Перейти на главную страницу
Можно ли изменить атмосферу в классе или школе и кто может это сделать? Администрация и учителя? Специалисты – психологи и социальные педагоги? Сами ученики школы? Эта статья посвящена передаче ответственности за разрешение самых «болевых точек» в группе – конфликтных и криминальных ситуаций – в руки самих участников конфликта, а также изменению состояния школьного сообщества. Два первых из рассматриваемых в статье шага были уже пройдены в Москве, Великом Новгороде, Петрозаводске, Перми и Лысьве, а третий и четвертый нам видятся как перспектива.
|
|
|
Модели реагирования |
|
| |
|
| |||||
Ответственность обидчика |
Карательная модель |
Восстановительное правосудие |
|
| ||
Попустительская модель |
Модель социальных услуг |
|
| |||
|
| |||||
| Поддержка обидчика |
|
|
В качестве практической реализации наиболее распространена программа примирения жертвы и нарушителя (или «программа по заглаживанию вреда»). На ее первом этапе ведущий – организующий программу нейтральный посредник – предварительно встречается по очереди с каждой из сторон с целью прояснить их потребности, а также возможности программы примирения для реализации этих потребностей. Часто на предварительной встрече ведущий программы сталкивается с сильными эмоциями участников конфликта, взаимными предубеждениями и тягой людей к агрессивным способам выхода из ситуации. Используя специальные коммуникативные техники, ведущий программы помогает сторонам избавиться от сильных переживаний и сформулировать «запрос» на программу примирения. Только если такой «запрос» появился (т.е. человек понимает, чем именно ему эта программа поможет и потому дает согласие на участие в ней), стороны встречаются лицом к лицу за столом переговоров.
На первом этапе ведущий встречи дает возможность жертве рассказать о том, чем для нее явилось преступление. При этом он создает такие условия, в которых и жертва, и обидчик чувствуют себя в безопасности. Если обидчик понимает ту боль, которую он принес жертве, он сможет найти способ отозваться на эту боль. Рецинджер и Шефф говорят: «За достижением соглашения скрывается менее заметный процесс – процесс символического возмещения. В него вовлечены социальные ритуалы уважения, вежливости, извинения и прощения, которые действуют, похоже, независимо от достигнутой словесной договоренности. Символическое возмещение зависит от динамики развития эмоций и состояния социальных связей между участниками встречи. Идеальный результат, с точки зрения символического возмещения, состоит из двух шагов. Сначала правонарушитель ясно выражает стыд и искреннее раскаяние в своих действиях. Жертва в ответ предпринимает по крайней мере первый шаг на пути к прощению правонарушителя. Эти два шага можно назвать «восстановительными действиями». «Восстановительные действия» способствуют воссозданию разрушенных преступлением отношений между жертвой и правонарушителем. Воссоздание этой связи символизирует более значительное восстановление в сравнении с тем, которое произойдет между правонарушителем и другими участниками, полицией, общиной. Несмотря на то, что эмоциональный обмен, составляющий основу «восстановительных действий», может быть весьма кратким (возможно, несколько секунд), именно он является ключом к примирению, удовлетворению жертвы и снижению количества повторных преступлений.
«Восстановительные действия» оказывают свое влияние также и на соглашение о возмещении ущерба. За примирением на эмоциональном уровне, как правило, следует достижение соглашения, которое удовлетворяет всех участников. Условия такого соглашения являются скорее неизбежными, чем слишком суровыми или слишком легкими для правонарушителя. Без наличия «восстановительных действий» путь к соглашению полон препятствий: какое бы соглашение ни было достигнуто, оно не снижает общего напряжения и оставляет участников с чувством неудовлетворенности. В связи с этим чрезвычайно важно по крайней мере уравнять в значимости символическое возмещение и соглашение о материальной компенсации»2.
На следующем этапе задачей ведущего является построение такого общения и взаимопонимания сторон, чтобы они смогли принять на себя ответственность за разрешение ситуации. При этом ведущий поддерживает участников встречи в равной степени и стремится организовать им поддержку со стороны их ближайшего окружения: родственников, друзей, социального работника и т.д. Результатом проведения программы является договоренность сторон о том, как будет разрешена данная ситуация и как избежать повторения подобного в дальнейшем. Составленный примирительный договор и реабилитационная программа передаются в правоохранительные органы, которые выносят решение с учетом этих документов в рамках существующих законов3.
