Анализ работы Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта за 2010 год
Оценка состояния безопасности движения поездов
На путях общего пользования
В декабре на железных дорогах подконтрольных Северо-Западному Управлению государственного железнодорожного надзора, включая дирекции, допущено 79 событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, против 63 в декабре 2009 года. С пассажирскими поездами – 6 против 7.
В декабре, в локомотивном хозяйстве (включая дирекцию тяги, дирекцию по ремонту подвижного состава и моторвагонную дирекцию) допущен рост на 62% числа нарушений безопасности движения – 55/34. Число нарушений безопасности движения, допущенное в вагонном хозяйстве, включая Дирекцию по ремонту грузовых вагонов – 16/19.
За 2010 год на железных дорогах региона (с учетом Дирекций и филиалов) всего допущено 797 событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, против 775 в 2009 году, рост на 2,8%.
Наибольшее число событий (62% от общего количества), связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущено в локомотивном хозяйстве (включая дирекцию тяги, дирекции пригородных перевозок и по ремонту подвижного состава) – 516, что на 41% больше чем в 2009 году (365 сл.)
На Октябрьской железной дороге число нарушений безопасности движения (включая дирекции) составило 353 случаев против 388. В том числе на дороге допущены следующие грубые нарушения безопасности движения:
11 апреля на станции Леонтьево Московского отделения дороги допущена неграфиковая задержка высокоскоростных поездов № 165 «Сапсан» на 54 минуты, № 166 «Сапсан» на 2 часа 03 минуты из-за неисправности контактной сети.
07 августа на перегоне Пола – Беглово Санкт-Петербург-Витебского отделения дороги произошел сход двух вагонов грузового поезда по причине образования угла в плане при температуре в рельсах +48ОС из-за нарушения технологии работ.
24 августа на стации Редкино Московского отделения дороги машинистом ТЧ-Москва допущен проезд запрещающего показания маневрового светофора с последующим взрезом переводного сердечника крестовины стрелочного перевода и сходом тепловоза ТЭМ2-6162.
21 ноября на станции Ховрино допущен сход двух хвостовых вагонов электропоезда. Причина схода вагонов – перевод стрелки под составом в момент проследования электропоезда вследствие появления ложной свободности участка из-за попадания напряжения от питающего кабеля электрообогрева стрелочных переводов в рельсовую цепь.
На Северной железной дороге общее число событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (включая дирекции) возросло на 17% – 437 случаев против 373. Были допущены следующие грубые нарушения:
10 февраля проезд запрещающего показания светофора на станции Усть-Шоноша Сольвычегодского отделения дороги при маневровых передвижениях с взрезом стрелочного перевода;
28 апреля сход вагона в грузовом поезде на перегоне Унежма – Сулозеро Архангельского отделения дороги из-за превышения предельно допустимых износов вагона (аренда ООО «Трансойл).
22 июля на станции Вологда-1 при приеме хозяйственного поезда под управлением локомотивной бригады ТЧЭ-5 Иваново допущен проезд запрещающего маршрутного светофора НМ-24 с последующим взрезом стрелочного перевода № 33.
24 августа на станции Хановей Сосногорского отделения дороги допущен проезд запрещающего показания маневрового светофора с последующим взрезом стрелочного перевода.
20 сентября при отправлении грузового поезда со станции Вологда-2 допущен сход с рельсов 49-го с головы состава груженого вагона из-за нарушения технологии обточки остряка стрелочного перевода.
25 ноября на станции Лоста Вологодского отделения при производстве маневровой работы допущен проезд запрещающего сигнала с последующим взрезом стрелочного перевода. При попытке машиниста осадить маневровый состав по взрезанному стрелочному переводу произошел сход трех грузовых вагонов.
На Калининградской железной дороге число событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта составило – 7/14.
На станции Калининград-Сортировочный допущено три нарушения безопасности движения из 7:
21 января – проезд запрещающего показания маневрового сигнала с последующим сходом на сбрасывающей стрелке тепловоза и вагона.
16 апреля – сход двух вагонов из-за неисправности сбрасывающего башмака.
23 мая – сход вагона при роспуске с горки по причине заклинивания тормозного башмака.
В 2010 году на железных дорогах, поднадзорных Северо-Западному Управлению, допущены следующие грубые события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта:
10 января на перегоне Редкино – Завидово Московского отделения Октябрьской железной дороги после прохода пассажирского поезда № 297 при выявлении ложной занятости 1, 2 участков удаления выявлен
излом рельса на 521 км ПК 4. Задержано 9 пассажирских поездов, в том числе высокоскоростной электропоезд «Сапсан». При внешнем осмотре установлено, что излом сварного рельса находится на расстоянии 160 мм от сварного стыка, поверхность излома носит хрупкий характер, следов усталостного развития нет. Для уточнения причины разрушения части рельса направлены во ВНИИЖТ на металлографическое исследование.
21 января на станции Калининград-Сортировочный при маневровых передвижениях допущен
проезд запрещающего сигнала с последующим сходом на сбрасывающей стрелке тепловоза всеми колесными парами и одной тележки вагона. Причиной проезда явились нарушения машинистом порядка подъезда к запрещающему сигналу, ненаблюдение за показанием светофора и положением стрелок в маршруте следования.
28 января на перегоне Рязанцево – Шушково Ярославского отделения Северной железной дороги обнаружен
излом рельса. При осмотре выявлено, что излом произошел от подошвы рельса через первое болтовое отверстие в головку рельса на расстоянии 200 мм от алюмотермитного стыка. Зазор излома составил 30 мм. Излом по рисунку 79 «без видимых пороков излома».
