Перейти на главную страницу
Сара – первая и самая выдающаяся из семи еврейских пророчиц5, более великая, чем сам Авраам-авину6. Все ее существо было пронизано руах а-кодеш7.
Не дни и годы составляли жизнь Сары, а ее жизнь составляла содержание дней – вносила в них смысл и полноту. О них сказано: שני חיי שרה – т.е. годы определены как то, что относится к חיי שרה (Зоар). Причина этому – постоянный духовный рост Сары, ее непрерывная работа над собой8. По сравнению с Сарой, говорят наши мудрецы, остальное человечество – как обезьяна по сравнению с человеком9.
Сара ушла в мир иной с душой, абсолютно целостной духовно, – בת ק' כבת כ'. Она достигла такого совершенства на своем жизненном пути, что ее физическое тело было точным отражением ее внутренней духовной полноты – בת עשרים כבת שבע ליופי 10. Величием отмечена не только ее жизнь, но и ее смерть: первой из праотцев и праматерей она была похоронена рядом с Адамом и Хавой в Меарат-а-махпела (буквально – Сдвоенной пещере, или Пещере патриархов), в месте, предназначенном для захоронения четырех супружеских пар1. Родоначальники человечества должны были соединиться здесь с прародителями еврейского народа, духовными прародителями человечества2. Это – не обычное место3.
Праматери (имаот) дали нам образцы духовности, которые питают и вдохновляют душу еврейской женщины4. Так, сто двадцать семь лет жизни Сары (временнóе измерение) трансформировались в правление Эстер над ста двадцатью семью государствами (пространственное измерение)5. Все последующие поколения еврейских женщин наследуют от Сары потенциал святости и потому призваны воспроизводить ее величие. Так же, как каждый мужчина-еврей обязан спрашивать себя: «Когда мои действия достигнут уровня поступков Авраама, Ицхака и Яакова?», так каждая женщина-еврейка должна проверять: «Когда мои действия достигнут уровня поступков праматерей?»6
Поскольку глава названа в честь жизни Сары, все эпизоды в ней: миссия Элиэзера, который должен привести Ривку в качестве жены для Ицхака, возвращение Агари (Кетуры) как жены Авраама, перечисление потомков Ишмаэля – каким-то образом должны быть связаны с ее жизнью (хотя и произошли после ее смерти). Тот факт, что Сара похоронена в Меарат-а-махпела, говорит нам о чем-то, ради чего Сара жила, и Ривка должна – так она и поступает – продолжить выполнение задачи, которой была посвящена жизнь Сары. Сложнее увязать с жизнью Сары возвращение Агари, ибо разве не Сара изгнала ее из дома Авраама? Так же неясно обстоит дело с перечислением потомков Ишмаэля: разве не Ишмаэля желала Сара исключить из состава еврейского народа?7 Как мы увидим, именно способность Сары определить границы еврейского народа привела к возникновению нового народа от Агари.
Выдающийся деятель – все геры и все Б-гобоязненные люди в мире произошли от тех, кто вскормлен молоком Сары, говорят наши мудрецы8 – Сара была не только соратником Авраама в оказании духовной и физической помощи людям1, но она также – первая и самая великая из еврейских женщин. Она была пионером женского служения Всевышнему, благодаря чему обнаружили себя и получили четкие очертания существенные различия в характере мужского и женского хеседа.
«Зоар» объясняет, что Сара обрела величие в ситуациях, когда она оказалась наедине с двумя крупнейшими правителями того времени, в первый раз – с Паро, потом – с Авимелехом, и в обоих случаях избежала близости2. В этом заключается большой вклад Сары в духовное наследие еврейского народа3. Авраам, мужчина, был сехель, голова. Сара была сердце. Сердце – источник тешука, страстного желания соединиться с чем-то4 (см. примечание). Это объясняет также, почему женщины достигают особых высот в Б гобоязненности, прежде всего там, где для решения задачи необходимо проявить доверие5. Ведь в моменты, когда ум блуждает в тумане, человеку, чтобы разобраться, необходимо опереться на какие-то более глубокие уровни восприятия.
