Перейти на главную страницу
--------------------
Е.Готовала, А.Пшедпельский
J.Gotowala, A.Przedpelski
ББК 39.6г
Г74
ISBN 90 366 1567 4 (Rebo International)
ISBN 5-486-00980-1 (978-5-486-00980-8) (ООО «ТД «Издательство Мир книги»)
Научные редакторы И.Г.Лебедев, М.В.Анфимов
Технический редактор С.В.Камышова
Корректор И.С.Смирнова
- RAF B.E.2c: то РАФ БЕ.2с (стр.18), то Б.И.2си (стр.86).
- Fokker E.I: то «Фоккер Е.I» (стр.58), то «Фоккер И.I» (стр.87).
- DH.4: то Д.Х.4 (стр.84), то Д.Эйч.4 (стр.100)
- RAF S.E.5a: то РАФ СЕ.5а (стр.19), то «бипланы королевской авиастроительной фабрики С.И.5а» (стр.106),
- Особо цинично досталось самолетам «дуглас» (стр.48-49): ДК-3, ДК-1, ДС-2, К-47, К-53, ДК-4 (военная версия К-54, морская версия Р5Д-1 [почему-то упоминания удостоился лишь один морской вариант DC-4/C-54]), ДК-8, ДК-9, ДК-10, но при этом на стр.27 живет «знаменитый пассажирский ДСи-1».
- Также в особо циничной форме просклоняли немецкую истребительную эскадру JG.52: Джи Г.52 (стр.20), Джей Джи.52 (стр.75), ЮДжи.52 (стр.143)
Явные ошибки, хотя в отдельных случая не исключаются перлы и самого исходника.
- «Фоккер Бр.1» (стр.185)
- оказывается в Китае успешно летал «русский самолет ТБ-2» (стр.156)
- из FW-190 получился УВ-190, из Do-17 – Бо-17, а из He-111 – Х-111. (стр.181-182), ну а «разведывательный самолет «Хейнкель Хе-126» (стр.166) – явно произошел от Henshel Hs.126
- просто чудо-юдо живет на стр.151: «штурмовик Ю-8Г (!!) с 37-мм пулеметами (!!) под крыльями»
- еще один зверь невиданный живет на стр.145: «модификацией реактивного самолета Б-1. Сконструированный образец тестировался как управляемая система одноразового использования, …» Естественно, речь о немецкой крылатой ракете V-1 (или Фау-2). О ней же на стр.167: «защищал Лондон от воздушных атак реактивных самолетов (!) В-1.» Читаешь и просто наяву видишь эту картину маргарином: налет на Лондон в исполнении стратегических бомбардировщиков Rockwell B-1 «Lancer». Полный ахтунг, одним словом.
При этом тупая русификация индексов приводит порой к появлению просто чудных мутантов:
- некий Б-17с (стр.21, надо полагать в исходнике были просто B-17s, т.е. несколько «летающих крепостей»).
- «который летал на самолете Дорнье с двигателем 260 ЭйчПи БМВ» (стр.46, ну забыл переводчик про лошадиные силы, просто забыл, поэтому и занимается транслитерацией, выдумывая новые моторы).
- еще один зверь невиданный на стр.110: «самолеты БФ-15» (трансформация палубной авиагруппы VF-15)
- ну а апофеозом русификации индексов, пожалуй, стали советские самолеты И-4 (АНТ-5) и И-14 (АНТ-31), превратившиеся в «Джей-4» и «Джей-14», соответственно (стр.172).
При этом безо всяких зазрений совести остались кое-где нерусифицированные индексы
И поэтому просто перестаешь обращать внимание на эдакие парочки, порой встречающиеся даже на одной странице: П-38 / Р-38; П-39 / Р-39; П-40 / Р-40; П-51 / Р-51, Б-17 / В-17, Б-29 / В-29, «истребители Р-35» и «самолет Северского «П-35» (оба на стр.161). А вот еще пара регистрационных номеров из польского наследия: «SP-AHN» (стр.192), но «СП-АДжиУ» (стр.169).