02 февраля на перегоне Броневая – Лигово Санкт-Петербург Витебского отделения Октябрьской железной дороги произошел
подрыв рельса при следовании автомотрисы, что привело к перерыву в движении по второму пути более 4 часов, по первому – более 9 часов. В результате происшествия машинист ССПС Манохин К.В. получил травму – перелом лодыжки левой ноги
10 февраля на станции Усть-Шоноша Сольвычегодского отделения Северной железной дороги при производстве маневровых передвижений мотовоза ДГКУ № 4514 допущен
проезд запрещающего сигнала светофора Н-2, с последующим взрезом стрелочного перевода. Водитель мотовоза в нарушение ПТЭ и ИДП не убедился в разрешающем показании светофора.
28 апреля на перегоне Унежма – Сулозеро Архангельского отделения Северной железной дороги произошел
сход вагона в грузовом поезде. В результате схода вагон поврежден в объеме текущего отцепочного ремонта, требуется замена 997 шпал. Причина – отклонение от норм содержания тележки вагона.
22 июля на станции Вологда-1 Вологодского отделения Северной железной дороги при постановке машины СТРУГ на базу дистанции пути допущен
проезд запрещающего сигнала маневрового светофора с последующим взрезом стрелки. Причина – не наблюдение за сигналами и правильностью приготовления маршрута.
07 августа на перегоне Пола – Беглово Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги допущен
сход двух вагонов в грузовом поезде. В результате схода повреждены 21 шпала, два вагона в объеме текущего ремонта. Перерыв в движении составил 07 часов 01 минуту. Причина - образование угла в плане из-за нарушения технологии работ, установленной пунктом 4.1.1, 4.4.2. «Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути» - не учтены данные по среднесуточным температурам.
24 августа на стации Редкино Московского отделения Октябрьской железной дороги при производстве маневровых передвижений на тепловозе под управлением локомотивной бригады цеха эксплуатации Тверь эксплуатационного локомотивного депо Москва ТЧЭ-1 допущен
проезд запрещающего сигнала светофора М25 с последующим взрезом переводного сердечника крестовины стрелочного перевода и сходом трех колесных пар тепловоза. Причина – отвлечение от наблюдения за сигналами при выполнении маневровых передвижений.
24 августа при производстве маневровых передвижений одиночным локомотивом серии ЧМЭ-3 № 4485 под управлением локомотивной бригады ТЧ-Воркута допущен
проезд запрещающего сигнала светофора с последующим взрезом стрелочного перевода. Причины проезда – невыполнение регламента переговоров между машинистом и помощником машиниста при маневровой работе, не наблюдение за положением стрелочных переводов и не убеждение в наличии разрешающего показания светофора.
20 сентября при отправлении грузового поезда № 2838 с 5 пути станции Вологда-2 Северной ж.д. при скорости 15 км/час на стрелочном переводе № 125 допущен
сход с рельсов первой колесной пары первой по ходу движения тележки 49-го с головы состава груженого вагона. Поезд остановлен по срабатыванию автотормозов. В результате схода повреждены: 47 стрелочных брусьев и 15 шпал, вторая межостряковая тяга, вагон в объеме текущего отцепочного ремонта. Причиной схода вагона явилось нарушение технологии обточки в месте выкрашивания остряка, что привело к набеганию колеса на остряк с дальнейшим отжатием его от рамного рельса.
21 ноября на станции Ховрино при следовании пригородного поезда № 6727 сообщением Тверь – Москва, электропоезд ЭТ2М № 108 (12 вагонов), при скорости 35 км/ч на стрелочном переводе №153/155 допущен
сход двух хвостовых вагонов. Машинист применил экстренное торможение после срабатывания бортовых устройств. Населенность поезда 20 человек, в сошедших вагонах находилось 4 человека. Пострадавших нет.
В результате схода нарушен габарит по 3-му главному пути, повреждены сошедшие вагоны в объеме деповского ремонта, стрелочный перевод, элементы верхнего строения пути, нарушен план 1 и 3 главных путей.
Причина схода вагонов – перевод стрелки под составом в момент проследования электропоезда вследствие появления ложной свободности участка из-за попадания напряжения от питающего кабеля электрообогрева стрелочных переводов в рельсовую цепь.
Сход железнодорожного подвижного состава в пассажирском поезде отнесен к учету по ответственности на Московскую дистанцию электроснабжения Московского отделения Октябрьской железной дороги.
25 ноября на станции Лоста Вологодского отделения Северной железной дороги при производстве маневровой работы по перестановке группы вагонов тепловозом ЧМЭ3т под управлением локомотивной бригады депо Лоста допущен проезд запрещающего сигнала с последующим взрезом стрелочного перевода. При попытке машиниста осадить маневровый состав по взрезанному стрелочному переводу произошел сход трех грузовых вагонов. Причина проезда – не наблюдение за показаниями сигналов и положением стрелочных переводов, невыполнение регламента переговоров при маневровой работе.
Безопасность движения на железнодорожных переездах
В декабре произошло 4 столкновения на железнодорожных переездах на Октябрьской железной дороге и одно – на Северной.
За 2010 год всего произошло 45 столкновений (2009 – 38). На Октябрьской железной дороге – 31 / 16, на Северной – 13 / 20, на Калининградской – 1 / 2. С пассажирскими поездами произошло 22 столкновения против 10 за 2009 год. При столкновениях пострадало 22, погибло 6 человек (2009 – 23/4).
Одно столкновение с автотранспортом произошло на железнодорожном переезде с дежурным, оборудованном УЗП. Остальные – на железнодорожных переездах, не обслуживаемых дежурным, при исправной сигнализации – из-за нарушения водителями автотранспорта ПДД или неисправности автомобиля. Общий перерыв в движении поездов из-за ДТП составил 39,9часа против 31,2 в 2009 году.