В
качестве ведущих (посредников) работали не только социальные педагоги, но и ученики школы, что позволило получить доступ к скрытым от взрослых подростковым конфликтам. Создание служб примирения позволило разрешать такие ситуации, «стрелки», длительные прогулы, правонарушения (хулиганство, кража), споры между учениками на национальной почве, конфликты учитель – ученик, наличие «изгоев» в классе. В 80% случаев ситуация была частично или полностью разрешена4. (Описание становления службы и нескольких проведенных программ приведены в приложениях 2 и 3) В результате года работы служба заняла в школьном пространстве определенный сектор, однако было замечено, что кроме разрешения конфликтов служба своей деятельностью запускает еще несколько процессов.
На этой точке в наших проектах мы остановились, и теперь давайте рассмотрим перспективную плоскость работы служб примирения как задачу для проектов новых. Некоторые действия в новых направлениях уже были осуществлены, но пока разрозненно.
Разумеется, данная деятельность службы требует разработки и использования «веера» восстановительных программ, работающих с различными по сложности случаями.
Название |
Краткое описание |
Восстановительный подход к прояснению случившегося |
Проводится при небольших нарушениях, таких как опоздание, невыполнение домашней работы и пр. (Пример. Учитель: я опечален твоим опозданием. Как ты думаешь, что чувствует класс, когда ты пришла после звонка и помешала им? Что ты чувствуешь, придя позже?) |
Восстановительная дискуссия |
Применяется для решения небольших конфликтных ситуаций, прояснения разных позиций между многими участниками |
Круг по решению проблемы |
Применяется для больших групп людей. В центре обсуждения не обязательно должна лежать конфликтная ситуация, а, например, вопрос выработки правил поведения, устава школы и пр. |
Конфликтологическая программа |
Проводится между сторонами конфликта. В основе лежит переход от позиций к интересам, выяснение различных альтернативных решений и выбор наилучшего. |
Трансформирующая медиация |
Цель не столько разрешить конфликт (в отличие от предыдущей), сколько наладить взаимопонимание между участниками. Необходима в случае, если стороны находятся в тесном контакте (одноклассники, друзья, родственники и т.п.). |
Программы примирения в криминальной ситуации |
Проводится между обидчиком и жертвой в виде диалога. Обсуждается вопрос разрешения данной ситуации и неповторения подобного в будущем. |
Семейные конференции |
Проводится в сложных ситуациях. Направлена на активизацию потенциала ближайшего социального окружения подростка. |
Кроме того, есть программа Большой Брат/Большая Сестра, предполагающая поддержку младших учеников старшими. В России программа реализуется организацией ДИМСИ («Детские и молодежные социальные инициативы»). |
Если в школе применение этих программ становится привычным, их использование во многом упрощается. Например, для несложных случаев нет необходимости проводить предварительные встречи, поскольку все участники уже знакомы с принципами, содержанием и правилами примирительной встречи и могут принять решение о своем участии. С другой стороны, в несложных случаях предлагающий программу с уважением относится и к желанию участников ситуации начать программу, и к желанию запустить административный процесс, и к желанию просто прекратить разбирательство. Результативность этих программ будет напрямую зависеть от широты их применения, что говорит о необходимости формирования у педагогического состава и подростков способности к организации сложной коммуникации.
Я бы выделили три фокуса этой коммуникации:
В каком языке можно описать работу со связанностью? Основатель процессуально ориентированной психологии, работающий с враждующими группами, А. Минделл говорит: «То, с чем имеет дело Работа с Миром, больше чем механическая сумма частей или участников. Подобный переход не может быть предписанием того, как люди «должны» вести себя, рецепты подобного рода всегда игнорируют мнения меньшинств и людей, не имеющих власти. (…) Новая парадигма допускает, что люди в группах не обязательно опасные или скверные. Они способны на большую мудрость и осознанность. Вместо того чтобы пытаться контролировать группы, Работа с Миром помогает открываться друг другу и атмосфере»8.
