Перейти на главную страницу
Как ни странно, наибольшее число потерь торговые предприятия терпят в результате ошибок и нарушений, которые допускают сотрудники вследствие неотлаженной системы экономико-правовой безопасности. Решить эту проблему на торговых предприятиях поможет только служба безопасности предприятия и правовой защиты бизнеса методом юридически закрепленного оформления договорных отношений, заказа поставщику, приема товара, а также методом принятия оперативных и грамотных решений в случае ошибок в работе с документами и в случае задержания нарушителя.
Практика работы торговых сетей показывает, что основной причиной потерь торговых компаний являются вовсе не убытки, причиняемые умышленными действиями покупателей и персонала. От 80 до 95% потерь происходит в ходе обеспечения операционной деятельности торговых объектов в результате ошибок и нарушений сотрудниками. Единственным действенным способом снижения данного вида потерь является лишь налаженная система учета товародвижения, стандартизация всех процедур, осуществляемых на различных его этапах, и строжайший контроль их соблюдения.
Служба безопасности создается в интересах собственной безопасности учредителя, однако роль службы безопасности в ее обеспечении не определена. Представляется, что служба безопасности предназначена, прежде всего, для организации защиты от всех видов потенциальных угроз.
Под предприятием, которое вправе учреждать собственную службу безопасности, понимается исключительно юридическое лицо.
В ООО «Валентин» также существует служба безопасности (СБ).
Приведем краткий перечень возможных действий службы безопасности ООО «Валентин» по пресечению, устранению или нейтрализации угроз в рамках основных видов безопасности: [17, с. 51]
Все нормативные документы регламентирующие деятельность СБ можно разделить на:
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность СБ, являются Устав и Положение о службе безопасности.
Должностная инструкция СБ ООО «Валентин» включает:
Товар может поставляться в магазин только после заключения договора с поставщиком. Условия договора определяет менеджер по приему товара, юрист торговой организации проверяет договор на соответствие законам Российской Федерации и интересам предприятия, подписывает договор на поставку продукции финансовый директор предприятия. В договоре поставки товара должны быть обозначены условия поставки, возврата и оплаты продукции.
После заключения договора на поставку менеджер по приему товара в ООО «Валентин» составляет контракт на закупку. В нем указывается:
При исключении какого-либо товара из контракта в карточке торговой системы данного товара убирают признак «прием разрешен». Все карточки с признаком «прием разрешен» должны присутствовать в одном из действующих контрактов. Исключать товар из контракта можно только после выполнения поставщиком всех заказов, содержащих данную позицию.
При изменении контрактов менеджер по приему товара вносит изменение в номенклатуру товаров ООО «Валентин». При запрете реализации и заказа из номенклатуры магазина артикул изымают, а при внесении в контракт или разрешении на реализацию в номенклатуру соответствующего торгового объекта — добавляют его.
Все решения и действия по изменению параметров артикула, а также все изменения в документе «контракт на закупку» производит только менеджер по приему товаров.
Процедура оформления заказа на поставку товара в ООО «Валентин».
Планирование заказов
Заказ поставщику формируется только согласно графику заказов. В графике заказов указаны дни недели, когда поставщик принимает заказ, и дни недели, когда осуществляется поставка товара.
Заказ делает менеджер по приему товара. Заказ может быть сделан только на основании контракта.
Для формирования заказа поставщик предъявляет менеджеру ООО «Валентин» «Бланк-заказ».
В отчете «Бланк-заказ» указывается:
В заказе поставщику указывают:
Ежедневно менеджер проверяет выполнение заказов за предыдущий день. В торговой системе отбираются заказы в статусе «размещен» с датой поставки предыдущего дня.
Выполнение заказов контролируется еженедельно отчетом «Анализ заказов поартикульно».