В 2010 году произошли следующие наиболее тяжелые по последствиям столкновения на железнодорожных переездах:
09 января на станции Зеленоборск Сосногорского отделения Северной железной дороги на регулируемом железнодорожном переезде, не обслуживаемом дежурным работником, при исправной переездной сигнализации, при скорости 70 км/ч произошло столкновение пассажирского поезда № 311 сообщением Воркута – Новороссийск с автомашиной КАМАЗ (бензовоз с прицепом). В результате пострадал машинист (рваная рана коленного сустава) и пассажирка третьего вагона (закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга). Автоцистерна повисла на автосцепке тепловоза, произошел разлив груза – нефть.
28 января на станции Кизема Сольвычегодского отделения Северной железной дороги на регулируемом железнодорожном переезде, не обслуживаемом дежурным работником, при исправной переездной сигнализации произошло столкновение грузового поезда с грузовым поездом ГАЗ-53, груженых углем. В результате столкновения водитель автомобиля и пассажир погибли.
08 февраля на станции Деревянка Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги произошло столкновение пассажирского поезда № 16 (Москва – Мурманск) с автомобилем Жигули. Травмирована пассажирка автомобиля.
11 марта на станции Шестихино Ярославского отделения Северной железной дороги при скорости 60 км/ч произошло столкновение одиночно следующего тепловоза 2ТЭ10М приписки депо Иваново с автомобилем Жигули. Водитель скончался по дороге в больницу. На тепловозе поврежден путеочиститель, нарушен габарит, самостоятельное движение до прибытия ремонтного персонала было не возможно.
31 мая на станции Черемуха Сольвычегодского отделения Северной железной дороги при скорости 75 км/ч произошел наезд грузового поезда на легковой автомобиль Suzuki grand Vitara. В результате водитель автомобиля получил ранения, доставлен в больницу. На тепловозе повреждены путеочиститель и кран главного резервуара.
13 июня на станции Озерки Калининградской железной дороги произошло столкновение грузового поезда с автомобилем марки Ниссан. В результате столкновения водитель получил ранения, доставлен в больницу. Повреждены два карликовых светофора и путевая коробка.
08 июля на железнодорожном переезде перегона Самолуково – Киселевичи Санкт-Петербург Витебского отделения Октябрьской железной дороги произошел наезд поезда (дрезина ДГКУ ПЧ-Новосокольники) на автомобиль ВАЗ 2109. Водитель доставлен в больницу.
25 июля на перегоне Грузино – Васкелово Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги
на регулируемом железнодорожном переезде, оборудованном шлагбаумом и устройствами УЗП произошло столкновение грузового поезда с автомобилем КАМАЗ. В результате автомобиль отбросило на здание поста дежурной по переезду. Дежурная по переезду с тяжкими телесными повреждениями доставлена в больницу, здание поста полностью разрушено. Повреждены устройства на переезде и локомотив.
12 августа на регулируемом железнодорожном переезде необслуживаемом дежурным работником при исправно действующей переездной сигнализации произошло столкновение пригородного поезда сообщением Себеж – Великие Луки с автомобилем ВАЗ-2114. Водитель автомашины погиб. Устройства пути, автоматики и телемеханики, а также локомотив – не повреждены.
07 сентября на регулируемом железнодорожном переезде без дежурного работника перегона Янисъярви – Ляскеля Волховстроевского отделения Октябрьской ж.д. произошел наезд пассажирского поезда № 964 сообщением Лодейное Поле – Суоярви на автомобиль УАЗ 3909. Один пассажир автомобиля погиб, другой – травмирован.
13 декабря на перегоне Горкино – Вичуга Ярославского отделения Северной ж.д. произошел наезд пригородного поезда № 6237 с тепловозом ТЭП70 № 571 на автомобиль ВАЗ-2107. Водитель автомобиля с тяжкими телесными повреждениями доставлен в больницу.
15 декабря на перегоне Олонец – Ильинская Волховстроевского отделения Октябрьской ж.д. произошел наезд грузового поезда № 1462 на автомобиль «УАЗ-Фермер». В результате столкновения погиб пассажир автомобиля.
15 декабря на станции Дно Санкт-Петербург Витебского отделения Октябрьской ж.д. произошел наезд грузового поезда № 1738 на легковой автомобиль «Ауди 80». Пассажир автомобиля погиб на месте, водитель скончался по дороге в больницу.
19 декабря на перегоне Пинозеро – Полярные Зори Мурманского отделения Октябрьской ж.д. произошло столкновение пассажирского поезда № 16 сообщением Москва – Мурманск с легковым автомобилем «Тойота». Водитель доставлен в больницу.
Безопасность движения на путях необщего пользования
В декабре на предприятиях железнодорожного транспорта, не входящих в состав ОАО «РЖД», всего было допущено 16 событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, из них 14 сходов подвижного состава при маневровой работе. В декабре 2009 года было 7 нарушений безопасности движения, из них 6 сходов при маневровой работе.
За прошедший год произошло две аварии и 190 событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе 178 сходов подвижного состава при маневровой работе. За 2009 год было допущено три аварии, 166 нарушений безопасности движения, из них 155 сходов подвижного состава при маневровой работе.
В 2010 году на железнодорожных путях необщего пользования допущены две аварии:
28 июня на железнодорожном пути необщего пользования ФГУП «Завод имени Морозова», примыкающего к станции Петрокрепость Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», группа из девяти вагонов самопроизвольно пришла в движение по направлению к ходовому пути № 5. На сбрасывающем остряке произошел сход трех вагонов. В результате схода произошло повреждение котла цистерны с последующей утечкой и возгоранием груза. Все три вагона повреждены до степени исключения из инвентаря – транспортное происшествие классифицировано как авария. Причина – нарушение порядка закрепления вагонов (двумя тормозными башмаками вместо четырех).
