



Интегрированный урок математики
4 класс
Учитель:
Хортова В. А.
Тема: «Деление на однозначное число. Путешествие по карте России. Поверхность нашей Родины»
Цели урока:
*продолжить работу по формированию умения выполнять устное и письменное деление четырёх - пятизначных чисел на однозначные, *совершенствовать умение решать задачи и сложные уравнения;
*закрепить представления учащихся о расположении изученных форм поверхности нашей Родины, используя межпредметную связь с окружающим миром;
*воспитывать интерес к родному краю, бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: эвристический, проблемный методы обучения при получении теоретических знаний.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Форма урока: урок- путешествие.
Оборудование и средства обучения:
*физическая карта России
*у каждого ребёнка на парте атлас с картой России (масштаб: 1 см = 200 км)
*палетка (квадрат 10×10 см, расчерченный на квадраты 1×1 см на прозрачной бумаге).
Ход урока
I.Организационный момент
II.
Постановка учебной задачи
III.Обобщение знаний о территории России учителем
Наша Россия находится на материке Евразия. Берега России омывают моря трёх океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического. Балтийское и Чёрное моря особенно глубоко вдаются в сушу (с показом по физической карте России).
Уральские горы протянулись с севера на юг через всю страну. Они невысокие. Слева от них находится Восточно-Европейская равнина. Поверхность её холмистая. К востоку располагается Западносибирская равнина. Поверхность её очень ровная, плоская. Южнее находятся очень высокие Кавказские горы. На юго-востоке нашей страны находится озеро Байкал. Оно пресное и самое глубокое в мире. Если бы вдруг случилось так, что люди мира остались бы без питьевой воды, то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет!
Вся восточная часть нашей страны усеяна многочисленными хребтами.
IV. Устный счёт
-
Два ученика выходят к доске и, решая примеры, находят высоту Станового нагорья(3073 м) и Станового хребта(2412):
11063 497
33189: 3 – 7990 = 3073 1915 + 1988: 4 = 2412
Ответы в виде карточек вставить в самодельную карту в местах нагорья и хребта.
-
—Во сколько раз 1 км больше, чем 250 м? (в 4 раза).
—На сколько 2 км больше, чем 500?(на 1500).
—Чтобы найти высоту Ледяной горы вы должны уменьшить в 100 раз(2500 м).
—Чтобы узнать высоту хребта Джугджур вы должны уменьшить 2000 на 94(1906 м).
—Чтобы узнать какое расстояние отделяет Становое нагорье от Станового хребта, должны найти частное от деления 1200 на 40(30 км).
—Найдя пятую часть от числа 3500, вы узнаете среднюю глубину Каспийского моря(700 м).
V. Решение примеров
Итак, наш ученик сказал, что Уральские горы невысокие. Если вы решите данный пример, то узнаете, чему равна средняя их высота.
295 620
(295: 59 + 1416: 236 + 975: 325) + 1020 = 1640
VI. Решение уравнений
Пока дети находят высоту Уральских гор, 2 ученика у доски решают два сложных уравнения (с подробным объяснением), и находят высоту гор Бырранга (п-ов Таймыр) – 1145 м. и Алтайских гор (4500).
5· (Х- 245) = 4500 (1300+ у) + 200 = 6000
Х- 245 = 4500:5 1300+ у = 6000- 200
Х- 245 = 900 1300 + у = 5800
Х = 900 = 245 у = 5800 – 1300
Х =1145 у = 4500
___________________ _______________________
5·(1145- 245) = 4500 (1300 + 4500) + 200 = 6000
Карточки с высотами вставляются в карту на местонахождение гор.
VII. Решение задач
Итак, вы узнали высоту Уральских гор- 1640 м. А высота Кавказских гор в 3 раза больше. На сколько Кавказские горы выше Уральских? (Элементы краткой записи вставляются в карту).
Поставьте вопрос к задаче. Решите задачу:
У. г.-1640 м. на ? выше
К.г.-? в 3 раза выше
-
1640·3 = 4920 (м) - К. горы.
-
4920- 1640 = 3280(м) - выше.
Ответ: на 3280 метров выше.
(Дети решают задачу самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой).
— А теперь сделаем вывод: почему зимы такие мягкие на Черноморском побережье Кавказа и местности, расположенной за Кавказскими горами?
— Кавказские горы очень высокие и препятствуют проникновению холодного воздуха.
— Давайте теперь поговорим об озёрах. У нас в России два достопримечательных озера: Каспийское море и озеро Байкал.
— Почему на карте записано Каспийское море, а не озеро?
Морем его назвали из-за огромных размеров, но оно не имеет связи с океаном, поэтому это озеро.
— При помощи палетки найдём площадь Каспийского моря в кв. см. (9 клеток.)
— Вычислим площадь его.
1 см = 200км
1 кв. см = 200 · 200 = 40 000 кв. км
40 000 · 9 = 360 000 кв. км
— А чему будет равна Ѕ озера Байкал? (1 кв. см)
1 кв. см = 40 000 кв. км
— На сколько Ѕ озера Байкал меньше Ѕ Каспийского моря?
Площадь озера Байкал меньше Ѕ Каспийского моря на 320 000 кв. километров.
— А почему людям хватит воды на 7 тысяч лет, если оно такое маленькое?
Озеро Байкал самое глубокое в мире.
— Определите его глубину, решив уравнение.
а + 331 355 = 332 975
а = 332 975 – 331 355
а = 1620
______________________
1620 + 331 355 = 332 975
— Ребята, хочу вам сказать, что наше государство самое большое в мире. Давайте определим, на сколько километров оно протянулось с севера на юг и с запада на восток.
Найдите на севере нашей страны полуостров Таймыр (чем отличается полуостров от острова?)
Остров со всех сторон окружён водой, а полуостров какой-то частью примыкает к материку.
На западе этого полуострова находится город Диксон.
А другой город вам будет легко найти. Он расположен около озера Байкал — Иркутск. С помощью линейки измерьте расстояние от Диксона до Иркутска (13 см.) Узнайте расстояние в км (200 · 13 = 2600 км).
— А теперь узнаем, на сколько километров протянулось наше государство с запада на восток.
Задача.
Из Петербурга и Хабаровска одновременно вылетели 2 самолёта навстречу друг другу и встретились через 4 часа в городе Братске (условие оформлять с помощью карточек на карте). Первый летел со скоростью 845 км/ч, а второй 750 км/ч. Найдите расстояние между городами.
t-4ч
845 км/ч 750 км/ч
П. Х.
S-?
-
845· 4 = 3380 (км)-I
-
750· 4 = 3000 (км)-II
-
3380 + 3000 = 6380 (км)-S между городами.
Ответ: 6380 км.
(Дети решают задачу самостоятельно, с последующей фронтальной проверкой).
По ходу урока выставляются оценки.
Рефлексия
—Кому понравилось путешествие по карте?
—Что нового узнали, путешествуя по карте России?
—Какие знания у вас останутся в вашей памяти?
Запишите домашнее задание: составить задачу на встречное движение и нахождение S, используя города Москву и Тюмень.