Блок 1 вопрос 1
Ответ:
а) картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза»; б) картина Питера Брейгеля Старший «Охотники на снегу» в) картина Иеронима Босха «Корабль дураков»; г) картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»; д) картина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».
Блок 1 вопрос 2
Ответ: В иконе Андрея Рублева «Троица» применяется типичная для иконописи обратная перспектива. В труде П. А. Флоренского «Обратная перспектива» утверждается, что этот вид перспективы используется ради религиозной объективности. Признаки обратной перспективы в данном произведении: оба подножия даны с разных точек зрения (на правого ангела мы смотрим слева, на левого – справа); край правого табурета не параллелен соответствующему краю правого подножия, а край левого табурета и края левого подножия не имеют общей точки схода; если мысленно удалить двух крайних ангелов и провести линию стола, то они будут не параллельны и будут расширяться по мере удаления от зрителя. Задняя линия стола поднята, чтобы была видна голова жертвенного тельца.
Изучением творчества А. Рублева в отечественном искусствоведении занимались: Михаил Владимирович Алпатов (российский искусствовед, действительный член Академии Художеств, автор трудов «Андрей Рублев» (1959), «Андрей Рублев» (1972); Игорь Эммануилович Грабарь (русский художник, искусствовед, реставрировал фрески А. Рублева, автора труда «Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ» (1926); Виктор Никитич Лазарев (советский искусствовед, специализирующийся на истории древнерусского, византийского и древнеармянского искусства, автор труда «Андрей Рублев и его школа» (1966); Владимир Александрович Плугин (известный российский историк-источниковед, автор трудов «Мировоззрение Андрея Рублева» (1974), «Мастер святой Троицы. Труды и дни Андрея Рублева» (2001) и др.
Блок 1 вопрос 3
Ответ: Г. Картер открыл гробницу Тутанхамона; Ж. Ф. Шампольон расшифровал иероглифическое письмо на основе Розеттского камня; О. Мариет основал Египетскую организацию древностей, открыл в Саккаре камеру божественных быков Аписа, открыл Каирский музей; Э. Скьяпорелли вел первые раскопки в Гелиополе и Центральном Египте, осуществил первые раскопки в Долине Царей, обнаружил могилу Нефертари; живописец Д. Робертс написал 247 видовых акварелей достопримечательностей Египта, издал трехтомник, в котором представлены 242 литографии с видами Египта; И. Л. Буркхард открыл мастерскую Тутмоса и Абу-Симбел; П. Моне раскопал сокровища Таниса; Дж. Б. Бельцони первым проник внутрь храма Абу-Симбел, открыл гробницу Сети I («гробницу Бельцони»); Дж. Сегато зашел внутрь пирамиды Джосера, зарисовал все элементы.
Блок 1 вопрос 4
Ответ:
а) И. Обломов, роман «Обломов» И. А. Гончарова, фильм «Несколько дней из жизни Обломова», режиссер Н. Михалков, роль Обломова сыграл О. Табаков;
б) Гамлет, трагедия У. Шекспира «Гамлет», фильм «Гамлет», режиссер Г. Козинцев, роль Гамлета сыграл И. Смоктуновский;
в) Дон Кихот и Санчо Панса, роман М. де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», фильм «Дон Кихот», режиссер Г. Козинцев, Дон Кихот – Н. Черкасов, Санчо Панса – Н. Толубеев;
г) Андрей Болконский, роман-эпопея «Война и мир» Л. Н. Толстого, фильм «Война и мир», режиссер С. Бондарчук, А. Болконский – В. Тихонов;
д) Ретт Батлер и Скарлетт О’Хара, роман «Унесенные ветром» М. Митчелл, фильм «Унесенные ветром», режиссер В. Флеминг, Дж. Кьюкор, С. Вуд, Скарлетт – Вивьен Ли, Ретт – Кларк Гейбл;
е) Фродо Бэггинс и Гэндальф Серый, роман Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец», фильм «Властелин колец: Братство кольца», режиссер П. Джексон, Фродо Бэггинс – Элайджа Вуд, Гэндальф Серый – Иэн МакКеллен.
Блок 1 вопрос 5
Ответы:
а) ротонда; все остальные названия архитектурных сооружений связаны с буддизмом;
б) Нанна; в ряду египетских богов лишним является Нанна – бог луны в шумеро-аккадской мифологии;
в) А. Канова; среди имен великих архитекторов лишнее имя Кановы, известного итальянского скульптора.