15 июля при производстве маневровой работы локомотивом Областного Государственного унитарного Шортюгского предприятия Промышленно-железнодорожного транспорта при подаче группы вагонов вперед локомотивом на железнодорожном мосту через реку Шортюг из-за излома несущих деревянных свай моста произошло падение в реку двух последних вагонов по ходу движения, принадлежащих ОАО «РЖД».
В результате транспортного происшествия полностью разрушен железнодорожный деревянный мост, повреждено 50 метров верхнего строения пути и четыре железнодорожных вагона, два из них до степени исключения из инвентаря.
Данное транспортное происшествие классифицировано как авария с отнесением по виновности за субъектом железнодорожного транспорта ОГУ Шортюгское предприятия ППЖТ.
Повреждение вагонов грузового парка на путях необщего пользования
В декабре 2010 года на предприятиях, имеющих железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станциям Октябрьской, Северной и Калининградской железных дорог, повреждено всего 1152 вагона, что на 25% меньше, чем в 2009 году – 1529. Число повреждений со сходом – один случай против – 15. В ОАО «Мурманский морской торговый порт» количество поврежденных вагонов за декабрь 2010 года уменьшилось на 17% – 1015 против 1223.
За 2010 год всего повреждено 12667 вагонов против 18900, уменьшение на 35%. Со сходом с начала года повреждено 83 вагона, в 2009 году – 112.
За 2010 год в ОАО «Мурманский морской торговый порт» количество поврежденных вагонов по сравнению с тем же периодом 2009 года сократилось на 45% – 8221 против 14967.
В ООО «Порт Высоцкий» количество поврежденных вагонов возросло на 34% – 1915 против 1427.
В ЗАО «Четвертая стивидорная компания» количество поврежденных вагонов также возросло – 919 вагонов против 884 за 2009 год.
В ОАО «Северсталь ЧМК» количество поврежденных вагонов в 2010 году увеличилось на 22% – 93 против 76.
Профилактическая работа Управления
Под контролем (надзором) Ространснадзора – Северо-Западного Управления Госжелдорнадзора по состоянию на 31.12.2010 находилось 3717 хозяйствующих субъектов.
В декабре отделами государственного контроля и надзора за безопасностью движения и надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями при плане 29 проведено 49 проверок. В том числе 23 предлицензионных проверки. По безопасности движения проведено 24 проверок, из них 20 на путях необщего пользования. В ходе проверок выявлено 154 нарушения, принято 18 запретных мер.
За 2010 год при плане 451 проведено 624 проверки. В том числе предлицензионных – 231, по запросам и обращениям – 87, по вопросам пожарной безопасности – 11. По безопасности движения проведено 338 проверок, из них на путях необщего пользования – 296. Всего выявлено 3515 нарушений, принято 237 запретных мер. Выдано 316 предписаний.
Всего за 2010 год специалистами Северо-Западного Управления (включая отдел надзора за промышленной безопасностью) при плане 625 фактически проведено 798 проверок, при этом выявлено 5676 нарушений.
Значительное внимание в 2010 году было уделено обеспечению сохранности вагонного парка и вопросам обеспечения безопасности при работе с опасными грузами на железнодорожном транспорте. В этих целях были проведены следующие мероприятия.
14-15 октября 2010 года государственными инспекторами Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора была проведена инспекторская плановая проверка предприятия ОАО «Мурманский морской торговый порт» по вопросам сохранности подвижного состава, исполнения Федеральных законов Российской Федерации по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Мурманск Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
В ходе проверки установлено, что на предприятии нарушаются требования по обеспечению сохранности грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм при выгрузке, рыхлении, а также при очистных, маневровых и других работах. В большей степени грейферная разгрузка полувагонов, как исключение, допускающаяся при перегрузке грузов, перевозимых в железнодорожно-водном сообщении, при условии обеспечения сохранности вагонов на предприятии приводит к массовым повреждениям.
Установлены факты нарушения текущего содержания путевого хозяйства, порядка закрепления вагонов от самопроизвольного движения (ухода) тормозными башмаками, пожарной безопасности на локомотиве. Руководители ответственные за текущее содержание путевого хозяйства и соблюдение Правил пожарной безопасности привлечены к административной ответственности в виде штрафа. За повреждение грузовых вагонов привлечены к административной ответственности в виде штрафа четыре докера-механизатора.
22 октября в Ярославле состоялась рабочая встреча руководства ОАО «Первой грузовой компании» и представителей Северо-Западного Управления государственного железнодорожного надзора. В ходе встречи рассмотрен комплекс вопросов, связанных с обеспечением сохранности вагонов собственности ОАО «ПГК» на Северной железной дороге.
В ходе совещания установлено, что в 2010 году при погрузочно-выгрузочных и маневровых работах количество повреждений вагонов возросло на 78%. Наибольшее количество вагонов повреждено на станциях Северной железной дороги (34%), в ОАО «Северсталь» (32%), в ОАО «Архангельский ЦБК» (8%). По результатам совещания принято постановление о проведении мер, направленных на снижение повреждаемости вагонов.
10 ноября в Северо-Западном Управлении государственного железнодорожного надзора под председательством начальника Управления Семенова С.В. состоялось совещание, на котором были обсуждены вопросы обеспечения сохранности вагонного парка при выгрузке грузовых вагонов в портах.
