Перейти на главную страницу
В зависимости от объёма и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
- муниципального значения – разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения – разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
- регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
- федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объёма, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
В зависимости от объёма разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
- локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
- регионального значения – разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
- федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.3
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий, категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
В соответствии с «Основными требованиями» планом ЛАРН должны быть предусмотрены:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются – силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организация взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокация сил и средств;
д) организация управления, связи и оповещения;
е) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
ж) система взаимного обмена информацией между организациями – участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
з) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
и) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности района разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
к) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
л) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
м) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В «Основных требованиях», в частности, говорится, что при расчете необходимого количества сил и средств должно учитываться, что время локализации разлива нефти и нефтепродуктов не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов – при разливе на почве.
План на море на федеральном уровне разрабатывается уполномоченными федеральными органами и утверждается Министерством транспорта, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством природных ресурсов России. Планы на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, и уполномоченными территориальными органами федеральной исполнительной власти.
«Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» устанавливают требования к организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду. Организация мероприятий производится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.4
В «Правилах», в частности, говорится, что вышеуказанные организации обязаны:
- создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке;
- немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;
- иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
- содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
- принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
- разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте;
- проводить корректировку планов при изменении исходных данных;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта;
- создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.5
В «Правилах» сказано, что с целью определения необходимого состава сил и специальных технических средств на проведение мероприятий организациями должно осуществляться прогнозирование последствий разливов нефти и нефтепродуктов и обусловленных ими вторичных чрезвычайных ситуаций.
Прогнозирование осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти.
Руководство работами по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов осуществляется комиссиями по чрезвычайным ситуациям, а на море также отраслевыми специализированными органами управления. Эти работы проводятся круглосуточно в любую погоду (на море – при допустимых навигационных и гидрометеорологических условиях).
Мероприятия считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов:
- прекращение сброса нефти и нефтепродуктов;
- сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств;
- размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.6
Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с «Правилами», организации, на территории которых находятся источники нефтяного загрязнения, должны организовать контроль и наблюдение за загрязненным объектом окружающей природной среды и его возможным влиянием на объекты жизнеобеспечения населения, а также осуществить необходимые мероприятия.
В дополнение к «Основным требованиям» и «Правилам» приказом министерства природных ресурсов РФ от 03.03.2003 N 156 "Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации" были установлены нижние уровни разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации. В частности, этот уровень составляет:
- 0,5 тонны для морей Северного Ледовитого океана;
- 0,3 тонны для устья Северной Двины;
-от 0,5 до 1,5 тонн для поверхностных вод разного значения;
- от 0 до 40 тонн для территорий, в зависимости от видов нефти и нефтепродуктов и характеристик территорий.
Приказом установлено, что вне зависимости от придания аварийному разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации, территориальные органы и специализированные морские инспекции
Министерства природных ресурсов России осуществляют контроль за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.7
Региональные подразделения по предупреждению и ликвидации разливов нефти.
Специализированные морские инспекции Федеральнойслужбы по надзору в сфере природопользования России (Росприроднадзор) Министерства природных ресурсов России являются главными государственными органами, которые осуществляют государственный экологический надзор за деятельностью терминалов, отгружающих нефть на морские танкеры, проводят экспертизу и согласование планов ЛАРН.
Зона ответственности Ненецкой специализированной морской инспекции в Нарьян-Маре – Печорское море, Архангельской специализированной морской инспекции – большая часть Белого моря, и Арктической специализированной морской инспекции – северная часть Белого моря и российская часть Баренцева моря. Основной государственной службой, осуществляющей деятельность по реагированию на аварийные разливы нефти на море в российской части Баренцева Региона является Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление.
1.2. Опыт международного экологического права по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти
В Арктике в последние десятилетия формируется новый международный правопорядок для решения региональных и глобальных экологических проблем путем международной кооперации. Арктическая окружающая среда стала объектом и источником международного экологического сотрудничества.
В данной роботе на основании анализа главных современных экологических проблем Арктики и основополагающих международно-правовых документов, принятых в рамках ООН и международных конференций а также тенденций международного природоохранного сотрудничества в Арктическом регионе сделано выводы о том, что защита арктической природы требует дальнейших целенаправленных научных разработок международно-правовых экологических проблем Арктики. Это новое широкое поле международной правовой деятельности должно обеспечить комплексную экологическую защиту всех арктических геосфер.
Отсутствие эффективного международного экологического права усиливает обострение экологических региональных и глобальных проблем.
В экологической и правовой литературе при определении понятия «окружающая среда» традиционно совмещается два компонента - естественная и антропогенная среды. Последнее в Арктике создается человеком процессе антропогенной деятельности и его нежелательными компонентами являются так называемые «вредные антропогенные примеси» которые и вызывают разрушающий экологический процесс.
Эту третью антропогенную компоненту на сегодня необходимо рассматривать как новый самостоятельный объект международного экологического права (МЭП). При решении международных экологических ситуаций преимущество отдается в первую очередь двусторонним договорам. Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регуляции любой сферы межгосударственных отношений, включая отношение по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.8
Новые стремления к арктической деятельности не околоарктических государств утверждаются главными принципами современного МЭПНС, в частности: устойчивое, экологически безопасное, социальное и экономическое развитие; одинаковая экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспеченным за счет или в отрыве от другого или от других государств); запрещение экологической агрессии; регулярный обмен информацией об экологических ситуациях на национальных и региональных уровнях; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях, которое на сегодня нужно всем государствам и особенно околоарктическим; контроль за соблюдением согласованных требований относительно охраны окружающей среды; мирное урегулирование споров, относительно трансграничного влияния на окружающую среду; международная ответственность и компенсация за вред и убытки окружающей среде, вызванные действиями на территории государства, которое находится под ее юрисдикцией или контролем, которые привели к вреду и убыткам за пределами этой территории.
