Перейти на главную страницу
«Майминская районная детско-юношеская спортивная школа»
Педагогическим советом
АУ ДОД «МР ДЮСШ»
Протокол №_______
От «__»_________20___ г.
Директор______ А.А. Бачурин
Физкультурно – спортивной направленности
Срок реализации – 7 лет
Бордомолов Аткыр
Тадинович,
тренер-преподаватель по
греко-римской борьбе
с. Майма
Б) Организация и планирование в группах учебно-тренировочной
подготовки……………………………………………………………….…22
Человечество на протяжении своего существования искало пути укрепления здоровья и продления активной жизни. С давних времен хорошо известен универсальный и абсолютно надежный способ укрепления здоровья и увеличения долголетия — физическая культура, способ, требующий не дорогостоящих лекарственных препаратов и технических приспособлений, а только воли и некоторых усилий над собой. Преодоление физической нагрузки приносит совершенно необычное чувство мышечной радости, ощущение свежести, бодрости, оздоровления. Оно становится необходимым, потому что победа над собственной инерцией, физической бездеятельностью или просто ленью всегда воспринимается как успех, обогащает жизнь и закаляет волю. Возможно, именно тренировка воли лежит в основе появления той жизненной и гражданской активности, которая возникает у людей, занимающихся физической культурой и спортом. В настоящее время по результатам медицинского обследования у большинства детей отмечается ярко выраженное нарушение осанки, отсутствие пластичности и культуры движений. Решить эту проблему в условиях дополнительного образования помогают занятия греко-римской борьбой.
Создавая программу учебно-тренировочных занятий по греко-римской борьбе для детей 7-17 лет, мы опирались на типовую учебную программу по греко-римской борьбе для учреждений дополнительного образования, рекомендованную Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту (М., 2004).
В программе нашли отражение построение учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах, основные задачи на различных этапах годичного цикла тренировки, распределение объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств, методов контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки, рассчитанных на 46 недель.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Настоящая программа по греко-римской борьбе предусматривает несколько этапов: этап начальной подготовки (НП) – 3 года, учебно-тренировочный этап (УТ) – 4 года и реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а именно:
- непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учёта интересов всех граждан при разработке в реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
- создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных объединений и организаций.
- укрепление здоровья;
- улучшение физического развития;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства;
- разносторонняя физическая подготовленность;
- выявление задатков; и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;
- воспитание морально волевых и физических качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества и взаимоуважения.
На учебно-тренировочном этапе:
- дальнейшее укрепление здоровья;
- гармоничное физическое развитие;
- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами ОФП и СФП
- повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности, воспитание основных физических качеств;
- овладение основами техники и тактики вида борьбы, приобретение соревновательного опыта путем участия в соревнованиях различного уровня;
- приобретение теоретических знаний, ведение спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.
Режим учебно-тренировочной работы
|
Этап |
Год обучения |
Минимальное число учащихся в группе |
Максимальное кол-во учебных часов в неделю |
Количество часов в год |
|
НП |
1-й год |
15 |
6 |
276 |
|
НП |
2-й год |
15 |
9 |
414 |
|
НП |
3-й год |
14 |
9 |
414 |
|
УТ |
1-й год |
14 |
12 |
552 |
|
УТ |
2-й год |
12 |
14 |
644 |
|
УТ |
3-й год |
10 |
16 |
736 |
|
УТ |
4-й год |
10 |
18 |
828 |
- групповые и индивидуальные;
- теоретические и учебно–тренировочные занятия;
- игровые, проверочные и другие.
наличие спортивного зала, борцовского ковра, инвентаря для силовых тренировок, тренажеров, перекладины, мячей для спортивных и подвижных игр, видеоматериалов соревнований, обучающих роликов.
