Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
У Т В Е Р Ж Д А Ю :

Заместитель директора колледжа по школе

_________________________Т.В.Казакова

«_______ » _____________________200 г.

Детская музыкальная школа


Академического музыкального колледжа

при Московской консерватории им. П.И.Чайковского


Составитель:



преподаватель ДМШ и училища

при Московской государственной консерватории

им. П.И. Чайковского

О.Е. Мечетина

Рецензент:

заслуженный учитель РФ, преподаватель Н.Г. Суслова

г. Москва

2002 г.
Пояснительная записка к рабочей программе

по специальному классу фортепиано.
Занятие по предмету «специальное фортепиано» в ДМШ при АМК проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами (с 2003 г. введен следующий объем: подготовительный, 1-й, 2-й, 2-й и 4-й классы — 2 ч. в неделю, 5-й и 6-й классы — 2 ч. в неделю, 7-й и 8-й классы — 3 ч. в неделю).

Детям дошкольного возраста (с 6 лет) рекомендуется начинать обучение в подготовительных классах.

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.

За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения из репертуара ДМШ, а также сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.

Особенность ДМШ при АМК заключается в том, что дети обучаются параллельно в двух школах — общеобразовательной и музыкальной. В этом состоит отличие нашей школы от ЦМШ. Большинство учащихся поступают затем в училище, но остальные учатся «для себя». Поэтому одна из задач педагога — «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.

Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. примерные экзаменационные программы). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром педагог должен учитывать, что большинство произведений предназначается для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные — для работы в классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Контроль и учет успеваемости.

Успеваемость учащихся по специальности учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, академических зачетах, экзаменах, конкурсах, концертах, прослушиваниях к ним и т.д.


Экзамены проходят в подготовительном классе при поступлении в 1-й класс, в 4-м классе при переходе в старшие классы, в 7-м классе — выпускной экзамен в школе. 8-й класс является подготовительным курсом к училищу; в него поступают учащиеся, получившие рекомендацию выпускной комиссии при окончании 7-го класса.

Учащиеся остальных классов в конце года сдают зачет с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика).

Академические зачеты проходят каждую неделю в определенный день (начиная с октября), оценка на них не ставится.

Контрольный урок — разновидность зачета, во время которого весь класс в один день играет определенную программу. Контрольный урок оценивается отметкой по пятибалльной системе.

На всех экзаменах — вступительные, переводные и выпускные — учащемуся выставляется оценка.

В каждом полугодии организуются не менее трех концертов. Это концерт учащихся школы в Малом или Рахманиновском залах Московской консерватории, концерты отдела в концертном зале училища и в зале школы. В ДМШ при АМК развита система классных вечеров преподавателей, проходящих обычно один раз в полугодие.

Участие в отборочных прослушиваниях приравнивается к зачету.

Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения. Наиболее удобное для этого время — май, после переводного экзамена, когда у педагога остается время для музицирования и разбора новой программы.

Для учащихся фортепианного отдела в ДМШ при АМК существуют два факультатива (предмета по выбору): композиция и орган (с 5 класса). Занятия индивидуальные.

В течение всех лет обучения педагог должен знакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, с музыкальными жанрами и формами, наиболее употребительными терминами, а также развивать умение словесно охарактеризовать исполняемое в классе произведение.



Подготовительный класс
Приём детей с 6 лет. Одновременно с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации.

За год учащийся должен сыграть 1-2 зачёта в 1-м полугодии, зачёт и экзамен во 2-м полугодии. На экзамене исполняются 4 произведения: полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, крупная форма (или пьеса), пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ.


Примеры экзаменационных программ:
I

И.С.Бах. Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)

Черни – Гермер. Этюды № 15,16

Штейбельт. Адажио


II

И.С.Бах. Марш си минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)

Лемуан. 2 этюда соч.37: Фа мажор, До мажор

Клементи. Сонатина До мажор, 3 ч. (соч.36 №1)


III

И.С.Бах. Менуэт ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)

Черни – Гермер. Этюд № 23

Беренс. Этюд До мажор, соч.88 № 7

Бетховен. Сонатина Соль мажор, 1 ч.
IV

И.С.Бах. Маленькая прелюдия фа мажор (1 ч.)

Черни – Гермер. Этюды № 23, 28

Моцарт. Сонатина До мажор, 1 ч. (6 маленьких сонатин)


V

И.С.Бах. Двухголосная инвенция До мажор

Гедике. Этюд Соль мажор, соч. 32 № 19

Клементи. Сонатина До мажор, 3 ч. (соч. 36 № 1)

Шуман. «Первая утрата»

1-й класс
В течение года учащийся должен сыграть на трёх зачётах и экзамене.

