Варбузов А.В.
к.филос.н., доцент Финансового университета
ДИАЛОГ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КАК УСЛОВИЕ И МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Демократия как форма и способ управления содержит в себе средства консолидации общества и власти. Поиск гражданского единения, выходящий за рамки частных корпоративных интересов, становится альфой и омегой самоутверждения.
Избыточное неравенство в России всё сильнее тормозит развитие экономики, а по своим политическим последствиям создаёт социальную почву для роста авторитаризма и националистической ксенофобии.
Для устойчивости и успешности российская цивилизация должна будет опираться на систему таких неотъемлемых ценностей российского общества как:
- социальная справедливость;
- всеобщая ответственность и в первую очередь ответственность государства перед гражданами как доминанта общественной жизни;
- честность;
- патриотизм;
- право личности в той степени, в которой оно не подрывает и не ущемляет общих прав;
- позитивная, ориентированная терпимость, уважение различных ценностей и образа жизни представителей различных народов и культур.
Смещение центра политической и экономической жизни в регионы усилило влияние региональных проблем на политическую и социальную ситуацию и подтолкнуло федеральный центр к установлению властной вертикали и проведению административной реформы, главной целью которой стало ослабление российского сепаратизма, протекционизма, централизации финансовых ресурсов при чётком разделении полномочий между всеми уровнями власти – администрации президента, губернаторами, мэрами, правительством. Предложение об усилении вертикали власти встречает понимание и поддержку большинства населения России. Следует подчеркнуть, что идеологические ориентации россиян практически не связаны с материальным и профессиональным статусом. В конечном итоге электоральный выбор определяет не только и не столько программу и идейную платформу партии и кандидатов, сколько правильно организованную предвыборную кампанию, имидж политических лидеров.
Социологический опрос местного уровня демонстрирует всё тот же застарелый, уходящий корнями в советское прошлое социально-экономический инфантилизм, который порождает неспособность к объединению и консолидации.
Следует признать, что такие формы волеизъявления, которые отражены в законодательстве (местный референдум, собрание, сходы граждан по месту жительства, народные правотворческие инициативы, обращения граждан по месту жительства, обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления, территориальное и общественное самоуправление) практически не используются в реальной жизни, а если организуются и проводятся, то по инициативе сверху.
Понимая, что социальный центризм в России не возможен, пропрезидентские партии активно эксплуатируют идею политического центризма, пытаясь позиционировать себя как партию большинства населения России. Они используют довольно действенный инструмент – доверие населения президенту. В настоящее время Президент РФ Д.А. Медведев отрывает региональную элиту от масс и административными мерами привязывает к центру. Он лишает региональную элиту массовой электоральной поддержки и возможности противостояния центру. Поэтому новый водораздел борьбы за ресурсы будет складываться как борьба между элитами как социальным слоем, властвующими группами на местах.
С помощью политических реформ происходит усиление федеральной элиты за счёт консолидации российских элит и привязки её к властвующей группе. Это последний резерв федеральной элиты на пути продвижения либеральных преобразований при отсутствии массовой социальной базы. Только консолидация элит даёт возможность избежать раскола элит и превращение некоторых из них в лидеров протестного движения как выразителя альтернативного политического курса.
Вместе с тем стоит напомнить, что ещё в XIX веке Алексис де Токвиль, рассуждая о сравнительных преимуществах американской демократии, высказал следующую мысль: «Централизация административной власти может способствовать объединению на определённом этапе. С определением места всех сил нации, однако, она оказывает негативное воздействие на обновление этих сил1. Перефразируя Токвиля, можно сказать, что централизация может создать эффективный механизм централизованного контроля, но при этом она уничтожает предпосылки для формирования демократического контроля (прежде всего, речь идёт о стимулах формирования структуры гражданского общества и усвоения на массовом уровне навыков гражданского участия. Следует отметить, что связь между эффективностью государственного управления, функционирования демократического механизма и распространения структуры и практики государственного участия были детально исследованы в работах, посвящённых проблемам социального конфликта в обществе (Р. Патнэм). Можно предположить, что в дальнейшем политическая власть будет играть важнейшую роль в двух направлениях: формирование жизнеспособной партийной системы (в том числе через пропорциональную систему) и формирование эффективной системы местного самоуправления.
Моноцентрическая модель власти, основанная на доминировании одной элитной группы, обеспечивает её максимальный контроль над политическими процессами и экономическими ресурсами региона.
