Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3

Заключение. В диссертации мы показали (и в этом состоит подтверждение нашей первой гипотезы), что оппозицией рассредоточенной этнической дистрибуции как деформирующему фактору выступает инструментальная часть культуры, выполняющая этноинтегрирующую функцию. Это обеспечивает ее доминирующую роль одновременно у всех адыгских субэтносов и способствует этнической идентичности, самосохранению, субэтническому взаимодействию даже при условии отсутствия или слабых политических и социальных взаимосвязей. Способность инструментальной культуры выступать в качестве своеобразного культурного стержня связана с имманентными музыкальными характеристиками, лежащими в звуковысотной, ритмической и структурно-композиционной плоскостях. На этом уровне сохранены общеэтнические музыкальные характеристики, осознаваемые представителями всех адыгских субэтносов. В то же время нельзя абсолютизировать единую основу этнической традиции. Субкультурная локализация не является знаком или признаком последнего времени, она существовала всегда.

Результаты исследования инструментальной культуры западных адыгов подтверждают и вторую научную гипотезу об экологии культурных процессов, т. е. о наличии таких признаков существования традиции, которые обеспечивают ее устойчивость, гармоническое равновесие и энергетику. К этим признакам относятся:



  1. Способность к самосохранению. Наличие консервативных черт, характеризующих традицию, делающих ее легко узнаваемой, выделенной от других.

  2. Определенная «закрытость» по отношению к деструктивным процессам и явлениям.

  3. Адаптивность к новым условиям, способность приспосабливаться, гибко «перестраивать» ядро культуры, перерабатывать новые элементы, входящие в традицию.

  4. Определенная «открытость» для инноваций.

  5. Регенерация – способность «возрождать» забытое при определенных социокультурных обстоятельствах.

  6. Расширенное воспроизводство, характеризующееся порождением новых художественных объектов в пределах фольклорного канона.

В подтверждение второй гипотезы мы показали, как менялся инструментарий, статус и половозрастные характеристики традиционных музыкантов, как женское исполнительство «преодолевалось» и «преодолевается» традицией, как новые условия жизни изменили жанровый состав, темпы, ритмы и интонационный облик танцевальных мелодий. Адыги, расселившиеся на чужих землях и дисперсно проживающие на родине, отразили новое мышление, возникшее в межкультурных диалогах. Переселения Х1Х-ХХ вв. вынуждали этнос приспосабливаться к новым экосистемам. Отсюда объективные изменения в инструментальных культурах западных и восточных адыгов России, с одной стороны, и адыгов России и зарубежных адыгов – с другой. При этом адыгская музыка и адыгская инструментальная культура в трех основных формах выражения (западная, восточная и зарубежная) самосохранились и остались узнаваемыми представителями каждой из них и со стороны иноэтнических соседей. Если в равнинных культурах традиция локализуется по рекам и долинам, то в горских культурах музыкально-стилевая локализация может определяться высотой проживания. Чем выше и недоступнее горы, тем культура более замкнута и консервативна. Так произошло с горными шапсугами. На сегодняшний день инструментальная традиция Причерноморских шапсугов считается самой «чистой», обладающей высокой степенью сохранности. Чем «ниже» живут народы, тем активнее проявляют себя иноэтнические контакты, тем динамичнее функционирует традиция. Среди западных адыгов наиболее заметны культурные потери бжедугов, многократно переселяемых в течение Х1Х-ХХ веков. Адаптивность инструментальной культуры к определенной среде обитания и реализация принципа саморазвития, напротив, становятся причиной музыкально-стилевой локализации традиции.

Предложенная модель исследования инструментальной культуры выходит за пределы этнической определенности, имеет обобщающее значение и практически может быть приложена к другим этническим инструментальным культурам. Выделение ядра и периферии, статики и динамики, разноуровневых и одновременно взаимообусловленных компонентов становится важным исследовательским методом, направленным на глубокое и адекватное познание культуры. Локализация традиции также нацелена на выявление «материнской» основы музыкального языка инструментальных наигрышей, объединяющей все локальные адыгские традиции. Общеадыгский стиль будет складываться не как общая система средств музыкального языка, а как сосуществование локальных стилевых систем. В каждой из них по закону преемственности наследуются отличные друг от друга черты, сформированные в разных социокультурных и культурно-исторических условиях.

