Перейти на главную страницу
Китайские гимнастики
1. Систематизация
Прежде всего, о самом термине: гимнастика. Исходим из того, что термин этот имеет широкий смысл: ведь говорят, например, гимнастика ума.
Систематизировать китайские гимнастики можно несколькими способами.
1) Внешние и внутренние. К внешним в Китае относят ушу, к внутренним тайцзи-цюань, багуа, синъи, цигун.
Исходят из характера движений. Движение тела называют внешним, а движение мысли-и для управления энергией-ци, стимуляции движений собственного тела и управления движениями противника в боевых гимнастиках (для суггестии) называют внутренним. Однако во внутренних стилях обычно присутствует движение тела, а во внешних на определенном уровне натренированности используется сознание для создания определенной энергетической структуры в собственном теле и для нарушения такой структуры у противника при нанесении удара или для отбрасывания его.
2) Боевые и оздоровительные. Иногда к боевым относят ушу, а к оздоровительным гимнастики внутренних стилей. Это вызвано тем, что с образованием КНР (1949 г.) боевой аспект гимнастик внутренних школ был исключен из изучения и сделан акцент на их оздоровительный аспект и на участие в соревнованиях. Мы не должны отказываться от спортивной стороны, но спортивная подготовка не охватывает всего богатства китайских гимнастик. Кроме того, не настраиваясь на боевое применение (поражение противника), не поймешь и не освоишь тайцзи-цюань и другие гимнастики внутренних стилей, кроме цигуна.
3) Цигун и ушу. Т.е. работа с энергией и воинские искусства. В этой классификации к цигуну относят собственно цигун и гимнастики внутренних стилей, в первую очередь, тайцзи-цюань.
Как уже говорилось, четкой границы между отдельными видами не существует.
Китайские гимнастики имеют комплексный гормонизирующе-развивающий характер, способствуют здоровью и долголетию. В этом их ценность и отличие от европейских. Как известно, что не тренируется, то отмирает или не развивается. В европейской культуре нет ничего, близкого к задачам и целям китайских гимнастик. Скажем, оздоровительный бег трусцой развивает и укрепляет мышцы ног, сердце, легкие. А руки? А глаза? А работа мозга?
Европейцы придумали спорт, эту забаву для молодежи, но не затрагивающий человека всю остальную жизнь. Задача спортсмена – победа на соревнованиях. Здоровье, долголетие, работоспособность в спорте не рассматриваются. Европейская физкультура укрепляет тело, физкультурой рекомендуется заниматься всю жизнь. Но физкультура укрепляет только мышцы и связки, не затрагивая более высокие уровни организма: энергетику, эмоциональный уровень, работу сознания. Почему-то проблема долголетия, тем более активного долголетия, в физкультуре не рассматривается, между тем китайский мастер, рассказывая о своей системе, обязательно об этом скажет.
Еще одна сторона – духовная. Спортсмен имеет задачу поставить себя выше других, тогда как китайские гимнастики, как главную, имеют цель поставить себя сегодняшнего выше себя вчерашнего.
Для европейца, постоянно напряженного, телесно и умственно, куда-то устремленного, крайне необходимо научиться расслабляться, ибо организму нужны как напряжение, ведущее в затратам энергии, так и расслабление, ведущее к набору ее. Китайские гимнастики как внешних стилей, так и, тем более, внутренних, расслаблению тела и сознания уделяют первейшее внимание.
И, наконец, благодаря комплексному воздействию на организм эти гимнастики активизируют все его системы, поэтому улучшаются здоровье, работоспособность, творческие возможности, проявляются или усиливаются так называемые скрытые способности. Каждый мастер – целитель.
2. Краткая история
Легенды относят появление гимнастик к эпохе Великого Юя. Примерно в то же время, что в Палестине, где более 3000 лет назад каждой твари по паре посадил в свой ковчег Ной, произошел потоп и в Китае. Было то в среднем и нижнем течении Желтой реки (Хуанхэ), где зарождалась китайская цивилизация и где из-за обилия лёсса в воде и активного вырубания лесов по берегам река время от времени заиливалась и меняла русло, вызывая наводнения. Если еще добавилось какое-то глобальное стихийное бедствие, то это уже потоп. Но здесь вода не покрыла всю землю, люди спасались на холмах, однако сильно болели из-за высокой влажности. Великий Юй строил каналы, используя «самотвердеющую землю» – какой-то древний цемент, отводил воду, но не забывал и про людей. Он придумал особую гимнастику типа боевых танцев. От них и берет начало ушу.
