Перейти на главную страницу
Морфология — это одна из составных частей грам-матики. Поэтому, чтобы понять специфику морфологии, нужно уточнить, как понимается в современном языкозна¬нии термин «грамматика» (образованный от др.-греч. grammatike techne 'искусство правильно писать').
Этот термин в настоящее время имеет несколько значе¬ний. Прежде всего, термином «грамматика» обозначается грамматический строй языка, т. е. объективные законы строения и правила использования в речи слов и предло¬жений. Эти грамматические законы и правила изучаются особым разделом языкознания, который также принято называть грамматикой. Следовательно, второе значение тер¬мина «грамматика» связано не с членением языковой сис¬темы, а с выделением отраслей науки о языке1.
Объективные грамматические законы языка проявляются в построении текстов и их частей. Рассмотрим для приме¬ра начало одного из стихотворений А. С. Пушкина:
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.
В этом поэтическом тексте обнаруживают себя все п
системы грамматического строя русского языка. ^"
Во-первых, мы можем наблюдать законы построения свя ного текста. Любой текст обращен к конкретному адп " сату. Здесь адресат назван трижды: а) в заглавии стихотво" рения, одновременно являющемся и его посвящением: Няне-б) в развернутом обращении: Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя!; в) в местоименных и глагольных фоп' мах 2-го лица: ...Ты. ждешь меня; Ты ... горюешь... Кроме того с обозначением адресата связаны и формы определений типа под окном своей светлицы; в твоих наморщенных руках причем выбор этих определений подчиняется строгим зако¬нам организации связного текста — нельзя, например, ска¬зать: *Ты под окном твоей светлицы... и тем более *И мед¬лят поминутно спицы в своих наморщенных руках.
Итак, грамматика языка проявляется прежде всего в за¬конах организации целостного связного текста. Этот раз¬дел грамматического строя языка изучается особым разде¬лом языкознания — грамматикой текста (или лингвистикой текста).
Другие грамматические законы проявляются в прави¬лах построения словосочетаний и предложений. Так, для грамматического строя русского языка (как и многих дру¬гих языков мира) характерно соотношение главных членов предложения — подлежащего и сказуемого, вокруг кото¬рых группируются второстепенные члены — определение, дополнение и обстоятельство. Члены предложения сочета¬ются между собой по особым правилам, при этом реализу¬ются различные виды синтаксической связи — согласова¬ние (дней моих суровых, голубка дряхлая моя), управление (подруга дней, ждешь меня, горюешь под окном) и примы¬кание (ждешь давно). Та часть грамматического строя язы¬ка, которая определяет законы построения словосочетаний и предложений, называется синтаксисом. Так же на¬зывается и раздел науки о языке, изучающий устройство словосочетания и предложения.
Наконец, существуют особые законы образования грам-матических разновидностей слов, распределения слов по грамматическим классам. Так, в заглавии стихотворения употреблена грамматическая форма Няне. Мы не найдем эту форму в качестве самостоятельного слова ни в одном толковом словаре русского языка, потому что это только одна из форм слова, а в словарях рассматриваемое слово принято называть по другой («словарной») форме —- п° именительному падежу единственного числа (няня).
490
Эти законы составляют основу еще одного раздела грам-матического устройства языка, который и принято называть м0рфологией (от др.-греч. morphe 'форма' и logos 'учение'). Так же называется и наука, изучающая морфоло-гический строй языка, т. е. грамматические свойства слов. Вслед за В. В. Виноградовым морфологию часто называют «грамматическим учением о слове» (в отличие от синтак¬сиса — учения о грамматических свойствах словосочета¬ния и предложения).
Что же конкретно изучает морфология? Одни слова из-меняются (няня, подруга, день, мой, суровый, ждать, медлить), другие — нет (в, под, на, и). Задача заключается в том, чтобы отделить неизменяемые слова от изменяемых, распределить слова по классам в зависимости от их грамматических свойств и определить, по каким правилам происходит из¬менение слов и с какой целью мы употребляем разные фор¬мы одного и того же слова.
Итак, подведем первые итоги. Грамматикой принято на-зывать ту часть языковой системы, которая реализуется в законах построения текстов, предложений и словосочета¬ний, в правилах изменения слов. Термин «грамматика» используется также и для обозначения особого, очень важ¬ного раздела языкознания, изучающего грамматический строй языка.
Этот раздел языкознания представлен тремя лингвисти-ческими дисциплинами •— грамматикой текста, синтакси¬сом и морфологией1.
