Перейти на главную страницу
Когда социальное сиротство сочетается со слепотой...
(журналист, Санкт-Петербург)
учащиеся с нарушением зрения, социальное сиротство, школа-интернат для учащихся с нарушением зрения, биографии учеников, социальная и трудовая адаптация.
В декабрьском номере журнала «Дефектология» была представлена статья нашего автора из Санкт-Петербурга Ильи Бруштейна «Незримая Германия. Путешествие в Марбург, «столицу немецких слепых». Этот материал, рассказывающий о Немецком Институте слепых и его важнейшем подразделении — гимназии имени Карла Штреля, вызвал не только интерес читателей, но и множество вопросов. Чем отличаются и в чем похожи российские и немецкие специализированные школы? Зачем, вообще, детям-инвалидам обучаться в «особых» учебных заведениях? Может быть, им будет лучше в обычных школах по месту жительства? Чтобы сравнить зарубежные и отечественные реалии, наш автор отправился в поселок Мга Кировского района Ленинградской области, где располагается специальная (коррекционная) школа-интернат III и IV вида (для слепых и слабовидящих детей).
«Почему Ваша школа находится в Мге?», — этот вопрос директору школы-интерната В. А. Климахину задают почти все посетители. Виктор Анатольевич устало улыбается и неохотно отвечает: «Да, расположение неудобное. А что теперь можно сделать?..»
Проблема местонахождения школы совсем не такая незначительная, как это может показаться на первый взгляд. Мгинское учебное заведение — единственное подобное учреждение в Ленинградской области. Предполагалось, что все незрячие и слабовидящие дети области будут здесь учиться. А вот добраться до школы совсем не просто, если не иметь собственного автомобильного транспорта.
Необходимо сначала доехать до железнодорожной станции Мга, расположенной на линии Санкт-Петербург —
Вологда. А дальше — от железнодорожной станции до школы — предстоит почти четырехкилометровый пеший марш. Общественный транспорт этот маршрут не обслуживает. Таксисты станцию Мга тоже как-то не облюбовали. Да и поймать попутную машину здесь проблематично. Вроде бы всего 50 километров к востоку от Санкт-Петербурга, а совсем другой мир, другая жизнь. Вот и остается, как во времена Некрасова и Гоголя, идти по проселочной дороге с котомкой за плечами.
Хочу напомнить, что речь идет не о местонахождении какого-нибудь склада или оптовой базы, а учебного заведения для детей-инвалидов. Отнюдь не все дети с серьезными нарушениями зрения способны безболезненно и безропотно переносить долгие пешеходные марши. Как добираться до школы сельским жителям Лодей-
Вопрос риторический. Беглый взгляд на географическую карту дает понять, что за один день из многих уголков области до школы добраться просто нереально. А ведь речь идет не о том, чтобы «забросить» свое чадо в интернат и забыть на целый год о его существовании, его необходимо регулярно навещать. Учителя и воспитатели Мгинской школы рекомендуют брать детей домой не только на каникулы, но и на выходные дни, праздники. Трудновыполнимая рекомендация.
«Специализированные школы для незрячих и слабовидящих детей успешно работают в большинстве регионов России, — рассказывает Юрий Иванович Кочетков, главный редактор журнала «Школьный вестник» единственного в России издания для слепых детей, издающегося рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. — И почти во всех субъектах Федерации они располагаются в областных или краевых центрах. Месторасположение Мгинской школы — это серьезная проблема для инвалидов по зрению. Похожая ситуация, кстати, сложилась и в Калужской области. Областной интернат для детей-инвалидов почему-то разместили не в самой Калуге, а в крошечном районном центре Мещовске».
Родители выходят из положения по-разному. В Санкт-Петербурге работают сразу две школы-интерната для детей, «живущих во мгле». Проблема заключается только в том, что предназначаются они для счастливых обладателей питерской прописки или хотя бы временной регистрации. Очень сложно определить ребенка на учебу в интернат, расположенный в другом субъекте Российской Федерации.
К сожалению, многие семьи из отдаленных районов просто отказываются от обучения в специализированном учебном заведении. Посещение школы по месту жительства так же, как правило, оказывается невозможным. Остается домашнее обучение. Ох, уж это «домашнее обучение»!.. Гармоничному развитию ребенка оно, в любом случае, не способствует.
Крепкие семьи —
в меньшинстве
Отдаленное расположение — не единственная, и как уверяли меня учителя и воспитатели, не главная проблема школы-интерната. Больше всего сотрудники обеспокоены распространением социального сиротства. Количество воспитанников, оставшихся без попечения родителей или живущих в «неблагополучных» семьях, постоянно увеличивается.
