Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа №3»
Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области
УТВЕРЖДЕНО:
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 07.09.2010 г.
Директор ДЮСШ №3____________Ю. Кривченко
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ФУТБОЛ»
Шебекино
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
|
3
|
II. Нормативная часть программы
|
5
|
2.1. Общие требования к организации учебно-тренировочной работы
|
6
|
2.2. Учебный план
|
10
|
III. Учебный материал
|
11
|
3.1. Теоретические занятия
|
11
|
3.2. Физическая подготовка
|
17
|
3.2.1. Общая физическая подготовка
|
17
|
3.2.2. Специальная физическая подготовка
|
18
|
3.3. Изучение техники и тактики
|
20
|
IV. Методические указания
|
31
|
4.1. Планирование учебно-тренировочной работы
|
31
|
4.2. Особенности проведения учебно-тренировочных занятий в различных
|
|
возрастных группах.
|
38
|
4.3. Воспитательная работа.
|
42
|
4.4. Восстановительные мероприятия.
|
45
|
V. Контрольные нормативы
|
48
|
Приложение
|
52
|
Рекомендуемая литература
|
63
|
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) по футболу составлена на основе действующей программы, нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту (приказ Госкомспорта РФ № 390 от 28 июня 2001 г.), обобщения научных исследований в области детско-юношеского спорта и системы многолетней спортивной подготовки. При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва последних лет. Модифицированная программа по футболу составлена на основе примерной программы «Футбол» для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, разработанной коллективом авторов В.П. Губа, П.В. Квашук, В.В. Краснощёков, П.Ф. Ежов, В.А. Блинов (М.: «Советский спорт», 2010).
В данной программе представлены модель построения системы многолетней подготовки, примерные планы построения тренировочного процесса по годам обучения. В документах определена общая последовательность изучения программного материала, контрольные и переводные нормативы для групп начальной подготовки (НП), для учебно-тренировочных групп (УТГ) и групп спортивного совершенствования (СС).
При спортивных школах могут быть созданы спортивно-оздоровительные группы (СО). Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, норматив оплаты труда тренера-преподавателя за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливается администрацией в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа — укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; развитие и совершенствование физических качеств (с преимущественной
направленностью на быстроту, ловкость и гибкость); достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности; отбор перспективных детей и молодежи для дальнейших занятий футболом.
Основные задачи этапа начальной подготовки (НП) — вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по футболу, направленную на гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники футбола, волевых и
морально-этических качеств личности, формирования потребности к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.
В учебно-тренировочные группах 1-го и 2-го годов обучения: укреплять здоровье и закаливать организм обучающихся; прививать устойчивый интерес к занятиям футболом; овладеть техническими приемами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре; обучить спортсменов основам индивидуальной, групповой и командной тактике игры в футбол; освоить процесс игры в соответствии с правилами футбола; участвовать в соревнованиях по футболу и выполнить требование III юношеского разряда; изучить элементарные теоретические сведения о врачебном контроле, личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правилах игры в футбол.
Учебно-тренировочные группы 3-го и 4-го годов обучения: укреплять здоровье, совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости; овладеть всем арсеналом технических приемов игры; совершенствовать индивидуальную и групповую тактику игры, овладеть основами командной (11х11) тактики игры; совершенствовать тактические действия в звеньях и линиях команды; развивать тактическое мышление, определить игровые наклонности юных футболистов (наличие определенных качеств и желание самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, нападающего или игрока средней линии); участвовать в соревнованиях по футболу и выполнить требования II юношеского разряда; воспитывать элементарные навыки судейства; изучить начальные теоретические сведения о методике занятий физическими упражнениями, функциях игроков в линиях команды, ознакомиться с тактическими схемами ведения игры.