Изобретение тайцзи-цюаня приписывают даосскому монаху Чжан Саньфэну. В вечно пасмурных горах Становления У (Уданшань), где издалека видны три пика (сань фэн) и где этот самый У постиг Дао и вознесся, монах наблюдал, как коршун жестко атаковал змею, змея же мягко уворачивалась. Узрев здесь принцип «мягкое побеждает жесткое», монах и придумал комплекс особых мягких плавных упражнений. Не обошлось без помощи свыше: битву коршуна со змеей показал Саньфэну во сне дух Уданских гор – тот самый У, точнее – Сюань У, Сокровенный Воин.
Из этих легенд следует, что заниматься саморегуляцией с целью самообороны и улучшения здоровья свойственно китайцам с древнейших времен, что и привело к широкому распространению различных методов в народе и к разработке тонких методик, неизвестных в других странах.
Более достоверные данные относятся к более близким временам. Значительное влияние на развитие китайских гимнастик разных направлений оказал буддийский монах из Индии Бодхидхарма, по-китайски Путидамо или просто Дамо, который в начале VI века принес в Китай индийский опыт. Поселившись в конце своего путешествия в монастыре Шаолинь, он прославил этот монастырь, кроме этих гимнастик, методами медитации и чайной церемонией. Среди разных видов ушу Дамо приписывают особый вид цигуна, описанный в «Трактате о преобразовании суставов и связок» (И цзинь цзин). Смысл упражнений в напряжении и расслаблении отдельных участков тела, что приводит к необычно высокой подвижности суставов и большой физической силе.
Медитация, дхиана на санскрите, чань по-китайски, дзэн по-японски – метод управления сознанием, важнейшая часть саморазвития, ибо мысль – главная движущая сила в человеке и в космосе. Чайная церемония – хождение круговой чаши, сплачивание группы, создание общего поля; используется многими народами. Здесь же добавляется тонизирующее действие чая: чтобы не засыпали монахи при медитативном расслаблении сознания и тела. А ушу им было необходимо, помимо самообороны в те тяжелые времена, для укрепления тела: монахи, выходцы из близлежащих деревень, особым здоровьем не отличались.
Реальная история тайцзи-цюаня описана в книге А.Милянюка «Материалы к семинару Московской федерации ушу по теме «Вопросы истории тайцзицюань» (мы бы сказали: … тайцзи-цюаня, поскольку положено склонять иностранные слова, оканчивающиеся не на гласную, а дефис решает ряд проблем). Написана в 1999 г. Автор считает свое исследование предварительным. Изложим его вкратце. Кстати, «цюань» автор переводит «кулачное искусство» – очень близко по смыслу, но добавлено слово «искусство».
По официальной версии тайцзи-цюань создал Чэнь Вантин (1600-1680). О нем упоминают многие источники. На склоне лет он якобы и создал гимнастику, названную в ХХ веке тайцзи-цюань. Ему приписывают создание ряда комплексов (в том числе с разными орудиями), которые не сохранились, и дошли до нашего времени только отдельные фрагменты и принципы. Его же считают создателем второго вида тренировки, помимо выполнения комплекса упражнений – толкания руками (туйшоу).
Важнейшая особенность стиля Чэнь – использование прилипания-нянь и спиралевидного раскручивания чаньсы внутренней силы-цзинь. Последнее разработано на основе техники использования копья и палки, используемой в школе генерала Ци Цзигуана.
Ко времена Чэнь Чансина (1771-1853) у Чэней сохранилось лишь два комплекса: так называемая «первая дорожка» илу и «вторая дорожка» эрлу, называемый также «пушечные удары» паочуй. Его ученик Ян Лучань (1799-1872), перебравшись в столицу Пекин, ознакомил там многих и создал свой собственный стиль Ян.
По легенде, Ян сначала подглядывал в щелочку за тренировками Чэня, однако в Чэньцзягоу, где всё восстанавливали под старину, во вновь построенном в конце 20-го века домике для тренировок никаких щелей нет. Интересно имя Яна: Лучань означает Проявленная Медитация.
Внук Лучаня Чэнфу, как считается, упростил комплекс для изнеженных богатых учеников и сделал его более оздоровительным, чем боевым.
