функций правительства, методами, не закрепленными в действующей конституции |
РСДРП |
Российская социал-демократическая рабочая партия, стоящая на позициях марксизма. Создана в 1898 г. В 1903 в произошёл раскол на большевиков (В.И. Ленин) и меньшевиков (Ю.О. Мартов) |
Савроматская культура |
археологическая культура VIII–IV вв. до н.э. Назв. получила от древних кочевых ираноязычных племен (савроматов) |
Сарматская культура |
археологическая культура III в. до н.э. – III в. н.э. Названа по имени племен, кочевавших в степях восточнее Танаиса (Дона) |
Секта (от лат. secta – учение, направление, школа) |
религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления |
Сельский староста |
выборное должностное лицо в России второй половины XIX – начала XX в. Избирался сельским сходом, обладал ограниченной административно-полицейской властью |
Сельский сход |
орган управления сельского общества в России второй половины XIX – начала XX в. Состоял из домохозяев, избирал сельского старосту и других должностных лиц. Обладал судебно-полицейской властью |
Сельское общество |
низшая общественно-административная единица в России второй половины XIX – начала XX в. Состояло из одного или нескольких сел, владевших общинными угодьями. Управлялось сельским сходом. Несколько сельских обществ составляли волость |
Скифская культура |
включает как самих скифов (ираноязычный народ, с кочевым укладом жизни), так и ряд народов, попавших под их влияние. Распространялась в степной и лесостепной зонах Северного Причерноморья и Северного Кавказа в VII–III вв. до н.э |
Скопцы |
секта христиан, близкая к хлыстам. Возникла в XVIII в. Общины скопцев считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления (кастрации) |
Слобода |
в XII – первой половине XVI вв. отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, в первую очередь казаками, и освобождение от податей было для них стимуляцией. Многие слободы были частями городов. В первой половине XVIII в. эти льготы были отменены и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. В XIX—XX вв. название «слобода» получали иногда пригородные промышленные посёлки |
Соха |
пахотное орудие типа рала у русских – с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, оснащенной двумя железными сошниками и железной лопаткой и соединённой в верхней части с оглоблями. Главное отличие от плуга в том, что соха не переворачивала пласт земли, а лишь отваливала его в сторону. По сравнению с плугом соха требовала при пахоте меньшего тягового усилия лошади, но больших физических усилий и мастерства от пахаря. Глубина обработки почвы сохой до 12 см |
Социальная иерархия (англ. Social hierarchy) |
иерархическая структура отношений власти, доходов, престижа и т.д. Социальная иерархия отражает неравенство социальных статусов |
Союз эсеров-максималистов |
был образован в 1906 г. на базе радикальной части ПСР. Максималисты отрицали прогрессивность капиталистического строя, отдавали предпочтение нелегальным, прежде всего террористическим методам борьбы. Признанным главой максималистов был М.И. Соколов |
Срубная культура |
культурно-историческая общность эпохи поздней бронзы (2-я пол. II тыс. до н. э.) степной и лесостепной территории Восточной Европы от Днепра до Южного Урала. Названа по типу погребений в ямах в деревянных срубах |
Столыпинская аграрная реформа |
реформа крестьянского надельного землевладения в России, проходившая в 1906–1917 гг. Разрешение выхода из крестьянской общины на хутора и отруба (закон от 9 ноября 1906), укрепление Крестьянского банка, принудительное землеустройство (законы от 14 июня 1910 и 29 мая 1911) и усиление переселенческой политики (перемещение сельского населения центральных районов России на постоянное жительство в малонаселенные окраинные местности — Сибирь, Дальний Восток как средство внутренней колонизации) были направлены на ликвидацию крестьянского малоземелья, интенсификацию хозяйственной деятельности крестьянства на основе частной собственности на землю, увеличение товарности крестьянского хозяйства |
Стрельцы |
служилые люди по прибору в ХVI – начале ХVIII вв., пехотинец с огнестрельным оружием. Стрельцы в России составляли постоянное войско. В XVII веке составляли основу гарнизона любой южнорусской крепости |
Съезжая изба (приказная) |
в России XVII в. канцелярия воеводы, куда съезжались служилые люди уезда на смотры и перед походами. |
Татарский вал |
земляной вал, входивший в линию укреплений, построенных для защиты Российского государства от набегов крымских и ногайских татар в XVII веке. В частично сохранившемся виде проходит по территории современных Тамбовской, Воронежской и Белгородской областей. Охраняется государством как памятник истории |
Топонимика (от греч. τόπος (topos) – место и ὄνομα (ōnoma) – имя, название) |
раздел ономастики, изучающая историю создания, преобразования и функционирования географических названий (топонимов) |
Топонимия |
совокупность названий на какой-либо территории |
Трезвенный бунты |
