Перейти на главную страницу
На следующей странице показано, как возникли графические символы триграмм и гексаграмм. Как видно из рисунка, триграммы символически отражают разные виды взаимоотношений инь и ян и, как следствие, разные проявления этих двух стихий в зависимости от сочетаний. Так, вначале они образуют четыре символа: старый и молодой ян, и старый и молодой инь. Добавив сверху линии инь и ян к каждому из этих символов, получаем восемь триграмм. Соединяясь между собой, эти восемь триграмм образуют 64 гексаграммы. Таким образом, и фэн шуй, и И цзин исходят из того, что вселенная - это единство двух начал, инь и ян. Только поняв это, вы сможете проникнуть в суть учения фэн шуй. Внешне несложные знаки из шести линий, гексаграммы на самом деле содержат глубокий смысл, который открывается не сразу. На первый взгляд, их толкование может показаться сбивчивым и порой несвязным, но истинная мудрость никогда не лежит на поверхности. Гексаграммы И цзин состоят из двух триграмм, расположенных одна под другой. Эволюцию триграмм в гексаграммы можно проследить ниже на карте гексаграмм, изображающей циклические изменения инь и ян. Каждой триграмме соответствует свое число, и если при сложении чисел образуется благоприятная комбинация, то направление, соответствующее этой триграмме, считается благоприятным. Следует, однако, иметь в виду, что гексаграммы, которые изображаются на ло-пань, скорее относятся к жилищам инь, чем к ян. Поэтому, если вы увидите гексаграммы или два кольца из триграмм на ло-пань, помните, что это сделано с целью расширить возможности ло-пань для исследования жилищ инь, иными словами, кладбищ. С другой стороны, триграммы исключительно важны для понимания фэн шуй в домах ян. Каждая из восьми триграмм, расположенных вокруг восьмиугольника ба гуа, несет особый смысл и характеризует направление, которое она представляет.
Добавляя линии инь и ян к четырем символам, получаем 8 триграмм
КАНЬ
Последователи фэн шуй школы компаса в своей практике часто обращаются к триграммам. Это объясняется тем, что триграммы содержат ценные рекомендации по организации окружающего пространства с наибольшей пользой для его обитателей. Триграммы не только обозначают различные направления компаса, но и имеют свой глубокий смысл. Как уже было сказано ранее, каждая триграмма символизирует один из элементов - его мягкий или темный аспект - и представляет либо инь, либо ян. Кроме того, триграммы обозначают разных членов семьи. Триграммы и их отношения друг с другом играют очень важную роль в практике фэн шуй. С помощью триграмм можно научиться «активизировать» те или иные объекты и привлечь к себе удачу.
Восемь триграмм - это цянь Созидающая, кунь Восприимчивая, чжэнь Пробуждающая, сунь Кроткая, дуй Веселая, гэнь Хранящая покой, кань Ужасная и ли Льнущая.
ТРИГРАММА КУНЬ, Восприимчивая, состоит из трех прерывистых линий. Прерывистые линии обозначают темную, дающую, восприимчивую, первозданную энергию инь. Эту триграмму связывают с МАТЕРЬЮ, женским началом, материнством и преданностью. Ее символ - вся ЗЕМЛЯ, единая для всех. Символическое животное кунь - КОРОВА с теленком, олицетворяющая плодородие. Кунь идеально дополняет цянь Созидающую (именно дополняет, а не противоречит, поскольку Восприимчивая не противник, а помощник Созидающей). Кунь символизирует материальную ПРИРОДУ в противоположность духу; землю в противоположность небу; пространство в противоположность времени; женское, материнское начало в противоположность мужскому, отцовскому. Применительно к обществу и человеку взаимосвязь цянь и кунь отражает отношения не только между мужчиной и женщиной, но также и между правителем и его слугами, отцом и сыном, начальником и подчиненным. Согласно И цзин, для того чтобы полностью реализовать позитивную энергию кунь Восприимчивой, ее должна активизировать и направлять цянь Созидательная. В раннем небесном порядке кунь соответствует северное направление компаса, а в позднем небесном порядке - юго-западное. Ее элемент - ЗЕМЛЯ, цифра - 2.