У Чэнь Чансина хотел учиться У Юйсян, но из-за старости учителя начал заниматься у его родственника Чэнь Цинпина (1795-1868) в поселке Чжаобао, что 5 километрах от Чэньцзягоу. Здесь У изучал «новую ветвь» синьцзя. А позже создал свой стиль: тайцзи-цюань У-Воинственного.
Еще один стиль тайцзи-цюаня создал У Цзянь-цюань (1870-1942), ученик Ян Лучаня и его сына Ян Баньхоу (1837-1892). Чтобы не путать с предыдущим мастером У, назовем его У-Шумным (так переводятся их фамилии).
Наконец, еще один известный стиль тайцзи-цюаня создал Сунь Лутан (1861-1932), ученик Хао Вэйчжэня (1849-1920) по линии У Юйсяна.
В 1928 г. в Пекин приехал Чэнь Факэ (1887-1957), потомок Чэней по линии Чэнь Чансина. Он создал «Общество изучения стиля Чэнь», которое привлекло большой внимание. Нынешние мастера стиля Чэнь, особенно в Пекине – его ученики.
Такова версия сторонников теории, что «всё началось с Чэньцзягоу, с семьи Чэней».
Сторонники даосской версии обращают внимание на Чэн Линси, который жил в 6-м веке и впервые употреблял термин тайцзи-цюань. Он обучал этому методу своих бойцов, защищавших свою округу. Свое искусство передал потомкам.
Другой мастер кулачного искусства, земляк Чэн Линси, Сюй Сюаньпин жил при династии Тан (618-907). В своих трактатах он впервые описал «8 видов внутренней силы-цзинь» с делением на 4 прямых и 4 диагональных. Указал на необходимость «понимать силу-цзинь», т.е. чувствовать намерения противника. У него же находим знаменитую фразу «четырьмя лянами сдвигать тысячу цзиней» – т.е. силу на 4 порядка больше. И многие другие важнейшие принципы тайцзи-цюаня.
Историю тайцзи-цюаня обычно связывают с именем даоса Чжан Саньфэна, выращивавшего «пилюлю бессмертия» в Уданских горах. Вообще-то здесь исторически было несколько даосов с таким именем, но хорошо известен тот, что жил примерно в 14-м веке. Будучи чиновником высокого ранга, он оставил службу и занялся самосовершенствованием. У горы Хуашань, будучи в отчаянном положении без средств к существованию, он встретил «совершенного человека», даоса по прозвищу Огненный Дракон (Хо Лун), а по имени Цзя Дэшэн – Цзя Получивший Возвышение (автор многих книг). Тот привел Саньфэна в скит, обучал укреплению здоровья и тайцзи-цюаню, которому сам Огненный Дракон учился у Чэнь Тунаня (другие имена: Чэнь Туань, Чэнь Сии). Это было то же искусство, которому обучал Сюй Сюаньпин.
В 67 лет Чжан Саньфэн покинул Цзя Дэшэна, в 70 лет поселился в Уданских горах. Путешествовать в те времена было опасно, тайцзи-цюань, в который Чжан внес много нового, был нужен для самозащиты. Он базировался на 4-х принципах:
1) неподвижностью контролировать движение (статикой – динамику),
2) мягкостью преодолевать жесткость,
3) медленным побеждать быстрое и
4) в одиночку защищаться от толпы.
Чжан уже сформулировал эти принципы, когда по чэневской версии Чэнь Вантин только начинал создавать тайцзи-цюань. Как писали: «Высшие достижения внешнего направления принадлежат Шаолиню. Чжан Саньфэн постиг его суть в Шаолине, отказался от него и перевернул наоборот, назвав внутренним направлением. Достаточно хотя бы немногим из него овладеть и можно победить Шаолинь».
Важно еще было то, что тайцзи-цюань помогал быстро восстанавливать силы после длительных медитаций (подобных анабиозу у животных), входивших в психотехнику даосов.
Ученик по линии Чжан Саньфэна, его однофамилец Чжан Сунси так владел искусством «коротких ударов мягкого Чжана», что, будучи внешне щуплым, в возрасте за 70 побеждал лучших бойцов Шаолиня. «Короткие удары» дуань да – это искусство ближнего боя.
Это южная ветвь тайцзи-цюаня, которая хотя и распространялась по стране, но не получила широкого распространения в последующие века, поскольку важно не только владеть, но и уметь передать потомкам.
