Перейти на главную страницу
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
На правах рукописи
БЛИНОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
БРИТАНСКИЙ ЭМПИРИЗМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФИЮ КАНТА.
Специальность 09.00.03 – история философии
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Научный руководитель –
доктор философских наук,
Жучков В.А.
Москва 2007
I. Общая характеристика работы.
Предмет исследования.
Предметом настоящего исследования является комплекс эпистемологических проблем, содержащийся в работах британских философов Джона Локка и Дэвида Юма, а также его влияние на формирование критической философии Иммануила Канта. Основной акцент сделан на так называемой «теории идей» и проблеме тождества личности, которые стали центральными темами всего британского эмпиризма первой половины восемнадцатого века. В работе также содержится общая характеристика методологии британского эмпиризма и проясняется роль, которую сыграла в ее дальнейшей эволюции критика со стороны Канта.
Актуальность темы.
Для англо-американской философии последней трети двадцатого века характерно значительное увеличение числа работ по истории философии. Большая их часть посвящена британской мысли восемнадцатого века, высшей точкой развития которой многие исследователи считают философию Дэвида Юма. Наряду с этим, происходит переосмысление исходных положений британского эмпиризма, сформулированных Джоном Локком. Этот интерес связан с многочисленными параллелями, которые обнаруживаются в работах Локка и Юма с современной проблематикой т.н. «философии сознания». Заметное место в современных дискуссиях о природе сознания занимает проблема тождества личности, которая является одной из центральных тем нашего исследования.
В связи с этим возникает необходимость переосмыслить то влияние, которое оказали идеи британских эмпириков восемнадцатого века на дальнейшее развитие западноевропейской философии. Одним из наиболее важных этапов этого развития стало появление трансцендентальной философии Канта. Влияние на ее генезис британского эмпиризма до недавнего времени недооценивалось. Особенно характерен подобный подход для отечественной историко-философской литературы советского периода, в которой философия Канта рассматривается, главным образом, как отправная точка немецкого идеализма. При этом не всегда принимается в расчет сложный и во многом противоречивый характер ее развития и разнообразие тех идейных влияний, которые испытывал Кант на разных этапах своего творчества.
Второй блок вопросов связан с историко-философским исследованием идей двух ведущих представителей британского эмпиризма – Джона Локка и Дэвида Юма, а также тому месту, которое занимает в их творчестве проблема тождества личности. Новый этап в изучении идей Локка, которые многие исследователи называют повторным открытием его философии во второй половине двадцатого века, обозначен появлением работ Д. Йолтона.4 Из новейших исследования стоит также отметить монографию Д. Меки и особенно – двухтомный труд Майкла Айерса.5 Локковское учение о тождестве личности анализируется в статьях Д. Ведекинга, К. Уинклера, Д. Барези.6 В отечественной литературе в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов прошлого века появились обзорные работы В. Заиченко и И. Нарского.7
Литература, посвященная как общему анализу философии Дэвида Юма, так и его учению о тождестве личности весьма обширна. Не будет преувеличением сказать, что на сегодня Юм – центральная фигура в англоязычных исследованиях по истории философии. Фундамент для этих исследований заложил в сороковые годы двадцатого века Н. Кемп-Смит. Среди работ, появившихся пятидесятые семидесятые-годы выделяются монографии Д. Пасмора, Б. Страуда, Д. Ноксона, Э.Брика, Н. Капальди, Т. Пенелума.8 В восьмидесятые годы наметился ряд новых тенденций в юмоведении, отраженных в работах Д.Ф. Нортона, Р. Фоглина, Д. Райта, Г. Стросона.9 Из новейших исследований особого упоминания заслуживают книги Э. Бэйр, Д. Гаррета, Д.Ливингстона, Э. Питсона.10 Самый широкий круг вопросов обсуждается на страницах журнала «Hume Studies». В частности, проблеме юмовской трактовки проблеме тождества личности посвящены публикации Д. Макинтайр, Д.Пирса, Л. Фалкенстайна, Т. Бошампа, Н. Папаса, Ю. Лекальдано.11 Из русской литературы последнего времени необходимо, прежде всего, отметить работы М. Абрамова и В. Васильева.12