Автор кладет в основу «атмосферы» группы (а в более широком смысле – «поля группы») высказанные и невысказанные чувства, связывающие или разъединяющие людей: «Поле можно почувствовать; оно бывает враждебным или любящим, сдерживаемым или переменчивым. Оно состоит не только из явных и видимых структур..., но и из скрытых, невидимых, неосязаемых эмоциональных процессов, как зависть, предрассудки, обида и гнев»9.
Внешним проявлением поля группы является групповая культура, выраженная в традициях, символах и знаках, определенном языке и т.д.10 Надо сказать, что эти теоретические разработки начали появляться относительно недавно и далеки от целостности устоявшихся теорий. Однако они позволяют ухватить важные для нас социальные процессы. Рассмотрим три понятия, помогающие ориентироваться в состоянии группового поля:
Нильс Кристи задает крайние границы, которых следует избегать, но не определяет, к чему надо стремиться. В качестве постановки задач можно обратиться к работе другого ученого – австралийского криминолога Д.Брейтуэйта12. Он, анализируя ситуацию с размером преступности во многих странах, вводит понятие коммунитарности, определяемое как плотно переплетенные отношения взаимозависимости между людьми, которые а) характеризуются взаимными обязательствами и доверием и б) основываются на чувстве верности группе, а не на индивидуальных удобствах и выгоде.
П
олучается, что у нас есть концепции, схватывающие связь результатов восстановительных программ и группового поля, есть и сами восстановительные программы. Давайте попытаемся зафиксировать характеристику социума, которая могла бы являться результатом нашей работы.
Еще одним шагом станет координация работы между школами, что позволит планировать работу на районном или городском уровне и говорить об обустройстве городской системы социализации. Понятно, что человек, внедряющий восстановительные программы в школе, выходит на уровень управления и координирования взаимодействия между людьми с целью повышения способности сообщества к самоорганизации. Фактически он должен работать с полем группы, отслеживая отражающиеся в культуре изменения. Причем, видимо, надо говорить не столько о профессиональных навыках, сколько о личностном росте и формировании жизненных принципов14.
Давайте посмотрим, как от шага к шагу меняется позиция человека, реализующего восстановительный подход. Это: ведущий примирительных встреч и других программ восстановительного правосудия → куратор службы примирения → организатор социализирующей среды в школе → организатор районной/городской системы социализации → Работающий с Миром (world-worker). Вроде бы, эти позиции наиболее близки к деятельности социального педагога15. Однако моя практика преподавания на факультете социальной педагогики показала, что студенты последнего курса плохо представляют даже предмет своей работы и тем более не готовы к сложной работе с социализацией и социальными связями. В настоящий момент от педагогических учебных заведений не требуют подготовки специалистов такой квалификации, в ответ школа сильно занижает требования к социальным педагогам, обесценивая их труд16. В результате большинство полуподготовленных специалистов уходят в другие области деятельности, а школа лишается профессиональной работы по актуальной проблеме (см. приложение 1). Это один круг проблем, ответом на которые может быть новая система подготовки школьных специалистов с одновременным изменением их функциональных обязанностей и статуса в школе.
Второй проблемой может стать несформированная гуманистическая позиция и неготовность педагогического коллектива к организации сложной коммуникации. Как видно из статьи, даже самый профессиональный ведущий или куратор не сможет изменить ситуацию без участия со стороны большинства педагогов и администрации. Поэтому здесь мы говорим не столько об обучении, сколько о проектных семинарах, формирующих и объединяющих воспитательные усилия всех членов школьного сообщества. Тем более что возникает обратный процесс: использование гуманитарных практик постепенно формирует и «оттачивает» позицию человека.
Третьей задачей видится организация межшкольного взаимодействия для запуска подросткового движения за примирение.
Наш Центр «Судебно-правовая реформа» открыт для сотрудничества и совместной работы в данном направлении. Мы готовы как к проведению обучающих семинаров (в рамках первого и второго шага), а также к партнерской поисковой и проектной деятельности в рамках третьего и четвертого шагов, причем не только в школах, но и в других сообществах.