Следует назвать еще несколько знаменитых имен. Цзян Фа, ученик Ван Цзунъюэ и одного представителя южной ветви, проходя через Чэньцзягоу, увидел, как могучий рослый Чэнь Чансин обучал родственников технике «взрывных ударов» паочуй шаолиньского направления. Шаолиньский монастырь отсюда недалеко, в той же провинции Хэнань, надо лишь переправиться через Хуанхэ. Действия Чэня были неуклюжи, на удары тратил очень много сил. Цзян Фа усмехнулся, а Чэнь решил побить нахала. Когда сам отлетел на несколько метров, стал проситься в ученики, как это принято в Китае: побежденный просится в ученики к победителю. И Цзян Фа стал жить в доме Чэнь Чансина, обучать тайцзи-цюаню. А у Чэнь Чансина появился слуга Ян Лучань, о чем уже говорилось выше.
Есть сведения, что Ян Лучань не был слугой. На собрании земляков его и его приятеля направили в Чэньцзягоу специально изучать тайцзи-цюань для оздоровления – оба были серьезно больны. Чэнь обучал еще двоих своих сыновей, но Ян Лучань был лучшим учеником.
У Юйсянь, изучавший тайцзи-цюань у разных учителей, враждовал с одним буддийским монахом, но сам с ним сразиться не решался, и натравил на него Ян Лучаня. Монах получил травму и вскоре умер. Чтобы замять дело, У (Воинственный) увез Яна и его сыновей в Пекин, где имел большие связи. В придворной резиденции здесь существовал «Лагерь священного искусства» Шэнь цзи ин, где преподавали великие мастера ушу: основатель стиля «ладонь – 8 триграмм» багуа-чжан Дун Хайчуань (Дун Морской Поток), крупнейший мастер стиля «форма-мысль» синъи Го Юньшэнь (Го Облачная Глубина), знаменитые мастера «рассеянных ударов» саньшоу и другие. После многочисленных поединков с ними Лучань получил прозвище «Ян, не имеющий соперников» Ян у ди и был назначен главным инструктором.
Однако многие не верили, что дело только в технике, подозревая, что у Лучаня какие-то особые способности, и решили испытать его сына Ян Баньхоу. Результат был аналогичный, и тогда всю семью Янов назвали «не имеющими соперников» и стали приглашать преподавать в самых элитных домах Пекина. Однако аристократы иногда обучали своих сыновей, но не создавали школ, способствующих распространению этой гимнастики.
В 1928 г. в Пекин прибыл Чэнь Факэ, мастер паочуй и создавший свой собственный стиль путем соединения с внутренним стилем своего деда Чэнь Чансина.
В клане Чэней единственный грамотный человек – Чэнь Синь, автор единственной серьезной книги по тайцзи-цюаню «Схемы и пояснения к тайцзи-цюаню» («Тайцзи-цюань ту шо»), не переведенной ни на один европейский язык из-за ее сложности, хотя многие на нее ссылаются, приводят отрывки. Чэнь Синь, в частности, указывал, что стиля Чэнь от Чэнь Вантина никогда не существовало. Версию эту создали Тан Хао и Гу Люсинь в середине 20 века. Сам Чэнь Синь умер в бедности, денег на похороны не было, его не погребали 2 года и погребли только на средства от издания его книги. За его рукописями в Чэньцзягоу приезжал Тан Хао. Это были разные отрывки, иногда противоречивые. Видно, родственники не ценили ни Чэнь Синя, ни его записки. О себе Чэнь Синь говорил, что ушу не занимался, а только пытался соединить воинское искусство с Каноном перемен.
В той части книги, что Чэнь Синя писал сам, отсутствуют или серьезно не рассматриваются многие основополагающие понятия тайцзи-цюаня: 8 внутренних сил цзинь (которые часто путает с эссенцией цзин), использование цзинь в туйшоу, прилипание, медленность выполнения и многое другое. Это свидетельствует о том, что Чэни этого не знали, а современные представители этой школы заимствовали их у представителей школы Чжан Саньфэна. Да и само название тайцзи-цюань появилось у Чэней только после выхода книги Ван Цзунъюэ «Суждение о тайцзи-цюане».
В тайцзи-цюане существует так называемая сила дистанционного отбрасывания лин кун цзинь, но известна она только в школе Ян Лучаня и его последователей, да и то только у мастеров высокого класса, и не известна в школе Чэней. Что говорит об особом пути Яна, базирующимся не только на школе Чэней.
