Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

МОУ СОШ №2 г.о.г. Буй, О.В. Федосеева



Технологическая карта урока чтения во 2 «Г» классе (перспективная программа)

Урок разработан учителем начальных классов МОУ СОШ №2 городского округа г. Буй Костромской области



Федосеевой Олесей Викторовной

Метод: литературное чтение.

Тема: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цель: учить выразительному чтению и анализу стихотворения.

Задачи:1) образовательная: раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое

содержание;

2) развивающая: развивать эмоциональный и духовный мир учащихся, речь, словарный запас.

3) воспитательная: воспитывать любовь к природе, чуткость к поэтическому слову.



Оборудование: портрет, картины осени, презентация к стихотворению, запись П.И.Чайковский «Октябрь».

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность детей

1.Самоопределение к деятельности.

1 мин.


Начинается урок,

Он пойдёт ребята впрок.

Постарайтесь всё понять –

И внимательно читать.



Дети проверяют свою готовность.

2.Проверка дом. задания .

3 мин.



Выразительное чтение стихотворения «Листья» Л.Яхнин (хрестоматия стр. 128)

-Почему падающие листья деревьев напоминают поэту письма?

- О чём эти письма?

- С кем поэт сравнивает ветер?

- Из каких строчек это видно?


Выразительно читают , отвечают на вопросы.

3.Вступительная беседа.

5 мин.


- Сегодня наш урок посвящён творчеству А.С. Пушкина. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его сказки в раннем детстве, ещё не умея читать, уже повторяли со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет..»

В его сказках мы чувствовали запах и вкус родного языка: «Там русский дух. Там Русью пахнет!»

Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживает музыкой и простотой своих стихов. СЛАЙДЫ 1,2,3,4.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье потомка знатного дворянского рода.


  • Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.

  • Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.

  • В доме Пушкиных часто бывали в гостях известные музыканты, поэты того времени.

В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.

- У Пушкина было самое любимое время года – осень. Ему он посвятил много стихов.

- Давайте послушаем сейчас строки из его произведения

«Осень».

СЛАЙДЫ 5,6,7.

- Какую картину осени вы себе представили?

- Почему Пушкин любит именно это время года?


3 ученика читают наизусть стихи:

1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.


2.И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полон – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

3.Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

-ответы детей.

- Пышная природа, в золотые краски одеты леса, а ещё полезен холод для здоровья.


4.Знакомство с произведением.

6 мин.




- Сейчас я познакомлю вас с ещё одним стихотворением об осени. Послушайте, как поэт описывает осень.

- Чтение учителя + показ СЛАЙДОВ 8 – 23.

Каждая строка – это картинка (маленькая зарисовка), которую легко представить читателю.

- Какой же осень предстала перед нами в этом стихотворении?

- Радует ли героя – рассказчика наступление осени?

Жужжащее чтение.


Дети слушают чтение учителя, просматривают слайды.

- Поэт показывает естественную смену состояния природы.

- Герой отмечает, что наступление осени связано с замиранием и угасанием жизни, он говорит, что наступающая осень – «довольно скучная пора».

Дети читают, тихо проговаривая.



5.Работа над произведением.

6 мин.



а) Словарная работа

- Обратите внимание на выделенные слова, что они показывают?

- НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО – поэт небо одухотворяет, это божественная связь неба и земли. Небо вбирает в себя всё земное.

- СОЛНЫШКО БЛИСТАЛО – уменьшительно-ласкательный суффикс -ЫШК-.

- БЛИСТАЛО – торжественное слово высокого стиля.

- СЕНЬ – покров, который образуется кронами деревьев, их ветками и листьями.

- НИВА – поле

- ПОЧУЯ – чувствовать

КОНЬ ДРОЖНЫЙ – специальная почтовая служба.

б)Чтение по цепочке

- А теперь читаем, обращаем внимание на стройность и выразительность языка Пушкина.



, -средняя по длительности пауза

. – самая длительная пауза

: - вывод или обобщение

- Почему поэт употребляет запятую?




Наступление пустоты и тишины.

РЕЖЕ, КОРОЧЕ, С ПЕЧАЛЬНЫМ ШУМОМ ОБНАЖАЛАСЬ.

Дети читают, расставляем логические ударения, паузы.

- Показывает движение, смену действий.



ФИЗМИНУТКА

1 мин.


Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули,

Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В сторону руки,

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.


2 ученика проводят.

6.Анализ произведения.

5 мин.


- Зачитайте те строчки, которые помогают представить то, что происходит осенью в лесах.

- Поэт ещё стремится к тому, чтобы мы ещё и слышали звуки осени, найдите в тексте.

- А теперь найдите строчки, позволяющие представить, что делают перелётные птицы осенью?

- Мы это видим или слышим?

- Какое слово, позволяет нам слышать?

