Перейти на главную страницу
До принятия настоящего Генерального плана в городе Новоаннинский действуют положения Генерального плана 1980 года, рассчитанного на реализацию на проектный срок 25-30 лет. Генеральный план 1980 года основывался на базовых политических и социально-экономических характеристиках и тенденциях, характерных для СССР, отчего многие его положения оказались несостоятельными в связи с кардинальными изменениями в стране и регионе, произошедшие в последующие после разработки годы.
Численность промышленного персонала 13 промышленных предприятий планировалось увеличить до 2,4 тыс чел. Однако промышленный сектор пережил серьезные структурные изменения. Если в 1980 году ведущей отраслью промышленного производства являлась пищевая промышленность (валовая продукция - свыше 80 %, численность занятых кадров - 50 %), то в 2000 году промышленность активно диверсифицировалась, а абсолютное число работающих в промышленности сократилось почти вдвое (с 1,8 тыс. чел. до …….. чел., без включения сферы малого бизнеса). Предприятия машиностроения и металлообработки, химической, полиграфической и легкой промышленности отнесены на одно из последних мест. Подсобные производства закрыты или значительно снизили номенклатуру и мощность.
Численность кадров занятых на объектах внешнего транспорта планировалось увеличить до 1,1 тыс. человек. Однако планы развития железнодорожного хозяйства (в 2 раза) и увеличение перевозок населения автомобильным транспортом в связи с расширением хозяйственных и иных связей и сети дорог местного значения оказались несостоятельными.
Прогнозные показатели развития строительной базы города, сферы подготовки кадров, сельскохозяйственного производства оказались также ниже прогнозных показателей. Численность градообразующих кадров в настоящее время значительно снизилась, в том числе за счет переориентации и выноса за пределы города сельхозпредприятий.
Жилищно-строительный объем, которого предполагалось 135 тыс. кв. м. за 25-30 лет, был реализован только на………%. Прогнозируемое Генеральным планом увеличение доли строительства 4-5 этажных домов (54 % жилищного строительства) в условиях складывающегося рынка жилья не подтвердилось: реконструкция существующего жилого фонда с последующим строительством домов средней этажности при значительном увеличении индивидуального жилищного строительства путем уплотнения усадебной жилой застройки не состоялась. Тем не менее, увеличилась норма жилой обеспеченности 1 жителя с 13,7 кв.м. в 1980 году до 20 кв.м. в 2000 году. Удельный вес 4-5 этажной застройки остался на уровне 3% , а не возрастал до 20%, предусмотренных генеральным планом. Значительно меньше запланированной площади (13,4 тыс. кв.м.) выбыло жилого фонда, в том числе за счет реализации целевых программ по его капитальному ремонту и переселению населения из ветхого и аварийного жилья.
Здравоохранение развивалось на базе существующего за счет количества посещений в день на 1000 жителей. Наряду с отсутствием роста коечного фонда происходил ввод мощностей в существующем медицинском центре ( дополнительные корпуса больницы и поликлиники).
Спортивный центр развивался на базе существующего стадиона за счет размещения спортивных залов и комплекса необходимых спортивных площадок. Начато строительство нового физкультурно-оздоровительного комплекса в центральной части города.
Детские учреждения и школы равномерно размещены на территории города без формирования ярко выраженных подцентров. За период реализации генерального плана было построено …….школ и …… детских садов. Их размещение происходило за счет уплотнения жилой застройки, а не на участках сноса ветхой застройки или сноса ветхих зданий как было предусмотрено генеральным планом.
Культура и искусство. Из-за сокращения капитальных вложений строительство целого ряда объектов культурного назначения было заморожено, либо растянулось на долгие годы. В последние годы происходит интенсивное развитие негосударственного (немуниципального) сектора – растет удельный вес платных услуг населению на базе муниципального имущества.
Отдых и туризм, оказавшиеся без поддержки государства и предприятий существенно пострадали от социально-экономических реформ. Сократилась сеть учреждений длительного отдыха в связи с сокращением численности отдыхающих детей и взрослых. Предложения генерального плана в положении об организации длительного отдыха населения не реализованы как в части строительства баз отдыха, спортивно-оздоровительных лагерей, так и в резервировании территорий для их размещения.
