Болотова Л.С.
доктор технических наук,
профессор, академик РАЕН
Кукор Б.Л.
доктор экономических наук,
профессор
Интеллектуальные информационные технологии поддержки принятия решений в муниципальном управлении
Мы все являемся заложниками системы управления обществом, людей, которые в силу своих должностных обязанностей отвечают за качество нашей жизни. Муниципальная власть является тем звеном системы управления, которая наиболее близко связана с народом и от которой во многом зависит наше благополучие. Поэтому мы зависим от качества людей, работающих в этой власти, от уровня их культуры, образования, их способности к управлению, и, наконец, от уровня их нравственности. С передачей все больших полномочий «сверху – вниз» увеличивается как численность персонала этой сферы, так и требования, которым должны они удовлетворять. Неизмеримо повышается уровень их ответственности за принимаемые решения, а также возрастают требования к их профессиональной подготовленности, к системе знаний и умений. Появился еще один новый фактор, который существенно усложняет процессы управления муниципальными образованиями (МО). Этот фактор связан с тем, что профессия управленца стала массовой. Управленцами, по существу, являются теперь практически все - предприниматели, класс которых развивается и расширяется очень быстро; служащие муниципальных и территориальных образований всех уровней; управленцы крупных производств, корпораций и других традиционных организаций. Поэтому, от их способности к управлению, зависит благополучие практически всех граждан, включая малый и средний бизнес, не говоря уже об управлении государством в целом. Однако, пока плохо осознается, чем отличается профессия управленца от всех других. А это следующие особенности.
-
Это профессия творческая, не терпящая жестких стереотипов и догм, самая динамичная из всех на Земле профессий. Как ни странно, но именно для управленца в России еще не создано адекватной требованиям системы образования.
-
Качество управленца зависит не только от его способности к синтезу новых решений на основе понимания и предвиденья проблемных ситуаций, учета разнохарактерных знаний, но и от его способности к выстраиванию самых разнообразных отношений в социуме со всеми субъектами взаимодействия. Именно в управленце, как в фокусе, должны сочетаться и синтезироваться знания и способности из экономики, права, психологии, социологии, культуры, истории, экологии, политики, науки и других областей знания.
-
Деятельность предпринимателя и управленца более других творческих профессий, связана с риском, в связи с нестабильностью и ненадежностью рынка, внедрением нововведений, высокой ситуационностью всех процессов. Готовность к риску, способность оценивать, прогнозировать и моделировать проблемные ситуации – важнейшая базовая черта, необходимая для успеха.
-
Важнейшее значение имеет система нравственных критериев поведения управленца, система его ценностей и устремлений. Мы видим, что ускоренный переход к рыночной экономике привел к массовой криминализации и коррумпированности всех уровней власти.
Существенно усложнился сам Объект Муниципального Управления (государство, республика, область, город, район), т.е. выделенная территория со всем тем, что на ней существует, и кто на ней проживает. Это связано как с переходом на новую модель общественного бытия – рыночную экономику, так и с появлением ряда принципиально новых для нашего общества угроз национальной и социальной безопасности России (экономических, экологических, политических, духовных, культурных и др.), как внутренних, так и внешних. Все это существенно меняет требования к системе знаний и способностей персонала властных уровней управления. На практике это означает, что увеличилось число связей между субъектами и объектами управления, их сложность и многоликость.