«Когда я пришла сюда работать в 1981 году, у нас было 170 учащихся, из них только один — сирота, — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Владимировна Черкасова. — Сейчас в школе-интернате учится и живет 102 ребенка. 29 из них — сироты. В соответствии с российским законодательством, опекуном в этом случае обычно становится директор учебного заведения».
Впрочем, официальные цифры статистики не могут передать подлинных масштабов социального сиротства. Большинство воспитанников все-таки имеют семьи, хотя и неполные. Во всяком случае, их матери не лишены родительских прав и регулярно получают детские пособия. Но когда сотрудники говорят о том, в каких условиях порой живут их питомцы, они не могут скрыть своего возмущения.
«Часто дети приезжают с каникул
Разумеется, не все родители подпадают под это описание. Но хорошие, крепкие семьи — пусть и неполные! — к огромному сожалению, составляют явное меньшинство. Сочетание слепоты или слабовидения и сиротства — это опасный, можно даже сказать, взрывоопасный «коктейль». Судьба в самом начале жизненного пути нанесла маленькому человечку целых два болезненных удара, отняв способность адекватно воспринимать окружающий мир и лишив близких, родных по крови людей.
Слепой велосипедист
В детские и подростковые годы многие читатели журнала «Дефектология» зачитывались этюдом Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант» и сопереживали главному герою этого произведения Петру По-пельскому. Он родился на свет слепым. Слепым, но в благополучной, обеспеченной, любящей семье!
Личность и судьба незрячего сироты пока еще не стала сюжетом значимого литературного произведения. Героем повествования мог бы стать, например, восемнадцатилетний десятиклассник Мгинской школы-интерната Александр Арнацкий. Так же, как и Петр Попель-ский из «Слепого музыканта», Саша пришел в этот мир тотально слепым. Как и герой этюда В. Г. Короленко, он только из чужих рассказов знает, что небо, море и васильки на лугу — голу-
бые, летняя трава — зеленая, а солнце зрячие дети изображают на рисунках желтым или золотым.
Первые годы жизни Александр провел в одной из деревень Тосненского района Ленинградской области. В возрасте семи лет он оказался в Мгинской школе-интернате как несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей. В таких случаях воспитанники обычно говорят, что папа с мамой умерли или погибли. В общем, ушли из жизни. Смерть близких людей принять легче, чем предательство. .
Отдать своего отпрыска в дом ребенка или в детский дом, отказаться от него в первые годы жизни — это всегда предательство. Бросить на произвол судьбы ребенка-инвалида, отказаться нести свой крест — предательство двойное. С последствиями этого двойного предательства приходится каждодневно иметь дело и воспитанникам, и сотрудникам школы-интерната.
«Разумеется, ситуации случаются разные. У некоторых учащихся родители действительно трагическим образом ушли из жизни. Но в большинстве случаев, сиротство — результат асоциального поведения, алкоголизма, наркомании, сознательного отказа от своих детей», — поясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Владимировна Черкасова.
Если бы Александр Арнацкий стал героем литературного произведения (после выхода в свет «Слепого музыканта» никто из маститых русских писателей не заинтересовался судьбой незрячего человека!), то «новый Короленко» мог бы найти в его биографии немало примечательного. Саша — человек религиозный. К вере он пришел во время паломнической поездки на остров Валаам, в которой участвовали и другие учащиеся Мгинской школы.
Саше восемнадцать лет. Но ему предстоит учиться в школе еще два года. Обучение в специальных (коррек-ционных) школах для детей-инвалидов продолжается не одиннадцать, а двенадцать лет, т. е. привычная школьная программа «растянута» на дополнительный год. Так же, как и в аналогичных зарубежных школах, некоторые ученики старше своих одноклассников — им пришлось пропустить один-два школьных года из-за болезни.
В настоящее время в Мге обучаются дети, подростки и молодые люди от 7 до 20 лет. В прошлые годы для некоторых учащихся пребывание в школьных стенах затягивалось до 23 и даже до 25 лет. «К огромному сожалению, многие родители, особенно из отдаленных сельских районов, задумываются об обучении своих отпрысков очень поздно, — рассказывает Е. В. Черкасова. — У нас нередки случаи, когда 14-15-летние юноши и девушки впервые идут в первый класс и садятся за парты с семилетними детьми. Такая ситуация создает проблемы и для детей, и для взрослых».
Причина педагогической запущенности — не только безответственность, но порой и безграмотность родителей. Многие папы и мамы считают, что их незрячие и слабовидящие дети являются необучаемыми и не нуждаются в каком-то развитии. Нередко их даже не выпускают из дома, обрекая на растительное существование в четырех стенах деревенской избы.