Основная форма отслеживания результатов – выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, участие в соревнованиях различного уровня – от классификационных до соревнований Всероссийского уровня. В результате педагогического и воспитательного воздействия на личность ребенка к началу занятий в группах УТГ, будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом. В результате обеспечения занятости детей сократятся случаи правонарушений среди них.
|
№ п/п |
Разделы подготовки |
НП-1 |
НП-2 |
НП-3 |
УТ-1 |
УТ-2 |
УТ-3 |
УТ -4 |
|
1. |
Теоретическая подготовка |
6 |
10 |
10 |
18 |
20 |
32 |
34 |
|
2. |
Общая физическая подготовка |
140 |
162 |
158 |
200 |
224 |
220 |
230 |
|
3. |
Специальная физическая подготовка |
42 |
74 |
72 |
100 |
136 |
162 |
186 |
|
4. |
Технико-тактическая подготовка |
54 |
122 |
120 |
158 |
168 |
206 |
240 |
|
5. |
Психологическая подготовка |
8 |
12 |
12 |
16 |
20 |
30 |
40 |
|
6. |
Соревновательная деятельность |
8 |
10 |
14 |
20 |
22 |
30 |
38 |
|
7. |
Инструкторская и судейская практика |
4 |
6 |
8 |
8 |
12 |
14 |
16 |
|
8. |
Контрольно-переводные нормативы |
4 |
4 |
4 |
6 |
10 |
10 |
12 |
|
9. |
Восстановительные мероприятия |
6 |
10 |
12 |
22 |
24 |
26 |
26 |
|
10. |
Медицинское обследование |
4 |
4 |
4 |
4 |
8 |
6 |
6 |
|
11. |
ИТОГО |
276 |
414 |
414 |
552 |
644 |
736 |
828 |
Организация учебно-тренировочного процесса по греко-римской борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет. Естественное постепенное повышение тренировочных требований решает задачи укрепления здоровья учащихся, развития специфических качеств, необходимых в единоборстве, ознакомление с техническим арсеналом, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям греко-римской борьбой.
При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 90, 135 мин рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:
- обязательный комплекс упражнений в (в разминке) 2-5 мин;
- элементы акробатики 6-10 мин;
- игры в касания 4-7 мин;
- освоение захватов 6-10 мин;
- упражнения на мосту 6-18 мин.
Оставшееся время занятия может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники борьбы – оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1. На наш взгляд, в основу отбора учебного материала для начального обучения должен быть положен спортивно-игровой метод организации и проведения занятий.
Подбор игр и игровых комплексов с элементами борьбы позволит более объективно оценивать пригодность подростков к занятиям борьбой по таким важным качествам, как умение «видеть» соперника, реагировать на его конкретные действия, выявить «бойцовский характер», умение переносить болевые ощущения и т.п. Подчеркнем, что в данном случае речь идет не об играх ради игры, а о средствах и методах, содержащих специфику соревновательной деятельности и огромные возможности общеразвивающего характера.
Сюжет игры, ее смысл – кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Если рассматривать использование игр применительно к борьбе, то это означает, прежде всего, заставить играющего не только наклоняться, быстро перемещаться вперед-назад, в разные стороны, выпрямляться и пр. в манере, характерной для спортивной борьбы, но и конструировать в дальнейшем «двигательные фазы», присущие реальному соревновательному поединку.
Игры в касания рассматриваются как упражнения, способствующие развитию целой серии качеств и навыков: видеть партнера, распределять и концентрировать внимание, перемещаться самостоятельно, творчески решать двигательные задачи.
Подчеркивая значимость данного материала на начальных этапах обучения спортивной борьбе, исходим из следующих посылок. Известно, что существует несколько основных захватов связанных с определенными зонами соприкосновения частей тела партнеров, соперником. В игре эти зоны можно ограничивать или расширять. Но для того, чтобы максимально приблизиться к поединку в борьбе, необходимо коснуться строго определенных точек (частей тела), защита которых вызывает определенную реакцию у занимающихся – принятие позы и выбор способа действий. Задание – коснуться двумя руками одновременно определенной точки или части тела вначале для ребенка представляет определенную трудность. По мере накопления им опыта достижения цели, даже случайно, однажды сблокировав одну из рук соперника (неожиданно освободился, коснулся двумя руками заданной части тела, опередил партнера, победил), сам приходит к понятию «блокирования». Последнее является одним из видов действия, довольно часто встречающихся в борьбе.
Игры в касания систематически и постепенно подводят занимающихся к выбору выгодной позиции, позы для достижения успеха, подбору своей стойки. Обычно новички отдаляют ту часть тела, которой должен коснуться партнер, и сосредотачивают внимание на определенных движениях, а также частях тела соперника. Если дано задание коснуться правого плеча, то для защиты играющий, отдалив его разворотом, вынужден принять левостороннюю стойку и действовать в дальнейшем преимущественно в ней. Необходимость защищаться от касания любой части головы заставляет играющих выпрямиться, прогнуться. Задание коснуться живота вызывает реакцию наклониться; коснуться левого плеча – повернуться влево, приняв правую стойку. Выполнение задания коснуться двумя руками одной из сторон соперника вызывают более сложные повороты, развороты, маневрирования и т.п. не только для атакующего, но и для защищающегося партнера.