Рассмотренная в качестве самостоятельной системы, западно-адыгская инструментальная культура обладает собственными значениями, к числу которых относятся шестнадцатиклавишная диатоническая гармоника и пхачичи, развитая система танцевальных жанров, звуковые музыкальные тексты, бытовые и художественно-эстетические контексты. Изменение одного элемента системы так или иначе вызывает изменение других. В этой связи раскрытие третьей исследовательской гипотезы о системной организации инструментальной культуры западных адыгов состоялось при определении устойчивых взаимосвязей между ее важнейшими компонентами: носителями традиции (исполнителями и слушателями), музыкальными инструментами, исполнительством, музыкальными текстами (мелодическими, ритмическими и фактурными типами наигрышей), формами, видами, отраслями музыкальной культуры. Инструментальная культура западных адыгов представляет собой организм, в котором гибко сочетаются динамичные и статичные элементы. Часть из них работает на приспособление к новым условиям и формам бытия, другая часть, напротив, сохраняет тысячелетние основы культуры.

Выделение инструментальной культуры западных адыгов, признание ее в качестве самостоятельного объекта исследования означает признание ее и в качестве системы, ибо только система обладает устойчивыми характеристиками, разветвленной сетью взаимосвязей и гибкими механизмами функциональных замещений. Кроме того, система всегда противостоит «не системе» или другой системе. В этом случае для нас важен типологический подход. Система западно-адыгской инструментальной культуры отделена от системы восточно-адыгской инструментальной культуры и культуры адыгской диаспоры. Ядро каждой из них представлено различными типами инструментов, своеобразными системами танцевальных жанров и различными музыкальными текстами. Статический срез определенного исторического периода и динамические процессы, происходящие в каждой культурной автономии, также неповторимы, как и другие детали инструментализма внутри каждой культуры: тембровые звукоидеалы, пространство и содержание слухового поля, образно-музыкальные системы. Концепция реферируемой работы сводится к идее системно-типологического изучения автономно-параллельных культур на основе метода локализации, в рамках и масштабах общеадыгской традиционной музыкальной системы.


Основные публикации по теме исследования

Монографии
1. Соколова А. Н. Магомет Хагаудж и адыгская гармоника. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2000. – 224 с.

2. Соколова А. Н. Адыгская гармоника в контексте этнической музыкальной культуры. – Майкоп: Качество, 2004. – 272 с.


Справочные и учебные пособия
3. Соколова А. Н. Дискография адыгской народной музыки. Справочное научное пособие. – Майкоп: РИО ИПК, АГУ, 1998. –76 с.

4. Соколова А. Н. Пхачич – адыгские трещотки. – Майкоп: Качество, 2002. – 80 с.

5. Соколова А. Н. Ким Тлецерук: Творческий портрет. – Майкоп, 1996. – 64 с.

6. Соколова А. Н. Музыкальные доски адыгов. – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – 24 с.


Работы, опубликованные в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ
7. Соколова А. Н. Все мелодии России в гости к нам. Заметки о 1V Северо-Кавказской музыкальной весне //Музыкальная академия, 1997. № 1. – С. 67-69.

8. Соколова А. Н. Надежда на будущее – в нашей неустанной деятельности //Музыкальная академия, 2000. – С. 34-37.

9. Соколова А. Н. Морфология адыгской музыкальной культуры //Научная мысль Кавказа. Приложение № 14. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 200-211.
Статьи
10. Соколова А. Н. Из истории изучения инструментальной музыки адыгов //Музыкальный фольклор адыгов. – Майкоп, 1988. – С. 109–130.

11. Соколова А. Н. Об одной особенности инструментальной музыки адыгов //Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Вып. 8. – Майкоп, 1991. – С. 247–259.

