Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6
§ 221. Функционально-семантические разряды местоименных слов

По характеру выполняемых семантических функций все местоименные слова можно разделить на восемь функцио-нально-семантических разрядов.

1. Л и ч н ы е местоимения: я, мы. (1-е л.) — указывают на говорящего; ты, вы (2-е л.) — указывают на слушающе¬го; он, она, оно, они (3-е л.) — указывают на того (или на то), о ком/чем говорится. Местоимения 1-го и 2-го лнд

1 Название этой функции образовано от термина квантор, под к рым в математической логике понимается логическая операция, по ляющая конкретизировать круг предметов, к которому относится то иное выражение.

570

меют деиктическую функцию и отсылают к участникам та речи; местоимения 3-го лица называются иногда лич-указательными, они могут иметь не только деиктичес¬кую, н0 и анафорическую функцию: Вон он идет (дейксис, отсылка к ситуации речи: он означает 'не говорящий и не слушающий'); Это Петя, он идет в кино (анафора, отсыл¬ка к предыдущему фрагменту высказывания: он означает 'тот, о ком шла речь').



2. Возвратное местоимение себя, имеющее анафо-рическую функцию и указывающее на отношение назван¬ного в предложении производителя действия к самому себе: Издревле сладостный союз поэтов меж собой связует (А-Пушкин); Везде Онегина душа себя невольно выража¬ет (А. Пушкин).

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш., свой; его, её, их (три последних слова — нескло-няемые: вот его дом, вижу его дом, обрадоваться его дому). Местоименные слова этой группы связаны с дейксисом — указывают на принадлежность чего-либо говорящему, слу-шающему или тому, о ком (или о чем) говорится.

4. Указательные местоимения: этот, тот, та¬кой, таков, столько; устар. экий, этакий, сей, оный. Мес-тоименные слова этого типа имеют общее значение указа¬ния на предметы, их качество или количество. В зависимости от ситуации речи они имеют либо деиктическую (Это дере¬во ближе, чем то), либо анафорическую функцию (Дети разбежались, и это озадачило воспитателя).

5. Вопросительно-относительные место-имения: кто, что, какой, каков (устар. каковой), чей, ко-торый, сколько. Они могут использоваться как слова, выражающие вопрос о предмете, его признаках, принад-лежности или количестве (в этом, вопросительном, употреб-лении они выполняют кванторную функцию). Перечислен-ные выше местоимения могут употребляться и в функции союзных слов, соединяющих главную часть сложноподчинен¬ного предложения с придаточной: Кто не может взять лас-кой, тот не возьмет и строгостью (А. Чехов); О вы, кото¬рых ожидает отечество из недр своих! (М. Ломоносов). Для указанного относительного употребления местоимений Данного типа характерна анафорическая функция.

6. Определительные местоимения: весь, всякий, к&ждый, сам, самый, любой, иной, другой; всяк, всяческий. ^Ни указывают на принадлежность характеризуемого пред-мета к обобщенному классу предметов (кванторная функ¬ция).

571


7. Отрицательные местоимения: никто, ничщ никакой, ничей, некого, нечего (последние два слова °' имеют формы именительного падежа). Эти местоименй6 также выполняют кванторную функцию, выражая отриц Я ние существования класса предметов, обладающих опрел ленными признаками (Никто в классе не был так готов контрольной работе, как Саша) или выполняющих оппе деленные действия (...Никакой слушатель не в состоянии выслушать всего, что он желал сказать. — Г. Успенский}

8. Неопределенные местоимения: некто, нечто некоторый, некий, несколько, а также местоимения, обра' зованные от вопросительно-относительных местоимений при помощи словообразовательных элементов кое-, -то, -либо -нибудь: кто-то, кто-либо, какой-нибудь, сколько-нибудь кое-кто и др. Эти слова указывают на неизвестные, неопре-деленные предметы, признаки или количества. Местоиме¬ния этой группы также выполняют кванторную функцию.

§ 222. Грамматические классы местоименных слов

По своим грамматическим свойствам местоименные слова четко делятся на три класса.