Существует ряд обзорных исследований, посвященных проблеме тождества личности в философии восемнадцатого века. Одним из первых исследований, в котором вопрос был проанализирован достаточно подробно, стала монография Б. Мийусковича. В последние года к ним добавился ряд работ, написанных в соавторстве Р. Мартином и Дж. Барези, а также историческое исследование Д. Сигела.13 С семидесятых годов двадцатого века полемика начинается отсчет новой дискуссии о тождестве личности, достаточно богатый спектр точек зрения содержится в репрезентативном сборнике с участием Д.Льюиса, Д. Парфита, Т. Пенелума и др.14 Первостепенное значение имеют работы Д. Дэннета, С. Шумэйкера, Д. Парфита, Р. Чизхолма.15 Из работ общего характера можно выделить исследования Д. Пери, П. Ангера и Г. Нунана.16
Наконец, третий блок связан непосредственно с влиянием британского эмпиризма на формирование критической философии Канта. Данная тема представляет собой несколько модифицированный вариант давнего историко-философского спора о кантовском «ответе Юму». В современном виде он был поставлен в последней трети девятнадцатого века: А. Риль указал на значительное влияние юмовской философии на формирование системы Канта, его точку зрения во многом разделял Г. Файхингер.17 Их оппонентами на первом этапе стали такие известные исследователи как К.Фишер, В. Виндельбанд, Ф. Паульсен.18 Первым русским философом, затронувшим эту проблему, стал А.Козлов, весьма содержательный анализ раннего этапа полемики можно найти у Г. Шпета.19
Во второй половине двадцатого века в историко-философской литературе отмечается увеличение интереса к анализу юмовского влияния на Канта. Он связан, с одной стороны, с переоценкой значения философии Юма в целом, с другой – с тщательным анализом работ немецких современников Канта, на которых взгляды шотландского философа оказали непосредственное влияние. Начиная с семидесятых годов прошлого века, рецепции юмовской философии в работах таких заметных представителей немецкого Просвещения как Г. Гаман, М. Мендельсон, И. Тетенс, Ф.Якоби посвящено немало исследований. Среди них стоит отметить работы Л.Бека, М. Кюна, Л. Кремендаля, Р.Брандта.20 В отечественной историко-философской литературе 90-х годов можно отметить стабильно высокий интерес к немецкому Просвещению, что подтверждается известными работами В. Жучкова, В.Васильева, А. Круглова.21
Подход к подобной работе должен быть историческим, так как любой историк философии сформировался как профессионал в определенной среде в конкретный период времени. Книги по истории философии, написанные Гегелем, Фишером, Кассирером, Виндельбандом, Жильсоном, Коплстоуном или Расселом имеют свою специфическую терминологию, принципы периодизации и круг проблем, которые обусловлены философским мировоззрением их авторов.
Обработать существующий объем информации возможно только при наличии устойчивого эвристического принципа. Поэтому в своем исследовании мы старались разумно сочетать исторический и проблемный подходы: не выходить за рамки обозначенного проблемного поля и по мере необходимости раскрывать его исторический контекст. При этом мы руководствовались своего рода историко-философским «эпохэ»: оно заключается в том, чтобы избегать введения тех контекстов, которые не требуются для решения конкретной задачи.
Научная новизна исследования.
Материалы исследования использовались диссертантом в ходе семинарских занятий по курсу «История западноевропейской философии Нового времени», проведенных в 2005 учебном году на философском и политологическом факультетах Государственного университета гуманитарных наук.
Промежуточным итогом исследования становится вывод о том, что ключевым понятием всего «Опыта о человеческом разумении» является понятие «силы». Локк вводит его, исследуя идею плотности. Это небольшое исследование оказало значительное влияние на последующую философию: из него вышел весь сенсуалистки ориентированный феноменализм. Одной из главных задач «Опыта» -механистическое описание процесса взаимодействия идей, в том числе, сложных идей рефлексии. Простые идеи, по Локку - это граница описания опыта, которую не в состоянии переступить разум, это те пресловутые атомы, с расщеплением которых исчезнет сама возможность познания. Среди простых идей особое место занимает идея силы, на которой держится практически вся локковская онтология, она же позволяет ему свободно обращаться с неприкосновенным ранее понятием субстанции.
В подразделе 1.1.4 приводится теологический контекст ряда важнейших проблем, затронутых в «Опыте». В подразделе 1.1.5 освещается полемика Локка с картезианцами по вопросу о протяженности мыслящей субстанции.
Во втором разделе первой главы разбирается учение Локка о тождестве личности. Анализ начинается с рассмотрения всех видов тождества, начиная с тождества неодушевленных предметов до тождества «человека» (man) и «личности» (person). Вводится критерий тождества личности через сознание со всеми этическими и теологическими коннотациями.
