ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИЧНОСТЬ»
109456, г. Москва, ул. Паперника, д.6, корп.2
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЧУ ЦО «ЛИЧНОСТЬ»
Леонова Ю.А.
Рассмотрено и принято
в качестве локального правового акта ЧУ ЦО «ЛИЧНОСТЬ»
на общем заседании Педагогического совета школы
«30» августа 2012 г. Протокол №1
ПОЛОЖЕНИЕ О ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРЕ В ЧУ ЦО «ЛИЧНОСТЬ»
Разработка организационно -педагогических игр предполагает определение целей их проведения учебно - воспитательном процессе школы.
В качестве основных целей выделяют следующие:
• Формирование профессионально - педагогической направленности у
учителей и повышение к их профессиональной деятельности;
• Формирование стратегических умений (способности ориентироваться в
системе педагогической деятельности, определить место и цели собственной педагогической деятельности в целом и основных ее этапов в соответствии с общими целями обучения и воспитания);
• Развитие способностей к профессионально педагогическому
самоопределению и рефлексии;
• Интеграция имеющихся разнопредметных знаний участников и обучение
способам их применения в практической педагогической деятельности;
Кроме общих целей в каждой ОПИ определяются конкретные и частные. Их постановка во многом зависит от функций ОПИ в учебно - воспитательном процессе.
Развитие исследовательских способностей в процессе организационно -педагогических игр осуществляется при организации научно - исследовательской деятельности педагогов. При этом на первый план выходит обучение методам и принципам исследовательской работы, ориентация педагогов на инновационную и новаторскую деятельность.
Организационно - педагогические игры создают и «особые зоны» учебно -воспитательного процесса, которые могут существовать как самостоятельная подсистема профессиональной подготовки и которые носят профессиональную направленность.
На начальном этапе организационно -педагогические игры применяются с целью формирования у участников преобразовательного отношения к себе: разрушение учительских стереотипов, изменение позиции и т.п., а так же формирование педагогических коллективов.
Наиболее полно организационно -педагогические игры реализуют свои интегративные функции при создании экспериментальных площадок. В основе интеграции лежит разработка конкретных педагогических проблем, формируемых и разработанных в ходе игры. Образование экспериментальных площадок необходимо для длительной работы по конструктивному созданию и выделению образцов педагогической деятельности и овладению ими учителями. Педагоги принимающие участие в работе экспериментальных площадок, имеют возможность апробировать собственные программы педагогической деятельности в школьной практике. Педагогическая практика носит в этом случае непрерывный характер. Сферный подход к созданию экспериментальных
площадок позволяет объединить в их составе преподавателей ВУЗа, учителей школы, методистов, специалистов различных профилей, поскольку педагогическая проблема всегда носит комплексный характер.
При создании экспериментальных площадок основной целью организационно -педагогических игр является выделение и решение проблем, по которым они создаются, а в процессе работы экспериментальных площадок - овладение учителями средствами выделения образцов и создания собственных программ педагогической деятельности.
Организационно -педагогические игры проводятся по заказу администрации школы для решения практических проблем в организации учебно - воспитательного процесса школы, то кроме достижения педагогических целей, они предполагают получения конкретных проектных предложений.
Организация и проведение организационно - педагогических игр предполагает соблюдение следующих основных требований: направленности, профессиональной направленности, целостности, проблемности, самодеятельности, самоорганизации саморазвития, диалогизации, персонализации.
Требование целенаправленности: организационно - педагогические игры являются средством профессиональной подготовки, а потому в процессе игры должны жестко удерживаться цели ее проведения. Руководитель игры обязан постоянно направлять совместную деятельность участников игры для достижения педагогических замыслов разработчиков игр, т.е. все изменения, которые вносятся в игру, не должны искажать главного ее назначения.
