Лекция№8 Тема: Церковь и государственная
власть в средние века.
План:
1) Становление феодальных отношений.
2) Влияние церкви на жизнь общества.
3) Взаимоотношение церкви и светской власти.
1.
Периодизация средневековья.
-
Раннее средневековье (V-X века): в обществе устанавливаются феодальные отношения.
2) Классическое средневековье (X-XV века): расцвет феодализма, господство церкви во всех сферах жизни общества.
3) Позднее средневековье (XV-XVII века): начало разложения феодального строя.
В это время доминирующими слоями населения были феодалы и зависимые крестьяне. Слово «феодал» происходит от латинского слова «feodum» - что означает земельное владение, пожалованное за службу. Характерной чертой средневековья были обособленность и раздробленность, т.е. каждый феодал стремился к независимости и самостоятельности.
Появляются сословия - слои населения, права и обязанности которых были закреплены юридически. В то время выделяли
три основных сословия:
а) дворянство
привилегированные сословия, не несли повинностей.
б) духовенство
в) народ (торговцы, ремесленники, крестьяне) – несли повинности в полном объёме.
В обществе существовала строгая иерархия, а в высшем обществе еще и система вассалитета (от слова vassus – слуга).
В средневековье формируются также два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские – собственники земли и крестьяне – держатели земли. В среде крестьян было две группы, различающиеся по своему экономическому и социальному статусу. Лично-свободные крестьяне могли по своему желанию уйти от хозяина, отказаться от своих земельных держаний: сдать их в аренду или продать другому крестьянину. Имея свободу передвижения, они часто переселялись в города или на новые места. Они платили фиксированные натуральные и денежные налоги и выполняли определенные работы в хозяйстве своего господина. Другая группа – лично-зависимые крестьяне. Их обязанности были шире и, кроме того, – это основное отличие – они не были фиксированы, так что лично-зависимые крестьяне подвергались произвольному обложению податями.
В X–XI веке Западная Европа начала покрываться рыцарскими замками. Изначально жилища феодалов строились из дерева. Еще в IX веке это была простая двухэтажная деревянная башня с дополнительной деревянной стеной. В верхнем этаже жил сам феодал с семьей, а в нижнем помещалась прислуга и находились продовольственные и другие склады. Примитивный замок был окружен рвом, через который был перекинут подъемный мост, и в момент опасности – при приближении неприятеля – он обычно подымался.
С течением времени, уже в X в., замки стали делать из камня. Место под постройку тщательно выбирали. Прежде всего, это должна была быть возвышенная, желательно скалистая местность. В таком случае врага можно было заметить издалека. Иногда для лучшего обзора в радиусе нескольких километров вырубался лес. Важным условием для выбора места постройки замка было наличие источника воды, желательно речки. С водой можно выдержать многомесячную осаду, а без воды гарнизон крепости не протянул бы и нескольких дней. Кроме того, водой можно было заполнить ров. Каменный замок строился в четыре–пять этажей и окружался одной, двумя, а иногда и тремя каменными стенами, каждая из которых была выше предыдущей. Система рвов с водой и острыми кольями также усложнялась. На стенах замка строились башни и башенки для лучников, арбалетчиков и метательных машин. Все защитные сооружения делали рыцарский замок практически неприступным.
В средние века больше всего ценилась земля. Ведь именно земля давала человеку все необходимое для жизни: еду, одежду, жилье. Вот и получалось, что короли за верную службу раздавали своим воинам землю с деревнями и крестьянами. Воины, получившие земли побольше, тоже отбирали себе слуг покрепче и даровали им именья да лесные угодья. Получалась так называемая «феодальная лестница».
-
Король-первый среди равных ему феодалов
|
Графы - крупные феодалы.
Герцоги
Бароны
Мелкие рыцари.
На вершине этой лестницы стоял король, который раздавал земли князьям, герцогам и графам. Они же даровали угодья баронам и маркизам. Те, в свою очередь, облагодетельствовали простых рыцарей и их оруженосцев. Дарственный земельный надел в средние века назывался «феодом», владелец земли – «феодалом», поэтому средневековье историки часто называют феодализмом. Человек, даровавший землю, становился «сеньором» (старшим). Человек, получавший землю – вассалом (слугой, держателем земли). Действовал принцип: «Вассал моего вассала не мой вассал». Основным занятием рыцарей-феодалов было участие в военных походах. В свободное от военных походов время рыцари активно участвовали в турнирах. Рыцарские турниры в средневековом обществе были обязательным атрибутом двора любого богатого феодала. Военная служба считалась основной и главной обязанностью любого рыцаря, поэтому с семи–восьми лет мальчиков в благородных семьях начинали учить ратному делу. Бой на мечах, стрельба из лука, верховая езда, плаванье и многое другое предстояло изучить юноше, чтобы со временем быть посвященным в рыцари.
2.
В средние века церковь контролировала все сферы общественной жизни. Кроме того, в то время церковь была самой богатой организацией.
Источники богатства церкви:
- десятина (10 % от любых доходов отдавались церкви).
- подаяния, пожертвования.
- продажа церковных должностей – за определённую сумму можно было купить любую должность от епископа до приходского священника.
- плата за церковные обряды.
- продажа индульгенций (грамот о прощении грехов).
Постепенное отношение людей к католической церкви стало меняться в худшую сторону и возникло новое направление христианства - протестантизм. Всех противников церкви называли «еретиками», а их учение «ересь». Церковь их жестоко преследовала. Для преследования еретиков создали специальную организацию- «Инквизиция».