В центральной для нас главе «Опыта», посвященной личному тождеству, Локк формулирует принципиально новую для философии Нового времени теоретическую проблему. Он отодвигает на второй план проблему дуализма субстанций и помещает в центр исследования сознание и его природные свойства. Вместе с тем, в качестве вспомогательного средства он привлекает объяснительную схему, заимствованную из механицизма, что приводит к серьезным осложнениям. В то же время, его скептицизм в отношении реального познания сущностей и законов природы, не принимается устраивал большей значительной частью философов эпохи Просвещения. В соответствии с генетическим методом Локка или в полемике с ним развивалась практически вся эпистемология и философская психология первой половины восемнадцатого века. Значительное влияние он оказал на школу Вольфа, которая задавала тон в немецкой философии в середине века - в эпоху формирования взглядов Канта. В Британской философии восемнадцатого века, что подтверждает целый ряд современных работ, практически каждый значимый мыслитель всерьез воспринимал учение Локка о тождестве личности.
Вторая глава. Сомнения Юма и кризис классического эмпиризма.
В первом разделе второй главы дана всеобъемлющая характеристика эпистемологии Юма. В подразделе 2.1.1 вкратце анализируется теория идей в трактовке Джорджа Беркли и ее возможное влияние на формирование взглядов Юма. Следующие два подраздела содержат подробной анализ юмоведческой литературы, разбираются текущие тренды и комментаторские традиции. Подраздел 2.1.4 посвящен философской эволюции Юма от «Трактата о человеческой природе» к «Исследованию о человеческом разумении». В подразделе 2.1.5 рассматривается вопрос о переводе основных терминов юмовской философии. Затем анализируется юмовский вариант теории идей и проясняется смысл скептической установки, лежащей в основе всей методологии его исследования.
В подаразделе 2.1.7 разобрано ключевое для всей системы Юма понятие «уверенности» (belief). Итогом первого раздела второй главы становиться вывод о том, что скептическая установка Юма вступает в противоречие с его «натурализмом». С одной стороны, только о связи между идеями можно получить достоверное знание, которое имеет «демонстративный» характер. С другой же, всякое знание, полученное в прошлом, переносится на будущее за счет природного механизма, который мы не можем назвать иначе, как привычкой. Моральный мир имеет свои объективные законы, которые можно уподобить гравитации и создать новую дисциплину, своего рода «ментальную механику». Но, в то же время, проверить их действие можно только одним способом - проследив всю цепочку идей вплоть до наличного впечатления. Подобная процедура далеко не всегда осуществима. В кантовской терминологии, Юм хотел выяснить, почему объективные законы мышления должны иметь субъективную значимость.
В подразделе 2.1.8 дана кантовская трактовка «сомнений Юма» и сделана гипотеза о том, что ее традиционная интерпретация, которая сводится к вопросу о происхождении идеи причинности, нуждается в пересмотре.
Второй раздел второй главы целиком посвящен проблеме тождества личности в философии Юма. В подразделе 2.2.1 показано значение этой проблемы для всей юмовской системы, разобраны основные комментаторские тренды.
В подразделе 2.2.2 произведен анализ так называемых «повторных рассуждений» о тождестве личности. Сделан вывод о том, что этот фрагмент – своего архимедов рычаг юмовской системы, воспользовавшись которым, можно перевернуть всю его моральную вселенную.
В подразделе 2.2.4 проводится сравнение принципов построения системы у Юма и Канта. Намерение шотландского мыслителя построить систему наук на фундаменте дисциплины о человеческой природе не должно вводить в заблуждение. Первая, логическая книга, трактующая вопросы познания и его границ и должна была, по мысли Юма, стать краеугольным камнем его системы. Именно такая «логика» была для него наукой об основаниях опыта и притязаниях разума одновременно. Ее роль соответствует критике способностей чистого разума, так как в конце первой книги «Трактата», разум берет реванш у природы, что признает сам Юм. Науку о природе он вынужден начать с анализа соотношения идей, то есть, с теории познания. Как доказал позже Кант, если подобное исследование будет произведено достаточно последовательно, структура нашего познания и вся картина мира, изменится до неузнаваемости. И только эта система «общечеловеческого разума», полагал он, может и должна оставаться неизменной, хотя романтики, которые поначалу считали себя последователями Канта, пошли совсем другим путем.
Третья глава. Пробуждение от догматического сна и критика эмпиризма.
Основное содержание третьей главы составляет анализ предполагаемого влияния как «сомнений Юма», так британского эмпиризма в целом, на формирование критической философии Канта. В подразделе 3.1 рассмотрены особенности взглядов Канта на историю европейской философии Нового времени.
