Бертран Рассел. Проблемы философии
Глава 1.
-
К какому разделу философии как дисциплины относятся рассуждения Рассела?
-
Как, по Расселу, формулируется один из самых трудных вопросов в философии?
-
В чем мы можем сомневаться?
-
Проясните различия между явлением и действительностью на примере цвета и формы. Стоит ли что-либо за цветом и формой?
-
какие два вопроса мы можем задать, спрашивая о реальном столе?
-
как соотносится чувственные данные и реальная вещь, что мы называем материей?
-
Как Беркли обосновывает свою позицию в отношении существования материи?
-
Как Лейбниц аргументирует своё представление о материи?
Глава 2. Доводы в пользу существования реального стола.
-
Является ли гипотеза «вещи вне нас не существуют» абсурдной?
-
Можно ли строго доказать, что вещи существуют независимо от нашего восприятия их?
-
Каковы могут быть твердые основания, на которых мы будем основывать наши доказательства? Годится ли на роль такого основания «cogito ergo sum» Декарта?
-
Как Рассел интерпретирует «cogito ergo sum» Декарта? Является ли «cogito ergo sum» Декарта, по Расселу, логическим выводом?
-
Почему понятно желание человека сохранить физические объекты?
-
Что такое, по Расселу, «нейтральные объекты»?
-
почему мы допускаем, что существуют общие нейтральные объекты?
-
К какому принципу мы прибегаем, принимая существование вещей «внешнего мира»?
-
Что такое инстинктивная вера?
-
Приведите аргумент, который обосновывает наши инстинктивные веры.
-
Какова роль философии в принятии нами вер?
Глава 3. Наука.
-
Какой ответ дает наука о природе вещей? Материальны ли свет и пространство? Вещественны ли они?
-
В чем разница между реальным и кажущимся пространством?
-
Можем ли мы знать о существовании физического пространства?
-
Можем ли мы знать о существовании объективного времени?
-
В чём, по Расселу, главная ошибка аргументации Беркли?
Глава 4. Доводы субъективных идеалистов.
-
Сформулируйте основную идеалистскую доктрину.
-
Почему основания идеализма кроются в Теории Познания
-
Что значит «быть познанным» для идеалиста? Как это выглядит в обыденных представлениях?
-
каков аргумент Беркли в поддержку идеализма?
-
Как Беркли использует слово «идея»?
-
В чём, по Расселу, двусмысленность положения Беркли «идея находится в уме»?
-
Приведите и обоснуйте, в чем ошибки аргументации Беркли.
-
В чём ошибается Рассел, всеми силами пытаясь показать несостоятельность концепции Беркли?
-
Если следовать «бритве Оккама», то какую позицию следует предпочесть: берклианство или признание существования как ума, так и вещей, независящих от ума?
-
Какие две стороны идеи существуют?
-
Какие еще основания для идеализма имеются?
-
Является ли труизмом утверждение «мы не можем знать о существовании вещи, которой не знаем»?
-
Что такое «знание истин» и «знание как знакомство»?
-
Имеются ли причины полагать, что я не должен знать о существовании чего-то, с чем никто не знаком?
Глава 5. Знание-знакомство и знание-описание.
-
Разведите знание-знакомство и знание-описание.
-
На чём покоится знание вещей и знание истин?
-
Сводится ли знание знакомство к знакомству с чувственными данными?
-
К какому виду знания относится знание по памяти и знание через интроспекцию?
-
Знакомы ли мы с универсалиями?
-
Как называется осознание универсалий? Как называется универсалия, которую мы осознаём?
-
Что такое «определённые дескрипции» и «неопределённые дескрипции»?
-
Каково фундаментальное требование к суждениям, содержащим дескрипцию?
-
В чём заключается важность знания по описанию?
Глава 6. Об индукции.
-
Что такое «вера в однородность природы»?
-
Какие у нас есть аргументы для того, чтобы считать, что законы, соблюдавшиеся в прошлом, будут соблюдаться в будущем?
-
Сформулируйте две части «принципа индукции».
-
Сформулируйте две части «принципа индукции» как общий закон. В чём отличие от предыдущего случая?
-
Может ли индуктивный принцип быть опровергнут апелляцией к опыту?
-
Может ли индуктивный принцип быть доказан апелляцией к опыту?
-
Какому принципу подчиняется вера учёных в верховенство закона и вера в то, что каждое событие должно иметь причину?
Глава 7. О познании общих принципов.
-
Сформулируйте три самоочевидные логических принципа.
-
Могут ли они быть доказаны?
-
Изложите суть спора эмпиристов и рационалистов.
-
Почему ошибались, по Расселу, рационалисты, полагая, что из общих соображений относительно того, что должно существовать, можно вывести существование какой-либо вещи в действительном мире?
-
Приведите наиболее важный пример нелогического априорного знания.
-
Является ли знание того, что вещь имеет внутренне присущую ей ценность, априорным? Апостериорным? Почему?
-
Правы ли философы-эмпирики, утверждающие, что опыт был источником нашего знания арифметики точно в той же мере, в какой он был источником нашего знания, напр., географии?
-
Даёт ли дедукция новое знание?
-
В чём различие предпочтительной аргументации для общих суждений, известных априори, и для эмпирических обобщений?
Глава 8. Как возможно априорное знание?
-
Какого закона, с точки зрения философов до Канта, было достаточно для установления истинности всего априорного знания?