Нельзя сказать, что работа со школами далась нам легко. Все знают, что новые идеи приходят и уходят, а система образования остается. Поэтому мы не надеялись, что можно сходу внедрить какую-либо технологию, де еще меняющую жизнь школы. Единственной надеждой было то, что среди уже работающих директоров, учителей и специалистов могут оказаться люди, которым близки наши идеи. И таких школ оказалось больше 10.
Есть наблюдение, что если пригласить к какому-то начинанию 100 человек, то придут 30%, из них продолжат деятельность 30%, а через год выстоят 30% от последнего числа – поэтому на первую презентацию мы приглашаем максимум людей. Приглашая директоров и социальных педагогов на ознакомительную встречу, мы вместе с ними рассматривали разные варианты реагирования на конфликты, выделяли особенности восстановительного способа реагирования. И несколько человек сказали, что они стремились делать или делали нечто подобное, но, может быть, не так систематизированно. Они и стали нашими будущими партнерами. Это был этап самоопределения, после которого те, кто решил начать собственную деятельность по созданию служб примирения, подписали договоры о сотрудничестве и начали набирать сторонников среди учеников. Впереди их ждал трехдневный обучающий тренинг. Нечасто можно видеть на одном тренинге педагогов и учеников вместе, сидящих в кругу и пытающихся, пока в игровой форме, разрешить конфликтные ситуации из своего опыта.
Представьте себя на время участником тренинга и будущим ведущим примирительных встреч. Перед вами двое конфликтующих. Они ждут от вас начала встречи. Может быть, вы растеряны, может быть, вам даже неловко или страшно. Но давайте подумаем: почему они согласились на встречу? Обидчику важно разрешить дело без разбирательства, с минимальным наказанием, часто ему важно извиниться. Для жертвы важно возместить ущерб, услышать признание несправедливости случившегося, выговориться, получить ответ на вопрос: почему именно она стала объектом агрессии. Поскольку с обеими сторонами по отдельности вы уже встречались и они дали свое согласие на участие, то вы знаете, что привело стороны на встречу. В любом случае, поскольку они здесь, они хотят разрешить конфликт, понимая это как лучший выход из ситуации. Сложность начинающих ведущих в том, что на них лежит ответственность за разрешение ситуации. Они хотят посоветовать участникам, отругать их или, наоборот, сказать, чтобы больше так не делали. Но вот этого и нельзя, поскольку только сами стороны знают, что для них лучше Ваша же задача – помочь им нормально поговорить (используя коммуникативные техники), а уж до чего они договорятся (и договорятся ли вообще) – только их совместное дело. Поэтому деятельность ведущего хоть и сложная, но вполне осваиваемая.
Что вам понадобится после тренинга, так это практика. Сначала самые простые случаи, потом посложнее, чтобы получить опыт, почувствовать свои силы и накопить вопросы ко второму тренингу и супервизии. Второй тренинг коснется нестандартных программ (когда есть большой ущерб, когда у сторон сильные эмоции, когда пострадавшая сторона является организацией и т.д.) и еще раз позволит в ролевых играх отшлифовать свои наработки. А супервизер разберет вместе с вами возникшие сложные случаи. Другими помощниками для вас будут методические пособия с описанием хода программы, учебные видеофильмы, обсуждение с коллегами из других организаций, реализующими восстановительный подход, переписка по Интернету с ведущими других городов. Написанные вами отчеты будут просматриваться и при желании комментироваться практикующими ведущими. И пусть не во всех случаях стороны договорятся, ничего страшного, главное – не навредить. Но как показала практика, при нашей гарантии безопасности люди гораздо чаще хотят разрешить конфликт и пойти на взаимные уступки, чем продолжать войну. На завершающую конференцию вы придете с набором успешно разрешенных конфликтов, и вам будет чем поделиться с коллегами.
Если кроме проведения программ вы решите создать службу, то второй и параллельной линией работ станет проектирование с целью эффективной интеграции службы в структуру школы без потери значимых принципов.
