Содержание
Содержание 2
1. Кодификация норм о международно-правовой ответственности 3
2. Временное пользование территорией: история и современность 8
Список литературы 12
1. Кодификация норм о международно-правовой ответственности
Международно-правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта – правонарушителя (субъекта международного права) ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
Международно-правовая ответственность наступает при наличии юридических и фактических оснований. Юридические основания - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение, т.е., если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь и о правонарушении и, следовательно, об ответственности. Фактическим основанием международно-правовой ответственности есть ни что иное, как деяние субъекта международного права подпадающее под признаки международного правонарушения, т.к. если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности исключается.
вырезано
Политическая ответственность выражается в следующих формах:
Сатисфакции, то есть заверение в недопущении повторения преступления (агрессии), принесения извинений, выражение сожалений, наказание конкретных виновников преступления, иные формы морального удовлетворения потерпевшей стороны.
Репрессалии - принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом в ответ на преступление (агрессию). Примером репрессалии являются эмбарго, бойкот, полное прекращение договора в ответ на существенные его нарушения другой стороной.
Непризнание – отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами (незнание территориальных изменений в результате агрессивной войны).
Разрыв отношений – то есть разрыв дипломатических и консульских отношений для защиты своих прав.
Самооборона. Право на самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН может быть реализовано исключительно в ответ на вооруженное нападение. Необходимо так же сказать, что согласно ст. 42 Устава ООН Совет Безопасности вправе предпринимать действия воздушных, морских, сухопутных сил необходимых для поддержания и восстановления международного мира и безопасности.
вырезано
Международный Уголовный суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, которые совершаются в вооруженных конфликтах. К военным преступлениям ст.8 Статута Суда относит убийства, пытки, бесчеловечное обращение, биологические эксперименты, умышленное причинение сильных страданий, уничтожение и присвоение имущества, принуждение в службе в вооруженных силах неприятеля, лишение права на справедливое судопроизводство, незаконную депортацию и перемещение, незаконное лишение свободы, взятие заложников, нападение на гражданское население; нападение на персонал и объекты, задействованные в оказании гуманитарной помощи, или миссии по поддержанию мира; нападение на незащищенные объекты; убийство или ранение лица, переставшего принимать участие в военных действиях; ненадлежащее использование флага парламентера; ненадлежащее использование флага, знаков различия или формы ООН; ненадлежащее использование отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями; перемещение, прямо или косвенно, оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию, или депортацию, или перемещение населения оккупируемой территории или отдельных частей его в пределах или за пределами этой территории; нанесение ударов по охраняемым объектам; вероломное убийство или ранение; заявление о том, что пощады не будет; разграбление; применение яда или отравленного оружия; применение запрещенных газов, жидкостей, материалов или средств; применение запрещенных пуль; использование голода в качестве способа ведения войны; использование, набор или вербовку детей; взятие заложников; вынесение приговора и приведение его в исполнение без соблюдения процессуальных требований.
Все указанные деяния могут иметь место в контексте вооруженного конфликта немеждународного характера и быть связаны с ним. При этом исполнитель преступления сознает фактические обстоятельства, свидетельствовавшие о существовании вооруженного конфликта.
Указанная группа преступлений, которая положена в основу юрисдикции Международного Уголовного Суда, как правило, совершается руководителями государств, должностными высокопоставленными лицами государств и тем самым порождает весьма тяжкие последствия.
Раздел ХII Уголовного кодекса РФ называется «Преступления против мира и безопасности человечества». Этот раздел содержит восемь составов преступлений, направленных против мира и безопасности народов. Данные преступления являются международными в строгом значении этого термина.
Статья 353 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны. Данные действия в соответствии с общепризнанными нормами международного права являются преступлением против мира, поскольку ведут к нарушению мирного сосуществования народов и государств, непредсказуемым человеческим жертвам и неоправданным материальным затратам. Рассматриваемый состав преступления относиться к формальным, и поэтому деяние считается оконченным преступлением с момента совершения указанных выше действий.1
Определение агрессии впервые в истории человечества сформулировано и принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. Статья 2 Определения агрессии прямо говорит, что «применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии» и никакие соображения, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.2
вырезано
Рассматриваемое преступление может совершаться только умышленно и при наличии прямого умысла. Мотивами этого преступления могут быть карьеристские побуждения, соображения своего авторитета в той или иной политической или социально-экономической ситуации, ложно понимаемые интересы государства или общества и т.д.3
В проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (ст.16) говорится: «Лицо, которое как руководитель или организатор активно участвует или отдает приказ о планировании, подготовке, начале или проведении агрессии, совершаемой государством, несет ответственность за преступление агрессии». В комментарии к указанной статье говорится: «Лица, совершающие акт агрессии, могут относиться лишь к категориям лиц, наделенных надлежащими полномочиями или властью, чтобы быть в состоянии играть, возможно, определяющую роль в совершении агрессии...»4.
Субъектами рассматриваемого преступления (ст.353 УК) могут быть только лица, занимающие государственные должности государственной службы РФ, в компетенцию которых входит планирование и решение вопросов военного характера, ведение войны. Перечень и группы таких должностей устанавливаются ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995г. и соответствующими указами Президента РФ.
