Конспект урока русского языка в 11 классе
учителя русского языка и литературы
ГОУ СОШ № 400 ВОУО г. Москвы,
Михайловой Ольги Васильевны.
Дата проведения: 18 февраля 2010 г.
Тема урока: Анализ текста. Виды тропов и стилистических фигур. Подготовка к ЕГЭ.
Цель урока: Выработать у учащихся способность воспринимать связный текст как
совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей
стилистической направленностью и единым эмоциональным экспрессивным
настроением; умение определять виды тропов и стилистических фигур;
подготовить учащихся к ЕГЭ.
Ход урока.
-
Орг. момент. Раздать материалы к уроку (текст, задания, таблицы «Стили речи» и «Типы речи»).
-
Тема урока. Нацеливание учащихся.
-
Повторение (особенности художественного стиля, тип речи) опрос:
- перечислите стили речи
- как определить, к какому стилю речи относится текст?
- перечислите особенности художественного стиля
- какие типы речи вы знаете?
- назовите особенности каждого типа речи
4. Анализ текста:
Костер возле речки.
(1)Все-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает.
(2)Нет, не на родине встретил, не в Сибири. (3) В Подмосковье встретил.
(4)Ехал из аэропорта Домодедово и возле березовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.
(5)Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чем-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутье – все, чем сорит вокруг себя человек.
- (6)Видал чокнутых? – почему-то со злобой воскликнул шофер-таксист, везший меня в Москву. (7)Я поглядел на него вопросительно.
- (8)Академик с бабой своей. (9)Дача у них тут недалеко. (10)Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. (11)Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. (12)Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-ыи-ди-и-о-оты-ы! (13)Да разве за нами, за поганцами, все приберешь? (14) И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!
(15)Он резко крутанул руль. (16)Двое пожилых людей исчезли за поворотом.
…(17)Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, - жгут мусор возле речки.
( По В.Астафьеву)
а) Работа с текстом
- прочитайте текст
- какие проблемы ставит автор в данном тексте?
( предполагаемые ответы:
проблемы экологии, охраны природы, взаимоотношения человека и природы,
загрязнение окружающей среды, нравственные проблемы)
- определите, в каких предложениях текста отражена позиция автора
( 1- 3, 5, 6, 17)
- к какому стилю речи относится данный текст?
( художественный с элементами разговорного и публицистического)
- какие типы речи присутствуют в данном тексте: описание, повествование,
рассуждение?
( рассуждение с элементами повествования и описания)
б) Выполнение заданий уровня «А» - 28-30 :
А-28.В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, как
автор относится к действиям таких людей, как академик с женой?
1) 1 2) 5 3) 6 4) 17
А-29.Определите стиль и тип речи в предложениях 8-14.
1) художественный, рассуждение и описание
2) публицистический, повествование и рассуждение
3) разговорный, описание и повествование
4) разговорный, повествование и рассуждение
А-30.В каком предложении антонимы позволяют увидеть основную проблему?
1) 1 2) 4 3) 5 4)11
Ответы: 4 - 4 – 1
в) Выполнение заданий уровня В (В1-В7):
В-1.Укажите способ образования слова ВОПРОСИТЕЛЬНО в предложении 7.
Укажите способ образования слова ПОКРОЯ в предложении 4.
Ответы: суффиксальный,
безаффиксный
В-2.Из предложений 7-13 выпишите притяжательное местоимение,
собирательное числительное,
производный предлог
Ответы: своей, двое, возле
В-3.Из предложений 8-13 выпишите подчинительное словосочетание со связью
СОГЛАСОВАНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ Ответы: какой мусор,
(с бабой своей),
рвать не дают
В-4.Среди предложений 6-17 найдите сложное, в составе которого есть
односоставное определенно-личное. Ответ: 17.
В-5.Среди предложений 5-17 найдите предложения с обособленным
приложением. Ответ: 13, 17
В-6.Среди предложений 4-10 найдите сложноподчиненное предложение
с придаточным изъяснительным. Ответ: 5
В-7.Среди предложений 6-12 найдите такие, которые связаны с предыдущими
при помощи личных местоимений. Ответ: 7, 9
г) Выполнение задания уровня В ( В-8) самостоятельно с последующей
проверкой.
Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются
языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры,
соответствующие номеру термина из списка.
«Эпизод, о котором рассказывает автор, очень нетипичен: гораздо чаще можно встретить тех, кто, лихо погуляв, оставляет после себя помойку:______________
(предложение 5) позволяют увидеть эту неприглядную картину. Но есть и такие,
кто не может смотреть спокойно на подобное, и______________(предложение 1) позволяют убедиться в этом. Однако на тех, кто свой отдых проводит так, как академик с женой, смотрят порой, мягко говоря, как на чудаков, и____________
(предложение 6) отражает это обывательское отношение. Наверное, что-то
с нами происходит, если мы нормальные поступки стали воспринимать как что-то ненормальное, не укладывающееся в наши «перевернутые» представления о себе
и окружающих.
Автору же радостно сознавать, что есть люди, которым небезразличен мир,
в котором они живут, и его радость передана_____________(предложения 1-3)».
Список терминов:
1) лексический повтор 6) просторечные слова
2)парцелляция 7) синонимы
3) метонимия 8) однородные члены предложения
4) антонимы 9) терминологическая лексика
5) метафора
Ответы: 8 4 6 1
-
Рефлексия. Оценки.
-
Домашнее задание: «Русский язык. Тесты для повторения и подготовки к
ЕГЭ». М.В.Козулина. изд-во «Лицей» г.Саратов 2008 г. -
вариант 4, А27 – А29, В1- В8