Перейти на главную страницу
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ
Адекватная жизнь, по аналогии с адекватной идеей в определении Спинозы, может быть описана как жизнь, которая интуитивно охватила целостную природу вещей, прозрела, прочувствовала и настроила себя относительно этого целого. Неадекватная жизнь — это такая жизнь, в которой отсутствует это соответствие целостной природе вещей — отсюда ее искаженная перспектива, ее неполнота, ее беспорядочность. История жизни Томаса Келли — это история страстного и целеустремленного поиска адекватности. В последние три года, предшествующие его внезапной смерти в январе 1941 года, этот поиск завершился редкой степенью адекватности. Адекватную жизнь, прожитую им, он описал с необыкновенной простотой и изяществом в собрании работ, которые представлены в этой небольшой по объему книге.
Томас Раймонд Келли родился 4 июня 1893 года на ферме на юго-западе Огайо недалеко от Чиликота. Его родители, будучи ревностными квакерами, еще в начале своей совместной жизни вновь открыли старый квакерский молельный дом и возродили молитвенное собрание. Отец Томаса Келли умер, когда мальчику было 4 года. Чтобы прокормить Томаса и его сестру Мэри, мать работала на ферме, продавала масло и яйца в течение последующих 6 лет. Затем она переехала в Уилмингтон, Огайо, для того, чтобы дети могли получить возможность учиться в хорошей школе, а впоследствии в квакерском колледже. Она обучилась стенографии и бухгалтерскому делу и начала работать в конторе компании Ирвин Огер Бит за пять долларов в неделю, с тем чтобы содержать свою маленькую семью.
В Уилмингтонском колледже Томас Келли лишь эпизодически занимался тем, что давало ему приработок и что удовлетворяло его религиозную жажду; в основном он в это время был охвачен другим сильным увлечением. Речь идет об увлечении естественными науками и особенно химией. Если уж стояла задача познать жизнь в ее целостности, это была та самая наука, которая обладала точным методом и осмеливалась признать то, что обнаруживает этот метод, вопреки устоявшимся представлениям. Это была наука, блестящие достижения которой, полученные с помощью бесстрашного использования такого метода, несомненно свидетельствовали о ее величии. Работая ассистентом в лаборатории, Томас фактически жил в этой химической лаборатории на старшем курсе Уилмингтонского колледжа в 1912-13 годах. Он поступил в Хаверфордский колледж на год для продолжения учебы, как это часто делали выпускники западных квакерских колледжей, и учился в старшем классе в 1913 году, продолжая свою основную работу по химии. В Хаверфорде он попал под влияние Руфуса Джонса. На его занятиях он почувствовал притягательную силу философии и вкус к поиску истины, что могло удовлетворить как его религиозную жажду, так и страсть к науке. Это был лишь проблеск будущего, который он сам еще не осознавал.
Страстная жажда высокой духовной жизни в этом пылком, впечатлительном, импульсивном юноше из квакерской семьи вспыхнула в первый же день его приезда в Хаверфорд из Огайо. Руфус Джонс вспоминает его визит в тот день: «Двадцать восемь лет тому назад он пришел ко мне в дом, глубоко тронутый волнующими событиями первого дня пребывания в колледже. Он сел передо мной, его лицо осветилось сияющей улыбкой, и вдруг он сказал: «Я собираюсь сделать свою жизнь чудом!»».
Привязанность к естественным наукам сохранилась и тогда, когда он в течение двух лет, с 1914 по 1916, преподавал их в Пикерингском колледже — квакерской подготовительной школе в Канаде. Но жажда истинной, адекватной жизни заставила его открыться волшебной силе той абсолютной преданности, которая ассоциировалась в религиозых представлениях того времени с добровольной службой в качестве миссионера. Канадские Друзья проявили особый интерес к квакерской миссии в Японии, и Томас Келли решил посвятить себя религиозной работе на Дальнем Востоке. Для того, чтобы подготовиться к этой работе, осенью 1916 года он поступил в Хартфордскую теологическую семинарию.
Вступление Америки в войну побудило его пойти добровольцем на квакерскую службу; сначала он работал в столовой МХА, а затем с немецкими пленными в Англии, где он прожил с июня 1917 по февраль 1918 г.
Счастливый и трогательный опыт общения с немецкими пленными пробудил в нем интерес и участие к немецкому народу, которые впоследствии никогда не покидали его. Он получил степень бакалавра богословия в семинарии в 1919 г. Один из его коллег по семинарии вспоминал о Томасе Келли тех лет как о самом веселом и сердечном человеке. Если случалось какое-либо веселье, в центре его всегда можно было найти Томаса.
