Перейти на главную страницу
Показатели, характеризующие уровень распространения этой инфекции продолжают расти. В настоящее время во всем мире зарегистрировано 17,3 миллионов больных туберкулезом. Ежесекундно, по данным ВОЗ, инфицируется возбудителем туберкулеза один человек; вновь инфицируется в течение года около 1 % населения мира [4]. На сегодня, 1/3 населения мира инфицирована возбудителем туберкулеза. Из них, 5-10 % инфицированных в различные периоды своей жизни, становятся больными [5].
По прогностическим данным ВОЗ в период с 2000 по 2020 годы около 1 млрд. людей в мире будет инфицировано микобактериями туберкулеза, 200 млн. заболеют и 35 млн. умрут от туберкулеза, в основном по причине отсутствия действенной помощи [6].
ВОЗ относит Российскую Федерацию к 22 странам мира, где население особенно страдает от туберкулеза [7]. Среди всех новых случаев туберкулеза в мире доля впервые выявленных больных в России составляет 0,7 %, а число умерших от туберкулеза в России составляет 1,2 % среди всех случаев смерти от туберкулеза на планете [6]. Проблема туберкулеза в России стала вновь актуальной в период кардинальных изменений социально-экономической ситуации в конце ХХ века и в различной степени затронула отдельные регионы и территории [7]. Резкое изменение социально-политических и экономических условий в стране привело к снижению жизненного уровня людей и лишило многих социальных гарантий с появлением безработных и лиц без постоянного места жительства. Увеличение маргинальных групп общества способствовали росту преступности и увеличению численности лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях России. На начало XXI века Россия имела самый высокий коэффициент отношения числа заключенных к общему населению. В местах лишения свободы преобладают, как правило, социально - дезадаптированые лица, риск заболевания которых туберкулезом в десятки раз превосходит соответствующие показатели среди гражданского населения [8]. Так, показатель заболеваемости туберкулезом среди лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, превысил средний показатель по России в 40 раз [6]. Этому способствуют специальные факторы повышенного риска заболевания туберкулезом, характерные для пенитенциарной системы [1] :
К этим факторам относятся, в частности, следующие:
По среднемноголетним данным за период с 2003 г. по 2009 г., заболеваемость туберкулезом среди лиц, содержащихся в следственных изоляторах Удмуртии составила 1005,9 ± 136,1 случаев на 100 тыс. населения, заболеваемость туберкулезом среди лиц, содержащихся в исправительных учреждениях Удмуртии составила 1059,4 ± 84,6 случаев на 100 тыс. населения. Статистически значимой разницы в показателях заболеваемости туберкулезом среди лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях не было установлено (Рисунок 1).
Рис. 1 – Динамика заболеваемости по туберкулезу среди лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях Удмуртии (следственные изоляторы и исправительные учреждения) за период с 2003 г. по 2009 г. на 100 тыс. населения
Одним из наиболее эффективных методов решения таких задач является создание математической модели, описывающей диагностическую подсистему эпидемиологического надзора за заболеваемостью туберкулезом в пенитенциарных учреждениях, которая предусматривает предэпидемическую диагностику (т.е. выявление предвестников и предпосылок ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки), постановку эпидемиологического диагноза и прогнозирование эпидемиологической ситуации в ходе ретроспективного и оперативного анализа. Данная математическая модель предусматривает введение реальных данных текущей ситуации эпидемиологической обстановки по туберкулезу в пенитенциарных учреждениях и позволяет прогнозировать динамику распространения туберкулеза для каждой конкретной популяции, а не моделировать некоторую предполагаемую или осредненную популяцию. Также на основе данной модели разработать информационно-аналитическую систему, позволяющую вести автоматизированный анализ работы учреждений по организации и проведению противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции, проводить оперативный сбор, хранить и анализировать статистическую информацию и принять управленческие решения по оптимизации эпидемиологического надзора за заболеваемостью туберкулезом.
В настоящее время используется значительное количество математических моделей, описывающих как отдельные процессы (заболеваемость, смертность, динамика распространения туберкулеза, выявление больных, лечение больных), так и делающих попытки одновременно охватить все значимые аспекты распространения и контроля туберкулеза. Большинство из них носит теоретический характер, так как они не снабжены методами настройки на реальные данные. Эпидемиологический надзор за туберкулезом должен быть основан на комплексном анализе (ретроспективном и оперативном) эпидемической ситуации за показателями туберкулеза с обратной связью. Без координации деятельности эпидемиологов и гигиенистов, без четкого и оперативного обмена информацией, как об эпидемиологической обстановке, так и санитарно-гигиеническом фоне невозможен всесторонний и полноценный эпидемиологический надзор за заболеваемостью туберкулезом [2, 3].