1.Предметно-личные местоимения (местоимен-ные существительные).

Их частеречное значение сближается с частеречным зна-чением существительных, так как указывают на пред¬мет (неодушевленный или одушевленный): кто, что, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, кто-либо, кое-кто, кто-нибудь, что-то, что-либо, что-нибудь, кое-кто, все, то, это.

В предложении эти местоимения выступают в роли тех же членов предложения, что и существительные, при этом чаще всего являются подлежащими или дополнениями: Я вас любил... (А.Пушкин).

2.Признаковые местоимения (местоименные при-лагательные): мой, твой, наш,, ваш, его, её, их, свой, этот, тот, такой, таков, экий, этакий, сей, оный, какой, чей, который, каков, каковой, сам, самый, весь, всяк, всякий.' всяческий, любой, иной, другой, некоторый, некий, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, чей-либо, который-нибудь и др.

Эти местоименные слова в грамматическом плане я противопоставлены прилагательным:

572


а) они имеют частеречное значение признака предмета,

тЯ и не называя этот признак прямо, но указывая именно

*а признак предмета; неслучайно все признаковые место¬имения отвечают на вопрос какой?;

б) они согласуются с существительными в формах рода,

кисла, падежа и по одушевленности/неодушевленности: мой

дом, моя сгг^рана, мое отечество; такой город, такие горо-

зд; вижу этот стол, но этого коня;

в) в предложении признаковые местоимения являются

оПределениями или именной частью составного именного

сказуемого: Это письмо — наше.

3.Количественные местоимения (местоименные числительные): сколько, столько, несколько, сколько-ни¬будь. Как уже отмечалось (см. главу «Имя числительное»), эти слова по грамматическим свойствам не противопо¬ставлены числительным.

Кроме указанных только что трех грамматических клас¬сов слов местоименные слова устанавливаются в рамках таких частей речи, как наречия (ср. местоименные на¬речия где, куда, как, зачем и т. п.), безлично-пре¬дикативные слова (ср.: Каково ему сейчас?) и даже глагол: многие ученые (в частности, М. В. Панов) пола¬гают, что используемые в практике грамматического ана¬лиза вопросительные обороты что делать? и что сделать? (ср.: Петя — что делает? — рисует) являются не чем иным, как составными местоименными глаголами.



§ 223. Проблема местоимений как особой части речи

Учитывая очевидную грамматическую неоднородность местоимений, Ф. Ф. Фортунатов, А. М. Пешковский, Л. В. Щер-ба и многие другие ученые пришли к выводу, что место-имения вообще не составляют особой части речи и долж¬ны быть распределены по другим частям речи — имени существительному, имени прилагательному и имени чис-лительному.

Другие ученые продолжали относить все слова с дейкти-Ческой, анафорической и кванторной семантическими функ¬циями (кроме, естественно, местоименных наречий, глаго-лов и др.) к одной части речи — местоимению (А. А. Шах¬матов, Л. А. Булаховский, А. Н. Гвоздев и др.; этот же взгляд °тражен в «старой» академической «Грамматике русского Язьгка» (1952-1954) и в школьных учебниках).

573


Представляет интерес также строго обоснованная в н учном плане точка зрения акад. В.В.Виноградова. В отл& чие как от ученых, не считающих местоимения частью реч так и от ученых, называющих местоимениями граммат ' чески различные слова с местоименной семантикой, Вин градов утверждал, что в русском языке существует особа часть речи — местоимение, но к ней относятся далеко и все слова с местоименным значением, а лишь местоимен ные существительные (по терминологии Виноградова — предметно-личные местоимения).

Хотя предметно-личные местоимения имеют то же час-теречное значение, что и существительные (предметность) по морфологическим свойствам они заметно отличаются от существительных.

1. У предметно-личных местоимений есть морфологи¬ческая категория лица, которой нет у существительных. Эта несловоизменительная (классификационная) катего¬рия проявляется в сочетаемости местоименных существи¬тельных с личными формами глагола, т.е. выражена син¬тагматическими средствами. Ср. согласование глагольных форм с местоимениями по лицу: я иду, мы идём (1-е л.); ты идёшь, вы идёте (2-е л.); все остальные предметно-личные местоимения сочетаются с глагольными формами 3-го лица.

