"Что? Где? Когда?"
Цели:
-
Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к точным наукам.
-
Закрепить навыки работы в команде, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь.
-
Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.
Задачи:
-
Выработать у учащихся умение отвечать на нестандартные вопросы.
-
Научить членов команды прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии выбирать из всех предложенных одну оптимальную.
-
В игровой форме развить у учащихся интерес к точным наукам.
Эпиграф:
“Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум”.
Уильям Блейк (1757-1827)
Оборудование:
1. Большие секундные часы, черный ящик, игровой стол, Мяч, копировальная бумага или свеча, портрет Нильс Бора, линза.
Технология игры
Выставляют на игру сборную команду из учащихся 6-11классов, состоящую из 6 “знатоков”.
Команда “знатоков” сидит за круглым столом, в центре которого установлена рулетка со стрелкой.
Стол разделен на 24 секторов, в которых от цифры 1 до 24 находятся вопросы “зрителей”, а сектор №10 обозначается скрипичным ключом и означает музыкальную паузу. Команда болельщиков располагается вокруг игроков на некотором расстоянии от игрового стола. Во время перемены команд проводиться игра со зрителями. Ведущий: игры – учитель. Ассистенты – трое учащихся старших классов.
Ход игры
Ведущий приглашает команду “знатоков” занять места за столом и представляет капитана команды, знакомит с правилами игры и ассистент запускает волчок. Пока крутится волчок, ведущий может игрокам задавать вопросы.
1 вопрос. Назовите 8/ наименований состояний воды? (пар, лед, снег, туман, иней, град, дождь, облака)
2 вопрос. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кислоты её употребляют как лекарства? (соляная НСl)
3. вопрос. Какой металл первым начали добывать люди? (Медь)
4.вопрос. Черный ящик. Ученый химик, физик, фамилия которого совпадает с 5 одноименными названиями, различными по смыслу и наукам. (Нильс Бор. Хим, элемент, сосновый лес, растения семейства злаковых, модель атома, город в Нижнем Новгороде)
5 вопрос. Черный ящик. У стоматологов иногда возникает необходимость в определении формы прикуса зубов пациента. Справедливо решив, что всю малоприятную и трудоемкую работу должен делать компьютер, американский дантист В. Манесс изобрел датчик, который не только кодирует информацию о прикусе и записывает ее на диск компьютера, но и демонстрирует на его экране последовательность смыкания зубов и даже усилие их сжатия.
Датчик представляет из себя пластиковую пластину, внутри которой расположена серебряная сеточка, сжимая датчик зубами, пациент уменьшает расстояние между ее проволочками, а компьютер по соответствующей программе отслеживает и обрабатывает поступающую в него информацию. Задолго до появления такого датчика стоматологи использовали другие предметы (которые вы часто используете для других целей). Что в черном ящике? Ответ: копировальная бумага или свеча
6 вопрос. Назови два вида натуральных волокон по происхождению. ( Растительные и животные)
7 вопрос. Какая страна является родиной шелка? ( Китай)
8. вопрос Какой знак нужно поставить между нулями и единицей, чтобы получить число больше нуля, но меньше единицы? (запятая)
9. вопрос. Разделите число 188 пополам так чтобы в результате получилась единица? (188)
10. вопрос Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями. Обычно вещество, из которого оно сделано имеет показатель преломления больше, чем у окружающей среды. Что же находится в черном ящике? Ответ: линза.
11. вопрос По представлениям древних греков миром правили боги, жившие на горе Олимп. Лучезарный Гелиос был сыном Зевса – верховного бога. Греки изображали Гелиоса в золотом шлеме, на золотой колеснице с четверкой быстрых коней. Каждое утро он с восточного края неба отправлялся по хрустальному своду на запад. Закончив свой дневной путь, он пересаживался в золотую лодку и переплывал на ней море к месту восхода. Внимание, вопрос: « О каком небесном теле идет речь ?» ( О Солнце, гелиос в переводе с греческого «Солнце»)
12. вопрос. Чёрный ящик, в нём физическое тело, всем нам известное. С помощью этого тела можно демонстрировать закон Паскаля и упругость газов, его можно использовать в науке для исследования физических явлений, с ним дружат некоторые спортсмены, оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур точного объёма. ( Мяч)
13. вопрос В Древней Греции не стали выдумывать специальные значки для цифр, а использовали буквы. Тот же принцип использовали и в Древней Руси. Единицу обозначали буквой А. Двойку – В.
Тройку – Г и т.д. В чем состояло различие между словом и числом?
(Ответ: в Древней Греции в числах над буквами ставили черточки на Руси ставили над буквой не черточку, а волнистую линию.
13 вопрос. В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии книга по математике “Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи”, где рассматривалось знание математики в торговле. Внимание вопрос: В I тысячелетии у славян это были просто кусочки металла, которые отрубали от полосы серебра или меди.
А что это сейчас? Что лежит в Черном ящике?
(Ответ: рубль. Слово “рубль” происходит от слова “рубить”: первые рубли были просто кусочками металла, которые отрубали от полосы серебра или меди).
13вопрос. Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
14. вопрос. Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню (Каракумы)
Работа со зрителями:
-
У кого есть усы, но нет лица? ( огурцы,клубника, кабачки)
-
Сколько созвездий на небе? (88)
-
Кто такие уфологи и чем они занимаются? (Ученые, изучающие НЛО)
-
Когда килограммовая гиря имеет больший вес: зимой или летом? (одинаково)
-
2. Сколько килограммов в одном центнере? (сто)
-
За какое время Земля совершает один оборот вокруг Солнца? (за 1 год)
-
Как называется процесс перехода вещества из парообразного состояния в жидкое? (конденсация)
-
На столе стояли 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)
-
В каких единицах измеряется энергия? (ДЖ)
-
Сколько секунд в пяти минутах? (300)
-
Прибор для построения окружности? (циркуль)
-
Наибольшее двухзначное число? (99)
-
Когда небо ниже земли бывает? (когда отражается в воде)
-
Языка нет, а правду скажет? (зеркало)
-
“Не смотрел в окошко –был один Антошка,
Посмотрел в окошко, -там второй Антошка!
Что это за окошко, Куда смотрел Антошка?”. (Зеркало)
-
Наташа произнесла истинное утверждение. Алеша повторил его дословно и оно стало ложным. Что сказала Наташа? Ответ: меня зовут Наташей.
Ведущий. На этом наша игра заканчивается со счетом___________
Желаем вам успешно овладевать знаниями.