Таким образом, становится очевидной актуальность использования математической модели эпидемиологического контроля за заболеваемостью туберкулезом в пенитенциарных учреждениях и создание на её основе информационно-аналитической системы, отвечающей следующим требованиям:
- возможность оценки противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза;
- возможность оценки работы с контактными лицами по туберкулезу;
- возможность оценки санитарно-гигиенического фона;
- отражение в модели качества материально-технической оснащенности лечебных учреждений по раннему выявлению туберкулеза;
- отражение в модели качества оперативной активности медицинских работников по выявлению туберкулеза.
Литература
УДК 343.8(470)
М.А. Абрамова, студентка;
C.Б. Пономарев, доктор медицинских наук, профессор;
Ижевский государственный технический университет
В связи с взятием обязательств России по ряду международных конвенций о правах человека и вступлением в Совет Европы повысилось внимание к таким вопросам как соблюдение прав заключенных, создание условий их содержания, обеспечение доступа к качественному медицинскому обслуживанию. Это ставит перед руководством страны новые задачи, решение которых позволит выйти на качественно новый этап развития пенитенциарной медицины в России.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) отмечено, что уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на тоталитарное общество [4]. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.
В контексте данного исследования для нас интересны следующие стратегические направления развития УИС:
- развитие медицинской службы уголовно-исполнительной системы в соответствии с основными направлениями совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации;
- обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
- увеличение финансирования на медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, до уровня подушевого норматива финансирования. Попытаемся проанализировать их.
В разрабатываемом проекте Концепции Федеральной целевой программы совершенствования медико-санитарного обеспечения в УИС до 2016 года поставлены следующие цели, но интерес представляют только некоторые из них:
Рассматривая медицинскую службу уголовно-исполнительной системы с позиций теории систем, можно прогнозировать несколько возможных исходов развития. Любая система реагирует на вмешательство сначала некоторым снижением надежности, возрастанием энтропии, которое затем сменяется взлетом, повышением результативности системы. Либо система поглощает флуктуацию, либо она разрушается (Рис. 1).
Рис. 1. Варианты развития системы
Мероприятия первого этапа (2011 - 2012 годы) [4]:
В целом планируется, что реализация Программы обеспечит всем сотрудникам и осужденным доступность качественного медико-санитарного обеспечения, соответствующего современным медико-технологическим и медико-экономическим стандартам.
Эффективное функционирование системы медико-санитарного обеспечения УИС осуществляется за счет трех составляющих нормативно-правового обеспечения: совершенствование организационной системы, подготовка медицинских кадров, развитие инфраструктуры и ресурсного обеспечения: финансового, материально-технического и технологического (в т.ч. информатизация) (Рис. 2).
Рис.2. Нормативно-правовые составляющие эффективного функционирования системы медико-санитарного обеспечения УИС
Рис. 3. Составляющие правового обеспечения
Отсюда - мероприятия, направленные на совершенствование оказываемой медицинской помощи это усиление межведомственного сотрудничества; включение системы медико-санитарного обеспечения УИС в систему обеспечения гарантированных видов бесплатной медицинской помощи, осуществляемых через систему обязательного медицинского страхования; передачи части полномочий по медицинскому обеспечению в ведение МЗиСР.
Для обеспечения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи необходимо: формирование системы финансового обеспечения медико-санитарной помощи в УИС, основанной на механизмах обязательного медицинского страхования и формирования государственного заказа на дополнительные виды медицинской помощи; законодательное закрепление, принятых в гражданском здравоохранении стандартов, протоколов и объемов оказания медицинской помощи; разработка системы оценки качества медицинской помощи на основе показателей, учитывающих специфику УИС.
Основными и обязательными факторами обеспечения качественной и доступной медицинской помощью являются введение единых стандартов и порядка оказания медицинской помощи.
Основными принципами внутриведомственного контроля качества медицинской помощи должны быть:
- многоуровневая структура экспертизы качества;
- рандомизация отбора медицинской документации;
- обязательная экспертиза жалоб и обращений граждан и случаев летального исхода;
- использование результатов экспертизы для анализа и сравнения качества работы.
Оценка качества медицинской помощи должна базироваться на единой методике ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. Ресурсной основой обеспечения внутриведомственного контроля качества является внедрение в штат учреждений здравоохранения территориального органа отдела клинико-экспертного контроля, деятельность которого должна получить нормативно-правовую основу.