Первый зачёт проходит в октябре; все классы играют полифоническое произведение и два этюда. Второй зачёт (ноябрь – декабрь) – пьесы. В те же месяцы обычно проходят концерты и классные вечера.

За год педагог проходит с учеником 2-4 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 6-8 этюдов, 5-6 пьес (включая ансамбли).

Читать с листа необходимо регулярно, пока учащийся не научится свободно разбирать новый текст. Подбор по слуху. Игра мажорных и минорных гамм на две октавы (требования индивидуальные).

На экзамене исполняются 4 произведения: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.
Примеры экзаменационных программ:
I

И.С.Бах. Маленькая прелюдия ре минор

Черни – Гермер. Этюды № 32, 36

Клементи. Сонатина До мажор, 1 ч. (соч. 36 № 1)


II

И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор (II ч.)

Лемуан. Этюды соч.37 № 10, 11

Бетховен. Сонатина Фа мажор, 2 ч.


III

И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор

Черни-Гермер. Этюды № 4, 5 (II ч.)

Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»


IV

И.С.Бах. Двухголосная инвенция си минор

Лешгорн. Этюды соч.66 № 2, 4

Диабелли. Сонатина Фа мажор


V

И.С.Бах. Трёхголосная инвенция си минор

Черни. Этюд соч.299 № 3, 5

Бах. Концерт фа минор, 1 ч.


2 класс
Первый зачёт – полифония и два этюда, второй зачёт – крупная форма или пьесы. Зачётов может быть и больше, если ученик успевает проходить много произведений.

Во втором полугодии – зачёт и переводной зачёт с оценкой.

Требования на год: 2-4 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 4-6 пьес.

Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями.

Требования к экзамену: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.

Примеры программ переводного зачёта

I

И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор



Лешгорн. Этюд соч. 66 № 7

Лемуан. Этюд соч. 37. № 32

Клементи. Сонатина До мажор. 1 ч.
II

И.С.Бах. Двухголосная инвенция фа минор

Черни-Гермер. Этюд № 27 (II ч.)

Геллер. Этюд.№ 23

Гендель. Концерт Фа мажор, 1 ч.
III

И.С.Бах. Двухголосная инвенция до минор

Лешгорн. Этюд № 10, соч. 136

Черни-Гермер. Этюд № 9 (II ч.)

Гайдн. Соната-партита До мажор, 1 ч.
IV

И.С.Бах. Двухголосная инвенция ре минор

Черни. Этюд № 1, 2 соч. 299

Гендель. Концерт соль минор, 3 ч.


V

И.С,Бах. Трёхголосная инвенция Ми мажор

Черни-Гермер. Этюды № 18, 24

Моцарт. Лёгкая соната До мажор, 1 ч.




3 класс
Требования совпадают со вторым классом, но с учётом усложнения программ.

2-4 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5-7 этюдов, 4-5 пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера).

С 3-го класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе, в рабочем порядке. Требования к гаммам: до 4-х знаков, на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.

Примеры программ переводного зачёта
I

И.С.Бах. Двухголосная инвенция Фа мажор

Черни-Гермер. Этюды № 5, 7 (2 часть)

Грациоли. Сонатина Соль мажор, 1 ч.

II

И.С.Бах. Аллеманда из Французской сюиты си минор



Черни. Этюд № 2, 3, соч. 299

Бетховен. Соната № 20, 1 ч.


III

И.С.Бах. Трёхголосная инвенция соль минор

Лешгорн. Этюд № 18 фа минор, соч.66

Геллер. Этюд ми минор

Бетховен. Соната № 19, 2 ч.
IV

И.С.Бах. Трёхголосная инвенция соль минор

Черни. Этюды № 14, 27 соч. 299

Бетховен. Соната № 1, 1 ч.


V

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ре минор



Крамер. Этюд № 8

Григ. Этюд фа минор

Гайдн. Концерт Ре мажор, 3 ч.

4 класс
К концу октября учащиеся должны сдать контрольный урок. Требования: полифония – двух- или трёхголосная инвенция или прелюдия и фуга; два этюда – конкурсный (Черни соч. 299 № 11, 24, 29) и этюд по выбору.

Остальные два зачёта – свободная программа.

Требования к переводному экзамену: полифония, два этюда, крупная форма, пьеса.
Примеры экзаменационных программ
I

И.С.Бах. Трёхголосная инвенция ми минор

Черни. Этюд № 29, 31 соч. 299

Бетховен. Соната № 20, 1 ч.

Чайковский. «Май»
II

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга до минор

Черни. Этюд № 5 соч. 299

Крамер. Этюд № 8

Моцарт. Соната Соль мажор, 1 ч.

