Конспект урока по окружающему миру во 2 классе
« Школа России»
Тема: Московский Кремль.
Педагогические задачи: продолжить знакомство с г.Москва; учить рассказывать о достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади; познакомить с историей Московского Кремля, его архитектурными памятниками, с историческими событиями, связанными с Москвой.
Тип урока. Комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать познавательную активность, пространственное воображение, словарный запас детей, память, внимание, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность и чувство гордости за страну.
Предметные:
знают, что такое Московский Кремль для каждого жителя России; умеют: рассказывать об истории и достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади.
Метапредметные: ( критерии сформированности / оценки компонентов УУД ): познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно- следственные связи, работать с учебником, рабочей тетрадью; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнёров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог; умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная ,парная.
Образовательные ресурсы
https://www.smr.ru/centre/win/pics/pic0095/p0095_1024.htm
https://900igr.net/fotografii/mkhk/Stroitelstvo-v-Moskve/010-Moskovskij-Kreml-pri-Ivane-III-S-kartiny-A.-M.-Vasnetsova.html
https://www.smr.ru/centre/images/pics/pic0095/pic0095_1024.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/5409/111554736.d/0_895b2_72d61749_XL
https://www.territa.ru/_ph/471/973027078.jpg
https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=392742366-00-72&n;=17
https://www.kreml.ru/img/uploaded/%7B0EDB38CB-BD2D-4FC1-BA36-3F9995B87AF4%7D_54-n.jpg
https://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=3355801-20-72
Оборудование
- компьютер, медиапроектор,
- презентация «История Московского Кремля»,
- репродукции картин А.М. Васнецова «Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III»,
- кроссворд «Путешествие по Москве»,
-тест « История Кремля»,
- учебник Окружающий мир .2 класс . В 2 ч. Ч. 2 / А.А . Плешаков. -Москва: « Просвещение» 2011
-рабочая тетрадь Окружающий мир .2 класс . В 2 ч. Ч. 2 / А.А . Плешаков. -Москва: « Просвещение» 2012
Ход урока:
-
Оргмомент.
Учитель включает запись песни О. Газманов «Москва».
-
Актуализация опорных знаний и умений.
(У каждого кроссворд)
-С какими достопримечательностями Москвы вы познакомились на прошлом уроке?
- К каким учреждениям относятся большинство из них? (Учреждениям культуры.)
- Что вы запомнили о музеях и театрах Москвы? Разгадайте кроссворд?
По горизонтали:
1.Сердце Москвы.(Кремль)
2.Парк, в который люди приходят посмотреть на животных.(Зоопарк)
3.Главное учебное заведение Москвы, настоящее имя М.В.Ломоносова.(Университет)
4.Учреждение культуры, артисты которого выступают на манеже.(Цирк)
5.Артисты театра им. В.Дурова.(Звери)
6.Район Москвы, в котором находится телевизионная башня.(Останкино)
- Какое ключевое слово открылось? (Москва)
(Слайд )
3.Мотивация учебной деятельности
-С чем мы сегодня познакомимся?
( с.102 учебник.)
- Сегодня мы познакомимся с Московским Кремлём, историей его возникновения, его башнями, соборами. (Слайд)
- Узнаем, что значит Московский Кремль для каждого жителя России .Будем учиться рассказывать о достопримечательностях Московского Кремля и Красной площади.
- Как вы думаете, с какой целью дана нам эта тема?
-Мы живём в селе. При чём здесь Кремль?
(Главный город нашей страны – Москва. Где бы ты ни жил, в деревне, в городе, на острове Сахалин или на берегу Чёрного моря, ты знаешь, сердце России – Москва.)
Учитель прикрепляет на доску схему Кремля и прилегающих к нему территорий.
-На этой схеме мы будем отмечать наш маршрут и достопримечательности, которые нам встретятся.
По ходу урока фишками с цифрами отмечаются все строения, о которых будет идти речь. На доску выносят карточки с названиями этих строений.
4.Работа по теме урока
-Сегодня Москва - огромный город, в котором живёт несколько миллионов человек. Но такой большой Москва была не всегда.