В то время дом Мейси, семьи священника Конгрегационной церкви, был своеобразным центром Хартфордской теологической семинарии. Сам отец был выпускником семинарии, сын являлся ее студентом, а дочери пользовались большой благосклонностью семинаристов. Именно в годы учения в семинарии Томас Келли встретил Лаэл Мейси. Получив предложение вернуться в свой прежний колледж в Уилмингтоне, Огайо, в качестве преподавателя Библеистики, он женился на ней на следующий день после окончания семинарии в 1919 году. Война и годы учения изменили цель его миссионерской деятельности, но интерес к Японии и Дальнему Востоку сохранился. В Уилмингтонском колледже он провел два года, но его не оставляло стремление двигаться дальше. Несмотря на жертвы, сопряженные с этим для него и для его преданной жены на данном этапе, было принято решение, что он будет готовиться к преподаванию философии. Он пришел к убеждению, что это должен быть достаточно широкий и всесторонний курс философии, охватывающий как восточную, так и западную культуру. Он возвратился в Хардфордскую теологическую семинарию и провел там три года с профессором А.Л.Жиллетом, посвятив себя изучению философии. В июне 1924 года он получил степень доктора философии, защитив диссертацию о месте оценочных суждений в философии Лотце.
В течение послевоенных лет квакеры выполняли большую работу по организации питания для немецких детей и устроили для этой цели центры в ряде немецких городов. К 1924 году эта работа была закончена и передана в руки местным немецким агентствам по социальному обеспечению. Представлялось, однако, целесообразным сохранить квакерские центры в Берлине и Вене и превратить их в международные центры, где квакеры могли бы делиться своим духовным опытом и образом жизни, и откуда они могли бы оказывать любые услуги, которые могут потребоваться от них в будущем. Такая реорганизация была делом деликатным и требовала от квакерского персонала значительной духовной зрелости и мудрости. Для выполнения этой работы нужны были опытные организаторы, имеющие большой авторитет. В 1924 г. выбор пал на Томаса и Лаэл Келли, и они пробыли 15 месяцев в Берлине, полностью посвятив себя немецким квакерам и развитию этого центра, новому своему замыслу. Уилбур К. Томас, исполнительный секретарь Комитета Службы Американских Друзей в те годы, пишет об этом времени в Германии: «Центр нуждался в сильном духовном лидере. Томас Р. Келли был как раз таким человеком. Его глубокий интерес к духовным проблемам, его сочувствие ко всем, кто испытывал душевное беспокойство, его способность истолковывать религиозные откровения в свете Друзей, соединенные с его организаторскими способностями, представляли собой вклад, значение которого трудно переоценить».
В сентябре 1925 года Томас и Лаэл Келли вернулись из Германии в Ричмонд, Индиана, где Томас Келли получил приглашение преподавать философию в колледже Эрлэм. В возрасте 32 лет он начал преподавательскую деятельность полагая своим долгом вызвать к философии и к точному вдумчивому мышлению глубокое уважение, которого они заслуживают в системе образования, предлагаемого колледжами свободных искусств. Его прежняя страсть к науке проявилась вновь в его преданности философскому методу. Необходимо было тщательно рассмотреть все взгляды, невзирая на степень их авторитетности и общепринятости, а также соотнести их с религиозным мировоззрением. Истину нужно было найти и признать как таковую.
Его самый близкий друг в колледже Эрлэм, поэт И. Меррил Рут, пишет об этом времени: «Когда я впервые познакомился с ним в Эрлэме, он бунтовал против того, что казалось ему церковностью или педантичностью самолюбивой религиозности; он был немного дерзок и резковат, как мне казалось, и излишне уверен в логическом и научном подходе к истине... Он всегда стремился (и с особым честолюбием в молодые годы) стать великим ученым и работать в каком-нибудь колледже или университете, который жил бы по суровым и неумолимым законам совершенства в истине, законам, которые он установил для себя. Он также всегда желал быть живым свидетелем истины; и во всех случаях, когда отдельным людям, собраниям или колледжам не удавалось воплотить его страстное стремление к истине, он страдал. Он был чрезвычайно чувствительным и человечным и сражался со своими разочарованиями и отчаянием. Он не был абсолютно счастлив в последние годы пребывания в Эрлэме, так как хотел попасть в более крупный колледж или университет, где бы он мог найти студентов с лучшей подготовкой и способностями».
В Томасе Келли были природная привлекательность и обаяние, которые притягивали к нему коллег и студентов. Все помнят его богатый юмор. Его искренний смех был исполнен обилием солнца и свободой вольного ветра в открытой степи. Я никогда не слышал более сочного, сердечного смеха, чем у него. Он восхищался несообразностью земного, тем более, вероятно, что видел вечное и ценности, которые превышают земное... даже мытари и грешники среди студентов уважали и любили его; он говорил всем вместе с Уолтом Уитменом: «До тех пор, пока солнце не откажется от вас, я не отвергну вас».
В начале 1928 г. родилась дочь Лоуис, и семья Келли построила себе новый дом, который они с радостью делили со своими друзьями-студентами. Но к 1930 г. жгучее желание продолжить поиски, расширить духовный горизонт, использовать все возможности привели к решению изучать философию в учебном заведении, которое все еще считалось самым известным центром в Соединенных Штатах, — в Гарвардском Университете.