Между собой учителя и воспитатели называют воспитанников-переростков «дети-маугли». Слушая рассказы работников школы об этих мальчишках и девчонках, трудно поверить, что дело происходит в начале XXI века, и не где-нибудь в дебрях сибирской тайги, а в Ленинградской области. После таких рассказов и судьба Александра Ар-нацкого представляется в ином свете. Будучи сиротой и лишенный зрения, Саша с раннего детства воспитывался в среде любящих его людей, желающих ему добра — учителей и воспитателей Мгинской школы-интерната.
Религиозность не мешает, а помогает Саше быть современным молодым человеком, со многими увлечениями. Он — очень спортивный. Посещает секцию голбола и торбола, работающую в школе. Голбол и торбол — две разновидности мини-футбола для незрячих и слабовидящих людей. Все игроки выступают в черных повязках на глазах, чтобы у спортсменов с остатками зрения не было преимущества перед тотально незрячими. Мяч, используемый для игры, заполнен звонкими колокольчиками. Его местонахождение можно легко определить на слух. Покрытие спортивного зала, где проходят игры и тренировки, снабжено тактильной разметкой, чтобы игрокам было легче ориентироваться.
Саша с гордостью рассказал мне, что его тренер Юрий Петрович Лука-шов недавно стал лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший детский тренер страны» в номинации «Преодоление». Вместе со своим тренером мгинские спортсмены принимали участие во всероссийских соревнованиях, ездили в Москву и Тулу. Кстати, голбол и торбол включены в программу Пара-лимпийских игр. Их развитие поддерживается на государственном уровне.
С гордостью Саша демонстрирует мне свой «прибор для письма по Брайлю». Именно с помощью таких приспособлений незрячие учащиеся постигают грамоту. Взглянув на железную доску с крышкой, зрячий человек вряд ли догадается, для чего же она предназначена. В крышке имеются прямоугольные окошечки, а на железной доске каждому соответствует по шесть углублений. В этот трафарет вставляют особую плотную бумагу.
Пишут слепые не ручкой и не карандашом, а «грифелем» — тупым шилом с рукояткой. Грифель нажимает на бумагу, но не продавливает ее насквозь. На обратной стороне листа образуются «пупырышки», осязаемые точки. Строго говоря, незрячие люди не пишут, т. е. не скользят ручкой по бумаге, а выстукивают текст.
Чтобы научиться писать с помощью хитроумного устройства, нужно сначала овладеть рельефно-точечным (брайлевским) шрифтом. Эту систему, созданную незрячим французским просветителем Луи Брайлем (1809-1852), называют «осязаемым шеститочием».
С помощью всевозможных комбинаций из шести точек, расположенных в два столбца, по три в каждом, можно обозначить любую букву, цифру, знак препинания, математические, физические, химические и нотные символы. Например, для обозначения русской буквы «А» нам понадобится всего одна выпуклая точка. Для буквы «Б» — два «пупырышка». «В» — четыре выпуклые
точки. «Г» — тоже четыре выпуклые точки, но они расположены по-другому.
Из-за ограниченности общего числа различных «точечных комбинаций» (их всего 63!) в некоторых случаях используются двухклеточные знаки: четыре столбца осязаемых точек. Существует множество дополнительных знаков, например, для обозначения больших и малых букв, курсива, жирного шрифта. Написав письмо рельефно-точечным шрифтом, незрячий юноша может, например, объясниться в любви к незрячей девушке, а вот зрячая это письмо не поймет.
«Слепота — понятие относительное, — рассуждает Александр. — Из-за слепоты я не могу читать обыкновенные книги. Но, с другой стороны, и зрячий человек точно так же ничего не поймет в нашей, «слепецкой» литературе. Посмотрите, например, на мой учебник химии. Вряд ли Вы сможете что-то в нем разглядеть, и тоже почувствуете себя слепым».
Мой собеседник достает из шкафа толстый фолиант со снежно-белыми страницами. Взяв в руки рельефно-точечную книгу, зрячий человек действительно не отличит учебник химии от поваренной книги (они тоже издаются для слепых!), сборника анекдотов или пособия для собаководов. Саша совершенно прав. Если несколько минут вглядываться в белые страницы, то действительно ощущаешь себя беспомощным и незрячим.