Положения генерального плана по организации мест кратковременного отдыха населения реализованы частично на берегах реки Бузулук – запроектированы детский парк, пляжи, заложено начало лесопарка. В пределах городской застройки ощущается недостаток озелененных территорий общего пользования.
Туристический бизнес в городе не развит.
Основным фактором явилась естественная убыль населения, то есть превышение числа умерших над числом родившихся (примерно 108 чел. в год), отрицательное сальдо миграции ( примерно 69 чел. в год), а общий механический прирост населения только в последние годы стал источником роста населения.
Численность трудоспособного населения значительного сокращения не претерпела (11000 чел. в 2006 г.) по сравнению с запланированной динамикой в 11700 чел. Несмотря на это общая численность занятых в экономике в среднегодовом исчислении сократилась.
Рост численности населения города предусматривался в основном за счет развития промышленного производства на существующих предприятиях со строительством подсобных производств. Особенное развитие должны были получить предприятия пищевой промышленности. Однако заложенная в генеральном плане гипотеза развития экономической базы за прошедший период не была осуществлена в связи с прошедшими в стране социально – экономическими реформами.
Процесс территориальной интеграции, способствовавший развитию и укреплению разнообразных экономических и социальных связей города Новоаннинский и Волгоградской области, исключительно активно протекает в период 60-80-х и до конца 90-х г.г. Этот процесс опирался на единство ресурсной базы, взаимодополнение ведущих отраслей народного хозяйства, общность транспортной и инженерной инфраструктур, совместное осуществление важнейших природоохранных мероприятий, единство управления и планирования развития экономики, участие расположенных в городе учреждений социальной инфраструктуры и обслуживания муниципального района и области.
В генеральном плане 1980 г. предусматривалось развитие системы расселения населения и размещения производительных сил, обеспечивающие достаточно высокие темпы развития города, адекватные развитию г.г. Михайловка и Фролова. В городе намечался перенос ряда производств на новые участки. Было предусмотрено создание двух промышленных районов города для упорядоченного размещения производств и активного развития существующих производств.
Распад СССР, новая геополитическая роль города, образование двух муниципальных образований – городского поселения и муниципального района с самостоятельными бюджетными источниками, формирование нового социально - экономического уклада, сопровождавшегося сильнейшим кризисом, разрыв сложившихся связей – все это привело к приостановке интеграционных процессов, благоприятных для развития как города так и муниципального района в части социально – экономического и территориального развития
Реализация проектных решений по совершенствованию расселения населения и размещения производственных сил после 1991 г. затормозилась по указанным выше причинам.
Территориальное развитие города предусматривало небольшой прирост территорий в северо-восточном и юго-восточном направлении для новых селитебных районов, развития нежилых и других функциональных зон до 1720 га. земель, в том числе до 303 га. сельскохозяйственных земель, без изъятия особо ценных сельскохозяйственных угодий (пашен и мелиорированных земель).
Селитебные территории, занимавшие в 1980 г. 783 га., должны были возрасти к расчетному сроку на 32 га. или на 1 % общей территории. В то же время Генеральным планом были предложены решения по увеличению плотности застройки путем увеличения жилого фонда в 1,4 раза, исходящие из необходимости замены морально и физически устаревшего индивидуального жилого фонда в центре города и необходимости проведения значительных инженерных мероприятий (мелиоративных защитных и противопаводковых), а так же с целью повышения эффективности использования территории для жилищного строительства. В новых пригородных селитебных районах города предусматривалось развитие индивидуальной жилой застройки, а в центральной части города – малоэтажной.
Генеральным планом предусматривалась реконструкция территорий существующих жилых районов ( в них предполагалось разместить треть (33%) объемов планируемого жилищного строительства ), формирование новых жилых районов на северо-востоке (четверть жилищного строительства) и имеющихся территорий в западной части города. Эти проектные решения оказались не реализованными, расчетные показатели не были достигнуты. Площадь селитебных территорий в настоящее время составляет ….. га..
Нежилые зоны в границах города на момент разработки генерального плана включали два промышленно-складских района и три крупных сельхозпредприятия, занимавших 63,2 га. территории, на которых существовали или находились в стадии формирования соответствующие объекты. Формирование новых нежилых зон генеральным планом не предусматривалось. Существующие сельхозпредприятия предполагались к выносу за пределы города. Существующие промышленные зоны предполагалось увеличить на 11,8 га..