Принеся в жертву устоявшуюся личную жизнь, они оставили новый дом, взяли в долг денег и отправились на год в Кембридж, Массачусетс. В 1931 г. у Томаса появилась возможность получить на год вакантную должность в колледже Уэлсли на время годичного отпуска профессора философии. Это означало перспективу года учебы в Гарварде, и он охотно воспользовался этой перспективой. Он чувствовал, что его занятия получили стимул, которого им давно не хватало. В Уэлсли в 1931-1932 годах он не только преподавал традиционные курсы и вел семинар по современному реализму, но и пополнял доход своей семьи, читая каждое воскресение проповеди в Конгрегационной Церкви в Фол Ривер.
В Гарварде большим событием года был курс направляемого чтения, который вел профессор А.Н.Уайтхед. Именно при прохождении этого курса у Томаса Келли впервые зародился интерес к французскому философу Эмилю Мейер-сону, о котором он позднее написал свою единственную опубликованную книгу. Годом раньше он прослушал курс профессора Уайтхеда «Космологии древние и современные». Образ мыслей профессора Уайтхеда заинтересовал и захватил его. В июне 1932 года он писал профессору Жил-лету: «Я нахожу у Уайтхеда более всестороннее рассмотрение данных, и он кажется мне потрясающим». Когда профессор Уайтхед говорил, Томас Келли чувствовал, как и другие слушатели, словно он присутствует при дне сотворения мира, и видит, и участвует в этом драматическом событии, ибо невозможно было ошибиться в том, что этот великий метафизик обладает «чувством близости с душой космоса», по выражению Джастиса Холмса. По-детски свежий, раскованный, выразительный язык профессора Уайтхеда, который находил необычные и точные слова для истолкования какого-либо жизненного феномена, также поразил Томаса Келли и придал ему смелости позволить себе большую свободу в собственном стиле выражения; эта черта особенно заметна в религиозных эссе, которые включены в эту книгу.
Втайне он лелеял надежду, что два года, проведенные в Гарварде, могут положить начало преподаванию философии в каком-нибудь крупном университете. Но весна 1932 года, отмеченная сокрушительным экономическим спадом, подходила к концу, а такая возможность все не представлялась. Предложение вернуться в колледж Эрлэм оставалось в силе до конца весны, поскольку там хотели, чтобы Томас Келли возвратился. Но возвращение представлялось ему отказом от будущего и отступлением в прошлое, и решение вернуться едва не сломило Томаса Келли. В июне 1932 г. он писал профессору Жиллету о своем письме с согласием вернуться в колледж Эрлэм: «Я не могу выразить словами, чего мне стоило это письмо, но бесполезно говорить об этом, потому что, как мне кажется, нет другого выхода однако». В августе он вновь был на высоте положения и мог писать тому же другу, что «достоинство человека определяется его способностью успешно преодолевать разочарование, и благодаря ему становиться не беднее, а богаче». Вернувшись снова в Эрлэм, он посвятил себя преподаванию, духовному и интеллектуальному воспитанию небольшой группы студентов, которые собирались у него дома. На жизнь двоих из них он оказал особенно сильное влияние в тот год. Это были Джон Кэдбери и Джон Картер. Он писал Джону Кэдбери, который уехал в 1933 году в Корнуэльский университет: «Я хотел бы, чтобы мы были на более близком расстоянии друг от друга и могли бы снова провести вечер перед камином, читая, обсуждая и размышляя. Год проходит в своем обычном однообразии. Он не отличается ни особыми достоинствами, ни особыми недостатками. Год как год. И это ужасно. Весь мир взрывается от новизны и смелости мыслей. А до нас они не доходят. Мы целы и невредимы».
Последняя запись отражает тень тех лет, проведенных в Эрлэме во второй раз. Многие именно в этот период обнаружили в его преподавании источник большого интеллектуального волнения. «Он был замечательным преподавателем, всегда энергичным, страстным, живым в аудитории. Я до сих пор помню, как один из его студентов сказал в 1934 году: «Профессор Келли собирается расти всегда». Именно такое ощущение он вызывал в своих студентах».
Но в душе он испытывал стремление к большим научным достижениям и к научному признанию, и это заставляло его неуклонно двигаться вперед. Летом 1932 года он работал над книгой о Мейерсоне в Нью-Йоркской Публичной библиотеке и в Библиотеке Колумбийского университета. В 1933 году он провел все лето в Библиотеке Виденер, в то время как его семья жила в Мэйне. В 1934 году Джон Хьюз пригласил его в штат преподавателей летней школы в Пендл Хилле (квакерский центр религиозных и социальных исследований в Уоллингфорде, Пеннсильвания), где он прочел курс лекций, который назвал «Поиски Реальности». «Какой это был замечательный месяц, — писал он другу, — впервые я почувствовал себя «отпущенным»... Мне так хотелось бы переписать весь материал и сдать его в печать к концу лета».
Но сразу же после закрытия летней школы он снова вернулся в Библиотеку Виденер, чтобы работать над рукописью о Мейерсоне. В Пендл Хилле его глубокая склонность к религии, о которой знали близкие ему люди в Эрлэме и которая их очень оживляла и поддерживала, могла найти выход без всяких ограничений и полностью проявиться в его научной деятельности. Но вне этой атмосферы его деятельность оказывалась строго научной, а она не была объектом его сердечной привязанности.