Говоря словами Шем ми-Шмуэль, Авраам принес еврейскому народу в наследие прямое и ясное мышление… Сара подарила нам страстность, горячее стремление к святости. Поэтому ее испытанием было похищение Паро и Авимелехом, когда от нее потребовалось отвергнуть недостойных партнеров… Сара подобна сердцу еврейского народа… Как сказано в «Зоаре», Авраам и Сара подобны душе и телу, разуму и сердцу, форме и материалу, который форму принимает… Страстная тяга к духовности, которую испытывала Сара, была жизненно необходима для достижения высоких уровней духовности, и потому заслуги Авраама приписываются Саре6.
Рав Джозеф Б. Соловейчик в поминальной речи о Толне ребецин1 выразительно обрисовал роль тешука в торат имеха – материнских наставлениях:
Вот почему יחוס בתר האם (мать определяет происхождение)3. Именно она обеспечивает физическую среду (матка), в которой ребенок существует, и именно от нее зависит духовный контекст (т.е. она обусловливает, будет ребенок существовать в рамках еврейства или в рамках нееврейства).
Мужской вклад в процесс рождения эфемерен и в пространственном, и во временнóм отношении, но он содержит в себе зародыш жизни. Мужское участие не знает ни усилий, ни боли. У женщины все прямо наоборот. Она обладает способностью удержать в себе эту эфемерную крупицу и создать из нее полноценную жизнь. Ребенок физически формируется в чреве матери определенное время; его вынашивание и рождение стоят матери усилий и физических страданий. Наконец ребенок рождается. Столь различные энергии отца и матери гармонизировались в новом и уникальном существовании – в третьей составляющей, в ребенке. Так, пройдя через святость интимных отношений, рождается конечное и преобладающее чувство достигнутого и так שכינה становится частью жизни этой супружеской пары.
Отпор Сары Паро и Авимелеху развил у нее также способность противостоять всякому смешению добра и зла, способность извлекать в конечном счете только благо. Авраам и Сара были в состоянии исправить грех Адама и Хавы. Змеем для Сары был Паро, добирающийся до Авраама через Сару, как змей в Ган-Эдене добрался до Адама через Хаву4, а ее противостояние было тикун а-хет. Кроме того, дарами от Паро, которые получил за нее ее муж, – ולאברהם הטיב בעבורה, она выкупила у Египта искры святости, создав исторический прецедент для евреев Исхода, которые сделают то же самое (Рамбан)5.
Между тем как Сара очерчивала границы, Авраам делал что-то прямо противоположное. Он был Ав амон гоим – отец всех народов мира. Его духовная позиция – объять, а не исключить. Даже брит (брит-мила), исключительный союз с Всевышним, послужил тому, что он стал Ав амон гоим1. Сара, однако, знала, что для еврейского народа нехорошо, если Ишмаэль получит хесед от Авраама-авину, потому что он обратит его на себя, т.е. будет берущим, а не дающим2.
Так же, как стена защищает город, так женщина, дополняющая мужчину, защищает его. Поэтому [о сотворении Б гом женщины] сказано: ויבן – и Он построил. Вокруг каждого строения возводится защитная ограда и стена3.
Следующее, второе поколение оказалось противоположностью первому. Ицхак развивал в себе качество гвура (мужество), потому что видел: великое множество людей, которых принимал его отец, стремясь приблизить их к Всевышнему, приходили и уходили, исчезали. Ицхак культивировал гвура, но исключительно с целью довести до целостности отцовский хесед, сообщить ему недостающую составляющую4. Наличие у Ицхака качества гвура требовало, чтобы Элиэзер искал для него баалат-хесед, женщину, обладающую качеством милосердия, чтобы дополнить его гвура5. Это сочетание гарантировало, что хесед Авраама сохранится и будет передаваться из поколения в поколение6.
Авраам и Сара, Ицхак и Ривка находили в своих партнерах уникальные качества, которых недоставало им самим. Рассматривать Ицхака и Ривку по отдельности значит упустить из виду то чрезвычайно важное обстоятельство, что в единении они достигали полноты7 .
