Анализ
результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
2012-2013 учебного года
-
Оказание помощи образовательным учреждениям в подготовке
обучающихся – участников регионального этапа олимпиады
В целях обеспечения качественной подготовки участников регионального этапа олимпиады, методистами предметно-методического направления ГБОУ МЦ СОУО организованы и проведены обучающие мероприятия для учителей и обучающихся:
- семинары для учителей всех учебных дисциплин: «Система подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам»;
- on-line консультации учителей биологии и экологии по методике подготовки обучающихся к региональному этапу; специфике содержания и выполнения олимпиадных заданий;
- тренинг-занятия по химии с победителями и призерами муниципального этапа (на базе ГБОУ ЦО № 1424);
- консультации для учителей иностранных языков и обучающихся, допущенных к олимпиаде;
- консультации с учителями и участниками олимпиады по вопросам подготовки к региональному этапу олимпиады по ОБЖ (на базе ГБОУ ЦО № 1454 и ГБОУ КШ № 1702);
- цикл из 18 консультаций по русскому языку для мотивированных обучающихся (на базе ГБОУ № 929);
- практические занятия «Школы юного филолога» (на базе ГБОУ гимназии № 1583);
- на информационных пространствах всех методистов размещена база олимпиадных заданий прошлых лет.
Данные мероприятия обеспечили развитие как мотивированных обучающихся и педагогов, так и школьных систем подготовки участников олимпиад.
-
Сведения о числе участников и призеров
К участию в региональном этапе было допущено 1467 (в прошлом году – 1138) обучающихся 9-11 классов, из них в олимпиадах приняли участие 1176 чел. (80%).
Учебный год
|
2008-09
|
2009-10
|
2010-11
|
2011-12
|
2012-13
|
Число участников
|
711
|
738
|
825
|
944
|
1176
|
Победители и призеры
|
77
|
131
|
178
|
242
|
285
|
в т.ч. победители
|
12
|
3
|
10
|
7
|
9
|
Доля победителей и призеров (%)
|
16,4
|
17,7
|
21,2
|
25,6
|
24,2
|
Количество ОУ округа, подготовивших
победителей и призеров
|
35
|
38
|
52
|
52
|
61
|
Число обучающихся – победителей и
призеров нескольких олимпиад
|
6
|
10
|
18
|
36
|
37
|
Таким образом, отмечается положительная динамика числа участников, победителей и призеров регионального этапа, подготовивших их образовательных учреждений, что свидетельствует о стабильном развитии олимпиадного движения, использовании образовательными учреждениями комплекса внутренних и окружных ресурсов по подготовке к олимпиадам.
Увеличение числа призеров нескольких олимпиад свидетельствует о стабильной эффективной работе 40% образовательных учреждений округа с мотивированными и одаренными обучающимися. Наибольшее число и участников и призеров олимпиады приходится на обучающихся 11 классов, что связано с мотивацией школьников на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по выбранным ими учебным дисциплинам.
3. Победители и призеры регионального этапа олимпиады
Обучающиеся 61 образовательного учреждения стали победителями и призерами регионального этапа олимпиады (список приведен в Приложении 1).
Распределение победителей и призеров по классам
Классы
|
9
|
10
|
11
|
Число победителей и призеров (чел)
|
54
|
93
|
138
|
Число призовых мест, завоеванных обучающимися образовательных учреждений
Число
победителей
и призеров
|
№№ общеобразовательных учреждений
|
62
|
218
|
19
|
1251
|
18
|
1250
|
15
|
1576
|
14
|
1454
|
13
|
1252, 1338
|
11
|
1702
|
10
|
1223, ПВ МО
|
7
|
1249
|
6
|
184, 648
|
5
|
1315, 1409
|
4
|
1384, 1590
|
3
|
149, 660, 1287, 1296, 1474, 1847
|
2
|
90, 929, 1244, 1575, 1583, 1592, 1631,
|
1
|
148, 157, 185, 251, 425, 596, 601, 651, 656, 668, 684, 717, 726, 743, 747, 1120, 1159, 1211, 1224, 1289, 1291, 1424, 1481, 1594, 1601, 1678, 1865, 2020, 1МКК, 10МККП, Мумми-Троль
|
Сравнение приведенных данных за последние 3 года показывает, что более трех призеров и победителей регионального этапа готовят одни и те же образовательные учреждения (15% всех ОУ округа), что свидетельствует об эффективности организации в них как системы работы с мотивированными обучающимися, так и всего образовательного процесса.
Число олимпиад, по которым подготовлены победители и призеры
См. Приложение 3.
Число олимпиад
|
№№ образовательных учреждений
|
15
|
218
|
9
|
1250, 1576
|
7
|
1251
|
6
|
1252
|
5
|
1338
|
4
|
648, 1249, 1315, 1384, 1474, 1590
|
3
|
660, 1223, 1296, 1409, 1454, 1847, МКК ПВ МО
|
2
|
90, 929, 1244, 1287, 1575, 1583, 1592, 1631
|
1
|
34 ОУ
|
58 государственных образовательных учреждений не обеспечили подготовку обучающихся – призеров муниципального этапа олимпиады к участию в региональном – не подготовили ни одного призера регионального этапа олимпиады. При этом в ОУ №№ 152, 201, 224, 597, 706, 771, 849, 1550, 1679 к участию в региональном этапе были допущены 10 и более обучающихся.
13 государственных ОУ (1, 153, 215, 223, 244, 603, 682, 740, 744, 1164, 25и., 52и., 96и.) не обеспечили подготовку обучающихся 9-11 классов, позволяющую им принять участие в региональном этапе олимпиады, что свидетельствует о недостаточной результативности образовательного процесса.