Чайковский. «Апрель»


III

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ре минор

Черни. Этюды № 33, 34 соч. 299

Бетховен. Соната № 8, 3 ч.

Скрябин. Прелюдия соч. 11 Ми мажор
IV

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ре мажор

Черни. Этюд № 38 соч. 299

Черни. Этюд № 3 соч. 740

Гайдн. Соната ми минор, соч. 42, 1 ч.

Лист. «Утешение» Ми мажор


V

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Фа диез мажор

Черни. Этюд № 34 соч. 299

Шопен. Этюд № 14

Моцарт. Концерт № 17, 1 ч.

Прокофьев. Мимолётности соч.22 № 1, 10



5 класс
Требования на год: 2-3 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 3-4 пьесы. Работа над навыками чтения с листа. Игра ансамблей, работа над гаммами.

На переводном зачёте учащиеся играют полифонию, два этюда, крупную форму (обязательно – классическое сонатное аллегро).



Примеры программ переводного зачёта
I

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ре минор

Черни. Этюды № 33, 28 соч. 299

Бетховен. Соната № 5 , 1 ч.


II

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ре мажор

Мошковский. Этюды № 2, 5 соч. 72

Моцарт. Соната Фа мажор, 1 ч.


III

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Си бемоль мажор

Черни. Этюды № 3, 12 соч. 740

Гайдн. Соната Ре мажор, соч. 30 № 3, (соч. 17 № 1), 1 ч.


IV

И.С.Бах. Партита до минор, 1 ч.

Черни. Этюды № 4, 17 соч. 740

Моцарт. Соната Си бемоль мажор, 1 ч.


V

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ми минор

Мошковский. Этюды № 5, 10 соч. 72

Бетховен. Соната № 6, 1 ч.



6 класс
Учебный план тот же – три зачёта и переводной зачёт с оценкой. В течение года учащийся обязательно должен пройти развёрнутую романтическую пьесу. Очень часто в 6-м классе педагог проходит с учеником концерт (Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Грига и т.д.).

Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика. Иногда прохождение большего количества этюдов может заменить работу над гаммами (на усмотрение педагога).

Требования к переводному зачёту: полифония (Бах, Шостакович), крупная форма (классическая, романтическая), два этюда (один этюд может быть заменён виртуозной пьесой).
Примеры экзаменационных программ
I

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Фа диез мажор

Черни. Этюд № 6 соч. 740

Мошковский. Этюд № 5 соч. 72

Бетховен. Соната № 10, 1 ч.
II

И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга ре минор

Черни. Этюды № 17, 23 соч. 740

Мендельсон. Рондо-каприччиозо


III

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ля бемоль мажор

Черни. Этюд № 11 соч. 740

Клементи. Этюд № 6

Бетховен. Соната № 8, 1 ч.
IV

Шостакович. Прелюдия и фуга Ре мажор

Черни. Этюд № 8 соч. 740

Шопен. Этюд № 14

Григ. Концерт ля минор, 1 ч.
V

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга соль минор

Клементи. Этюд № 13 фа мажор

Мошковский. «Искорки»

Мендельсон. Концерт № 2 ре минор, 1 ч.

7 класс
В выпускном классе учащиеся могут играть на зачётах любые произведения на усмотрение педагога; количество зачётов и сроки специально не определены (свободный режим). Главная задача 7 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих классов. Перед экзаменом (май) учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачётах, классных вечерах или концертах.

Требования к выпускной программе: полифония (обязательно прелюдия и фуга, если учащийся собирается поступать в 8 класс или в училище), крупная форма (классическая или романтическая), два этюда (для поступающих в 8 класс или в училище на отделение специального фортепиано) или один этюд (для всех остальных), любая пьеса.



Примеры программ выпускного экзамена
I

И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга до минор

Бетховен. Соната № 6, 1 ч.

Черни. Этюд № 44 соч. 740

Мошковский. Этюд № 10 соч. 72

Шопен. Полонез до минор


II

И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Ля мажор

Черни. Этюд № 47 соч. 740

Паганини-Лист. Этюд «Охота»

Моцарт. Соната Ре мажор, 1 ч. (К.311)

Шостакович. Три прелюдии соч. 34


III

И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга ля минор

Моцарт. Соната до минор, 1 ч (К 465)

Клементи. Этюд № 12

Мошковский. Этюд № 2 соч. 72

Рахманинов. Прелюдия соль диез минор соч. 32


IV

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ми мажор

Бетховен. Соната № 9 , 1 ч.

Клементи. Этюд № 11 Си мажор

Мендельсон. Этюд ля минор

Чайковский. «Размышление»

V

И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Си мажор



Бетховен. Соната № 11, 1 ч.

