Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
НО прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Однажды, еще в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода солнечная - пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины поползло какое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины!» - как писал он впоследствии… Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на Волгу, где выполнил множество портретных зарисовок. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюды в Петербург. «…Одиннадцать человек шагают в одну ногу… - писал В.В. Стасов. - Это те могучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню «Дубинушка». Все это глубоко почувствовала вся Россия, и картина Репина сделалась знаменитой повсюду». «Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же напугался, - писал Достоевский. - Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки более всего способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу. …К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: “Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!” И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику».    Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа - «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями. Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе - таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».  

репин илья ефимович

Репин Илья Ефимович


Художник, публицист

  • Илья Ефимович Репин родился 5 августа (24 июля) 1844 года в Чугуеве (Харьковская губерния).

  • Отец Репина, Ефим Васильевич, был военным поселенцем, занимался торговлей.

  • 1854 – 1857 год – Илья Репин обучается в школе военных топографов. Здесь будущий художник получает первые навыки рисования.

  • 1857 год – поступление в ученики к иконописцу И.М. Бунакову.

  • 1859 год – Репин уже умеет достаточно, чтобы самостоятельно исполнять заказы на иконы и церковные росписи.

  • 1863 год – переезд в Петербург, поступление в Рисовальную школу при Бирже.

  • 1864 год – начало обучения в Академии художеств.

  • 1865 год – в Петербурге возникает Артель Крамского. Репин становится ее активным участником.

  • 1869 год – написана картина «Иов и его друзья», за которую автор получает малую золотую медаль.

  • 1871 год – Илья Репин заканчивает Академию художеств. Пишет «Воскрешение дочери Иаира», за которую удостоен большой золотой медали.

  • 1870 год – путешествие по Волге.

  • 1870 – 1873 годы – работа над картиной «Бурлаки на Волге» (Русский музей, Санкт-Петербург). Работа производит огромное впечатление и на зрителей, и на критику. После ее появления Илья Репин становится широко известным художником.

  • 11 февраля 1872 года – Репин женится на Вере Алексеевне Шевцовой.

  • Ноябрь этого же года – рождение дочери Веры.

  • 1873 – 1876 годы – путешествие с семьей в Австрию и Италию, затем во Францию. Репин много работает, пишет этюды, картины «Парижское кафе», «Садко».

  • 1874 год – рождение дочери Нади.

  • 1876 год – вернувшись в Россию, художник вступает в Товарищество передвижных выставок, и уже через несколько лет становится ведущим передвижником.

  • 1877 год – Репин ненадолго возвращается в родной Чугуев.

  • Этот же год – на свет появляется третий ребенок Ильи Ефимовича, Юрий.

  • 1878 – 1891 годы – работа над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (Русский музей, Санкт-Петербург).

  • 1879 год – рождение третьей дочери Татьяны.

  • 1883 год – написан «Крестный ход в Курской губернии». Год спустя – «Не ждали».

  • 1885 год – появляется «Иван Грозный и сын его Иван» (Третьяковская галерея, Москва).

  • 1887 год – написан портрет Льва Толстого. Всего Илья Ефимович Репин создал более трехсот портретов.

  • 1890-е годы – у Репина творческий кризис, он временно порывает отношения с передвижниками.

  • 1893 год – Илья Репин становится действительным членом Петербургской Академии художеств.

  • 1894 – 1907 годы – в Академии художеств Репин числится профессором-руководителем мастерской.

  • 1898 – 1899 годы – ректорство в Академии Художеств.

  • Семейная жизнь супругов Репиных оставляет желать лучшего, они постоянно ссорятся, сходятся и расходятся, при этом младшие дети, как правило, остаются с матерью, а старшие – с отцом.

  • 1900 год – на Всемирной художественной выставке в Париже Илья Ефимович знакомится с писательницей Натальей Борисовной Нордман, известной под псевдонимом Наталии Северовой. Между ними завязываются отношения, несмотря на то, что Нордман младше Репина на 19 лет.

  • Этот же год – окончательный разрыв с женой. Вместе с Нордман художник переезжает в Куоккалу (тогда поселок располагался на территории Финляндии, сейчас это Ленинградская область, поселок переименован в Репино). Поселяется в имении «Пенаты».

  • На протяжении многих лет в «Пенаты» съезжаются знаменитые деятели искусства. Среди них В. Серов, М. Горький, К.И. Чуковский.