12. Соколова А. Н. Гармоника адыгской диаспоры. Россия и Черкесия. Вторая половина XVIII – XIX вв. – Майкоп, 1995. – С. 284–294.

13. Соколова А. Н. Эволюция адыгской гармоники //Итоги фольклорно-этнических исследований этнических культур Кубани за 1995 г. Материалы научно–практической конференции. – Джубга, 1996. – С. 26–31.

14. Соколова А. Н. Мифологизмы адыгской традиционной инструментальной культуры //Вопросы инструментоведения. Вып. 3. – СПб., 1997. – С. 55–58.

15. Соколова А Н. Типология традиционного музыканта в контексте адыгагъэ //Памяти А. М. Листопадова. Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону, 1997. – С. 96–108.

16. Соколова А. Н. Переинтонирование в адыгской традиционной музыке //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1996 г. – Краснодар, 1997. – С. 49–53.

17. Соколова А. Н. Сандрак //Зыкъошныгъ, 1997. № 3. – С. 152-153.

18. Соколова А. Н. "Нарты" в контексте инструментальной культуры адыгов //Материалы II-го международного конгресса "Эпосы народов мира и их роль в миротворческой миссии России и Кавказа". – Краснодар, 1997. – С. 111-117.

19. Соколова А. Н. Гармоника как идеологическое орудие //Неделя науки МГТИ. – Материалы научно-практической конференции. Вып.2. – Майкоп, 1997. – С. 79-84.

20. Соколова А. Н. Трансмиссия адыгской инструментальной традиции //Актуальные проблемы адыгейской фольклористики. Тезисы научно-практической конференции. – Майкоп, 1998. – С. 68-69.

21. Соколова А. Н., Сиюхова А. А. Концепция музыки в традиционной культуре адыгов //Неделя науки МГТИ. Вып. 3. – Майкоп, 1998. – С. 115-117.

22. Соколова А. Н. Адыгская гармоника в обрядах //Неделя науки МГТИ. Вып. 3. – Майкоп, 1998. – С. 79-80.

23. Соколова А. Н. Классификация музыкального инструментария адыгов //Материалы к энциклопедии музыкальных инструментов народов мира. Вып. 1. – СПб., 1998. – С. 134–149.

24. Соколова А. Н. К истории изучения «музыкальных» фамилий //Проблемы региональной ономастики. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Майкоп, 1998. – С. 113-115.

25. Соколова А. Н. Феномен адыгской музыки //Этюды по истории и культуре адыгов. – Майкоп: Меоты, 1998. – С. 74–84.

26. Соколова А. Н. Танец Шамиля //Литературная Адыгея, 1998. № 3. – С. 129–134.

27. Соколова А. Н. Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани //Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. – Майкоп, 1998. – С. 55-64.

28. Соколова А. Н. Мифологические аспекты традиционной инструментальной культуры адыгов //История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 175–183.

29. Соколова А. Н. «Хакуляш» и «Коробейники»: оппозиция и типология //История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. научных статей. – Ростов-на-Дону, 1999. – С. 256–263.

30. Соколова А. Н. Музыкальные хронотопы в адыгской инструментальной культуре //Итоги фольклорно-этнических исследований этнических культур Кубани за 1999 г. Материалы региональной научно-практической конференции. – Краснодар, 1999. – С. 105–111.

31. Соколова А. Н. Шычепщын в контексте адыгской и мировой культур //Этюды по истории и культуре адыгов. Вып. 2. – Майкоп, 1999. – С. 132–143.

32. Соколова А. Н., Гишев Н. Словарь адыгских музыкально-хореографических терминов //Эльбрус. Литературно-художественный, общественно-политический независимый журнал. – Нальчик, 1999. – С. 207-222.

33. Соколова А. Н. Любимец публики и народа //Черкесский мир, 1999. №1. – С. 53.