В совещании приняли участие представители Северо-Западной транспортной прокуратуры, Правительства Мурманской области, ОАО «Мурманский морской торговый порт», ООО «Кандалакшский морской торговый порт», ООО «Морской порт Санкт-Петербург», ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания», ООО «Порт Высоцкий», ООО «Порт Выборгский», ОАО «Первая грузовая компания». От Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» во главе с первым заместителем начальника дороги Валинским О.С. в совещании приняли участие специалисты службы вагонного хозяйства, службы движения, дорожный ревизор по вагонному хозяйству, специалисты вагонного хозяйства Санкт-Петербург-Витебского, Санкт-Петербургского и Мурманского отделений дороги. По результатам совещания были определены первоочередные меры по снижению повреждаемости вагонов, в этих целях поставлены задачи всем участникам.
14 декабря Северо-Западное Управление государственного железнодорожного надзора провело в Калининграде конференцию по вопросам обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте. В конференции приняли участие руководители Северо-Западной транспортной прокуратуры, Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», Калининградского филиала ФГП ВО ЖДТ России, а так же представители предприятий промышленного транспорта Калининградской области.
На конференции было уделено особое внимание вопросам обеспечения безопасности при работе с опасными грузами на железнодорожном транспорте, а так же доведена информация о применяемых мерах административного воздействия на железнодорожном транспорте.
Доклады вызвали живой интерес со стороны представителей предприятий. В ходе проведения конференции представителями Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора и Северо-Западной транспортной прокуратуры были даны ответы на многочисленные вопросы со стороны представителей предприятий Калининградской области.
Проведенная работа на железнодорожных переездах общего и необщего пользования
В текущем году проведено 4 проверки состояния железнодорожных переездов.
В феврале проведена проверка железнодорожного переезда «Киселевский», расположенного в Кировском районе Санкт-Петербурга. При проверке выявлено 9 нарушений требований технических норм и правил. Начальнику Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги вручено предписание с требованием устранить выявленные нарушения.
В июне проверен железнодорожный переезд в городе Великие Луки, проверка проводилась совместно с представителями прокуратуры. По результатам проверки составлен акт.
В июле совместно с администрацией Тверской области проверен железнодорожный переезд на перегоне Чуприяновка – Трубино Московского отделения Октябрьской железной дороги. По результатам проверки составлен акт.
В августе совместно с прокуратурой проверен железнодорожный переезд 415 км перегона Томицы – б/п 417 км Петрозаводского отделения Октябрьской железной дороги. Выявлено 6 нарушений.
В январе, марте, апреле, мае, сентябре, октябре, ноябре, декабре проверки железнодорожных переездов не планировались.
Отдел государственного контроля и надзора за безопасностью движения
В декабре при плане 17 проведено 28 проверок, из них 12 предлицензионных проверок, 4 – по обращению. По безопасности движения – 12 с выдачей предписаний. В ходе проверок выявлено 187 нарушений, применено 11 запретных мер.
В декабре специалистами отдела оформлено 54 административных дела, из них передано в суд – 4. По 50 административным делам должностные лица привлечены к ответственности в виде штрафа на общую сумму 54,5 тысячи рублей.
С начала года при плане 281 проведено 363 проверки, из них предлицензионных – 102, приемка пути – 22, по обращению – 54. По безопасности движения – 239 проверок, необщего пользования – 209. Выявлено 2113 нарушений. Применено 171 запретная мера. Специалистами отдела проводилась работа по запросам транспортных прокуратур, всего с начала года было подготовлено и отправлено ответов на запросы – 77.
В течение года специалистами отдела оформлено 354 административных дела (примерно 50% от общего количества по Управлению), из них 309 с привлечением должностных лиц к ответственности по КоАП в виде штрафа на общую сумму 426,8 тысяч рублей, 45 дел передано в суд.
Общее число административных дел оформлено (в порядке убывания):
-
по вопросам безопасности движения по ст.11.1 (11.2) – 232;
-
за не обеспечение сохранности вагонов по ст.11.15 ч.1 – 82;
-
за невыполнение в установленный срок предписания по ст.19.5 ч.1 – 22;
-
за несвоевременное представление сведений по ст. 19.7 – 9;
-
за нарушение правил пожарной безопасности по ст. 11.16 – 5;
-
за невыполнение законных требований по ст. 17.7 – 3;
-
за осуществление деятельности без лицензии по ст.14.1 ч.2 (*) – 1
(*)ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» – 40 тыс.рублей).
Отдел надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями.
В декабре при плане 12 проверено 21 предприятие. В ходе проведенных проверок выявлено 54 нарушения, принято 7 запретных мер. За декабрь 2010 года проведено 11 предлицензионных проверок, одна – проверка пожарной безопасности.
С начала года при плане 170 проверено 261 предприятие, в том числе 35 проверок по обращению и 129 предлицензионных. В ходе проведенных проверок выявлено 1402 нарушения, принято 66 запретных мер. В том числе проведено 13 проверок предприятий по выполнению требований пожарной безопасности, выявлено 70 нарушений, выдано 13 предписаний.
За 2010 год при перевозке опасных грузов на железных дорогах Северо-Западного региона было допущено 80 инцидентов против 90 в 2009 году. На Октябрьской железной дороге допущено 43 инцидентов (2009 – 45). На Северной железной дороге – 32 (2009 – 41). На Калининградской железной дороге 5 (2009 – 4).
Пожарная безопасность
За 2010 год произошло 18 пожаров против 16 в 2009 году. В прошедшем году на Калининградской железной дороге пожаров не произошло, на Октябрьской железной дороге – 5 и на Северной железной дороге – 13.
-
01 января в 22 часа 08 минут в составе грузового поезда № 1002 на первом пути станции Шарья Вологодского отделения Северной ж.д. в машинном отделении рефрижераторной секции № 53709143, модель 16-381, постройки 30.12.1979 произошел пожар. Вагон принадлежит ООО «Дальтранс». Причиной пожара явилось оставление сопровождающим без присмотра алюминиевой кастрюли для приготовления пищи на печи на жидком топливе. В результате выкипания воды произошло обугливание кастрюли и возгорание деревянных конструкций вагона. Задержек в движении поездов не было.
