Составитель:
Рецензент:
заслуженный учитель РФ, преподаватель Н.Г. Суслова
г. Москва
2002 г.
Пояснительная записка к рабочей программе
по специальному классу фортепиано.
Занятие по предмету «специальное фортепиано» в ДМШ при АМК проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами (с 2003 г. введен следующий объем: подготовительный, 1-й, 2-й, 2-й и 4-й классы — 2 ч. в неделю, 5-й и 6-й классы — 2 ч. в неделю, 7-й и 8-й классы — 3 ч. в неделю).
Детям дошкольного возраста (с 6 лет) рекомендуется начинать обучение в подготовительных классах.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения из репертуара ДМШ, а также сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в различных ансамблях.
Особенность ДМШ при АМК заключается в том, что дети обучаются параллельно в двух школах — общеобразовательной и музыкальной. В этом состоит отличие нашей школы от ЦМШ. Большинство учащихся поступают затем в училище, но остальные учатся «для себя». Поэтому одна из задач педагога — «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать.
Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. примерные экзаменационные программы). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.
В работе над репертуаром педагог должен учитывать, что большинство произведений предназначается для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные — для работы в классе или ознакомления. Следовательно, педагог может устанавливать степень завершенности исполнения учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Контроль и учет успеваемости.
Учащиеся остальных классов в конце года сдают зачет с оценкой (педагоги называют его экзаменом для большей ответственности ученика).
Академические зачеты проходят каждую неделю в определенный день (начиная с октября), оценка на них не ставится.
Контрольный урок — разновидность зачета, во время которого весь класс в один день играет определенную программу. Контрольный урок оценивается отметкой по пятибалльной системе.
На всех экзаменах — вступительные, переводные и выпускные — учащемуся выставляется оценка.
В каждом полугодии организуются не менее трех концертов. Это концерт учащихся школы в Малом или Рахманиновском залах Московской консерватории, концерты отдела в концертном зале училища и в зале школы. В ДМШ при АМК развита система классных вечеров преподавателей, проходящих обычно один раз в полугодие.
Участие в отборочных прослушиваниях приравнивается к зачету.
Проверка исполнения гамм, навыков чтения с листа, подбора по слуху, ансамблевой игры осуществляется педагогом во время занятий в классе на протяжении всего периода обучения. Наиболее удобное для этого время — май, после переводного экзамена, когда у педагога остается время для музицирования и разбора новой программы.
Для учащихся фортепианного отдела в ДМШ при АМК существуют два факультатива (предмета по выбору): композиция и орган (с 5 класса). Занятия индивидуальные.
В течение всех лет обучения педагог должен знакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, с музыкальными жанрами и формами, наиболее употребительными терминами, а также развивать умение словесно охарактеризовать исполняемое в классе произведение.
За год учащийся должен сыграть 1-2 зачёта в 1-м полугодии, зачёт и экзамен во 2-м полугодии. На экзамене исполняются 4 произведения: полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, крупная форма (или пьеса), пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ.
И.С.Бах. Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Черни – Гермер. Этюды № 15,16
Штейбельт. Адажио
И.С.Бах. Марш си минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Лемуан. 2 этюда соч.37: Фа мажор, До мажор
Клементи. Сонатина До мажор, 3 ч. (соч.36 №1)
И.С.Бах. Менуэт ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Черни – Гермер. Этюд № 23
Беренс. Этюд До мажор, соч.88 № 7
Бетховен. Сонатина Соль мажор, 1 ч.
IV
И.С.Бах. Маленькая прелюдия фа мажор (1 ч.)
Черни – Гермер. Этюды № 23, 28
Моцарт. Сонатина До мажор, 1 ч. (6 маленьких сонатин)
И.С.Бах. Двухголосная инвенция До мажор
Гедике. Этюд Соль мажор, соч. 32 № 19
Клементи. Сонатина До мажор, 3 ч. (соч. 36 № 1)
Шуман. «Первая утрата»
1-й класс
В течение года учащийся должен сыграть на трёх зачётах и экзамене.