В письме профессору А.Л. Жиллету он почти жесток в своих интеллектуальных заявлениях: «Одно очевидно: я безнадежно предан жизни ученого. Меня непреодолимо влечет чистая наука и исследования, в то время как практические вопросы оказания помощи через организации и на учебных занятиях являются для меня второстепенными... Лаэл склонна думать, что я эгоистичен, ненасытен, но я не могу быть другим человеком, и мне остается только признать это». В том же тоне он писал и профессору Кларенсу И.Льюису, своему ближайшему другу на факультете философии в Гарварде: «Я просто хочу писать и работать как обычный ученый, интересующийся основными проблемами изучения метафизики и гносеологии... Хотя я и делал акцент на широкий всемирный фон в философии, но вместе с тем я полагаю, что мои литературные труды будут двигаться в противоположном направлении, в сторону более пристального и более детального исследования».
Весной 1935 г. он закончил рукопись о Мейерсоне и в то же самое время принял решение, которое обещало изменить все течение его жизни. Со времени своего миссионерского увлечения Японией Томас Келли проявлял постоянный интерес к культуре Дальнего Востока. В Эрлэмском колледже он пытался пробудить у своих друзей-студентов интерес к литературе и обычаям Востока. В течение этой весны у него появилась возможность поехать преподавать философию в Университет на Гавайях и впитать, насколько это было возможно, атмосферу Китая и Японии, в том виде как она была отражена на этом необычном перекрестке между Востоком и Западом. После долгих колебаний он принял это решение. Казалось, это снова шаг в будущее.
Он писал профессору Льюису о причинах своего решения: «В течение ряда лет у меня было желание познакомиться с философской мыслью всего мира, а не только Западной. Жить исключительно в пределах собственных культурных традиций (в данном случае, наследия Греческой культуры) и не быть глубоко знакомым с величественной мыслью Индии, Китая и других стран представляется мне провинциализмом, который не может быть оправдан самим духом философии. Такая точка зрения существовала в моем сознании еще до того, как я приехал в Гарвард пять лет тому назад. И я наметил план, рассчитанный на всю жизнь, который состоял бы из трех ступеней или фаз. Первая фаза заключалась в том, чтобы пройти основательную подготовку на одном из самых серьезных философских факультетов на Западе. Вторая фаза предполагала поездку на Восток, так или иначе на срок от двух до четырех лет. (Едва ли возможно постичь искания Будды, сидя под кленом на пшеничном поле на Среднем Западе). И третьей фазой было возвращение в эту страну, с тем чтобы учить и писать, владея приобретенным мировым опытом».
Оказавшись осенью 1935 года в Университете на Гавайях, он обнаружил, что Эрлэм предстает для него в несколько ином свете. При первом знакомстве он не нашел на факультете такой культуры и утонченности, как в Эрлэме. «Если Эрлэм слишком усердствовал в своих представлениях о «направляемом» образовании, то это заведение является его полной противоположностью». Однако позже более близкий контакт с некоторыми из коллег и наиболее способными студентами (особенно с деканом и президентом, взгляд которых на учебное заведение ему удалось понять), привело к тому, что он смягчил свое суждение еще до истечения года пребывания в университете. Возможность общаться с китайскими и японскими учеными и преподавание курса индийской философии и второго курса по китайской философии пробудили в нем большой интерес. В письме к профессору Руфусу Джонсу он говорит: «На расстоянии может показаться, что год, проведенный здесь, прошел в очень небольшом ограниченном пространстве. Я припоминаю замечание одного молодого человека в Берлине, который сказал мне: «Стоит мне прожить неделю в Берлине — вдруг открывается новый горизонт». Так и у меня. Горизонты, за которые я хотел проникнуть, расступились, и открылись новые прекрасные перспективы».
В феврале 1936 года на Гавайях у Томаса Келли родился сын, Ричард Келли. В марте того же года Томаса пригласили работать на философском факультете Хаверфордского колледжа вместо Д. Илтона Трублада, который стал священником и профессором философии религии в Стэнфордском университете. Приглашение было заманчивым. Томас Келли не скрывал своего высокого мнения о Хаверфордском колледже, когда писал профессору А.Л. Жиллету: «Они занимаются подготовкой молодых людей, особенно многообещающих с точки зрения способностей и интеллекта... Их требования высоки, неимоверно высоки».
Несмотря на то, что это приглашение срывало его план восточных занятий, Томас Келли принял его. Гавайи славились своим климатом, но они не принесли ему ничего, кроме плохого здоровья. Это не было для него в новинку, так как в последние годы в Эрлэме он заплатил сполна за свой напряженный труд. Зимой 1933-34 гг. он страдал от сильных приступов почечнокаменной болезни, а в январе 1935 года он перенес мучительный период сильного нервного истощения. В течение всего конца зимы и весны этого года он вставал с постели только для того, чтобы отправиться на занятия, а после них тотчас же возвращался и снова ложился отдыхать. Гавайи должны были восстановить его здоровье, но вместо этого у него развился сильный синусит и возникла необходимость операции. Он шутливо писал профессору А.Л. Жиллету о том, что «занят тем, что материально поддерживает врача. Своими назначениями на рентген он почти довел меня до очередей за благотворительной помощью, и только Бог знает, чем в конце концов это закончится».