- «гидроплан «B&W;» (стр.26)
- Белл-Х1А, Белл Х-1 (стр.188-189)
- «работая консультантом в американской компании PAWW «Воздушные Авиалинии» (стр.101, надо полагать, авиакомпания «Пан Американ» ну или PAN AM Airlines, если угодно)
Ну ладно еще, черт с ними, с русскими индексами или так и оставшимися английскими, но в ряде случаев из-за этой самой непреодолимости смогли русифицировать только часть (!!!) индекса:
- вообще чудо на стр.27 «ХБ-17» – исходный ХВ-17 по идее должен был бы превратиться в ИксБ-17, но не сложилось. Аналогично не сложилось и с вертолетом: «специально разработанный вертолет ХР-4 (С-47)» (стр.165, т.е. опытный XR-4):
- бомбардировщики «Накаджима В6Н «Тензан» (стр.111, это не V6N, это именно Nakajima В6N «Tenzan»).
Ну и просто несколько выборок для желающих освежить свой привычный взгляд на историю:
до конца 30-х
- Из творческого наследия Хуго Юнкерса Ю-1, Ю-3, Ю-7, Ю-9, Ю-10, но Джи-24 (стр.88-89)
- «Роланд Си.II» (стр.18)
- Кертисс Джей Н-4 («Дженни») (стр.43)
- «Де Хевиленд Д.Х.4Б», Д.Х.4.Л, (стр.47)
- «Кодрон Джи.4» (стр.60)
- «на старом самолете ЛВДжи Б.1» (стр.87)
- «трехмоторный «Фоккер Си-2А» (стр.170)
- Джи-Би Р.1 (стр.47)
- «тренировочный самолет ВТ-8» (стр.161)
- «группа «Джей 88» (стр.66) и «группа Джи Ви-44» (стр.67), «4-й эскадрильи группы II/Джей Джи.7» (стр.74, не говоря уже о том, что JG7 в 1941 вообще еще в природе не было); «подразделением II/Джей Джи.3» (стр.74),
- «самолеты «Мессершмитт Бф-109Джи2» (стр.103)
- «транспортные планеры ДФС-230 и Джио-242» (стр.144, DFS-230 еще ничего, а вот Gotha Go-242 улыбнула)
- «Джей2М (Джек)» (стр.111), Мицубиси Джей2М Рейдер «Джек» (стр.157)
- «бомбардировщики «Мицубиси Джи3М2» (стр.126-127)
- «Ф-86И Сейбер» (стр.39)
- «Локхид Старфайтер ТФ-104 Джи» (стр.39)
- «Тандерджет Ф-84Джи» (стр.143)
- самолет «Ф8У-1 Крузейдер («Крестоносец») (стр.72)
- «вертолет Сикорского СН-53Джи» (стр.165)
- (стр.101) «Линдберг приземлился на поле аэропорта Куртис Филд, вблизи Нью-Йорка»
- (стр.67) «Группа Джи-Ви-44, под командованием Галланда, приземлилась в аэропорту Риема, под Мюнхеном»
- (стр.36) «…через два дня [Клостерман] вел группу из восьми самолетов на плохо распознаваемый аэропорт в Шверине». Правда, что взять с Клостермана – это ведь вообще зверь и маньяк: «уничтожил 30 самолетов противника на земле в аэропортах» (стр.36)
- Но когда нас встречает «…аэропорт базирования на острове Гуам» (стр.111), то начинаешь понимать, что это только цветочки. А вот и ягодки:
- «В тот момент, когда Северский бомбил немецкую авиационную базу, вражеский самолет, взмывший вверх с запасного аэропорта (!), атаковал его самолет» (стр.161, речь о лете 1916)
- «…[Нестеров] был назначен командиром 11-го корпуса (!!) воздушного дивизиона в аэропорту (!) около Львова» (стр.123, речь о 1914 г.)
Да что там Первая мировая, рядом на стр.122, опять же в статье про Нестерова, можно узнать, что уже в октябре 1910 г. был аэропорт в Тифлисе (!!!). А что вас собственно говоря удивляет? Ведь уже в 1912 г. проходит «Второе всемирное совещание воздушных навигаторов в Москве» (стр.190-191). Занавес, тушите свет.