2. У существительных род часто выражен парадигма-тическими средствами — окончаниями самого существи-тельного (стол-0, стена, окно), у предметно-личных мес-тоимений — обычно только синтагматическими средствами, в формах согласуемых слов: ты рассказал-0 (м. р.); ты прочитала (ж. р.); кто пришел-0? (м. р.); что случилось? (ср. р.). Исключение составляют местоимения он, она, оно, у которых род выражен окончаниями самих местоимений.

3. Число у существительных — словоизменительная ка-тегория: когда существительное изменяется по числам (стол — столы), его лексическое значение не меняется. Что касается предметно-личных местоимений, то многие из них вообще не изменяются по числам: кто, что, никто, нечто, всё и др. — singularia tantum; все в значении все люди' — слово из разряда pluralia tantum.

Лишь для некоторых местоимений характерно противо-поставление единственного и множественного числа: я мы; ты — вы; он, она, оно — они. Однако и здесь соотн шение единственного и множественного числа, как правил > иное, нежели в противопоставлениях типа стол — стол Если столы означает 'много предметов, называемых с

574

м стол', то мы не значит 'много я' (т. е. много говоря¬щих в данный момент), а вы не значит 'много ты'. ^ Так, -Mbi может в конкретных высказываниях обозна-



тЬ: 'я + ты' (Помнишь ли, мой друг по чаше, как в от-^адной тишине Мы топили горе наше В чистом пенистом ?иНе? — А.Пушкин), 'я + вы' {Товарищи! Мы выступаем автра- — А.Пушкин. Борис Годунов (самозванец обраща¬ли с призывом к своим сторонникам), 'я + он' (...Встре-т11л я Ивана Николаевича, и мы пошли вместе. — Г. Ус¬пенский), 'я + ты + он' (Все мы — и я, и ты, и дядя ... мы всех тревожим. — М. Горький) и т. п., но отнюдь не 'я + я'. Поэтому многие ученые считают, что я и мы — это не фор-мы одного слова, а разные слова с разным лексическим значением.

Аналогично соотносятся по значению и местоимения ты и вы: вы обозначает не только 'ты + ты', т. е. несколько ад¬ресатов одного сообщения (Бог помочь вам, друзья мои... — А.Пушкин), но и 'ты + он' (Он богат, а ты бедна — пус¬тое. Он богат за двух — чего ж вам боле. — А. Пушкин), и 'ты + она', и 'ты + они', наконец, просто 'ты' с дополнитель¬ным оттенком вежливости (— А если я любила... — Вы? — спросил он, вглядываясь в ее бесстрастное лицо. — И. Гон¬чаров).

Местоимение они также не всегда обозначает множество однородных предметов: эта форма может значить не толь¬ко 'он + он' или 'она + она', но также и 'он + она' (Оки лю¬били друг друга так долго и нежно... — М. Лермонтов).

Следовательно, даже в тех случаях, когда у местоимений есть числовое противопоставление, категория числа явля¬ется не словоизменительной, а классификационной, объеди¬няет разные по своему лексическому значению слова.

Что касается категории одушевленности/неодушевлен¬ности, то она у местоимений принципиально не отличается °т одноименной категории существительных. Это класси-фикационная категория, и каждое из предметно-личных Местоимений относится или к классу одушевленных (В. = Р.: я> ты, он, кто), или к классу неодушевленных (В. ?^Р.: что, 3rfio, всё в предметном значении и т. п.).

Словоизменительная категория падежа у местоимений также сопоставима с соответствующей категорией существи-Тельных. Отличия заключаются в следующем:

а) местоимения не образуют дополнительных падежных Ф°рм (партитивной и счетной форм родительного падежа, Устной формы предложного падежа), которые характерны ^ля склонения некоторых разрядов существительных;

575


б) при склонении местоимений чрезвычайно развит cv плетивизм (я—меня—мне, ты—тебя—тобой, мы—Нс.С в том числе и использование разных основ в беспредл0^' ном и предложном употреблении падежной формы: его г его) — у него (н'-его), ими (j-ими) — с ними (н'-ими).