Ответ на молитвы Элиэзера пришел немедленно: характер Ривки подвергается проверке и она проходит ее с честью. Элиэзер просит глоток воды, она дает ему полностью утолить жажду; он сказал: «из твоего кувшина», другими словами – не утруждай себя, не ходи снова к колодцу, но она все равно идет и приносит воду не только ему, но и всем его верблюдам, пока они не напились досыта1. Так ведет себя человек цельный и совершенный – он не бросает дела, которое считает необходимым сделать, не доведя его до конца. Он делает все, на что способен, стремясь к совершенству в каждой детали2.
Но, возможно… возможно, то, что побудило ее дать напиться человеку, испытывающему жажду, лишь мгновенный порыв?3 Нет, заметить, что и верблюды томятся от жажды, мог бы только истинно милосердный человек4. И она не сообщает Элиэзеру заранее, что намерена взять на себя такие хлопоты5.
Элиэзер отмечает еще одну поразительную вещь. Глава на всем протяжении именует Элиэзера «раб», в смысле – слуга6. Ривка, однако, называет его 7אדני. К каждому человеку она относится так, что это возвышает его, пробуждает в нем новые силы, дарит ему не только приятное самочувствие, но и укрепляет чувство собственного достоинства8. Эта деликатность речи заставляет ее также провести четкую границу между Элиэзером, человеческим существом, и верблюдами9.
Вообразите, говорит рав Симха-Зисл (Алтер из Кельм), что было бы, предоставь Ривка напоить верблюдов кому-то из сопровождающих Элиэзера помощников. Представьте себе, что именно на этот раз она почувствовала себя слишком усталой, чтобы взяться поить еще и целый караван животных. Она бы упустила возможность стать женой Ицхака, и вся мировая история была бы совершенно иной10. Наши действия, даже самые малые из них, имеют космические последствия.
Ривка отправляется с Элиэзером в обратный путь и, по воле Провидения, видит Ицхака при обстоятельствах, когда его гвура и пахад должны произвести на нее неизгладимое впечатление1. Благодаря Ицхаку Ривке, женщине с качеством хесед, стало доступно качество ира (страх, трепет), а Ицхаку – благодаря Ривке – качество хесед2.
Ицхак приводит Ривку в шатер своей матери, дав этим понять, что он ищет преемственности, – и обретает утешение, которого искал:
הדלקת נרות дает свет, несущий שלום – объединяющую силу – шабата6. Субботние свечи зажигают именно женщины, потому что они исключительно соответствуют качеству שלום1. Суббота – душа недели. Сара и Ривка создавали выполнением этой мицвы такую степень святости, что она распространялась на всю неделю – зажженные ими свечи горели до следующей субботы.
Заповедь חלה – особая מצוה, которая помогает направлять и раскрывать духовную пищу, содержащуюся в хлебе. Материальный хлеб (как архетип пищи) способен «питать» נפש и обеспечивать ей «средства к существованию», поскольку хлеб, в конечном счете, создание Творца и содержит в себе огромный духовный потенциал2. Женщины обладают особой способностью вкладывать קדושה в выполнение этой מצוה. Кроме того, тесто делают, соединяя разрозненные ингредиенты (зерна, размолотые в муку) в новое целое, а затем отделяют от него חלה, создавая קדושה. Это напоминает нам о человеке, подобном חלה, который был сотворен из горсти праха, отделенного от земли, чтобы создать новую реальность, обладающую קדושה 3. Так же, как в заповеди зажигания свечей, Сара и Ривка умели создавать эту קדושה очень ощутимо.
Семейная чистота – таора – это состояние духовной и нравственной жизненной гармонии. טומאה означает утрату этого состояния. Абсолютная טהרה – высшая степень דעת4. Аналогично абсолютная טומאה означает максимально представимое отдаление от קדושה5, поскольку человеческие существа обладают достаточной чувствительностью к духовным реалиям. Сара и Ривка были способны проходить свой врожденный цикл: утрату потенциала6 и его восстановление – в таком акте святости, что сама Шехина нисходила к ним7.