ТРИГРАММА ЧЖЭНЬ, Пробуждающая, состоит из двух прерывистых линий инь и одной непрерывной ян. Эта триграмма олицетворяет СТАРШЕГО СЫНА и обычно ассоциируется с движением, принятием решений, вспыльчивостью и беспокойством. Эту триграмму символизирует ДРАКОН, восстающий из глубин и величественно взмывающий в грозовое небо. На это указывает единственная сильная линия, словно стремящаяся разорвать две верхние линии этого символа. Этой триграмме соответствует темно-желтый цвет, словно брызжущий наружу, как символ радостной и живительной весны, покрывающей землю цветочными коврами. В И цзин удвоение этой триграммы дает гексаграмму чжэнь, которая описывается как «потрясение, рождающее страх, который, в свою очередь, заставляет соблюдать осторожность, а осторожность приносит удачу; символ внутреннего спокойствия посреди бурных водоворотов жизни». Кроме того, чжэнь означает гром, такой, «что приводит всех в ужас; символ могущественного правителя, одновременно грозного и осмотрительного». Чжэнь располагается на северо-востоке в раннем небесном порядке и на востоке в позднем небесном порядке последовательности. Таким образом, в ян фэн шуй мы берем ВОСТОК в качестве направления чжэнь. Ее элемент - большое ДЕРЕВО, цифра - 3.
ПЕТУХ, чей пронзительный крик нарушает тишину утра, символизирует эту триграмму. Люди, относящиеся к этому типу, обычно имеют широкий лоб и чистые, незамутненные белки глаз; деньги сами плывут к ним в руки, они остаются в выигрыше в любых сделках. Сунь иногда считают знаком нетерпения. Она также символизирует белый цвет и белизну, которые могут рассматриваться и как свойство инь, и как - ян. Инь в этом знаке занимает самую низшую позицию. Сунь находится на юго-западе в раннем небесном и на юго-востоке в позднем небесном порядке последовательности. Таким образом, в ян фэн шуй мы берем ЮГО-ВОСТОК в качестве направления сунь. Ее элементом является малое ДЕРЕВО, а цифрой — 4.
Элементом гэнь является малая ЗЕМЛЯ. В раннем небесном порядке последовательности триграмм она расположена на северо-западе. В позднем небесном порядке гэнь соответствует северо-востоку, поэтому в ян фэн шуй гэнь представляет СЕВЕРО-ВОСТОК. Ее элемент - малая ЗЕМЛЯ, цифра - 8.
Восемь триграмм являются основой для 64 гексаграмм И цзин. Каждая триграмма представляет собой сочетание трех сплошных и прерывистых линий, наподобие точек и тире двоичного кода. Триграммы в целом олицетворяют единство трех основных сущностей: субъекта (человек), объекта (земля) и сущности (небо). Нижняя линия обозначает землю, средняя - человека и верхняя - небо. Основной особенностью триграмм является то, что они могут трансформироваться и таким образом приобретать новые характеристики. Вот почему существуют две последовательности триграмм - Прежденебесная и Поздненебеснзя, - образующие два ба гуа: инь ба гуа и ян ба гуа. В Прежденебесной последовательности такие трансформации именуются «небо и земля, определяющие направления» в отношении цянь и кунь; «гора и озеро, объединяющиеся друг с другом» (гэнь и дуй); «гром и ветер, пробуждающие друг друга» (чжэнь и сунь); и «вода и огонь, живущие в согласии друг с другом» (кань и ли). Такова вкратце суть взаимоотношений между триграммами в раннем небесном порядке. Эти характеристики применяются в инь фэн шуй, т.е. в местах захоронений.