Шопен. Этюд № 5 соч. 10

Рахманинов. Этюд-картина соч. 33 Ми бемоль мажор

Лист. Венгерская рапсодия № 11




8 класс
Ученики 8 класса играют в году два экзамена (январь, май).

Требования к полугодовому экзамену: полифония (ХТК), крупная форма (классическая или романтическая соната, вариации, концерт), два этюда (инструктивные этюды Черни, Клементи, Мошковского; возможны этюды Шопена, Листа, Рахманинова).

На выпускной экзамен выносится новая программа по тем же требованиям, но с прибавлением пьесы.

Примеры программ выпускного экзамена
I вариант

И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга До диез мажор

Моцарт. Соната До мажор, 1 ч. (К.330)

Мошковский. Этюд «Осенью»

Черни. Этюд № 24 соч. 740

Лист. Ноктюрн «Грёзы любви»


II вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Ми бемоль мажор

Гайдн. Соната До мажор, соч. 79, 1 ч.

Клементи. Этюд № 4

Мошковский. Этюд № 11 соч. 72

Прокофьев. Три «Мимолётности»
III вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Соль мажор

Бетховен. Вариации на тему Сальери Си бемоль мажор

Черни. Этюд № 42 соч. 740

Лист. Этюд «Un sospiro» Ре бемоль мажор

Щедрин. «В подражание Альбенису»
IV вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга До мажор

Бетховен. Соната № 16, 1 ч.

Черни. Этюд № 20, соч. 740

Лист. Этюд «Шум леса»

Григ. Концерт ля минор 1 ч.
V вариант
И.С.Бах. ХТК, 1 том Прелюдия и фуга соль диез минор

Бетховен. Соната № 7, 1 ч.

Черни. Этюд № 16 соч. 740

Шопен. Этюд № 12 соч. 10

Рахманинов. Концерт № 1 фа диез минор, 1 ч. (1-я редакция)
Список рекомендуемой методической литературы.


  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано» - 3 издание доп., М., 1978

  2. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство» - Л., 1974

  3. Николаев А.(ред.) «Очерки по методике обучения игре на фортепиано», вып.2 – М., 1965

  4. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975

  5. Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре». – М., 1961

  6. Коган Г. «У врат мастерства», 4 издание, М., 1977

  7. Коган Г. «Работа пианиста», 3 издание, М., 1979

  8. Голубовская Н. «Искусство педализации», 2 издание, Л., 1974

  9. Мартинсен К. «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли»- М., 1966

10. Мильштейн Я. «Советы Шопена пианистам» - М., 1967

11. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001

12. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 3 издание, М., 1967

13. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта» - М., 1958

14. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI, М., 2002

15. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М., 1984

16. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», 3 издание, Фигаро-центр, ?? год.

17. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001

18. Кремлёв Ю. «Фортепианные сонаты Бетховена» - Советский композитор, М., 1970

19. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира» - Классика XXI, М., 2002

20. Носина В. «Символика музыки Баха»

21. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997



статьи:

  • Ройзман Л. «Музыка Баха в учебных заведениях и некоторые проблемы нашей педагогики»

  • Маранц Б. «О фортепианных штрихах»

  • Фишман Н. «Людвиг ван Бетховен о фортепианном исполнительстве»

  • Месропов М., Кандинский-Рыбников А. «О неопубликованной П.И.Чайковским в первой редакции «Детского альбома»




Отчет о работе моу дод «Детская музыкальная школа №19»
642.17kb.

17 12 2014
4 стр.


Детская музыкальная школа

Занятие по предмету «специальное фортепиано» в дмш при амк проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами

133.3kb.

11 10 2014
1 стр.


Детская музыкальная школа им. П. И. Чайковского

Роль музыкального жанра в определении художественного образа музыкального произведения

118.34kb.

08 10 2014
1 стр.


Хлынова Надежда Ивановна гоу дод «Детская музыкальная школа №17 им. А. Г. Рубинштейна»

Музыкально-литературная композиция «Антон Рубинштейн – выдающийся пианист, композитор, дирижер, общественный деятель»

53.83kb.

08 10 2014
1 стр.


Мкоу беловская основная школа имени Н. А. Лебедева Детская организация

В беловская школе создана и активно работает детская организация «шанс», что значит «Школа активных, находчивых, смекалистых.»

9.9kb.

17 12 2014
1 стр.


1. Состояние развития отросли культуры. Сеть, структурная организация, правовой статус учреждения. Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа»

Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан»

123.59kb.

25 12 2014
1 стр.


Принято: утверждено

Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Музыкальная школа»

61.73kb.

25 09 2014
1 стр.


«Сиверская детская школа искусств» им. И. И. Шварца
40.37kb.

16 12 2014
1 стр.