- Поэт описывает раннюю или позднюю осень?

- А если бы мы не дочитали до этой строчки, мы бы поняли, о какой осени идёт речь?

- Первая часть – это впечатления и наблюдения поэта?

- Или размышления поэта?

- Это отдельные впечатления или они складываются в целостную картину?

- Прочитайте эту часть так, будто вместо запятой стоят точки.

- А теперь прочитайте её так, как задумал поэт.

- Перечитайте вторую часть

Какие знаки стоят в конце строчек?

- Прочитайте, что означает точка с запятой на стр.52.

Миша медленно читал вторую часть стихотворения, делал паузы. И после каждой паузы записывал свои ощущения от картины осени.

ТЕМНО И ХОЛОДНО.

ТИХО,


ГОЛОДНО.

СТРАШНО,


ПУСТО,

ТИХО.


- Попробуйте расшифровать Мишину запись.

Какие строчки породили каждое Мишино ощущение?

- Каких животных вы представили?

- Миша представил волков и коня, а Маша ещё и коров.

- Почему разные представления?


- Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

- Печальный шум листвы. (опадают листья).

- Зачитывают:

«Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…»

- Крикливых

- «Стоял ноябрь уж у двора», значит поздняя осень.

- Да, есть строки:

«Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась», т.е.деревья сбросили листву.

- Первая часть – это впечатления и наблюдения, которые складываются в целостную картину.

- Поэт ставит запятые, а в конце первой части-точку.

Дети читают 1 часть.

- Точка с запятой.

Дети читают плакат.

- Встаёт заря во мгле холодной.

- Шум работ умолк.

- Волк и волчиха.

- Боязнь, что нападут волки.

- Пастух никого не гонит.

- Рожок никого не зовёт.

- 6 пауз, 6 Мишиных ощущений.

- ответы детей.

- Каждый воображает по-разному.


7.Выразительное чтение.

8 мин.


- А сейчас прочитаем стихотворение, передавая настроение автора.

Дети выразительно читают.


8.Прослушивание

записи П.И.Чайковского «Октябрь»

2 мин.


- Осень любили не только поэты, но и композиторы.

Послушайте «Осеннюю песнь. Октябрь». Это произведение сочинил великий композитор П.И.Чайковский

(звучит музыка) СЛАЙД 24.



- Чем стихотворение похоже на музыку?


Слушают музыку.

Настроением.



9.ИТОГ урока. Д.З.

2 мин.


- Поэзия Пушкина сродни самой жизни. Он,

как никто другой, умел находить прекрасное не только в исключительном, но и в самом простом. Не зря поэт и критик Аполлон Григорьев утверждал:

«Пушкин – это наше всё». СЛАЙД 25.

- Чему мы учились на уроке?



Д.З. – стр. 51 – выучить наизусть


- Мы научились выразительно читать, передавая настроение и чувства автора.



10.Рефлексия.

1 мин.


- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?



- Удалось ли вам сохранить хорошее настроение








Урок по теме «Уж небо осенью дышало » Цель: обобщить и закрепить знания учащихся о произведениях, с которыми они познакомились в разделе «Уж небо осенью дышало »

Этот урок был вам вовсе не интересен, то прицепите красный листочек

141.19kb.

16 09 2014
1 стр.


А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Урок разработан учителем начальных классов моу сош №2 городского округа г. Буй Костромской области

78.4kb.

16 09 2014
1 стр.


Тематическое планирование по теме: «Деревья и кустарники осенью»

Цель: Обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью

94.12kb.

16 09 2014
1 стр.


Lita польза мечты (история из цикла "Камешки")

Лужа была глубокая. Небо было голубое. Лужа была чистая, и небо отражалось в ней, почти не теряя цвета. Я и шагнула в лужу, как в небо

65.03kb.

02 10 2014
1 стр.


Пушкин а с. Пушкин александр сергеевич

Пушкин александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка. В юношеских стихах — поэт лицейск

122.79kb.

01 10 2014
1 стр.


Что растет на грядке?

Осенью созревает урожай. И люди, и звери делают запасы на зиму. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, что выросло осенью на огороде

44.98kb.

14 09 2014
1 стр.


Александр Сергеевич Пушкин

А. С. Пушкину. И за эту короткую жизнь им было создано столько произведений различных жанров, что трудно определить, кто же такой Пушкин

255.65kb.

01 10 2014
1 стр.


Володимир Кирилович Винниченко Момент (Із оповідань тюремної Шехерезади)

Слухайте. Було це навесні. Ви ще пам'ятаєте, що то таке весна? Пам'ятаєте небо, синє, глибоке, далеке! Пам'ятаєте, як ляжеш в траву десь, закинеш руки за голову І глянеш у це небо,

194.57kb.

24 09 2014
1 стр.