Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1 ... страница 9страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14

3.2. Проблемы и пути оптимизации обеспечения правовой безопасности коммерческих организаций в сфере розничной торговли


Государственное обеспечение правовой безопасности коммерческих организаций, как известно, имеет ряд проблем. В связи с этим в сфере национальной безопасности Российской Федерации в социально-экономической сфере и обеспечения безопасности предпринимательской деятельности принят Федеральный закон 22 декабря 2008 года N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности".[6]

Проблема коррупции сегодня - одна из самых "горячих" тем. Средства массовой информации пестрят сообщениями о коррупционных скандалах, в которых фигурируют депутаты и чиновники, мэры и коммерсанты, преподаватели и врачи. Международные неправительственные организации поражают нас рейтингами, согласно которым Россия по степени вовлеченности в коррупционные отношения находится на уровне самых одиозных режимов.

В условиях вполне оправданного повышенного внимания к этой проблеме Торгово-промышленная палата Российской Федерации, как уникальная негосударственная организация, представляющая интересы всех форм бизнеса и отраслей российской экономики, не может остаться в стороне.

Антикоррупционная политика должна определять разработку и осуществление целенаправленных и последовательных мер государства и общества по противодействию коррупции, рассчитанных как на долгосрочную перспективу, так и на ближайший период.

Минимизировать уровень коррупционных проявлений можно лишь в том случае, если соответствующие комплексные меры будут осуществляться в рамках единой государственной антикоррупционной политики.

Государством предпринимаются шаги по защите стратегического сектора экономики применительно к иностранным инвестициям (принят важный закон, регулирующий механизм согласования привлечения таких инвестиций), формируется согласованная с бизнесом переговорная позиция по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Вместе с тем, еще предстоит выстроить эффективную систему партнерства в целях продвижения "бренда" под названием "Россия" в международном масштабе. Определяющую роль в этом должны сыграть государственно-общественные механизмы согласования интересов именно в сфере безопасности, в том числе и международной.

ТПП России полагает, что предприниматели и их организации не должны оставаться в стороне от налаживания реального и ответственного партнерства при создании эффективной социально ориентированной системы управления страной, в том числе путем законодательного закрепления и применения принципов прозрачности избирательного процесса и лоббирования групповых интересов. Борьба с вызовами и угрозами, такими, как бедность, беспризорничество, преступность, в том числе и терроризм, также должна вестись государством при активном участии предпринимательского сообщества.

Ряд проблемных вопросов в сфере обеспечения безопасности традиционно находятся в зоне особого внимания системы торгово-промышленных палат. О них речь пойдет ниже.

В целях совершенствования законодательства принят Федеральный закон от 19 июля 2009 года N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Закон направлен на усовершенствование механизмов разрешения корпоративных конфликтов.

Закон вносит в значительное количество законодательных актов комплекс взаимоувязанных изменений, направленных на совершенствование действующего законодательства в части урегулирования так называемых "корпоративных споров" (дополнены Налоговый кодекс РФ[2], КоАП[3], АПК РФ[4], Федеральные законы "Об акционерных обществах"[8], "Об обществах с ограниченной ответственностью"[7], "О рынке ценных бумаг"[10], "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и другие)" [9].

Закон предусматривает введение института "корпоративных споров" и отнесение их к подведомственности арбитражных судов. Для этого, в частности, АПК РФ дополнен целыми новыми главами, регулирующими порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам и порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц.

КоАП дополнен нормой, устанавливающей административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением ими или участием в нем.

Закон был разработан с учетом предложений предпринимательского сообщества, в том числе ТПП России. Ко второму чтению была направлена поправка об отнесении споров, связанных с созданием или управлением в торгово-промышленных палатах, к подведомственности арбитражных судов. Поправка учтена.

Корпоративный конфликт можно определить как разногласия (споры) между акционерами (инвесторами) и менеджерами общества в связи с нарушением прав акционеров, которые приводят или могут привести к искам к обществу, контролирующему акционеру или управляющему по существу принимаемых им решений, досрочному прекращению полномочий органов управления, существенному изменению в составе акционеров.

Можно выделить следующие основные факторы, способствующие возникновению корпоративных конфликтов и требующие правовых мер по локализации их действия.

Российской особенностью является информационная закрытость компаний. Этот фактор, в частности, объясняется высоким административным прессом на успешные компании, усилением активности со стороны корпоративных поглотителей и т.п.