Сара и ее преемница Ривка были столь совершенными людьми, что каждая из них представляла собой микрокосм всей духовной сферы авот8. Праотцы же, авот, в свою очередь были микрокосмом всего мира. Другим таким микрокосмом был Мишкан, и потому неудивительно, что те же элементы: менора, лехем а-паним, пребывание Шехины – мы находим и в Мишкане1.
Ривка пришла из Бавеля (Вавилонии), места, где добро и зло балуль – смешаны2, где исходные народы утратили общий язык во время строительства Вавилонской башни. В этой среде Ривка не получила никаких представлений о добре и зле, ее этому не учили. Ривка приобрела свои ценности интуитивно, живя рядом с ее братом Лаваном, имя которого означает «белый», т.е. тот, кто преподносит ложь «белой», похожей на правду. Только благодаря самой себе Ривка достигла высокой чувствительности, духовности и добросердечия, отвергнув зло и лживые уловки, примеры которых она видела вокруг. Такова была личность, которой предстояло занять место в шатре Сары.
К концу жизни она обрела также качество Сары דרשה צמר ופשתים. Разногласия, подобные разногласиям между Авраамом и Сарой по поводу Ишмаэля, имели место между Ицхаком и Ривкой по поводу Эсава. Ицхак полагал, что научный, промышленный и финансовый потенциал Эсава должен стать частью еврейского народа. Ривка не соглашалась с ним и приняла судьбоносное решение: Эсав должен быть выведен из состава еврейского народа и создать собственную цивилизацию. Яаков должен «украсть» его благословения. И снова женщина должна была определить границы еврейского народа. Ривка, опираясь на всю свою пророческую силу3, плача и умоляя, заставила Яакова вместе с ней прибегнуть к обману4 .
Эта проницательность, способность установить параметры, прояснить, что должно быть внутри и что должно быть вовне, формировать среду и окружать заботой имеет источником женскую силу, которой наделены все поколения.
Хотя Авраам-авину принял Агарь обратно, он дал всем ее детям подарки в той или иной форме и отослал их1, следуя границам, установленным Сарой. Это последний из эпизодов, записанных о жизни Авраама2. Он должен был умереть удовлетворенным, зная, что даже Ишмаэль сделал тшуву, признав тем самым Ицхака духовным наследником отца3. При похоронах Авраама Ишмаэль следует распоряжениям Ицхака4. Победа Сары была полной. Теперь Авраам, патриарх еврейского народа, может быть похоронен рядом с ней, праматерью народа. В конце главы Тора подводит итог, перечисляя потомков Ишмаэля5, – всякие дискуссии на эту тему закончены6. Следующая недельная глава называется תולדות – «Родословная» [Ицхака], начинается она утверждением: «Авраам родил Ицхака»7. Ицхак, ребенок, чудом родившийся у Сары, назван его единственным потомком. Теперь нам ясно, почему все эти события содержатся в главе, носящей название «Жизнь Сары», хоть они и произошли после ее смерти.
ובילקוט שמעוני, שם, הכל הולך על שרה.
מדרש לק"ט בראשית כ"ג, א': כל הנשים הצדקניות דבר הקב"ה עמהם על ידי מלאך, ועם שרה על פי הדיבור
סוטה ז', ה"א : לא מצינו שדיבר המקום עם אישה אלא עם שרה בלבד
רש"י שמע בקולה - (בקול רוה"ק שבה) למדנו שהיה אברהם טפל לשרה בנביאות: (אמנם עיי בהעמק דבר)
Рав Цадок а-Коэн объясняет, что у шлимут (цельности) имеется пятнадцать уровней, символизируемых пятнадцатью ступенями в Бейт-а-Микдаш, между Эзрат-нашим и Эзрат-Исраэль, на которых левиты пели пятнадцать псалмов, начиная с Шир-а-маалот. Первый уровень – женский, он воплощает желание. Последний – мужской, в нем отражено осуществление этого желания. Когда мужчина и женщина достойны единства, совместных действий, между ними присутствует Имя Всевышнего – י-ה. Поэтому это Имя по счету пятнадцатое. Буква ה этого Имени – женская, ибо с помощью этой буквы был сотворен мир и именно в этом мире существует страстная тяга к святости. Но осуществление этого желания происходит только в Грядущем мире, мире воздаяния, и это мужская буква י.