Вступление мира и России в эпоху информационного общества в значительной мере перенесло сложность принимаемых решений на информационный уровень связности всего со всем. Технически эта связность обеспечивается и реализуется системой глобальных и локальных систем связи и информационных технологий, владение которыми сегодня стало определяющим фактором качества всех систем управления. Мы уже не можем себе представить многих областей жизни без компьютеров и Интернет. Но в этой сфере сложилась парадоксальная ситуация. Уровень информатизации властных уровней и муниципального, в том числе, очень высок. Практически на любом столе любого управленца мы увидим компьютер и все, что полагается к нему. Создано огромное количество Баз Данных, обеспечивающих информацией Лиц Принимающих Решения (ЛПР). Всем стал доступен Интернет и сопутствующие радости информационной цивилизации. Практически исчезли расстояния для взаимодействия людей в планетарном масштабе и сократилось до минимума время для его осуществления. Человечество стало единым и теперь мы понимаем, как мала и беззащитна наша Планета, наша Земля. Благодаря этому, неимоверно выросли информационные и энергетические возможности отдельных людей и корпоративных сообществ, как к созиданию, так и к разрушению. И в этом смысле каждый человек стал зависеть от воли и устремлений всех остальных. Но, что удивительно, на глубинном уровне информатизация мало коснулась сущностных процессов управления и принятия решений. Чаще всего, все остается по старому. Принимая решения и иногда очень серьезные, управленец больше полагается на себя, на свой опыт и знание. Почему так? Есть ли фундаментальные причины такого положения вещей? На наш взгляд есть. Этих причин несколько.
-
Отсутствие специальной и глубокой подготовки в области информационных технологий, которая началась в ВУЗах сравнительно недавно и станет по настоящему достоянием систем властного управления, по-видимому, с приходом новой генерации управленцев.
-
Отсутствие у многих управленцев системного мышления, способности многовариантного и многополюсного анализа и моделирования управленческих ситуаций, способности к кооперированию решений и групповой работе. А это дается либо талантом, либо специальным обучением.
-
Отсутствие адекватных проблемам муниципального управления автоматизированных систем поддержки принятия решений (СППР), которые не только обеспечивают ЛПР необходимыми данными, но и предлагают варианты решений, способны их анализировать и обосновывать. Т.е., отсутствие систем, в которых ЛПР и СППР образуют единое целое, соответствуют друг другу по языку взаимодействия и уровню понимания проблем.
Современный специалист по муниципальному управлению, как зеркало будущего общества, должен обладать следующими качествами, умениями, знаниями:
-
быть нравственным человеком в широком смысле этого слова;
-
быть культурным и образованным человеком, знать историю своей страны;
-
обладать качествами, присущими управленцам - целеустремленностью, творческой активностью, деловитостью, ответственностью за свои решения и действия, умением выстраивать свои отношения с людьми, т.е. быть в необходимой мере психологом и социологом;
-
иметь стремление к постоянному развитию и совершенствованию в личностном и профессиональном отношениях;
-
обладать проблемным (концептуальным) мышлением и способностью к анализу сложных ситуаций;
-
знать методы исследования и диагностики региональной системы управления, логического обоснования процесса принятия решения;
-
владеть новейшими информационными технологиями и уметь использовать их для управления регионом;
-
уметь разрабатывать стратегические планы развития региона;
-
уметь распознавать диспропорции в экономическом и социальном развитии региона;
-
разрабатывать меры по устранению проблемных ситуаций;
-
уметь оценивать мероприятия по структурной перестройке экономики региона и проведению инновационной политики;
-
должен знать и о новых формах и механизмах общественного развития, которые в литературе принято называть пострыночными, или постиндустриальными. (Пострыночной она называется только потому, что исторически возникла после рыночной экономики и идет ей на смену). Пострыночная экономика существенно отличается от рыночной по многим принципиально важным параметрам. В соответствии с ними она получает множество различных названий: инновационная экономика, информационная экономика, ноосферная (или инфосферная) экономика, постиндустриальная экономика, экономика инновационных партнерств (партнерская экономика), секторная экономика (экономика секторов-вкраплений независимого, неприбыльного, некоммерческого типа, возникающая в традиционной рыночной экономике на стыках отраслей индустриального производства) и т.д.
Давайте внимательнее посмотрим, что собой должна представлять База Знаний управленца? Чему сегодня учат специалистов по менеджменту, муниципальному управлению? Это огромный перечень дисциплин, в основном присущих рыночной экономике и предпринимательству плюс компьютерная грамотность и обучение владению основными информационными технологиями. К сожалению, практически изгнаны дисциплины по системному анализу и программно – целевому планированию и управлению, чему уделялось огромное внимание в советское время. А именно они могут дать концептуальную и профессиональную подготовку региональных руководителей высшего звена, позволят овладеть современными методами исследования системы управления регионом и процесса принятия плановых решений (тактических и стратегических).
