Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДЕНА Ученым советом ФГБОУ ВПО «АГПА» протокол № ___ от «___» ___________ 2012 года Ученый секретарь академии __________________М.П.Евдокимова |
|
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии « » ___________ 20___ _года (протокол № ____) Зав.кафедрой д.психол.н. проф. _____________С.В.Недбаева |
Составитель:
К.псх.н., доцент
И.В. Арцимович
Дисциплина относится к образовательной составляющей и входит в цикл обязательных дисциплин (2 блок) подготовки аспирантов.
Дисциплина «Организация психолого-педагогических исследований» входит в цикл специальных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов. Курс тесно связан с курсами «Педагогика и психология высшей школы», «Психология человека», «Психология профессиональной деятельности», «Актуальные проблемы современной педагогической психологии», «Методология психологии» и др.
В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108ч.)
Форма отчетности – зачет.
Формаобучения | курс | Семестр | Трудоемкость дисциплины в часах | Форма итогового контроля | |||||
Всего часов | Ауд. часов | лекции | семинары | Лабор. | СР | ||||
Очная | 1 | 108 | 18 | 18 | 90 | зачет | |||
Заочная | 108 | 4 | 4 | 104 | зачет |
№ п/п |
Наименование разделов дисциплины |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самост. работа |
Форма итогового контроля | ||
лекции |
семинар. (практич.) занятия
|
лаборат. занятия | |||||
1. |
Научное исследование, его принципы структура и процедура. |
34 |
4 |
|
|
30 |
зачёт |
2. |
Классификация исследовательских методов в психологии. |
36 |
6 |
|
|
30 | |
3. |
Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования |
38 |
8 |
|
|
30 | |
|
Итого |
108 |
18 |
|
|
90 |
|
№ п/п |
Наименование разделов дисциплины |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самост. работа |
Форма итогового контроля | ||
лекции |
семинар. (практич.) занятия |
лаборат. занятия | |||||
1. |
Научное исследование, его принципы структура и процедура. |
34 |
2 |
|
|
32 |
зачёт |
2. |
Классификация исследовательских методов в психологии. |
36 |
1 |
|
|
35 | |
3. |
Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования |
38 |
1 |
|
|
37 | |
|
Итого |
108 |
4 |
|
|
104 |
|
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
Форма итогового контроля |
1 |
Научное исследование, его принципы и структура
Этические принципы в психолого-педагогической деятельности |
34 |
4 |
|
30 |
собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование |
2 |
Классификация исследовательских методов в психологии |
36 |
6 |
|
30 |
собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование |
3
|
Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования.
|
38 |
8 |
|
30 |
собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование |
Итого: |
108 |
18 |
|
90 |
|
№ |
Наименование темы |
Всего часов |
Лекции |
Семинары |
Самостоятельная работа |
Форма итогового контроля |
1 |
Научное исследование, его принципы и структура
|
34 |
2 |
|
32 |
собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование |
2 |
Классификация исследовательских методов в психологии |
36 |
1 |
|
35 |
собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование |
3
|
Планирование эксперимента, цели, гипотезы, проведение, анализ и представление результатов психологического исследования.
|
38 |
1 |
|
37 |
собеседование на консультации, проверочная работа, экспресс-опрос, конспектирование, аннотирование |
Итого: |
108 |
4 |
|
104 |
|
Теоретическое знание в психологии. Теория и ее функции. Теория и эмпирия. Задачи эмпирического исследования.
Эмпирическое знание в психологии и его связь с теоретическим. Жесткий пояс теорий. Становление теории. Проверка теории. Концептуальные репликации. Теоретические построения в психологии и проблема кризиса.
Опорная и надстроечная эмпирия. Вспомогательные положения научной гуманитарной теории.
Релевантный и иррелевантный эмпирический опыт. Система базисных идеализаций в науке. Проблема перехода от теории к эмпирии. Проблема прорыва в обобщении.
Планирование эксперимента в психологии. Содержание планирования психологического эксперимента. Принципы планирования психологического эксперимента. Условия и специфика планирования психологического эксперимента. Основные этапы психологического исследования.
Принцип фальсификации и экспериментальный метод. Эмпирическая загруженность теории. Парадигма. Категориальная детерминация и свобода в становлении научного знания. Индуктивный вывод. Асимметрия вывода в эксперименте. Проблема эмпирической загруженности психологической теории и предпосылки экспериментального метода. Проверка гипотезы и утверждение теории. Открытость гипотезы новым исследованиям.
Подготовка теоретической базы эмпирического исследования
Цель теоретического обзора. Методологические принципы и подбор теорий. Оценка теоретических позиций. Оценка теории с точки зрения эмпирической проверяемости. Выбор методических оснований исследования.