- Какой князь основал Москву? (Юрий Долгорукий-фото или слайд)
- Почему Москву так назвали?
( Ученик готовит сообщение: По одной из версий название города состояло из корней "моск" (на древнеславянском языке - кремень) и "ков" (то есть прятаться). Значит слово "Москва" означало "каменное укрытие" и от города это название перешло и на реку.)
-Сначала это было небольшое поселение на Боровицком холме.
- Почему холм был назван Боровицким?
-Заглянем в Словарь для объяснения слова БОР* (Сосновый лес, растущий на песчаных и каменистых почвах)
- История Кремля – это история Москвы. Более 860 лет назад князь Юрий Долгорукий выбрал место для заставы – крепости на слиянии рек Неглинной и Москвы - реки.
Москва-столица России. Столица-главный город страны, в котором работают Президент и правительство России. Но Москва не сразу стала столицей. Раньше это был маленький городок на окраине большого княжества. Со временем городок разрастался, в нём становилось всё больше жителей. Постепенно Москва превратилась в центр небольшого самостоятельного княжества, которое получило название- Московское княжество. К нему стали присоединяться другие города.
Как выглядел первый Кремль?
(Слайд )
В центре стояла церковь, вокруг неё были разбросаны избы. И всё вокруг- обнесено сосновой оградой. Территория Кремля имела форму неправильного треугольника. Эту форму Кремль сохранил по сегодняшний день. Изменились только его размеры.
Во время правления Ивана Калиты взамен старых построили новые крепостные стены «во едином дубу», что значит, из прочного дуба.
Москва во время нашествий врагов часто горела, а затем отстраивалась заново, укреплялась.
5.Физкультминутка
(ученик)
Хан Батый наделал бед,
Но прошло немного лет
На старом пепелище.
На кремлёвском городище,
Вырастают снова срубы
С крепостной стеной из дуба.
За стеною - терема,
И амбары ,и дома,
Белокаменные храмы
С золотыми куполами.
И Москва назло всем ханам
Засияла красотой.
Управлялась князь Иваном,
Князь Иваном Калитой.
Чтобы княжествам отдельным
От набегов не пропасть,
Князь Иван князьям удельным
Объявил единой власть.
Тут и стала мать Москва
Всеми уделам голова!
Иван Калита заложит первую в Москве площадь. На фото в вашем
учебнике с. 103 она изображена между колокольней Ивана Великого, Успенским и Архангельским соборами.
- Как вы думаете, как могли назвать площадь, которая со всех сторон окружена соборами? Это Соборная площадь.
-Конечно, при Иване Калите площадь была не такой, как сейчас. Но уже тогда здесь стояли соборы: Успенский, Благовещенский и Архангельский.
Раз уж мы заговорили об этих соборах, познакомимся с ними.
(Сообщение детей.)
(Слайды)
Спустя несколько лет князем на Москве стал Дмитрий Донской. Он приказал заменить дубовые стены белокаменными. Все соборы построены из белого камня. Своды и перекрытия из кирпича.
Успенский собор вмещает сотни людей. Всё его пространство стен от пола до куполов, все простенки и столбы расписаны яркими красками. Успенский собор посвящён самой уважаемой на Руси святой – Богоматери, «славному празднику её успения».В этом соборе короновали всех русских императоров и хоронили патриархов.
На протяжении многих веков Архангельский собор был самым почитаемым храмом Кремля. Здесь хоронили князей и царей до конца 17 века. Всего в соборе 46 гробниц, которые помещены в земле под полом храма.
В Кремле много строений, а золотая крыша только у благовещенского собора. Поэтому его назвали златоверхим. Благовещенский собор был домовой церковью русских князей, а затем дворцовым царским храмом.
Самым высоким строением на Соборный площади является колокольня Ивана Великого. (слайд) Бело – золотую звонницу Кремля знал каждый, а про рослого человека в народе говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого». Высота колокольни – 80 метров. Она была и остаётся самый высокой постройкой центра Москвы. На дозорной башне, на боевой площадке сидел караульщик и зорко смотрел вдаль: нет ли опасности?