Таким образом, 71 ОУ (около 50% ОУ округа) не обеспечивает уровень подготовки обучающихся, позволяющий им стать призерами регионального этапа олимпиады хотя бы по одному предмету, как в силу особенностей обучающихся, так и по причине недостаточной эффективности образовательного процесса.
4. Распределение участников, призеров и победителей по учебным дисциплинам
Предметы
|
Число
участников
(чел.)
|
Предметы
|
Призеры и
победители
(чел.)
|
Предметы
|
Доля
победителей
и призеров
(%)
|
Обществознание
|
157
|
Обществознание
|
50
|
ОБЖ
|
66,7
|
Биология
|
115
|
ОБЖ
|
34
|
Физич. культура
|
50,0
|
Литература
|
96
|
Биология
|
27
|
Технология
|
33,3
|
Право
|
96
|
Литература
|
23
|
Обществознание
|
31,8
|
Русский язык
|
96
|
Искусство (МХК)
|
18
|
Французский яз.
|
30,4
|
Искусство (МХК)
|
77
|
Русский язык
|
16
|
История
|
29,4
|
Экономика
|
64
|
История
|
15
|
Химия
|
27,6
|
География
|
57
|
Экономика
|
15
|
Английский язык
|
26,6
|
ОБЖ
|
53
|
Французский яз.
|
14
|
Немецкий язык
|
25,0
|
История
|
51
|
Право
|
11
|
Литература
|
23,9
|
Физика
|
46
|
Физич.культура
|
10
|
Биология
|
23,5
|
Французский яз.
|
46
|
География
|
9
|
Искусство (МХК)
|
23,4
|
Математика
|
43
|
Английский язык
|
8
|
Экономика
|
23,4
|
Экология
|
33
|
Химия
|
8
|
Информатика и ИКТ
|
22,2
|
Астрономия
|
31
|
Математика
|
7
|
Экология
|
18,2
|
Английский язык
|
30
|
Экология
|
6
|
Русский язык
|
16,7
|
Химия
|
29
|
Физика
|
5
|
Математика
|
16,3
|
Физич.культура
|
20
|
Информатика и ИКТ
|
4
|
География
|
15,8
|
Информатика и ИКТ
|
18
|
Немецкий язык
|
3
|
Право
|
11,5
|
Немецкий язык
|
12
|
Технология
|
2
|
Физика
|
10,8
|
Технология
|
6
|
Астрономия
|
0
|
Астрономия
|
0,0
|
Всего
|
1176
|
Всего
|
285
|
Среднее значение
|
24,2
|
Доля от города (%)
|
9,5
|
|
10,3
|
|
22,2
|
Таким образом, распределение участников и числа призеров по профилям олимпиад отражает мотивацию обучающихся к изучению отдельных предметов и с выбором предметов на итоговую аттестацию (обществознание, право, биология, русский язык, литература). Наименьшее число участников приходится на технологию, Информатику и ИКТ, астрономию – предметы, изучаемые интегративно, или отсутствующие в учебных планах школ; иностранные языки – в связи с установлением квот на участие.
Сравнение показателей округа со средними по городу свидетельствует о результативности участия (9,5% участников обеспечили 10,3% призеров и победителей, доля победителей и призеров выше средней по городу) обучающихся округа.
Динамика числа победителей и призеров по учебным дисциплинам
Предмет
|
2008-09
|
2009-10
|
2010-11
|
2011-12
|
2012-13
|
Обществознание
|
14
|
16
|
42
|
42
|
50
|
ОБЖ
|
7
|
9
|
10
|
17
|
34
|
Биология
|
9
|
5
|
8
|
12
|
27
|
Литература
|
1
|
3
|
9
|
25
|
23
|
Искусство (МХК)
|
Не проводился
|
Не проводился
|
19
|
18
|
18
|
Русский язык
|
1
|
10
|
12
|
18
|
16
|
История
|
7
|
9
|
13
|
12
|
15
|
Экономика
|
2
|
4
|
3
|
3
|
15
|
Французский язык
|
4
|
8
|
11
|
20
|
14
|
Право
|
8
|
1
|
3
|
12
|
11
|
Физич. культура
|
1
|
5
|
3
|
4
|
10
|
География
|
0
|
3
|
17
|
14
|
9
|
Химия
|
3
|
0
|
3
|
5
|
8
|
Английский язык
|
9
|
34
|
6
|
3
|
8
|
Математика
|
1
|
6
|
5
|
7
|
7
|
Экология
|
4
|
4
|
4
|
11
|
6
|
Физика
|
1
|
2
|
2
|
9
|
5
|
Информатика
|
0
|
1
|
1
|
2
|
4
|
Немецкий язык
|
3
|
9
|
5
|
8
|
3
|
Технология
|
4
|
1
|
2
|
0
|
2
|
Астрономия
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
И того
|
77
|
131
|
178
|
242
|
285
|
Таким образом, отмечается положительная динамика (либо стабильность показателя) числа призеров по большинству учебных дисциплин.
Значительное увеличение числа призеров (в 2 и более раза) по экономике, ОБЖ, биологии, физической культуре, английскому языку, информатике связано с развитием окружной системы подготовки методистами педагогов и обучающихся, усилением работы образовательных учреждений по подготовке победителей и призёров муниципального этапа олимпиады к участию в региональном этапе.
Отрицательная динамика числа призеров прослеживается по экологии, что связано с введением квот на участие в региональном этапе и дополнительных требований к участникам (предоставление рукописи проектной работы за две недели до сроков проведения регионального этапа); по географии, физике, что связано с низким рейтингом предметов в качестве вступительного испытания при поступлении в вузы.
Отсутствуют призеры по астрономии, так как предмет отдельной дисциплиной не преподаётся.
-
следующая страница>