Семья Келли прибыла в Хаверфорд в начале сентября 1936 года. Они быстро нашли свое место в Квакерской общине. Дар служения, присущий Томасу Келли, ярко проявился в Хаверфордском собрании. Чувство юмора, однако, не покидало его, когда он оказывался среди Восточно-американских квакеров, без конца приглашавших его выступать на их форумах, актовых днях и учебных занятиях. Он писал другу в это время: «Приходит все возрастающее количество приглашений выступить, большинство из них, увы, крайне низко оплачиваемые. Квакеры, с их неоплачиваемыми священниками, прочно утвердились в своей библейской убежденности, что Евангелие бесплатно». С некоторой долей критики отнесся он и к ежегодному собранию Квакеров, которое происходит в Филадельфии каждой весной. «Будучи относительным новичком, я не имею слишком много оснований, чтобы судить о Ежегодном Собрании на Арч Стрит. Среди большого количества исторического хлама я почувствовал какие-то признаки жизни. Но лишь немногие обладают ясным ощущением свежести и новизны в квакерских открытиях и оценках. Джералд Херд, кажется, сказал, что Друзья напоминают ему серебро тонкой работы. У них не найдешь взрывоподобной резкости Лютера или Фокса».
Томас Келли с удовольствием преподавал в Хаверфордском колледже. Это особенно касалось греческой философии и курса восточной философии, который он ввел с тем, чтобы поддержать интерес, который некогда привел его на Гавайи. Незадолго до смерти он заинтересовал одну из организаций в том, чтобы купить для библиотеки Хаверфордского колледжа обширные собрания справочной литературы по индийской, китайской, японской философии и культуре. Курс истории и философии Квакеров, который он унаследовал от Руфуса Джонса, дал ему возможность с восторгом погрузиться в историю Квакеров. Как преподаватель Хаверфорда, он обратился к небольшой группе студентов, преданность и энтузиазм которых по отношению к нему были безграничными. Весной 1938 года он писал своему верному другу в Хартфорд: «Здесь в Хаверфорде я счастлив более, чем можно рассчитывать в этой юдоли слез и забот/!/ Это почти настолько идеально, насколько можно вообще об этом мечтать и все же с очень человеческими несовершенствами».
В первые два года пребывания в Хаверфорде маленький Ричард Келли распрощался со своим младенческим возрастом. Лоуис Келли, красивая девочка девяти лет, была любимицей отца и отвечала ему горячей привязанностью. Однажды после безмолвного Квакерского молитвенного собрания она сказала своей матери о том, что провела час собрания в раздумьи о том, кого она больше любит, глядя вверх на галерею (где сидят старейшины лицом к собранию). После некоторого размышления она решила, что прежде всего любит папу, во-вторых, Бога, в-третьих, Руфуса Джонса и, в-четвертых, Дж. Генри Бартлетта!
Томас Келли в это время не занимался рукописью «Объяснение и реальность в философии Эмиля Мейерсона», которая в силу своего специального характера, могла быть напечатана только в случае большой дотации. Но он был полон решимости опубликовать этот результат напряженного периода научных исследований, несмотря на связанные с этим расходы, которые он вряд ли мог себе позволить. Книга все же появилась в конце лета 1937 года. Последовали хорошие рецензии в «Журнале философии» и высокая оценка тех немногих, кто был компетентен судить о ней. Эта книга в некотором роде обозначила кульминационный момент семи неустанных лет работы с целью самоусовершенствования в научной деятельности. Тот стимул, который он получил, работая на факультете философии в Гарварде, не принес ему полного удовлетворения. Помимо этого, он также хотел получить печать официального признания своей научной деятельности, и возможно, как результат, — Гарвардскую степень. Поздней осенью 1937 года, после публикации книги, в жизни Томаса Келли появилось новое направление. Никто наверняка не знает, что произошло, но напряженный период в его жизни закончился. Он начал двигаться к адекватности. Излом в нем, казалось, начал зарастать, крутые утесы обрушиваться и заполнять душевные пропасти, и то, что было разъединено, стало в нем соединяться. Наука, исследование, метод остались теми же, но в новом окружении. Теперь он мог сказать вместе с Айзеком Пеннингтоном: «Разум не есть грех, но отклонение от того, из чего исходит разум — грех».