В полицентрической модели власть рассредоточена между разными элитными группами, каждая из которых имеет собственный ресурс влияния, политический вес и может оказывать воздействие на принятие решений. Полицентрическая модель власти предполагает консенсус элит на основе «пакета», в котором фиксируются общие для всех правила игры. Руководитель выступает как делегируемая фигура, а его основная задача состоит в преодолении конфликтов между различными группами интересов.
Критериями реальной институциональной реформы являются:
- право голоса и ответственности;
- эффективность государственного управления;
- качество законодательства и право регулирования;
- власть закона;
- борьба с коррупцией.
Институт социологии РАН совместно с фондом Фридриха Эберта завершил фундаментальное исследование и представил доклад «Готово ли российское общество к модернизации?». Для большинства россиян для выхода на инновационный путь развития необходимо, прежде всего:
- равенство перед законом, соблюдение прав человека - 41%;
- беспощадная и в итоге успешная борьба с коррупцией – 38%;
- установление социальной справедливости – 31%;
- устранение бюрократических препон в работе государственных гражданских чиновников – 55%;
- совершенствование работы правоохранительных органов – 33%1.
Центральная проблема современной России - это создание эффективного государства. Без решения этой проблемы невозможно проводить политику, устремлённую в будущее. Демократия при этом является наиболее важным признаком политической зрелости народа.
В целом во взаимосвязи института власти и общества наблюдается нежелание первой идти на открытый диалог и отсутствие эффективных каналов связи, форм влияния и контроля вторых над государственными институтами. Происходит раскол гражданской идентичности россиян. Если эта тенденция сохранится, то в будущем не будет смысла говорить об участии граждан в процессах демократизации страны.
В России существует не система государственного управления, а эффективная система удержания власти.
Группы интересов в России формируются как элементы партийных и государственных структур, и их соперничество идёт не вовне, а внутри государственных органов управления. Опыт соперничества групповых интересов в постсоветских обществах показал необходимость их свободного взаимодействия. Только при соблюдении этого условия группы интересов могут представительствовать и защищать интересы различных слоёв общества и этим придать обществу стабильность.
До сих пор негативное влияние на общество оказывает аморфность правовых норм, нестабильность налоговых и таможенных правил, беспрецедентная коррупция и взяточничество.
Главным барьером на пути формирования институциональной инфраструктуры рыночного хозяйства стала старая номенклатура, не склонная ни к каким уступкам элита, состоящая из представителей многочисленного чиновничества высшего и среднего звена как в правительстве, так и вне его, и высших руководителей различных предприятий (директорское лобби). Эта «постноменклатурная» элита не имела никаких реальных ограничений в своём стремлении к самообогащению за счёт общества, используя самые разнообразные средства (государственные дотации, особые льготные кредиты, специальные внешнеторговые льготы и др.). В своё время Л. Эрхард подчёркивал, что если нет конкурентного порядка, то будет государственно-мафиозный характер. В разрушающейся социально-экономической системе, возникающий «социальный вакуум» неизбежно должен заполняться различными властными группами, как правило, центрально-государственными, защищающими свои собственные интересы и особые интересы влиятельных лиц, имеющих конфиденциально-информационные статусы.
В России при переходе от постсоциалистических форм производственно-коммерческой деятельности к рыночным принципам хозяйственной деятельности произошла тотальная «теневизация» хозяйства, которая начинает оказывать всё более определяющее влияние на экономические, социальные и политические процессы в стране. В государствах с значительным теневым экономическим сектором реализуется тенденция «власть формирует капитал» (в отличие от развитых экономик, где «капиталы формирует власть»). Кто имеет власть, тот приобретает и капиталы. А капитал у собственника нелояльного к власти, в любой момент может быть отчуждён, и к тому же на вполне законных основаниях.
В нынешних условиях, когда движение к рыночной экономике, политическому плюрализму, многопартийности и другим институтам демократического общества приобрело необратимый характер, дальнейшее существование в Конституции запрета на государственную идеологию пришло в противоречие с интересами консолидации многонационального общества и укрепления безопасности государства.
Разумеется, речь идёт не об установлении государственной монополии на идеологию и запрете инакомыслия, а о праве и обязанности государства, как равноправного субъекта политического процесса и участника общественного диалога, определять и проводить в жизнь общенациональные идеи, свои приоритеты в сферах образования и воспитания, противостоять пропаганде разрушительных стандартов жизни и морали, отстаивать принципы патриотизма и интернационализма как базовые ценности и ориентиры; влиять на формирование гражданской позиции людей в духе готовности к защите Родины, уважения к национальным святыням, культуре и истории и т.д.