В отчете «Анализ заказов поартикульно» показываются следующие данные:
При формировании заказа конкретной товарной позиции ответственный менеджер не проводит анализ товарных остатков, не анализирует среднесуточную реализацию, периодичность поставок, иные объективные обстоятельства, влияющие на снижение или повышение покупательского спроса на данный товар (будни или выходные дни, предпраздничные продажи и т.д.). В результате заказывается и поступает такое количество товара, из которого реализовать в пределах срока его годности возможно лишь половину. В случае невозможности возврата нереализованного товара поставщику весь такой товар подлежит списанию и утилизации. Соответственно, его стоимость полностью включается в потери предприятия. Выявляются такие ошибки, как правило, в процессе списания. Служба безопасности, как и руководитель магазина, визирующий акт списания, должны задумываться о количестве списываемого товара, причинах и виновности соответствующих должностных лиц в больших объемах списываемого товара. [49]
Ежедневно в 18.00 финансовый директор ООО «Валентин» распечатывает реестр заказов в статусе «размещен» с датой поставки, соответствующей дню, следующему после дня распечатки реестра. Финансовый директор предприятия подписывает данный реестр и передает его менеджеру по приему товара не позднее 19:00. Копию реестра заказов финансовый директор предприятия передает менеджеру по приему товаров для организации учета прибытия автотранспорта в торговый объект.
Менеджер грузовой зоны по реестру распределяет работу персонала грузовой зоны. В реестре заказов менеджер грузовой зоны отмечает номера накладных на перемещение товаров с виртуального склада возврата, подготовленных на возврат. Данные о подготовленных возвратах менеджер по грузовой зоны берет из «журнала учета возвратов поставщику».
Регистрация прибытия поставщика
При прибытии автотранспорта поставщика с товаром менеджер грузовой зоны регистрирует время прибытия автотранспорта в журнале учета прибытия-убытия автотранспорта с товаром и оборудованием (табл. 16), предварительно проверив наличие данного поставщика в реестре заказов. При соответствии данных он вносит данные в «журнал учета прибытия-убытия автотранспорта с товаром и оборудованием» и сообщает о прибытии поставщика менеджеру по приему товара. Если поставщик отсутствует в реестре заказов, менеджер грузовой зоны связывается с менеджером по приему товаров.
Менеджер по приему товаров ставит об этом в известность финансового директора торгового объекта. Финансовый директор ООО «Валентин», проанализировав ситуацию, принимает решение о целесообразности приема товара. В случае принятия решения о приеме товара от поставщика, не зарегистрированного в реестре заказов, финансовый директора ООО «Валентин» вносит данного поставщика в реестр заказов, удостоверив такое решение своей подписью.
На поставщиков, поставляющих товар в ООО «Валентин» чаще одного раза в день или имеющих такую возможность (например, местные производители и поставщики фруктов), правило приема по реестру заказов не распространяется. В каждом торговом объекте у менеджера грузовой зоны должен быть список таких поставщиков, утвержденный финансовым директором предприятия. Указанные в списке поставщики принимаются без реестра заказов при наличии заказа с датой поставки, соответствующей текущей дате.
Таблица 16 - Форма журнала учета прибытия-убытия автотранспорта с товаром и оборудованием
Прием товара
Сопроводительную документацию представитель поставщика передает менеджеру по приему товара. Менеджер по приему товара проверяет комплектность и правильность оформления сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, сертификата, удостоверения качества и т.д.). Менеджер по приему товара начинает приемку только при наличии полного комплекта правильно оформленных документов.
Если документация предоставлена не в полном объеме или неправильно оформлена, менеджер по приему товара, проанализировав ситуацию, принимает решение о целесообразности приема товара.
Менеджер по приему товара в ходе приема товара проверяет:
Если у поставщика имеется возвратная тара, то менеджер по приему товара отдает ее в обязательном порядке, при этом подтверждая возврат тары и ее количество, поставив соответствующий штамп и подпись на двух экземплярах накладных.