Есть у термина «грамматика» и третье значение. Грам-матикой называются не только грамматический строй язы¬ковой системы и раздел языкознания, изучающий этот строй, но и книга, содержащая полное, систематическое описание строя языка. Таковы, например, так называемые «академи¬ческие» грамматики русского языка, т. е. авторитетные обоб¬щающие грамматические труды по русскому языку, создан¬ные ведущими учеными-языковедами в Академии наук России (а до обретения Россией государственной самостоя¬тельности — в Академии наук СССР).
Иногда грамматика текста рассматривается как раздел синтакси-а- В таком случае синтаксис представлен двумя частями — синтакси-05,1 текста и синтаксисом предложения и словосочетания.
491
Фонология, изучающая звуковую систему языка, обнару. живает много общего с грамматикой: подобно тому как граад. матика отвлекается от частных различий между лексиче¬скими значениями слов и конкретными употреблениями предложений и формулирует общие законы грамматического строя языка, так и фонология отвлекается от частных раз¬личий между множеством звуков языка и устанавливает законы соотношения фонем языка, законы фонетического строя. Неслучайно все грамматики русского языка, начи¬ная с опубликованной в 1757 г. «Российской грамматики» М. В. Ломоносова, содержат кроме собственно грамматических разделов (морфологического и синтаксического) и описа¬ние фонетического строя языка.
И все же в теоретическом плане ученые отграничивают фонологию от грамматики: фонема сама по себе не имеет значения, это незначимая единица языка, тогда как грамма¬тика изучает значимые единицы языка — слова, соче¬тания слов, предложения и сочетания предложений в тексте.
Однако и лексикология изучает значимые единицы — слова. Почему же лексикологию никогда не включают в состав грамматики? Во-первых, в отличие от лексикологии грамматика изучает не только слова, но и синтаксические единицы (словосочетание, предложение, а также связный текст). Во-вторых, изучая слово, грамматика и лексикология обращают внимание на разные его стороны. Лексикологию в первую очередь привлекают индивидуальные свойства слова, связанные с его лексическим значением. Граммати¬ка отвлекается от нюансов лексического значения слова и анализирует лишь грамматические формальные и смысло¬вые свойства слова.
Чем же грамматические свойства языковых единиц от-личаются от иных (неграмматических) свойств? Важнейши¬ми признаками грамматических явлений в языке являют¬ся обязательность и оппозитивность1.
1 Признак обязательности грамматических явлений в языке сформулирован в середине XX столетия всемирно известным РУ??^ в_ ученым Романом Осиповичем Якобсоном (1896—1982), с 20-х гг. ^дд работавшим за рубежом — сначала в Чехословакии, а затем в ^ Якобсон также впервые применил разработанные Н. С. Трубецким я_ фонологическом материале) принципы оппозитивного анализа к а зу грамматических явлений.
492
Обязательность как признак грамматических яв-лений выражается в том, что у единиц грамматики суще-ствуют такие смысловые (семантические) свойства, кото¬рое в обязательном порядке должны быть выражены при помощи формальных показателей всеми единицами дан¬ного грамматического класса (например, всеми словами данной части речи). Так, число существительного — это грам-матический признак этой части речи, поскольку нет ни од-ного существительного, у которого бы не было формальных показателей единственного или множественного числа: сло¬во — слова, книга — книги, окно — окна. Даже если суще-ствительное не изменяется по числам, оно все равно имеет формальные признаки числа: единственного (Москва, Пе-тербург, кефир, синева) или множественного (Фили, Дарда-неллы, белила, хлопоты). А в том случае, если существи-тельное не склоняется, оно тоже выражает грамматический признак числа, но не своими окончаниями, а в формах зави-симых от него слов (ср.: новое АО — новые АО).
Грамматические свойства слов могут проявляться как в его формальных признаках, так и в особенностях его значе¬ния. И грамматические значения слова, и формальные сред¬ства их выражения представляют интерес для морфологии как «грамматического учения о слове».
Деление слов на части речи — это самая общая морфоло-гическая классификация слов. Однако каждая из частей речи объединяет слова с несколько различными граммати-
1 В. В. Виноградов полагал, что сам термин «части речи» может оы использован только по отношению к самостоятельным словам. Совр менная грамматическая наука при установлении системы частей ре ' принимая за основу предложенную Виноградовым грамматическую кл сификацию слов, понимает термин «части речи» более широко, при няя его по отношению ко всем структурно-семантическим типам с включая служебные и модальные слова, а также междометия.
502
Определенная грамматическая неоднородность наблю-дается не только у существительных, она проявляется и в других частях речи. Поэтому в рамках каждой из частей речи принято выделять группы слов, объединенных общ¬ностью типа лексического значения и теми или иными грамматическими признаками. Эти группы слов принято называть лексико-грамматическими раз-рядами.