-
07 января в 17 часов 30 минут произошло возгорание в пассажирском вагоне «Вагон-весовая мастерская» № 03078870, 1972 года постройки в административно хозяйственном пункте станции Воркута Сосногорского отделения Северной ж.д. Вагон принадлежит «СМДПРР и Кº» станции Воркута. Причиной пожара явилось воспламенение изоляции электропроводки в районе самодельного электрощита, находившегося внутри вагона, вследствие нагрева жил под воздействием больших переходных сопротивлений в местах соединения электропроводов скрутками. Задержек в движении поездов не было.
-
18 января в 11 часов 23 минуты произошло возгорание тепловоза 2ТЭ10В № 4490 год постройки 1979, в составе со снегоуборочной машиной, на станции Череповец-2 Северной ж.д. Тепловоз приписки депо Няндома. В результате возгорания произошел пережог контактного провода, подвижной состав повреждений не получил. Причиной пожара явилось техническая неисправность турбокомпрессора, из-за низкого качества проведения работ ремонтными бригадами ТО-3 в ТЧР-35 станции Няндома.
-
26 февраля в 1 час 43 минуты произошло возгорание тепловоза 2ТЭ 116 № 641 в поезде № 2901 на перегоне Благовещенская – Шаховская Московской ж.д. Тепловоз 2ТЭ 116 № 641 год постройки 1981 приписан ТЧ-31 станции Великие Луки Октябрьской ж.д. Причиной пожара явилось короткое замыкание в обмотке якоря, вследствие размотки бандажа тягового электродвигателя (ТЭД) №5, перегорание провода №685 в центральной ВВК.
-
28 марта в 13 часов 30 минут в грузовом поезде № 2119 на 3-м приемо-отправочном пути станции Рыбкино Вологодского отделения Северной железной дороги произошло возгорание груза (груз – конденсат газовый) в пяти цистернах, принадлежащих ООО «Газпромтранс», №№ 51510444, 50428366, 53969572, 51191898, 50427863. Причиной пожара явилась коммерческая неисправность цистерны, приведшая к разливу груза. В результате возгорания повреждено 5 вагонов груженных газовым конденсатом с утратой груза, повреждены устройства контактной сети с падением жесткой поперечины, 3 кабеля СЦБ, подлежат замене 75 метров рельсо-шпальной решетки по 3-му пути, 100 метров по 1-му пути, уничтожен огнем один жилой дом и частично поврежден второй. Задержаны: поезд № 374 на 2 часа 23 минуты и два пригородных поезда.
-
29 марта в 03 часа 15 минут в вагонах ЭР2Т-716402 и ЭР2Т-716411, находящихся в составе электропоезда ЭР2Т-7164, произошло возгорание. Электропоезд приписан к моторвагонному депо Крюково дирекции пригородных перевозок «Транском» Октябрьской ж.д. Причиной пожара послужило занесение огня. Восстановление вагона ЭР2Т-716402 считается экономически невыгодным.
-
2 апреля 04 часа 23 минуты в вагоне № 0106-04 электропоезда ЭД-2Т следовавшего в составе поезда № 6001, по маршруту Ярославль-Главный – Александров на станции Космодемьянск Ярославского отделения Северной ж.д. произошло возгорание. Вагон ЭД2Т № 0106-04, год постройки 1995 приписки локомотивного депо Данилов Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Северной железной дороги. Причиной возгорания явилось выплавление в месте пайки наконечника и провода № 102, закрепленного на главном разъединителе от дросселя защиты радиопомех, с последующим превышением токовой нагрузки электропотребителя относительно допустимых значений для данного сечения проводов. В результате короткого замыкания в проводах, их перегорания и выпадения с замыканием на металлические конструкции крыши вагона произошло частичное оплавление пенопласта в межпотолочном пространстве вагона.
-
26 апреля в 14 часов 54 минут на станции Кошта в секции №2 электровоза ВЛ80С № 1532 (год постройки 1986 приписки ТЧ-11 депо Лоста Северной ж.д.), следовавшего в составе поезда № 2159. Произошло возгорание. Из-за затормаживания 2-й тележки на ведомой секции №1 при отправлении со станции Череповец-1, вследствие неисправности реле давления усл. №304.002 ввиду нарушения эксплуатации электровоза, в части продувки пневматических цепей, произошел нагрев бандажей и тормозных колодок 4-й колесной пары с обеих сторон, в виду чего раскаленный металл попал на силовые кабеля и брезентовый надувной патрубок 4-го тягового двигателя.
-
25 мая в 14 часов 41 минуту на перегоне Келарева Горка – Можуга Сольвычегодского отделения Северной ж.д. в вагоне №62591466 (груз – пиломатериалы), следовавшего в составе поезда №2113 (первый от тепловоза), произошло возгорание груза. Причиной послужило занесение искры от горения порубочных остатков в полосе отвода при движении поезда в районе 88-86 км перегона Вельск – Пежма. В результате пожара груз утратил товарную ценность в полном объеме. Были задержаны четыре грузовых поезда на 17 часов 33 минуты и один пассажирский поезд на 2 часа 51 минуту.
-
26 июня на станции Няндома Архангельского отделения Северной ж.д. произошло возгорание крытого деревянного вагона постройки 1954 года, принадлежащего мостопоезду № 59 станции Котлас по вине мастера МСП-59 Матвеева А.В., который нарушил требования пожарной безопасности. В результате повреждена внутренняя деревянная обшивка вагона.
-
09 июля на перегоне Фурманов – Малаховка Ярославского отделения Северной ж.д. произошло возгорание тепловоза 2ТЭ10В № 4460, следующего резервом, приписки ТЧ-Иваново из-за занесения огня через не плотную крышку монтажного люка из соседней ведущей секции тепловоза. Повреждена поверхность монтажного люка.