Целью доклада является ознакомление участников конференции с новым поколением интеллектуальных информационных технологий поддержки принятия решений, которые появились в последние годы и объединяются под общим названием Экспертные Системы Ситуационного Управления (ЭССУ). Они ориентированы как на муниципальное управление, так и на представление средств для разработки моделей муниципальных образований и самих процессов муниципального управления. Системы такого рода относятся к классу интеллектуальных информационных технологий, основанных на теории принятия решений, ситуационного управления и искусственного интеллекта. В частности, мы хотим представить ЭССУ, разработанные научными коллективами Санкт-Петербургского государственного Университета Экономики и Финансов (СПбУЭиФ) под руководством д.э.н., профессора Кукора Б.Л. и Московского Института Радиотехники, Электроники и Автоматики (МИРЭА) под руководством д.т.н., профессора Болотовой Л.С. Эти системы обеспечивают руководителя следующей помощью.
-
Комплексный анализ текущих и прогнозных ситуаций в данном МО и выявление проблемных ситуаций. Основой для такого выявления является система ключевых параметров (критериев), которые должны быть сбалансированы с нормативными или целевыми установками, вырабатываемыми на этапе стратегического планирования. Например, такие, как уровень доходов и расходов; потребность и наличие и т.п.
-
Выработка вариантов решения, их оценка и выдача рекомендаций по вариантам принятия решений.
-
Объяснение рекомендуемых решений, на основе Базы Знаний системы.
-
Учет ответственности за принятие решений, их качество и исполнение.
-
Возможность проследить руководителю, каким образом то или иное решение изменит всю ситуацию в регионе (социальную, экономическую, экологическую, производственную и т.п.) Это режим моделирования (имитации) решений. Общая цель – сбалансированное по всем параметрам развитие территории с учетом возможных влияний.
-
Оказание помощи при разработке стратегических планов развития вверенной территории в режиме моделирования сценариев типа «Что будет, если……..».
-
Оказание разнообразных услуг по подготовке решений, по ответственности,по исполнению и т.д.
Основой всех представляемых разработок являются следующие концептуальные положения.
-
Все муниципальные образования (МО) имеют общие целевую, организационную, функциональную структуры и руководствуются единой системой правовых и нормативных установлений.
-
Любое МО характеризуется инвариантной, т.е. единообразной, системой проблемных ситуаций и причинно-следственных связей между ними. Так, удалось выявить около 200 типовых проблемных ситуаций, которые возникают в любом МО.
-
То же можно сказать об отдельных предприятиях малого и среднего бизнеса. Здесь выделено более 60 типовых проблемных ситуаций, разрешение которых регламентируется единой системой законов гражданского и уголовного права.
-
Общими для всех МО являются системы параметров описания процессов управления и функционирования.
В таблице 1 перечислены разработанные программые средства и указано их функциональное назначение.
Таблица 1
Программное средство
|
Функциональное назначение
|
Система приобретения знаний
«Помощник Эксперта»
(МИРЭА)
| Построение концептуальной
модели предметной области
и описания ситуационного
пространства
|
Инструментальная ЭССУ
«Малый Решатель Проблем»
(МИРЭА)
|
Формирование продукционных
баз знаний прикладных ЭССУ и обеспечение их функционирования
|
Проблемно–ориентированная
ЭССУ «Руководитель»
(СПбУЭиФ)
|
Разработка ситуационных тренажеров-имитаторов, предназначенных для обучения руководителей принятию управленческих решений и оказания им информационной поддержки.
|
ЭССУ и тренажер «Руководитель»
Структурная и функциональная общность позволила разработать единые структуру и состав модели МО и процессов управления, которые индивидуализируются в процессе непосредственного наполнения конкретной информацией.
ЭССУ «Руководитель» предназначена для глав администрации регионов различного масштаба, помогает руководителю проверить все предложенные варианты решения имеющихся проблем и оценить последствия от внедрения инвестиционных проектов, предложений, бизнес-идей и других управляющих решений.
