Перейти на главную страницу
«Защищенное детство» -модель психолого педагогического сопровождения родителей, имеющих детей – инвалидов.
В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка-инвалида, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Случаи успешной интеграции детей с недостатками развития свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных образовательных учреждений при соответствующих планировании и методиках обучения.
Специфика представленной программы состоит в том, что она включает в себя разнообразные формы работы, уделяет особое внимание практической подготовке (практические, семинарские занятия, тренинги, видеоконференции и др.), позволяющей не только обеспечить овладение родителями различными знаниями, умениями и навыками, но и актуализировать их посредством открытого диалога, проигрывания разнообразных ситуаций, включения в совместную поисковую и творческую деятельность.
Образовательная программа включает три взаимосвязанных блока.
Первый – «Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания ребенка-инвалида с отклонениями в развитии в семье» - включает в себя диагностические и психокоррекционные мероприятия, осуществляемые родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии, а также тренинговые занятия.
Второй – «Условия социального развития детей с различными отклонениями в развитии в соответствии с их возможностями здоровья и особенности семейного воспитание таких детей» - раскрывает специфику нарушений у детей и особенности семейного воспитания детей с отклонениями.
Третий – «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребенка-инвалида и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания» - характеризует различные модели семейного воспитания и взаимодействие семей, имеющих ребёнка с отклонениями, с различными институтами социального воспитания.
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
СРС1 |
Всего | |
Лекции |
Практ. | ||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
1 |
2 |
2. |
Профессиональная родительская компетентность как важный фактор эффективности воспитания детей с отклонениями в развитии в семье (диагностические и психокоррекционные мероприятия, осуществляемые родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии) |
15 |
7 |
22 | |
|
Занятие 1. Нормативно-правовая база воспитания ребёнка с отклонениями в развитии |
1 |
|
1 |
2 |
|
Занятие 2. Групповой психокоррекционный практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии |
|
6 |
|
6 |
|
Занятие 3. Практическое применение диагностики в семье, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, коррекционное воздействие |
|
1 |
1 |
2 |
|
Занятие 4. Психолого-педагогическое наблюдение за эмоционально-личностными особенностями детей с отклонениями в развитии |
|
|
2 |
2 |
|
Занятие 5. Психологическое изучение родителями ребёнка с отклонениями в развитии |
|
|
2 |
2 |
|
Занятие 6. Тренинг компетентности родителей, имеющих ребёнка с отклонениями в развитии |
|
6 |
|
6 |
|
Занятие 7. Психокоррекционные техники и методы взаимодействия родителей с ребёнком с ОВЗ |
1 |
|
1 |
2 |
3. |
Условия социального развития детей с различными отклонениями в развитии в соответствии с их возможностями здоровья и особенности семейного воспитания таких детей |
7 |
5 |
12 | |
|
Занятие 1. Особенности детей с ОВЗ и организация помощи детям дошкольного возраста с нарушениями развития (дети с нарушениями слуха, зрения, речи, дети с ДЦП, умственной отсталостью, с синдромом Дауна, с онкологией, дети и ВИЧ) |
2 |
2 |
2 |
6 |
|
Занятие 2. Практикум для семей, имеющих детей с нарушениями слуха |
|
1 |
1 |
2 |
|
Занятие 3. Упражнения для детей с глубокими нарушениями зрения и слуха |
|
1 |
1 |
2 |
|
Занятие 4. Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ |
|
1 |
1 |
2 |
4. |
Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка с ОВЗ и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания |
9 |
5 |
14 | |
|
Занятие 1. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями |
1 |
1 |
|
2 |
|
Занятие 2. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье |
1 |
|
1 |
2 |
|
Занятие 3. Профилактика отклонений в развитии у детей раннего возраста |
|
1 |
1 |
2 |
|
Занятие 4. Методические рекомендации и правила для родителей детей с нарушениями развития |
1 |
|
1 |
2 |
|
Занятие 5. Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество |
|
1 |
1 |
2 |
|
Занятие 6. Генеалогическое древо семьи |
|
1 |
1 |
2 |
5. |
Итоговое занятие |
|
2 |
|
2 |
|
Всего |
8 |
24 |
18 |
50 |
В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.
Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.
ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.
Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов.
Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.
Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Они предписывают государствам признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы на национальном и местном уровнях, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.