34. Соколова А. Н. Единичное и общее в традиционной музыкальной культуре адыгов //Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе. Материалы международной научно-теоретической конференции. 28-31 октября 1997 г. Черкесск-Архыз. – Черкесск, 1999. – С. 283-284.

35. Соколова А. Н. Рассказывают пластинки //Литературная Адыгея, 1999. №4. – С. 150-157.

36. Соколова А. Н. Истоки и этапы формирования адыгской гармоники //Гармоника: история, теория, практика. – Майкоп, 2000. – С. 144–157.

37. Соколова А. Н., Тхагапсова Г. Г. Музыка как лекарство (на примере адыгской и абхазской традиционных культур) //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1999 г. – Краснодар, 2000. – С. 95-101.

38. Соколова А. Н. Из истории звукозаписи адыгской народной музыки 1911–1913 гг. //Историко-археологический альманах Армавирского краеведческого музея. Выпуск 6. – Армавир, Москва, 2000. – С. 66–71.

39. Соколова А. Н. Формы и методы обучения в традиционном адыгском инструментальном исполнительстве //Образование города на пути к ХХ1 веку. Проблемы. Исследования, опыт, перспективы. – Майкоп, 2000. – С. 80-92.

40. Соколова А. Н Региональный компонент в системе академического музыкального образования в Адыгее //Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. – Нальчик, 2001. – С. 224-227.

41. Соколова А. Н. К проблеме субэтнических стилей в инструментальной традиции западных адыгов //1V конгресс этнографов и антропологов России. – Нальчик, 20–23 сентября 2001 г. – С. 128–129.

42. Соколова А. Н. Структурно-семиотический анализ традиционной инструментальной культуры адыгов (к постановке проблемы) //Северный Кавказ в условиях глобализации. Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. – Майкоп, 2001. – С. 173-177.

43. Соколова А. Н. Особенности инструментального фольклоризма адыгов //Культура и быт адыгов. – Майкоп, 2001. – С. 166-180.

44. Соколова А. Н. Органологическая школа на Кавказе //Музыкант в традиционной и современной культуре. Материалы Международного инструментоведческого симпозиума. Санкт-Петербург, 17-20 декабря 2001 г. – СПб., 2001. – С 56.

45. Соколова А. Н. Адыгский пхачич //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северо-Западного Кавказа за 2000 год. Дикаревские чтения (7). – Краснодар, 2001. – С. 175-185.

46. Соколова А. Н. Шамиль и музыка //Информационно-аналитический вестник. Вып. 5. – Майкоп, 2002. – С. 307-312.

47. Соколова А. Н. Семантика адыгской традиционной музыки (к постановке проблемы) //Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002. – Астрахань, 2002. – С. 83–84.

48. Соколова А. Н. Структурно-семантический план музыкального языка адыгов //Развитие социокультурной сферы Северо-Кавказского региона. Сб. статей. – Краснодар, 2002. – С. 163-170.

49. Соколова А. Н. Музыкальные инструменты адыгов как национальные символы //Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002 г. Материалы региональной научной конференции. – Краснодар, 2003. – С. 160–164.

50. Sokolova A. Traditional instrumental music as the audio-visual syncretism //XIXth European seminar in ethnomusicology. – Vienna-Gablitz. September 17–21, 2003. – P.40–41.

51. Sokolova A. Music as medicine at the Adyghes culture //Abstracts of the 5th Triennial Conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM). Hanover University of Music and Drama. September 8–13. – Hanover, 2003. – P. 104.

52. Соколова А. Н. Адыгский шычепщын в контексте мировой культуры //Материалы к «Энциклопедии музыкальных инструментов народов мира». Вып. 2. – СПб., 2003. – С. 100–114.

53. Соколова А. Н. Играет Ким Тлецерук //Играет Ким Тлецерук. Обработки адыгейских танцевальных мелодий /Сост. А. Н. Соколова. – Майкоп, 2004. – С. 5-6.

54. Соколова А. Н. Адыгейские инструментальные наигрыши //Играет Ким Тлецерук. Обработки адыгейских танцевальных мелодий /Сост. А. Н. Соколова. – Майкоп, 2004. – С. 7-8.