Как тренажер «Руководитель» может применяться для выработки следующих навыков:
разработки стратегического плана развития региона;
-
распознавания диспропорций в экономическом и социальном развитии региона;
-
выработки мер по устранению проблемных ситуаций;
-
разработки структуры управления региональным хозяйством;
-
оценки мероприятий по структурной перестройке экономики региона и проведению инновационной политики.
Типовая модель предметной области управления муниципальными образованиями представлена в виде совокупности ориентированных графов, в которую входят:
-
Модель объекта управления, включающая в себя следующие элементы:
-
население;
-
производство;
-
рынок факторов производства (труда, земли, капитала);
-
бюджет;
-
внешний рынок;
-
финансовый рынок;
-
рынок товаров народного потребления;
-
природа.
-
Модель субъекта управления, которая описывает иерархическую организацию распределенного субъекта управления МО и закрепляет за каждым должностным лицом, входящим в субъект управления, множество проблемных ситуаций, за разрешение которых оно ответственно.
-
Дерево целей субъекта управления – описывает иерархическую структуру целей и закрепляет за каждой целью ответственного за ее достижение.
-
Дерево целей объекта управления – в виде иерархии целей описывает равновесную модель социально-экономического развития МО.
-
Ресурсные комплексы «финансы», «основные фонды», «материалы», «трудовые ресурсы» описывают жизненный цикл используемых ресурсов.
-
Дискретная ситуационная сеть проблемных ситуаций, содержащая описание типовых проблемных ситуаций и причинно-следственных связей между ними. За каждой проблемной ситуации может быть разработана база знаний для ее разрешения.
ЭССУ «Малый Решатель проблем» и система приобретения знаний «Помощник эксперта»
“Малый Решатель Проблем” ("Решатель") и «Помощник эксперта» представляют собой инструментальные программные оболочки, предназначенные для разработки прикладных экспертных систем поддержки принятия решений. Они могут использоваться для обучения при проведении лабораторных практикумов, курсового и дипломного проектирования по таким дисциплинам, как: «Интеллектуальные информационные технологии», «Системы искусственного интеллекта”, “Теория и системы принятия решений”, «Инженерия знаний» и др.
Работа с “Решателем” и «Помощником эксперта» способствует выработке навыков системного мышления и принятия решений. На основе этих систем разработана технология обучения указанным навыкам.
В совокупности системы решают следующие задачи:
-
поддержка процесса сбора экспертных знаний в области управления МО и их формализация в виде понятийно-объектной модели МО и продукционной базы знаний;
-
формирование модели ситуационного пространства решений при управлении МО;
-
формирование базы данных для описания текущих и целевых ситуаций;
-
выявление проблемных ситуаций, требующих принятия решений;
-
формирование вариантов разрешения проблемных ситуаций и выработка рекомендаций по управлению МО;
-
обоснование рекомендуемых решений.
В заключение следует сказать, что все системы достаточно широко апробировались как для решения практических задач, так и для обучения. Так ЭССУ и тренажер «Руководитель» широко применялись для построения моделей ряда муниципальных образований, для разработки стратегических планов развития регионов, в частности С-Петербурга. На базе тренажера «Руководитель» уже более 5 лет ведется обучение и повышение квалификации работников МО регионов России. На основе ЭССУ
«Малый Решатель проблем» и системы приобретения знаний «Помощник эксперта»
разработан ряд прикладных моделей и систем управления. Так, Московский Институт Радиотехники, Электроники и Автоматики совместно с Санкт-Петербургским Государственным Университетом Экономики и Финансов разработал модель для оценки дефицита кадров в сфере бытового обслуживания города.
Создан банк моделей проблемных ситуаций МО, который постоянно пополняется. Все представленные системы могут быть полезны как непосредственно для поддержки принятия решений, так и для обучения навыкам системного, проблемного мышления.
Наши коллективы принимают заказы на разработку проектов систем поддержки принятия решений при управлении муниципальными образованиями. Дополнительно МИРЭА разрабатывает и реализует подобные системы с использованием средств распределенных вычислительных систем и систем связи. Разработка подобных систем включена в состав проекта создания в России единой интегрированной информационной телекоммуникационной системы.