К основным направлениям деятельности государства Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализация и оценка услуг и мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.
В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении.
Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида.
В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.
Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.
Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.
Следует отметить, что наиболее существенным недостатком российского национального законодательства в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаточность в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.
Очевидно, что стратегическим направлением реформирования государственной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации.
Учитывая значение образования для интеграции детей-инвалидов в общество, целесообразно рассмотреть более подробно вопросы законодательного обеспечения равных возможностей на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.
Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5). Ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья могут быть установлены только законом. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
В соответствии со статьей 7 рассматриваемого Закона, при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
Законом установлено разнообразие форм получения образования, в том числе экстернат, семейное образование (с последующей аттестацией в форме экстерната). Допускается сочетание различных форм.
Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или иных законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.
Для инвалидов и людей, имеющих родителей инвалидов имеются льготы при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, и граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
Федеральным законом «О библиотечном деле» подтверждена государственная поддержка специализированных библиотек для слепых, сеть которых создавалась еще в советское время (их насчитывается 70 в разных регионах, 150 тысяч читателей пользуются ими бесплатно).
Таким образом, право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в основном закреплено федеральным законодательством.
Вместе с тем экспертами отмечается, что необходимы дополнительные законодательные средства для полного обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.
В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств – участников СНГ.
Закон определяет понятия ограниченные возможности здоровья, полное государственное обеспечение, интегрированное образование и другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные учреждения специального образования. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования.
Законодательные акты о специальном образовании приняты в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, в 2002 году в Ленинградской области принят Областной Закон «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области».
О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты
Какие меры реализуются Правительством РФ?
Большое значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет федеральная целевая программа «Дети России».
Так, благодаря реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», рассчитанной до 2002 года, было начато формирование в России системы профилактики детской инвалидности.
В том числе обеспечивался скрининг новорожденных на группу патологий, началось формирование системы реабилитации детей-инвалидов в органах социальной защиты населения, решалась задача координации деятельности министерств и ведомств в деле комплексной реабилитации, профессионально-трудовой подготовки детей-инвалидов, по выявлению наследственных заболеваний.
В частности, в 2002 году были закуплены и поставлены в федеральные и межрегиональные медико-генетические центры и консультации шести регионов России высокоавтоматизированные лаборатории «Viktor» для проведения неонатального и пренатального биохимического скрининга; закуплены российские и импортные препараты для обеспечения лечения новорожденных и детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией; в 89 субъектов Федерации поставлено 190 звукореакторотестов, а так же другие сложные диагностические приборы для массового аудиологического обследования детей.
Согласно разделу программы «Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями» осуществлялась закупка и поставка различных видов оборудования в учреждения для детей-инвалидов систем социальной защиты, здравоохранения и культуры.
Минкультуры России за счет средств программы было направлено в 5 субъектов Федерации 5 передвижных центров-лицеев для детей-инвалидов.
Были также проведены многочисленные федеральные и региональные фестивали, конкурсы, спартакиады с участием детей-инвалидов.
За счет средств федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» до 2002 года были разработаны и направлены в регионы 1700 комплектов методических пособий и кассет, организованы разнообразные курсы по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами.
В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 - 2006 годы было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди детей с хронической патологией.
В том числе удалось расширить сеть реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году). Оснащение их современным оборудованием позволило создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8% в 2002 году до 32% в 2006 году. Но до полного охвата детей-инвалидов реабилитационными услугами пока еще далеко, и это один из самых существенных недостатков государственной политики в отношении детей-инвалидов.
В марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, которая является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.
В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как:
· развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
· внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
· материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;
· внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;
· создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов;
· проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);
· разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей;
· строительство и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов.
Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет.
Планируется также внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.
По мнению разработчиков Программы предполагается, что средства, направленные на реализацию Программы, окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.
Предполагается, что реализация мероприятий Программы позволит:
· улучшить качество жизни и здоровье детей;
· повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;
· усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке детей, нуждающихся в особой заботе государства.
Таким образом, выполнение комплекса мероприятий Программы должно способствовать, в частности, профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми инвалидами.
В то же время выделяемых на реализацию программы финансовых средств недостаточно с точки зрения обеспечения полного охвата государственной поддержкой и реабилитацией детей-инвалидов в Российской Федерации.
Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии при образовательных учреждениях общего вида; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Большое значение имеет внедрение новых технологий. Современные методы диагностики позволяют выявлять большинство отклонений в развитии ребенка в возрасте до 3-х лет. При этом специальные коррекционно-педагогические программы помощи детям раннего возраста позволяют улучшить развитие ребенка, дают возможность в последствии обучаться в обычной, а не специальной школе.
В 1999 году по решению коллегии Минобразования России, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья был перенесен на дошкольный возраст. На заседании коллегии была одобрена Концепция реформирования системы специального образования, предусматривающая создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста. В целях разработки и внедрения государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования с 1 января 2000 г. Минобразованием России создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже существует 16 центров раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.
По информации Минобрнауки России сеть специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также общеобразовательных школ индивидуального обучения детей-инвалидов на дому. Обучение и коррекция развития в данных учреждениях реализуется по 15 учебным программам.
Предусмотрена возможность обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в условиях образовательных учреждений. Ранее такие дети направлялись только в учреждениях системы социального развития.
Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.
Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.
Внедрение инклюзивного образования позволяет менять отношение общества к инвалидам на более позитивное, разрушать отчужденность. Инклюзивное образование позволяет осуществлять непрерывное образование. В 2001 году Минобразования России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), которая основана на принципах: интеграции через раннюю диагностику; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку; разноуровневые модели интеграции.
Уже накоплен опыт внедрения интегрированного образования в практику. В настоящее время почти 1,5 тысячи детей с нарушениями слуха обучаются вместе с нормально слышащими детьми.
Кроме того, свыше 100 тыс. детей, имеющих легкие нарушения звукопроизношения или письменной речи, посещают почти 5 тыс. логопедических пунктов при общеобразовательных учреждениях. Комплектование образовательных учреждений (групп, классов), в которых ведется обучение, воспитание и коррекция развития детей с ограниченными возможностями во многом зависит от качества работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Общее количество постоянно работающих и периодически создаваемых ПМПК составляет более 1400.
Специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых ребенок может получать образование, создаются территориально приближенными к месту его жительства, что ведет к сокращению интернатных учреждений для данной категории детей.
Необходимо отметить, что для успешного развития детей-инвалидов, создания условий их интеграции в общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку семей, имеющих детей инвалидов и создания условий, позволяющих воспитывать детей не в интернатных учреждениях, а в семье.
Федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлены достаточно широкие полномочия в сфере социального обеспечения
По информации территориальных органов Минюста России, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, по состоянию на 24 января 2011 года в округе действуют 1510 нормативных правовых актов (в том числе 979 изменяющих): в Республике Марий Эл – 171, Пензенской области – 152, Саратовской области – 150, Самарской области – 144, Удмуртской Республике – 139, Чувашской Республике – 124, Нижегородской области – 123, Пермском крае – 119, Ульяновской области – 108, Республике Мордовия – 97, Республике Татарстан – 55, Республике Башкортостан – 54, Оренбургской и Кировской областях – по 37.
«Защищенное детство» -модель психолого педагогического сопровождения родителей, имеющих детей – инвалидов
13 10 2014
9 стр.
Актуальность данной темы обусловлена проблемами, с которыми мы, педагоги, сталкиваемся в процессе воспитания подростков. Это агрессия и жестокость по отношению к сверстникам и к св
14 12 2014
1 стр.
Актуальность данной работы выражается в том, что одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирован
07 10 2014
4 стр.
ПК. Одна из таких попыток была предпринята Б. А. Куликом. В его статье [1] предлагается программа для моделирования и анализа рассуждений. Для иллюстрации работы данной программы п
11 10 2014
1 стр.
В рамках реализации районной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в Новоузенском муниципальном районе на 2008-2010 годы», исполнителями плана мероприятий к данн
08 10 2014
1 стр.
Актуальность работы заключается в том, что многие люди любят путешествовать. Там они посещают разные дворцы и замки, не зная их истории и того, что их можно связать с особенностями
15 12 2014
1 стр.
Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать
25 12 2014
4 стр.
Степень повреждения фиброзного кольца также влияет на результат. Все это обусловливает актуальность разработки и применения минимально инвазивных методов лечения компрессионного ко
01 10 2014
1 стр.