-
22 июля на перегоне Рассолово – Храмки Ярославского отделения Северной ж.д. в домике, стоящем на железнодорожной платформе № 19670942, приписки ПМС-262 ДРП Северной ж.д. (ст. Махрово) произошло возгорание. В результате домик полностью сгорел, произошел пережог контактного провода. Задержано 12 грузовых поездов.
-
13 сентября на станции Нефелиновые Пески в поезде № 1812 в результате короткого замыкания силовых кабелей, идущих от стационарных аккумуляторных батарей, расположенных под вагоном, к щиту управления, выгорел вагон турный цельнометаллический № 19795806 (год постройки 1977), ХДВ №257, приписки ПМС-283 ДРП Октябрьской ж.д. К замыканию привело – старение и нарушение изоляции кабелей.
-
20 сентября на станции Торковичи Санкт-Петербург Витебского отделения Октябрьской ж.д в поезде №2408 в тепловозе 2ТЭ116 № 144 эксплуатационного локомотивного депо ст. Дно Дирекции тяги Октябрьской ж.д. произошло возгорание в результате короткого замыкания между наконечниками кабелей Я1, Я2 и переходом электродуги на клицевую пластину. При этом срабатывание РЗ не произошло по причине отключенного ВРЗ, ТЭД продолжали находится в режиме тяги. Произошло срабатывания РБ-1, РБ-2, РБ-3 последующее их возгорание и развития пожара в левой ВВК с дальнейшим распространением в центральную и правую ВВК, ВУ, кабину управления.
-
27 сентября на перегоне Махрово - Рассолово Вологодского отделения Северной ж.д. произошло возгорание в тракторе ДТ-75 (без гусениц используется в качестве лебедки), стоящем на платформе №44651222/19670983 в составе грузового поезда №3802. Выгорела кабина трактора.
-
28 сентября на станции Паприха Вологодского отделения Северной ж.д. в составе грузового поезда № 2452 в вагоне № 22975353 с грузом жмыха произошло возгорание. Причина возгорания – нарушение правил погрузки.
-
03 октября на станции Лозовицы Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской ж.д. в рабочем поезде № 5201 произошло возгорание тепловоза 2М62У № 152 приписки ТЧэ-Волховстрой (ТЧ-21) по причине короткого замыкания при выходе минусового провода из кондуита кабины управления. В результате возгорания выгорела кабина, термическое повреждение силовых цепей, цепей управления, реверсора, ВШ, контакторов, панелей сопротивления.
-
04 ноября на перегоне Поназырево – Якшанга Вологодского отделения Северной ж.д. в грузовом поезде № 2127 произошло возгорание тягового двигателя электровоза ВЛ80Т № 2098 приписки локомотивного депо Лоста. Причиной пожара послужил сверхнормативный износ щеток коллектора тягового двигателя, вызвавший круговой огонь и его распространение по конструктивным элементам и оборудованию локомотива.
Участие специалистов Управления в расследовании транспортных происшествий
В текущем году специалисты Северо-Западного Управления принимали участие в расследовании 12 транспортных происшествий:
-
02 февраля – на перегоне Броневая – Лигово Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги разрушение рельса в результате подрыва взрывчатых веществ при следовании автомотрисы.
-
02 апреля – случай возгорания вагона при следовании в составе электропоезда на станции Козьмодемьянск Ярославского отделения Северной железной дороги по причине неплотного контакта высоковольтного провода.
-
16 апреля – сход двух груженных бензин вагонов-цистерн при производстве маневровой работы на 22 пути сортировочного парка станции Калининград-Сортировочный Калининградской железной дороги по причине неправильного монтажа устройства СЦБ, произведенного генеральным подрядчиком – СМТ-2 – филиала ОАО «РЖД» (вагоны повреждены в объеме деповского ремонта).
-
05 мая – взрез стрелочного перевода при маневровой работе на железнодорожном пути необщего пользования ООО «ПЖТ Думкар» (станция примыкания Кутузово-Новое Калининградской железной дороги) по причине нарушения машинистом ООО «ПЖТ Думкар» – начало движения без разрешения руководителя маневров.
-
28 июня – на железнодорожном пути необщего пользования ООО «РН Трейд» (станция примыкания Петрокрепость Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги) сход трех вагонов с последующим возгоранием груза по причине нарушения составителем порядка закрепления вагонов. Данное транспортное происшествие классифицировано как авария с отнесением по виновности за субъектом железнодорожного транспорта ФГУП «Завод им. Морозова».
-
30 июня – на железнодорожном пути необщего пользования ОАО «Прибалтийский Судостроительный завод «Янтарь» столкновение железнодорожного подвижного состава при маневрах по причине нарушения порядка выполнения маневровой работы (маневры двумя локомотивами).
-
15 июля – при производстве маневровой работы локомотивом ОГУ Шортюгского предприятия ППЖТ во время подачи вперед локомотивом группы из 8 вагонов, груженых щебнем, на железнодорожном мосту через реку Шортюг из-за излома несущих деревянных свай моста произошло падение в реку двух последних вагонов по ходу движения. Два вагона повреждены до степени исключения из инвентаря, данное транспортное происшествие классифицировано как авария.
-
12 августа – при маневровой работе на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Железнодорожная транспортно-экспедиторская компания» (ООО «ЖТЭК»), примыкающего к станции Колпино Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги допущено столкновение двух маневровых составов из-за допущенных нарушений начальником смены ПТЭ, ИДП при передаче распоряжения на работу.
-
15 августа – при маневровой работе на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Промбаза» (станция примыкания Новая Деревня Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги допущен сход тепловоза по причине нарушения составителем ПТЭ, ИДП, местной инструкции.