Имеет место противоречие между информационной прозрачностью как средством преодоления корпоративного конфликта, пресечения злоупотреблений инсайдерской информацией и опасностью раскрытия информации как фактора, способствующего враждебным поглощениям и усилению административного пресса со стороны коррумпированных чиновников.

Ближайшие перспективы развития корпоративного сектора в России выглядят достаточно определенно. Все больше прилагается усилий для снижения юридических и административных рисков. Однако вряд ли проблема корпоративных конфликтов будет решена окончательно, поскольку конфликт интересов изначально заложен в самой структуре общества, в которой разные группы лиц преследуют разные интересы. Здесь важна не столько регламентация действий органов управления общества и акционеров, сколько выработка эффективных механизмов согласования разнонаправленных интересов многочисленных участников корпоративных отношений, защиты прав более слабой стороны в правоотношении (как правило, такой стороной оказываются миноритарные акционеры) и недопущения злоупотребления правом со стороны всех участников данных правоотношений.

Определенный интерес при этом может представлять отдельные акты из англо-саксонской правовой системы, которые помимо ряда других инструментов предусматривают правомочия Совета директоров (наблюдательного совета) общества на проведение независимого расследования. При этом лицо, проводящее такое расследование, не должно иметь "существенных коммерческих операций" с компанией, где проводится расследование, каких либо отношений с лицами, в отношении которых проводится расследование, не должно быть связанным с операциями, в отношении которых проводится расследование.

Решение вопроса об ответственности топ-менеджеров, как одного из элементов системы решения корпоративных конфликтов, неразрывно связано с необходимостью эффективного судебного контроля над их деятельностью.

Усиление правовой защиты интересов миноритарных акционеров в любом случае не должно создавать условий, способствующих развитию таких способов неправомерного воздействия, как корпоративный шантаж (гринмейл), значительный рост которого отмечается в последнее время.

При разрешении корпоративных конфликтов необходимо иметь в виду такой принцип корпоративного права, как превалирование интересов корпорации в целом над интересами отдельных акционеров независимо от количества акций, находящихся в их владении.

Для решения противоречий между акционерами компании (как мажоритарными, так и миноритарными) и менеджерами должны быть задействованы механизмы и процедуры предотвращения и урегулирования корпоративных конфликтов, в том числе и этика, поскольку правовые нормы (также по объективным причинам) не могут все регламентировать. Например, правовые нормы достаточны только тогда, когда менеджеры имеют противоправные цели и злоупотребляют своими полномочиями.

В целом, несмотря на отдельные нормы корпоративного права, отражающие необходимость исключения конфликта интересов, само содержание этого явления остается практически неизученным. В связи с этим невозможно определить степень вреда, наносимого экономике из-за неэффективного регулирования в этой сфере. Наиболее "конфликтными" в области корпоративного права являются отношения, где пересекаются разнонаправленные интересы различных субъектов.

С учетом изложенного, можно выделить ряд наиболее очевидных конфликтных зон: компетенция и ответственность органов управления хозяйственного общества; отношения между мажоритарными и миноритарными акционерами; конфликт интересов между акционерами и обществом и другие. Выработка и законодательное закрепление мер, направленных на снижение степени конфликтности или предупреждение конфликта интересов в этих областях должны стать одним из приоритетных направлений законодательной деятельности в области корпоративного права.

Повышение прибыли должно достигаться с учетом публичных интересов, направленным на гармоничное, устойчивое развитие экономики и общества в целом. Это не должно сказываться на ухудшении состояния окружающей среды и т.д. Стоит отметить, что эти цели должны быть непосредственным образом связаны с бизнесом компании.

Интересы менеджмента должны быть полностью подчинены не интересам какого-либо отдельного акционера, а их общему интересу. Каждый член совета директоров, член коллегиального исполнительного органа, генеральный директор, управляющая компания должны действовать не в интересах акционера или группы акционеров, предложивших их кандидатуры, а в интересах компании в целом. Поэтому каждый из указанных лиц в публичной корпорации не должен занимать какие-либо должности или иным образом связан с акционером, выдвинувшим его кандидатуру. К сожалению, избежать этого конфликта интересов практически невозможно. Отсюда и многие проблемы публичных корпораций.

