МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Ю.М. Чинючин, И.Ф. Полякова
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Часть II
Москва – 2006
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
_________________________________________________________________
Кафедра технической эксплуатации летательных аппаратов
и авиадвигателей
Ю.М. Чинючин, И.Ф. Полякова
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
И РЕМОНТА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Часть II
Рекомендуется УМО для
межвузовского использования
в качестве учебного пособия
для студентов специальности 080507
Москва – 2006
Принятые обозначения:
АД
|
-
|
авиационный двигатель;
|
АрДС
|
-
|
аргонодуговая сварка;
|
АРЗ
|
-
|
авиаремонтный завод;
|
ВС
|
-
|
воздушное (-ые) судно (суда);
|
КАС
|
-
|
кислородно-ацетиленовая сварка;
|
ЛИС
|
-
|
летно-испытательная станция;
|
ЛКП
|
-
|
лакокрасочное покрытие;
|
МИС
|
-
|
моторо-испытательная станция;
|
ОТК
|
-
|
отдел технического контроля;
|
ОЧК
|
-
|
отъемная часть крыла;
|
ПД
|
-
|
поршневые двигатели;
|
РФ
|
-
|
Российская Федерация;
|
ФАВТ
|
-
|
Федеральное агентство воздушного транспорта;
|
ЭДС
|
-
|
электродуговая сварка;
|
ЭТД
|
-
|
эксплуатационно-техническая документация.
|
Введение
В программе дисциплины “Основы технической эксплуатации и ремонта авиационной техники” для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» одним из основных является раздел «Основы ремонта авиационной техники».
Самолеты и вертолеты, эксплуатирующиеся в ГА, проходят техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты. Основная задача ТО и Р – поддержание или восстановление исправного и работоспособного состояния авиационной техники. В первой части пособия подробно изложены вопросы организации и проведения работ по техническому обслуживанию изделий АТ, которые выполняются в эксплуатационных предприятиях.
Под ремонтом АТ понимается комплекс организационных, технологических и экономических мероприятий по восстановлению ресурса, исправности и работоспособности изделий. Если ремонтные работы не требуют сложного специального технологического оборудования, то они могут выполняться в эксплуатационных предприятиях в цехах (участках) текущего ремонта.
Для выполнения сложных ремонтных работ, а также капитального ремонта ВС и изделия АТ отправляют на специализированные ремонтные заводы по ремонту ВС, авиадвигателей, авиационного и радиоэлектронного оборудования. Наряду со специализированными авиаремонтными заводами существуют комплексные ремонтные заводы, осуществляющие капитальный ремонт конкретного типа ВС и его комплектующих изделий.
Во второй части пособия рассматриваются основы организации и технологии ремонтных работ ВС, а также дана классификация и основные характеристики эксплуатационно – технической документации.
Глава 1. Виды и системы ремонтов
1.1. Причины поступления авиационной техники в ремонт
Современное воздушное судно представляет собой очень сложную конструкцию, состоящую из большого количества различных по форме, размерам, материалам, условиям работы и назначению изделий АТ. В процессе эксплуатации под воздействием статических и динамических нагрузок, температур, атмосферных осадков, по причине конструктивных и производственных дефектов, а также возможных нарушений условий ТО изделия повреждаются. Как правило, большинство повреждений приводит к потере изделиями работоспособного состояния. Такие изделия снимают с эксплуатации и, если они ремонтопригодны, отправляют в ремонт. Основными причинами поступления АТ в ремонт являются:
-
износ элементов конструкции;
-
конструктивные недостатки и производственные дефекты;
-
нарушения правил эксплуатации.
Рассмотрим подробнее характер возникновения и последствия этих причин.
1.1.1. Износ элементов конструкции
В процессе эксплуатации самолеты и авиадвигатели находятся под воздействием усилий (различных нагрузок), вибрации, пыли, различных газов, высоких температур и атмосферных условий. Все эти факторы вызывают естественный износ деталей и агрегатов, заключающийся в постепенном изменении их размеров, формы, качества поверхности и прочностных свойств. Эти изменения ведут к снижению надежности и, в конечном счете, к выходу из строя деталей и агрегатов самолетов и авиадвигателей.
Существуют различные виды естественного износа:
контактный, окислительный, абразивный, эрозионный, тепловой, деформационный, коррозионный и усталостный.
Контактный износ
Конструкции самолета и авиадвигателя включают большое количество неподвижных и подвижных сочленений. В этих сочленениях участвуют контактирующие детали, а именно: валы (или болты, стержни, поршни и т.п.) и отверстия (втулки, подшипники, цилиндры и т.п.). Усилия, действующие при работе на элементы сочленений, измеряются десятками тонн. При некоторых режимах полета в конструкциях самолета и двигателя возникают вибрации и знакопеременные нагрузки.
Под воздействием усилий и вибраций поверхностный слой металла разрушается. Частицы поверхностного слоя выкрашиваются и отделяются в виде продуктов износа - металлической пыли.
Окислительный износ
Под воздействием кислорода воздуха и различных химических элементов и соединений, находящихся в маслах, в газах и воде, тем или иным путем попадающих в нагруженное сочленение, на рабочих поверхностях появляются тонкие оксидные пленки с пониженным сопротивлением износу. В результате развивается окислительный износ, сопутствующий контактному износу и усиливающий его.
следующая страница>