Фактическое количество товара, полученное во время подсчета, вносится в терминал сбора данных. Терминал сбора данных с внесенными данными менеджер по приему товара передает оператору ввода данных для формирования приходной накладной и получает у оператора ввода данных первый экземпляр накладной с проверенными ценами и отсутствием позиций с превышением цены. Менеджер по приему товара производит вычеркивание позиций в обоих экземплярах товарно-транспортной накладной и по количеству, и по цене. Все вычеркнутые позиции необходимо заверить подписью экспедитора поставщика напротив каждого вычерка.
Менеджер по приему товара регистрирует прием товара в журнале учета приема товара, подписывает товарно-транспортную накладную и передает один экземпляр менеджеру грузовой зоны.
Во втором экземпляре товарно-транспортной накладной менеджер по приему осуществляет ввод данных для окончательной проверки корректности внесенных данных в торговой системе. После проверки товарно-транспортная накладная и счет-фактура передаются бухгалтеру ООО «Валентин» для сверки соответствия данных, подшивки документов и ведения бухгалтерского учета.
Менеджер грузовой зоны отмечает время убытия и делает отметку в журнале учета прибытия-убытия автотранспорта с товаром и оборудованием.
Менеджер грузовой зоны сообщает о завершении приема товара. Торговый персонал в контакте с менеджером грузовой зоны организуют транспортировку принятого товара в торговый зал.
В ходе приема товара могут допускаться ошибки как со стороны менеджеров по приему товара. Эти ошибки могут причинить значительный ущерб торговой организации.
Невнимательность менеджера по приему товара может привести к тому, что приходуется товар, фактически не поставленный в магазин. На практике приходилось сталкиваться с ситуацией, когда товар принимался (то есть ставились подписи на приходных накладных) на основании данных заказа поставщику, фактически же товар не пересчитывался. В результате «принималось» количество товара в два раза меньше, чем поставлялось фактически.
Прием товара по штрих-коду
В ООО «Валентин» прием товара осуществляется только по штрих-кодам на поставляемой продукции.
Без штрих-кода разрешено принимать только следующие виды продукции:
Запрещено принимать товар, у которого:[44, c. 57]
Весь штучный товар сканируется в обязательном порядке.
Товары, входящие в группу риска (товары, по которым имеются наиболее значительные потери, выявленные в ходе текущих и итоговых инвентаризаций) и обозначенные в списке, согласованном с менеджером по приему товара и утвержденном финансовым директором (бухгалтером), принимаются только в присутствии охранника и сопровождаются им до момента выкладки в торговый зал.
Розничная торговля, торговая организация, экономическая безопасность организации розничной торговли, правовая безопасность организации розничной торговли
09 09 2014
14 стр.
Образование: спбгуп, Мастерская н а. Громадского Р. Б., Тш «образ» -педагог по актерскому мастерству, режиссер. Дипломная работа «Любовь к трем апельсинам» Л. Филатов, на сцене теа
26 09 2014
1 стр.
«Роща лиственниц» и «Массив сосновых боров на берегу Горьковского водохранилища близ с. Пелегово»
15 12 2014
7 стр.
На рис. 2 приведена электрическая схема нелинейной электрической цепи, а в табл. 4-9 – данные по элементам цепи и питающему напряжению U0 в соответствии с номером личного варианта
11 10 2014
1 стр.
Устойчивость систем можно проиллюстрировать рисунками ( 1 ). На ( рис 1,а ) изображена устойчивая система, на ( рис. 1,б ) неустойчивая, на ( рис 1,в ) безразличная, и на ( рис 1,г
25 12 2014
1 стр.
Данный урок с предыдущими и последующими уроками
10 10 2014
4 стр.
23 09 2014
3 стр.
Устойчивость систем можно проиллюстрировать рисунками ( 1 ). На ( рис 1,а ) изображена устойчивая система, на ( рис. 1,б ) неустойчивая, на ( рис 1,в ) безразличная, и на ( рис 1,г
25 12 2014
1 стр.