Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1




План
Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Анализ учения Ф. Ницше о воле к власти (по книге «Воля к власти. Опыт переоценки все ценностей»)…………………………………………………………………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………………...10

Список литературы……………………………………………………………………………..11



Введение

Актуальность темы нашего исследования обусловлена, прежде всего, возрастающим интересом представителей гуманитарных наук к классическим доктринам прошлого, необходимостью их осмысления и интерпретации с точки зрения взаимодействия истории и современности. В этой связи не только специально-научное, но и общегуманитарное значение приобретает адекватная реконструкция политико-правовых взглядов немецкого философа, писателя Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900 гг.) в контексте его учения в целом - сложного, многоликого, внешне мифологизированного, но обладающего единым внутренним смыслом. Ф. Ницше - немецкий философ, представитель философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета. В своем философском становлении Ф. Ницше испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Ф.Ницше стоял у истоков формирования философии культуры как фундамента гуманитарного знания. Особый интерес, на наш взгляд, в данной связи представляет его книга «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей», где философ изложил свои концепции понимания власти, сверхчеловека и сделал попытку переосмысления ценностей человека. Текст данной книги представляет собой подборку посмертных материалов Ф. Ницше, осуществленную сотрудниками Архива Ф. Ницше во главе с сестрой немецкого философа Элизабет Фёрстер-Ницше в 1906 году. Хотя «Воли к власти» в качестве произведения Ф. Ницше не существует, замысел такой книги принадлежит ему. Не приходится сомневаться в том, что Ф. Ницше, имей он такую возможность, написал бы свою книгу иначе; что из того же материала могут быть произведены другие компиляции.

«В самом теле «Воли к власти», – пишет Н. Орбел, – заложены мощные силы текстуальной самоорганизации. Мощь ницшевского дарования перемалывает любые влияния и вмешательства, центростремительность его письма, подобно гигантской центрифуге, сбивает в гомогенную целостность весь текст, каким бы воздействиям он не подвергался»1. Таким образом, по мнению критиков, книга «Воля к власти» излагает главные философский идеи Ф. Ницше.

По мнению М. Хайдеггера, разделяемому многими философами, «все, что опубликовано Ф. Ницше, является лишь «закуской»… Собственно философию Ф. Ницше следует искать в «посмертных» записях»2. «В глобальном культурно-историческом контексте, – пишет Н. Орбел, – Ф. Ницше представляет собой феномен пострашнее Гитлера»3.

Ф. Ницше открыл фундаментальное социальное значение психологической депрессии масс, чувства униженности, затаенной обиды, подавленной мстительности и бессилия, за которое настанет время отомстить. По здравой мысли Н. Орбела, их умственная позиция «делает нас беспомощными перед лицом стихий и катастроф, зреющих в темном чреве XXI века». Ницше не «за фашистов». Он учит умению смотреть в глаза «страшным истинам»4.

Цель исследования – проанализировать основные философские идеи Ф. Ницше по книге «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей».

1. Анализ учения Ф. Ницше о воле к власти (по книге «Воля к власти. Опыт переоценки все ценностей»)

В нашей работе, мы бы хотели более подробно остановиться на трех основных проблемах книги «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». Во-первых, рассмотреть аспект понимания понятия «воля к власти» у Ф. Ницше. В книге Ф. Ницше раскрывает через восприятие данного феномена Заратустрой, где все его деяния описываются через волю, а точнее через волю к власти. Терминологически Ф. Ницше нигде не дает развернутого определения воли к власти. Воля как объяснение всего совершающегося становится для Ф. Ницше своеобразным структурирующим принципом по отношению к другим его идеям. Во всех проявлениях жизни — в пафосе воли к власти, который несводим к философским категориям становления, развития, бытия. Именно поэтому идея воли к власти спровоцировала разнообразные интерпретации и легла в основу компилятивного произведения Ф. Ницще «Воля к власти»5. В нем собраны различные определения воли к власти, написанные Ф. Ницше, видимо, на протяжении всей жизни.

У Ф. Ницше, действительно, был проект работы, посвященной переоценке ценностей, который должен был состоять из четырех частей. Однако контекст работы по сути отождествляет волю к власти с волей властвовать. Механика, которую Ницше более или менее отождествлял с физикой, включая термодинамику, представляла собой, как он полагал, не что иное, как фикцию6. Она была удобным средством упорядочения мира, но нисколько не затрагивала его основ: "Механика только формулирует явления следования, и к тому же семиотически, при помощи чувственных и психологических средств выражения (что всякое действие есть - движение; что где есть движение, нечто приводится в движение), но она не затрагивает причинной связи. Механистический мир мыслится нами так, как единственно его могут себе вообразить наш глаз и наше осязание (как "движущийся") - таким образом, что он поддается вычислению, для чего вымышляются нами причинные единства - "вещи" (атомы), действие которых остается постоянным (перенесение ложного понятия субъекта на понятие атома). Следовательно: примешивание нами понятия числа, понятия вещи (понятия субъекта), понятия деятельности (разделения причины и действия), понятия движения имеет характер феноменальный: в этом сказывается участие все того же нашего глаза и нашей психологии, Если мы элиминируем эту примесь, то вещей не будет, а останутся динамические количества, находящиеся в известном отношении напряженности ко всем другим динамическим количествам; сущность их состоит и их отношении ко всем другим количествам, в их "действии" на последние. Воля к власти не есть ни бытие, ни становление, а пафос - самый элементарный факт, из которого уже возникает некоторое становление, некоторое действование..."7