Сами Чэни свою родовую историю начинают в Чэнь Бу, который в 1372 г. прибыл в Чэньцзягоу. В 1711 г. Чэни поставили родовую стелу с описанием достижений своих предков, на которой ни слова о каком-либо кулачном искусстве, тем более – о создании тайцзи-цюаня.
На нашей встрече в Чэньцзягоу с Чэнь Чжэнлэем и другими мастерами в 1998 году нам было заявлено, что никаких письменных источников у Чэней нет, и сами они не проявляли никакого интереса к письменной или печатной продукции, пренебрежительно отнеслись к книгам Чэнь Цзячжэня и Гу Люсиня, о которых знали лишь понаслышке. Позже Чжэнлэй выпустил много книг и видеоматериалов по стилю Чэнь не очень высокого уровня по сравнению с тем, что написли Чэнь Цзячжэнь и Гу Люсинь.
Из всего вышесказанного следует, что единой, выверенной по источникам, истории тайцзи-цюаня в Китае не существует. Даже изданных серьезный труд Чэнь Синя, в котором приводится своя версия, имеет несколько вариантов, он правился издателями исходя из своих представлений и политических требований «материалистического подхода».
История цигуна, особенно его медицинско-оздоровительной стороны, подробно описана в книге Ма Цзижэня «Китайское учение о жизненной энергии» (Изд-во «Тимошка», СПб, 1996; Ма Цзижэнь, М.М.Богачихин: «Цигун: история, теория, практика», изд-во «София», М., 2003). Также опишем вкратце.
Если говорить только о письменных источниках – медицинских, религиозных и других, история насчитывает более 2000 лет. А началось всё с естественных движений: потягивание при усталости, расслабление с закрытыми глазами, самомассаж с потиранием, похлопыванием при болях и пр. Что-то взято из древних ритуальных танцев. Например, собираясь на охоту, делали подношения духам и совершали определенные движения, характерные для животных: изгибания, осматривания, прыжки, «размахивания крыльями». Еще 2000 лет назад писали: «дух веселья изгоняет старость, таково искусство долгих лет жизни». Т.е. учитывали психологический настрой.
Одно из первых названий гимнастики – ведение и привлечение даоинь. Оно встречается в «Трактате Желтого императора о внутреннем» (Хуанди нэйцзин), впервые появившемся в годы борющихся царств (403-221 гг. до н.э.). Философ Чжуан-цзы, живший в те же времена, для долголетия рекомендовал дуть, дышать (на что-то), выдыхать и вдыхать, выплевывать старое и набирать новое, медведем повисать, птицей вытягиваться. Т.е. кроме физических упражнений предлагал дыхательные и даже ставил их на первое место. Примером долгожительства считали Пэн Цзу, которому было за 800 лет и который занимался даоинь и вождением ци.
Другое название древнего цигуна – взращивание жизни яншэн. В период борющихся царств была особая школа, практикующая эти методы. В «Трактате о внутреннем» сказано, что занятия взращиванием жизни позволяют «исчерпать до конца свои небесные годы, и, насчитав сто лет, идти дальше». Небесные годы – возраст, определенный судьбой, или генетически. Мы же сжигаем предназначенную на всю жизнь энергию, особенно в годы неразумной молодости, на «пьянки и гулянки» и не доживаем до «предназначенных» лет.
Конфуций в своих «Беседах и суждениях» (Лунь юй) рассказывает про метод «тихого сидения» цзинцзо: опускают конечности, отключаются от слуха и зрения, избавляются от формы, прогоняют знание, объединяются с великим проходящим. Другими словами, расслабляются (опускают конечности), не смотрят и не слушают, не чувствуют тело (избавляются от формы), ни о чем не думают (прогоняют знание), соединяются с чем-то очень великим – может быть, с Космосом или Богом, как сказали бы мы теперь. Этот метод медитации с тех пор используют не только конфуцианцы, но и буддисты, и даосы.
В книге «Вёсны и осени Люя» (Люй-ши чунь цю), написанной в 3-м веке до нашей эры, есть знаменитое выражение: «Текущая вода не загнивает, петля двери не портится – таково движение. Энергия формы такая же». Далее сказано, что если форма (тело, имеющее форму, в отличие от энергии и мысли) не движется, то энергия становится вредоносной. И там, где она находится, возникает болезнь. И сказано о необходимости спокойствия.