Говорят, что завоевание высокого статуса – задача почти нереальная. С одной стороны, задача действительно сложная, но с другой – взгляните: с вопросами повышения своего статуса и завоевания авторитета сталкивается практически любая организация – коммерческая, некоммерческая, государственная, и все они как-то эти вопросы решают. Так неужели это недоступно остальным! Просто потребуются навыки, непривычные для педагога: PR, презентации успешно разрешенных ситуаций, четкое понимание границ своей деятельности, иное отношение к сторонам конфликта и т.д.
Служба должна вписаться в школьное пространство: понять источники получения информации (учителя, ученики, администрация, родители, ящик для писем и т.д.); место и время работы, число подростков в службе, их отбор, подготовка, обеспечение «смены поколений». Люди получают версии ответов на эти вопросы в ходе проектировочного семинара, а затем корректируют на практике в своей школе.
– Мы разбирали «стрелку» между ученицами 9 класса. У одной была давняя антипатия ко второй, а через год она это вспомнила и вызвала на «стрелку». Они пошли на девочку группой (она пришла с подругой, но та стояла в стороне). Группа начала бить ее ногами.
– Мать написала письмо в милицию и пришла к директору. А директор сказал: может, вам не обязательно в милицию, а вначале в службу примирения? Мать согласилась попробовать, что это за служба. Ведущие Наташа и Саша встречались с одной группой, потом с другой. Меня (куратора) не приглашали.
– Нам было легче, поскольку мы не знали этих девочек. В службу они пришли, потому что у них была безвыходная ситуация: либо директор, постановка на учет в милицию, либо прийти в службу. Вначале девочки не хотели друг с другом разговаривать, сказали: «Да, мы все уладим», но потом они согласились на программу. Когда они встретились, то пришли к выводу, что не хотят мириться и быть в тесных отношениях, но будут в школе «как товарищи».
Одна из девочек была сильная, а вторая (которую побили) – слабая: и морально и физически. Та, которая была сильнее, признала, что они «нечестно» ее побили, поскольку шесть человек на одну. Они пришли к выводу, что больше так поступать не будут, и сейчас отношения нормализовались. Подростки пришли домой, рассказали родителям. Родители пришли в школу (уже в нормальном состоянии), а после этой встречи забрали заявление из милиции, потому что все разрешилось. Потом обидчицы пришли к нам в службу заниматься.
Ситуация 2 (г. Москва)
Елена Сергеевна (заместитель директора по УВР, куратор службы):
– У нас в 6 классе есть мальчик Игорь. Лидер, но очень негативный: всех бьет, выпивает. А второй парень – Роман – имеет медали по у-шу. У Романа была девочка, а Вася отнял девочку, и теперь они дружат. И все равно Боря успокоиться не может: то он толкнет Романа, то еще что-то. И тогда Роман вызвал его на «стрелку». Мать Романа, когда узнала про будущую стрелку, пришла в школу, взяла Васю за грудки и сказала, что «если еще раз он будет приставать к ее сыну, то ему не поздоровится», затем позвонила домой Васиной матери и сказала, что она его убьет. Мать Васи пришла в школу и написала заявление, что мать Романа – хулиганка. И уже такая ненависть началась между родителями!
Дело направлено в службу примирения. С родителями беседовали Антон Коновалов и я. Девочки из службы разговаривали с ребятами, которые сказали, что не возражают против встречи.
На встрече они высказали свое мнение, ведущие только помогали и хотели, чтобы дошло до ума каждого. И, представляете, они помирились. А Вася после этого пришел в службу примирения и говорит: «Я очень конфликтный, хулиганистый, но я хочу научиться разрешать конфликты». После примирительной встречи помирились и родители: подошли к нам на родительском собрании и сказали, что все конфликты разрешили, и теперь ребята большие друзья.