крестьянские выступления 1859 года за отмену винных откупов |
Трехполье |
система севооборота с чередованием пара, озимых и яровых культур |
ТУАК |
Тамбовская учёная архивная комиссия (1884–1918), научное общество комплексного изучения истории края |
Уезд |
административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. – воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 – низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником. |
Урбанонимы |
названия внутригородских объектов (от лат. urbanus – городской) |
Уставная грамота 1861 г. |
документ, который устанавливал размер надела временнообязанных крестьян по «Положениям» 19 февраля 1861 г. и повинностей за пользование им, а также фиксировал сведения о разверстании угодий, перенесении усадеб и т.п. Уставная грамота 1861 составлялась в ходе Крестьянской реформы 1861 помещиком и вводилась в действие мировым посредником, в случае отказа от неё крестьян могла утверждаться и без их согласия |
Фольклор (англ. folklore) |
народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство |
Хлысты |
секта духовных христиан, возникшая на рубеже XVII–XVIII вв. Самоназвание – «божьи люди» |
Холерные бунты |
городские, крестьянские и солдатские антикрепостнические волнения в России в 1830-31 во время эпидемии холеры. Поводом для них послужили мероприятия царского правительства: карантины, вооруженные кордоны, запреты передвижений |
Хутор |
в России – обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения |
Церковно-приходские школы |
начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 г. и находились в ведении Синода. Ранее – приходские училища. В 1884 г. изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с нач. XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы |
Черезполосица |
такое расположение земельного владения, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений. Черезполосица – одно из самых серьезных препятствий к ведению рационального и интенсивного хозяйства |
Черносотенцы |
члены крайне правых организаций в России в 1905-17 гг., выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Союзы русских людей» и др.) |
Шестигласная дума |
в России в 1785–1870 исполнительный орган городской думы. Состояла из городского головы и 6 гласных, избиравшихся на 3 года из числа членов т.н. Общей думы. Наблюдала за общественным порядком в торговых местах, постройкой и сохранением городских зданий и площадей, сбором и расходованием городских средств |
Экстенсивный способ ведения сельского хозяйства |
это увеличение количества продукции без качественного роста, чаще всего, за счет расширения посевных площадей |
Энеолит (медно-каменный век; от лат. acneus – медный и греч. lithos – камень) |
археологическая эпоха середины IV – сер. III тыс. до н.э., характеризующаяся появлением изделий из меди при сохранении каменный и костяных орудий |
Эсеры |
члены партии социалистов-революционеров (ПСР), крупнейшей партии в России 1901-1923 гг. Первые организации появились в 1894-1896 гг. как наследники народничества (неонародники); в 1901 г. в Берлине объединились в единую партию. Лидерами партии стали Чернов В.М., Брешко-Брешковская Е.К., Гершуни Г.А., Гоц Г.А., Гец М., Авксентьев Н.Д. и др. |
Этнография |
(от этнос и ...графия) (этнология), наука об этносах (народах), изучающая их происхождение (этногенез), историю и культуру |
Языкознание (лингвистика) |
Наука об общих законах строения и функционирования языка |
Ямщик (устаревшее, от тат. ямчи – проводник) |
одна из категорий государственных крестьян в России, занимающаяся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России, осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок |
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей, изучающих дисциплины нациолнально-регионального компонента «История Тамбовского края» и«История региона»
12 10 2014
14 стр.
Литература Тамбовского края [Текст]: метод рек. / Тамб обл универс науч б-ка им. А. С. Пушкина; сост. Н. А. Юмашева. – Тамбов, 2006. – 11 с
10 09 2014
1 стр.
Конкурс проводился по 5 номинациям: «История родного края», «Экология и природопользование края», «Этнография и этногеография», «Традиции родного края», «Малый уголок великой Росси
25 12 2014
1 стр.
Тематика областного конкурса по школьному краеведению (далее – конкурс): «История, культура, и природа родного края»
04 09 2014
1 стр.
Отечества. Одним из конкретных появлений такого подхода стало включение в школьные программы по отечественной истории регионального компонента, т е истории родного края
10 09 2014
1 стр.
Федерации Красноярского края действие Закона Красноярского края от 16 ноября 2005 года n 16-4022 "О полномочиях органов государственной власти Красноярского края в области архивног
12 10 2014
1 стр.
История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих
14 09 2014
1 стр.
Поколение сменяется поколением. История уходит в прошлое постепенно, настоящее же существует сейчас. Но как бы ни менялась наша жизнь и история, главным её вопросом остается реализ
08 10 2014
1 стр.