г) В. Качалов; в ряду режиссеров театра и кино представлено имя знаменитого актера театра В. Качалова;
д) «Небеса обетованные»; среди фильмов А. Тарковского лишним является фильм Э. Рязанова;
е) Демосфен; имя этого философа является лишним в ряду скульпторов Древней Греции;
ж) дека; часть корпуса струнных музыкальных инструментов, служащая для отражения и усиления звука; этот термин лишний в ряду архитектурных терминов.
Блок 1 вопрос 6
Ответы:
а) между великим отечественным ученым М. В. Ломоносовым и русской художественной резьбой по кости имеется следующая связь: родиной ученого и данного вида декоративно-прикладного искусства является село Холмогоры;
б) родиной И. Сусанина является село Молвитино, вид которого изображен на картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
в) записки Плиния Младшего легли в основу идеи картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»: «Каждый думал о ближнем, а не о себе»; кроме того, в правом углу полотна изображен Плиний Младший вместе с матерью;
г) прежде чем приступить к написанию картины «Последний день Помпеи» К. Брюллов создал точную копию фрески Рафаэля «Афинская школа», некоторые элементы которой отражены в картине. Н. В. Гоголь, пораженный полотном К. Брюллова, написал искусствоведческую статью о картине, а изображение героев «Последнего дня Помпеи» в состоянии аффекта повлияло на создание драматургом немой сцены в «Ревизоре»;
д) чтобы освободить из крепостной зависимости Тараса Шевченко, К. Брюллов написал портрет В. А. Жуковского, который был куплен царской семьей;
е) фрагменты картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» висели над письменными столами Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, вдохновляя этих писателей.
Блок 1 вопрос 7
Ответ:
На изображении представлен Казанский собор архитектора А. Н. Воронихина, бывшего крепостного графа А. С. Строганова. Сохранена троичность деления пространства на притвор, основную часть и алтарь. Первоначально в соборе было три алтаря. В 1836 г. по проекту архитектора К. А. Тона был поставлен новый иконостас: он удалил скульптурные изображения и изменил световое наполнение храма. Несущими опорами в храме являются столпы. Основной куб здания венчает купольное завершение. В целом, Казанский собор демонстрирует синтез искусств, столь характерный для русских крестово-купольных храмов.
Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке – алтарь, то храм оказывался обращенным боком к Невскому проспекту. А. Н. Воронихин умело решил эту задачу: перед северным фасадом храма была возведена грандиозная колоннада из 96 колонн высотой 13 м, выполненная в виде полукруга, таким образом, северная часть собора стала парадной, украсив Невский проспект.
Критерии оценки заданий блока I
В ответах первого типа заданий оценивается:
1. Правильный ответ на каждый из заданных вопросов. Отсутствие фактических ошибок при прямом ответе на вопрос. 5 баллов. Неверный ответ на поставленный вопрос – 0 баллов.
2. Оправданное расширение, развернутый ответ на вопрос. 5 баллов.
3. Грамотность 2 балла.
Критерии оценки задания блока II
1. За каждое:
-
безоценочно-описательное определение – 0,5 баллов,
-
эмоционально-оценочное определение – 1 балл;
-
образное определение (образы-характеры, образы-ассоциации) – 2 балла.
2. Способность точно отразить атмосферу культурного явления или произведения
искусства – 2 балла.
3. Способность характеризовать различные стороны произведения или явления – 2 балла
4. Грамотность изложения – 2 балла.
Примечание.
1. Безоценочно-описательные определения.
Предметные описания конкретны. Называются детали, отдельные признаки, участник олимпиады констатирует их, не высказывает никакой оценки, например: «Петр I высокого роста, его свита значительно ниже его». Возможны классификация объектов, использование чисел, специальных и научных терминов для описания.
2. Эмоционально-оценочные определения. Дается прямая оценка предмета: «неинтересная», «отталкивающая», «приятная».
3. Образные описания. Образы создаются путем сближения разных объектов или явлений на основании сходных признаков. Сами признаки остаются неназванными, но подразумеваются. Образы-характеры. Ученик старается, исходя из внешнего вида, описать характер, переживания героя:
Блок III
Ответы:
Первое изображение – это «Портрет князя А. Б. Куракина» кисти В. Л. Боровиковского. Князь Александр Борисович Куракин (1752-1818) воспитывался вместе с будущим императором Павлом I. Он был кавалером всех российских орденов. На портрете князь предстает во всем великолепии своего парадного придворного костюма. Известно, что современники называли Куракина «бриллиантовым князем». На кресло брошена черная с белым крестом мантия кавалера Мальтийского ордена, гроссмейстером которого был император Павел I. Скульптурный бюст друга и покровителя князя представлен здесь же. На дальнем плане виднеется Михайловский (Инженерный) замок – резиденция Павла I, задуманная как неприступный рыцарский замок. Автор мастерски передает фактуру материалов.