55. Соколова А. Н. Истоки и этапы формирования адыгской гармоники. Терминологический экскурс //Инструментализм в становлении и эволюции. Сб. статей. – СПб.: РИИИ, 2004. – С. 29-41.

56. Соколова А. Н. Адыгский пхачич //Фольклор: Современность и традиция. Материалы третьей Международной конференции памяти А. В. Рудневой. – М., 2004. – С. 121–129.

57. Соколова А. Н. Возгласы и крики на адыгских праздниках //Вопросы инструментоведения. Статьи и материалы Пятой Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения». Ч. 1. – СПб., 2004. –С. 126–130.

58. Соколова А. Н. Танцующий пхачич //Музыка и танец: вопросы взаимодействия. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Майкоп, 2004. – С. 55-64.

59. Соколова А. Н. Формы музицирования в современной культуре адыгов //Любительство в художественной культуре. Ученые записки института управления, бизнеса и права. Серия искусствоведение. – Ростов-на-Дону, 2005. – С. 59-61.

60. Соколова А. Н. Символика музыкальных инструментов адыгов //Культура и быт адыгов. Вып. 10. – Майкоп, 2005. – С. 117-125.

61. Соколова А. Н. Жанровая динамика в инструментальной музыке западных адыгов //Итоги полевых фольклорно-этнографических исследований на Кубани: прошлое и современность. – Краснодар, 2005. – С. 32-48.

62. Соколова А. Н. Инструментоведческие термины в адыгских языках: проблемы содержания и перевода на русский язык //Проблемы инструментоведческой терминологии. – СПб.: РИИИ, 2005. – 32-33.

63. Sokolova A. Music as mеdicine: The Adyghs’ case //Music and Altered States. Consciousuess, Transcrndence, Therapy and Addicrion. – London, 2006. – P. 74-81.

64. Соколова А. Н. Гармоника как культурологический текст //Социальные науки и социальная работа в России. Вып. 1. Сб. научных статей. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2006. – С. 52-56.

65. Sokolova A. The Caucasian-Scottish Relations throught the Prism of the Fiddle and Dance Music //North Atlantic Fiddle Convention Connecting Cultures. Aberdeen 26-30 July,2006. – P. 46.



Соколова Алла Николаевна



ТРАДИЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ:

СИСТЕМНО-ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Автореферат
Сдано в набор 10.07.06. Подписано в печать 12.07.06. Бумага типографская №1. Формат бумаги 60х84. Гарнитура Times New Roman. Печ. л. 2,5. Тираж 150 экз. Заказ 065
Отпечатано на участке оперативной полиграфии Адыгейского государственного университета. 385000, г.Майкоп, ул.Университетская, 208. ПЛД №10-6 от 17.08.99.



1 Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996. – С. 12-18.

2 Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. /Сост. В. Х. Барагунов, З. П. Кардангушев, под ред. Е. В. Гиппиуса. Т. I. – М., 1980; т. П. – М., 1981; Т. III. Ч. 1. – М., 1986; Т.III, Ч. П. – М., 1990.

3 Ашхотов Б. Г. Традиционная адыгская песня-плач гъыбзэ. – Нальчик, 2002. Блаева Т. А. Традиционное песенное искусство адыгов: Дисс. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. (Рукопись). Архив КБИГИ.

4 Хараева Ф. Ф. Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка адыгов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М., 2000.

5 Назина И. Д. О базисных концептах исследования традиционной музыкально-инструментальной культуры Беларуси //Вопросы инструментоведения. Вып. 5. Ч. 1. – СПб., 2004. – С.55-61.


6 Соколова А. Н. К проблеме субэтнических стилей в инструментальной традиции западных адыгов //IV конгресс этнологов и антропологов России. – Нальчик, 20-23 сентября 2001. – С. 128-129. Соколова А. Н. Морфология адыгской музыкальной культуры //Научная мысль Кавказа. Научный и общественно-теоретический журнал. Приложение. № 14. – Ростов-на-Дону, 2004. – С. 200-211. Хараева Ф. Адыгская музыкальная диалектология (к постановке проблемы) //Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. – Нальчик, 2001.