Важным вопросом в реформировании медико-санитарной системы УИС является введение единого порядка обязательного медицинского страхования для лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. Оно требует законодательного определения страхователя для данной категории граждан с внесением корреспондирующих изменений в соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В связи с этим предлагается реализация следующих мероприятий:
В связи с изложенным выше, предлагается поэтапное реформирование системы медицинского обслуживания в УИС. При этом основными условиями дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения осужденных в исправительных учреждениях, являются полноценное финансирование пенитенциарной медицины и снятие межведомственных барьеров во взаимодействия с системой гражданского здравоохранения. Последнее предусматривает, помимо прочего, не только разработку медико-экономических стандартов медицинской службы УИС, но и приведение таковых к нормативам Минздравсоцразвития. Немаловажным аспектом проблемы является разработка научно-обоснованных систем мониторинга качества оказываемой медицинской помощи в УИС.
Проводимое реформирование потребует также включения осужденных в территориальную систему медицинского страхования. С учетом того, что большинство осужденных не работают или заняты частично, основное бремя финансирования ляжет на бюджет местных органов власти, что, при недостаточной проработанности дополнительного финансирования из федерального бюджета, может повлечь снижение качества медицинского обслуживания. В силу специфики содержания осужденных в колонии – поселении, видится правильным путь передачи функций их медицинского обслуживания в ведение Минздравсоцразвития (также целесообразно это сделать в отношении лиц, содержащихся в следственных изоляторах и под домашним арестом).
Кроме того, видится правильным на сегодняшний день осуществлять силами ведомственной медицинской системы первичное медико – санитарное обеспечение осужденных в исправительных учреждениях, а такие направления деятельности как медицинское обеспечение (включая лекарственное) осужденных с ВИЧ – инфекцией, больных туберкулезом, больных психическими заболеваниями передать (аутсорсинг) в ведение Минздравсоцразвития. В силу необходимости решения оперативных вопросов, задач гражданской обороны сохранится необходимость в аттестованных медицинских работниках в исправительных учреждениях, кадровый состав и численность которых будет определяться поставленными задачами.
Как важный шаг реформирования следует рассматривать необходимость выведения медицинского персонала из подчинения начальников исправительных учреждений, путем создания единой медико–санитарной части. Видится целесообразным также и отказ от централизованной системы закупок большинства лекарственных средств, и передачи данной функции непосредственно на места с формированием в перспективе общероссийского формулярного перечня лекарственных средств. При этом, возможно централизованно осуществлять закупку дорогостоящей техники (рентгеновской и т.д.) и лекарственных препаратов, (например для ВИЧ-инфицированных).
Также, актуальным вопросом реформирования является внедрение телемедицинских технологий, применение которых позволит приблизить помощь врача- специалиста к пациенту, сократить расходы на этапирование и в целом позволит оказывать медицинскую помощь более качественно и своевременно, но требует более широкий канал связи, нежели для передачи электронной почты или иных пакетов данных.
Любой из выбранных путей реформирования медицинского обеспечения осужденных будет сопряжен со значительными экономическими, юридическими и организационными трудностями, что потребует привлечение дополнительных денежных средств, изменения в законодательстве и поэтапной кардинальной перестройки всей системы организации оказания медицинской помощи.
В период кардинального реформирования может ухудшиться качество медицинского обслуживания, возрасти смертность, повыситься эпидемиологическая опасность. В этой связи необходима этапность проведения реформ с выбором «экспериментальных площадок», наличие обратной связи и системы управления на основе научного анализа ситуации с медицинским обеспечением заключенных. Ведение подобного мониторинга может быть поручено специально сформированному экспертному совету при Управлении организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России.
Пономарев Сергей Борисович доктор медицинских наук, профессор кафедры «Инженерная экология» Ижгту
01 10 2014
3 стр.
Министерство здравоохранения и социального развития россии международная академия наук экологии, безопасности человека и природы
18 12 2014
24 стр.
Задание: смоделировать развитие солидной саркомы. Рассчитать время жизни при введении доз химиотерапии
09 10 2014
1 стр.
Учение об экосистемах и биогеоценозах. А. Тенсли, В. Н. Сукачев. Возникновение и развитие популяционной экологии. Предмет и задачи современной экологии. Методы экологии. Основные з
27 09 2014
1 стр.
Текст аннотации оформляется шрифтом Times New Roman, 10 пт., обычный, выравнивание текста по ширине, междустрочный интервал – одинарный, абзацные отступы слева и справа – по 1 см,
13 10 2014
1 стр.
Среда обитания; факторы среды и их классификация; закономерности действия факторов среды на организм; среды жизни и адаптации к ним организмов
16 12 2014
3 стр.
Специальность 05. 13. 18 математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
10 10 2014
1 стр.
Большинство государств мира признали важность изучения экологии в мировом масштабе на конференции
17 12 2014
1 стр.