  • 1901 год – художник Илья Репин получает настоящий государственный заказ: изобразить на холсте торжественное заседание Государственного Совета в день его столетия. Два года Репин работает над полотном, размер которого составляет 35 кв.м. Ему помогают художники Б.М. Кустодиев и И.С. Куликов. К этой работе только эскизов-портретов написано около пятидесяти. Так появилась картина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года».

  • 1904 год – избрание почетным членом Московского литературно-художественного общества.

  • 1907 год – Илья Ефимович публикует серию статей против смертной казни.

  • Этот же год – в Белграде художник избран членом-корреспондентом Сербской академии наук и искусств.

  • 1910 год – Репин пишет и издает статьи, в которых критикует новейшее искусство («Салон Издебского», «В аду Пифона»).

  • 1914 год – избрание почетным членом Финляндского общества художников.

  • Этот же год – Наталья Нордман умирает от чахотки на лечении в Швейцарии.

  • 1917 год – после Революции имение «Пенаты» оказалось за границей России и отошло к Финляндии. Репин испытывает двойственные чувства по поводу возвращения на родину: с одной стороны, он мечтает вернуться, с другой – не хочет жить в стране, где правят большевики.

  • В конце жизни Репин издает ряд очерков, составившие его мемуары «Далекое близкое».

  • 29 сентября 1930 года – Илья Ефимович Репин умирает. Похоронен в Куоккале.

Биография Ильи Репина 


Родился будущий художник 5 августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом. Что, несомненно, поможет ему в дальнейшем.

Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциального иконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится в одном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже.

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Поступив в желанную Академию, он делает стремительные успехи: и уже через месяц после поступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа.

 Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годы пребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоения его творческих усилий. Отчасти так оно и было.

Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

    Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа - «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями.

    Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок.

    Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе - таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Широта интересов, отзывчивость таланта - основные свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать  с различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую картину из былин…» Но не все это ценили.

В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Тема крестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельные фигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел в жизни.

    В характеристиках привилегированной части толпы - мещан, купцов, кулаков и помещиков - отчетливы обличительные интонации, имеющие своим источником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах - выражение притворного благочестия, сознание собственной значительности, важность.

Особое место в творческой биографии художника занимает серия работ посвященных революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер, когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем желании писать картины «из самой животрепещущей жизни».

В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92; тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов — борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание, застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнает ли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репину удалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицах революционера и членов его семьи. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца), изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. А на лице мальчика - радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит перед ним.

    Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затем дело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал голову революционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальному замыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов, художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевные переживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи.

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»),1877. Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных [«Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой.

Репин так же проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором — руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь. Давал также частные уроки В. А. Серову.



Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства.

Умер Репин в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. 

Илья Ефимович Репин

Репина «Бурлаки на Волге» иего портреты писателя Толстого и композитора Мусоргского

10.45kb.

06 10 2014
1 стр.


«Бурлаки на Волге»

«Грек», обернувшийся словно для того, чтобы окликнуть товарища последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни люде

94.06kb.

06 10 2014
1 стр.


Бурлаки на Волге

Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891", там же; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея. Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913

30.73kb.

06 10 2014
1 стр.


Восстание С. Разина 1667-1671 Участники

Участники: чуваши, мордва, татары, бездомные, беглые крестьяне, холопы, казаки, городские низы, бурлаки, рабочие, стрельцы, солдаты, крестьяне, низшее духовенство

28.07kb.

17 12 2014
1 стр.


Красносельский муниципальный район

Адрес администрации: 157940, Костромская обл.,п. Красное-на-Волге, Красная площадь, 15

106.75kb.

11 10 2014
1 стр.


Юридическая практика украинского радиоинженера за границей

Признаюсь, на Родине, на Волге, бываю всегда с удовольствием. По возможности. Приятное с полезным

48.41kb.

14 12 2014
1 стр.


Сценарий урока «Расселение карел на Верхней Волге»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карта Тверской области, карта России, раздаточный материал (тесты)

172.35kb.

09 10 2014
1 стр.


О волга…колыбель моя

Этот доклад, кто-то из изменит своё отношение к нашему великому достоянию – матушке-Волге с её богатствами и красотой и самой Природе, ресурсы которой, увы, не безграничны

255.89kb.

26 09 2014
1 стр.