В январе 1938 года он отправился на собрание Друзей города Джермантаун, на Култер Стрит, чтобы прочитать три лекции. Он сказал мне, что лекции писались как бы сами собой. В Джермантауне люди были глубоко тронуты и говорили: «Вот это подлинное». В его письменных трудах и устных выступлениях появилась авторитетная интонация, исходящая из опыта». «К вам, сидящим в этой комнате, к ищущим, молодым и старым, к тем, кто трудился всю ночь и ничего не поймал в свои сети, но кто желает погрузиться в глубины, опустить невод и найти улов, к вам я хочу обратиться так просто, ласково и ясно, как только умею. Ибо Бога можно найти. Есть последняя опора для ваших душ, приют абсолютного покоя, радости, силы, сияния и безопасности. Есть Божественный Центр, к которому может устремиться ваша жизнь, новая и абсолютная направленность на Бога, на Центр, в котором вы будете жить с Ним .и из которого вы увидите всю жизнь новым сияющим взором, окрашенную новыми печалями и муками, новыми невыразимыми радостями, исполненную славы». Это был тот же самый голос, то же самое перо, те же самые богатые образы, которые всегда переполняли его произведения, и в целом удивительно похожий набор религиозных идей. Но теперь, он, казалось, излагал свои взгляды не столько как знающий о чем-то, а скорее как безусловно «испытавший этот опыт». В апреле 1938 года он писал Руфусу Джонсу: «В последнее время реальность Присутствия бывала порой очень сильной. Теперь известно из первых рук, что означает старый вопрос: «Продвигается ли истина среди вас?»
Еще в 1935 году Кларенс Пикет и Руфус Джонс от имени Комитета Служения американских Друзей попытались уговорить Томаса Келли вернуться в Германию спустя десять лет после его пребывания там и провести лето, навещая немецких Друзей. Его болезнь и вызов на Гавайи сделали это невозможным, но теперь, летом 1938 года, приглашение поступило снова и было им принято. В течение этого лета в Германии он сделал значительные шаги вперед, к зрелости, близко общаясь с немецкими квакерами и с людьми из всех социальных слоев. Это было религиозное путешествие, и, подобно ранним Друзьям, он переезжал из одного места в другое и жил в домах Друзей, обсуждая с ними их проблемы, сидя с ними в молчании и делясь с ними своим духовным опытом. Он писал приятелю о братском общении в то лето, при котором он и люди вокруг него познавали друг друга в том, что является вечным. «Я думаю, к примеру, о поденном рабочем, которого я посетил недавно в Штутгарте. Он так хорошо знает Присутствие. И мы полчаса говорили и стояли вдвоем в молчании и полностью понимали друг друга. Он даже не может говорить правильно по-немецки, но что за драгоценная душа... Я имел несколько долгих бесед с женой одного немца, руки которой были покрыты мозолями от невероятно тяжелой работы. Она любит угнетенных, бедных и простых людей так, что это напоминает мне о святом Франциске Ассизском. Она знает глубины Божественного Присутствия, покой и творческую силу, которую знаешь и ты, и, не по собственной милости, знаю также и я. Такое постижение жизни удивительно». Позднее он будет писать об этом духовном общении, которое явилось социальным полюсом его проповеди в последние годы жизни: «Когда мы растворяемся во всепоглощающем море Божьей любви, мы оказываемся связанными новым и особым отношением с некоторыми из своих собратьев».
Он прочитал лекцию о Ричарде Кэри на Немецком Годовом Собрании в 1938 году, представив в основном материал, который был включен в его эссе «Вечное Настоящее и Общественная Забота». Эта лекция отвечала чаяниям немецких Друзей, и они отреагировали на него так, как вряд ли откликались на выступления какого-либо другого американского гостя. Он оставил в Германии память о себе, которая все еще жива.
Немецкий опыт, казалось, еще больше упрочил то, что произошло в его духовном мире за несколько месяцев до этого. Он писал своей матери в конце этого лета: «Я совсем не тот, каким я был, когда приехал в Германию, и ты сможешь убедиться в этом при нашей встрече». Во время долгих визитов, которые он наносил нам сразу же после своего возвращения в сентябре 1938 года, он все время повторял:
«Это чудесно. Я был просто растоплен любовью Бога». Он говорил позднее своим друзьям — студентам об удивительном чувстве, которое он испытал, стоя на коленях в огромном соборе в Кельне: ему почудилось, что Бог кладет на душу все застывшее страдание человечества — ношу слишком ужасную, чтобы ее вынести, и все же с Его помощью переносимую.
В письме к Руфусу Джонсу, датированном 26 сентября 1938 года, он подробно описывает впечатления лета. «Две вещи сильно занимали мой ум, о них я хотел бы поговорить с тобой... Одна из них: у меня в это лето было и до сих пор сохраняется такое всеохватывающее ощущение «обновления духа», — такое удивительное, такое сладостное, такое длительное, что оно достигает самых глубин моего существа. Первая строка Псалма, который я прочитал на Собрании в воскресенье — «Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя» (Псалом 72(73).21) — звучала глубоко лично, как ты, вероятно, понял, и я мечтал поговорить с тобой о ней. Нет, пожалуй, не так надо сказать об этом: скорее я мечтал поговорить о Том, кто с такой нежностью и любовью относится к недостойным душам. Ибо духовное братство, переплетенность, соединенность душ, которые знают Его Присутствие и живут им, очень глубоки. Это то, что составляет Царство Божие, не так ли? В первые дни в Америке мне было очень трудно вернуться к здешней жизни, потому что я был очень глубоко погружен в немецкий мир. Но теперь я чувствую, что я должен восстановить связь с этой жизнью».