В могиле, относящейся к 168 году, найдена рукопись «Отвергай зерно, питайся ци». Т.е. предлагалась методика, как обходиться без пищи, питаясь только энергией – у нас бы сказали, святым духом. (Кстати, раз существует выражение «питаться святым духом», значит, когда-то была методика, позволяющая это делать). «Питаться ци» еще называли «принимать ци». Метод заключался в тренировке всё более медленного дыхания в положении лежа, начиная с 20 ударов сердца на одно дыхание и до 200-300, в зависимости от возраста, погоды, сезона. Метод улучшает здоровье, способствует долголетию и, как сказано, «хотя не питаются зерном, наполняются энергией». Тренировку сочетают с употреблением «каменного тростника», который, видимо, очищает организм.
Среди прочих методик, предлагаемых 2000 лет назад, обратим внимание на «восхищение и благоговение», т.е. на необходимость положительного настроя: не просто «настрой на плюс», но на плюс в высокой степени. О вреде отрицательных эмоций говорится в «Трактате о внутреннем»: злость вредит печени, излишняя радость – селезенке, тоска – легким и т.д.
Во время династии Хань, самой длительной в истории Китая (она существовала на грани нашей эры), жил знаменитый врач, хирург Хуа То. Для тренировки он придумал «танцы пяти животных». Хотя неизвестно, что это были за танцы, но идея понравилась, и с тех пор напридумано множество упражнений, имитирующих движения разных животных, птиц.
Даосы в это время создали «Трактат о великом покое» (Тай пин цзин). В нем говорится, что основа человека – отрицательная (инь) и положительная (ян) энергия (ци). Ци рождает воспроизводящую энергию (цзин), которая рождает духовную энергию (шэнь), а шэнь рождает просветление (мин). Желающие долголетия должны объединять эти три в одно, находиться в естестве и достигать великого покоя. Работа с цзин, ци и шэнь навсегда осталась основой даосского цигуна.
В те же времена появилось как метод тренировки зародышевое дыхание тайси, когда дышат крайне медленно, почти не дышат совсем, как зародыш в чреве. Воздух должен втекать и вытекать сам, без движений груди и живота. Это возможно при очень высоком расслаблении тела и мышления.
Еще один метод работы – проглатывание слюны. Ею полощут рот, обмывают зубы и проглатывают, мысленно провожая в низ живота. Считается, что это укрепляет зубы и улучшает пищеварение.
Бодхидхарма, буддийский монах высокого ранга, прибыл в Китай в 6-м веке. В монастыре Шаолинь он научил новому методу медитации, когда в безмолвии сидят лицом к стене до конца дня. Считают, что стеносмотрение «делает сердце устойчивым, как стена», т.е. психику спокойной, не способной к раздражениям. Медитация, в частности, стеносмотрение – метод статического цигуна.
Знаменитый врач Сунь Сымяо, живший при династии Тан (7-10 вв.), описал «шестисловное заклинание» лю цзы цзюэ, т.е. 6 видов выдоха с произнесением определенных звуков. Методика сохранилась до наших дней.
На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий даосы начали активно работать с «внутренней киноварью». Если раньше, пытаясь достичь бессмертия, испробовали все сильнодействующие средства, включая киноварь (сульфид ртути), то теперь упор был сделан на управление энергией ци внутри тела с помощью мысли.
Цзяо Умин при династии Сун (10-13 вв.) описал комплекс «8 кусков парчи» (ба дуань цзинь), очень несложный, но эффективный, и потому многим нравится до сих пор.
При династии Мин (1368-1644) древний цигун получил широкое распространение, о нем много писали в медицинских книгах. Знаменитый врач Ли Шичжэнь отмечал, что сознательное вождение энергии по канала управления и действия (думай, жэньмай) прочищает их от копчика до макушки, а с ними и все другие каналы, что обеспечивает здоровье и долголетие. «Олень движет копчиком и может пропускать (энергию) через канал управления. А черепаха дышит, набирая носом, и может пропускать через канал действия. Потому оба живут долго». Он также отмечал, что «внутренний вид следует пути-дао, и только смотрящий вспять может высветить и обнаружить это». Другими словами, у тренирующегося проявляется ясновидение, позволяющее мысленно отойти от наблюдения предметов вовне и обратиться внутрь тела, где и увидишь, в каком состоянии организм и что там происходит.
Мао Цзэдуну, тогда еще молодому, не понравилось «тихое сидение», которым тогда увлекались многие интеллигенты, и он в своей статье отмечал: как для неба, так и для земли характерно только движение, а не покой.
