20 советов Пола Уайта, Marcello
.: Дата публикации 04-Авг-2006 :: Просмотров: 2366 :: Нет комментариев :: :: :.
Пол Уайт предлагает 20 советов, которые помогут сделать качественный микс.
Процесс записи материала – интересная штука, но более важная часть работы – получение финального микса. Использование эффектов и процессоров на этом этапе могут превратить простую запись в качественный продукт, однако, их перебор и неразумное использование способны испортить конечный результат. Я собрал вместе 20 легко запоминающихся советов, которые позволят вам контролировать использование эффектов. Советы приводятся не в строгом порядке значимости.
1. Реверберация создает иллюзию пространства, однако ее использование может также смазать расположение источников звука в стерео пространстве, точно также как это происходит в реальности. Для сохранения расположения источников звука в миксе используйте моно реверберацию и сместите ее в сторону источника звука.
2. Реверберация очень полезна для придания вокалу музыкальности и для того, чтобы вокал лучше «сидел» в миксе. Но использование большого количества реверберации способно сместить вокал с переднего плана вглубь. Поэкспериментируйте с величиной предварительной задержки, равной 60–100 мс, а также типом реверберации с большим количеством ранних отражений, что позволит усилить исходное «сухое» звучание. Внимательно слушайте фирменные записи, чтобы определить какой тип реверберации и в каком количестве в них используется, и чаще это количество меньше, чем вы думаете.
3. Яркая реверберация может заметно увеличить нежелательное шипение. Вместо применения de-esser’а на вокале, попробуйте применить его на ревербераторе до того, как эффект будет применен.
4. Реверберация – пожалуй, наиболее важный студийный эффект, поэтому не используйте программные ревербераторы низкого качества только потому, что не имеете достаточных мощностей для обработки звука. Используйте хороший внешний аппаратный ревербератор или, при его отсутствии, выберите мощный программный плагин и используйте его для вокала в режиме offline, отдельно пропустив через него вокальный трек.
5. Вокал почти всегда требует компрессии, но в процессе записи вокала используйте ее чуть меньше, чем это необходимо, т.к. потом будет применена компрессия для всего микса. Такой двухэтапный процесс не позволит получить перекомпрессированный звук, и даст возможность выровнять уровень записанного сигнала.
6. Компрессоры, вместе с усилением слабого сигнала, также усиливают и нежелательные слабые шумы, поэтому попробуйте использовать гейт до компрессора. Также не используйте компрессор более, чем это необходимо, что может привести к нежелательному отношению «сигнал–шум». Не стоит использовать гейт перед компрессором в процессе записи по причине, описанной в следующем совете.
7. Избегайте использования гейта в процессе записи, т.к. неправильно настроенный гейт может безвозвратно обрубить нужный сигнал, звучащий тихо. Вместо этого используйте гейт при сведении, когда вы можете сбросить параметры гейта и повторить все заново до получения нужного результата. Еще одно преимущество такого использования – устранение всех накопившихся шумов в процессе записи звука.
8. Не используйте гейт после реверберации, поскольку он может легко обрубить длинные хвосты. Кроме того, применение реверберации или эха после гейта позволит естественным образом сгладить артефакты гейта при затуханиях и отражениях сигнала.
9. Не всегда следует настраивать гейт на полное выключение сигнала в закрытом состоянии гейта. Иногда более естественным может быть вариант, когда остаточный сигнал малой громкости все же остается слышимым. В работе с барабанами гейт будет открываться быстрее, если уровень установить в районе 12 дБ вместо максимума.
10. Модули шумоподавления могут быть очень полезны для снижения шума на насыщенном материале, когда нет пауз в звучании, которые нужны для работы гейта или экспандера. Тем не менее, чаще сравнивайте звук с шумодавом и без, чтобы убедиться, что нет заметной потери высоких частот. Если все же потеря заметна, понижайте степень применения эффекта до получения приемлемого компромисса между полезным звуком и уровнем шума в тихих местах. Как и в случае с гейтом, применять реверберацию следует после, чтобы затухание сгладило неточности работы шумодава. В противном случае, (эффект шумоподавления, примененный после реверберации), могут быть потеряны хвосты.