В Поздненебесной последовательности триграммы отражают временные циклические взаимоотношения, поэтому их положение на ба гуа непостоянно. Для занятия фэн шуй очень важно понимать, каким образом триграммы меняют свое положение или направление. Перемещение триграмм отражает влияние, которое оказывают водные источники на жилище: от того, как течет вода (т.е. река), с какой стороны она подходит к дому, и в каком направлении уходит, зависит судьба обитателей дома. То же самое касается и дорог, находящихся вблизи от дома. Обычно, если вода или дорога подходят к дому из Прежденебесного направления (ПРН) и уходят в Поздненебесном направлении (ПОН), это означает удачу, приходящую с небес на землю, и является благоприятным знаком для домов ян. Движение в обратном направлении неблагоприятно и предвещает болезни, смерть и потери. Поэтому обратите внимание на следующее описание направлений ПРН и ПОН, основанное на трансформациях триграмм. Если дороги или реки около вашего дома движутся в следующих направлениях, они считаются благоприятными для дома.
В инь ба гуа триграммы расположены в соответствии с ранним небесным порядком. В этой последовательности восемь триграмм объединяются в пары. Прежде-небесная последовательность иначе известна как Первоначальная. Ее создателем был легендарный Фу-Си. В этой последовательности две самые важные триграммы - цянь и кунь, Созидающая и Восприимчивая, небо и земля - находятся соответственно на юге и севере шкалы компаса. Цянь безраздельно принадлежит ян, а кунь - инь. В раннем небесном порядке они образуют ось «север»-«юг» применительно к любому пространству.
Далее следует ось гэнь - дуй, т.е. гора и озеро. Эти силы взаимодействуют между собой следующим образом: ветер, идущий с горы, дует на озеро, а облака и туманы, поднимаясь с озера, окутывают гору. Таким образом, их отношения имеют непрерывный циклический характер. В последовательности инь ось гэнь - дуй представлена направлениями северо-запад - юго-восток. Третья ось образована триграммами чжэнь и сунь, т.е. громом и ветром, которые усиливают друг друга. Эта ось проходит с северо-востока на юго-запад. Последнюю ось образуют триграммы ли и кань. Хотя, на первый взгляд, они кажутся непримиримыми противоположностями, тем не менее, как считал Фу-Си, в своем первоначальном, «первозданном» состоянии они уравновешивают друг друга, и в действительности - между ними не возникает никакого противоречия. Очень важно понимать специфические взаимоотношения, существующие между этими самыми мощными и разрушительными силами. Очевидные противники, обе триграммы обладают способностью к сдерживанию.
Основная последовательность также рассматривает силы природы как «пары противоположностей». Так, грому как силе, заряженной электричеством, противопоставлен ветер. Дождю, дающему влагу для прорастания семян, противопоставлено солнце, дающее тепло. Этот пример еще раз подтверждает, что «вода и огонь не враждуют между собой». Чтобы лучше понять отношения между противоположными сущностями, давайте рассмотрим триграмму гэнь, Хранящую покой. Она символизирует конец всякого движения и развития. Однако ее «противоположность», Веселая, дает «урожай». Или возьмем, к примеру, первозданные силы Созидающей и Восприимчивой, которые вместе олицетворяют основные законы Бытия. Кроме того, они символизируют единство противоположностей.
Предложенные выше пояснения к раннему небесному порядку подводят нас к понятию нарастающих и убывающих сил. Считается, что понимание сущности этих сил способно раскрыть перед человеком секреты будущего, а Первоначальная последовательность отражает божественные представления о жизни. К сожалению, до сих пор истинное понимание сути Первоначальной последовательности было доступно очень немногим.
Поздненебесная последовательность
К счастью, вслед за Фу-Си пришел У-ван, который переосмыслил последовательность триграмм, предложил концепцию «внутреннего мира» человека, а также существенно упростил учение о триграммах. Так появилась Поздненебесная последовательность, которая стала ближе земным делам и повседневным заботам человека, его желаниям и отношениям с другими людьми. В позднем небесном порядке, иначе известном как последовательность Внутреннего мира, триграммы более не группируются в пары противоположностей, а располагаются по кругу в соответствии с их разнообразными проявлениями в материальном мире. В новой последовательности стороны света и времена года оказываются тесно связанными между собой. Здесь нашли свое отражение циклические процессы, идущие в мире, и были учтены сезонные, месячные и дневные колебания. Таким образом, порядок расположения триграмм вокруг ба гуа претерпел значительные изменения.