Анализ понятий в курсовой работе. Анализ теорий и их контекста. Анализ состояния науки. Методологический анализ. Понятие как средство анализа эмпирии. Анализ подходов и понятий.
Этические принципы в психологической деятельности
Этика и наука. Обсуждение этических проблем науки. Этические требования к психологу. Особенности психологической работы и этических требований. Компетентность как этическое требование. Проблема нанесения травм клиенту. Проблема воздействия на испытуемого и информированности об эксперименте. Двойной метод вслепую и проблема этики. Проблема контроля угроз валидности и этических требований к эксперименту. Проблема личностного влияния психолога на испытуемого. Запрет на разглашение информации.
Проблема рекомендаций и разглашения информации. Проблема взаимодействия психолога с администрацией.
Этические проблемы психологии. Выполнение этических требований.
Исторически сложившаяся систематика методов. Современная систематика методов Эксперимент в системе методов эмпирического исследования. Эксперимент как эмпирический метод исследования. Классификация методов исследования в психологии. Метод и методики. Наблюдение и его отличие от эксперимента. Методы, не включаемые в число экспериментальных. Контент – анализ. Экспериментальные планы со сниженными формами контроля.
Планирование эксперимента. Условия планирования эксперимента. Содержательное планирование. Уточнение гипотез. Формулирование альтернативных гипотез. Этапы эксперимента. Обеспечение валидности эксперимента. Формальное планирование. Выбор статистических методов.
Классификация экспериментальных планов. Доэкспериментальные планы. Анализ единичного случая. Отсутствие контрольных условий или контрольной группы. Предварительное и итоговое тестирование на одной группе. Отсутствие изучения влияния фона или естественной динамики. Экспериментальные планы. План Соломона. План Д.Кемпбелла.
Планирование эксперимента и проблемы угроз валидности. Смешивающиеся и побочные переменные. Дополнительные переменные. Контроль угроз валидности. Влияние личности экспериментатора на результаты эксперимента. Контроль влияния личности экспериментатора на результаты. Эффект Пигмалиона. Влияние личности испытуемого на результат. Контроль влияния личности испытуемого на результаты.
Контроль переменных. Функциональный контроль независимых переменных как условие проверки гипотез о видах зависимости между переменными. Контроль возможных влияний на динамику показателей.
Обоснование цели и гипотез исследования в образовании
Подготовка эмпирического исследования. Постановка цели исследования. Обоснование цели, связь цели с принципами, на которых строится исследование. Обоснование гипотез Виды целей. Определение характеристик. Изучение взаимосвязи. Изучение возрастного развития. Описание нового феномена. Обоснование метода исследование. Выбор методик в структуре метода исследования. Проблемы и роль анализа литературы.
Подготовка эмпирического исследования, осуществляемого в рамках курсовой работы. Эмпирическое исследование как способ проверки гипотез. Эмпирия и факт. Подготовка эмпирического исследования. Методики и проблема адекватности выбранной методологии.
Анализ и представление результатов психологического исследования
Анализ результатов психологического исследования. Анализ соответствия фактов гипотезам. Эффект и Орд фактора. Ошибки при оценке эффекта.
Оформление результатов проведенного исследования. Актуальность проблемы. Представление целей, гипотез исследования. Представление процедур. Описание оснований выбора последовательности опытов. Представление оснований для выбора статистических методов. Формальное планирование. Описание статистических результатов. Графическое представление. Описание закономерностей. Выводы.
Соответствие выводов задачам. Вывод о том, соответствует ли гипотеза данным или данные противоречат гипотезе.
Выводы и их описание в Заключении. Рекомендации для практической работы. Представление исследований в научной статье. Написание статьи.
Выступление по результатам работы. Наглядное представление данных.
Нормативные и методические документы, служащие основанием для вуза при организации практики
30 09 2014
1 стр.
Цель учебной дисциплины теоретико-эмпирическая подготовка аспирантов к организации и проведению психолого-педагогических исследований, а также формирование навыков и умений проведе
18 12 2014
1 стр.
Слово как основное понятие лексикологии. Проблема определения слова. Основные функции слова. Критерии слова
14 12 2014
1 стр.
Гоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия имени Зайнаб Биишева»
14 10 2014
2 стр.
Работа выполнена на кафедре педагогики фгбоу впо «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»
16 12 2014
1 стр.
Алтайская государственная педагогическая академия; [сост. С. А. Добричев]. Изд. 2-е, испр и доп. Барнаул : Алтгпа, 2012. Библиогр.: с. 93 (15 назв.)
14 12 2014
1 стр.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2 курса института исторического образования для аудиторной и самостоятельной работы. В него вошли тексты, относящиеся к осно
15 12 2014
2 стр.
Гбоу впо «Ставропольская государственная медицинская академия» минздравсоцразвития
13 09 2014
4 стр.