Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Конспект урока русского языка в 11 классе

учителя русского языка и литературы

ГОУ СОШ № 400 ВОУО г. Москвы,

Михайловой Ольги Васильевны.
Дата проведения: 18 февраля 2010 г.
Тема урока: Анализ текста. Виды тропов и стилистических фигур. Подготовка к ЕГЭ.

Цель урока: Выработать у учащихся способность воспринимать связный текст как

совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей

стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным

настроением; умение определять виды тропов и стилистических фигур;

подготовить учащихся к ЕГЭ.


Ход урока.


  1. Орг. момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»).

  2. Тема урока. Нацеливание учащихся.

  3. Повторение (особенности художественного стиля, тип речи) опрос:

- перечислите стили речи

- как определить, к какому стилю речи относится текст?

- перечислите особенности художественного стиля

- какие типы речи вы знаете?

- назовите особенности каждого типа речи

4. Анализ текста:



Костер возле речки.

(1)Все-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает.

(2)Нет, не на родине встретил, не в Сибири. (3) В Подмосковье встретил.

(4)Ехал из аэропорта Домодедово и возле березовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

(5)Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чем-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутье – все, чем сорит вокруг себя человек.

- (6)Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофер-таксист, везший меня в Москву. (7)Я поглядел на него вопросительно.

- (8)Академик с бабой своей. (9)Дача у них тут недалеко. (10)Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. (11)Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. (12)Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-ыи-ди-и-о-оты-ы! (13)Да разве за нами, за поганцами, все приберешь? (14) И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!

(15)Он резко крутанул руль. (16)Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

(17)Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, - жгут мусор возле речки.



( По В.Астафьеву)

а) Работа с текстом

- прочитайте текст

- какие проблемы ставит автор в данном тексте?

( предполагаемые ответы:

проблемы экологии, охраны природы, взаимоотношения человека и природы,

загрязнение окружающей среды, нравственные проблемы)

- определите, в каких предложениях текста отражена позиция автора

( 1- 3, 5, 6, 17)

- к какому стилю речи относится данный текст?

( художественный с элементами разговорного и публицистического)

- какие типы речи присутствуют в данном тексте: описание, повествование,

рассуждение?

( рассуждение с элементами повествования и описания)
б) Выполнение заданий уровня «А» - 28-30 :
А-28.В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, как

автор относится к действиям таких людей, как академик с женой?

1) 1 2) 5 3) 6 4) 17
А-29.Определите стиль и тип речи в предложениях 8-14.

1) художественный, рассуждение и описание

2) публицистический, повествование и рассуждение

3) разговорный, описание и повествование

4) разговорный, повествование и рассуждение
А-30.В каком предложении антонимы позволяют увидеть основную проблему?

1) 1 2) 4 3) 5 4)11

Ответы: 4 - 4 – 1
в) Выполнение заданий уровня В (В1-В7):
В-1.Укажите способ образования слова ВОПРОСИТЕЛЬНО в предложении 7.

Укажите способ образования слова ПОКРОЯ в предложении 4.

Ответы: суффиксальный,

безаффиксный


В-2.Из предложений 7-13 выпишите притяжательное местоимение,

собирательное числительное,

производный предлог

Ответы: своей, двое, возле


В-3.Из предложений 8-13 выпишите подчинительное словосочетание со связью

СОГЛАСОВАНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ Ответы: какой мусор,

(с бабой своей),

рвать не дают


В-4.Среди предложений 6-17 найдите сложное, в составе которого есть

односоставное определенно-личное. Ответ: 17.


В-5.Среди предложений 5-17 найдите предложения с обособленным

приложением. Ответ: 13, 17



В-6.Среди предложений 4-10 найдите сложноподчиненное предложение

с придаточным изъяснительным. Ответ: 5


В-7.Среди предложений 6-12 найдите такие, которые связаны с предыдущими

при помощи личных местоимений. Ответ: 7, 9


г) Выполнение задания уровня В ( В-8) самостоятельно с последующей

проверкой.

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются

языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры,

соответствующие номеру термина из списка.


«Эпизод, о котором рассказывает автор, очень нетипичен: гораздо чаще можно встретить тех, кто, лихо погуляв, оставляет после себя помойку:______________

(предложение 5) позволяют увидеть эту неприглядную картину. Но есть и такие,

кто не может смотреть спокойно на подобное, и______________(предложение 1) позволяют убедиться в этом. Однако на тех, кто свой отдых проводит так, как академик с женой, смотрят порой, мягко говоря, как на чудаков, и____________

(предложение 6) отражает это обывательское отношение. Наверное, что-то

с нами происходит, если мы нормальные поступки стали воспринимать как что-то ненормальное, не укладывающееся в наши «перевернутые» представления о себе

и окружающих.

Автору же радостно сознавать, что есть люди, которым небезразличен мир,

в котором они живут, и его радость передана_____________(предложения 1-3)».
Список терминов:

1) лексический повтор 6) просторечные слова

2)парцелляция 7) синонимы

3) метонимия 8) однородные члены предложения

4) антонимы 9) терминологическая лексика

5) метафора



Ответы: 8 4 6 1


  1. Рефлексия. Оценки.




  1. Домашнее задание: «Русский язык. Тесты для повторения и подготовки к

ЕГЭ». М.В.Козулина. изд-во «Лицей» г.Саратов 2008 г. -

вариант 4, А27 – А29, В1- В8

Анализ текста. Виды тропов и стилистических фигур. Подготовка к егэ

Орг момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»)

45.01kb.

11 10 2014
1 стр.


Сборник составлен на основе программы «Подготовка к егэ по русскому языку в 11 классах»

Сборник содержит обширный справочный материал, знакомит с алгоритмом выполнения задания С, рядом орфоэпических, лексических, синтаксических, морфологических, орфографических, пункт

968.19kb.

07 10 2014
4 стр.


Мораль и культура Виды деятельности: чтение статьи

Виды деятельности: чтение статьи, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка вопросов по содержанию текста, беседа, комментированное чтение сказки

32.79kb.

02 09 2014
1 стр.


Моу куликовская сош план-график подготовки к проведению аттестации выпускников в форме егэ

Анализ результатов егэ-2012 г и результатов поступления в вузы. Корректировка образовательной программы оу, плана по подготовке к егэ

127.87kb.

08 10 2014
1 стр.


«Лингвистический анализ текста В. П. Астафьева «И прахом своим …»»

Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка

115.68kb.

18 12 2014
1 стр.


Ахметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии

Приведите названия и структурные формулы ближайших гомологов этана, этилена, бензола, имеющих большую молекулярную массу

90.47kb.

28 09 2014
1 стр.


Ахметов М. А. Подготовка к егэ по химии 2008 ГОТОВИМСЯ К егэ по химии

Органическое соединение с плотностью по водороду, равной 15, при сжигании 7,5 г которого образовалось 22 г углекислого газа и 13,5 г воды отвечает формуле

29.71kb.

25 12 2014
1 стр.


Головоломка №1: Найдите недостающую фигуру

На этом чертеже вы видите 8 фигур. Подметьте законо-мерность в расположении этих фигур и скажите, какую из шести пронумерованных фигур следует поставить на свободное место

21.18kb.

14 12 2014
1 стр.