- «двигатели «Анцани» (стр.192)
- «приспособил его [PZL P-1] для линейных (!) двигателей Хиспано и Лоррейна» (стр.141)
- «Самолет [DC-3] …был оборудован двумя двигателями Пратта и Уйтни» (стр.49)
- «Британские истребители с двигателями Мерлина были оборудованы карбюраторной топливной системой» (стр.115. Как и Бленхейм, Мерлин – это не конструктор, это двигатель такой Rolls Royce «Merlin»)
Причем очень богатым оказалось творческое наследие такого известного двигателестроителя, как Вилли Мессершмитт (стр.114-115)
- «Полеты самолета «БМВ М23» с двигателем Сименса и «БМВ 23» с приводом Аргуса»
- про трансформацию двигателей Jumo в «Джумбо» (стр.89), уже отмечали выше, тут же нас ждет «Юмбо» (стр.114), причем, как оказывается, Jumo-210A создал лично Вилли Мессершмитт с коллегами-авиаконструкторами (стр.114). И в подтверждение его наработок по двигателям еще одна цитата: «Модель 109Е развивала мощность до 774 кВт (1050 л.с.), и модель 109Е-3 – мощность в 865 кВт (1175 л.с.)» (стр.115, речь конечно же об истребителях Messerschmitt Bf-109E, оснащенных разными модификациями двигателя DB601)
Прослушайте пару куплетов из пестни на тему палубных истребителей Grumman F4F “Wildcat” и Grumman F6F “Hellcat”.
- «на одноместном самолете «Ведьма Груммана» Ф6Ф-3 и Ф6Ф-5» (стр.110)
- «самолеты Ф4Ф (их еще называли «Рыжие коты»)», «но «Рыжие коты» обладали гораздо лучшими боевыми характеристиками», «…на них напали два «Рыжих кота» (стр.126-127)
- «самолет Ф4Ф («Рыжую рысь»)» (стр.156)
- «дирижабль «Нордж» (стр.30, Амундсен и Нобиле точно в гробу перевернулись).
Ну и сразу мини-коллекция на тему аэростатов: «аэростат наблюдения» (стр.106, одна из жертв Мэннока), «вражеский шар наведения» (стр.22, одна из жертв Бишопа) и «шар-наводчик» (стр.18, одна из жертв Болла).
«В 1940 [Антонов] работал над конструированием санитарного самолета, а позже планера, которому был присвоен символ (!) Ф-7…Самолет (!!!) Ф-7 был незаменим для разведки, транспортировки раненых, а также для других боевых целей» (стр.10) Ну как? Представили планер-разведчик? Ну тогда вперед, к новым открытиям:
- «самолет дальнего радиуса действия АНТ-25» (стр.172)
- «советский истребитель Мк.V», «два дальних бомбардировщика Туполева ДБ-3Ф», «истребители Ил-2». На этом фоне просто безобидной забавой выглядят «разведывательный самолет «Поликарпов Р-5» и «самолет «Туполев СБ-2» (все это богатство сконцентрировано на стр.102-103)
- «два тяжелых бомбардировщика Бф-110» (стр.135)
- «тяжелый транспортный самолет Ки-57» (стр.127)
- «штурмовик Су-8, обладавший широкими возможностями по разрушению ресурсной базы противника» (стр.172)
- «самолет-разведчик «Файзелер Фи 103/Р3 («Рейхенберг»)» (стр.145)
- «реактивными самолетами «Метеор Ф-80» (стр.63. Для тех кто не «в теме» поясню: реактивные самолеты Gloster «Meteor» и Lokcheed F-80 «Shooting Star» - это разные самолеты из разных стран)
- «два бомбардировщика союзников «Марудер» с ракетами Р4М» (стр.67. Опять-таки для тех кто не «в теме»: ракеты R4M – это немецкое оружие, и в годы войны использовалось только ними, в т.ч. и для того чтобы сбивать бомбардировщики союзников, включая и такие как Martin B-26 «Marauder»)