В связи с изложенным особое значение имеет необходимость активного участия торгово – промышленных палат, иных предпринимательских организаций в формировании и систематизации обычаев делового оборота, разработке и внедрении в практику модельных (типовых) договоров и правил корпоративного поведения, направленных на снижение уровня конфликтности корпоративных отношений.

С учетом изложенного представляется актуальным инициирование торгово-промышленными палатами и активное участие в работе по анализу правоприменительной, в основном, региональной судебной практики с целью восполнения пробелов в правовом регулировании в данной сфере.

Как уже отмечалось, проблема противодействия криминальным поглощениям предприятий также входит в число приоритетных для системы торгово-промышленных палат. При Комитете по безопасности предпринимательской деятельности ТПП России действует специальная комиссия, которая не только обобщает практику рынка недружественных поглощений, но и выдает рекомендации по конкретным случаям силового захвата предприятий.

Правилами Всемирной торговой организации (ВТО), к присоединению к которой готовится Россия, запрещается всякая коммерческая деятельность от имени государства. Таким образом, проведение политики по расширению доли государственного сектора на рынке услуг в сфере безопасности может повлечь следующие негативные последствия:

1. Разорение либо уход в "теневой" сектор большого количества негосударственных субъектов системы обеспечения безопасности.

Из-за отсутствия надлежащего правового регулирования в настоящее время "в тени" работает большинство служб безопасности (экономической разведки и контрразведки) крупных компаний и банков, которые действуют под вывеской "информационно-аналитических" подразделений либо как средства массовой информации.

2. Захват российского рынка услуг в сфере обеспечения безопасности транснациональными корпорациями.

С учетом данного фактора угроза перехода этой деликатной сферы под контроль транснациональных корпораций ведет к возникновению прямой угрозы национальной безопасности страны.

3. Развал реально сложившейся системы социальной адаптации военнослужащих и сотрудников, увольняющихся из штатного состава органов обеспечения безопасности.

В целом для обеспечения устойчивого развития экономики, достижения поставленных целей ускорения экономического роста совершенно необходима концентрация усилий власти и общества на "прорывных" отраслях.

И в Программе деятельности ТПП России на 2010-2014 годы, одобренной очередным Съездом Палаты, вопросам усиления борьбы с недобросовестным предпринимательством и экономической безопасности бизнеса соответственно уделено адекватное внимание.



<предыдущая страница | следующая страница>


Дипломная работа 105 с., 4 рис., 16 табл., 54 источника, 2 прил

Розничная торговля, торговая организация, экономическая безопасность организации розничной торговли, правовая безопасность организации розничной торговли

1555.8kb.

09 09 2014
14 стр.


Дипломная работа «Любовь к трем апельсинам» Л. Филатов, на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом»

Образование: спбгуп, Мастерская н а. Громадского Р. Б., Тш «образ» -педагог по актерскому мастерству, режиссер. Дипломная работа «Любовь к трем апельсинам» Л. Филатов, на сцене теа

19.53kb.

26 09 2014
1 стр.


Дипломная работа (Выпускная квалификационная работа) Петряковой Александры Евгеньевны

«Роща лиственниц» и «Массив сосновых боров на берегу Горьковского водохранилища близ с. Пелегово»

1221.25kb.

15 12 2014
7 стр.


Определить ток I

На рис. 2 приведена электрическая схема нелинейной электрической цепи, а в табл. 4-9 – данные по элементам цепи и питающему напряжению U0 в соответствии с номером личного варианта

74.02kb.

11 10 2014
1 стр.


Лекция №23 Тема расчет сжатых стержней на устойчивость. Продольно-поперечный изгиб

Устойчивость систем можно проиллюстрировать рисунками ( 1 ). На ( рис 1,а ) изображена устойчивая система, на ( рис. 1,б ) неустойчивая, на ( рис 1,в ) безразличная, и на ( рис 1,г

199.06kb.

25 12 2014
1 стр.


Тики Дипломная работа

Данный урок с предыдущими и последующими уроками

677.12kb.

10 10 2014
4 стр.


Дипломная работа фонетика эмоциональной речи в ее устной и письменной реализации
516.3kb.

23 09 2014
3 стр.


Устойчивость равновесия деформируемых систем

Устойчивость систем можно проиллюстрировать рисунками ( 1 ). На ( рис 1,а ) изображена устойчивая система, на ( рис. 1,б ) неустойчивая, на ( рис 1,в ) безразличная, и на ( рис 1,г

68.24kb.

25 12 2014
1 стр.