7 Квитка К. Избранные труды в двух томах. Т. 2. – М., 1971. – С. 33.

8 Музыкальный фольклор адыгов в записях Г. М. Концевича /Сост. и ред. Ш. Шу. – Майкоп, 1997. – 328 с.

9 Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии /Сост. и ред. А.Ф.Гребнев. – М.-Л.: Музгиз, 1941. – 220 с

10 Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов /Сост. В. Х. Барагунов, З. П. Кардангушев, под. ред. Е. В. Гиппиуса. – М.: Сов. композитор. Т. 1, 1980. – 223 с.; Т. II, 1981. – 231 с.; Т. III, 1986, Ч. 1. – 264 с.; Т. III, 1990, Ч. II. – 487 с.

11 Играет Ким Тлецерук. Обработки адыгейских танцевальных мелодий /Сост. А. Н. Соколова. – Майкоп: Качество, 2004. – 100 с.


12 Бенедикт Р. Образы культуры //Человек и социокультурная среда. Вып. 2. – М., 1992.

13 Мельникас Л. Экология музыкальной культуры. – М., 2000.

14 Ногмов Ш. История адыхейского народа. – Нальчик, 1978.

15 Хан-Гирей. Записки о Черкесии. – Нальчик, 1978. - С. 116.

16 Адыгэ орэдхэр. Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии /Сост. и ред. А.Ф.Гребнев – М.-Л.: Музгиз, 1941. – 210 с.; Митрофанов А. П. Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа. Сб. материалов. - Северо-Кавказский краевой горский НИИ. Т. 1. Машинопись, 1931. Государственный архив Ростовской области. Р. 4387. Оп. 1. Д. 30. – C. 74.

17 Мельникас Л. Экология музыкальной культуры. – М., 2000. – С. 42-46.

18 Лотман Ю. Семиосфера. – М., 2000. –- С. 68.

19 Бойко Ю. Е. Аэрофон или идиофон? //Гармоника: история, теория, практика. – Майкоп, 2000. – С. 17-21.

20 Соколова А. Н. Заметки о народной инструментальной культуре адыгов //Культура и быт адыгов. Вып. 8. – Майкоп, 1991. – С. – 376-377.

21 Зафак – парный танец, в котором юноша и девушка идут навстречу друг другу, затем расходятся и вновь приближаются. «Зэфакlу» – идти навстречу.




<предыдущая страница


Традиционная инструментальная культура западных адыгов: системно-типологическое исследование

Защита состоится 5 декабря 2006 года в 16-00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 199. 20 Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена п

725.39kb.

09 10 2014
3 стр.


Культура и искусство Японии

Китаем. В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая тради

245.96kb.

25 12 2014
1 стр.


Культура жизнеобеспечения тунгусо-маньчжуров: системно-синергетический анализ
819.41kb.

09 09 2014
4 стр.


Разработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов»

В краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным

107.27kb.

14 12 2014
1 стр.


Сопоставительное исследование вербальных и невербальных средств коммуникации татарского и английского языков

Специальность: 10. 02. 20 сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

324.44kb.

09 09 2014
1 стр.


Традиционная культура прилузских коми (конец XIX первая половина XX вв.)

Работа выполнена в Институте языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук

328.88kb.

08 10 2014
1 стр.


«мир долголетия» традиционная китайская медицина

«жизненная энергия». Традиционная китайская медицина рассматривает человека как единый организм, в котором отдельные изменения влияют на всю систему в целом. Такой подход позволяет

105.94kb.

15 12 2014
1 стр.


Семинар Реализация системно-деятельностного подхода обучения и воспитания детей

Теоретическая часть «Реализация системно-деятельностного подхода как основа формирования гармоничной, нравственно совершенной и социально активной личности обучающихся через призму

139.23kb.

09 10 2014
1 стр.