Нужно сказать, что лексико-грамматические разряды (в отличие от грамматических классов слов, например частей речи или типов склонения, спряжения) не всегда четко про-тивопоставлены друг другу в формальном отношении. Так, в рамках существительных по характеру значения четко выделяется лексико-грамматический разряд имен собира-тельных: детвора, крестьянство, зверье, аппаратура, листва, пРолетариат, финансы, противопоставленный, например, лексико-грамматическим разрядам имен вещественных {сахар, цемент, аспирин, чернила) или отвлеченных (уход, Пе«ие, нежность, хлопоты). Однако формальные показате¬ли разряда имен собирательных не всегда позволяют четко Ротивопоставить его другим лексико-грамматическим Разрядам существительных. Можно было бы, например,
азать, что собирательные существительные не изменяют-
по числам, но это же свойство характерно и для многих
а ен вещественных (молоко, чернила), и для ряда отвлечен-
!х существительных (пение, хлопоты), и даже для неко-•ч РЫх конкретно-предметных существительных (ножницы, ^и-нсы).
503
Нечеткость, необязательность формальной противопостав-ленности не позволяют рассматривать лексико-граммати-ческие разряды как проявление какой-либо классифика¬ционной морфологической категории. И в то же время рас¬пределение слов по лексико-грамматическим разрядам очень важно для реализации морфологических категорий (ср., в частности, принципиально различное отношение лек-сико-грамматических разрядов качественных, относитель¬ных и притяжательных прилагательных к морфологиче¬ским категориям полноты/краткости и степеней сравне¬ния). Поэтому морфологический анализ слова по традиции начинается с установления лексико-грамматического раз¬ряда, к которому относится это слово.
Классификация лексико-грамматических разрядов для всех основных частей речи может проводиться по несколь¬ким различным признакам. Поэтому одно и то же слово обычно входит одновременно в несколько лексико-грамма¬тических разрядов. Например, глагол прочитать входит в устанавливаемые по разным признакам лексико-грамма-тические разряды глаголов полнознаменательных, акцио-нальных (обозначающих действие), предельных, переходных, невозвратных, личных.
При этом слово в разных своих лексических значениях может относиться к различным лексико-грамматическим разрядам. Например, многозначное слово сосна выступает в двух основных лексико-семантических и грамматических вариантах: сосна1 'вечнозеленое хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками' — существительное кон-кретно-предметное, а сосна2 'древесина, используемая в каче-стве строительного и поделочного материала' (ср.: книжные полки из сосны) — существительное вещественное.
От принадлежности слова к тому или иному лексико-грамматическому разряду напрямую зависит его грам' матическое поведение. Например, конкретно-предметно существительное сосна1 изменяется по числам: На север
504
Итак, при морфологическом анализе многозначного сло¬ва всегда требуется очень тщательно учитывать, в каком значении (или, как часто говорят, в каком лексико-семан-хическом варианте) это слово употреблено.
§ 204. Принципы морфологического разбора слов
Морфологический разбор слова начинается с установле¬ния «начальной» (т. е. словарной) формы анализируемого слова и предполагает:
(I) определение части речи, к которой относится слово;
(И) выявление его постоянных морфологических призна¬ков;
(III) характеристику переменных морфологических при-знаков слова (они есть не у всех, а только у изменяемых частей речи).
При морфологическом разборе следует иметь в виду, что в языке широко распространена грамматическая омонимия: казалось бы, одно и то же слово в разных предложениях может относиться к различным частям речи, проявлять совершенно разные морфологические свойства. Ср.: Лебедь около плывет, Злого коршуна клюёт (А. Пушкин) — око¬ло является наречием; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно — покой и простор (Н. Некрасов) — около является предлогом; Она написала отцу письмо, бла-годаря его за помощь — здесь благодаря — деепричастие, °Дна из форм глагола благодарить; Благодаря отцу я и Сестры знаем французский, немецкий и английский языки 'А. Чехов) — здесь благодаря является предлогом.
§ 205. Основные этапы изучения русской морфологии
о изучении морфологического строя русского языка мож-0 Условно выделить четыре этапа.
505
Первый этап (середина XVIII — первая полови-на XIX в.) связан прежде всего с именем М. В. Ломоносова который в своей «Российской грамматике» впервые дал си' стематическое описание морфологии русского языка. Дело в том, что до Ломоносова предметом изучения был, как пра. вило, церковно-славянский язык. Терминология, использу. емая Ломоносовым, очень близка к современной лингви-стической терминологии.