בשלימות עצמו יש מעלות והם חמשה עשר ... (ד) יש טו מעלות מעזרת נשים לעזרת ישראל ... שהאשה היא המעלה הראשונה שהוא תוקף התשוקה ... והאחרונה הוא האיש שהוא מילוי התשוקה ... וכשזכו איש ואישה שם ק"ה ביניהם שהוא בגימטריא ט"ו המעלות ... והה"א היא באשה ובו נברא העה"ז שבו היא התשוקה והיום לעשותם ולא המילוי לתשוקה בהשגה שהוא הקבול שכר ... והוא העוה"ב שנברא ביו"ד שהוא באיש.
... אברהם ... הוריש לישראל בחינתו להיות ישרי המוח והשכל ... ושרה היתה בחינת התשוקה וחפץ לאלקות, והיתה הנסיון שלה שנלקחה לבית פרעה ואבימלך, ולא את דבקת בהו ... וכאילו שרה היא בחינת הלב שבישראל ... והם דברי הזוה"ק שהמשיל את אברהם ושרה לנשמה וגוף דהיינו בחינת המוח והלב, והמחקרים לצורה וחומר ... ובזה יתפרשו דברי הזוה"ק ...(ד)שרה זכתה לחיין עלאין להו לבעלה ולבנהא בתראה. ... שתלה לאברהם בזכות שרה ... דהשגת חין עלאין זוכין לעומת העבודה בתשוקה עצומה ...
עיין עוד בר' בחיי ובכתב והקבלה על בראשית ג ה
מכתב מאליהו ח"ב מאמר חטא אם הראשון (דף 138): במצב שלאחר החטא, נשמעים לנו דברי היצר הרע בגוף ראשון: "אני" רוצה, "אני" מתאוה, והיצר הטוב טובע מאתנו בלשון נוכח: "אתה" מחוייב, אסור "לך", וכדומה. כלומר השכל והמצפון תובעים מאתנו הטוב והישר, ורצוננו בתחלה,מזדהה עם התאוה.
שם משמואל חיי שרה - שנת תרע"א: ולפי"ז ישמעאל ויצחק הם קין והבל. וזהו צמר ופשתים ... ושרה הרגישה בזה והפרישה ביניהם, וכענין איסור צמר ופשתים יחדיו. והבן
רש"י: (טו) לא תקרא את שמה שרי - דמשמע שרי לי ולא לאחרים כי שרה סתם שמה שתהא שרה על כל (ברכות יג):
מכתב מאליהו, חלק ב 160-165:ביצחק... היתה מידתו העיקרית מדת היראה- פחד יצחק...ביראה פונה האדם אל תוך עצמו בחוששו לתוצאות מעשיו...וכן מדת הגבורה...עלולה למעט את המעשים טובים...כי בהתרכזו בעצמו נופלת בעיניו חשיבות חבירו...זהו גורל הגבורה כשאינה ממוזגת עם החסד ואהבת הזולת, ומודרכת על פיהם
מדריגת האדם מאמר ברור המדות פ' ה: לא שאל אותה [אליעזר] רק הגמאיני שמשמעותו לו לבד, "מעט מים" משמע מעט ולא הרבה "מכדך" היינו שלא תשאוב מים מבאר אלא להשקות רק "מכדך" והיא השקתה אותו ואת גמליו עד תומם.