Итак, предметно-личные местоимения, или местоименньт существительные, характеризуются, в отличие от существа тельных, не четырьмя, а пятью морфологическими катего" риями, из них четыре категории (лицо, род, одушевленность/ неодушевленность, число) — это категории несловоизмени-тельные, а падеж является единственной словоизменитель-ной категорией.

Такой системы морфологических категорий нет ни у од-ной части речи, в том числе и у имени существительного Поэтому В. В. Виноградов и выделил местоименные суще-ствительные в качестве особой части речи, назвав ее место-имением (в узком смысле).

Что же касается других видов местоименных слов, то они, как полагал Виноградов, по своим грамматическим свой-ствам резко отличаются от предметно-личных местоиме¬ний и относятся либо к прилагательным (местоименные прилагательные какой, чей, всякий и др.), либо к числи-тельным (неопределенно-количественные местоимения сколько, несколько, столько и др.).

Точка зрения Виноградова получила отражение в целом ряде авторитетных трудов, в том числе и в последней ака-демической «Русской грамматике» (1980).

§ 224. Склонение местоименных слов

Местоименные прилагательные склоняются, как обычные прилагательные: который — как старый, какой — как заводской, весь (вес,-0) — как лисий (лиси]-0).

Местоименные числительные сколько, столько склоня-ются по образцу собирательных числительных: сколько (ср-пятеро), скольких (ср. троих), сколькими (ср. троими)-

Наиболее разнообразно склонение предметно-личных местоимений. Склонение личных местоимений я, ты и во вратного себя (не имеющего формы именительного паде* > так как оно всегда является дополнением) объединяет разных падежных формах окончания разных субстаят ных склонений:
И. Я-0 ты-0 (ср. стол-0, конь-

р. меня тебя (ср. стола, коня)

576

Д. мне тебе



В. меня тебя

Т. мной тебой

П. (обо) мне (о) тебе

(ср.: стране)

(ср.: коня)

(ср.: страной)

(ср.: о столе, стране)

У личных местоимений жы, вы словоизменительная па-радигма такая: И. лы, вы; Р. нас, вас; Д. нам, вам; В. кос, бас; Т. нами, вами; П. (о) нас, вас (необходимо обратить внимание на уникальные окончания -ас в формах Р., В. и 0. падежей).

Личные местоимения он, она, оно, они, вопросительные кто, что, неопределенные кто-то, что-нибудь и др., опре-делительное всё в предметном значении (За всё, за всё тебя благодарю я. — М. Лермонтов), указательные то, это так-ясе в предметном значении (То было раннею весной. —

A. К. Толстой) при образовании форм косвенных падежей

используют окончания разных склонений прилагательных:

его (ср. синего), с ними (ср. с синими), кого (ср. морского), ту

(ср. папину). Лишь двум формам нет соответствия в скло¬

нении прилагательных: её — форма родительного и вини¬

тельного падежей местоимения она; кем, чем, тем, всем —

формы творительного падежа местоимений кто, что, всё,

то (у прилагательных иное окончание; ср.: синим, бога¬

тым). Парадигмы склонения этих местоимений таковы:

кто что то это

кого чего того этого

кому чему тому этому

кого что то это

кем чем тем этим

ком чём том этом

И. он, оно она они

Р. его (него) её (неё) их (них)

Д. ему (нему) ей (ней) им (ним)

B. его (него) её (неё) их (них)

Т. им (ним) ею (нею) ими (ними) кем

П. (о) нём ней них

Местоимения он, она, оно, они образуют формы косвен-йых падежей от разных основ в зависимости от предложно-Го или беспредложного употребления местоимения: j-его, йо У н'-его.

Неопределенное местоимение некто имеет только фор-

^У именительного падежа, в предложении всегда является

|?0Длежащим или же частью сказуемого: Пришёл некто;

""ю был некто в чёрном. Местоимение нечто имеет формы

°лько именительного и винительного падежей: Произошло

ечто важное; Мы услышали нечто интересное.