В 1955 г., т.е. уже при коммунистах, в г. Таншань был создан первый специализированный санаторий, где впервые в стране лечили больных методами цигуна, а также вели исследования. Опыт распространяли по всей стране. Создавали курсы цигунистов. Т.е. цигун получил официальный статус, а до того занятие цигуном было дело личное, официальных организаций в стране не было – ни министерств или каких-либо других управлений, ни клиник. Врач, владеющий такими методами, применял их на свой страх и риск. Да и сам термин «цигун» ввели специалисты, собравшиеся в Шанхайской клинике цигун-терапии.
Цигун заинтересовал многих. После «культурной революции» повсеместно создавались Общества цигунистов на общественных началах. Власти не запрещали, но и не позволяли им особенно расширяться. Удар нанесли сторонники цигуна «фалунь гун». Фалунь – колесо закона, дхармачакра на санскрите, а гун – работа над собой. Раскрученная большими финансовыми вливаниями, эта школа широко распространилась по стране (известна и в других странах), и однажды фанатики устроили демонстрацию перед правительственной резиденцией с политическими требованиями для свой школы, утверждая, что у них членов больше, чем в компартии Китая. Зачинщиков арестовали. Школу, а заодно и цигун, запретили, оставив цигун только в медицинских учреждениях. В Китае говорили, что демонстрацию они, буддисты, устроили зря: буддисты не вмешиваются в политику. А то, что запретили – тоже имеет плюс: раньше многие старались пройти в разные цигуновские организации, а теперь этого нет, а кто занимался дома, продолжает заниматься, только в парках по утрам уже не позанимаешься.
Из истории цигуна следует, что все основные методы, упражнения, комплексы были разработаны в глубокой древности.
4. Принципы китайских гимнастик внутренних стилей
1) Главное, что отличает и даже удивляет европейца – упор на расслабление. Но расслабление не нужно путать с развалом, с ленью. Расслабление должно включать как расслабление тела, так и расслабление сознания. Считается, что напряжение, также необходимое телу, требует затраты энергии организма, а расслабление дает приток энергии. При расслаблении тела сохраняется готовность к действию. При расслаблении сознания – то же самое. Мысль не концентрируют в каких-то зонах, а, как сказано, хранят ее там. Расслабление сознания, когда мысль «то ли есть, то ли нет», позволяет получать информацию «извне», т.е. работает интуиция.
2) Комплексность воздействия на организм. Трудно представить себе какой-либо вид физкультуры или, тем более, спорта, тренирующий организм комплексно, не однобоко.
Возьмем в качестве примера простое цигуновское упражнение скручивание позвоночника. Человек стоит ровно, ноги в коленях чуть согнуты, ступни параллельны на ширине плеч, кончик языка касается верхнего нёба, макушка без напряжения устремлена вверх. Взгляд направлен по горизонтали. На выдохе скручиваются, на вдохе возвращаются в исходное положение. Голова скручивает шею, плечевой пояс – позвоночник и ноги. Мысль в позвоночнике.
Происходит мягкий массаж позвоночника, но не только. Согнутые ноги – поза готовности: на прямых ногах сразу не двинешься. Кроме того, уменьшается выгиб позвоночника, что облегчает прохождение энергии по нему. Язык замыкает два важнейших канала в кольцо, способствуя циркуляции энергии в организме. Взгляд окидывает пространства вокруг, ни во что не всматриваясь. При этом меняется освещенность и фокусное расстояние, этим тренируется зрение. Удерживая сознание в одной зоне, обучаются управлять сознанием. Движения, дыхание и сознание работают в одном ритме, выравнивая все ритмы организма и, следовательно, улучшая состояние организма, повышая все его способности. Человек злобный, дерганый, возбужденный не сумеет расслабиться и не излечит свои болезни. Так что цигун способствует повышению духовности.
3) Как видно из предыдущего, гимнастики базируются на теории каналов и токов энергии в теле. Какой физический смысл этой энергии, пока неизвестно, но почти каждый занимающийся и соблюдающий требования ее ощущает.
4) Замедленность движений. В противоположность спорту («быстрей, выше …»), нередко требуется двигаться медленно или крайне медленно – например, пройти 10 метров за 2 часа. Если при статике мышцы всё равно вибрируют, то при сверхмедленных движениях организм, кроме того, относительно быстро запоминает движения и при необходимости среагирует «быстрее мысли», т.е. не успев подумать.