Учебно-тренировочные группы 5-го года обучения: совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием силы, быстроты, общей и специальной выносливости; совершенствовать технические приемы игры, довести до уровня высокого их выполнения в условиях ограниченного пространства и времени, с активным сопротивлением противника; овершенствовать индивидуальную, групповую и командную тактику игры, изучить «стандартные» положения, продолжать развивать тактическое мышление в сложных игровых ситуациях; определить игровые места в составе команды, приобрести опыт участия во всероссийских соревнованиях, выполнить требования I юношеского разряда; усвоить основные положения методики спортивной тренировки футболистов; овладеть навыками судейства, воспитывать инструкторские навыки, совершенствовать навыки самостоятельных занятий.
Основные задачи групп спортивного совершенствования (СС): привлечение к специализированной спортивной подготовке перспективных спортсменов для достижения ими
высоких и стабильных результатов посредством комплексного совершенствования всех сторон мастерства спортсмена, позволяющих войти в состав сборных команд России.
Цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ — воспитание спортсменов высокой квалификации, потенциального резерва сборных команд страны, субъектов федерации.
Учебная работа в ДЮСШ строится на основе данной программы и рассчитана на календарный год.
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах; инструкторская и судейская практика обучающихся.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.
Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки футболистов: теоретическую, физическую, технико-тактическую. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в ДЮСШ в обязательном порядке, в пределах объема учебных часов, в зависимости от года обучения, содержания судейско-инструкторской практики, перечень основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные и переводные нормативы по годам обучения.
II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
В настоящей программе выделено четыре этапа спортивной подготовки – спортивно-оздоровительный этап (или группы массового футбола), этап начальной подготовки (НП), учебно-тренировочный этап (УТ), этап спортивного совершенствования (СС).
На НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 8-летнего возраста, желающие заниматься футболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники футбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на УТ.
Группы УТ формируются на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения в группах УТ осуществляется при условии выполнения контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.
Группы СС формируются из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Учебная программа для этого этапа подготовки рассчитана на двухлетний период обучения в спортивной школе.
Минимальный возраст зачисления учащихся в спортивные школы по этапам подготовки представлен в таблице 1.
Таблица 1
Минимальный возраст зачисления обучающихся в спортивные школы по этапам подготовки
Вид спорта
|
Этапы подготовки
|
Футбол
|
Начальной подготовки
|
Учебно-тренировочный
|
Спортивного совершенствования
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
1-й год
|
2-й год
|
3-й год
|
4-й год
|
5-й год
|
1-й год
|
2-й год
|
8 лет
|
9 лет
|
10 лет
|
11 лет
|
12 лет
|
13 лет
|
14 лет
|
15 лет
|
16 лет
|
17 лет
|
2.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
На основании нормативной части программы в спортивной школе разрабатываются планы подготовки учебных групп и отдельных спортсменов с учетом имеющихся условий. Утверждение планов подготовки проводится на основании решения тренерского совета директором спортивной школы.
В основу комплектования учебных групп (табл.2 ) положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.
Таблица 2
Режимы учебно-тренировочной работы и требования
по физической, технической и спортивной подготовке
Год обучения
|
Минимальный возраст для зачисления (лет)
|
Минимальное число обучающихся в группе
|
Максимальное количество учебных часов в неделю
|
Требования по физической и специальной подготовке на начало учебного года
|
Группы начальной подготовки
|
1-й год
|
8 лет
|
18
|
6
|
Выполнение нормативов ОФП
|
2-й год
|
9 лет
|
18
|
9
|
3-й год
|
10 лет
|
18
|
9
|
Учебно-тренировочные группы
|
1-й год
|
11 лет
|
15
|
12
|
Выполнение нормативов ОФП, СФП
|
2-й год
|
12 лет
|
12
|
14
|
3-й год
|
13 лет
|
12
|
16
|
4-й год
|
14 лет
|
10
|
18
|
5-й год
|
15 лет
|
10
|
20
|
Групы спортивного совершенствования
|
1-й год
|
16 лет
|
8
|
22
|
|
2-й год
|
17 лет
|
8
|
24
|
|
следующая страница>