ותאמר שתה- פירוש כנגד שאמרת גמיאה מעט שתה כחפצך..וטעם שלא אמרה תכף ומיד גם לגמליך וגו'... שאם היתה מקדמת לומר גם לגמליך וגו' קודם שישתה הוא יש מקום לו למהר להקל טורחה כיון שעוד לה טרחת הגמלים, מה שאינו כן קודם שהודיעתו יחשוב כי הוא זה כל הטורח, וישתה כחפצו לאט לאט ואחר ששתה תכף אמרה גם לגמליך וגו'
ושם מאמר רד: אטו אנשים שהלכו עם אליעזר היה קשה להם לשאוב מים לגמלים ... והנה אם היתה מחסרת הפעם לומר גם לגמליך אשאב היתה מפסדת הכל
גור אריה כד סז: [מג] כל זמן ששרה קיימת וכו'. נגד ג' מצות; ברכה מצויה - נגד חלה. ונר דלוק - נגד הדלקה. וענן קשור על האהל - כי הענן הכבוד הוא שכינת הכבוד יתברך, וזהו לכבוד הקדושה והטהרה, כי הטהרה מביא לידי רוח הקודש כדאמרינן במסכת ע"ז, ולפיכך שרה שהיתה שומרת הטהרה מן הנדות - זכתה שיהיה ענן הכבוד שורה על האהל.
ועיין עוד בגור אריה שם שאלה דברים נגד ארבעה דברים שאמר הקב"ה לאברהם – כי הם נתקיים כל זמן ששרה היתה חיה, להודיע כי עמה יזכה ועכשיו חזרו
כי מה שהיה ענן קשור על האהל - הוא למדת אברהם, ודבר זה מבואר.
וברכה מצויה בעיסה - כמו שאמרנו למעלה בתחלת לך לך (יב, ב, אות ה) "ואברכך" - 'זה שאומרים אלקי יצחק' (רש"י שם), ומשם הברכה, ולפיכך ברכה מצויה.
ודלתותיה פתוחים לרווחה - הוא רמז לברכות יעקב, כי משם הרווחה באה לעולם, והוא ידוע.
ונר דלוק מליל שבת לליל שבת - הוא ענין רביעי, והבן זה היטב:
ותרגם אונקלוס: עלי אתאמר בנבואה
רש"י כה ט: יצחק וישמעאל - (ב"ר) מכאן שעשה ישמעאל תשובה והוליך את יצחק לפניו והיא שיבה טובה שנאמר באברהם:
רבינו בחיי כג ב: ויתכן לומר עוד בשם קרית ארבע היא חברון היא נקראת חברון על שם שכל הקבור שם נפשו מתחברת למעלה בעיר אלקים עם ד' מחנות שכינה, ולא לחנם חמדוה אבות העולם אלא שמשם זוכות הנשמות להתחבר לשרשן שהוא כסא הכבוד וזהו קרית ארבע היא חברון:
Каждую пятницу вечером мы поем за субботним столом песнь «Эшет хаиль»2, которая, согласно Танхума, является поминальной речью Авраама-авину в честь Сары
09 10 2014
1 стр.
Недельная глава “Хаей Сара” (“Жизнь Сары”) сообщает о смерти Сары (Сара умерла в возрасте 127 лет), подробно рассказывает о покупке Авра hамом пещеры Махпела и о женитьбе Ицхака
09 10 2014
1 стр.
Эсавом. У яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава “Ваишлах” (“И послал”) начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с брат
16 12 2014
1 стр.
Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел
11 10 2014
8 стр.
Торы и исполнением заповедей. Земля, данная поколению Йегошуа, распростирается от Иордана
18 12 2014
1 стр.
Порода названа именем героя Чесменской битвы графа А. Г. Орлова, который поставил перед собой цель получить крупную, нарядную, выносливую лошадь, обладающую резвостью и умеющую бег
26 09 2014
1 стр.
Нину Георгиевну (по паспорту Григорьевну) Кондратковскую знает весь Магнитогорск. Ее именем в 1998 г названа Центральная детская библиотека города. На доме, где долгие годы жила по
12 10 2014
1 стр.
А настоящее поколения уже через свою деятельность будут формировать будущие поколения. И чтобы как можно больше снизить факторы, влияющие на развитие будущих поколений с негативной
17 12 2014
1 стр.