5) Гимнастики внутренних стилей развивают все системы организма, в том числе обычно не развитые, скрытые. Легко появляются способности к диагностике и целительству: каждый мастер – целитель. Западный спорт знает только травматизм.
6) Повышение уровня здоровья и продление годов жизни – непременное условие любой гимнастики внутренних стилей. Это подчеркивает каждый мастер. Даже если речь о боевой направленности (пример – тайцзи-цюань).
7) Особое внимание уделяется работе мысли – главной движущей силе вселенной. В боевых гимнастиках строят у себя определенные структуры из мысли и разрушают такие структуры у противника. Для оздоровительно-развивающих целей исходят из принципа «мысль ведет
ци, ци ведет кровь». Прочищают каналы – например, в гимнастике «малый цикл неба» сяо чжоу тянь. Ведут движения, предваряя это мыслью. Держат мысль в крайних точках конечностей, тем самым способствуя проникновению туда ци-крови.
9) Спокойствие. Занимающийся не должен выбрасывать в пространство эмоциональную энергию. «Семь эмоций» вредят всем внутренним органам. Только в спокойном состоянии человек может правильно реагировать на события – сгоряча наломаешь дров. Плавность и замедленность движений как раз и способствуют выработке привычки быть всегда спокойным.
5. Техника безопасности
Как уже отмечалось, расслабление и медленные движения вызывают прилив энергии. Однако мысленное ведение энергии может создать энергетическую дисгармонию при неправильном выполнении упражнения. Технике безопасности, к сожалению, в литературе уделяется мало внимания.
Занимаясь, необходимо внимательно следить за своим состоянием. Занятия сразу же прекращают при любых неприятных ощущениях. Можно сесть в сторонке или даже покинуть зал, не стесняясь.
Особые требования к инструктору. Нельзя увлекаться выполнением комплекса, демонстрируя свое мастерство ученикам. Нужно постоянно внимательно смотреть на учеников. И если у кого-то покраснело лицо, он ведет себя неадекватно или налицо другие признаки отклонений, следует немедленно принимать меры, не дожидаясь, пока он (или она) потеряет сознание, упадет на пол.
Водя энергию, нельзя останавливаться где попало, а только там, где сказано в инструкции. Иначе может возникнуть боль или даже воспаление. Особенно опасно это тем, кто занимается давно и у кого потоки энергии мощные.
При любом неправильном выполнении могут возникать боли и другие неприятные ощущения, хотя, казалось бы, человек не напрягается, движется еле-еле. Поэтому нельзя заниматься без инструктора, пока не освоишь основные принципы.
Первая помощь может быть следующая.
1) Погладить, помассировать заболевшее место сверху вниз. Например, на руке – от плеча в сторону пальцев. Можно бесконтактно: над телом.
Прежде всего, о самом термине: гимнастика. Исходим из того, что термин этот имеет широкий смысл: ведь говорят, например, гимнастика ума
11 10 2014
1 стр.
Михаил Михайлович Достоевский (его брат) вспоминает, что припадки эпилепсии мучили Фёдора Михайловича и до каторги, но усилились после возвращения
14 12 2014
1 стр.
«Что? Где? Когда?» и «Нация». Думаем, что наступивший май окажется не менее удачным и
26 09 2014
1 стр.
Слово, произнесено на 21 май 2004 г в Големия салон на бан на Тържественото събрание, посветено на 24 май – Ден на българската просвета, наука и култура и на славянската писменост
29 09 2014
1 стр.
Победителями IV открытого молодежного фестиваля – конкурса «Сиреневый май» стали
02 09 2014
1 стр.
Есть степная поговорка в Казахстане о дружбе: «Если товарищ твой кривой, старайся быть ему под пару». Как вам это нравится? – спросил я своих двух товарищей по охоте
14 09 2014
1 стр.
Обн. Дв бр. 45 от 31 Май 2005г., изм. Дв бр. 82 от 10 Октомври 2006г., изм. Дв бр. 5 от 18 Януари 2007г., изм. Дв бр. 106 от 14 Декември 2007г., изм. Дв бр. 57 от 24 Юли 2009г
12 10 2014
7 стр.
Но в 1992 году, из-за внутренних конфликтов в группе, знаменитый «Ласковый май» распадается. И только после длительного отсутствия на музыкальном Олимпе Юрий Шатунов вновь возвраща
25 12 2014
1 стр.