В Поздненебесной последовательности в ян ба гуа божественная сила созидания заключена в триграмме чжэнь Пробуждающей, которая лежит на востоке и символизирует весну (начало). Все живое появляется на свет в знаке Пробуждающей и достигает завершенности в знаке Кроткой (сунь), на юго-востоке. Завершенность означает чистоту и совершенство. Льнущая (ли) - это яркий свет, в котором все живые существа познают друг друга. Это триграмма юга. Вот почему мудрецы поворачиваются лицом к югу (т.е. к свету), когда прислушиваются к голосу Вселенной. Далее следует Восприимчивая, которая означает землю. Земля питает все живое. Дуй, или Веселая, приходит в середине осени; за ней следуют цянь Созидающая на северо-западе и кань Ужасная на севере. Под знаком Ужасной все живые существа трудятся. Последней приходит гэнь Хранящая покой на северо-востоке. Здесь начало и конец сливаются. Так заканчивается цикл.
Порядок расположения триграмм отражает гармонию и равновесие в годовом цикле. Все, о чем говорилось выше, есть не что иное, как смена времен года, жизнь природы. Распределение триграмм по временам года и направлениям компаса отражает существующую гармонию окружающего мира. Закономерности годового цикла вполне могут быть интерпретированы применительно к отдельному дню. Так, к примеру, триграмма чжэнь может обозначать одновременно весну и утро, начало дня. Следующая триграмма, сюнь, символизирует ветер, который растапливает зимний лед, и дерево, которое пробивается сквозь землю, чтобы вырасти. Это приводит нас к ли, середине лета, или полудню. И так далее. Остальные триграммы продолжают свой путь по кругу, неизменно подтверждая закон гармонии и равновесия. Поздненебесная последовательность ян ба гуа, безусловно, более доступна пониманию, чем версия инь. Кроме того, она чаще применяется в обустройстве домов ян, поскольку более ориентирована на вопросы повседневной жизни. В связи с этим современный китайский фэн шуй использует именно эту последовательность ба гуа для толкования направлений компаса применительно к домам ян.
Китайский календарь Небесных стволов и Земных ветвей также связан с Поздненебесной последовательностью ба гуа, как, впрочем, и большинство рекомендаций школы компаса. По этой причине любой вид ло-пань обязательно содержит эту последовательность триграмм на одном из своих центральных колец.
Самой простой и точной из них считается школа компаса фэн шуй. Основанная на применении специального компаса ло-пань, она, опираясь на строгий расчет, позволяет правильно организо
12 10 2014
15 стр.
Понимание Фэн Шуй Сань Юань – это первая ступень к пониманию Подлинного Классического Фэн Шуй. Программа дает прочную основу для изучения дальнейших курсов
14 12 2014
1 стр.
Фэн Шуй. Студенты научатся правильно снимать показания с компаса Ло Пань. Наиболее необходимые знания, которые обычно пропускаются на семинарах. Студенты научатся различать разница
25 12 2014
1 стр.
Во времена пикового развития фэн-шуй были популярны конфуцианство и философия Дао – путь гармонии. Потому фэн-шуй недалеко ушел от этих течений и искал способы гармонии с окружение
14 12 2014
1 стр.
Человек и окружающий мир неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы. Этот монадический постулат лежит в основе учения о правильном планировании, регулируется многочисленными правил
14 12 2014
8 стр.
Фэн-шуй – это наука о потоках невидимой энергии, которая движется в окружающем нас мире, приносит здоровье, любовь, успех и процветание, если мы живем в гармонии с ней. Или болезни
14 12 2014
1 стр.
«потом». Данная книга поможет вам найти новое и неизмеримо ценное в фэн-шуй – вернуть свою молодость, продлить годы жизни. Материалы книги настолько глубоки и интересны, что могут
14 12 2014
10 стр.
Фэн-шуй наука о том, как энергетические потоки окружающего ландшафта, дома, квартиры влияют на нашу жизнь, здоровье и удачу
14 12 2014
1 стр.