11. Не применяйте длинную реверберацию для баса, если в этом не состоит художественная задумка, т.к. это может привести к появлению мути в низкочастотной части микса. Если нужно добавить пространства бочке, попробуйте использовать короткую реверберацию или сочетание ее с гейтом. Если нужно применить реверберацию для всей барабанной установки, то на ревербератор нужно подать чистый сигнал, отрезав нижние частоты.
12. Хорус – полезный эффект для создания иллюзии пространства и перемещения, но он также смещает сигнал вглубь, подобно реверберации. Если вы хотите применить хорус, то сместите его в противоположную от исходного «сухого» сигнала сторону или же обеспечьте в аранжировке достаточно пространства для его использования.
14. Эквалайзеры часто используются для корректировки звучания, но результат редко получается достаточно правдоподобным. Однако, если эквализация все же нужна, используйте подавление нежелательного диапазона вместо усиления нужных частот, что приведет к получению более натурального звучания вокала и акустических инструментов. Это особенно справедливо для бюджетных параметрических эквалайзеров, которые формируют гнусавое звучание при повышении средних частот.
15. Чтобы звуки лучше «сидели» в миксе, можно ограничить их диапазон с обеих сторон (low- and hi-pass), /срезать крайние низкие и высокие частоты/, оставив лишь «содержательную» часть спектра. Для этих целей (вместо эквалайзеров) идеально использовать несколько гейтов, включенных по схеме side-chain, чтобы отсечь нежелательные низкие и высокие частоты. Акустическая гитара, обработанная таким способом в области низких частот, лучше ложиться в микс, в то время как высокие частоты гитары остаются нетронутыми.
16. При формировании микса постарайтесь получить звучание, близкое к желаемому, до применения окончательной обработки. Когда это будет достигнуто, перейдите к вокалу, добавьте при необходимости компрессию и реверберацию, чтобы голос лучше сидел в миксе. После получения нужного частотного баланса сделать финальную обработку станет намного проще. Запомните, что финальная обработка лишь придает окончательный глянец миксу и не может скомпенсировать плохой баланс и некачественное исходное звучание.
17. Не пытайтесь использовать нагромождение эффектов и обработок, чтобы скрыть существенные ошибки исполнения. Однако, благодаря современным технологиям, легкие огрехи вокала, могут быть почти идеально исправлены процессорами pitch-коррекции, такими как программный Autotune от Antares или аппаратный ATR1.
18. При использовании энхансера на весь микс можно зайти слишком далеко. Поэтому чаще используйте bypass, /отключение эффекта для сравнения/, чтобы вернуться к исходному звучанию и проверить степень использования эффекта. При избытке использования энхансера, стоит проверить низкие частоты в миксе и, возможно, добавить их для поддержки частотного баланса.
19. Чаще всего лучше применить энхансер лишь для некоторых элементов микса, чтобы выделить их на общем фоне. Лучший способ сделать это – вставить энхансер в инсерт группы и направить на нее нужные звуки. Применяйте энхансер на вокале с осторожностью, т.к. он может привести к появлению нежелательного шипения.
20. Обработки, направленные на увеличение стерео ширины микса, могут отрицательно повлиять на моно совместимость. Используйте переключение в моно режим, чтобы проверить, не много ли теряет ваш микс в этом случае, т.к. это может быть важным при проигрывании микса по моно радио и на ТВ. Если будут обнаружены существенные изменения баланса и тембра, то используйте стерео расширение в меньшей степени или совсем не применяйте его для главных элементов микса, оставив только для второстепенных фоновых звуков – перкуссии, звуковых эффектов и т.д.