Закрыть глаза и прикоснуться к рельефно-точечной книжке очень приятно. Осязаемые пупырышки нежно щекочут кончики пальцев. Все-таки мир незрячих людей — это удивительный мир. Александр чувствует себя в нем спокойно и уверенно. Создается впечатление, что передо мной — счастливый человек.».*
Все-таки жаль, что автор этих
Учитель и Собака
Г. И. Сыщснко работает в Мгин-ской школе преподавателем пространственного ориентирования и социально-бытовых навыков. Геннадий Иванович сам инвалид по зрению. Он родился в 1967 году С 1974 по 1987 год учился в Мгинской школе-интернате. Впоследствии окончил медицинское училище. Работал фельдшером «Скорой помощи». В безденежные девяностые годы перепробовал множество занятий: торговал на рынке, работал продавцом в магазине, занимался сборкой и наладкой компьютеров.
«С детства у меня было плохое зрение, но инвалидность практически не мешала жить: я мог без проблем ориентироваться, осваивал почти все виды работ. Это была обычная, нормальная жизнь», — рассказывает Геннадий Сы-щенко. Трагический перелом наступил в 2000 году, когда в результате отслоения сетчатки зрение было полностью и безвозвратно утрачено.
«В отличие от незрячих с рождения, позднеослепшие люди обычно
не могут воспринимать свое теперешнее состояние как нормальное и естественное. Потеря зрения провоцирует чувство боли, обиды, отчаяния и безысходности. У многих инвалидов по зрению развивается тяжелая депрессия. Так вначале было и со мной», — рассказал Г. И. Сыщенко.
Почти два года понадобилось Геннадию, чтобы освоиться в новой ситуации. В течение нескольких месяцев он посещал занятия в Санкт-Петербургском Центре медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению. Это учреждение создано специально для людей, потерявших способность видеть мир во взрослом возрасте. Летом 2002 года Сыщенко предложили стать учителем в родной школе.
— Я очень благодарен судьбе и руководству школы за то, что мне удалось найти работу, и работу любимую. Для инвалидов по зрению вопрос трудоустройства, как известно, стоит очень остро. Мне думается, что незрячие и слабовидящие педагоги в специализированных школах нужны. Мы не только даем детям необходимые знания и навыки, но и можем поделиться собственным опытом, опытом успешного преодоления тяжелого недуга.
Геннадий Иванович проводит занятия с незрячими детьми. Обучение проходит индивидуально или в небольших группах. Школьников учат без визуального контроля ухаживать за своей одеждой: стирать, гладить, пришивать пуговицы и т. д. Учитель также дает своим подопечным навыки уборки жилища, поведения за столом, приготовления пищи.
Он также обращает внимание на психологические аспекты отношений со зрячими людьми: учит правильно попросить о помощи на улицах города, самостоятельно посещать различные
Важнейшая часть обучения — пространственное ориентирование. Сначала ребят учат ориентироваться в родной школе, потом на пришкольной территории (а она довольно большая, включает в себя десять гектаров). А дальше — учитель и ученики, вооружившись белыми тростями, выходят в большой мир. Четвероногий «ассистент» Геннадия Ивановича — черный лабрадор. Пес не просто присутствует на всех занятиях, но и помогает слепым детям в постижении навыков ориентирования.
— Кличка моей собаки «Собака». Очень легко запомнить! Я не люблю, когда ее называют «собакой-поводырем». И, вообще, не люблю слово «поводырь». Гораздо лучше говорить о собаке-спутнике и собаке-учителе. Собака хоть и зарплату в школе не получает, но приносит нашему учебному заведению большую пользу, можно сказать, «несет боевую службу». Собаки-проводники так же нужны и полезны, как и, например, четвероногие помощники пограничников на заставах.
Лабрадор по кличке «Собака» стал одним из символов Мгинской школы. А еще Сыщенко заслужил похвалу коллег и надзорных инстанций, научив своих подопечных печь вкусные пирожки и ватрушки. Благодаря ему дети выходят из стен школы подготовленными к жизненным реалиям.
Несколько лет назад популярная питерская газета опубликовала о Геннадии Ивановиче статью с запоминающимся названием «Слепой ведет слепых». После этой публикации в школу несколько раз приезжали и другие журналисты, чтобы встретиться с Сыщенко, в том числе с центральных телеканалов. При этом интерес прессы, к сожалению, вызвала не личность учителя или методические особенности его уроков, а сам факт того, что незрячий человек проводит уроки ориентирования для слепых.
В этой связи зрячие люди к месту и не к месту вспоминают афоризм из 15 главы «Евангелия от Матфея». Обращаясь к ученикам, Христос говорит: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». На самом деле, незрячий учитель ориентирования — это не сенсация, и не курьез. И в России, и в других странах мира слепые преподаватели в течение многих десятков лет учат детей-инвалидов по зрению ориентироваться в этом мире.
