Межэтнические отношения и интеграция детей-мигрантов в Европе и США
Д.А.Александров
Научно-учебная лаборатория социологии образования и науки и Лаборатория сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Предлагаемый доклад обобщает некоторые результаты долгосрочного проекта автора по теме «Дети-мигранты в российских школах» в сравнительной перспективе.
В докладе мы последовательно рассмотрим материал, методы и результаты российского исследования, а затем обсудим сравнительную перспективу анализа паттернов интеграции и межэтнических отношений детей в школе. Традиционно для измерения адаптации и интеграции мигрантов используются их школьные успехи и образовательные притязания, а также анализ установок, как самих мигрантов, так и принимающего сообщества. Новым подходом является использование анализа социальных сетей, что позволяет изучить паттерны взаимодействия детей. В докладе мы опираемся на собственные данные о социальных сетях в школе и на анализ данных в публикациях последних лет по сетям в школах Европы и США.
Наши оригинальные данные получены в ходе большого опроса школ в Санкт-Петербурге (419 классов, 104 школы, 7300 учеников), проводившемся в каждом классе целиком, что позволяет получить полные сети и сравнить их. На каждого ученика были получены данные о родителях и ресурсах семьи, школьных оценках, образовательных и профессиональных планах, времени переезда в Петербург, месте рождения и родных языках родителей. В анкете также были вопросы на оценку про-школьных/анти-школьных аттитюдов, чувства принадлежности к школе и самооценки популярности в классе.
Для того, чтобы вычленить влияние этничности и миграции на общение в школе, необходимо проконтролировать иные социальные факторы, которые могут влияют на общение, и в работе использованы специальные методы для многоуровнего статистического анализа сетевых данных, аналогичные мультиномиальной регрессии. Оценивалась вероятность дружеских связей в зависимости от пола, этничности, социально-экономического статуса, успеваемости, планов образования, антишкольных настроений, чувства принадлежности, самооценки популярности, а также характеристик школы и класса (число и процент иноэтничных детей в классе; размер и тип школы).
С учетом всех этих факторов оказалось, что эффект этничности проявляется не симметрично. Для школьников, принадлежащие к этническому большинству, этничность не играет роли при выборе дружб, и общение обусловлено только «доступностью» друзей с теми или иными характеристиками. Иноэтничные подростки, напротив, предпочитают дружить с другими подростками из семей мигрантов, и при этом совсем не всегда они выбирают друзей собственной этничности. Существующие в российском обществе националистические настроения, о которых постоянно сообщают СМИ, не влияют на межэтнические дружбы русских школьников, но возможно объясняют внутригрупповые предпочтения иноэтничных мигрантов.
Сходные паттерны выбора друзей в полиэтнических школах выявлены в ряде европейских исследований. В школах Нидерландов и Бельгии представители этнического большинства выбирают друзей разных этнических групп пропорционально их представленности в школе, а дети-мигранты предпочитают выбирать друзей из своей этнической группы. В США наблюдается более резкая этническая сегрегация в школьных сетях, когда все подростки (евро-американцы, латино-американцы и афро-американцы) предпочитают дружить с представителями своей группы. Различия в сетевой сегрегации в Европе и США можно объяснить через различия в нормативных социо-культурных схемах организации общества: расовой в США и классовой в Европе.