В ходе предварительной встречи обидчики признали свою вину и дали согласие на участие в программе. Жертва на предварительной встрече долго не могла понять: а что же выяснять с обидчиками? Диме было предложено составить перечень вопросов, которые бы он хотел задать Илье и Юре на встрече. Мама Дмитрия выразила желание, чтобы обидчики возместили материальный ущерб в сумме 250 рублей (деньги потрачены на лекарства). И Дима, и его мама дали согласие на участие в программе. На примирительной встрече ребята высказали свои чувства по поводу произошедшей ситуации, выразили желание помириться. Юрий и Илья извинились перед Димой, пожали друг другу руки. Юра и Илья объяснили Диме, что их драка была случайностью, они просто восприняли слова, которые были адресованы не им, в свой адрес. Пообещали в дальнейшем выяснять ситуации только мирно, стараться обходиться без кулаков. Илья и Юра предложили Елене Александровне возместить ущерб в 250 рублей (Илья из своей стипендии, а Юрий – заработать). Маму пострадавшего эта сумма не удовлетворила – она отказалась от нее и оставила за собой право обратиться в суд по возмещению материального ущерба в большей сумме. По итогам примирительной встречи был составлен примирительный договор.
– Дело передано: из КДН. Андрей и Владимир, гуляя на улице, пришли к зданию мастерских профессионального училища № 6 и камнями разбили два стекла в окнах. Ребята были задержаны работниками мастерских, и вызванные сотрудники милиции составили на них протокол. Ущерб, нанесенный училищу, составил 150 руб. В возбуждении уголовного дела отказано. Документы направлены в КДН. После того как в милиции на ребят был составлен протокол, Алеша переживал о том, что будет, когда об этом узнают родители. Переживал, что они будут нервничать, огорчаться и, конечно, «крупно» с ним поговорят. В течение предварительной встречи Володя понял суть программы и дал согласие на встречу с представителями училища, решив, что ситуацию нужно разрешить, так как на душе у него очень нехорошо.
На примирительной встрече присутствовал Андрей и Владимир, их родители и зам. директора по АХЧ ПУ-6 Татьяна Александровна. В ходе встречи первой высказалась Татьяна Александровна, которая рассказала о своих переживаниях, что в помещении с выбитыми стеклами стало холодно и занимающиеся там ребята могут заболеть. Андрей и Владимир, обдумав ситуацию, сказали, что они тоже за это переживают. Они хотели бы возместить то, что разбили, но не знают, каким образом это сделать.
Андрей предложил взять на себя дома дополнительные обязанности, за что мама отдаст деньги за стекло. Владимир предложил папе помощь на работе, поскольку такая возможность имеется. Мама Андрея предложила следующее: в течение месяца ребята занимаются уборкой одного из кабинетов в училище. На это ребята сразу согласились. Татьяна Александровна согласилась с тем, что это вполне реально, а стекла будут вставлены за счет училища.
Ведущая поставила вопрос о том, что сделать в будущем, чтобы происшедшее не повторилось. Ребята пришли к выводу, что нужно научиться распределять свое свободное время. Андрей продолжит свои занятия в секции, Владимир с 1 сентября определится с занятиями в какой-либо секции или кружке. В результате стороны подписали примирительный договор. Копия договора направлена в КДН с ходатайством о рассмотрении персональных дел ребят заочно.
Ситуация 5 (г. Лысьва)
Ведущая Терентьева Е.Л.:
– Было устное заявление от пострадавшего Дмитрия (ученик 6 класса), который сообщил, что на перемене его ударил и пнул ученик 10 класса Петр. Мы провели предварительные встречи с Дмитрием и Петей, на которых ребята высказали, что виноват и тот и другой, каждый испытал отрицательные эмоции, но оба горели желанием немедленно погасить конфликт. На примирительной встрече Петр подал руку Диме со словами извинения, в ответ услышал: «И меня извини».
– В школьную службу примирения обратились родители Кати, сообщив, что два дня назад девочка возвращалась из школы, поскользнулась и, падая, случайно порвала куртку своей подруги Веры. Родители Веры требуют возместить ущерб, а сама Вера организовала бойкот Кате.