Инквизиция (лат. Inquisition — в древнеримском уголовном процессе,
который был исключительно обвинительный, так называлось собирание доказательств). В средневековом обществе под инквизицией стали подразумевать должностной розыск, а затем специальное судилище, созданное римской католической церковью для преследования еретиков. Нередко инквизиторы вырывали признание в ереси пытками, а потом казнили невинного человека через сожжение, так называемое «аутодафе» (в переводе с латинского языка– « акт веры»).
Стремительное обогащение католической церкви в средние века привело к тому, что многие простые горожане и крестьяне стали критически относиться к духовному начальству – епископам, кардиналам и папам. Зачем служителям церкви столько богатств? Почему у монастырей огромные земли, на которых работают крестьяне, а монахи ленятся? Что папа римский делает со всеми деньгами, собираемыми по всей Европе? В результате недовольства то тут, то там, как грибы после дождя, стали возникать еретические секты – группы людей, критиковавших католическую церковь за излишние богатства, а ее служителей – за оторванность от учения Христа. Наиболее крупной средневековой сектой были катары (что значит «чистые»). Они отвергали церковь, государственные законы, прославляли простоту и бедность.
Важнейшие вопросы религии решались на вселенских церковных соборах. Главой католической церкви был папа Римский. Расцвет папства и его государства настал в XII–XIII веке, во времена правления Папы Иннокентия ІІІ. К этому времени окончательно приняли христианство скандинавские народы, Венгрия и Польша, а от мусульман-арабов освободилась значительная часть Пиренейского полуострова. Не было такой страны в Европе, где бы католическая церковь не обладала огромными земельными богатствами. Для феодалов и богачей считалось хорошей традицией оставить в наследство какому-нибудь храму или монастырю добрую часть своих владений. По всей Европе католическими священниками собирались различные налоги и подати, уплывавшие в Рим. В то время папская казна была богаче казны любого европейского короля.
Ни один человек в Европе – от простолюдина до герцога и короля – не мог заключить брак и взять развод без согласия церкви.
3.
Католическая церковь пыталась подставить под свой контроль светскую власть. Нередкими были конфликты между светскими правителями - королями и папами Римскими. Таких конфликтов короли опасались и старались избегать. Еще больше боялись европейские государи церковного суда либо папского проклятья. После него человек становился изгоем, он отлучался от церкви, его не могли принять ни в одном из католических храмов, все его вассалы освобождались от клятвы верности. К непокорным правителям Папа применял специальное проклятие – интердикт, которое отлучало от церкви не только ослушника, но и местность, на которой он находился. Так попал под отлучение от церкви немецкий император Генрих IV. Целых трое суток, без сна и отдыха, под открытым морозным небом босой император простоял во дворе замка Каноссы, умоляя папу Григория VII снять свое проклятие. В таких условиях многие короли признавали себя вассалами папы. Папы любили сравнивать себя с солнцем, а королей и императоров – с луной. Мол, они ярче, лучше и величественнее. В1054 г. единая христианская церковь распалась на две ветви – православие и католицизм.
Крестовые походы.
Могущество пап и католической церкви в XI-XIII вв. проявилось в организации завоевательных походов на Восток, прежде всего, в Святую Землю. Так христиане называют Палестину. В 1095 папа Урбан II призвал освободить от неверных Иерусалим, обещая всем участникам похода богатую добычу, отпущение грехов, а павшие в бою райское блаженство. На призыв Урбана II откликнулись рыцари, для которых война ради наживы была привычным и главным занятием; крестьяне, мечтавшие вырваться из нищеты, освободиться от долгов, избегнуть голода, вызванного рядом неурожайных лет; городские бедняки, а также воры, нищие, бродяги, которым уже нечего было терять. Эти люди стали нашивать на одежду кресты из материи в знак того, что они отправляются в Святую Землю. Отсюда принятое историками наименование походов на Восток - «крестовые походы». Первыми в Святую Землю двинулись отряды крестьян (так называемый «поход бедноты»). По пути они грабили поселения, считая, что все это – Божье, и принадлежит им. Первый поход (1096-1099гг). Единого командования рыцарское ополчение не имело. Разными путями крестоносцы прибыли в Константинополь. Византийцы, в свою очередь, поспешили переправить крестоносное войско в Малую Азию. На пути к Гробу Господню мусульмане постоянно тревожили европейцев стычками, между вождями крестоносцев вспыхивали ссоры, в результате чего к Иерусалиму подошла лишь пятая часть войска. Город был взят штурмом. На завоеванных землях было создано Иерусалимское королевство. Значительная часть крестоносцев, забрав добычу. Вернулась в Европу. Постоянной военной силой, защищающей Святую Землю, стали духовно-рыцарские ордена (с лат. «Орден» - организация, сообщество). Это были орден Госпитальеров, орден Тамплиеров, а также Тевтонский орден. В них входили рыцари, которые давали как монашеские обеты, так и обет бороться с оружием в руках с «врагами христианской веры». Жители покоренных крестоносцами стран ненавидели завоевателей. Мусульмане создали сильное государство, объединившее Египет и Сирию, во главе которого встал Салах ад Дин(Саладин). Он объявил крестоносцам джихад (священную войну) и сумел отбить у них Иерусалим (1187 г).Последующие крестовые походы, организованные разными европейские королями с целью вернуть Иерусалим, успеха не имели.