Отрицательные местоимения некого, нечего, подобно воз-Ратному себя, употребляются только в формах косвенных ^Дежей.го) спряжения, у них особая система окончаний в форма-, единственного числа и характерное именно для этих гда голов формальное соотношение основ единственного и адц0 жественного числа:

дать — да-м, да-шъ, да-ст, дад-им, дадите, дадут-есть — е-м, ешь, е-ст, едим, едите, едят.

НАРЕЧИЕ

§ 230. Наречие как часть речи

Наречие — это часть речи, выражающая грамматиче¬ское общекатегориальное значение вторичного признака т. е. признака действия, состояния или другого признака. Это частеречное значение выражается наречиями в форме их грамматической зависимости от слов, выражающих зна¬чение процессуального или непроцессуального признака: наречие подчинено на основе синтаксической связи при¬мыкания глаголу: говорить быстро и красиво, прилага¬тельному: весьма приятный, какому-либо другому наре¬чию: разговаривать крайне любезно, а также особым сло¬вам, называющим состояния живых существ и окружаю¬щей среды: ребенку очень весело1 (см. ниже: «Категория состояния»). В предложении наречия обычно бывают об-стоятельствами.

Было бы не вполне корректно определять наречия как неизменяемые слова: хотя они не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам, ни по временам, тем не менее для некоторых наречий (качественных) характерна слово-изменительная морфологическая категория степеней срав-нения: весело — веселее — веселее всего.

В словообразовательном плане наречия очень разнооб-разны; наряду с непроизводными наречиями типа где, очень, весьма существует многочисленная группа произ¬водных наречий, образованных самыми разными способа-

1 В некоторых пособиях отмечается, что наречия могут сочетать также с существительными: яйцо всмятку, глаза навыкате и т. п. нако в подобных сочетаниях наречие утрачивает категориальное зна, ние признака действия, состояния или другого признака и начинает значать признак предмета; с синтаксической точки зрения слова т всмятку являются в таких сочетаниях не обстоятельствами, а опреД ниями. А. А. Шахматов отмечал, что в таких случаях происходит аД тивация наречий (т. е. наречия переходят в разряд неизменяемых лагательных).

620


дой от разных частей речи — от существительных: вдаль, без спросу, шёпотом; прилагательных: весело, по-детски, в открытую; числительных: вдвоём, по трое; глаголов: неХотя, играючи — и др. Процесс перехода различных ча¬стей речи в разряд наречий (называемый адвербиализаци¬ей) является весьма продуктивным.

§ 231. Лексико-грамматические разряды наречий

При установлении лексико-грамматических разрядов наречий учитываются два признака: 1) тип лексического значения наречия; 2) семантико-синтаксическая функция наречия в формирования значения предложения.

По первому признаку противопоставлены знаменатель¬ные и местоименные наречия.

Знаменательные наречия обладают номинатив¬ным значением, они называют тот или иной признак при¬знака: хорошо, очень, пешком, наизусть и т.п.

Местоименные наречия где, когда, куда, как и др. не имеют номинативного значения, они не называют при¬знак признака, а указывают на него. Эти наречия называ¬ются местоименными потому, что их значение сходно со значениями местоименных слов типа кто, какой, сколько; кроме того, многие местоименные наречия образованы от местоимений: по-моему, затем, оттого и др.

По второму признаку разграничиваются определитель¬ные и обстоятельственные наречия.

Определительные наречия уточняют качество и количество действия или признака, конкретизируют спо¬соб совершения действия: много работать, очень быст¬ро, читать по-польски. Среди определительных наречий выделяются:

а) наречия меры и степени: немного, очень, крайне, слиш¬

ком, вдоволь;

б) наречия способа действия: вслух, басом, нараспев,

пешком, в том числе качественные наречия, образованные

°т качественных прилагательных: красиво, весело и др.

Наречия меры и степени синтаксически примыкают к глаголам, прилагательным, другим наречиям (а словам категории состояния); наречия способа действия примыкают только к глаголам.