На мой взгляд, этот пространный фрагмент передает манеру, в которой учение о воле к власти разрабатывалось в дневниковых записях. Хотя оно и является разрозненным и иносказательным, для сочувствующего читателя, а также для читателя, знакомого с более обширным материалом философии Ницше, оно выглядит вполне разумным. Должно быть, данное учение затруднительно целиком представить в рациональной форме - и здесь мы возвращаемся к уже знакомому пункту, - поскольку критерии разумности для нас в точности такие, которым данное учение не может соответствовать. Таким образом, на мой взгляд, суть воли по Ф. Ницше, в ее стремлении к мощи, к утверждению жизни. Главное в ницшеанском понимании воли ее жизнеутверждающий, творческий характер. Кстати, есть именно такой русский перевод термина: «воля к мощи». Именно так понимал Ф. Ницше, например, Хайдеггер, отмечая в работе «Европейский нигилизм», что воля к власти — это не стремление захватить власть8.

Второй аспект изучения книги «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» позволил затронуть нам проблему понимания Ф. Ницше сверхчеловека. К сожалению, Ф. Ницше даже в притчах не описывал этот творческий этап более подробно. Этим объясняется своеобразная оценка ценности человека, то есть современного человека, обремененного всем человеческим: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью... В человеке важно те, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель»9. Свобода и презрение к самому себе — вот смысл характеристик сверхчеловека, утверждающего таким образом саму жизнь. Образ сверхчеловека у Ф. Ницше противопоставляется образу в последнего человека, что может быть проиллюстрировано следующим отрывком из книги: «Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким — он живет Дольше всех, но это самый презренный человек, который уже не может презирать самого себя». Глупая толпа, слушавшая Заратустру, обрадовалась и была готова «дать сверхчеловека» взамен на то, чтобы стать последним человеком, не поняв сути противопоставления. Все это позволяет сделать вывод, что художественный образ сверхчеловека – это идея высвобождения человеком жизни в самом себе — в противоположность той националистской интерпретации, которая была выведена из «Воли к власти» на основе упоминания «белокурой бестии». По Ницше, в мире «никогда еще не было сверхчеловека»10.

Третий аспект, на котором, мы считаем целесообразным, остановиться более подробно – это переоценка ценностей. Какой должна быть философия, чем и как она предполагает заниматься, от каких ценностей следует отрешиться, какая мораль губит волю к жизни - эти проблемы затрагиваются в книге Ф. Ницше.

Ф. Ницше считал, что к философским проблемам следует подходить с позиции перспективности, то есть условия всяческой жизни, такова будет новая философия»11

В аспекте изучения проблемы переоценки ценностей, на мой взгляд, Ф. Ницше имел в виду, прежде всего, такие новые ценности, как демократия, социализм, феминизм - все зто, по мысли Ницше, является препятствием для свободного проявления жизни, поскольку позволяет толпе, массе, слабому, женщине властвовать наравне с тем, кто несет в себе воплощенный жизненный закон. Негативизм Ницше, к которому часто несправедливо сводится его философия, предполагает оптимизм и жизнеутверждающее созидание: «Созидать - зто великое избавление от страдания и облегчение жизни. Но чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям»12

Отказ от существующих и функционирующих ценностей обосновывается Ф. Ницше именем высшего закона, стоящего по ту сторону добра и зла»13. На первый план в критической части ницшеанской философии выходит, таким образом, мораль и религия, прежде всего христианство. Моральные и религиозные ценности исторически и социально относительны, на практике они порождают противоречия, они исторически изменчивы. Их появление нельзя объяснить целесообразностью или неким единым основанием. Показать конвенциональность действующих моральных добродетелей, их конструктивистский а не сущностный характер призвана генеалогия морали. Это принципиально новая дисциплина, задачей которой должно стать историческое исследование происхождения предрассудков. Это разоблачение искусственной и противоестественной конструкции того, что считается объективно данным, истинным, исходным — моральных ценностей. Главным критерием должна стать самоочевидность, которая не предполагает априорности, логичности, гипотетичности как обосновывающих право моральных ценностей на существование.

В рамках изучения переоценки ценностей, три проблемы кажутся Ф. Ницше наиболее показательными - рессевтимент (вина и нечистая совесть, а также аскетизм. Наиболее яркой видится идея рессентимента, объясняющая происхождение многих моральных переживаний: это своеобразное, чуть ли не рефлекторное, воспроизведение негативной эмоции, которая появляется из-за бессилия. По мысли Ф. Ницше, слабый человек из-за отсутствия внутренней жизненной силы чувствует зависть, ревность, ненависть, желание отомстить. Однако эти чувства опять-таки из-за слабости не находят своей реализации, что усиливает эффект рессентимента — т. е. воспроизведение состояния бессилия по отношению к объекту и о результате самобичевание, или самоотравление сконструированными искусственными запретами и нормами, что придает исходному злобному чувству маску благочестия и моральности14.