Коммунально-складские территории на проектный срок должны были составить 75 га. большое количество коммунальных предприятий планировавшихся к переносу в развивающуюся юго-восточную промышленную зону осталось на отведенных площадках. Однако градостроительная политика, предусмотренная градостроительным планом и направленная на развитие и укрупнение промышленных и коммунальных зон с созданием общих узловых объектов и сетей, обеспечивает значительное сокращение необходимой территории, стоимости строительства и эксплуатационных расходов. Площади нежилых зон в настоящее время составляют ….га..
Не были реализованы показатели генерального плана по озеленению. По проектным предложениям зеленые насаждения должны были составлять ….га., в настоящее время - …га..
Тенденции территориального развития города имели в последние годы противоположную направленность в связи с объективными экономическими факторами, появившимися в новых социально-экономических условиях. Одна тенденция – поиск резервов внутри сложившейся городской застройки для жилищного строительства и объектов общественно-делового назначения (торговых точек, мелких производств, конторских зданий и др.) Другая тенденция связана с размещением внутри городской территории низкоплотной застройки в 1-2 этажа (800 кв.м. в год), вопреки действующему генеральному плану, предусматривающему 4-5 этажную застройку(4200-4800 кв.м. в год).
Наблюдается процесс стагнации во многих промышленных зонах, как в пределах исторически сложившихся промышленных зонах, так и рассредоточенных промышленных площадках, застройка которых началась в последние 40 лет, где прирост промышленных территорий составил около …га.. У собственников предприятий оказались излишки территорий, либо не освоенных, либо с объектами незавершенного строительства, либо с замороженными основными фондами из-за прекращения выпуска продукции и по другим причинам. Однако при наличии свободных резервных территорий в существующих производственных зонах ведется размещение промышленных и других нежилых объектов на территориях, не предусмотренных Генеральным планом для указанных целей. Причины последней тенденции разные, но объективно это ведет к формированию новых производственных зон уже за пределами сформированных за последние десятилетия производственных зон. Оценивая территориальное развитие города за последние 27 лет, с точки зрения его соответствия основным направлениям, принятым в Генеральном плане, следует отметить, что фактическое размещение жилой застройки в целом соответствовало Генеральному плану. Что касается размещения нежилых объектов, то имеются некоторые отличия. Нежилая застройка развивается, сокращая соответственно в общем объеме жилую застройку. Постепенно развивается процесс реорганизации промышленных территорий и переориентация их функционального назначения.
Архитектурно-планировочная организация.
Основные решения Генерального плана 1980 г. в части архитектурно-планировочной организации города относились к долгосрочным, не ограниченным рамками 2000 г.. Развитие и совершенствование архитектурно-планировочной организации города планировалось по следующим направлениям:
1. Четкое функциональное зонирование территории с выделением жилой, промышленно-складской и зеленой зон;
2. Дальнейшее развитие юго-восточного промышленного района с организацией санитарно-защитных зон между промышленностью и жильем;
3. Развитие исторически сложившейся системы улиц с организацией общественных центров и площадей;
4. Создание системы общегородских транспортных связей;
5. Организация жилищного строительства, как на свободных территориях, так и на реконструируемых в виде отдельных укрупненных кварталов;
6. Создание системы зеленых насаждений с центральным парком культуры и спорта в устье реки Бузулук и Перевозинка.
Проект Генерального плана города должен был обеспечить взаимосвязанное комплексное развитие города Новоаннинский Новоаннинского муниципального района, включая Михайловско - Фроловскую групповую систему населенных мест, Филоновско - Новоаннинской-Алексеевской рекреационную зону вдоль реки Бузулук. Основными отправными моментами архитектурно - планировочных решений Генерального плана были:
Проектирование единой планировочной структуры было призвано повысить связанность всех элементов системы расселения, структурировать размещение основных функциональных зон, не допустить их взаимного хаотического срастания за счет ликвидации элементов природной среды.
В отношении формирования единой ландшафтно-архитектурной системы в Генеральном плане с учетом природных факторов, исключительного местоположения города и доминирующих влияний водной оси реки Бузулук и федеральной автомагистрали «Москва-Каспий» были выделены природно-ландшафтные территории и даны предложения по их формированию
Инженерная подготовка территории.