Прошлой весной он ездил на ферму Альберта Бейли с группой старших школьников из Весттаунской школы, чтобы отдохнуть с ними в субботу и воскресенье. Они замечательно провели время и теперь один из них, Т. Кэнби Джонс, ставший уже первокурсником в Хаверфордском колледже, хотел продолжать общение. Он и несколько его друзей стали раз в неделю приходить в дом Томаса Келли, чтобы беседовать и читать вместе книги, представляющие общий интерес. В первые недели они жили на смешанной книжной диете, которую составляли «Исповедь» св. Августина и «Пророк» Гибрана, а после чтения так естественно было вместе помолчать. В течение последующих двух лет они вместе прочитали ряд произведений религиозной литературы. Это были отец Гру, Мейстер Экхарт, брат Лоуренс, «Письма Современного Мистика», «Цветочки» св. Франциска, и, затем, совершенно естественно, Новый Завет и Псалмы. Группа росла и часто включала 6-7 студентов. Впрочем, временами не появлялся ни один из них. Но Томас Келли всегда был готов к занятиям. Он нашел в этом растущем тесном духовном общении одно из самых больших утешений своей жизни. Один из студентов описывает группу: «Том, конечно, все время рассказывал забавные истории, даже говоря о самых глубочайших вещах. Мы встречались, когда испытывали в этом потребность, не обязательно раз в неделю, но обычно это было так. Том часто говорил о «сухих» периодах, но он столь же часто с сияющим лицом описывал ступени того экстаза, которого можно достигнуть, когда человек целиком посвящает себя Богу. Весной 1939 года Том выразил интерес к проповеднической деятельности. Он говорил нам много раз: он хочет, чтобы мы стали группой странствующих проповедников, и выразил пожелание, чтобы группы, подобные нашей, возникали повсюду: духовные двигатели для оживления собраний и церкви. Возникла даже идея, что организация таких ячеек, а не просто разговоры, должна стать нашей задачей... Короче говоря, наша группа стала маленьким религиозным орденом, основанным на искании Бога и смысла жизни, радующимся любви друг к другу и благодарным за жизнь, которая возникла в результате совместных поисков». Доказательством жизнеспособности этой группы является то, что ее члены продолжали встречаться после смерти Томаса Келли и приняли в свои ряды еще несколько искателей.
Но по мере того, как созревал опыт этой внутренней жизни, Томас Келли заметил, что пользуется языком, который в период его бунта против евангелической религии вызвал бы у него неприязнь. «Нашел ли я Бога как сладостное Присутствие и волнующую, жизнеобновляющую Силу во мне? Иду ли я под Его водительством, вкушая каждый день, подобно рыцарям Грааля, тело и кровь Христову?» Коллега по Эрлэму описывает его приезд туда осенью 1940 года: «Он почти напугал меня и поразил некоторых из нас, особенно тех, кто все еще шел по пути логики, науки и плоти, теми высотами бытия, которые он постиг. Он вернулся к
старым символам, таким как кровь Христова, символам, которые шокировали некоторых его старых коллег, кто не вырос духовно и не жил так, как он. Но он придал новое значение всем символам и был для меня и для некоторых других пророком, чьего языка коснулись жаркие угли костра».
По мере приобретения опыта он все более и более стал сосредоточивать свое внимание на значении понятия «преданность», которое он ставил выше простого достижения состояния экзальтации: «Давайте уясним, что мистические экзальтации не существенны для религиозного посвящения... Многие люди признаются, что не испытывают ни капли мистического подъема, и все же являются душами, полностью посвященными небесам. Было бы трагической ошибкой предположить, что религия существует только для небольшой группы людей, которые обладают определенным ярким, но преходящим внутренним опытом, и исповедовать этот опыт таким образом, что те, которые относительно не восприимчивы к нему, чувствовали бы себя исключенными, лишенными доступа к Вечной любви, обделенными в их основной потребности в религиозной жизни. Загадка религиозной жизни заключается в волении, а не в преходящих и изменчивых состояниях. Полное посвящение воли Богу доступно всем... Где присутствует желание подчиниться воле Бога, там и есть дитя Бога. Когда нам милостиво даруются такие проблески славы, которые помогают нам смягчить нашу собственную волю, тогда мы можем быть смиренно благодарными. Но радостный отказ от своеволия с тем, чтобы воля Бога, насколько мы ее можем постичь, могла бы стать нашей волей, — вот основное условие».
В течение этих лет не было отхода от жизни. Томас Келли нашел в Комитете Служения Американских Друзей возможность полного совместного самовыражения, в ходе которого он чувствовал глубокое единство. Он принял ведущее участие в организации Квакерского Центра в Шанхае и возглавил небольшой комитет, который часто собирался, чтобы внимательно следить за положением дел на Востоке. Он стал также председателем Совета Содружества и в этом качестве проработал два года в Правлении Руководителей Комитета Служения.
