1.Организм человека. Общий план строения (клеточная структура, ткани, органы, системы органов)
Функциональная система (Анохин). Функциональное состояние и функциональные резервы организма. Архитектура целостного поведенческого акта (Анохин)
2.Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Общий план скелета человека.
3.Свойства и функции возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Понятие о мембранном потенциале и потенциале действия.
4.Центральная нервная система. Спинной мозг. Основные отделы, функции. Головной мозг, основные отделы. Периферическая (вегетативная, автономная) нервная система.
5.Рефлекс. Рефлекторная дуга - материальная основа рефлекса
6.Этапы индивидуального возрастного развития человека. Возрастная периодизация. Критические периоды развития человека.
7.Закономерности роста и развития организма
8.Пренатальный онтогенез. Эмбриогенез. Плодный период.
9.Постнатальный онтогенез. Период новорожденности. Грудной возраст
10.Особенности развития ребенка в период первого детства. Возраст «кризиса 7 лет»
11.Характеристика особенностей морфофункционального развития детей в возрасте второго детства
12.Возрастные особенности взаимоотношения структуры и функции в подростковом периоде онтогенеза
13.Критические и сенситивные периоды развития ребенка
14.Акселерация и ретардация. Секулярный тренд в развитии человека
15.Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья и эпохальных сдвигов в развитии человека
16.Размеры и формы тела. Конституциональные особенности. Показатели физического развития. Гармоничность физического развития.
17.Методы исследования физического развития. Определение уровня физического развития.
18.Понятие о возрастной норме. Стандарты и нормативы. Важнейшие физиологические константы организма человека.
19.Кровь, состав, количество и функции крови. Возрастные особенности крови.
20.Защитная функция крови. Лейкоциты. Количество и значение. Иммунитет и здоровье. Прививки. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови.
21.Функция внешнего дыхания, ее показатели. Жизненная емкость легких у детей и подростков. Легочная вентиляция.
22.Система кровообращения, ее значение для оценки состояния целостного организма (Баевский). Возрастные особенности строения сердца. Сердечный цикл.
23.Внешние проявления деятельности сердца. Пульс. Артериальное давление. Методы функциональной диагностики. Электрокардиография.
24.Особенности анатомии и физиологии желудочно-кишечного тракта. Пищеварение. Особенности питания детей и подростков. Обеспечение потребности в пищевых веществах, витаминах и микроэлементах.
25.Особенности обмена энергии и терморегуляции. Основной обмен.
26.Поддерживание постоянства температуры тела человека. Теплопродукция и теплоотдача.
27.Почка как основной орган выделительной системы.
28.Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Функции сенсорных, моторных и
кисперальных- (не знаю что за слово) систем на разных этапах индивидуального возрастного развития
29.Железы внутренней секреции, гормоны и их влияние на организм.
30.Сенсорные (анализаторные) системы. Значение, функции.
31.Условные рефлексы, их значение. Понятие о первой и второй сигнальной системе. Слово как сигнал сигналов.
32.Типы высшей нервной деятельности. Умственная и физическая работоспособность человека. Показатели работоспособности.
33.Психофизиологические особенности поведения ребенка. Становление коммуникативного поведения. Речь.
34.Индивидуально-типологические особенности ребенка
35.Комплексная диагностика функционального развития ребенка. Готовность к обучению.