Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
АНАТОМИЯ ЦНС
ВВЕДЕНИЕ
Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам; предмет их изучения – живые организмы.

Человек, как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым организмам.

Но человек отличается от животных развитием высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, память, интеллект, социальные условия жизни и общественные взаимоотношения.

Труд и социальная среда оказали большое влияние на биологические особенности человека, существенно изменив их.


АНАТОМИЯ (от греч. Anatome – рассечение) – это наука о формах, строении, происхождении, развитии организма, его систем и органов.
Анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни от зачатия до старческого возраста; изучает человека в условиях влияния внешней среды.
ФИЗИОЛОГИЯ (от греч. Physis – природа, logos – наука) – это наука, изучающая функции, процессы жизнедеятельности всего организма и отдельных его частей; их взаимосвязи и взаимодействие в организме в различные периоды жизни и в условиях изменяющейся окружающей среды.
Анатомия и физиология тесно связаны между собой; строение живого организма и его функции (форма и функции) неотделимы друг от друга и взаимообусловлены.
Анатомия и физиология относятся к экспериментальным наукам, потому что все выводы (знания) факты устанавливаются только опытным путем.
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ


  • Патология – учение о тех изменениях, которые происходят в организме при различных заболеваниях. (разделы: патологическая анатомия и патологическая физиология)

  • Цитология – наука о строение и жизнедеятельности всех клеток организма

  • Гистология – наука о тканях организма, из которых построены органы

  • Эмбриология – наука, изучающая развитие человека и животных во внутриутробном периоде жизни до рождения

  • Антропология – наука о человеке, его происхождении, человеческих расах, их расселении по территории Земли.



ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – это многоуровневая система, имеющая иерархический план строения.
В ней выделяют следующие уровни организации:

КЛЕТКА --- ТКАНИ --- ОРГАНЫ --- СИСТЕМЫ ОРГАНОВ --- ОРГАНИЗМ


КЛЕТКА – это структурно-функциональная единица всего живого, при делении и дифференцировке которой, возникают и развиваются все организмы.
Клетка обладает основными свойствами живой материи:

- обменом веществ;

- способностью к размножению;

- передачей наследственной информации;

- способностью к росту, делению;

- способностью к регенерации (восстановлению);

- способностью реагировать на внешние воздействия (раздражительностью)
ТКАНИ – совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общим строением, функциями и происхождением.
Выделяются два вида происхождения:


  1. ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие;

  2. ФИЛОГЕНЕЗ – историческое развитие.

В организме человека по морфологическим и физиологическим признакам выделяют 4 вида ткани:




  1. эпителиальная

  2. соединительная

  3. нервная

  4. мышечная

Ткани тесно связаны между собой, один и тот же вид ткани может входить в состав разных органов, при этом разные ткани могут входить в состав одного и того же органа.

Та ткань, которая имеет наибольшее представительство в органе и определяет его функцию.

Деятельность тканей, входящих в состав органов согласована и регулируется нервной и эндокринной системами.


ОРГАН образование, состоящее из специфических клеток и тканей, имеющее единую систему кровоснабжения и нейроэндокринную регуляцию.
Выделяют одиночные органы (сердце, желудок, мозг, кишечник), парные (легкие, почки) и множественные (кости, мышцы).
По строению все внутренние органы делятся на трубчатые и паренхиматозные.
ТРУБЧАТЫЕ (или полые) ОРГАНЫ – имеют вид трубок или их расширений (желудок, матка, мочевой пузырь – расширения; кишка, трахея, мочеточник – трубки).

Стенки трубчатых органов состоят из различных тканей (см. рисунок и таблицу № 2)


ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ ОРГАНЫ – не имеют полостей и определенной формы. Основная масса образована паренхимой. Внутренний мягкий скелет – строма. В строме находятся сосуды и нервы. Строма покрывает орган.
К паренхиматозным органам относятся почки, печень, легкие, железы и др.
Все органы объединяются в системы.

В организме выделяют два вида систем: физиологические (наследственно-закрепленные) и функциональные.


Физиологические системы органов и тканей имеют единую нейроэндокринную регуляцию, которая обеспечивает выполнение их функций.

К физиологическим системам относят: опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему, мочевыводящую систему, половую, сердечно-сосудистую, эндокринную, лимфатическую, нервную, сенсорную.