«Не нужно понимать библейский образ буквально, — с улыбкой говорит Г. И. Сыщенко. — Во всяком случае, за время моей педагогической практики в яму у меня никто не упал. Наоборот, дети учатся передвигаться самостоятельно, и очень успешно. Я сам живу в темноте. Поэтому могу научить жить в темноте своих учеников».
Массажист — профессия
для незрячих Репортаж из Мгинской школы был бы неполным, если не рассказать об уроках массажа. Этот необычный предмет здесь преподается два года: в одиннадцатом и двенадцатом классе (соответствует десятому и одиннадцатому классу средней школы). Три урока массажа в неделю. Еще три уро-
«У нас в школе с 1975 года ведется допрофессиональная подготовка по медицинскому массажу, — рассказывает преподаватель этого предмета Любовь Алексеевна Степкина. — В обыденной жизни люди часто путают оздоровительный и медицинский массаж. На самом деле, массаж в больнице и, например, в бане — это принципиально разные вещи. Мы хотим показать учащимся, что массажист — это в первую очередь медик. Эта профессия требует не только овладения практическими навыками, но и солидных медицинских знаний».
Людмила Алексеевна Степкина работает в школе с 1990 года. Человек она увлеченный. О массаже может рассказывать бесконечно. Степкина уверена в том, что главная врачебная заповедь «Не навреди!» в полной мере относится и к массажисту: «Принято считать, что массаж - это приятная процедура, которая в любом случае идет человеку на пользу. Но в лечебных и санаторных учреждениях массажисту приходится иметь дело с людьми, ослабленными болезнями, часто очень тяжелыми. Если, например, массажист по ошибке вместо расслабляющего сделает тонизирующий массаж, то при целом ряде заболеваний это может иметь для больного самые негативные последствия».
Более половины всех выпускников школы действительно выбирают профессию массажиста. Такая ситуация совершенно естественна. Выбор специальностей для незрячих и слабовидящих людей не столь велик. Во всяком случае, специальностей с гарантированным трудоустройством.
В советское время более ста двадцати тысяч инвалидов по зрению трудились на специализированных предприятиях Всероссийского общества слепых (ВОС). В основном, они были заняты на монтажно-сборочных работах. Эта возможность трудоустройства сохранилась и поныне, но количество сотрудников таких уменьшилось в десять раз. По данным на 2011 год, на 157 специализированных предприятиях ВОС в разных регионах страны работает в общей сложности около двенадцати тысяч незрячих и слабовидящих людей. Да и заработная плата на этих предприятиях редко превышает отметку в шесть-семь тысяч рублей.
Зато потребность в массажистах не только не сократилась, а наоборот, возросла. Теперь они могут трудоустраиваться не только в государственные и муниципальные лечебные учреждения, но и в частные клиники и санатории. Принято считать, что незрячие и слабовидящие люди являются «особенными» массажистами, что у них «особые» руки. Это действительно правда? Или красивая легенда?
«Нельзя отрицать, что многие инвалиды по зрению являются «прирожденными» массажистами. Они способны не просто провести профессиональный массаж, но и удивительно точно оценить состояние здоровья, имеющиеся и только зарождающиеся заболевания», —- поясняет Л. А. Степкина.
Впрочем, дело не только в чувствительности рук незрячих людей. Многие слепые обладают способностью быстро устанавливать контакт с незнакомцами, расположить к себе, создать доверительную атмосферу. Они будто бы «видят» собеседника каким-то своим, «другим» зрением. Кроме того, зрячие люди при общении со слепыми
чувствуют себя "невидимыми".
Ученик выпускного класса Артем Танаев тоже решил выбрать профессию массажиста: «У меня есть остаток зрения. Например, в таблице проверки зрения я вижу самую верхнюю строчку. И самое главное — вижу, где на стене висит эта самая таблица. Буду поступать в Санкт-Петербургское медицинское училище № 2. Там много девчонок учится! Думаю, будет много возможностей познакомиться. И, вообще, девчонки любят, если парень владеет массажем. В личной жизни эти навыки всегда пригодятся».
На одну сироту меньше...
Мое пребывание в школе-интернате совпало с примечательным событием. Сюда приехала семейная пара Массимо из городка Виченца на севере Италии. Премьеру Массимо («Премьер» — это имя, а не должность!) 53 года. Он рабочий на фабрике, производящей электрические провода. Его супруга Анна на год старше. Она — служащая отеля.
Милые, приятные, доброжелательные люди. Они выглядят именно так, как мы представляем типичных итальянцев: подтянутые, загорелые, улыбчивые, будто бы обветренные морскими ветрами, по-южному разговорчивые и темпераментные. Русским языком не владеют. Наше общение проходило через переводчика.