Однако недостатком многих грамматических работ того времени было нечеткое разграничение категорий грамма-тики конкретного изучаемого (русского) языка и катего¬рий логики (мышления), т. е. универсальных логических понятий, проявляющихся в разных, грамматически весьма далеких друг от друга языках.
Например, М.В.Ломоносов, характеризуя временную систему русского глагола, под влиянием универсально-ло-гических представлений о структуре временных отноше¬ний и с учетом сведений о системе времен в ряде западно-европейских языков выделил в русском языке десять (!) глагольных времен, включая целых три формы «давнопро-шедшего» времени (тряхивал, брасывал; бывало тряс, бро-сал; бывало тряхивал, брасывал) и др., что, конечно же, не отражало соотношения реальных грамматических форм рус-ского глагола.
Огромное значение для разграничения универсально-логических и собственно грамматических категорий име¬ли работы Ф. И. Буслаева, особенно его «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858). Указав на самостоя¬тельность грамматики по отношению к логике, Буслаев, однако, не смог до конца выйти за рамки логического на¬правления (за что его впоследствии резко критиковал А. А. Потебня).
Второй этап в изучении русской морфологии от¬мечен стремлением исключить смешение грамматики и ло¬гики, при этом одни ученые при анализе морфологически* явлений больше внимания уделяли смысловой стороне эти* явлений, другие — формальной стороне.
Существенный вклад в изучение грамматической сема15' тики (значений глагольного вида, падежей имени суйе
506
твительИог0 и ДР-) внес выдающийся ученый, профессор <гарьковского университета Александр Афанасьевич По-
Х874-1968)-
С именем академика Филиппа Федоровича Фортунатова ,ig48-l9l4)> основателя Московской лингвистической шко¬лы, свазано так называемое «формальное» направление в изучении грамматики. При анализе морфологических яв¬лений ученые фортунатовской школы обращали присталь¬ное внимание на формальные средства выражения грам¬матических значений и меньше стремились описать сами грамматические значения (хотя признавали их огромную важность для грамматики). Именно Ф. Ф. Фортунатовым были разграничены формы словоизменения и формы сло¬вообразования, что оказалось существенным для всего даль¬нейшего развития как морфологических, так и словообра¬зовательных исследований.
Третий этап в развитии русской морфологической науки охватывает 20-40-е гг. XX столетия. Для многих ученых того времени становится ясно, что не следует изу¬чать грамматические значения и их формальные средства выражения изолированно, как это нередко наблюдалось в трудах Потебни и Фортунатова (и особенно некоторых их учеников). Ставится задача объединения лучших дости¬жений школ Потебни и Фортунатова, рассмотрения грам¬матических явлений как диалектического единства фор¬мы и содержания; в постановке такой задачи — истори¬ческое значение данного периода в изучении русской морфологии. Особенно важны в этом отношении грамма¬тические труды академиков Льва Владимировича Щербы (1880-1944) и Алексея Александровича Шахматова (1864-1920), а также таких ученых, как Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933), Роман Осипович Якобсон, Вик¬тор Владимирович Виноградов и другие. Именно тогда Виноградов точно определил морфологию как граммати¬ческое учение о слове, анализирующее и форму, и семан¬тику слова в его реальном функционировании (см. его Исследование «Русский язык (грамматическое учение о сЛове)», впервые изданное в 1947 г. и переиздававшееся * 1972, 1968 и 2002 гг. Эта книга представляет собой наи-
°лее авторитетный в грамматической науке обобщающий
РУд по русской морфологии). Четвертый этап становления отечественной мор-логической науки продолжается с начала 50-х гг. XX в.
507
по наши дни. Этот этап, органически связанный с прел
Имя существительное — это часть речи, выра-сти011^51 °^Ш'екатегоРиальное значение предметности в ча-
ых грамматических категориях одушевленности/неоду-
^ленности, рода, числа и падежа. СПе 0пР°с о частеречном значении предметности требует ными^к*1101,0 РассмотРения- Прежде всего, существитель-тоЛь °"03начаются предметы в широком смысле, т. е. не сти /а0 К0НкРетные предметы окружающей действительно-щ njf^eeo' книга, стол), их совокупности (листва, джунг-еМые И Составные части (ветка, стебель), но и так называ¬ли '°^УШевленные предметы» — живые существа (конь, Ствц'телЛОве'с' стУдентп, Петров, Михаил). Кроме того, суще-йе*Иво,'11Ь1е М0ГУТ и не называть тех или иных предметов или живой природы; словами данной части речи
509
могут обозначаться также действия и состояния в отв
знание), свойства и количества в отвлечении от их ноо' П°~
лей (ширина, белизна, смелость, дюжина, сотня). И тем^'
менее словам двух последних групп также присуще обт Нб
категориальное значение предметности. ^е"
Для обнаружения значения предметности на практи используется подстановка в предложение, включающее р G ществительное, местоименных слов кто? или что? с обобщен но-предметным значением, не осложненным дополнительны" ми смысловыми оттенками (кроме значения неодушевленности или одушевленности). Ср.: Отдых позволяет восстановить силы. — Что позволяет восстановить силы? То обстоя-тельство, что любое существительное, если использовать школьную терминологию, «отвечает на вопрос кто? или что?», свидельствует о грамматической предметности даже таких существительных, лексическое значение которых ни¬как не связано с называнием предметов. Прием подстанов¬ки слов с обобщенно-предметным значением особенно по¬могает в тех случаях, когда необходимо отграничить имя существительное от других частей речи с близким лекси¬ческим значением: белизна (что? — существительное) — белый (какой? — прилагательное) — белеть (что де¬лать? ■— глагол); ср. также: сотня — сто; отдыхать — отдых.
