Потребители
| Общие положения |
| -
Высокие темпы роста электронной промышленности. Разработка федеральной целевой программы развития компонентной базы электроники. Предложение Роспрома о строительстве новой фабрики высокого технологического уровня по производству кремниевых полупроводниковых материалов.
-
Высокая емкость российского рынка химикатов, динамичное развитие рынка.
-
Рост спроса на биотопливо в странах Евросоюза и странах СНГ: с 1 января 2006 г. в странах ЕС введен в действие закон об обязательном содержании в бензине не менее 5% биотоплива. В крупных городах Европы и отдельных провинциях проезд автотранспорта и автобусов на обычном дизельном топливе запрещен. В Германии 36% автозаправочных станций торгуют биодизелем.
По прогнозам Центра маркетинговых и аналитических исследований Республики Казахстан, в мире на период до 2020 года прогнозируется высокий спрос на продукцию нефтехимии (этилен, промежуточные продукты, пластмассы), в первую очередь за счет растущих потребностей стран Азии и Китая.
| -
Переориентация российских потребителей на импортные товары, в том числе производства стран Юго-Восточной Азии, в связи с приемлемым качеством при доступной цене.
-
Увеличение давления со стороны главных рынков потребления химической промышленности – автомобильного, промышленного и потребительского – ограничивает возможности предприятий химической промышленности увеличивать цены на свою продукцию.
|
|
в том числе в разрезе основной номенклатуры:
|
|
химические средства защиты растений (протравители, гербициды, фунгициды). Рынок сбыта – Россия, СНГ (преимущественно – Украина, Белоруссия), Болгария, Казахстан, Франция
|
| -
Производство большинства препаратов по лицензиям иностранных компаний: Syngenta, Dow, AgroSciences, Monsanto, Aventis, Krompton, Ceminova, Symitomo Chemical, Agro-Cemi.
-
Поставка целевым потребителям полного пакета услуг и продуктов: средства защиты растений, семена, минеральные удобрения.
-
Специализация отдела технических разработок на научно-исследовательской деятельности, разработке новых препаративных форм, регистрации новых препаратов и разработке научно-технической документации.
-
Разработка новых эффективных и экологически безопасных препаратов защиты растений.
-
Регистрация химических средств защиты растений в странах СНГ.
-
Наличие дилерской сети и представительств в регионах России и СНГ.
-
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
-
Рост спроса на биотехнологические средства защиты растений.
| -
Отсутствие финансовых средств у российских сельскохозяйственных предприятий на приобретение химических средств защиты растений в достаточном объеме.
-
Сезонный спрос на продукцию со стороны основных потребителей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продукты основной неорганической химии (жидкий хлор в мелкой таре, кислота соляная, сода каустическая). Рынок сбыта – Россия, СНГ
|
|
| -
Снижение спроса на хлор жидкий в целлюлозно-бумажном промышленности и химводоочистке в связи с переходом на новые технологии производства – бесхлорное отбеливание.
|
|
|
|
|
пластификаторы
|
|
| -
Рост потребления пластификаторов в мире: опережающий рост в Китае и Индии при неизменном потреблении в Европе и США. По прогнозам компании «Евразийский химический рынок», в 2006 году производство пластификаторов составит 1,5 млн. т.
| -
Запрет Европейского Союза на использование пластификаторов на основе фталатов при изготовлении игрушек.
|
|
|
|
|
лаки и краски на полимеризационных смолах. Рынок сбыта – Россия.
|
| -
Увеличение спроса на водно-дисперсионные краски и грунтовки, жидкотертые масляные краски.
| -
Спад производства густотертых красок.
|
|
|
|
|
средства для отбеливания, подсинивания (перкарбонат натрия, перекись водорода). Рынок сбыта – Россия, СНГ
|
| -
Сохранение спроса на перкарбонат натрия со стороны отечественных производителей при годовой потребности около 25 тыс. т.
-
Внедрение перкарбоната натрия в качестве замены используемого в настоящее время в рецептурах синтетических моющих средств экологически опасного для окружающей среды пербората натрия на крупнейших отечественных заводах.
-
Внедрение перкарбоната натрия в рецептуры синтетических моющих средств зарубежных заводов компании «Procter&Gamble;» и других потребителей.
-
Рост спроса на продукцию бытовой химии отечественного производства с биодобавками и перекисными отбеливателями.
-
Отсутствие острой конкуренции на рынке.
-
Установление долгосрочного сотрудничества с производителями синтетических моющих средств и товаров бытовой химии.
| -
Растущие требования потребителей к качеству продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
-
Переход производителей синтетических и моющих средств на низкосортные порошки без содержания отбеливающих веществ.
|
Конкуренты
|
Общие положения:
|
| -
Соответствие продукции республиканских предприятий ГОСТу, сертификация систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ИСО 9000, ИСО 14000.
-
Перенос производства продуктов базовой химии крупнейших компаний мира в страны с более дешевыми ресурсами и более либеральным законодательством, в том числе в Россию.
-
Высокий барьер на вход в отрасль: высокая капиталоемкость, трудоемкость, длительный период окупаемости проектов.
| -
Финансирование конкурентами инноваций в области технологий и продуктов.
-
Наличие собственной сырьевой углеводородной базы предприятий близлежащих регионов (Республика Татарстан, Республика Башкортостан).