Требование профессиональной направленности: любое действие, любой процесс и результат в игре подвергается осмыслению с точки зрения их педагогической ценности. Тем самым ОПИ позволяет моделировать педагогическое общение и педагогическую деятельность в ситуации максимально приближенной к реальной, и вырабатывать на этой основе схему деятельности педагога, ориентированную на будущее.
Требование целостности: организационно - педагогические игры проектируются как целостная система педагогической деятельности, где, с одной стороны, с необходимой полнотой реализуется единство компонентов целеполагания и целевыполнения, а с другой - в ней представлены все основные виды деятельности: целостно -ориентационная, познавательная, преобразовательная, коммуникативная, эстетическая.
Организационно - педагогические игры позволяют интегрировать подсистемы профессиональной подготовки и переподготовки: теоретического и практического обучения, психолого - педагогической и специальной подготовки, а так же исследовательской работы, благодаря чему в процессе ОПИ возможна реализация системного подхода к рассмотрению объектов педагогической действительности и формирование у участников умения использовать знания из разных дисциплин в практической деятельности.
Требование проблемности: организационно -педагогические игры направлены не на экстенсивное усвоение знаний, а на освоение, разработку и поиск путей разрешения проблемных ситуаций, поиск новых технологий педагогической деятельности. Организаторы ОПИ видят свою в том, чтобы научить участников выделять, формулировать проблемы и искать пути их решения. При этом проблематизируются прежде всего сами участники игры. Исследованию подлежит область собственного непонимания.
Требование самодеятельности, самоорганизации и саморазвития: действие в ОПИ должно быть произведено участниками прежде всего по отношению к самим себе - это перестройка своей личной и профессиональной позиции, установок, отказ от мыслительных штампов и т.п., постановка целей, определение способов и средств деятельности, достижение результата и контроль за ним как каждым из участников, так и группой в целом.
После определения индивидуальных целей участников на начальном этапе происходит соорганизация по целям всей группы. Целью и предметом общения в группе становится поиск способов и средств реализации общих целей, обеспечение эффективности осуществляемой деятельности. Этот поиск направлении на предметно -содержательную сторону деятельности и на коммуникативные отношения между участниками игры, складывающимися в процессе моделирования профессионально -педагогической деятельности.
Проект ОПИ составляется таким образом, что каждый из участников должен продвинуться в своем развитии - это принятие на себя ответственности за разработку программы действий по изменению ситуации, перестраивающей свою собственную деятельность.
Ситуации, в которых человек вынужден изменяться, менять средства своей деятельности, а, следовательно, и самого себя - трудные, стрессовые ситуации. Создание такой ситуации - всегда эксперимент, всегда сопряжено с риском перехода содержательных конфликтов в коммунальные. Поэтому первостепенное значение в организационно -педагогической игре имеет рефлексия.
Требование диалогизации: предполагает равенство позиций всех участников игры, право каждого на собственное мнение, возможность его высказать и защищать, а также наличие различных позиций, подходов, точек зрения к вынесенной на игру проблеме.
Требование персонализации: закрепляет за каждым участником ОПИ личную ответственность и авторство в любом высказывании, выступлении, поступке, действии, осуществляемых в рамках игры.
В процессе разработки и проведения ОПИ можно выделить следующие этапы:
1. этап: проектирование ОПИ. Организаторы обсуждают теоретические
основания своей работы, цели и задачи ОПИ, разрабатывают игровой проект и программу.
2. этап: ввод в ОПИ. Организаторами задается область проблемного
исследования, создается проблемная ситуация для участников ОПИ.
3. этап: собственно ОПИ. Участниками игры осваиваются и формируются
новые способы мышления и деятельности, разрабатываются индивидуальные и коллективные проекты и программы.
4. этап: после окончания ОПИ (этап постигры). Обсуждаются итоги ОПИ,
эффективности игровых программ, игротехнических средств, моменты смены игровых эпизодов и т.д.
5. этап: постановка новой проблемы. Определяются перспективы дальнейшего
процесса познания, логические соединение изученного и непознанного (иными словами, обеспечение непрерывности, системности познания).