Всё больше князей окрестных княжеств признавали силу и власть московских князей и присоединяли к Московскому княжеству свои земли. Москва встала на защиту всех русских городов. Поэтому о ней говорили: «Москва – всем городам мать»(запись на доске). Со временем её признали столицей Руси. В этот период князем был Иван III.
(учитель)
Век прошёл. Сто лет прошло,
Время горе унесло.
За дремучими лесами,
За зелёными холмами
Крепнет, ширится Москва,
И растёт о ней молва.
Правнук Дмитрия Донского
Древний Кремль отстроил снова.
Для построек москвичи
Стали делать кирпичи.
Князь Иван Васильич Третий
Русским людям услужил –
Перестроил стены эти,
Рвом глубоким окружил.
Для постройки стен кирпичных,
Башен, храмов и дворов
Князь Иван позвал отличных
Русских зодчих – мастеров.
Девятнадцать грозных башен
Простояли пять веков,
Никакой им враг не страшен,
Сколько б ни было врагов.
Сохранились эти стены,
До сих пор они стоят,
Неприступны, неизменны,
Как и пять веков назад!
- Что вы узнали о новом Кремле из этого стихотворения?
- Как звали князя, строившего кирпичный Кремль?
- Кем он приходился Дмитрию Донскому?
-Сколько башен построили при Иване III?
В самой Кремлёвской стене было 19 башен и ещё одна, была вынесена вперёд, перед стенами.
Рассмотрите рисунок в рабочей тетради на странице 47. У вас все башни и Кремлёвская стена обозначены красным цветом.
- Как называются башни?
Послушайте инсценировку «Разговор башен»
(отрывок из книги «Твой Кремль» автора Осетрова)
(Слайды - можно показать все 20 башен)
- Какие названия башен вы запомнили?
Учитель показывает расположение некоторых башен на схеме.
- Как выглядит Спасская башня?
Найдите её изображение на странице 107.
-Чем она отличается от других башен? На ней часы которые называются Куранты. Бой этих часов слышит каждый житель нашей страны в Новогоднюю ночь.
(Слайд-Запись боя Курантов)
Через ворота Спасской башни Кремль связывался с городом. Самыми главными, парадными воротами были Спасские. В старину их называли Святыми, и они особо почитались в народе. Через ворота в Кремль въезжали великие князья, цари и императоры.
- Какие башни вели беседу? Сколько их всего? Тайны и заслуги каких башен вы запомнили?
На территории Кремля находятся не только соборы, но и дворцы. Один из них отмечен на схеме на странице 103. Его фотографию можно увидеть в рабочей тетради на странице 46.
Большой Кремлёвский дворец включает в себя постройки 500 лет. В него входит: Грановитая палата, Святые сени, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви.
Одним из последних зданий, построенных на территории Кремля, является Государственный Кремлёвский дворец.(слайд)
Под стенами Кремля располагается Красная площадь. Это главная площадь страны. Почему она так называется?
Прочитайте об этом на странице 106.
Работа в рабочей тетради страница 46, 48 – 49.
(Рассмотрите фотографии достопримечательностей Москвы. Подпишите их названия. Проверьте работы друг у друга.)
На схеме, на странице 47 укажем перечисленные достопримечательности. Проверим.
6.Рефлексия учебной деятельности.
- Много прекрасного в Кремле – за урок обо всём не расскажешь.
Что нового о Кремле вы сегодня узнали?
(Ответьте на вопросы для самопроверки)
- Назовите имена князей, строившее и расширявшие Кремль.
- Какими были стены Кремля на протяжении всей его истории?
-Сколько лет Кремлю дошедшего до наших дней?
-Что находится на территории Кремля?
-Какая площадь есть в Кремле?
- За стенами Кремля?
-Почему площади так называются?
-Какое здание в Кремле самое высокое?
- Сколько башен в Кремлёвской стене.
-Какие вы можете назвать?
- Для чего их строили?
После задание на самопроверку дети сверяют с модульным ответом, предложенным учителем на доске, и показывают оценку.
7.Домашнее задание:
- Учебник с.102 – 107 пересказ;
- по желанию подготовить сообщение о достопримечательностях Москвы, о которых не было рассказано на уроке, можно сделать небольшую презентацию.