-
Переход от массового производства к расширению ассортимента за счет гибких производственных технологий.
-
Либерализация доступа зарубежных агентов на отечественный рынок при вступлении России в ВТО и обострение конкуренции на рынке.
-
Создание в России крупнейшими мировыми компаниями производств с высокой добавленной стоимостью, например, создание СП «Solvay – Каустик» (г. Волгоград), совместного предприятия DuPont и ОАО «Русские краски».
-
Создание крупнейшими мировыми компаниями химических производств в КНР и Индии: в 2006 году – строительство компанией «Bayer» (Германия) завода по выпуску поликарбоната с ежегодным объемом производства – 200 тыс. т в г. Шанхай (КНР), в перспективе – строительство еще 3 заводов по производству красителей.
-
В Казахстане на собственной углеводородной базе к 2010 году планируется создать мощности по производству полистирола (до 300 тыс. т в год), полипропилена (до 100 тыс. т), полиэтилена (50-300 тыс. т), синтетического каучука (60-120 тыс. т) для производства резинотехнических изделий и шинной продукции.
-
Создание в странах Юго-Восточной Азии новых химических производств. В провинции Хэйлунцзян (КНР) формируется крупнейшая в Северо-Восточной Азии нефтехимическая база международного значения. На территории провинции создаются полные производственные цепочки от добычи сырья до производства конечной конкурентоспособной продукции (этилен, полипропилен, синтетические материалы, машинное топливо, удобрения, каучук, автомобильные шины) и тонкой переработки нефти (уксусная, муравьиная кислота, бутиленгликоль). Всего будет создано 90 предприятий по производству продукции нефтехимии глубокой степени переработки.
|
|
в том числе в разрезе основной номенклатуры:
|
|
химические средства защиты растений (протравители, гербициды, фунгициды). Рынок сбыта – Россия, СНГ (преимущественно – Украина, Белоруссия), Болгария, Казахстан, Франция
|
| -
Внедрение новой системы стратегического управления компанией с использованием системы сбалансированных показателей (Balanced Score Card).
-
Тесное сотрудничество с крупнейшими мировыми компаниями, работающими на рынке пестицидов, – Syngenta, Monsanto, Dow, AgroSciences и многими другими.
| -
Предполагаемый рост производства на ОАО «Химпром» (г. Волгоград), что усилит конкуренцию на рынке.
-
Присутствие на рынке фальсифицированных и контрафактных химических средств защиты растений по более низким ценам.
|
|
|
|
|
продукты основной неорганической химии (жидкий хлор в мелкой таре, кислота соляная, сода каустическая). Рынок сбыта – Россия, СНГ.
|
| -
Переход на мембранный метод производства хлора – экологически безопасный, имеющий более высокие технико-экономические показатели, в том числе по расходу электроэнергии.
-
Рост потребности в хлоре в мировой промышленности при закрытии российских предприятий по производству хлора.
| -
Установка современной фасовочной линии гранулированного каустика (FFS-машина) на ОАО «Каустик»
(г. Волгоград).
-
Применение конкурентами мембранной технологии при производстве хлора.
-
Значительные капитальные вложения для перевода хлора на мембранную технологию, отсутствие отечественного оборудования.
-
Закрытие российских предприятий по производству хлора.
-
Применение диафрагменной технологии производства, хотя и с относительно современными электролизерами (разработка конца 80-х годов), которая признана бесперспективной в странах ЕЭС.
|
|
пластификаторы.
|
|
| -
Разработка ОАО «АК «Сибур» рецептуры и технологии покровных резин легковых (в том числе «зеленых») и грузовых шин, рекомендаций по рецептуре резин с их применением для шинных заводов компании.
| -
Проведение ОАО «АК «Сибур» исследований возможностей промышленного производства жидких мягчителей для производства синтетических каучуков, шин и РТИ.
|
|
|
|
|
лаки и краски на полимеризационных смолах. Рынок сбыта – Россия.
|
| -
Рост спроса в России на индустриальные краски – средние темпы потребления в России составят 3% в год, к 2010 году потребности рынка возрастут до 97 тыс. т, наиболее активно будет расти сектор авторемонтных красок.
-
Прогнозируемый устойчивый рост спроса на высококачественные авторемонтные краски: минимальная конкуренция с российскими производителями в верхнем ценовом сегменте и возможность оптимизации затрат и установления конкурентоспособных цен по сравнению с зарубежными производителями.
| -
Высокая технологическая оснащенность конкурентов (ОАО «Русские краски», ОАО «Лакокраска», г. Ярославль, Novol, Akzo Nobel, DuPont), более высокое качество производимой ими продукции, известность торговых марок («Ярославские краски», «Vika»).
-
Формирование конкурентами полной товарной линейки лакокрасочных материалов.
-
Техническая интеграция ОАО «Русские краски» в производственные процессы потребителей, что позволяет расширить клиентскую базу, удовлетворить потребности клиентов.
-
Острая конкурентная борьба во всех ценовых сегментах на российском рынке индустриальных лакокрасочных материалов между отечественными производителями, российскими филиалами зарубежных фирм и иностранными компаниями.
-
Приобретение компанией Tikkurila ООО «Краски текс» (г. Санкт-Петербург), создание DuPont совместно с ОАО «Русские краски» (г. Ярославль) совместного предприятия по производству лакокрасочных покрытий для автомобильной промышленности.
|