В Мгинскую школу-интернат зарубежные гости приехали не случайно. Они были направлены российскими органами опеки для знакомства с... будущей дочерью. Виоле 11 лет. Уже через одну-две недели она переедет жить в солнечную Италию.
«Конечно, мне было бы гораздо приятнее, если бы для нашей воспитанницы нашлась российская приемная семья. Но процедура международного усыновления и удочерения четко разработана. Речь идет только о тех детях, для которых не нашлось новых родителей внутри страны. Юные российские граждане переезжают только в те страны, с которыми налажено международное сотрудничество в этом вопросе», — поведал директор школы-интерната Виктор Анатольевич Климахин.
Директор школы познакомил меня с документами, предоставленными итальянскими кандидатами на удочерение. Материальное положение у них хорошее. Жилищные условия — лучше некуда! Супруги Массимо вдвоем проживают в большом трехэтажном доме. Но дело не только в формальных критериях. По итальянским законам все кандидаты на роль приемных родителей должны предоставить в органы опеки документальные подтверждения, что они обладают опытом и навыками работы с детьми.
У супругов Массимо такой опыт имеется. Девять лет они сотрудничают с одной из итальянских благотворительных организаций. Каждый год бездетная пара размещает у себя на летние месяцы белорусских детей, проживающих в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
«В Италии очень сложная процедура получения разрешения на усыновление и удочерение, в том числе и международного, — через переводчика вступает
Но почему все-таки супруги Массимо решили удочерить девочку именно из России? Неужели на Аппенинском полуострове нет своих брошенных детей, нуждающихся в новых родителях? «Да, такие дети в Италии есть, — рассказывает Анна Массимо. — Но обычно в нашей стране вместо усыновления или удочерения предлагают оформить опеку над ребенком. Его горе-родители в любой момент могут «одуматься», восстановиться в родительских правах и забрать ребенка из приемной семьи. Это абсурдная ситуация! Под таким «дамокловым мечом» жить невозможно. Из-за странностей нашего законодательства итальянские усыновители ищут детей за рубежом, в том числе и в России».
Супруги Массимо решились на удочерение из-за невозможности иметь собственных детей. В течение многих лет они бились за свое родительское счастье. Но все усилия медиков оказалась тщетными. «Мы уверены в том, что Виоле будет хорошо с нами. Ей уже 11 лет. Это ее осознанное решение — стать нашей дочерью», — сказала мне на прощание Анна Массимо.
Можно было бы завершить эту историю на счастливой, жизнеутверждающей ноте: мужчина и женщина наконец-то стали отцом и матерью,
в школе-интернате становится на одну сироту меньше. Но Елена Владимировна Черкасова добавила в бочку меда ложку дегтя: «Хочется пожелать счастья Виоле и ее новым родителям. Но международное усыновление и удочерение не решат проблем российского социального сиротства. Со своими бедами надо справляться самим! Горько и обидно, что в нашей стране не спешат усыновлять и удочерять детей-инвалидов. Потенциальные родители стараются выискивать по детским домам здоровых ребятишек. За тридцать лет моей работы только одна женщина обратилась в школу-интернат с таким желанием, но удочерение сорвалось из-за неожиданно объявившихся родственников».
Е. В. Черкасова рассказала, что фотографии сирот-воспитанников школы регулярно публикуются в областных газетах. Сведения о них представлены на соответствующих интернет-сайтах. Но потенциальные родители все не появляются. Неужели инвалидность по зрению так пугает? В повести «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери есть такие строки: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Наверное, все-таки людей «зорких сердцем» в нашем мире не так много.
«Звездочки» Мгинской школы В Мгинской школе-интернате гордятся многими выпускниками. Мне рассказали о Наталье Шелест, которая в прошлом году стала первой в истории школы золотой медалисткой, а в настоящее время успешно учится в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики. Еще одна «звездочка» — Федор Триколич, двухкратный чемпион мира в беге на
Федор — альбинос, почти незрячий. На улицах города эти люди притягивают взоры своей необычной внешностью. Порой им доводится слышать и бестактные комментарии, и неуместные вопросы. Но Федор не обижается. У него была мечта: стать членом Пара-лимпийской сборной России и поехать на Паралимпийские игры в Пекин. Мечта исполнилась. Правда, медаль в 2008 году завоевать не удалось: Три-колич финишировал пятым. Сейчас он интенсивно готовится к Паралимпиаде 2012 года в Лондоне. Твердо рассчитывает на призовое место.
Федор — студент Санкт-Петербургского университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. Он хочет стать тренером и работать с детьми-инвалидами. Каждый приезд спортсмена в родную школу праздник для воспитанников. У него берут автографы, с ним фотографируются даже те, кто потом не сможет разглядеть фотографию.