Все детали произведения указывают на его принадлежность к типу парадного (репрезентативного) портрета, характерного для классицизма. В то же время в портрете передана сложность человеческой индивидуальности: сквозь надменную снисходительность проглядывает легкая грусть и меланхолия, присущие чувствительному герою эпохи сентиментализма.
Второе изображение – это «Портрет Фредерика Шопена» кисти Эжена Делакруа. Известно, что это часть двойного портрета – Фредерика Шопена с Жорж Санд, известной писательницей. Образ известного композитора воплощен благодаря обращению живописца к творческим приемам, характерным для романтической живописи. Герой одухотворен, его взгляд устремлен не на зрителя, а словно в иные миры, что так свойственно романтизму. Этот портрет передает глубину образа композитора, все творчество которого связано с родной Польшей. Данный портрет показывает и драматический характер многих произведений Шопена.
Третье изображение – «Н. А. Некрасов в период «Последних песен» И. Н. Крамского. Написанный незадолго до смерти Николая Алексеевича Некрасова портрет носит мемориальный характер. По свидетельству И.Н. Крамского, он был создан по просьбе самого поэта. С большой тщательностью переданы детали обстановки, чашка с ложечкой на прикроватном столике, книги, колокольчик. Современники отмечали сходство позы, в которой они не раз заставали Некрасова, – «с карандашом и бумажкой в руке, полуприподнявшегося на подушках».
Между теплыми плоскостями стены и ковра на полу находится диагонально расположенное белое пятно затянутого простынями дивана, на смятых подушках которого полусидит поэт. Под простынями тело кажется особенно немощным, высохшим, плоским. Суховатые линии – складки простыней, подушек – ведут глаз зрителя к голове поэта, расположенной в верхней части светлого, на коричневато-теплом фоне, пятна. Бледное, с синевато-желтыми тенями, с высоко обнаженным сухим лбом лицо Некрасова резко выделено.
Голову Крамской писал отдельно, с натуры, а затем вставил в картину (отсюда швы на холсте). Это дало ему возможность запечатлеть лицо поэта, передав сосредоточенность взгляда, внутреннее движение мысли, богатство интеллектуальной жизни, сохраненной Некрасовым до последних дней.
Перед нами не просто портрет, а портрет-картина, которая написана в традициях реалистической живописи.
Сходства представленных изображений. Это портреты, мужские портреты, на них изображены известные персоны, две из которых имеют отношение к искусству. Позы фронтальные, в три четверти, взгляды портретируемых направлены не на зрителя. Схожее колористическое решение: преобладают темные глухие краски. Все портреты более или менее точно передают психологическое состояние героя и др.
Различия представленных изображений. Они выполнены в рамках разных художественных направлений: классицизма, романтизма, реализма. Две из работ представляют собой не чистые портреты, а портреты-картины, портреты в интерьере и др.
Критерии оценки задания блока III
1. Участник верно определяет авторов и названия репродукций. 5 баллов.
2. Дает краткую характеристику каждому произведению. По 3 балла.
3. Участник находит сходства между произведениями искусства. По 2 балла за каждый критерий.
4. Отмечает различия между произведениями. По 2 балла за каждый критерий.
5. Логично выстраивает высказывание. 5 баллов.
6. Применяет образы в ходе рассуждений. 5 баллов.
7. Глубина раскрытия вопроса. 5 баллов
8. Участник сообщает дополнительные сведения об анализируемых культурных явлениях или объектах. По 2 балла за каждое верное дополнение.
9. Выходит за рамки вопроса, расширяя круг анализируемых произведений. 5 баллов.
10. Грамотность. 2 балла.
Блок IV
Критерии оценки ответа на задание из блока IV.
-
Аргументированность отбора материала. 5 баллов.
-
Убедительность и яркость доказательства причин включения культурных объектов в данный список. За каждое доказательство – 3 балла.
-
За композиционную стройность ответа – 5 баллов.
-
За стилистическое богатство – 5 баллов.
-
За грамотность ответа – 3 балла.