За истекший срок продолжалось благоустройство улиц – асфальтирование проездов и тротуаров составило….кв. м..
Развитие инженерной инфраструктуры.
Теплоснабжение. Основным направлением развития теплоснабжения городского поселения Новоаннинский, предусмотренным Генеральным планом 1980 г., являлось дальнейшее развитие централизованного теплоснабжения. Основные показатели, намеченные ген. планом, не были реализованы в связи со спадом объемов строительства в городе, как в жилищно-коммунальной сфере, так и в промышленности. Общее потребление тепловой энергии в 1980 г. было втрое меньше чем в ген. плане (144 ГКл/час), в настоящее время в …….раза ниже, чем предусмотрено ген. планом. Полного срыва теплоснабжения не произошло в связи с наличием определенного резерва мощности на источниках, переходом на энергосберегающие технологии.
В последнее время наблюдается процесс перехода на локальные (мелкие) источники в связи с их низкой стоимостью и короткими сроками строительства, в совокупности с неудовлетворительным качеством теплоснабжения, а именно: не выдерживание параметров по температуре, длительные отключения теплоснабжения из-за аварий, цветность и запах воды ……
Одновременно с отставанием по вводу новых мощностей, следует отметить процесс старения основных фондов теплотехнического оборудования на источниках тепла, а также тепловых сетей. Большинство ранее построенных мелких котельных оборудовано чугунными секционными котлами, многие из которых не имеют автоматизации топочных процессов, а их коэффициент полезного действия не превышает 50-60 %.
Электроснабжение, способное обеспечить все жизненно важные потребности общества, предусматривалось увеличить в 3 раза. Покрытие электрических нагрузок города и части района обеспечивается от Волгоградской энергосистемы на напряжение 110 кВ через электроподстанцию «Новоаннинскую», на которой произведены необходимые замены трансформаторов. Распределительные сети 10 кВ реализованы в настоящее время не полностью. Состояние существующих сетей и сооружений характеризуется высокой степенью изношенности, особенно в центральной части города.
Практически остался нереализованным предусмотренный ген. планом принцип построения сети – кабельный по петлевой схеме, в связи с несостоявшейся заменой индивидуальных жилых домов многоэтажной застройкой и снижением энергопотребления на промышленных предприятиях.
Процент охвата населения природным газом составляет 97 %. Остальное население получает сжиженный газ.
Наступивший после 1990 г. экономический кризис привел к резкому спаду промышленного производства и замедлению прироста населения. В результате сократилось общее водопотребление, что не требовало предусмотренного ген. планом развития производительности головных водопроводных сооружений. Таким образом, мероприятия, намеченные в генеральном планепо водоснабжению реализованы в настоящее время только по первой очереди.
Ощущается недостаток воды в реке Бузулук. Кроме того наиболее острой проблемой является изношенность водопроводных сетей - …..% сетей требует реконструкции.
Система канализации должна была обеспечить полное прекращение сброса неочищенных сточных вод, путем строительства единой централизованной системы канализации для всего города. Мероприятия, предусмотренные ген. планом, реализованы почти полностью. Построены предусмотренные насосные станции, напорные трубопроводы, две очереди очистных сооружений, осуществляется строительство третьей очереди, поля фильтрации, поля орошения.
За период с 1980 по 2008 год различными организациями было выполнено свыше десятка наименований документов, в той или иной мере определяющих развитие города и реализующих генеральный план города 1980 года. Среди них имели место как документы носящие как крупный планировочный характер (муниципальный район), так и более детально проработанные проектные материалы, относящиеся к более мелким фрагментам городской территории. В ходе реализации предыдущего генерального плана проводились тщательные проектные проработки технических вопросов, связанных с общим контекстом развития города: возможности подводки инженерных сетей, инвентаризации земель, экологических вопросов. В связи с изменяющейся социально-экономической ситуацией документы, даже в пределах одного вида, заметно отличаются по уровню решаемых зада, по набору показателей и детальности планировочных решений.
Необходимость дифференцированного обзора и подхода к использованию в настоящем Генеральном плане предлагаемых в ранее выполненных проектных разработках решений обусловлена различиями в официальном статусе этих работ (планировочные, проектные, землеустроительные, технические) и стадиях проектной деятельности ( предпроектные разработки, проекты, специальные проектно-планировочные работы).