Сделан вывод, что эмпиризма в современном понимании до Канта не существовало. Как впрочем, и рационализма, при всей неопределенности этого термина. Локк, Беркли и Юм, безусловно, стали основателями отдельной философской традиции, на что мы и указывали во Введении, когда произвели характеристику «классического» эмпиризма в британской философии восемнадцатого века. При этом, не стоит забывать, что в глазах современников никакой самостоятельной школы они не составляли. Кант же указывает на «сомнения Юма», а не какое-то абстрактное «эмпирическое влияние», как на причину своего пробуждения от догматического сна. Влияния Юма на формирование критической философии Канта на различных этапах мы представляем в виде следующей схемы.
В подразделе 3.6 сформулированы противоречия, связанные с представлениями об «эмпиризме», как о когерентной мировоззренческой системе. Подчеркивается, что впервые вопрос подобным образом поставил именно Кант. Говоря о «кантовской критике эмпиризма», мы не имели в виду его трактовку эмпирического знания. Этот вопрос, потребовал бы рассмотрения наиболее фундаментальных проблем кантовской трансцендентальной философии и, к тому же, делал бы наше обращение к текстам Локка и Юма совершенно излишним. Под «эмпиризмом» мы подразумеваем вполне определенное направление в британской философии восемнадцатого века. Как о самостоятельной традиции, об «эмпиризме» заговорили только после Канта. Именно Кант способствовал тому, что этот термин надолго стал синонимом «скептицизма».
Ключевым для всей главы является подраздел 3.7. В нем показано, что кантовское доказательство единства сознания через формальное единство апперцепции восходит к полемике о тождестве личности. Указывается на то обстоятельство, что, в основных чертах, оно было предвосхищено Юмом. Он, как следует из нашего анализа, достаточно близко подошел идее «простого Я» не в субстанциальном, а в формальном смысле. Он возражал Локку, что память не производит, а открывает личное тождество. Следовательно, должно существовать нечто, что производит личное тождество, т.е. синтез отдельных идей. Вместе, с тем, как мы полагаем, Юм никогда не смог бы отказаться от феноменалистской трактовки личного тождества, ведь в таком случае ему пришлось бы отказаться от всей теории идей
Мы приходим к выводу, что «формальное единство апперцепции», которое обеспечивает возможность синтеза представлений, идеально соответствует кантовской трактовке априорного принципа. Оно является «чисто формальным»: его нельзя элиминировать, и, вместе с тем, ему невозможно дать положительное определение или как-то расширить его функции. Кант подводит итог полуторавековой дискуссии о познавательной роли «мыслящего Я». Формальное единство апперцепции надежно обеспечивает синхронное тождество «Я», однако для этого Канту приходится отказаться от доказательства диахронического тождества. Подтверждением этого служит анализ паралогизмов чистого разума, который проведен в подразделе 3.8. Главным итогом исследований Канта становится разделение вопроса об эпистемологическом и онтологическом статусе «Я». Кантовское формальное Я не является ни простой субстанцией, ни монадой, ни индивидуальным сознанием, которое обладает феноменальным тождеством.
В работе также содержится общая характеристика методологии британского эмпиризма и проясняется роль, которую сыграла в ее дальнейшей эволюции критика со стороны Канта
18 12 2014
1 стр.
В философию: учебное пособие для вузов / авт колл.: И. Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел Г
08 10 2014
1 стр.
Представитель постпозитивизма. Свои взгляды Поппер характеризовал как "критический рационализм". Оказал большое влияние на современную западную философию. Противник марксизма, опр
29 09 2014
1 стр.
Подготовительные материалы к изучению тексту И. Кант «Критика чистого разума» (далее —кчр)
13 09 2014
1 стр.
Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / в переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-петербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил
15 12 2014
29 стр.
Конец XIX — начало XX века в русской философской мысли прошли под знаком И. Канта. В. С. Соловьев писал, что философия Канта является мостиком, через который должен пройти каждый,
25 09 2014
1 стр.
Знание Канта сегодня – это коммуникативный минимум, которым должен владеть каждый человек, посвящающий себя философии, в какой бы стране он ни жил и с каким бы идейным движением се
02 10 2014
1 стр.
Глазго, затем с 1740 по 1746 год учится в Оксфордском университете, где он изучает философию. Большое влияние на него оказывают курсы нравственной философии Фрэнсиса Хатчесона (165
08 10 2014
1 стр.