Ключ и критерии оценок
ответов на задания городской олимпиады по истории
10 класс 2010-2011уч. год
Часть А: каждый правильный ответ – один балл.
А 1 –Г
|
А 13 – А
|
А 2 – Б
|
А 14 – В
|
А 3 – Б
|
А 15 – Г
|
А 4 – А
|
А 16 – Б
|
А 5 – В
|
А 17 – Б
|
А 6 – А
|
А 18 – В
|
А 7 – В
|
А 19 – Г
|
А 8 – Б
|
А 20 – А
|
А 9 – В
|
А 21 – Г
|
А 10 – Б
|
|
А 11– Г
|
|
А 12 – 2
|
|
Всего: 21балл
Часть В
В-1 А. В.К.Плеве Б. С.И.Мамонтов В. К.Э. Циолковский – каждое имя 1 балл
Всего – 3 балла
В-2.
Степан Аникеевич Дегтярев (1766-1813) родился в семье крепостного крестьянина сл. Борисовки Хотмыжского уезда.
В-3. Всего: 1 балл
Ответ:
1 балл за правильное соответствие.
Всего: 4 балла.
В-4
Ответ: Русско-турецкая война.
1 балл за правильное название войны. Всего: 1 балл
В-5.2351 – за полный правильный ответ – 2 балла, за частичный – 1 балл
В-6
Ответы:
1 С…кул…р…зация – освобождение из-под влияния церкви. Секуляризация
2. Н…ст…жат…ли – представители религиозно-политического учения конца XV – начала XVIв. Нестяжатели
3. Д…сс…дент – инакомыслящий. Диссидент
4. Д…п…ртация – насильственное выселение. Депортация
5. …вток…фальная (церковь) – административно самостоятельно церковь. Автокефальная.
6. П…р…тет – равенство. Паритет.
7. Пр…в…т…зация – переход государственной собственности в частную. Приватизация.
8. Р…п…рация – возмещение побежденным государством убытка государству-победителю Репарация.
9. Экстр…мизм – приверженность к крайним взглядам, к крайним мерам, крайним действиям. Экстремизм.
10. М…тр…полия – государство, имеющее колонии. Метрополия.
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего: 10 бал
В-7.346 – полный ответ- 2 балла; частично верный- 1 балл.
Часть С.
С-1.
Ответ:Смутное время начало XVII в.
Ответ: Смоленск постоянно сталкивался с литовцами и поляками, так как это были его далеко не мирные соседи. Ничего хорошего с запада смоляне для себя не ждали.
Ответ: Смоленск – это западный форпост России, единственная крупная крепость, которая могла задержать или остановить польскую интервенцию.
По 1 баллу за каждое верное положение (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл).
Всего: 3балла
С-2.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом
должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
- аграрные преобразования Столыпина напрямую не затрагивали собственнических прав помещиков
- аграрные реформы Столыпина отвлекали крестьян от идеи раздела помещичьих земель
- благодаря столыпинским реформам, продавшие свою землю бедняки пополняли число сельскохозяйственных рабочих, труд которых использовался в помещичьих хозяйствах
- измененный 3 июня 1907 г. избирательный закон предоставил больше преимуществ дворянам-помещикам (в том числе в ущерб крестьянским правам)
- при П.А. Столыпине продолжал действовать Дворянский банк, предоставлявший льготные кредиты помещикам
При выборе второй точки зрения:
- реформы способствовали укреплению частной крестьянской
собственности на землю (превращению крестьян в собственников
земли)
- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнета общины
- при нем была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче ссуд крестьянам
- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу
- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе
- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель
- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация
- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств
- при реформировании системы местного самоуправления Столыпин планировал предоставить больше прав крестьянам-собственникам
|
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку
зрения
|
3
|
Приведены 2 аргумента
|
2
|
Приведен 1 аргумент
|
1
|
Все элементы ответа названы неверно 0
|
0
|
Максимальный балл 3
|
|
Всего: 3 балла
С-3.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
-
Могут быть названы следующие основные цели, программные положения:
- установление ограниченной (конституционной) монархии;
- создание (существование) представительного органа власти
- предоставление населению гражданских и политических прав и свобод
- равенство граждан перед законом (ликвидация сословной системы)
- отказ от самых радикальных, нелегальных средств борьбы
- в целом уважительное отношение к частной собственности, защита идеи о её необходимости перед социалистами
- защита отечественных предпринимателей от иностранной конкуренции (протекционизм)
|
-
Могут быть приведены следующие примеры организаций:
- Конституционно-демократическая партия (кадеты)
- Союз 17 октября (октябристы)
- Союз земцев-конституционалистов
- Прогрессивный блок
- Прогрессивная партия
- Торгово-промышленная партия
|
Указания к оцениванию
|
Баллы
|
Названы 3 цели, программные положения и приведены 2 примера либеральных организаций
|
4
|
Названы 3 цели и 1 организация или названы 2 цели и 2 организации
|
3
|
Названы 3 цели, организации не названы или 2 цели и 1 организация
|
2
|
Названы 2 цели, организации не названы ИЛИ названы 1 цель и 1 организация
ИЛИ цели не названы, приведены 2 организации
|
1
|
Назван 1 элемент ответа ИЛИ все элементы названы неверно
|
0
|
Максимальный балл
|
4
|
Всего: 4 балла
С-4
Номер отрывка
|
Название события
|
Дата
|
1.
|
Полтавская битва,
|
1709г.
|
2.
|
Бородинское сражение,
|
1812г.
|
3.
|
Куликовская битва
|
1380г.
|
4.
|
Сталинградская битва
|
1942г.
|
По 2 балла за каждый верный ответ.
Частично правильный- 1 балл.
Всего: 8баллов
С-5.по 2 балла за каждый полный ответ по каждой картине –
всего 8 баллов
№
|
Ф.И. О. деятеля
|
Что сделано для России
|
1.
|
Новиков Н.И.
|
Журналист, писатель, критиковал крепостничество с помощью сатиры
|
2.
|
Ломоносов М.В.
|
Инициатор создания Московского университета; научные исследования по истории, механике, физике, химии,
астрономии, стихосложении
|
3.
|
Радищев А.Н.
|
Писатель-просветитель, основатель революц.демокр.направления в литературе, критикует самодержавие в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»
|
4.
|
Е.Р. Дашкова
|
Президент Российской Академии наук, членВольного экономического общества
|
С-6. Эссе следует оценивать по следующим основным критериям:
знание и понимание теоретического материала, личная оценка проблемы, ясность и четкость изложения, приведение различных точек зрения, логика построения, определение рассматриваемых понятий, рассуждений. Важно, чтобы работа отвечала основным требованиям грамотной речи и оформления.
Раскрытие темы
Умение делать выводы
Самостоятельность суждений, аргументация
|
10
10
10
|
Всего 30 баллов
Максимальное количество баллов: 100