В настоящее время, статус планировочных имеют следующие градостроительные документы, масштаб которых требует их учета в Генеральном плане города:
В отношении этих документов сложилась особая ситуация, заказчиком этих работ выступило Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Волгоградской области, которое определило ведение всех проектно-планировочных работ в расчете на государственные инвестиции, в том числе и в области капитального строительства, даже если они и не совпадают с интересами частных инвесторов, в то же время очевидно, что интересы города не полностью совпадают с положениями в упомянутых планировочных документах, в таком случае, следует ожидать корректировки проектных предложений, сделанных по развитию территории области, примыкающих к городу. Кроме того указанные проекты вступают в противоречие с требованиями современной жизни, потому требуют пересмотра в отношении как градостроительных систем на этой территории, так и ограничений, установленных в их пределах.
Однако указанные проекты представляют собой бесценный источник предпроектной информации о состоянии территории, ее резервах и ресурсах, которые активным образом были использованы при разработке настоящего Генерального плана.
Наличие у документов проектного или землеустроительного статуса не делает их обязательными для безусловного учета в настоящем Генеральном плане, проектные решения документов, имеющих такой статус, носят лишь рекомендательный характер. Это означает, что намеченные Генеральным планом крупные градостроительные инициативы, обеспечивающие решение важнейших городских проблем, вступают в противоречие с решениями, содержащимися в проектных или землеустроительных документах, поэтому последними проектные решения генерального плана пренебрегают. На этом основании в последние годы интересы застройщиков не совпадали с градостроительными предпочтениями городской власти.
К настоящему времени из проектных и землеустроительных документов утверждены следующие:
1. Технико-экономические основы развития г. Новоаннинский . 1980 год.
2. Проект детальной планировки территории жилого района г. Новоаннинский. 1983 год.
3. Эскиз застройки зоны отдыха на левом берегу р. Бузулук в р.п. Новоаннинский Новоаннинского района. Тома 1, 2, 3. 1996 год.
4. Землеустроительное дело по инвентаризации земель г. Новоаннинский Волгоградской области. Том 1, книги 1, 2, 3. 1999 год.
5. Проект городской черты г. Новоаннинский Волгоградской области. Выполнен Проектно-производственным архитектурно-планировочным бюро. 1992 год.
6. Расчет удельной площади санитарно-защитной зоны дорожно-строительного участка № 5 в г. Новоаннинском Волгоградской области. 2000 год.
В отношении трех из названных документов следует сделать следующие замечания.
Документы, отнесенные к техническому статусу:
Из данного списка все разработки не требуют внесения корректив. В то же время они в наибольшей мере подвержены возможным изменениям, вплоть до существенных. В особенности это касается технологической схемы и мероприятий развития инженерно-технологической схемы и мероприятий развития инженерно-технологического обеспечения территории.
В настоящее время одним из наиболее «неустойчивых» районов ( в плане необратимости проектных решений) является Юго-восточный промышленный район города и примыкающие к нему территории. Это связано с наличием в районе большого процента сельскохозяйственных земель и реорганизацией промышленных площадок. Появившаяся с развитием в градостроительстве рыночных отношений возможность смены функционального использования территории, к сожалению не привела к необходимости разработки планировочной документации.
Генеральный план 1980 года основывался на базовых политических и социально-экономических характеристиках и тенденциях, характерных для ссср
25 09 2014
8 стр.
Поселение расположено в iiа – прохладном умеренно влажном агроклиматическом подрайоне Приволжских дубрав
30 09 2014
1 стр.
Анализ состояния территории, проблем и направлений ее комплексного развития
11 10 2014
24 стр.
Перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 53
09 09 2014
7 стр.
Анализ состояния территории юголокского муниципального образования, проблем и направлений его комплексного развития 21
25 12 2014
21 стр.
Анализ состояния территории осетровского сельского поселения, проблем и направлений ее комплексного развития
25 12 2014
15 стр.
Анализ существующего состояния территории. Проблемы и направления её комплексного развития
14 12 2014
4 стр.
Анализ текущего состояния и тенденция развития соответствующих отраслей (сфер) деятельности -3-8
25 12 2014
4 стр.