Государственная идеология как совокупность взглядов и представлений, отражающих интересы населения страны, должна пронизывать культуру и образование с целью благотворной ориентации этих социальных инструментов. Она призвана формировать у граждан ценности и установки, противостоящие криминализации их жизни, утверждать в обществе гуманизм, искоренять экономический паразитизм, стимулировать уважение прав и свобод другого человека, правопослушание, активную жизненную позицию людей и другие нормы цивилизованных людей. Таким образом, государственная идеология призвана нести функцию национального примирения, гармонизацию отношений в обществе.
Невозможность быстрого проведения необходимых реформ для спасения и развития производительных сил страны при нынешнем состоянии всех государственных органов – трагедия сегодняшней России.
Оптимизация гражданского общества, создание условий, чтобы оно реально влияло на власть и принимало её решения – единственный путь легализации власти и общества. Нужен призыв президента и председателя правительства, поддержанный авторитетными людьми: «Отечество в опасности»!
Необходимо создавать условия, чтобы позитивные идеи активно обсуждались и осваивались народом. Средства массовой информации должны быть независимыми от чиновников и «спонсоров». Необходимо несколько партий, которые имели бы реальные возможности попасть во власть, благодаря поддержке избирателей. Партии должны выбирать главные цели и представлять их обществу. Партии и все лидеры, в том числе находящиеся во власти, должны между собой вести дискуссию перед гражданами, а граждане слушать их, принимать ту или иную точку зрения и в соответствии с ней выбирать депутатов и президента. Руководители государства обязаны вести прямую дискуссию с оппозицией, прямо перед избирателями отвечать на критику.
Система избирательных компаний должна быть независимой от исполнительной власти, иметь утвержденный законом бюджет на проведение выборов и агитацию деятельности партии. Избирательные комиссии должны формироваться партиями по квотам с равным представительством всех партий, участвующих в выборах. Должна быть обеспечена и гарантирована эффективная деятельность наблюдательных или контрольных общественных и партийных комиссий.
Власть должна осознавать, что если у значительной части граждан есть сомнения в справедливости выборов, в частности подсчёта голосов, то власть становится не авторитетной и не законной. Никакие доводы типа «обращайтесь в суд» авторитет власти не спасут. Власть с сомнительной репутацией начинают презирать, и она становится очень неустойчивой.
Необходимо декоммерциализировать избирательные компании партий и кандидатов. Выборы государственных деятелей (Президента РФ, глав республик, губернаторов и депутатов) должны финансироваться за счёт государственных (бюджетных) средств, когда все кандидаты получают одинаковые возможности обращения к населению через СМИ: одинаковые объёмы агитационных материалов, одинаковое время выступлений на радио и телевидении. Частные пожертвования от одного лица или коммерческой структуры должны быть ограничены законом. Отдать финансирование избирательных компаний частным коммерческим структурам – это всё равно, что с целью «экономии» госбюджетных средств и денег налогоплательщиков поручить частным структурам содержание милиции, органов безопасности, правительства, парламента и т.д. Так получается «приватизированное» правительство, действующее в интересах своих богатых спонсоров. Для выработки эффективной политики, отвечающей интересам народа, необходимо, чтобы все руководители, отвечающие за государственные дела и участвующие в политической деятельности, отвечали на публичные обвинения в злоупотреблениях, следуя следующему правилу: или обращайся в суд, или уходи в отставку. Оставлять публичные обвинения без ответа должно быть запрещено. В противном случае коррупция задушит государство и разорит страну.
Приняв рыночный экономический порядок, нужно внимательно усвоить выработанный многими десятилетиями во всех цивилизованных странах порядок дл чиновников во власти. В частности, государственный служащий (в первую очередь президент, министры, губернаторы, депутаты) и члены их семей не должны иметь коммерческих интересов, не должны иметь акций. Они должны жить только на зарплаты и денежные накопления.
Уровень коррупции – важнейший показатель, свидетельствующий о неудовлетворительной деятельности лидеров государства, порочности курса централизации власти, сворачивании политической конкуренции и ухода чиновников из-под контроля народа.
Нынешний государственный аппарат, в том числе правительственные органы настолько коррумпированы, что бороться с коррупцией без контроля гражданского общества не способны.
Инновационная экономика – это часть культуры, основанная на гуманистических ценностях, среди которых выделяются свобода и справедливость, верность долгу и доброта, интеллект и трезвая самооценка, чувство собственного достоинства, предприимчивость и творческое созидание.