Буквовку можно потерять: «Старфайер»-«Старфайтер» (стр.143, 39) или «Лайтинг»-«Лайтнинг» (стр.155, 29) И что с того, что «Lightning»? Тем более, что в книге четко сказано, что «Молния» - это «Тандерболт» (стр.62) Ну да ладно. А еще можно буковку добавить или заменить, и тогда самолет ПЛО «Nimrod» превратится в «Немврод» (стр.85), Bristol “Beaufighter” – в «Бристоль Бафайтер» (стр.70), а Handley Page “Hampden” – в «Ханли Пейдж Хамден Б Мк 1а» (там же на стр.70)
Языковое наследие других наций также добавило немного своих специй с пряностями в этот коллаж с натюрмортом:
Под французским соусом
Помимо называвшихся выше «Кодронов»-«Каудронов» вас еще ждут многочисленные «Ньюпорты» (начиная со стр.19), «Брегеты» и «Войсины», «Моран-Солнье» (стр.68-69) и «Морейн-Солнье» (стр.123), а также одинокий «Девойтин» (стр.121) и «новый истребитель СПАД VII С1С.113, сконструированный французским инженером Луи Бешеро (!!!)» (стр.79, если кто не догадался – это был Блерио).
«Айчи Д3А» (стр.28), «Накаяма Ки-43» (стр.29), «Мицубиси-Зеро» (стр.111), «Накаджима Ки-49» (стр.111), «Мицубиси А6М-Рейзен» (стр.111), «Мицубиси Джей 2М Рейдер «Джек» (стр.157)
«Рамплеры» (стр.60-61), «Файзелер Фи-156» (стр.145), «модель, обычно называемая «Эмиль» (сокращенное имя Вилли Мессершмитта (!)» (стр.115), «самолетами Бф-109Джи-2, называемые финнами «Мерсы» (!)» (стр.102-103),
«Реактивный «Мессершмитт Ме-163» имел единственную модификацию «Комета». Он принадлежал к семейству «супероружия» (стр.115)
Небольшой англо-американской десерт
Иногда приводятся оба варианта: «самолет «Ф8У-1 Крузейдер («Крестоносец»)» (стр.72), «Д.Х.110 «Виксен» («Лисица»), Д.Х.112 «Веном» («Яд»)» и даже сочли нужным перевести такое заковыристое название как «Д.Х.106 «Комет» («Комета»)» (наверное, чтобы с моющим средством не спутали) (все на стр.85). В каких-то случаях переводчики мучительно колеблются: De Havilland DH.60 «Moth» то «Мот», а то вдруг становится «Мотыльком» (оба на стр.84), или Boeing B-17 «Flying Fortress» - то «Флаинг фортресс» (стр.26), то «летающая крепость» (стр.170)
«Суперфортресс Б-29» (стр.27),
Пер с англ. О. В. Ивановой, М. В. Анфимова. Москва, ООО «Торговый дом «Издательство Мир книги», 2007. 220 стр с илл
02 10 2014
3 стр.
Охватывает период с конца 5по 15 вв., отпадение Западной Римской империи до конца эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековь
15 10 2014
15 стр.
В прошлом здесь делался упор на совершенствование сознания и медитацию, а позже стали обращать особое внимание на очищение тела путем выполнения специальных упражнений
16 12 2014
1 стр.
Оформление зала: портреты путешественников, глобус, физическая карта мира, плакаты с высказываниями великих географов
09 10 2014
1 стр.
«уйти в мир иной», «отправиться к праотцам», в которых отразились представления людей о жизни как переходе в другой мир, где обитают усопшие предки
25 12 2014
41 стр.
13 10 2014
1 стр.
Солнца и вычисливший окружность Земли, сформулировавший закон гидростатики, заложивший основы математики и алгебры, а также сделавший массу остроумных изобретений, известен каждому
28 09 2014
1 стр.
Особая категория людей-феноменов демонстрирует свои сверхъестественные дарования на эстрадных подмостках и цирковых аренах, вызывая у публики восторг, восхищение и удивление. «Чуде
16 12 2014
28 стр.