В разговоре с учителями и воспитанниками нередко всплывает имя Владимира Репецкого. Он родился в 1987 году в небольшой деревушке Карловка Чудовского района Новгородской области. В возрасте шести лет во время игры в прятки с приятелями оказался в открытой трансформаторной будке. Электрический разряд огромной мощности чудом не лишил мальчика жизни, но жестоко искалечил его: сильно обгорело лицо, приведя к ухудшению зрения. Но главное — Володя лишился обеих рук. Одна из них была полностью ампутирована, вместо второй — < кталась небольшая культя.
В девять лет — новый удар. Умерла мать. Родственники передали Володю и детский дом. Около года он находил-
ся в обычном детском доме. В дальнейшем учился и жил в специализированном детском доме для детей-инвалидов в городе Волхове Орловской области. С 2006 по 2011 год учился в Мгинской школе-интернате.
Володя прекрасно рисует. Да, да. Прекрасно рисует ручкой, карандашами, кисточкой. «Рабочий инструмент» художник держит не в руках, а в зубах. Недавно одна из благотворительных организаций издала набор открыток с рисунками учеников Мгинской школы-интерната. Рисунок Володи, также был отобран для публикации.
«Меня радует самостоятельность,, ответственность Володи, его оптимизм, приспособленность к жизни. Он научился жить и справляться с тяжелой инвалидностью», — рассказал директор школы-интерната Виктор Климахин. В его словах хотелось убедиться лично. И я отправился в гости к Володе.
Благодаря титаническим усилиям администрации школы-интерната Володе предоставили однокомнатную квартиру в поселке Мга. Решить квартирный вопрос было так сложно, потому что Репецкий был прописан по месту рождения, в Новгородской области. Чиновники имели полное право никакого жилья ему в Ленинградской области не давать, а отправить в родную деревню, где Володе принадлежит жилплощадь в полуразвалившейся деревянной избушке, без всяких удобств. Но в данном случае милосердие оказалось сильнее, чем слепое следование бюрократическим параграфам.
Кроме того, в 2011 году администрация школы-интерната оплатила Репецкому ремонт в его новой квартире, приобрела мебель, оплатила обучение на заочных курсах веб-дизайнеров. «Мы помогаем материально не всем выпускникам, а только тем, кому труд-
Володя сам открыл квартирную дверь. Он не пользуется протезами рук, но виртуозно обращается с культей. Хозяину дома нужно было срочно отправить несколько писем по электронной почте. Он сел за компьютерный столик. Но как же Володе удается так быстро печатать текст? «Я печатаю одновременно несколькими пальцами. Только не пальцами рук, а пальцами ног. Слава Богу, ноги у меня в целости и сохранности», — с улыбкой объясняет Репецкий.
С помощью пальцев ног Володя может набирать компьютерные тексты, бриться, управляться ножом и вилкой за столом и даже... готовить несложные блюда. «Безрукий человек может одновременно использовать даже два ножа: один держать в зубах, а второй — в пальцах ног. И это не урок акробатики, а обычная жизненная ситуация», — поясняет мой собеседник.
У Володи есть мечта. Его мечта не связана с какими-либо материальными благами или внешними атрибутами. «Самое главное для меня — это совершенствоваться в рисунке и акварельной живописи. Мне хочется стать настоящим художником. Не «безруким художником», а просто Художником».
В чужом саду яблоки слаще...
Мне довелось провести в Мгин-ской школе-интернате ровно 48 часов. Много это или мало? Наверное, достаточно, чтобы почувствовать дух, атмосферу учебного заведения. Эта атмосфера добрая, светлая. Дети ухо-
жены, хорошо накормлены. А самое главное — учителям и воспитателям, в значительной мере, удается заменить своим воспитанникам родителей. Особенно в этом нуждаются те мальчишки и девчонки, у кого своей семьи нет.
Сравнивать Мгинскую и Мар-бургскую школу, о которой шла речь в декабрьском номере журнала «Дефектология», было бы некорректно. Дело не только в том, что в чужом саду, яблоки, как известно, всегда слаще. Просто организация специального образования в России и Германии очень отличаются. В России все специальные школы для детей-инвалидов дают полное среднее образование. После их окончания можно поступать в вузы.
Немецкая система среднего образования гораздо более сложная и запутанная. Начальную школу (первые четыре года обучения) все дети посещают вместе. А дальше происходит разделение на три потока: наиболее успешные и старательные ученики отправляются в гимназию (Gymnasium). Гимназии ориентируются на подготовку к дальнейшей учебе в высших учебных заведениях. И право на поступление в вузы имеют в Германии только выпускники гимназий.