Литературные плоды этого периода не заставили себя долго ждать. Большая их часть была опубликована в «Друге», Квакерском религиозном и литературном журнале, выходившем раз в две недели в Филадельфии. Статья «Вечное Настоящее и Общественная Забота» появилась в марте 1938 года; близкая ей по теме лекция в честь Ричарда Кэри «Вечное в его Настоящем и Водительство во Времени» была напечатана на немецком языке в августе 1938 года; этюд о «Простоте и скромности» появился на симпозиуме, посвященном этой теме в марте 1939 года; «Благословенное Сообщество» — в сентябре 1939 года. Три поразительных эссе о квакерстве, не включенные в этот последний сборник, появились в том же журнале где-то между 1938 и 1940 годами — «Квакеры и символизм», «Открытие Квакеров», «Объединенное собрание». В конце марта 1939 года на Ежегодном Собрании Квакеров Томас Келли прочитал лекцию в честь Уильяма Пенна, озаглавленную «Священное повиновение». В Соединенных Штатах эта лекция читалась в религиозных кругах повсюду и вызвала просьбы печатать больше религиозного материала аналогичного характера.
За девять дней до своей смерти он послал мне в Португалию клиппером письмо. В нем описывалась последняя работа, которую собирался создать. «Провел последнюю неделю (отпуск) за написанием (в тщетной надежде на публикацию) работы о практических действиях и поведении личности, живущей Внутренним Светом и ориентированной на него, которая и в личном своем посвящении и во внешних реакциях на мир людей и событий, видит их в Свете и посредством Него... Прочитал ее в Пендл Хилле в прошлое воскресенье». Эти три главы, отличающиеся редкой изысканностью изложения и дающие обильную пищу для размышлений, составляют первые главы нашего небольшого сборника.
Он умер внезапно от сердечного приступа 17 января 1941 года в возрасте 47 лет.
Его друг, Э. Мэррил Рут, писал в эти дни Лаэл Келли из Эрлэмского колледжа: «Я не могу точно передать этого словами, и все же, я думаю, Вы знаете, как сильно я любил Тома. Он был моим большим другом и товарищем; никто другой не входил во внутренний круг моего сердца и не разделял со мною глубины своей души. Он был совершенным другом, делили ли мы с ним веселый солнечный свет юмора, или вместе поднимались к высочайшим вершинам откровения. Я с особым изумлением наблюдал, как он постоянно растет в своей проницательности и мощи и радуется свету, который приносит мне и всем другим. Он был огромной опорой для меня. Мысль о нем всегда давала блаженство, яркий свет, дуновение отваги».
Сосед в штате Мейн, который с восхищением наблюдал, как мастерски Томас Келли управляется со столярными инструментами, и который с нетерпением ждал его вечерних посещений, писал просто: «Мне будет очень трудно представить, что он не будет приходить следующим летом со своим фонариком и ненадолго задерживаться у нас, чтобы благословить и подбодрить нас».
Джералд Хэрд, никогда не встречавший Томаса Келли, но тронутый его религиозными произведениями, писал общему другу, узнав о смерти Томаса Келли: «Я исполнился какой-то радости, когда прочитал о Томасе Келли. В моравской общине города Уинстон Салем, Северная Каролина, прежде существовал обычай объявлять о кончине члена общины исполнением трех хоралов с вершины церковной башни. Так вот и я чувствую, что хочу петь, когда узнаю о таких людях. Я знаю, что внешне это потеря для нас — хотя даже непосредственно мы можем выиграть больше, чем потерять, от того, что они пополнят наиболее активную часть сонма святых — но меня не оставляет мысль о том, что должно значить для такого достойного человека, как он, отбросить суетливую оболочку тела и смотреть не мигая на Свет с тем, чтобы, возможно, никогда впредь не отвлекаться и всегда стремиться к цели, внимать и быть сосредоточенным».
Публикуемые нами религиозные эссе собраны здесь без всяких вырезок, купюр и без критического редактирования, которые Томас Келли наверняка сделал бы, будь он жив. Они все написаны на одну тему, и в них часто рассматривается один и тот же аспект, но всегда в новом свете. Немногие могут не почувствовать мощного потока мыслей в этих произведениях. Они в самом истинном смысле свидетельство преданности.
Хаверфорд, Пеннсилъвания 10 апреля 1941 г. Дуглас В. Стир.
В последние три года, предшествующие его внезапной смерти в январе 1941 года, этот поиск завершился редкой степенью адекватности
02 10 2014
5 стр.
09 10 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
Родился 15 июня 1954 г в г. Фаганья (область Фриули-Венеция-Джулия, провинция Удине, Италия) в знатной семье
14 12 2014
1 стр.
Журнал «Охота и охотничье хозяйство» №2, 1985 г статья «Афганская борзая» Н. Гер. Журнал тот же, статья «Афганская борзая» С. Пластинин
12 10 2014
1 стр.
Большакова А. Ю. Локализация русского мифа в прозе Владимира Личутина. Статья вторая
08 10 2014
1 стр.
Анисимов Ю. А, Оноприенко В. И. Феодосий Николаевич Чернышев. 1856-1914 / Отв ред. А. С. Поваренных. – М.: Наука, 1985. – 300 с
10 09 2014
4 стр.
Парижская конвенция и другие договоры, административные функции которых выполняет воис
24 09 2014
9 стр.