В ближайшие 10-15 лет может начаться реальная эксплуатация крупного Природоразломного месторождения в Арктике. Но правовая стратегия освоения морских минеральных ресурсов Арктики на сегодня остается незавершенной. Расширение добычи нефти и газа в Арктике сдерживается особенно высокой экологической чувствительностью региона; отсутствием надежной информации об объемах реально добываемых нефтяных и газовых залежей; чрезвычайно дорогими технологиями и инфраструктурами нефтедобычи.9
Для уменьшения возможных нефтегазовых загрязнений в частности развивается подход 5-и экологических барьеров на фоне перехода к компактным и мобильным морским нефтяным автоматическим платформам с повышенной надежностью работы в жестких условиях Арктики.
Общая система арктической циркуляции такова, что загрязнения способны мигрировать через весь арктический бассейн и вызывать антропогенное таяние арктического льда. Ледяные поля и низкие температуры не дают возможности устанавливать боковые перегородки, использовать суда для сбора нефти, использовать натуральные и искусственные сорбенты, биологические нефтеокисляющие бактерии.
Поэтому ни одно околоарктическое государство не избежит последствий такого загрязнения. Следовательно для избежания морских аварий в Арктике необходима надежная техника и эффективно действующее экологическое право.
Реакция отдельных элементов морской экосистемы в целом на загрязнение от нефти пока еще не изучено и потому необходимо разработать превентивные экотехнологии и правовые мероприятия и меры для ее защиты со строгим международным контролем, начиная уже с начальных промышленных этапов.
Поэтому проблема внедрения реальных методов и средств контроля за выполнением положений международных соглашений и проектов стала одной из важнейших международных экологических проблем Арктического бассейна. И наконец необходимо создать международные межправительственные и общественные организации по проблемам безопасности и устойчивого развития Арктики. Теоретические разработки проблем устойчивого развития Арктики являются относительно новыми и актуальными, однако соответствующая существующая нормативная база как международного так и национального права разных государств является неполной и фрагментарной. Именно поэтому для применения концепции устойчивого развития Арктики в сферах международных отношений, а также между правительствами и международными организациями, необходимое ее детальное всестороннее изучение. Недооценивается роль новых НТР. Отсутствие внимания к глобальным и долговременным экологическим проблемам является барьером для успешного решения экологических проблем в международных масштабах. Поэтому в международной арктической экологической деятельности становится важным значительный международный антарктический экологический опыт.10
Неотвратимый трансграничный характер антропогенного загрязнения Арктики требует международных мероприятий и подписания новых более универсальных соглашений и меморандумов о предоставлении арктическому региону срочной экологической помощи регулируемой международным экологическим правом на случай чрезвычайных ситуаций. Важным примером в этом отношении является российско-американское соглашение об общих операциях в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях по ликвидации последствий экологических аварий со значительными проливаниями нефти и других загрязнителей и взаимное информирование об аварийных инцидентах. Международное экологическое законодательство должно четко регламентировать экологическую экспертизу проектов освоения ресурсов шельфа, а также регламентировать предоставление рекомендаций по определению районов разведки и добычи.
Разработка минеральных ресурсов должна отвечать международной системе стандартов и принципов охраны окружающей среды, сформулированных в Конвенции об оценках трансграничного влияния на природную среду (1991 г.), а также процедур по обеспечению их эффективных действий. В эту же систему должны входить требования оценки возможного влияния разработок на природу, подготовка методик оценки изменения состояния экосистем. Такие международные процедуры весьма успешно отрабатываются и применяются в Антарктике при открытии новых антарктических станций. Контроль осуществляется путем международных инспекций.11
Потому и в существующей системе международных арктических отношений необходимо решать проблему создания международной структуры которая будет юридически уполномачиваться на такие действия, будет выдвигать иски и вести арбитраж.
Одним из базовых документов экологического права об освоении арктических ресурсов должна быть ратифицированная конвенция экологической защиты Арктики в которой главным должен быть „принцип предосторожности и упреждения” на базе мониторинга с приоритетом раннего предупреждения экологических аномалий, тенденций и симптомов.
Освоение арктических ресурсов должно начинаться только при наличии национального и международного правового решения правительственных, межправительственных и не правительственных общественных организаций про наличие прогрессивных технологий, мер и процедур обеспечения полной экологической безопасности операций.
В арктических правовых науках и экологической политике нужно поднять уровень национальной экологической ответственности перед планетарным сообществом. Важная роль при этом должна отводится международной экологической науке и новым технологиям.12
23 09 2014
1 стр.
Мвд россии (И. Ф. Безродный, А. Н. Гилетич), Высшей инженерной пожарно-технической школы мвд россии (А. Ф. Шароварников, В. П. Сучков), Службы противопожарных, и аварийно-спасатель
15 10 2014
2 стр.
Мчс россии темно синего цвета для председателей комиссий по предупреждению и ликвидации
14 10 2014
1 стр.
Правительства Республики Бурятия состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности под руководством Врио замест
09 10 2014
1 стр.
Танкерная транспортировка нефти несет большой риск крупного разлива нефти в заливе Анива и проливе Лаперуза. Вся продукция проекта Сахалин-2 предназначена исключительно на экспорт
08 10 2014
1 стр.
Признать утратившим силу Постановление Правительства Самарской области от 17. 06. 2004 n 30 "Об областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечени
10 09 2014
1 стр.
Нормы проектирования и строительства специализированных исправительных учреждений
12 09 2014
8 стр.
Мероприятия по предупреждению чс в соответствии с прогнозом. Принятые меры по ликвидации чс и происшествий
15 12 2014
1 стр.