Рессентимент может быть направлен вовне - это «восстание рабов в морали», или обращен на самого себя — это аскетизм. И то и другое оказываются идеалами, проповедуемыми христианством и социализмом. Христианство, имеющее долгую и разрушительную, по мнению Ф. Ницше, историю, является главным виновником такого разложения духа, которое мы наблюдаем сегодня15.

Таким образом, можно сделать вывод, что в книге «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» затрагиваются три основные проблемы философии Ф. Ницше: попытка понять стремление и волю к власти, поиск сверхчеловека и попытка переоценить ценности.


Заключение

На основе анализа книги Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» и обзора критических статей по данной проблеме, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:

- В истории современной мысли философия Фридриха Ницше занимает особое место. Независимо от ее содержательной оценки она, несомненно, оказалась одной из самых влиятельных в ХХ в., выходящей за рамки немецкой философии.

- Философия Ницше оказалась в эпицентре политической истории, стала предметом вольной интерпретации, и в этом препарированном виде — формирующим фактором манипуляции массовым сознанием. Это вызывает дополнительный интерес и требует еще более бережного отношения к исходным идеям Ф. Ницше о власти, сверхчеловеке и будущих ценностях.

- Идеи Ф. Ницше оказали непосредственное влияние на теорию архетипов К. Юнга, экзистенциальную феноменологию М. Хайдеггера, М. Шелера, герменевтику П. Рикера и Г. Гадамера, на экзистенциалистские учения К. Ясперса, Ж-П. Сартра, А. Камю.

В заключение, хотелось бы отметить, что, даже не принимая идеи Ф. Ницше непосредственно, не ссылаясь на них, философы ХХ века вобрали в себя бесценный опыт его философствования.




Список литературы
1. Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006.

2. Орбел Н. Послесловие к книге Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006.

3. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

4. Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1994.

5..Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001.

6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Перевод с нем. В. В. Рынкевича. М., 1990.

7. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Составление, редакция, вступительная статья К. А. Свасьяна. М., 1997.

8. Хайдеггер Европейский нигилизм – М, 2001.



1 Орбел Н. Послесловие к книге Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006., С. 651

2 Хайдеггер Европейский нигилизм – М, 2001, С. 167

3 Орбел Н. Послесловие к книге Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006., С. 653

4 Орбел Н. Послесловие к книге Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006, С. 654

5


6 Хайдеггер Европейский нигилизм – М, 2001, С. 169


7 Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006., С. 209


8 Хайдеггер Европейский нигилизм – М, 2001, С. 421


9 Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006., С. 211


10 Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006., С. 213


11 Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1994., С. 356


12 Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1994., С. 358


13 Ницше Ф. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1994, С. 361


14 Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006, С. 340


15 Ф. Ницше «Воля к власти. Опыт переоценка всех ценностей» - М., 2006., С. 342


1. Анализ учения Ф. Ницше о воле к власти

Анализ учения Ф. Ницше о воле к власти (по книге «Воля к власти. Опыт переоценки все ценностей»)

99.33kb.

11 09 2014
1 стр.


Сверхчеловек Фридриха Ницше (В. Кудряшова, а-351)

Его тексты ранят, но эта кровь – его собственная, ибо Ницше писал кровью. Для того, чтобы писать о Ницше нужно ответное напряжение. Он «зовет» к сотрудничеству, заставляет видеть м

241.59kb.

11 09 2014
1 стр.


Православие в современной России. Экономические аспекты социального учения рпц

В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (рпц) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения

473.43kb.

30 09 2014
3 стр.


Фридрих Вильгельм Ницше Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм

Непосредственным толчком к написанию книги послужили два доклада, прочитанные Ницше в Базельском музеуме соответственно 18 января и 1 февраля 1870 г

1651.46kb.

11 09 2014
24 стр.


Опыт самокритики

По изд.: Ницше Ф. Рождение трагедии / Ф. Ницше; пер с нем. А. Михайлова; сост., общ ред., коммент и вступ ст. А. А. Россиуса. – М.: Изд-во Ad Marginem, 2001. – 736 с

2526.8kb.

26 09 2014
8 стр.


Фридрих Вильгельм Ницше Ecce Homo, как становятся самим собой

О приведении в порядок всего материала, разумеется, не могло быть и речи; этим занялся Архив в лице Э. Фёрстер-Ницше, сестры писателя, и П. Гаста

1043.79kb.

11 09 2014
7 стр.


30. Фридрих Ницше

Далее писал труды о Штраусе, Шопенгауэре, Вагнере, “Так говорил Заратустра”(1883), “Антихрист. Проклятие христианству”. За 10 лет до смерти пришлось порвать с преподаванием из-за п

79.6kb.

10 09 2014
1 стр.


Библиотека Пазлы rar 322 мб

А. Осипов С. Дяченко Оккультизм в православной упаковке. Православный анализ учения Ольги Асауляк doc

415.24kb.

17 12 2014
3 стр.