Итак, частеречное значение предметности — это отвле-ченное грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным, наличие которого подтвер-ждается экспериментально, методом подстановки обобщен¬но-предметных слов.
Средством выражения грамматической предметности являются морфологические категории существительных. Для русских существительных обычно выделяются три морфологические категории: род, число и падеж. В грамма-тических описаниях последних десятилетий в перечень морфологических категорий существительного обычно вклю-чается и одушевленность/неодушевленность1.
Морфологические категории существительного взаимо-связаны и образуют строго упорядоченную систему.
510
Число и падеж, напротив, являются словоизменительны¬ми категориями существительного: одно и то же существи¬тельное может изменяться по числам (дом — дома, слон — „л0ны, книга — книги) и падежам (дом, дома, дому, дом, до-\0м, о доме).
Общекатегориальное значение предметности и частные м0рфологические категории одушевленности/неодушевлен-ности, рода, числа и падежа — это собственно морфологиче-ские признаки существительного, которые являются наибо¬лее важными при рассмотрении имени существительного как части речи. Для полной характеристики данной части речи важно также учитывать (но, естественно, лишь в каче¬стве дополнительных характеристик) и синтаксические, и словообразовательные свойства существительных.
В предложении существительное обычно бывает подле-жащим или дополнением: Их дочки Таню обнимают (А. Пушкин). Одной из характерных синтаксических функ¬ций существительного является его использование в каче¬стве именной части составного сказуемого: Я — стран-пик... (Б. Ахмадулина). Очень часто существительные (осо¬бенно в сочетании с предлогами) используются и в каче¬стве обстоятельства: Вы сотни лет глядели на Восток... (А. Блок). Наконец, существительные нередко являются в предложении определениями: Гармонии стиха боже¬ственные тайны Не думай разгадать по книгам мудре¬цов (А. Майков). Таким образом, существительное как часть речи располагает уникальными синтаксическими возможностями, которые не присущи более ни одной дру¬гой части речи, — выступать в случае необходимости в Роли любого главного или второстепенного члена предло¬жения.
Для словообразования существительных характерен це-ЛЬ1й ряд суффиксов, не используемых при образовании дру¬гих частей речи: -телъ (строить —> строитель), -щик (пи¬лить —> пильщик), -ник (школа —> школьник), -нщ- (петь "* пение), -muj- (открыть —> открытие), -ость (смелый —> СЛ1елостъ), -ств- (баловаться —> баловство) и др.
511
Морфология — это одна из составных частей грам-матики. Поэтому, чтобы понять специфику морфологии, нужно уточнить, как понимается в современном языкозна¬нии термин «грамматика»
25 09 2014
6 стр.
Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. – Л., 1988
15 12 2014
1 стр.
Морфология — раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи
03 09 2014
1 стр.
Целью доклада является показ того, как положения фреймовой семантики и конструкционной грамматики (Fillmore 1968, Goldberg 1995), теории перспектив (MacLaury 1997), когнитивной гра
14 12 2014
1 стр.
Руководство содержит информацию об области применения эмалей ко-198, технические характеристики материала и покрытий на его основе
18 12 2014
1 стр.
Данный урок входит в раздел «Морфология (части речи)» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного
14 12 2014
1 стр.
Узнаете, что означает сам термин «морфология», откуда пошло распределение слов на части речи. Также вы познакомитесь с этапами развития русской морфологии. А ещё вы узнаете, какие
03 09 2014
1 стр.
Синтаксис это раздел языкознания, предметом изучения которого является синтаксический строй языка, т е его синтаксические единицы и связи и отношения между ними
10 10 2014
1 стр.