Те, кому учеба не дается, попадают в основную школу (Hauptschule) или реальную школу (Realschule). Эта форма среднего образования рассчитана на школьников, не стремящихся к интеллектуальной деятельности. После получения их дипломов учащиеся могут продолжить обучение в профессиональных учебных заведениях или непосредственно на производстве. Им предлагается овладеть рабочими и ремесленными специальностями: плотника, каменщика, сапожника, пекаря и т. д.
Если ребенок или подросток не справляется с программой гимназии (или просто не хочет учиться), ему
Но это ситуация относится к здоровым детям. А все специализированные школы для слепых и слабовидящих в Германии работают по программам основной и реальной школ. Только в Марбургской школе имени Карла Штреля учащийся может получить заветный «абитур» (Abitur), диплом об успешном окончании гимназии, дающий право на поступление в высшие учебные заведения.
То есть Марбургская школа — уникальная, элитная, единственная на всю страну. Совершенно естественно, что к ней приковано внимание и общественности, и благотворителей. А Мгинская — одна из многих, обычная, рядовая. Нельзя не отметить плюсы именно российской системы образования. Возможность получения полного среднего образования во всех специализированных школах для детей-инвалидов (кроме школ восьмого вида для детей с умственной отсталостью) — огромный плюс отечественной образовательной модели.
А нужны ли, вообще, специальные школы? Может быть, детям-инвалидам будет лучше посещать обычные учебные заведения по месту жительства? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. При многих заболеваниях посещение массовых учебных заведений вполне реально. Но для незрячих и слабовидящих детей специальные учебные заведения жизненно необходимы. И они существуют практически во всех странах мира!
Инвалидность по зрению предполагает не просто другое построение учебной программы, а иной способ познания мира. В принципе, обучение незрячих и слабовидящих детей возможно и в массовых школах. В Германии такой опыт есть. Но при этом специальные школы все равно опекают «особых» учащихся. Их снабжают учебными пособиями, проводят занятия по рельефно-точечному шрифту, пространственному ориентированию, социально-бытовым навыкам и т. д. Просто «разбросать» слепых детей по массовым школам невозможно!
В последние годы в России многие. семьи стали выбирать для детей-инвалидов домашнее обучение. Эта проблема очень актуальна и для юных инвалидов по зрению. Автор этих строк встречал немало взрослых мужчин и женщин, чьи судьбы исковерканы домашним обучением (другого слова здесь и не подберешь!). Они так и остались на всю жизнь «маменькиными сынками» и «папенькиными дочками»: не получили образования, не нашли работу, не создали собственную семью. Часто они и себя обслуживать не научились и живут всю жизнь с родителями как «тепличные растения».
Когда родители уходят из жизни или сами становятся беспомощными, путь остается один — в дом-интернат для инвалидов. При всех минусах «интернатского воспитания», в Мгинской школе и других подобных заведениях детей-инвалидов готовят к реальной жизни: дают достойное образование, помогают выбрать интересную и нужную профессию, прививают навыки самообслуживания.
Не нужно забывать и о навыках общения со сверстниками противоположного пола. Школа-интернат — это первые влюбленности и первые
свидания, первый букет цветов, подаренный однокласснице, и первые признания в любви. Этого опыта лишены дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении. Вот почему выпускники школ-интернатов обычно с легкостью устраивают личную жизнь (в том числе и тотально незрячие юноши и девушки!), а их товарищи по несчастью «на домашнем обучении» нередко остаются одинокими до конца жизни.
Мы в будущее вашими глазами
Смотрели и пытались мир понять.
13 10 2014
1 стр.
Ключевые слова: ключевые слова, ключевые слова, ключевые слова
11 10 2014
1 стр.
Ключевые слова: ключевые слова, ключевые слова, ключевые слова
11 10 2014
1 стр.
Бессер Вилд Маленькая Лилу зав. Самофал Ю., Санкт-Петербург, Демитрова, 31-356 вл. Воеводина Н. А., Санкт-Петербург
17 12 2014
5 стр.
Федор сволочь feat. Макс Хаген / Zmitzer (clever) (Санкт-Петербург) Начало концерта 21. 00
14 12 2014
1 стр.
Строке поиска (где моргает курсор на желтом фоне) введите ключевые слова, например, пословицы о здоровье. Через определенное время ниже будет выведен список ссылок Web-сайтов, соде
12 09 2014
1 стр.
Учитывая традиционные дружественные связи между городами Санкт-Петербург и Роттердам
08 10 2014
1 стр.
Осень прощальная – повесть о жизни и любви. Место действия – Санкт-Петербург, время действия – вторая половина 90-х годов
12 10 2014
5 стр.