Первый зачёт проходит в октябре; все классы играют полифоническое произведение и два этюда. Второй зачёт (ноябрь – декабрь) – пьесы. В те же месяцы обычно проходят концерты и классные вечера.
За год педагог проходит с учеником 2-4 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 6-8 этюдов, 5-6 пьес (включая ансамбли).
Читать с листа необходимо регулярно, пока учащийся не научится свободно разбирать новый текст. Подбор по слуху. Игра мажорных и минорных гамм на две октавы (требования индивидуальные).
На экзамене исполняются 4 произведения: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.
Примеры экзаменационных программ:
I
И.С.Бах. Маленькая прелюдия ре минор
Черни – Гермер. Этюды № 32, 36
Клементи. Сонатина До мажор, 1 ч. (соч. 36 № 1)
И.С.Бах. Маленькая прелюдия до минор (II ч.)
Лемуан. Этюды соч.37 № 10, 11
Бетховен. Сонатина Фа мажор, 2 ч.
И.С.Бах. Маленькая прелюдия ми минор
Черни-Гермер. Этюды № 4, 5 (II ч.)
Моцарт. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
И.С.Бах. Двухголосная инвенция си минор
Лешгорн. Этюды соч.66 № 2, 4
Диабелли. Сонатина Фа мажор
И.С.Бах. Трёхголосная инвенция си минор
Черни. Этюд соч.299 № 3, 5
Бах. Концерт фа минор, 1 ч.
Во втором полугодии – зачёт и переводной зачёт с оценкой.
Требования на год: 2-4 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6-8 этюдов, 4-6 пьес.
Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями.
Требования к экзамену: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники.
Примеры программ переводного зачёта
I
И.С.Бах. Двухголосная инвенция ля минор
Лемуан. Этюд соч. 37. № 32
Клементи. Сонатина До мажор. 1 ч.
II
И.С.Бах. Двухголосная инвенция фа минор
Черни-Гермер. Этюд № 27 (II ч.)
Геллер. Этюд.№ 23
Гендель. Концерт Фа мажор, 1 ч.
III
И.С.Бах. Двухголосная инвенция до минор
Лешгорн. Этюд № 10, соч. 136
Черни-Гермер. Этюд № 9 (II ч.)
Гайдн. Соната-партита До мажор, 1 ч.
IV
И.С.Бах. Двухголосная инвенция ре минор
Черни. Этюд № 1, 2 соч. 299
Гендель. Концерт соль минор, 3 ч.
И.С,Бах. Трёхголосная инвенция Ми мажор
Черни-Гермер. Этюды № 18, 24
Моцарт. Лёгкая соната До мажор, 1 ч.
2-4 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5-7 этюдов, 4-5 пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера).
С 3-го класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе, в рабочем порядке. Требования к гаммам: до 4-х знаков, на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.
Примеры программ переводного зачёта
I
И.С.Бах. Двухголосная инвенция Фа мажор
Черни-Гермер. Этюды № 5, 7 (2 часть)
Грациоли. Сонатина Соль мажор, 1 ч.
II
И.С.Бах. Аллеманда из Французской сюиты си минор
Бетховен. Соната № 20, 1 ч.
И.С.Бах. Трёхголосная инвенция соль минор
Лешгорн. Этюд № 18 фа минор, соч.66
Геллер. Этюд ми минор
Бетховен. Соната № 19, 2 ч.
IV
И.С.Бах. Трёхголосная инвенция соль минор
Черни. Этюды № 14, 27 соч. 299
Бетховен. Соната № 1, 1 ч.
V
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ре минор
Григ. Этюд фа минор
Гайдн. Концерт Ре мажор, 3 ч.