Помимо ст.353 Уголовный кодекс предусматривает еще несколько составов преступлений, которые так или иначе относятся к агрессии. Это: «Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны» (ст.345 УК); «Производство или распространение оружия массового поражения» (ст.355 УК); «Применение запрещенных средств и методов ведения войны» (ст.356 УК).
Рассмотрим ответственность за такие сравнительно новые международные преступления, как геноцид, апартеид, экоцид.
вырезано
При этом уголовно наказуемым является не только геноцид, но и заговор с целью его совершения, прямое и публичное подстрекательство к совершению этого преступления, а также покушение и соучастие в нем.
2. Временное пользование территорией: история и современность
вырезано
Поскольку оккупация практически всегда предполагает качественное превосходство в силе, влиянии, возможностях оккупирующего государства над оккупируемым, даже полностью добровольное невынужденное согласие законной власти последнего на ввод военного контингента извне (либо официальная просьба о таковом) обычно вызывают неоднозначную реакцию в остальном мире. Вольно или невольно, но держава демонстрирует с помощью оккупаций свою мощь и усиливается ещё больше. В связи с этим возникают сомнения в самостоятельности и легитимности оккупируемого режима: а не является ли он марионеточным? С другой стороны несомненно, что принятие любых не противоречащих международному праву решений — в том числе и решения о сознательном ограничении своего суверенитета в пользу внешней силы — находится в рамках полномочий законной власти, немотивированное противодействие которой, в свою очередь, находится вне международных правовых норм. Само по себе международное право как наднациональная концепция есть система добровольного самоограничения суверенитетов государств, признающих таковую. В её рамках государства заключают союзы, входят в международные структуры (в том числе военно-политические и экономические блоки) — то есть де-факто ограничивают свой суверенитет.
Как следствие проявления подобной двойственности и затруднительности использования различными странами и группами стран официальных правовых рычагов для противодействия нежелательным статусным изменениям в мире в случаях оккупаций соперничество заинтересованных стран во многом перемещается в область пропаганды. Генерация и популяризация пропагандистских клише, организация должным образом общественного мнения стала действенным оружием в борьбе за гегемонию, обесценивая или, наоборот, умножая действия одних сил и издержки конкурирующих. В этом смысле оккупация является удобным поводом для обвинений в замаскированной агрессии с целью перераспределения ресурсов и силового насаждения угодного державе-агрессору мирового порядка. Поэтому ныне во многих случаях применение войск вне своей территории обставляется как результат солидарного решения многих стран-участниц, несмотря на то, что подавляющее большинство последних участвует в подобных миссиях сугубо символически и не всегда в полном смысле добровольно.
Стоит отметить также, что ни в одном определении оккупации в авторитетных источниках не содержится ясного отличия её статуса от размещения зарубежной сети военных баз по межгосударственным договорам — что даёт дополнительный повод для применения двойных стандартов. Фактически наличие или отсутствие факта оккупации ныне определяется отдельно в каждом конкретном случае — и во многом является результатом противоборства СМИ, риторики госструктур по связям с общественностью, а не юридическим консенсусом. Сами пропагандистские клише — оккупация, оккупант, сателлит, лимитроф и др. — приобрели выраженную отрицательную эмоциональную окраску, что ещё более затрудняет корректный анализ. В результате происходит постепенное замещение терминов даже и в тех случаях, когда они с международно-правовой точки зрения безупречны, во многом это вынужденный перенос акцентов из-за опасений шельмования. Примеры:
слово «оккупант» замещается словом «миротворец»
«оккупация» становится «временной миссией по поддержанию правопорядка» или «военным присутствием»
«оккупировать» порой трансформируется в «освободить»
«оккупационная армия» превращается в «ограниченный контингент»
«государство-сателлит» выступает как «государство-клиент» (англ. client state)
«интервенции» идёт на смену «военная помощь»
«контроль над территорией» уступает место «борьбе с терроризмом» или «интернациональному долгу» и т. д.
вырезано
Задача
Вооруженные силы противника подвергли бомбардировке с воздуха и разрушили госпиталь, имевший отчетливо видимое изображение Красного Креста. Кто понесет за это ответственность и на каких основаниях?
Когда речь идет о соотношении международного и внутригосударственного права в определенной области (в частности, в области борьбы с преступностью), то имплементация международного уголовного права, конкретных международных конвенций и соглашений может находить выражение в определенных национальных уголовных законах, особенно когда речь идет о санкции за международное преступление или преступление международного характера. Однако при всех обстоятельствах национальный закон не может противоречить международным соглашениям.
вырезано
Внутригосударственные суды применяют международные договоры, хотя практика ряда стран выдвигает определенные условия их применения, к числу которых относиться опубликование договора в соответствии с правилами внутригосудаственного права, его соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, соблюдение государственными органами конституционных положений, точность и конкретность оформления международных договоров в целях их применения внутригосударственными судами и др.5
Что касается России и других стран СНГ, то практика допускает применение национальными судами норм международных договоров после их ратификации и опубликования в официальном органе (п.4 ст.15 Конституции РФ).
Таким образом, ответственность несут Вооруженные силы противника.
Список литературы
-
Доронина Н. Г. Международное частное право, М., 2006.
-
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: ПРИОР, 2009.
-
Костенко Н.И. Развитие концепции международного уголовного права в отечественной литературе //Государство и право.-2001.-№12.
-
Международное уголовное право / Под ред. Блищенко И.П. и др.М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
-
Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунвова. – М., 2002.