-
20 сентября – на станции Вологда-2 Северной ж.д. сход вагона при отправлении грузового поезда по причине нарушения технологии обточки остряка в месте его выкрашивания.
-
02 октября – при производстве маневровых передвижений на железнодорожном пути необщего пользования ЗАО «Стройиндустрия» (станция примыкания Тихвин Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги) – сход шести вагонов по причине наличия в пути негодных шпал.
-
21 ноября – на станции Ховрино Московского отделения Октябрьской железной дороги сход двух вагонов электропоезда из-за перевода стрелки под составом вследствие появления ложной свободности участка.
Отдел надзора за промышленной безопасностью
На учете в отделе на 31 декабря 2010 года состоит 481 предприятие «ОАО РЖД» Октябрьской, Северной, Калининградской железных дорог, дирекций, дочерних компаний «ОАО РЖД» и предприятий «Минтранстроя», в которых эксплуатируется 5126 технических устройств (паровые и водогрейные котлы – 408, сосуды, работающие под давлением – 1737, грузоподъемные краны – 2653, подъемники – 140, краны-манипуляторы 37, лифты – 124, эскалаторы – 12, трубопроводы пара и горячей воды – 15).
В декабре работниками отдела проведено 10 обследований предприятий и организаций на предмет соблюдения ими требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".
Проведено 38 контрольных проверки технических устройств, в том числе: котлам – 0, сосудам – 6, трубопроводам пара и горячей воды – 0, грузоподъемным кранам – 25, кранам-манипуляторам – 2, лифтам – 2, подъемникам – 3. Всего выявлено 123 нарушения. Владельцам технических устройств, предложено приостановить эксплуатацию более смены 7 технических устройств.
В декабре 2010 года к административной ответственности привлечено 18 должностных лиц, в том числе по ст.11.1 – 13, 11.16 – 2, 19.19 – 3.
За 2010 года работниками отдела проведено 174 обследования предприятий и организаций на предмет соблюдения ими требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 г. № 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте".
Проведено 1460 контрольных проверки технических устройств, в том числе: котлам – 53, сосудам –558, трубопроводам пара и горячей воды – 5, грузоподъемным кранам – 742, кранам-манипуляторам – 32, лифтам – 36, подъемникам – 34. Всего выявлено 2161 нарушение. Владельцам технических устройств, предложено приостановить эксплуатацию более смены 260 технических устройств.
Количество протоколов об административном правонарушении, офор
Работа по применению административных мер в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях
К административной ответственности по ч.6 ст. 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено 63 должностных лица предприятий на общую сумму 71,5 тысяч рублей, по ч.2 ст. 11.1 – 5 должностных лица на общую сумму 10 тысяч рублей, по ст. 11.16 – 7 должностных лиц на сумму 7 тысяч рублей, по ч.1 ст. 11.15 – 5 должностных лиц на общую сумму 5 тысяч рублей, по ч.3 ст. 19.19 – 4 должностных лица на сумму 2 тысячи рублей, по ч.1 ст. 11.1 – 1 должностное лицо на сумму 3 тысячи рублей, по ч.3 ст. 11.14 – 2 должностных лица на сумму 500 рублей.
В декабре 2010 года специалистами Управления привлечено к административной ответственности в виде штрафа 87 должностных лиц на общую сумму 99 тысяч рублей.
За 12 месяцев 2010 года за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта инспекторами Управления к административной ответственности по ст. 11.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечены 37 должностных лиц предприятий на общую сумму 43 тысячи рублей, по ч.6 ст.11.1 КоАП РФ – 299 должностных лиц на общую сумму 330 тысяч рублей, по ст. 11.16 – 83 должностных лица на сумму 94 тысячи рублей, по ч.1 ст. 11.15 – 95 должностных лица на общую сумму 102 тысячи рублей, по ч.1 ст. 11.1 – 6 должностных лиц на сумму 13 тысяч рублей, по ч.2 ст. 11.1 – 24 должностных лица на сумму 47 тысяч рублей, по ч.3 ст. 19.19 – 19 должностных лиц на сумму 9,5 тысяч рублей, по ч.3 ст. 11.14 – 8 должностных лиц на сумму 2,3 тысячи рублей.
Всего за 2010 год специалистами Управления привлечено к административной ответственности в виде штрафа 571 должностное лицо на общую сумму 640,8 тысяч рублей.
По результатам рассмотрения административных дел руководителям предприятий внесено 271 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Кроме того, специалистами Управления 10 административных дел по ч.1 ст. 11.15 КоАП РФ прекращены в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, должностным лицам объявлены устные замечания, 9 административных дел по ч.1 ст. 11.15 КоАП РФ прекращены в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, 2 административных дела по ч.6 ст. 11.1 КоАП РФ прекращены в соответствии с п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, 8 административных дел по ч.6 ст. 11.1 КоАП РФ прекращены в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
За указанный период судьям направлено для рассмотрения 61 административный материал по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, 15 административных дел – по ст.19.7 КоАП РФ, 3 административных материала по ст.17.7 КоАП РФ, 5 административных материалов по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, 2 административных материала по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Таким образом, всего за указанный период судьям направлено для рассмотрения 86 административных дел.
Судьями рассмотрено 70 административных дел: сумма адм. взысканий составила 104500 руб., объявлено 4 устных замечания, прекращено 7 адм. дел в соответствии с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в удовлетворении 3-х заявлений отказано в соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, возвращено 5 дел.
За указанный период в Управление из транспортных прокуратур субъектов РФ поступило 26 административных материалов.
Таким образом, в 2010 году составлено 690 протоколов на общую сумму 737,3 тысяч рублей.