4 класс
К концу октября учащиеся должны сдать контрольный урок. Требования: полифония – двух- или трёхголосная инвенция или прелюдия и фуга; два этюда – конкурсный (Черни соч. 299 № 11, 24, 29) и этюд по выбору.
Остальные два зачёта – свободная программа.
Требования к переводному экзамену: полифония, два этюда, крупная форма, пьеса.
Примеры экзаменационных программ
I
И.С.Бах. Трёхголосная инвенция ми минор
Черни. Этюд № 29, 31 соч. 299
Бетховен. Соната № 20, 1 ч.
Чайковский. «Май»
II
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга до минор
Черни. Этюд № 5 соч. 299
Крамер. Этюд № 8
Моцарт. Соната Соль мажор, 1 ч.
Чайковский. «Апрель»
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ре минор
Черни. Этюды № 33, 34 соч. 299
Бетховен. Соната № 8, 3 ч.
Скрябин. Прелюдия соч. 11 Ми мажор
IV
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ре мажор
Черни. Этюд № 38 соч. 299
Черни. Этюд № 3 соч. 740
Гайдн. Соната ми минор, соч. 42, 1 ч.
Лист. «Утешение» Ми мажор
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Фа диез мажор
Черни. Этюд № 34 соч. 299
Шопен. Этюд № 14
Моцарт. Концерт № 17, 1 ч.
Прокофьев. Мимолётности соч.22 № 1, 10
На переводном зачёте учащиеся играют полифонию, два этюда, крупную форму (обязательно – классическое сонатное аллегро).
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ре минор
Черни. Этюды № 33, 28 соч. 299
Бетховен. Соната № 5 , 1 ч.
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ре мажор
Мошковский. Этюды № 2, 5 соч. 72
Моцарт. Соната Фа мажор, 1 ч.
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Си бемоль мажор
Черни. Этюды № 3, 12 соч. 740
Гайдн. Соната Ре мажор, соч. 30 № 3, (соч. 17 № 1), 1 ч.
И.С.Бах. Партита до минор, 1 ч.
Черни. Этюды № 4, 17 соч. 740
Моцарт. Соната Си бемоль мажор, 1 ч.
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга ми минор
Мошковский. Этюды № 5, 10 соч. 72
Бетховен. Соната № 6, 1 ч.
Требования по гаммам усложняются в зависимости от индивидуальности ученика. Иногда прохождение большего количества этюдов может заменить работу над гаммами (на усмотрение педагога).
Требования к переводному зачёту: полифония (Бах, Шостакович), крупная форма (классическая, романтическая), два этюда (один этюд может быть заменён виртуозной пьесой).
Примеры экзаменационных программ
I
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Фа диез мажор
Черни. Этюд № 6 соч. 740
Мошковский. Этюд № 5 соч. 72
Бетховен. Соната № 10, 1 ч.
II
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга ре минор
Черни. Этюды № 17, 23 соч. 740
Мендельсон. Рондо-каприччиозо
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ля бемоль мажор
Черни. Этюд № 11 соч. 740
Клементи. Этюд № 6
Бетховен. Соната № 8, 1 ч.
IV
Шостакович. Прелюдия и фуга Ре мажор
Черни. Этюд № 8 соч. 740
Шопен. Этюд № 14
Григ. Концерт ля минор, 1 ч.
V
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга соль минор
Клементи. Этюд № 13 фа мажор
Мошковский. «Искорки»
Мендельсон. Концерт № 2 ре минор, 1 ч.
7 класс
В выпускном классе учащиеся могут играть на зачётах любые произведения на усмотрение педагога; количество зачётов и сроки специально не определены (свободный режим). Главная задача 7 класса – представить выпускную программу в максимально готовом виде. Учащийся может пройти в год две программы, может повторить произведение из программ предыдущих классов. Перед экзаменом (май) учащиеся обыгрывают выпускную программу на зачётах, классных вечерах или концертах.