Состоялись предварительные встречи с Катей и Верой. Было установлено, что Вера не держит зла на подругу и прекрасно осознает, что куртка была порвана случайно. Обе девочки выразили желание встретиться. На примирительной встрече каждая высказала свои чувства, обе сказали, что переживали эти два дня о случившемся. На вопрос ведущего: «Вы что-то хотели сказать друг другу?» – ответили: «Попросить прощения». Конфликт был разрешен.
Ситуация 7 (г. Лысьва)
Социальный педагог Ентальцева Т. А.:
Произошла драка между ученицами 8 класса Аней (жертва) и Катей (обидчик). Причиной данной ситуации является то, что девочки не могли поделить в перемену стул в кабинете химии. Последовали оскорбления в адрес друг друга, закончилось дракой: Катя ударила Аню при всем классе.
При проведении предварительной встречи с Аней (жертва) выяснилось, что она была унижена и оскорблена в присутствии всего класса (нецензурная брань в адрес жертвы). Первые чувства – отомстить (этот порыв вылился в драку). Аня чувствовала себя «униженной, и ей стыдно было смотреть в глаза своим одноклассникам».
Все отрицательные чувства были сняты во время беседы. На предложение встретиться с обидчицей и выяснить все, сказав друг другу в глаза, Аня согласилась с осторожностью. Намечены были вопросы – проблемы, которые волновали Аню: чувство обиды; предложения о том, чтобы подобного больше не повторилось.
Затем была проведена встреча с обидчицей Катей.
В ходе беседы о случившемся, Катя высказала недовольство в адрес Ани за грубое отношение к себе в прошлом. Обида Кати копилась три года (!! – А.К.), поскольку раньше она была в роли жертвы: многие ее унижали, в том числе Аня. Отношение к случившемуся выразилось в словах Кати «так ей и надо». Но в ходе беседы и снятия эмоционального напряжения Катя усомнилась в правильности своих действий. На предложение о встрече с жертвой Катя согласилась с условием, что об этом случае не будет знать папа.
Примирительная встреча была назначена через день после предварительных встреч. В начале примирительной встречи девочки практически все время обращались друг другу через ведущего. Но к концу этой встречи Аня и Катя общались свободно, не стало неприязни и злобы друг другу.
Были выражены и приняты все чувства обеих сторон. Со стороны обидчицы последовали извинения, потерпевшей стороной они были приняты, но и со стороны потерпевшей тоже принесены извинения за свое поведение, и они были приняты.
Результатом программы является заключение устного договора о взаимопонимании.
В течение двух недель ведущий наблюдал за отношениями между девочками (беседы с классным руководителем, беседы с девочками по отдельности по истечении двух недель). После примирительной встречи Катя и Аня стали проявлять более доверительные отношения и оказались подругами. Это показывает правильность проведения программы и доказывает необходимость данных программ в разрешении конфликтных ситуаций.
Два первых из рассматриваемых в статье шага были уже пройдены в Москве, Великом Новгороде, Петрозаводске, Перми и Лысьве, а третий и четвертый нам видятся как перспектива
16 12 2014
1 стр.
Тишина становилась совершенно невыносимой. Кин поднялся и снова прошелся от стены до стены: четыре шага. От другой стены до двери, забранной решеткой, пять. Холодно. Сколько он уже
23 09 2014
1 стр.
Целевое назначение общеобразовательной программы начального общего образования: 42
08 10 2014
93 стр.
Оцените какую работу выполнит человек при прохождении расстояния в 1 км. Масса его тела 50 кг., длина ноги 80 см., ширина шага 60 см
25 12 2014
1 стр.
Четыре кровати, четыре тумбочки, стол, стул, старый телевизор, "Правила" и "Распорядок дня"
12 10 2014
2 стр.
Цель педсовета: Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми. Выработать систему работы с одаренными детьми
09 09 2014
1 стр.
Школа бокса им. Николая Валуева начала свою работу в июне 2011 года,в штате школы проводят работу с воспитанниками два тренера,Софьин Юрий Александрович и Клименков Павел Андреевич
11 10 2014
1 стр.
Презентация электронной среды «Электронный паспорт школы». Краткий инструктаж по работе участников в электронной системе «Электронный паспорт школы», Р. В. Селюков, А. В. Буланкин
09 10 2014
1 стр.