Функциональные системы – временная взаимосвязь клеток, тканей, органов и физиологических систем для обеспечения (достижения) цели полезного приспособительного результата в данной виде деятельности.
Понятие функциональной системы ввел русский физиолог Петр Кузьмич Анохин.
Деятельность всех систем органов человеческого организма взаимосвязана; при изменении деятельности одних органов изменяется функциональное состояние других.
Организм человека условно делится на три части:


  1. сома (опорно-двигательный аппарат; функция – обеспечивает опору и движение организма)

  2. висцера (дыхательная, пищеварительная, выделительная системы; функция – обеспечить организм обменом веществ и энергией)

  3. интегративный отдел (сердечно-сосудистая, лимфатическая, эндокринная, нервная системы; функция – обеспечить связь, объединить деятельность сомы и висцеры, обеспечить функционирование организма как единого целого)

Такая иерархическая организация является условием для саморегуляции.

Высший уровень саморегуляции – поведение.

Саморегуляция обеспечивается гомеостазом (постоянство внутренней среды).

Постоянство внутренней среды обеспечивается обменом веществ, который состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции (усвоение питательных веществ) и диссимиляции (распад органических веществ).
ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие организма, которое охватывает период с момента оплодотворения и возникновения организма в виде зиготы до смерти.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме и приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех систем.
Развитие включает в себя три фактора:


  1. рост

  2. дифференцировка органов и тканей

  3. формообразование


РОСТ – количественный процесс, сопровождающийся или увеличением числа клеток (эпителий, кости), или увеличением размера самих клеток (мышечные, нервные клетки).
Процессы роста и развития подчиняются общим закономерностям:


  1. непрерывности

  2. последовательности – отдельные органические системы (психическая функция) созревают постепенно и завершают свое развитие в разные периоды онтогенеза.

  3. гетерохронности (неравномерности)

Учение о гетерохронности ввел Петр Кузьмич Анохин. По его мнению, в организме в первую очередь формируются системы, которые в данный момент времени обеспечивают наилучшее приспособление.


Помимо общих закономерностей существуют индивидуальные.

Все индивидуальные факторы, характеризующие рост и развитие, условно делятся на три группы:




  1. генетические (гены определяют темп и возможный предел роста и развития при оптимальной среде)

  2. средовые факторы (витаминная обеспеченность, двигательный режим, эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, влияние климатических и географических условий, культура)

  3. трудно классифицируемые (акселерация, ретардация)

Анатомия цнс

Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам; предмет их изучения – живые организмы

55.19kb.

02 10 2014
1 стр.


Министерства здравоохранения и социального развития РФ кафедра нормальной физиологии

Занятие №1. Морфофункциональная характеристика цнс. Возбуждение и торможение в цнс. Рефлекторный принцип деятельности цнс

197.13kb.

10 09 2014
1 стр.


Министерства здравоохранения и социального развития РФ кафедра нормальной физиологии

Занятие №1. Морфофункциональная характеристика цнс. Возбуждение и торможение в цнс. Рефлекторный принцип деятельности цнс

202.83kb.

10 09 2014
1 стр.


Опорно-двигательный аппарат человека и его возрастные особенности Значение опорно-двигательного аппарата

При движении плода раздражаются рецепторы мышц и импульсы от них идут в цнс, а это дает возможность нервным клеткам развиваться. То есть цнс направляет и стимулирует рост и развити

73.85kb.

23 09 2014
1 стр.


Основная литература: Анатомия человека

Анатомия человека под редакцией акад. Рамн, проф. М. Р. Сапина – М.; Медицина 2008г

20.62kb.

25 12 2014
1 стр.


Книга Нормана Казинса «Анатомия болезни»

К14 Анатомия болезни с точки зрения пациента: Пер с англ. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 95 с., ил

1142.77kb.

10 10 2014
6 стр.


Патологическая анатомия врожденных обструктивных уропатий у детей 14. 00. 15 Патологическая анатомия
575.72kb.

27 09 2014
2 стр.


Джуан Стивен Странности нашего тела. Занимательная анатомия

Странности нашего тела. Занимательная анатомия «Странности нашего тела. Занимательная анатомия»: рипол; Москва; 2010

3221.08kb.

10 10 2014
16 стр.