-
Что полагали рационалисты до открытия Юма?
-
В чём заключалось открытие Юма?
-
Что понял Кант, опираясь на открытие Юма?
-
Что такое, по Канту, «синтетические суждения»?
-
Какие 2 элемента, по Канту, следует различать во всём нашем опыте?
-
Что такое «вещь-в-себе» у Канта?
-
В чём непоследовательность Канта в отношении того, что мы можем считать причиной?
-
Как понимал Кант наше знание о чём-либо?
-
Каково основное возражение, выдвигаемое Расселом против кантовского понимания знания?
-
Является ли логический «закон противоречия» законом мышления? Почему?
-
Приложимо ли, по Расселу, наше априорное знание к нементальному?
Глава 9. Мир универсалий.
-
Что такое «идея» у Платона?
-
Что представляет из себя, по Платону, истинно реальный мир?
-
Что такое «конкретности» и что такое «универсалия»?
-
Возможно ли суждение без слов, обозначающих универсалию? Почему?
-
Можно ли сказать, что всё знание истин включает в себя знакомство с универсалиями? Почему?
-
Как мы ухитряемся избегать всякого упоминания универсалий как таковых?
-
Что выражают глаголы и предлоги в предложении?
-
Почему опасно не учитывать роль глаголов и предлогов в предложении?
-
Каковы взгляды Беркли и Юма на «абстрактные идеи»?
-
Приводит ли отрицание существования «абстрактных идей» к отрицанию существования таких универсалий, как отношения?
-
Содержится ли ментальное в факте нахождения Эдинбурга к северу от Лондона? Обобщите ответ на все отношения.
-
Являются ли универсалии материальными вещами?
-
Являются ли универсалии объектами мысли? Мыслями?
-
Существуют универсалии во времени, или вне времени?
Глава 10. О познании универсалий.
-
Каким образом происходит знание универсалий через знакомство?
-
Имеется ли непосредственное знание универсалий?
-
Что, по Расселу, устанавливает суждение «2 +2=4»? Что Рассел на этом примере пытается нам доказать?
-
Может ли, по Расселу, быть обосновано суждение «всё априорное знание имеет дело исключительно со знанием универсалий»?
-
Что могло показаться таинственным при первоначальном ознакомлении с априорным знанием? Верно ли это первое впечатление? Почему?
-
Можем ли мы знать общее суждение, если у нас нет ни одного примера?
-
Почему знание истин более проблематично, чем знание вещей?
Глава 11. Об интуитивном знании.
-
Разведите 2 вида самоочевидных истин восприятия.
-
В каком виде суждений восприятия одним из конституент выступает отношение?
-
В чём заключается сущность памяти?
-
Имеются ли различные степени самоочевидности самоочевидных суждений?
Глава 12. Истинность и ложность.
-
Каким трём требованиям должна удовлетворять любая теория истины?
-
С какими двумя трудностями сталкивается теория, согласно которой истинна заключается в согласованности совокупности вер?
-
Могут ли законы логики быть установлены в результате проверки на согласованность? Почему?
-
Допустимо ли считать веру таким отношением ума к единичному объекту, при котором объект есть то, чем он полагается согласно вере? Почему?
-
Что увязывает отношение «суждения» или «веры»?
-
На примере объекта веры как комплекса из 2-х объектов и отношения между ними, поясните, когда вера является истинной, и когда – ложной.
-
Зависит ли вера от умов в своём существовании и в своей истинности?
-
Дайте определение факта, соответствующего реальности.
Глава 13. Знание, ошибка и вероятностное мнение.
-
Почему знание не может быть определено как «истинная вера»?
-
Можно ли назвать знанием то, что значимо выводится из известных посылок? Почему? Что означает «значимо выводиться» здесь?
-
Какие два способы существуют для познания любого сложного факта?
-
Может ли факт, касающийся единичной вещи, быть самоочевиден более, чем одному человеку?
-
Разведите два вида самоочевидности.
-
При каком условии то, во что мы твёрдо верим, называется знанием?
-
Что такое ошибка?
Глава 14. Пределы философского знания.
-
Что представляет собой, по Расселу, главный тезис философии Гегеля?
-
Как получается Абсолютная Идея у Гегеля и что она есть такое?
-
На каком фундаментальном положении, по Расселу, покоится система Гегеля?
-
В чём заключается двусмысленность понятия «природа вещи»?
-
В чём, по Расселу, основная ошибка Гегеля при понимании «природы вещи»?
-
На каком основании Кант считал пространство и время нереальными?
-
Допустимо ли приписывать Вселенной априорные принципы? Почему?
-
На какие 2 вида делится наше интуитивное знание?
-
Чем философия отличается от науки?
Глава 15. Ценность философии.
-
Среди каких благ следует искать ценность философии?
-
Приведите примеры Рассела вопросов, которыми задаются философы.
-
Зависит ли ценность философии для изучающих её от какого-либо корпуса приобретаемых знаний?
-
В чём, по Расселу, заключается ценность философии?
-
Каким представляется Расселу человек, не имеющий вкуса к философии?
-
Какую цель преследует философское размышление?
-
Чем истинное философское размышление отличается от мнимого?
-
Объясните, в чём заключаются такие основные черты философского размышления, как свобода и беспристрастность.
-
Ради чего должна изучаться философия?