К способам усложнения этих игр относятся:
- изменение способов касания руками;
- изменение способов защиты, противодействия;
- изменение размеров игровой площадки;
- выравнивание различий между физическими возможностями занимающихся (т.е. проведение игр с форой).
По мере освоения игр в касания определенных частей тела двигательная активность подростков легче приобретает специфическую направленность, т.е. больше приближается к спортивной борьбе. Это выражается, прежде всего, в умении сковывать действия противника, захватив одну или обе руки (в зависимости от задач, которые предстоит решать в игре). Таким образом, появление дополнительного условия – ограничение площадки игры, наказание проигрышем при выходе за ее пределы – требует от учеников знаний и умения выполнять блокирующие захваты. Вместе со стихийным появлением блокирующих захватов следует выбрать ситуацию, когда в группах играющих в касание появятся ученики, «открывшие блокирование», благодаря чему добивающиеся победы. Тренеру следует на примере этих учеников (соответственно с дополнениями) объяснить сущность и смысл блокирующих захватов, который они несут в играх и борцовском поединке.
Суть игры в блокирующие захваты заключается в том, что один из играющих, осуществив в исходном положении заданный захват, стремится удержать его до конца поединка (3-5 с, предел – 10 с), другой старается как можно быстрее освободиться от захвата. Победа присуждается спортсмену, успешно решившему свою задачу, затем партнеры меняются ролями.
Игры проводятся на ограниченной площади (круг, квадрат, коридор), выход за пределы считается поражением. Проигрыш засчитывается и за касание пола рукой, коленом, за преднамеренное падение, попытка провести прием с падением (последнее относится к начальному периоду освоения и на площадках без мягкого покрытия).
Классификация игр, основа методики. Структура блокирующих захватов характеризуется: 1) зонами (частями тела), на которых выполняются захваты-упоры правой-левой руками ( в таблице они размещены слева в двух столбцах текста под номерами 1-17); 2) особенностями выполнения захватов-упоров в разных зонах (правая часть таблицы). Под номерами с 1 по 68 даны исходные положения начала игры.
Цифровое обозначение игр выполнено с учетом возрастания трудности освобождения от блокирующих захватов. Данный игровой материал одновременно является упражнением в решении определенных, нестандартных двигательных задач. Поэтому на начальных этапах освоения игр не следует сразу показывать способы наиболее рационального освобождения от захватов, предоставив учащимся самостоятельно, творчески найти их. В дальнейшем, когда подросток научится самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, идет уточнение техники выполнения, выбор оптимальных ее вариантов.
В настоящее время по результатам медицинского обследования у большинства детей отмечается ярко выраженное нарушение осанки, отсутствие пластичности и культуры движений. Решить эту
12 10 2014
4 стр.
Греко-римская мифология (см программу-минимум для самостоятельной подготовки по мифологии)
11 09 2014
1 стр.
Римская художественная литература I–ii вв.: «золотой век» римской поэзии в эпоху Августа (Вергилий, Гораций, Овидий); римская сатира I–ii вв (Петроний, Марциалл, Ювенал); Апулей —
12 10 2014
1 стр.
Отсюда борьба за средние слои, борьба за крестьянство, проходящая красной нитью через всю нашу революцию с 1905 по 1917 год, борьба, которая далеко еще не окончена и которая будет
15 12 2014
1 стр.
Секции «классическая филология, византийская и новогреческая филология» умо по филологии университетов рф, «объединения региональных центров греко-латинской лингвокультурологии»
10 10 2014
1 стр.
Умо по филологии университетов рф, «объединения региональных центров греко-латинской лингвокультурологии» и «проблемной учебно-методической комиссии по преподаванию латинскому язык
14 12 2014
1 стр.
Когда борьба происходит за каждого клиента, конкурировать ценами или потребительскими свойствами товаров становится все сложнее. Наступает очередь маркетинговых, коммуникативных те
06 10 2014
2 стр.
Май – октябрь 1944 года: правительственное поручение Сталина Берии – запрос о состоянии Римско католической церкви в СССР. Решение о ликвидации угкц (Украинская греко-католическая
27 09 2014
1 стр.