Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Межэтнические отношения и интеграция детей-мигрантов в Европе и США

Д.А.Александров

Научно-учебная лаборатория социологии образования и науки и Лаборатория сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Предлагаемый доклад обобщает некоторые результаты долгосрочного проекта автора по теме «Дети-мигранты в российских школах» в сравнительной перспективе.

В докладе мы последовательно рассмотрим материал, методы и результаты российского исследования, а затем обсудим сравнительную перспективу анализа паттернов интеграции и межэтнических отношений детей в школе. Традиционно для измерения адаптации и интеграции мигрантов используются их школьные успехи и образовательные притязания, а также анализ установок, как самих мигрантов, так и принимающего сообщества. Новым подходом является использование анализа социальных сетей, что позволяет изучить паттерны взаимодействия детей. В докладе мы опираемся на собственные данные о социальных сетях в школе и на анализ данных в публикациях последних лет по сетям в школах Европы и США.

Наши оригинальные данные получены в ходе большого опроса школ в Санкт-Петербурге (419 классов, 104 школы, 7300 учеников), проводившемся в каждом классе целиком, что позволяет получить полные сети и сравнить их. На каждого ученика были получены данные о родителях и ресурсах семьи, школьных оценках, образовательных и профессиональных планах, времени переезда в Петербург, месте рождения и родных языках родителей. В анкете также были вопросы на оценку про-школьных/анти-школьных аттитюдов, чувства принадлежности к школе и самооценки популярности в классе.

Для того, чтобы вычленить влияние этничности и миграции на общение в школе, необходимо проконтролировать иные социальные факторы, которые могут влияют на общение, и в работе использованы специальные методы для многоуровнего статистического анализа сетевых данных, аналогичные мультиномиальной регрессии. Оценивалась вероятность дружеских связей в зависимости от пола, этничности, социально-экономического статуса, успеваемости, планов образования, антишкольных настроений, чувства принадлежности, самооценки популярности, а также характеристик школы и класса (число и процент иноэтничных детей в классе; размер и тип школы).



С учетом всех этих факторов оказалось, что эффект этничности проявляется не симметрично. Для школьников, принадлежащие к этническому большинству, этничность не играет роли при выборе дружб, и общение обусловлено только «доступностью» друзей с теми или иными характеристиками. Иноэтничные подростки, напротив, предпочитают дружить с другими подростками из семей мигрантов, и при этом совсем не всегда они выбирают друзей собственной этничности. Существующие в российском обществе националистические настроения, о которых постоянно сообщают СМИ, не влияют на межэтнические дружбы русских школьников, но возможно объясняют внутригрупповые предпочтения иноэтничных мигрантов.

Сходные паттерны выбора друзей в полиэтнических школах выявлены в ряде европейских исследований. В школах Нидерландов и Бельгии представители этнического большинства выбирают друзей разных этнических групп пропорционально их представленности в школе, а дети-мигранты предпочитают выбирать друзей из своей этнической группы. В США наблюдается более резкая этническая сегрегация в школьных сетях, когда все подростки (евро-американцы, латино-американцы и афро-американцы) предпочитают дружить с представителями своей группы. Различия в сетевой сегрегации в Европе и США можно объяснить через различия в нормативных социо-культурных схемах организации общества: расовой в США и классовой в Европе.

«Дети-мигранты в российских школах» в сравнительной перспективе

Научно-учебная лаборатория социологии образования и науки и Лаборатория сравнительных социальных исследований ниу вшэ – Санкт-Петербург

23.49kb.

09 10 2014
1 стр.


Современные избирательные системы в сравнительной перспективе

Электоральные формулы позволяют исследователям выделить три типа избирательных систем, каждый из которых имеет модификации и разновидности

107.45kb.

09 10 2014
1 стр.


Программа курса «сравнительная политология»

России профессор Ильин М. В., к полит н., доцент кафедры Сравнительной политологии Миронюк М. Г., д полит н профессор кафедры Сравнительной политологии Хенкин С. М., к полит н доце

1272.35kb.

09 10 2014
8 стр.


Методическим советом моу «оош №7» г. Чусового

На уровне Пермского края разработан проект «Одаренные дети», цель которого – выявление и поддержка одаренных детей, развитие их интересов и способностей, содействие их самореализац

136.47kb.

16 12 2014
1 стр.


Трудно? а трудный в труд б трудиться г трудность Указать предложение, в котором наречие употреблено в простой форме сравнительной степени а Море сегодня спокойнее

Указать предложение, в котором наречие употреблено в простой форме сравнительной степени

48.55kb.

09 09 2014
1 стр.


Приложение к Закону Республики Татарстан №69-зрт от 19 октября 2012 года

Нормативы финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в общеобразовательных школах, общеобразовательных школах с

586.93kb.

01 10 2014
4 стр.


I. формирование немецкого населения россии в исторической перспективе глава II. Хоровая музыка немецких переселенцев §

I. формирование немецкого населения россии в исторической перспективе

198.22kb.

30 09 2014
1 стр.


М. М. Шнеерсон. «Именно дети пробуждают в нас понимание, что мы тоже дети – дети б-га и потому изначально и вечно свободны. Ограничивая нашу физическую жизнь, Тора освобождает души. В песах читают Шмот 12: 21-51 и афтару Йеошуа 5: 2-15

М. М. Шнеерсон. Именно дети пробуждают в нас понимание, что мы тоже дети – дети б-га и потому изначально и вечно свободны

142.12kb.

14 12 2014
1 стр.