Требования к выпускной программе: полифония (обязательно прелюдия и фуга, если учащийся собирается поступать в 8 класс или в училище), крупная форма (классическая или романтическая), два этюда (для поступающих в 8 класс или в училище на отделение специального фортепиано) или один этюд (для всех остальных), любая пьеса.
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга до минор
Бетховен. Соната № 6, 1 ч.
Черни. Этюд № 44 соч. 740
Мошковский. Этюд № 10 соч. 72
Шопен. Полонез до минор
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Ля мажор
Черни. Этюд № 47 соч. 740
Паганини-Лист. Этюд «Охота»
Моцарт. Соната Ре мажор, 1 ч. (К.311)
Шостакович. Три прелюдии соч. 34
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга ля минор
Моцарт. Соната до минор, 1 ч (К 465)
Клементи. Этюд № 12
Мошковский. Этюд № 2 соч. 72
Рахманинов. Прелюдия соль диез минор соч. 32
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Ми мажор
Бетховен. Соната № 9 , 1 ч.
Клементи. Этюд № 11 Си мажор
Мендельсон. Этюд ля минор
Чайковский. «Размышление»
V
И.С.Бах. ХТК, 1 том. Прелюдия и фуга Си мажор
Шопен. Этюд № 5 соч. 10
Рахманинов. Этюд-картина соч. 33 Ми бемоль мажор
Лист. Венгерская рапсодия № 11
Требования к полугодовому экзамену: полифония (ХТК), крупная форма (классическая или романтическая соната, вариации, концерт), два этюда (инструктивные этюды Черни, Клементи, Мошковского; возможны этюды Шопена, Листа, Рахманинова).
На выпускной экзамен выносится новая программа по тем же требованиям, но с прибавлением пьесы.
Примеры программ выпускного экзамена
I вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга До диез мажор
Моцарт. Соната До мажор, 1 ч. (К.330)
Мошковский. Этюд «Осенью»
Черни. Этюд № 24 соч. 740
Лист. Ноктюрн «Грёзы любви»
Гайдн. Соната До мажор, соч. 79, 1 ч.
Клементи. Этюд № 4
Мошковский. Этюд № 11 соч. 72
Прокофьев. Три «Мимолётности»
III вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга Соль мажор
Бетховен. Вариации на тему Сальери Си бемоль мажор
Черни. Этюд № 42 соч. 740
Лист. Этюд «Un sospiro» Ре бемоль мажор
Щедрин. «В подражание Альбенису»
IV вариант
И.С.Бах. ХТК, 2 том. Прелюдия и фуга До мажор
Бетховен. Соната № 16, 1 ч.
Черни. Этюд № 20, соч. 740
Лист. Этюд «Шум леса»
Григ. Концерт ля минор 1 ч.
V вариант
И.С.Бах. ХТК, 1 том Прелюдия и фуга соль диез минор
Бетховен. Соната № 7, 1 ч.
Черни. Этюд № 16 соч. 740
Шопен. Этюд № 12 соч. 10
Рахманинов. Концерт № 1 фа диез минор, 1 ч. (1-я редакция)
Список рекомендуемой методической литературы.
11. Мильштейн Я. «Хорошо темперированный клавир И.С.Баха и особенности его исполнения» - Классика XXI, М., 2001
12. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 3 издание, М., 1967
13. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта» - М., 1958
14. Перельман Н. «В классе рояля» - Классика XXI, М., 2002
15. Тимакин Е. «Воспитание пианиста» - М., 1984
16. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой», 3 издание, Фигаро-центр, ?? год.
17. Фейнберг С. «Пианизм как искусство» - Классика XXI, М., 2001
18. Кремлёв Ю. «Фортепианные сонаты Бетховена» - Советский композитор, М., 1970
19. Яворский Б. «Сюиты Баха для клавира» - Классика XXI, М., 2002
20. Носина В. «Символика музыки Баха»
21. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П.И. Чайковского, вып.11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997
17 12 2014
4 стр.
11 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
17 12 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
25 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.