Обстоятельственные наречия примыкают толь-*° к глаголам. Они не уточняют характер действия, а ука-

621


зывают на обстоятельства его протекания. Необходимо раз. личать следующие группы обстоятельственных наречий:

а) наречия места: слева, вперёд, домой;

б) наречия времени: скоро, давно, вчера, ежедневно;

в) наречия причины: сгоряча, поневоле, сослепу;

г) наречия следствия: добела, досыта;

д) наречия цели: нарочно, назло;

е) наречия совместности: вдвоём, вместе и др.

§ 232. Степени сравнения наречий

Как и у прилагательных, категория степеней сравнения наречий образуется противопоставлением трех форм: по-ложительной, сравнительной и превосходной степени.

Формы степеней сравнения характерны только для качественных наречий (т. е. от таких определитель-ных наречий способа действия, которые образованы от ка-чественных прилагательных): весело, красиво и др. Обра-зование форм степеней сравнения качественных наречий и прилагательных в целом сходно: весёлый — веселее и весело — веселее, красивый — красивее всех и красиво — красивее всех.

Сравнительная степень (или компаратив) образуется синтетически и аналитически.

Для образования синтетической (простой) формы ком-паратива следует после усечения наречного суффикса -о прибавить к основе наречия суффиксы -ее, -ей, -е, -ше: кра-сиво — красив-ее, сух-о — суш-е, далек-о — далъ-ше.

Аналитическая форма компаратива образуется прибав-лением к форме положительной степени наречия вспомо-гательных слов более, менее: более красиво, менее громко. Такие формы воспринимаются как несколько книжные, в разговорной речи чаще употребляется синтетическая фор¬ма компаратива.

Превосходная степень (или суперлатив) обычно образуется аналитически: 1) прибавлением к фор¬ме положительной степени вспомогательных слов наибо¬лее, наименее: наиболее (наименее) громко; 2) прибавлени¬ем к синтетической форме компаратива вспомогательных слов всего, всех: красивее всех, смешнее всего. Синтетиче¬ская форма суперлатива наречий (с суффиксами -ейше, -айше) в современном языке используется крайне редко* лишь в устойчивых оборотах, и воспринимается как арха¬ичная: покорнейше благодарю, нижайше кланяюсь.



622

<предыдущая страница


§ 198. Морфология как раздел грамматики

Морфология — это одна из составных частей грам-матики. Поэтому, чтобы понять специфику морфологии, нужно уточнить, как понимается в современном языкозна¬нии термин «грамматика»

1069.83kb.

25 09 2014
6 стр.


Курс лекций по теоретической грамматике немецкого языка. Часть 1: Морфология. М., 1970

Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. – Л., 1988

9.72kb.

15 12 2014
1 стр.


«Морфология»

Морфология — раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи

268.14kb.

03 09 2014
1 стр.


Геометрия смысла: концептуальные модели языка и фрактальные формы

Целью доклада является показ того, как положения фреймовой семантики и конструкционной грамматики (Fillmore 1968, Goldberg 1995), теории перспектив (MacLaury 1997), когнитивной гра

43.7kb.

14 12 2014
1 стр.


Руководство по применению антикоррозионной эмали ко-198 (торговая марка «церта ®») Новочебоксарск

Руководство содержит информацию об области применения эмалей ко-198, технические характеристики материала и покрытий на его основе

71.19kb.

18 12 2014
1 стр.


«Имена существительные собственные и нарицательные»

Данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного

67.47kb.

14 12 2014
1 стр.


Как развивалась морфология русского языка

Узнаете, что означает сам термин «морфология», откуда пошло распределение слов на части речи. Также вы познакомитесь с этапами развития русской морфологии. А ещё вы узнаете, какие

88.57kb.

03 09 2014
1 стр.


Синтаксис это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т е. его синтаксические единицы и связи и отношения между ними. Синтаксис это раздел грамматики, который изучает строй связной речи

Синтаксис это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т е его синтаксические единицы и связи и отношения между ними

76.42kb.

10 10 2014
1 стр.